Спасется ли женщина без чадородия?

«Если ты заботишься о своем спасении,
доказывай это не словами, а делами...»
Свт. Иоанн Златоуст

Сегодня моими собеседниками снова будут женщины. Хочу закончить начатый разговор на тему женского одиночества. Больше не буду никого отговаривать от замужества и пугать «страшилками» из семейной жизни. Попробую дать практические советы на тему «Женщина и дети». Сразу скажу: они не для всех. Жду критику и несогласие. Но, возможно, кто-то меня услышит, попробует взглянуть на свою жизнь через призму размышлений на предложенную тему.

1. Жизнь женщины должна быть связана с детьми

Это мое первое утверждение, точнее, тезис, продиктованный жизнью. С какими детьми? Своими родными? Совсем нет, просто с детьми вообще. Тем более если женщина не вышла замуж, не стала матерью, и детей у нее нет. Об этом с молодости нужно хорошо подумать каждой девушке: «А вдруг у меня не будет своих детей?» Но про это, как правило, обычная молодая женщина не думает, так же как никто из нас не размышляет, на каком кладбище его похоронят. О месте своего погребения говорить не принято, мы хотим долго и счастливо пожить на этой земле... Замечено, что тяжелее всего те скорби, к которым мы не готовимся, от которых стараемся всячески дистанцироваться. Бездетность особенно тяжело переживается как испытание неожиданное, о котором девушка никогда не думала. Все женщины почему-то уверены, что они выйдут замуж, в браке будут счастливы и, конечно же, испытают радость материнства. Но подобные мечты не всегда и не у всех сбываются. Гарантии никакой нет.

Отличие современной женщины от женщин прошлых времен, на мой взгляд, ярче всего проявляется в отношении к детям. Дети сегодня перестали быть желанной целью, их рождение не воспринимается как радость, а труд воспитания превращается в неизбежную повинность. Жизнь женщины заполняет работа, карьерный рост, материальный достаток. На работе, среди коллег, многим интереснее, чем дома, с ребенком на руках или в халате у плиты. Происходит очевидное вытеснение из сознания современной женщины важнейших ценностей и понятий, о которых говорит Евангелие. Показателем данной проблемы служит род деятельности, профессии, которые выбирают женщины. Работа в банке или сфере туризма, личный бизнес или научная деятельность, выезды за границу и даже участие в политике – это желание и мечта многих современных молодых женщин и девушек. Подобная деятельность вряд ли принесет им внутреннее удовлетворение и сделает счастливыми. Но желание красиво и богато жить, быть «стильной и современной», иметь влиятельных друзей и многих поклонников – от таких мечтаний и соблазнов откажутся далеко не все...

Грустно, что работа с детьми становится немодной

Грустно, что работа с детьми становится немодной, а желающих посвятить себя детям с каждым годом все меньше. Часто, забирая детей из школы, вижу лица учителей. Среди них – большинство женщины, и уже не молодые. И лица у них обычно светлые и добрые, а речь плавная и спокойная. Молодые учительницы – другие. Они строгие, грамотные, выдержанные и часто очень хорошие... Но у них еще нет той сердечной теплоты и житейской мудрости, которые приходят с годами работы в школе и так необходимы детям и их родителям... Женщина-учительница обязательно найдет и раскроет себя в своей работе, а лучше сказать, в служении. Грустно верить в житейское наблюдение, что у людей, посвятивших свою жизнь воспитанию детей, собственные чада далеки от идеала. Время, проведенное в школе, часто работает в семьях учителей против их собственных детей. На других деток уходят все силы и любовь – а своим остаются только крохи внимания и минуты интереса. Поэтому в своих молитвах после духовных отцов и родителей будем всегда поминать первую учительницу и тех воспитателей и педагогов, которые помогли нашему жизненному и христианскому становлению. Труд школьной учительницы очень важный и нужный, в нем раскрываются лучшие женские качества и добродетели. Такая женщина с годами становится мягче, в ее душе появляется больше доброты, а потом – и смирения. Причина – соприкосновение с детьми и близость к ним. Женщине это требуется, она для этого создана. Дети – это сфера, где должна быть женщина, в том числе и одинокая, незамужняя. Конечно, не только школа – прекрасное место для работы женщины. Как здорово, когда девушка хочет быть детским врачом или медсестрой в роддоме, воспитателем в детском саду, детским психологом или логопедом. Одним словом, женщина и дети, даже в профессиональной деятельности, – понятия неразрывные.

2. Одинокой женщине хорошо быть рядом с другой семьей

Например, родных брата или сестры. Влияние тети на племянников может быть самым хорошим и добрым. Об этом известно многим. Лишние женские руки незаменимы в большой семье, особенно с маленькими детьми. Помощь родной сестры по хозяйству отличается от работы няни или строгого присутствия свекрови. А ведь так важен спокойный доброжелательный климат в доме, тишина, отсутствие конфликтов и громких споров, часто по мелочам, из-за ерунды. Родные сестры всегда найдут общую тему для разговора, приспособятся друг к другу на одной кухне. Такой вариант подойдет незамужней девушке из многодетной семьи. Обычно кто-то из них остается в девах до конца жизни и живет на правах родного человека в семье с племянниками. В семье моей матушки не смог жениться ее родной дядя. По рассказам моей супруги, дядя Вася был полноценным воспитателем своих двух племянников и двух племянниц на протяжении 20 лет. Жизнь в семье родного брата помогла ему, мужчине, сохранить свою чистоту и вложить свои мужские силы и педагогические способности в любимых детей. Если это помогло мужчине, то, наверное, поможет и незамужней женщине? Только, чтобы жить в семье брата или сестры, нужно иметь достаточно терпения, смирения и трудолюбия. Твое присутствие должно быть желанным для всех домочадцев.

3. Усыновление ребенка

Речь идет об опеке или усыновлении именно незамужней женщиной другого ребенка. Вы сразу возмущены и не согласны со мной? Как же так, поднимать и воспитывать ребенка должна полная семья, где есть мужчина – кормилец и отец! Да, это самая лучшая ситуация, спора нет. Но мы сегодня говорим о другом. О том, что нормальной женщине без детей плохо. Понимая и чувствуя это, бездетные незамужние женщины ведут себя по-разному. Рассмотрю два варианта женского поведения.

3.1. «Родить для себя»

От таких слов у меня по коже сразу идут мурашки. А у вас? Слышать об этом неприятно, а тем более – видеть это в жизни. К сожалению, наблюдал подобное явление многократно. «Технически» осуществить это проще простого. Как говорится, желающих хоть отбавляй, тем более что некоторые будущие «горе-мамаши» даже не претендуют на помощь со стороны мужчины. Зачатие ребенка часто происходит от женатых, подбирается мужчина по критериям племенного быка или породистого жеребца. В расчет берутся его «законные» дети. Если они красивые и здоровые, а их отец не прочь «поразвлечься на стороне», то зачатие ребенка – дело времени и места. Приходилось слышать про подобные поступки и от наших верующих женщин. На тот момент их совесть была полностью заглушена, забетонирована, понятие греха напрочь отсутствовало. На первом месте стоял страшный эгоизм, который диктовал безумное животное желание – «ХОЧУ РЕБеНКА!!!» Никакие убеждения в тот момент не действуют, взывание к совести и устрашение судом Божиим бесполезно. Все помрачают страсть и безумие. Напоминать про христианское звание и чистоту жизни – все равно что бросать о стенку горох. Убеждаешься, что грех полностью завладевает человеком, ослепляет его и дезориентирует.

В этом смысле интересно отличие переживания блудного греха между мужчиной и женщиной. Блуд для мужика – почти «обычное» дело, особенно в командировках, на отдыхе и обязательно «по пьяни». После греха – часто осознание вины, раскаяние в нем, омерзение к себе, синдром «побитого пса и грязной свиньи». На исповеди обычно удивляются сразу двое: а) мужчина – самому вопросу, когда батюшка его спрашивает про блуд, ибо в нем повинны почти все, в том числе и он; б) священник, когда узнает, что взрослый здоровый мужик сохранил свою чистоту, не согрешив блудом.

Совсем другое покаяние у одиноких женщин, которые хотели через грех забеременеть. Их можно разделить на два типа. Первые – «блудницы-неудачницы». У них не получилось забеременеть, цель не достигнута. На исповеди они не только называют грех, но еще и обижаются на свою жизнь, и особенно на «бесплодного мужчину». Второй тип – «счастливицы». Такие не просто каются батюшке в блуде, но и ему первому рассказывают о своей радости будущего горе-материнства. Однажды женщина «для себя» забеременела сразу двойней, и я об этом узнал первым. А теперь рассмотрим другой вариант, где нет греха, а есть Божие благословение.

3.2. Взять чужого малыша

Опыт усыновления детей одинокими женщинами очень скромный, но он все-таки есть

Который совсем скоро станет своим – самым родным и любимым. Но этого надо захотеть, в это нужно поверить и об этом начать молиться. Такая молитва до Бога доходит. Главное – узнать и исполнить Его волю. В нашем храме есть незамужние девушки, которые устали ждать и решили действовать, с благословения духовника и личного желания. Мы вместе решили, что сначала нужно поступить на специальные курсы для приемных родителей. Начать учиться, прислушиваться к советам врачей и психологов, побольше общаться с самими родителями приемных детей и, конечно, усилить свою молитву к Богу. Думать и размышлять, а главное – не торопиться. «Воля Божия открывается в терпении», – любили повторять наши благодатные старцы. Нужно совершать особое ежедневное правило о вразумлении и познании воли Божией в этом важном деле. Учеба на курсах ни к чему не обязывает. Можно окончить учебу и не взять ребенка – и это будет нормальный, честный поступок. А можно решиться, но только с верой, с желанием согреть своим теплом детскую душу, стать для малыша родной мамой. Для Бога важнее всего настроение человеческого сердца и наше участие в судьбе другого человека, и особенно ребенка. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать (опекать, заботиться – прим. автора) сирот... в их скорбях (Иак. 1, 27). Практика усыновления очень древняя, в том числе – когда детей брали незамужние женщины. Об этом, к примеру, пишет преподобный авва Дорофей в своих поучениях. Правда, маленьких девочек брали не только благочестивые девы для христианского воспитания, но и женщины-блудницы для обучения своему сатанинскому ремеслу (подробнее у аввы Дорофея в поучении «О том, чтобы не судить ближнего»). Скажу честно: опыт усыновления детей одинокими женщинами очень скромный, но он все-таки есть. В таких случаях требуется согласие всех домочадцев, и это правильно. Взятый в семью ребенок обяжет заботиться о себе не только свою новую маму, но обычно и ее родителей. А для пожилых людей поднимать и воспитывать малыша – труд нелегкий. Одним словом, свои размышления я оканчиваю открытым финалом, предлагая каждому, кто заинтересовался данной темой, принять решение самостоятельно и, самое главное, ответственно. Однозначного ответа на вопрос, брать или не брать ребенка, наверное, нет, и вряд ли кто-то возьмет на себя ответственность сказать последнее слово за другого. По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29)…

Женское сердце создано для любви – чистой и жертвенной

Наш разговор подходит к концу. Мои размышления сегодня были о женщинах, не познавших радости материнства. Им живется нелегко, они не теряют надежды устроить свою личную жизнь, потому что любая женщина предназначена быть женой и матерью. Женское сердце создано для любви – чистой и жертвенной. Лучше всего, на мой взгляд, такая любовь проявляется по отношению к детям. Рядом с детьми любая женщина раскрывает свои лучшие качества, чувствует свою востребованность, находит применение своих способностей и знаний. А детей, которым нужна любовь и помощь, очень много. Они рядом с нами и ждут нас. Нельзя унывать, если не сложилась личная жизнь и не сбылись мечты о женском счастье. Нельзя сдаваться, а нужно уповать на Бога и действовать. Учиться любить не словом и языком, но делом и истиной (1 Ин. 3, 18). А если женщина через детей научится любить, разве она не достигнет спасения?

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Беспокоишься ли ты о своих детях? Беспокоишься ли ты о своих детях?
Митр. Лимасольский Афанасий
Беспокоишься ли ты о своих детях? Беспокоишься ли ты о своих детях?
Митрополит Лимасольский Афанасий
Если мы хотим быть хорошими родителями, тогда не можем сделать ничего лучшего, как посмотреть, как относится Бог к нам, исследовать эту отеческую связь Бога с человеком, исследовать отеческое отношение Бога к Его чаду — человеку.
А хорошо ли ребенку? (+ВИДЕО) А хорошо ли ребенку? (+ВИДЕО)
Прот. Димитрий Смирнов о детских домах
А хорошо ли ребенку? (+ВИДЕО) А хорошо ли ребенку? (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым о проблемах детских домов и опекунстве
Как сказывается пребывание в детских домах на душах их воспитанников? Может ли поправить ситуацию широкое развитие опекунства? К чему надо быть готовым приемным родителям?
Как привить ребенку любовь к Богу? Как привить ребенку любовь к Богу?
Ответы пастырей
Как привить ребенку любовь к Богу? Как привить ребенку любовь к Богу?
Ответы пастырей
О том, что делать родителям, чтобы любовь к Богу укрепилась в сердце их чада, и чего ни в коем случае делать не надо.
Комментарии
Светлана Коришова29 мая 2023, 22:45
Не согласна с о. Андреем и его советами одинокой девушке жить в семье брата, сестры и проч. родственников. Отношение будет как к прислуге, а не личности. Я живу с родителями, они в довольно престарелом возрасте. Замужем никогда не была, детей нет. Работаю в школе в административно-управленческой должности. С детьми приходится сталкиваться. И поверьте они далеко не ангелы в поступках по отношению к учителям и др. работникам Образовательного учреждения. Много грубости и хамства в ребенке идёт из семьи.Родителями становятся невоспитанные люди, создающие семьи. И зарплаты у молодых специалистов в районе 19-22 тыс. руб.
Елена23 июля 2021, 13:38
В этой статье, как и в комментариях, слишком много осуждения. Христос учил другому. Мы все - всего лишь грешники на пути к искуплению и спасению.
Елена22 сентября 2020, 22:22
Взаимоисключающие параграфы. + Зачем насиловать себя, если детей не любишь и без них тебе реально хорошо? Зачем заставлять себя кого-то любить, если можно просто никому не причинять зла, а жить вообще отшельником, как праведные отцы? Ведь полно вещей, о которых нужно и приходится молиться! Да и что значит "любить"? Божья любовь в любом случае отличается от человеческой, и всегда будет отличатся. Написано, что в последние времена настоящими святыми будут не те (не только те), кто сохранил любовь, а вообще все те, кто просто не совершил зла. А Иисус вообще говорит, что "люди последнего времени будут ..., таковых удаляйся". Ну и смысл тогда?
Елена20 марта 2020, 07:07
Статья - не больше, чем мнение одного человека, слишком субъективно. Моя пожилая учительница была ужасным человеком, ненавидившим детей. У меня трое детей, ради их рождения я поставила крест на карьере. Ведь с тремя детьми на работу нормальную брать не хотят. Муж бесконечно деньгами грызет, что мало зарабатываю. Детей люблю, но счастья особо это не приносит. Всё общество от работодателей до мужей готово принимать женщин, если не бездетными, то хотя бы малодетними. Дело здесь не в денщинах
Анна18 апреля 2018, 20:29
Прекрасная статья! А вот многие комментарии удручают.
Странно, что такое количество неверующих и не имеющих любви людей читают священника. Зачем? Чтобы раздражаться?
Татьяна 9 октября 2017, 14:45
А я всегда думала, что если не будет ребенка, то можно в монастырь уйти.
Юра 5 октября 2017, 08:40
Елена Николенко 4 октября 2017, 00:34 Какое-то очень тяжелое впечатление от ваших комментариев на душе и только одна мысль: "Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет" (Пс.1,6).
Иоанна_ 4 октября 2017, 13:47
Елена Николенко: /Зачем вам нужно, чтобы именно русских рождалось больше?// Да, действительно, есть люди, которые хотят, чтобы русских рождалось меньше. Ещё меньше. Причём, для некоторых из них русский язык является родным.
Иоанна_ 4 октября 2017, 13:21
Елена Николенко: /... Она злилась и отвечала, что смысл ее жизни не заключается только в том, чтобы щи варить и подгузники менять...// С чего бы злиться, если всё прекрасно? То, что человек говорит и то, что он на самом деле чувствует - не всегда одно и то же. И злость - обычная защитная реакция. Разные-то разные, но всё же общие черты наблюдаются. Как физически все мы имеем по 2 руки, одной голове и одному желудку, так и душевные черты общие имеют место. Бог создал женщину прежде всего как жену и мать, и стремление к исполнению этого Божьего замысла - норма. А отклонения от нормы (любые) - всё же редкость. Так что священники всё правильно видят и пишут.
Елена Николенко 4 октября 2017, 00:34
ведь при такой нелюбви к детям лучше уж действительно не иметь детей.
а некоторых,переживающих из-за низкой рождаемости среди русского населения, хочу спросить: вы русских ставите выше других национальностей? зачем вам нужно, чтобы именно русских рождалось больше? для православных брат-сестра не по национальности, а по вероисповеданию - тогда нужно постараться обратить иноверцев в православную веру и дело сделано. причин низкой рождаемости много, но в развитых странах везде такая тенденция. и восточные общества, когда достигнут определенного развития, придут к такой же рождаемости, потому что другие ценности выходят на первое место. очень мало людей, мыслящих прогрессивно в положит. смысле
Елена Николенко 4 октября 2017, 00:22
здесь кто-то в комментариях писал, что не все женщины хотят иметь детей-полностью согласна. есть 2 знакомых женщины разного возраста(одной под 60 лет, другой под 40)-замужем не были, детей не хотят. и при этом прекрасно себя чувствуют. даже когда я спрашивала у той, что старше, что вот мол, а свои дети, вам, наверно, хотелось этого, она злилась и отвечала, что смысл ее жизни не заключается только в том, чтобы щи варить и подгузники менять. она защитила кандидатскую и потом докторскую диссертации, преподавала в универе. стенаний о том, что же ей плохо жить одной, я вообще ни разу не слышала. мораль-все люди РАЗНЫЕ, и даже женщины(хотя такое впечатление, что некоторые священники не видят этого
Анна26 сентября 2017, 10:45
Нет, Ирина, он не предложил основного варианта - принять волю Божью, смириться и научиться радоваться жизни в поставленных условиях.
Ирина22 сентября 2017, 16:09
Отец Андрей,переживая за страдания одиноких женщин,предложил 3 варианта избавления от одиночества- семья родственников,усыновление,работа с детьми.Судя по комментариям-ни один совет женщинам не понравился.Боюсь,что предложи он 33 варианта,и там бы не нашли они себе подходящего...Однако,несколько женщин пишут,что одиноки,но счастливы!
Может попросить их написать статью,где искать счастье?Уж их-то не обвинят в мужском взгляде,далёком от реальности?
Юра15 сентября 2017, 12:46
Наталия15 сентября 2017, 00:16 Благодарю Вас за прощение и женское милосердие, к-го так не хватает :) По поводу клеветы - согласен с Вами. Но в наше время клевета - серьезнейший инструмент разрушения душ. Пример "Матильды" - легкий эпизод в большой игре против нашего народа. Нам пора становиться христианами. Т.е. иметь личные отношения с Господом, а не опосредованно (ч/з кого-то или что-то). Быть Его пчелками :)
Наталия15 сентября 2017, 00:16
Юра14 сент 2017 09:22 вот уж досталось мне в Вашем предыдущем комментарии! Ну да ладно, ничего, все в порядке !:)) Бог простит! Притчу о мухах и пчелах конечно помню. Утешаюсь тем, что мухи встречаются чаще так как возле человека крутятся, а пчелы не так заметны потому что делом заняты. Если говорить о клевете, то она вообще очень болезненна, но попадает в цель только при условии, что ей доверяют. Не могу себе представить, чтобы те, кто побеждал вместе с Суворовым могли бы поверить в такую клевету на самих себя, в которую готовы верить мы, несмотря на то что живем в 21 веке. Возможно, сейчас наш народ проходит некий историч. урок для того, чтоб не доверять всякой клевете, а доверять Богу.
Петр14 сентября 2017, 22:50
Позвольте мне, как 50-летнему папаше 4 ребят заметить, что братья-сёстры прежде всего очень и очень нужны друг другу. Ведь какое-то равновесие в их детском микро-социуме возникает после третьего, подтверждаю тезис психологов. Как же они враждовали, дрались, ябедничали (я был в отчаянии) - но как-же им уже сейчас здОрово вместе! Конечно же, карьерой и здоровьем пришлось платить, но это ведь абсолютно естественно. И если о чём-то жалеется, то только о том, что их ТОЛЬКО 4. Дорогие жёны, уважайте и любите главных людей в своей жизни - Ваших мужей, это и есть самая большая мудрость и любовь, которую Вы можете передать Вашим детям (вот ведь парадокс, но это так!). Трудного-настоящего Вам СЧАСТЬЯ!
Евгений14 сентября 2017, 21:50
ЕленаS14 сентября 2017, 04:13е "Плодить новых алкоголиков и асоциалов - маргиналов, какой смысл?" Елена, если у Вас такая плохая наследственность и боитесь заводить семью, то лучшим выходом будет именно монастырь. Потому как одной, своими силами с таким генетическим "багажом" не удержаться. Спасти может только Церковь. А алкаши и маргиналы про которых Вы пишете уже давно детей не рожают. Они методику контрацепции первыми освоили, дурацкое дело не хитрое. Сейчас рожают только те, кто этого хочет. Больше всего детей в семьях православной интеллигенции.
Юра14 сентября 2017, 09:22
Наталия13 сентября 2017,18:04,простите меня, пожалуйста,за реакцию в предыдущем комментарии.Дело в том,что ПОКА ЕЩЕ меня волнует то,что среди нас так много мух и так мало пчел(помните ведь эту притчу?).Меня волнует,что людей,к-е отдавали свои жизни за своих родителей,жен,детей-Родину-называют поголовно алкоголиками,способными только избивать своих жен.Знаю(сто раз знаю),что алкоголик,избивающий свою жену и детей,не способен пожертвовать собой ради них.А наш народ(МУЖСКАЯ ЕЕ ЧАСТЬ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ)-СПЛОШНАЯ ЖЕРТВА за жен и детей! Они свергли иго,побеждали вместе с Суворовым,Кутузовым,Нахимовым,Ушаковым,Барятинским,...!Они шли на таран,бросались под танки,подрывали себя... ПОЙМИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА
прохожий14 сентября 2017, 07:00
Женщина без детей имеет равные возможности ко спасению, потому что на любых путях жизни, абсолютно все спасаются не своим подвигом, а Богом ("человекам это невозможно, Богу же все возможно"). Думаю сложности заключаются в куда меньшем количестве книг и советов современных пастырей подкрепленных Священным Писанием и Преданием Церкви которые бы так же подробно как это существует в монашестве объясняли особенности спасения одиноких людей. Думаю такие книги были бы полны примеров и "разборов" различных ситуаций и обстоятельств одинокой жизни, позволяющих отчасти научить христианина началам добродетели рассуждения - способности определять какое повеление Божие в какой момент предпочесть.
ЕленаS14 сентября 2017, 04:13
Кому повезло не видеть пьющих и бьющих, а мне наоборот! И вообще кто такая МАМА? Которая родила или воспитала? Если говорить о чисто биологических матерях, так только в окно посмотри (опять же в моем случае). Вот сидят бабульки на лавочке - 3 штуки, сыночки их любимые маму чтут в 2-х случаях в день пенсии и 8 марта (позорный праздник между прочим). Они - МАМЫ? Эти Мамы родили и воспитали алкашей, которые в свою очередь тоже завели детишек. Я видела такую картину как один из этих горе - папаш, посадил на плечи полуторогодовалую дочку и с ней упал. Девочка (ударившись об асфальт головой)даже не плакала, только пискнула - она уже привыкла. А вот рядом молодые Мамы, с колясками и бутылочкой пива и сигареткой. У одной из них я точно знаю старший ребенок - инвалид (не разговаривает в 10 лет). Пьет она всю жизнь. Мне продолжать?!! И вообще рожать нужно столько детей сколько в состоянии полноценно воспитать. Плодить новых алкоголиков и асоциалов - маргиналов, какой смысл?
В.К.13 сентября 2017, 23:56
Олио12 сентября 2017, 20:03 "Вот у них по-прежнему женщины и детей рожают и занимаются домом. Вот они понемногу и заселяют наши пустеющие города и веси..." И я этот процесс наблюдаю. Но увы... думаю процесс уже необратим. "Дорогих россиянок" уже не заставишь вернуться к детям и семье. Есть мизерный процент православных многодетных семей, продолжающих ещё как-то выполнять заповедь Божию "плодитесь и размножайтесь". Но это капля в море. А основная масса населения смотрит на них как на чокнутых. Рожать больше одного не хотят (а многие и одного не хотят), но при этом постоянно недовольно шипят в адрес всё прибывающих мигрантов: "вот, понаехали...". А винить то только себя надо...
Наталия13 сентября 2017, 18:04
Юра 13 сентября 2017, 06:50, /мне, конечно, повезло, но даже в наше время до сих пор не знаю лично ни одного человека, к-й бы избивал свою жену, ни жен, к-х бы избивали/. А вот апостол Павел знал, что такие люди бывают и предупреждал: /епископ должен быть непорочен, трезв, ... благочинен, честен, ... не пьяница, не бийца, (1Тим. 3,2-3)/. Что же касается России начала 20 в., то уровень пьянства среди рабочих, например, заставил, св. Иоанна Кронштадского проводить серьезную пастырскую работу ради благополучия их семей. И разве на пустом месте вопросы алкогольной торговли в 1914 – 1920 г.г. неоднократно прорабатывались правительством? А проблему эмансипации вообще удобно спихнуть на женщин.
Юра13 сентября 2017, 06:50
Наталия 12 сентября 2017, 18:27, Вы написали:"Например, к сожалению, в маленьких городках считалось обычным явлением, что пьяные мужья регулярно избивают своих жен. Те главы семейств, которые не пили и не били, были редким и счастливым исключением." Редкая по цинизму ложь и клевета на наш народ. К сожалению, НЕ редкая в сознании нашего народа :( ...P/S: мне, конечно, повезло, но даже в наше время до сих пор не знаю лично ни одного человека, к-й бы избивал свою жену, ни жен, к-х бы избивали, не говоря уже о почивших родственниках.
Олио12 сентября 2017, 20:03
Ну, если у эмансипации столько приверженцев, то чем недовольны? Теперь права у всех равные. Эмансипация победила. Женщины сидят в офисах, или асфальт укладывают, кому что нравится (главное чтобы не дома, не с детьми). Имеем то что заслужили - тихо вымираем. У нас в чисто русском некогда городке (Ставрополье) русских детей редко увидишь, в-основном кавказские детишки. Вот у них по-прежнему женщины и детей рожают и занимаются домом. Вот они понемногу и заселяют наши пустеющие города и веси...
Наталия 12 сентября 2017, 18:27
Думается, что эмансипацию поддержали по разным причинам. Например, к сожалению, в маленьких городках считалось обычным явлением, что пьяные мужья регулярно избивают своих жен. Те главы семейств, которые не пили и не били, были редким и счастливым исключением.
Darina12 сентября 2017, 12:40
Олио, были и другие лозунги. В эмансипации были и положительные моменты, иначе её никто бы не поддержал. Например, женщинам, не видящим своего призвания ни в браке, ни в монашестве и высоко ценящим целомудрие (читай - чистоту), нужна была социальная ниша - иметь паспорт и возможность работать по найму на тех же условиях, что и наёмные мужчины. Такие женщины были всегда. Они были не такими, как все. Вспомним Марию Магдалину. В то время женщина "приписывалась" к дому какого-либо мужчины (Ма­рия Клео­по­ва, Иа­ко­вле­ва, Иосиева), а Магдалина была просто Мария из города Магдала. Вспомним также, что и она имела награду от Спасителя.

Олио11 сентября 2017, 22:38
Darina11 сентября 2017, 16:38 "Эмансипационные (как и любые! революционные) настроения насаждались ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ..." Дарина, да ктож спорит то? Конечно правительствами. Но КТО с таким щенячим восторгом подхватил незамысловатый лозунг "освободим женщину от семейного рабства"??? Да, именно русские женщины, пусть самые недалекие и глуповатые из них, но зато самые активные и крикливые (верховодили там, впрочем, не русские женщины, а прямые наследницы Клары Цеткин и Розы Люксембург).
Darina11 сентября 2017, 16:41
И сейчас, когда обывателей, в частности, ужасает засилие иностранной рабочей силы, и кажется, что никто ничем в стране не управляет, на самом деле всё просчитано и контролируется. БЮДЖЕТ! - государственный, семейный - он заставит женщин работать вне дома!
Darina11 сентября 2017, 16:38
Дорогие мужчины, вы действительно так не осведомлены по курсу истории или нарочно, как и древле, хотите назначить женщин ответственными, говоря, что это в их сердцах решается судьба семьи. Эмансипационные (как и любые! революционные) настроения насаждались ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ стран, т.к. в условиях урбанизации было невыгодно не использовать женский труд. Позволю себе довод по-женски эмоциональный: правительства как правило на 100% состоят из мужчин! Например, в СССР, стране плановой экономики, когда всё было посчитано, декретный отпуск в разные годы составлял от трех месяцев до полугода. В 2-3 месяца малышей полагалось отдавать в ясли. Лишь в конце 70-х годов, декрет "подрос" до полутора лет. PS
Анна10 сентября 2017, 20:27
Кое с чем не согласна в этой статье, но все равно спасибо за нее и за две предыдущие о судьбе одиноких женщин. Как все-таки хорошо, что нашелся человек, который говорит о нас, незамужних, с нами, незамужними, и не швыряется словами "ты довыбираешься", и понимает, что это тоже тяжкий крест. Так получилось, что знаю о себе, что у меня может не быть детей, а если и будут, то нездоровые, иногда грущу, но не до петли. Но вот усыновление и жить с семьей брата - это далеко не у всех получится. Во-первых, крайне неохотно выдают разрешение одинокой девушке на ребенка. Во-вторых, невестка у незамужней девушки может оказаться против ее влияния на воспитание детей.
Марина10 сентября 2017, 18:32
Согласна с мнением в первом комментарии. Мне тоже отец моего крестника предлагал когда-то быть "прислугой" в их семье (после сам же признавался, что из эгоизма), я отказалась. Да и каждому ребенку важны родители, а прочие взрослые - чужие.
И в семье свои порядки, куда не стоит лезть посторонним.
А усыновить или взять под опеку может не позволить зарплата или жилищные условия.
Да и не у всех получается находить общий язык с детьми.
Ис.В.10 сентября 2017, 15:44
Hola 9 сентября 2017, 23:37 "не бывает, что мужчина социальная личность, а женщина просто мама." Именно так и рассуждают миллионы несчастных эмансипэ, одураченных так называемым "прогрессом". В том-то и дело что не "просто мама", а МАМА с большой буквы! МАМА это ПРИЗВАНИЕ женщины, данное ей самим Богом, а все профессии и прочие социальные прилагательные, это второстепенная шелуха...
Ис.В.10 сентября 2017, 15:37
Hola 9 сентября 2017, 23:55 "Ага, девочки прям со школы мечтают о профессиях асфальтоукладчицы... Боролись не за профессию, а за равные социальные права.". Боролись, ну и получили по полной программе... Просто вместе с равными ПРАВАМИ человек получает и равные ОБЯЗАННОСТИ, и все вытекающие отсюда последствия. Но об этом люди как правило забывают. О своих ПРАВАХ помнят в первую очередь, а о том что вместе с правами на них сваляться и новые обязанности думать не желают. Как гласит народная мудрость "за что боролись, на то и напоролись". За всё надо платить...
Татьяна 10 сентября 2017, 14:08
Судя по количеству отзывов, и отзывов негативных, батюшка действительно затронул за живое! Но он и не чешет всех под одну гребенку. Он говорит из своего пастырского опыта, а он у каждого священника огромный и затрагивает все слои общества. Как выбирать жизнь каждый решает сам, Господь нам всем даровал свободу выбора. Батюшка лишь говорит о последствиях такого выбора. У меня прекрасный муж, но не было 15 лет детей. К тому чтобы взять ЧУЖОГО ребенка относилась также как и многие здесь - негативно. В прошлом году удочерили малышку. Зря многие пишут, что не имея своих детей, чужих не полюбишь.мы уже не считаем ее чужой. Она НАША! Да и жалобы на мужей мне непонятны. Вы же сами их выбирали!
Марина10 сентября 2017, 11:54
Согласна с комментарием Елены (от 31.08.04:53). Мне в свое время родитель моего крестника предлагал стать такой "прислугой" (после сам же признался что из эгоизма), и вообще много лет считал, что я замуж не выйду, ибо... (и далее не лестные отзывы в мой адрес). А Господь решил иначе - Он мне мужа послал, и такого, которого лучше для себя и представить не могу! Хотя я инвалид-колясочник, не модельной внешности и не богата.
Дети - да они важны для женщины, но не каждая сможет воспитывать чужих, даже племянников или крестников, потому что важнее родителей для ребенка все равно никого нет. А усыновить или взять под опеку может не позволить зарплата или отсутствие своего жилья.
Hola 9 сентября 2017, 23:55
*Несчастные изуродованные существа женского пола. Изуродованные идиотской эмансипацией, той самой, за которую так боролись... И да, офисное рабство принципиально мало чем отличается от фабричного. Для женщины есть только одна "хорошая профессия" - мама!!! *

Ага, девочки прям со школы мечтают о профессиях асфальтоукладчицы и т.д. Многие женщины идут на такие работы именно потому, что они мамы. И нужно кормить детей. Муж сегодня есть, завтра нет, а дети хотят есть. Боролись не за профессию, а за равные социальные права.
Мама это не профессия, так же как папа не профессия.
Hola 9 сентября 2017, 23:37
*В.К. 7 сентября 2017, 22:03 *
Вы сильно удивитесь, но и мужчина - ОТЕЦ. А женщина такой же человек, с талантами, данные Богом, со своими возможностями и немощами. Никогда не бывает, что мужчина социальная личность, а женщина просто мама.
Петр 9 сентября 2017, 09:31
Уважаемый отец Андрей! Ваша серия статей замечательна и по формату (сглаженные политкорректные формулировки уже не пробиваются в наше огрубевшее от информационного шума сердце) и по адресату, ведь тема семьи сегодня - вопрос жизни и каждого человека и всего нашего народа (недаром Stratfor обозначил главной проблемой существования нашей страны демографию), а судьба семьи решается в сердце женщины. Крайне важные для трезвого понимания нашей ситуации комментарии. Читая их невольно понимаешь, что "яма два на два" нашему народу сейчас всё интенсивней копается именно маленькими энергичными руками при безвольном бездействии мужчин. Пожалуйста, не оставляйте перо, отец Андрей. Помогай Вам Господь.
ЕленаS 8 сентября 2017, 14:27
Почему у нас люди так болезненно реагируют на тему бездетности? Особенно в небольших поселениях (городках). Там чаще всего женщине достигшей определенного возраста навязывается общественным мнением - заведи ребенка "для себя". Это, если вдуматься, настолько гадко! К ребенку- человечку относятся как щенку что-ли, никто из доброжелателей не думает каково ему будет нести ярлык (не Крест!) безотцовщины. Нет, она должна выполнть свой социальный долг... Перед кем? Перед нахальными, лезущими в чужую жизнь и часто несчатстными тетками. А ведь советы дают именно женщины.. Спасибо батюшка за хорошую и умную статью. Достучаться бы до совести доброхотов! Ребенок это чудо Божие и не нам со скудоумием нашим вмешиваться.
Дарья 8 сентября 2017, 10:03
Как это одинокой женщине нельзя рожать. а надо брать чужого ребенка? Да какой она сможет стать матерью, если не рожала сама? Никакой. Чужих можно любить, когда уже свои есть, а иначе этот механизм не запущен. И никогда этот ребенок своим не станет. Будет чужим все время. И у него будут проблемы с ориентацией в жизни, если скрыть от него правду,что он чужой. И то есть нормальная здоровая женщина должна спустить в выгребную яму свою жизнь, отказаться от возможности родить своего ребенка,хотя она это может и принять совершенно чужого? И любить его как своего? Это же издевательство над природой женщины. Это намного противнее, чем условная фраза "родить для себя",которая так цепляет фарисеев.
Рио 7 сентября 2017, 22:12
Л. 5 сентября 2017, 20:07 "Статья абсолютна верная. Но сколько же возмущенных комментариев." Просто очень многие себя узнали. А правда о себе далеко не всем нравиться. Особенно не нравится она современным эмансипированным женщинам, желающим усидеть на двух стульях ("я одновременно и эмансипэ, и православная"). Очень трудно усидеть на двух стульях, но так хочется...
В.К. 7 сентября 2017, 22:03
Hola 4 сентября 2017, 00:06 "Забавно, но про мужчину никто не скажет: мужчина и дети неразрывны." Хола, Вы наверное удивитесь, но мужчина и женщина действительно разные. И у каждого из насх своё предназначение. И женщина это действительно прежде всего МАТЬ. Такими нас создал Бог...
Сергий 7 сентября 2017, 21:44
Вообще говоря, не может человеческое и христианское достоинство личности зависеть от каких-то там факторов: замужем-не замужем, на самообеспечении или иждивенец, космонавт или дворник... Само по себе это дикость. Либо ты человек, либо... демон. Прочее - шелуха. А демон во плоти - это тот, кто не в состоянии делать безкорыстное (=ради Христа) добро, - тип евангельского фарисея. Фарисей ты или не фарисей, - вот в чём вопрос.
Арина 7 сентября 2017, 14:52
Петр 6 сентября 2017, 17:57 "Похоже и мы медленно но уверенно движемся в том же направлении..." А мы и есть те самые безумцы, которые раз за разом наступают на одни и те же грабли, но ожидают другого результата. Цените, что имеете, любите тех женщин, мужчин, детей, стариков, которые рядом, других все равно нет либо существуют только в вашем воображении. Как говорится, чтобы избежать разочарования, следует уменьшить ожидания.
р.Б.Сергий 7 сентября 2017, 00:15
То,что много критических коммен- тариев,ститаю,нормально.У каждого свой опыт,порой негативный.Должно быть и разномыслию.Даже Св.апостолы Петр и Павел имели.Хорошо,когда деятельные христиане делятся своим мнением,чтобы кого то предостеречь,кого то вразумить.По поводу статьи,думаю главное-взять ношу по силам.Может лучше раз в неделю посетить детей в дет.доме или инвалидов,стариков,чем усыновлять ребенка,не имея достаточно сил и средств.Любовь к детям-не только "муси-пуси", но и труд,часто не благодарный.Господь сам направит,если увидит в сердце желание послужить Ему куда нужно.Оскорбили-прости,нищий на пути-подай,печальный-утешь,заблудший-вразуми.Стяжи дух мирен и тысячи спасутся возле тебя.
Инна 6 сентября 2017, 19:54
Приятно было почитать комментарии здравомыслящих людей. На 100% согласна с Елена31 августа 2017, 04:53 и Мария31 августа 2017, 10:42, Ксения31 августа 2017, 16:44, Елена31 августа 2017, 11:30.

Инна 6 сентября 2017, 19:44
Прочитала статью, как и две предыдущие, но от этой просто глаза на лоб полезли. Сижу я такая 25-летняя одинокая, не проживающая с другой семьей с детьми, работающая на работе не связанной с детьми и не имеющая ни мат.возможностей взять ребенка, ни желания(считаю дети должны воспитываться в полной семье) и думаю, что же делать с этим...Грустно, как писалось и к предыдущей статье и к этой, автор просто пишет свое "чисто мужское", "глубокоженатое", однобокое мнение, да еще и статистику приводит по приходу.
Петр 6 сентября 2017, 17:57
Мария 6 сентября 2017, 02:44 "Обязательность наличия семейных уз - не более, чем социальные стереотипы". Охаивание всякого рода "традиционных стереотипов" сегодня очень модная тема. Традиционный брак - это стереотип. Традиционная семья - это "вредный стереотип". "Будь самим собой!". На Западе это уже привело к "новой морали", с однополыми супружескими парами и произвольной хирургической сменой пола (потому что "Будь самим собой!"). Похоже и мы медленно но уверенно движемся в том же направлении...
Елена 6 сентября 2017, 16:59
мне очень понравился своей особенностью и откровенностью комментарий !!! евдокия31 августа 2017, 12:05!!!! про мученичество
Иоанна_ 6 сентября 2017, 10:36
Мария 6 сентября 2017, 02:44. Мария, если вы стяжали душевный покой и счастливы потому, что вы с Богом и целиком и полностью доверяете Ему свою судьбу - это высокая духовная планка. А если так, как здесь написала некая москвичка, что все дети тупые, недоразвитые, а мужья ленивые и вечно недовольные, так что ей такого "счастья" и даром не надо, - так это совсем другое "счастье", это не Дух Мирный, а дух превозношения и гордости.
Мария 6 сентября 2017, 02:44
Отличная статья опубликована - «ОТЧЕ, Я ХОЧУ СОЗДАТЬ СЕМЬЮ!» - Архимандрит Андрей (Конанос).
Если тебе 30-40 и даже 70, а ты еще не женат/не замужем и без детей, то это совсем не повод рвать не себе волосы лишь потому что у тебя в паспорте нет отметок, которым там быть "положено". Обязательность наличия семейных уз - не более, чем социальные стереотипы, создаваемые нашим "добрым" окружением. "Ах, тебе уже 35! А ты еще не замужем??? Часики то тикают, не проспи!". Да, мне 35 и я не замужем. И счастлива. А кто не верит или говорит, что я не имею права быть в такой ситуации счастливой - сначала подумайте о своем состоянии - вот это будет по-христиански
Л. 5 сентября 2017, 20:07
Статья абсолютна верная. Но сколько же возмущенных комментариев. Правильно говорит отец Дмитрий Смирнов - у наших женщин абортивное сознание. Отсюда и такая болезненная реакция...
Р.Б. 5 сентября 2017, 00:37
вова31 августа 2017, 12:50 "...не все женщины сидят за компьюторами и мечтают о карьерном росте, некоторые работают литейщицами, формовщицами, штаммповщицами да мало ли хороших женских профессий. Они редкие гости в храме, Вы о них мало знаете, но их большенство и они тоже женщины." Да, Вова, а ещё есть асфальтоукладчицы, шпалоукладчицы,бетонщицы и пр. и пр. Но ВСЁ это отнюдь не "хорошие женские профессии", а жуткое социальное уродство. Несчастные изуродованные существа женского пола. Изуродованные идиотской эмансипацией, той самой, за которую так боролись... И да, офисное рабство принципиально мало чем отличается от фабричного. Для женщины есть только одна "хорошая профессия" - мама!!!
4 сентября 2017, 21:41
Вокруг нас так много людей и просто нужно их любить, а особенно детей, и своих, и чужих, тогда не будешь ощущать одиночества.У нас в монастыре схимница вся светится от любви к детям и постоянно раздает конфеты всем детям, которые приходят на литургию. Воспитанницам детского приюта для девочек при монастыре она постоянно делает подарки, каждый день, провожая в школу, дает шоколадку и вафельку, даже учителя удивляются. Ее все дети обожают (а ведь у нее в миру есть и свои внуки и правнуки). Мы, конечно, помогаем ей, и это приносит нам великую радость. А все эти рассуждения и коментарии ничего не стоят, потому что Господь все Сам управит.
Darina 4 сентября 2017, 20:20
Юра, согласно первой послевоенной (1959г.) переписи населения на тысячу женщин в возрасте 35-40 лет приходилось всего 642 их сверстника. Не знаю точного процента рождения в эти годы внебрачных детей, но навскидку думаю, что их было много. Я чё-то никого там не осуждаю. Разные ситуации бывают и в мирное время. И абсолютно с Вами согласна, что надо вернуться к своим обычным делам и в коротких комментариях не давать советов взрослым людям, когда они совета не спрашивают.
Ирина 4 сентября 2017, 16:47
Спасибо большое, о. Андрей, за прекрасные статьи! Полностью согласна со всем сказанным! Хочется только сказать, женщины, любите свои семьи, живите ради своих мужей и детей, заботьтесь о ваших близких! Мы забыли в современном мире о своем предназначении. Если бы в нас было больше любви, больше тепла, больше жертвенности, то было бы меньше одиноких мужчин и женщин, было бы больше крепких семей.
Анна 4 сентября 2017, 15:11
Духовная жизнь не делится на монашескую и немонашескую. Духовная жизнь - это внутренний путь человека к БОГУ. Об этом очень подробно и хорошо написано в книге "Что есть духовная жизнь...".

Юра 4 сентября 2017, 14:54
Darina 4 сентября 2017, 11:57 простите, пожалуйста, по-моему трудно заподозрить Иоанну в незнании творений свт. Феофана. По-крайней мере, у него (и в православии) не встретишь мысль "Согласна с теми, ... И, кстати с теми, кто решается на рождение ребенка без мужа, ибо это просто подвиг", о чем и написала Иоанна. Не более того. Др. дело, что православным читателям м.б. уже пора вернуться к обычным занятиям, чтобы не терять благодать и мир в душе :))
Darina 4 сентября 2017, 11:57
Иоанна_, поинтересуйтесь содержанием поучений свт. Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как не нее настроиться", а не аннотацией на книгу. Девушка - адресат святителя избрала монашеский путь. А Anna идет другим путем - у нее есть семья, и она всем довольна. "У природы нет плохой погоды. Каждая погода - благодать... Смену лет, закаты и восходы... надо благодарно принимать..."
Hola 4 сентября 2017, 00:06
*Одним словом, женщина и дети, даже в профессиональной деятельности, – понятия неразрывные*
Забавно, но про мужчину никто не скажет: мужчина и дети неразрывны. Про мужчину в последнюю очередь скажут, что он хороший муж и отличный отец. В первую: кто по специальности/работе, какой христианин... Про женщину в первую очередь - замужем, сколько детей...
Сейчас женщина может реализовать себя как хочет: если она видит себя домохозяйкой, то слава Богу, сиди дома и всем хорошо. Если у женщины потребность реализоваться в профессии или еще как-то, то почему нет? Почему нужно загонять женщину в удобные для кого-то (не для нее) рамки? Для женщины важно быть личностью. Воспитание нужно начинать с мужчин
Иоанна_ 3 сентября 2017, 23:51
Anna, мы всё-таки обсуждаем проблему в категориях духовной жизни, а не просто так, между подружками, кто чего скажет. Поинтересуйтесь, что это такое - духовная жизнь и как на неё настроиться, например, у святителя Феофана Затворника. Ещё - что такое грех и что такое в христианском понимании "подвиг" и какая между ними разница. А ваш посыл типа "верь в Бога, а в остальном будь сам себе режиссёр" - это что угодно, но только не Православие.
Anna 3 сентября 2017, 18:43
И еще: кто-то отметил, что женщина становится женщиной после рождения ребенка. Да,ребенок меняет человека, но это далеко не главное, а тем более не единственное предназначение женщины. Я не чувствую себя более полноценной, чем в ту пору, когда у меня не было мужа и детей: и тогда жила полной жизнью, и сейчас ею живу. Просто разные радости и разные трудности. "Плодитесь и размножайтесь" не равно "не выходите из-за плиты".Не стоит путать заповедь и архаичное общество тысячелетней давности, к которому почему-то упорно стремятся нас вернуть. Это все равно, что отбросить все блага цивилизации начиная от мобильных телефонов, кончая антибиотиками ибо в Библии этого нет и тысячелетиями не было.
Anna 3 сентября 2017, 18:28
Согласна с теми, кто счастлив и без детей, но с хорошей работой, равно как и с теми, кто ждет счастья в семье. И, кстати с теми, кто решается на рождение ребенка без мужа, ибо это просто подвиг, учитывая зашоренное и негативное отношение общества, в первую очередь православного.
Все мы разные. Давайте уже перестанем указывать, где женщина обязана быть счастливой. Господь создал нас разными, и не всем он предназначил детей и плиту. Тем более усыновление. Есть люди, которые не любят детей, и ничего зазорного в этом нет, а еще больше таких, которые не мыслят себя усыновителями. Таким просто противопоказано ломать себя, ибо сломают еще и близких и детей в том числе.
Нет для каждого единственно
Аня 3 сентября 2017, 15:46
Н.А. 1 сентября 2017, 09:08 Тем одиноким, кто хочет иметь семью и детей, и здоровье позволяет, надо молиться о даровании мужа (совет священника). Тем, кто не видит себя в семье, а состояние здоровья крепкое, прямой путь если не в монастырь, то на постоянные трудоёмкие послушания (иначе как спастись?). У кого слабое здоровье, те несут крест болезней и в меру своих сил трудятся, воздерживаясь от мирских излишеств. ///Самый лучший совет,спасибо, у меня плохое здоровье,поэтому создавать семью не могу, стараюсь трудиться по мере сил,благодарить Бога и не унывать).По-моему статья батюшки вовсе не злая,а правдивая и злободневная ,поэтому так много возмущенных комментариев,правда задевает за живое.
Иулия 3 сентября 2017, 10:17
Батюшка,спасибо за Ваши статьи!По поводу усыновления беспокоит один вопрос,которого Вы коснулись вскользь,но не раскрыли.Насколько правильно то,что ребёнок будет воспитываться без отца?Мне 30 лет,не замужем и уже вряд ли создам семью.Возможно,за это нужно благодарить Бога.Ещё неизвестно, получилась ли бы из меня достойная жена и мать.Не могу сказать, что смирилась с этим,но не зацикливаюсь.Но одиночество стало в последнее время пугать.Это сейчас есть интересная работа,родные,а потом?Пустой дом?Сама выросла без отца.С одной стороны,мне хотелось бы взять ребёнка,хотя пока неуверенна в своих силах,но может позже буду готова.Но ведь он мог попасть в полную семью,а я лишаю этого.Не эгоизм ли это?
В.К. 3 сентября 2017, 03:45
москвичка31 августа 2017, 12:00 "Нет ни мужа, ни детей, и никогда не было. И совершенно счастлива от этого. Полностью реализуюсь на работе..." Ну так вы не одна такая. У нас миллионы так живут и "совершенно счастливы". И что??? И мужчины с мужчинами уже живут, и женщины с женщинами, и пол меняют, и все "совершенно счастливы". Но какое всё это отношение имеет к христианству? К Богом установленным законам? К Его благословению людям "плодитесь и размножайтесь"? Таким "счастливым" только посочувствовать можно...
в.к. 3 сентября 2017, 03:33
Елена31 августа 2017, 04:53 "Можно, поделюсь своим опытом как одинокая бездетная женщина? НИКОГДА не становитесь приживалками при чужих семьях - сестры ли, брата ли..." Сочувствую, если Ваш опыт оказался таким печальным. Но это только Ваш опыт. Мою маму воспитала её тётя, бездетная, так и не вышедшая замуж. Мы ВСЕ любили её не меньше чем родную бабушку (а может и больше)...
Елена 3 сентября 2017, 02:43
Мне статья понравилась. Мне кажется, батюшка дает хорошие рецепты и предостерегает от ошибок. Когда моя сестра очень хотела деток, но не имела их и уже была в разводе, она в доме ребенка помогала с детьми. Работала по специальности, но прибегала несколько раз в неделю к ним. Помогала вообще, не выделяя никого, не видя ни в ком своего собственного ребенка, потому что не планировала ребенка брать на воспитание. Но - заполняла тот самый вакуум в своей жизни. Сейчас она замужем, есть малыш, ждут еще одного. Это не означает, что все, кто работает с детьми, придут к такому же результату. Но ничего не бывает просто так. Доверяй Богу - Ему виднее. Обо всем Ему молись, Он все управит.
Максим 2 сентября 2017, 22:53
Спаси, Господи! Статья понравилась.
Наталия С. 2 сентября 2017, 22:43
Очень благодарна о. Андрею за поднятые темы, такое общение очень нужно, хотелось бы продолжения начатого разговора. Что касается помощи другой семье, могу подтвердить, что если такие отношения правильно выстроены, без перекосов, они могут быть очень и очень благотворны для всех участников.
Светлана 2 сентября 2017, 22:36
А спасутся ли разведенки чьи дети пошли по кривой дорожке? Ну не смогли они вырастить деток своих в благочестии. Работали до изнеможения и никто им не помог. Таких истории много, к сожалению (.
Геннадий 2 сентября 2017, 21:56
Родить для себя -это грех. Но,и усыновить для себя-это тоже грех.К тому же своим спросом на ребенка без мужа помимо извращения замысла Божия происходит подпитка уже сформировавшегося и у нас бесчеловечного ювенального бизнеса.Сейчас практически все предлагаемые к усыновлению дети являются так называемыми социальными сиротами.Т.е.эти дети просто отобраны у живых родителей под всевозможными предлогами (обычно за банальную бедность).Статья отчасти пропагандирует и безмужний (как у совр.французов)тип семьи.Женщина эта прежде всего жена,а потом мать.Так же должно быть и с заложенной жертвенной любовью.Пусть одинокая сначала найдет себе мужа,и отца ребенку.На приходах полно скромных вер.мужчин.
Лера 2 сентября 2017, 21:23
Лучше растить любимую дочь, чем приемного ребенка, любить которого вы просто не сможете, это ещё хуже, чем выйти замуж не по любви, не пытайтесь себя переделать, испортите жизнь ему и себе, дети должны быть только родными, а рассчитывайте только на себя, родных детей и родителей, а посторонним помогать занятие неблагодарное.
Елена Б. 2 сентября 2017, 17:01
Добрый день братья и сестры. Я с батюшкой согласна. Он верно описывает происходящее . Я за мужем , у меня три сына. Семья это каждодневные труд, не только физический , но и духовный. Мы полны эгоизма и напыщенности и должны огрызнуться на каждое слово батюшки. Кажется, что он тут самый грешный. На востоке женщины вообще не живут сами, они или в семье отца или мужа. Не надо стремиться к одиночеству, у всех о ком заботиться: родители, племянники, дяди и т. П. , но мы же не хотим, удобнее с батюшкой препираться.
Виктория 2 сентября 2017, 14:31
Елене 31 августа 2017, 11:54
"мои многократные попытки попасть к детям в детдом постоянно наталкивались на подозрительность, с чистым сердцем идёшь, а там уже столько "охранников", что прорваться невозможно"
Уважаемая Елена, пожалуйста, приходите к нам в службу добровольцев Милосердие в храме Царевича Димитрия, при 1 Градской больнице (Ленинский проспект, 8). Нам очень нужны люди, чтобы помогать детям и не только!!! ссылка http://stdimitry.ru/volunteer-movement.html
С. 2 сентября 2017, 08:32
Проживать с семьёй брата или сёстры это как быть третьим лишним,семья для того и семья, чтобы папе и маме самим воспитывать своих детей,а не переклалывать это на братьев и сестёр,семья это малая церковь в которой не должно быть посторонних.Усыновлять ребёнка это большой подвиг, одинокому не понести его,не получиться дать ребёнку полноценную семью из мамы и папы,даже своего ребёнка одному очень сложно воспитать, а тут чужие гены, наследственность.Родить для себя это грех, обсуждать здесь нечего,проблемы будут на всю жизнь.Работать учителем или воспитателем тоже не вариант, если женщина страдает от своего одиночества, это только вред принесёт,это как голодному смотреть на хлеб и не поесть.
МаринА 2 сентября 2017, 00:06
Что же мы всё время придумываем что-то от себя? "Жизнь женщины ДОЛЖНА быть связана с детьми" - где в первоисточниках такие написано? "Нехорошо человеку быть одному" - написано в первоисточниках. И заметьте не дОлжно, а не хорошо. Всего лишь. О чём это? Вероятно, о том, что женщине лучше быть с мужчиной, а мужчине с женщиной. А дети - это уже прекрасное, Богом данное последствие того, что они вместе.
И с чего это девушка должна задаваться вопросом: «А вдруг у меня не будет своих детей?», если она целомудренна и, как сейчас говорят "без интимного прошлого"? Что же Вы, уважаемый Автор, изначально девушкам планку занижаете? Божественную планку. Всё же больше позитива в освещении этой темы.
Сергий 1 сентября 2017, 20:59
Думаю, что в недалёком будущем возникнут много пар неодинакового возраста - 25 и 40, 35 и 60 и.т.п., так как поколение плюс-минус-тридцатилетних выросло в психологически неадекватных семьях, не получило навыка дружбы, любви и самопожертвования, внутри него решить семейные проблемы нельзя. Религиозность тоже слабо помогает т.к. не воспринимается в нравственной плоскости, а оторванная от земли "молитвенность" приводит в прелесть. Рецепт тут один - молодые люди должны научиться дружить, укрепить этим свои души и развить эту дружбу в любовь.
Но это рутина, а хочется высоких состояний, кружения головы, или наоборот - "мерс и кучу бабла"...
ЕА 1 сентября 2017, 14:54
Мне кажется опыт Елены неудачного проживания в семье не показателен. Точно так же, как брак может быть несчастен, а может нет, так и может быть несчастным проживание с родственником. Тут не в роли дело, а в другом - домашнем климате и насколько люди в грехе либо нет.
Ана 1 сентября 2017, 14:10
Насчет усыновления. К сожалению, воспитывать чужих детей - дело весьма неблагодарное. Ты к нему со всей душой и любовью, воспитываешь как родного, а он тебе в 15 лет как обухом по голове: ты мне не отец, нечего меня учить жизни! И вообще, если ребенок знает, что он не кровный, то отношение всегда другое. Так что розовые мечты о счастливой приемной маме/папе тоже не всегда сбываются.
Ирина 1 сентября 2017, 12:38
Мф.18:5."и кто примет одно такое дитя во имя Мое,тот Меня принимает;"
"Вам, говорит, не только должно быть смиренными, но если ради Меня почтите и других смиренных, то получите награду, ибо Меня примите,когда детей, то есть смиренных, примите"(блаженный Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея). Большое спасибо, отец Андрей, за статью! Спаси всех, Христос!
анна 1 сентября 2017, 10:45
Спасибо батюшка за статью! Да многие женщины хотят сделать карьеру,но не все! Я всегда хотела быть домохозяйкой заниматься воспитанием детей ,в ответ на это только унижения и не понимания со стороны мужа!!! По образованию учитель и всегда считала,как можно отдавать себя чужим детям,когда свои (у меня их пока 3)остаются без внимания и заботы. А что касается усыновление благое дело! У мое пробабушки родились дети,но умерли от тифа ,ей посоветовали взять чужих,после у них родились еще двое своих моя бабушка и ее брат. И подобных случаев я слышала много ,когда после усыновления Бог посылает своего ребеночка!!! Напишите ,пожалуйста,о мужчинах прелюбодейниках. Что -нибудь успокаивающее ....
Н.А. 1 сентября 2017, 09:08
Тем одиноким, кто хочет иметь семью и детей, и здоровье позволяет, надо молиться о даровании мужа (совет священника). Тем, кто не видит себя в семье, а состояние здоровья крепкое, прямой путь если не в монастырь, то на постоянные трудоёмкие послушания (иначе как спастись?). У кого слабое здоровье, те несут крест болезней и в меру своих сил трудятся, воздерживаясь от мирских излишеств. Про третий путь – аскетизм в миру – пишет архимандрит Рафаил (Карелин).
Юра 1 сентября 2017, 06:42
Сегодня читаются слова апостола Павла "Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?" (2Кор. 11,7). Точно об отце Андрее. Спаси, Господи, пастыря Твоего протоиерея Андрея и нас грешных святыми его молитвами!
Marysia 1 сентября 2017, 03:23
Матрона Московская говорила:"Можете выйти замуж-выходите, не можете-крепитесь. Бог за это венец даст. Только надо молиться и жить по Богу."
Вообще, в жизни есть такие частные варианты, от которых можно выпасть в осадок, где человек вообще никак не реализован и это при том, что нормален психически и морально.
Дело не в женщинах, а в том, что мир во зле лежит. И перекладывать ответственность на последних было бы как-то странно. Вышла женщина замуж, не вышла, есть дети, нет детей-на все воля Господа. Слава Богу за все!
Арина 1 сентября 2017, 02:32
Дети в прошлые времена не были целью, целью женщины было замужество, альтернатива - приживалка у родни, монастырь, что определяло ее отношение к мужу, материнству, бездетности. Педагогика была уделом мужчин. Дети как цель/смысл жизни и женщина-педагог - адаптация к изменившимся условиям. Отношение к детям как к лекарству от одиночества тоже имеет нездоровое начало и принесет кучу разочарований. Действительность такова, что женщин в нашей стране много больше мужчин, они вынуждены себя сами обеспечивать, а рецепты им, одиноким, выписывают из старинной кулинарной книги, чем только порождают комплексы, ставя заведомо недостижимые цели. Иногда лучше промолчать, чем что-то объяснять и советовать.
Анонимно31 августа 2017, 23:23
Очень понравилась статья!
Иулиания31 августа 2017, 22:29
А если нет родных братьев и сестер и, соответственно, племянников? Если свои родители давно в разводе и сложно представить, как вообще можно отдать на попечение кому-то из них усыновленного ребенка? Потому что работая с утра до вечера, порой, позднего, не потяну такой крест... Так вот и возвращаюсь каждый день домой мимо детских площадок и визжащих чужих малышей.)
Ирина31 августа 2017, 21:58
Здравствуйте,о.Андрей! Благодарю Вас за то, что затронули вопрос, который меня беспокоит. Мне 34г, замужем не была. Со времён института и поныне работаю с детьми в детском саду, трудилась волонтёром в детской больнице, сейчас ещё и бываю в семьях, где малыши-племянники и крестники. Первые несколько лет умилялась и радовалась, а теперь,совсем безрадостно. Представьте себе иконописца,который ходит по мастерской и всем помогает писать иконы, а свой образ так и не написал. Да и помогать в других семьях можно в строго установленных рамках,причем везде они разные. У меня часто опустошение и уныние, когда из семей возвращаюсь домой,но ещё грустнее на выпускном празднике - дети быстро нас забывают.
Евгения 31 августа 2017, 21:16
Спаси Господи, отец Андрей! Сестры, статьи отнюдь не призыв к действию, но повод хотя бы задуматься. Не для всех, "но кто вмещает". А вот тем, кто не вмещает пока, впору помолчать. Через священников проходят столько женщин со своими горестями, что нет оснований даже сомневаться в том, что "размышления" написаны с учётом многих исповедей, а не как там некоторые пишут чисто мужской взгляд на проблему. Поражает самомнение некоторых. Нам помогают, пытаются пробиться через стену нашей гордыни, саможаления и эгоизма... А мы все своё, со своим самоваром везде лезем. Потому и в жизни все так... О каком спасении толкуте, когда Креста не хотите брать? Крепитесь, и помощи Божией! Простите что не так.
Анонимно31 августа 2017, 19:47
Мне понравилась статья: как мне показалось, она для тех одиноких, кто "не находит себе места". Все остальные и так могут как-то справиться со сложностями "применения себя".
Хочется высказаться в защиту проживания с семьёй сестры, брата и т.п. - бывают очень разные семьи, в некоторых семьях для всех (вкл. одиночек) более естественно жить вместе. Понятно, что люди и ситуации разные, и то, что подходит одним, может совсем не работать для других, но это не значит, что такой вариант стоит вычёркивать.
Сергей Т31 августа 2017, 19:18
Мне кажется не было бы такого большого количества отзывов если бы статья не задела за живое, если была бы просто теоретическим изысканием. Первая реакция человека, который узнал себя, является защитной, он хочет опровергнуть приведённые доводы и примеры, найти в них изъян и тем самым оправдать своё существование "как есть". Любое внешнее воздействие, которое выводит человека из привычного комфортного состояния, сначала вызывает именно эту реакцию. Ну а как по-другому мы хотим спасаться? Если считаем, что все делаем правильно, то зачем так критически реагировать? А если нет? Воспринимайте статью как повод задуматься и поразмышлять, помолиться. Общего решения нет, согласен. Ищите своё.
ekaterina31 августа 2017, 19:08
Да, все так. Очень печально, что замуж выходят прежде всего девушки, готовые сразу на сожительство, интим, причем не раз меняя партнеров и останавливаясь годам к 30, когда в итоге рожают от одного их них. Сожительство - в порядке вещей, и без него практически невозможно выйти замуж. Тот, кто не хочет во всем этом крутиться, остается один. Размножаются блудницы.
Иоанна_31 августа 2017, 18:47
Разумеется, Ирина! Никто не спасётся просто так, а только через исполнение евангельских заповедей. Но незамужним/неженатым отсутствие детей не вменяется во грех, а значит, не может быть препятствием ко спасению. /// Если жена не уверена в своём муже, зачем тогда выходила за него? Согласие на брак - это свидетельство ПОЛНОГО ДОВЕРИЯ своему супругу/супруге. Не доверяете ни Богу, ни мужу, а по-прежнему надеетесь только на себя? Тогда это не брак, а только имитация брака.
Ирина31 августа 2017, 18:30
Николай, рождение детей не гарантирует автоматический билетик в рай. Апостол добавляет условие, которое должно соблюдаться, если дети родились - воспитание их в вере и благочестии (см.1 послание к Тимофею, 2:15 и особенно толкования на него). Мужчина, ровно так же, как и женщина, должен служить ближним и Богу, тем и спасется. Есть дети - воспитывать их в вере, строить малую Церковь, служить ближним. Нет детей - служить ближним и Богу своими талантами и дарованиями. И, конечно, стремиться неукоснительно жить по заповедям Божиим.
31 августа 2017, 17:13
Батюшка, но в первой статье на эту тему Вы предостерегали от дружбы одиноких и семейных. Упоминали зависть. А теперь советуете бессемейным жить в чужих семьях. Или на родственные семьи это не распространяется? По моему мнению, пока одинокий человек может сам себя обслуживать, он должен жить отдельно. Безусловно, находясь в общении с родными и близкими и оказывая им посильную помощь.
Да-да31 августа 2017, 17:02
Со всем согласна. Я незамужняя и бездетная, мне 43 года, работала 1 год в школе, теперь преподаю в вузе (мои студенты - девушки от 17 до 21 года), у меня защитились более 50 дипломников и бакалавров, они, конечно, уже не дети, и не мои родные дети, но всё-таки... Работаю с охотой.
Усыновлять ребенка не решилась и не решусь, т.к. считаю, что 1) любому ребенку лучше расти в полной семье, 2) я одна боюсь не справиться: после развода моих родителей мы были с мамой вдвоем, знаю, как это трудно, это подвиг для одинокой матери и вечный страх,3) жилищные условия не позволяют: живу в 1-комн.кв-ре с мамой.
И Бог миловал: у меня никогда не было дикого, неуёмного желания иметь детей. Хотя детей люблю.
Ксения31 августа 2017, 16:44
Рассуждения, далекие от реальности. В нашем приходе я близко знаю некоторых одиноких женщин. За 40. Когда уже почти нет надежды на то, чтобы родить, но есть надежда встретить Его и выйти замуж, реализоваться, как жена, помощница мужу. Как правило к этому возрасту одинокая женщина имеет кучу проблем со здоровьем, и не только физическим, но и психическим. Одной очень тяжело. Даже с Богом. Женщина не создана для одиночества, в отличие от мужчины (отшельники, воины, моряки).
Так вот, к 40-45 годам, когда надежда уже почти угасла, у женщины, как правило уже есть невроз или даже депрессия. Она несчастна. Как ей можно доверить маленького человека? Что она ему будет транслировать?
Анна31 августа 2017, 16:10
Отец Андрей, предлагаю перейти к другой проблеме - МУЖСКОМУ одиночеству. Осветите, пожалуйста, эту тему на основании Вашего пастырского опыта. Кто являются одинокими мужчинами в настоящее время - психологический портрет современного одинокого мужчины (например, в Москве). Обобщенно: кто он по профессии, интеллектуально-душевный уклад, характер мировоззрения, жизненный опыт (т.е.,был или не был в браке; есть ли дети и пр.), почему он одинок, а также его распорядок жизни - живет ли он с родителями или один; как ведет хозяйство; где и как проводит свободное время; и пр. А также, хотелось бы узнать его отношение к его же одиночеству; почему он не находит супругу? Мы будем Вам очень благодарны!
Marina31 августа 2017, 16:08
Батюшка, спасибо Вам огромное за статью! Она как-будто для меня написана, хотя я и замужем, но детей нет и это большое горе. Сейчас в моей жизни стоит выбор: оставаться на нелюбимой, но высокооплачиваемой работе или уйти на работу по профессии - быть учителем. Тк детей нет, то есть очень много неистраченной любви к детям, да и на своей работе я то и дело помогаю и обучаю коллег. Понимаю, что работа учителем - это огромная ответственность, поэтому никак не решусь. НО, я выражаю Вам огромную благодарность за Ваши статьи, они как советы, которые дает близкий друг, а мы уже можем решать сами.
Ирина31 августа 2017, 15:56
Иоанна, а откуда такая уверенность, что бездетные разумеется спасутся? Спасение не гарантировано никому, для него еще и потрудиться надо. Бездетным - добродетелью, семейным - воспитанием чад в вере с благочестием. И тем и тем нужно протиснуться сквозь Игольные Уши, а это ой как непросто никому.
Николай31 августа 2017, 15:06
Не совсем понятно почему, женщина, рожая, получает билетик в рай ?? И что должен сделать мужчина для получения спасения в таком случае ??
Помимо одиноких женщин есть одинокие мужчины, можно за них (про них) написать статью ??
Марина31 августа 2017, 15:03
Не спасется! Привожу свою ситуацию. Мне 51 год, сыну 26, внуков нет и в ближайшем окружении малышей нет. Переехали в новый район, который расположен в живописном, красивейшем месте и так получилось, что весь район заселен молодыми семьями с детьми. Постоянные крики и на улице и в квартире меня начали раздражать, я стала превращаться в настоящую фурию(не смотря на то что я не "старая дева"), детей и их родителей я стало тихонько ненавидеть. Более того вид малышей вызывал часто у меня неприязнь! Но 2 отпуска подряд я провела в семье брата с его внучиками, по нянчилась с ними и душа оттаяла. Недавно приехав из отпуска я с удивлением заметила, что на детские крики я перестала реагировать.
Елена31 августа 2017, 14:48
Батюшка, простите, но это не универсальные советы. Напоминает разговор на обеде у Облонских в "Анне Карениной" (где обсуждали женскую эмансипацию). Не у всех есть талант педагога, не все родственники могут ужиться вместе - интраверту с экстравертом, например, очень сложно. И что плохого, если женщина увлечённо работает, и эта работа не связана с детьми? Выше правильно писали, что даже направления благотворительности мы выбираем разные - кому-то ближе помощь старикам, а не волонтёрство в детдоме. Что же, стариками должны только мужчины заниматься? Утрирую, конечно, но мне статья показалась однобокой, простите.
Ирина31 августа 2017, 14:40
К несчастью, сейчас позволить жене не работать могут только те семьи, которые изначально имели свое жилье или успели его заработать до рождения детей. Если имеется при этом пусть хоть самое дешевое транспортное средство и участочек земли - красота. Если же всего этого нет и семья не может по каким-то причинам жить в родительском доме, снимает жилье или выплачивает ипотеку, то сидеть женщине дома с детьми - непозволительная роскошь, особенно в Москве-Подмосковье. И да, готовить к материнству нужно с детства. Причем с раннего. На близком примере. Я - единственный ребенок, младенцев только в колясках на улице видела. Имея прекрасного мужа и желанных детей к семейной жизни отношусь как к КАТОРГЕ
Юра31 августа 2017, 14:11
Замечания на комментарии.1.Слова о. Андрея только к тем, кто созрел до деятельной любви (совсем не лично ко мне или Вам; не нужно активно реагировать:))2.Матушки, пожалуйста, хватит ругать МУЖЧИН. Прожил 38 сложных лет. 70 или > % горя, зла, предательств, коварства в быту и на работе получил от женщин. Пример: когда начал воцерковляться, первая жена решила, что я сошел с ума, попросила меня переписать квартиру на детей (чтобы я якобы никуда не ушел), а затем с ровного места выгнала меня (при этом моя зарплатная карточка и деньги от недавно проданной машины были у нее; и она из 10 лет совместной жизни работала только 3; родила двоих детей, др. ребяток абортировала без моего ведома и согласия)
Иоанна_31 августа 2017, 13:57
Незамужняя женщина спасётся и без чадородия, разумеется, что здесь обсуждать? Если будет скрипку своей души настраивать так, чтобы она "строила" по-евангельски. Независимо от того, кем будет работать. Даже если в её окружении нет детей и жизнь её катится совсем по другим рельсам. А вот что касается замужней - да, здесь чадородие в деле спасения имеет огромное значение. Если МОГЛИ родить, но не захотели, поленились, смалодушничали - за это ТАМ спросят, я думаю. И не только жену, но и мужа.
Елена31 августа 2017, 13:14
Отец Андрей, благодарю Вас за статью. Все очень красиво и очень правильно то, что вы говорите, но!Мне 39 лет, и я из той группы, для кого написана эта статья. Могу ответить из своей жизни:1)стать учителем или врачом - это великолепно! Но, жить такая одинокая женщина может только в том случае, если у нее есть собственное жилье и живет она хотя бы частично на иждивении у родителей.Когда я закончила мед. институт, то моей зарплаты на 1,5 ставки доктора скорой помощи не хватало на аренду однокомнатной квартиры в г.Ижевск. Поэтому я была вынуждена уйти из своей профессии. Взять чужого ребенка, прекрасно! я готова! и снова вопрос - тогда на что жить? Родителей в помощь нет... вот так....печально!
Наталия31 августа 2017, 13:12
Соглашусь с Еленой, что пример "няни" при семье брата неудачен. Со временем обязанности такой сестры-няни будут восприниматься семьёй брата как должное. А положение такой женщины будет постоянно напоминать ей самой об ее насложившейся личной жизни. Соглашусь и с Анной - да, нет сейчас у большинства замужних женщин уверенности в верности своих мужей, в том, что они не предадут свою семью. Поэтому женщины и вынуждены работать - чтобы иметь источник обеспечения, если муж, как это часто бывает, предаст свою семью. Сама не раз слышала доводы женщин, что они работают потому, что не надеются на своих мужей. Вот такая правда.

Ольга31 августа 2017, 13:08
Если одинокая женщина будет жить с другой семьей, то она точно никогда не выйдет замуж. А мужчина, вовремя не сумевший вырваться из-под опеки маменьки, как правило, никогда и не женится. Да и женщина – тоже. Какие братья, сестры, племянники?! Нужно жить своей жизнью, а не жизнью родственников. И думать своей головой.Мужчина, живущий в семье брата-сестры,выглядит жалким, ущербным. Ни у одной нормальной женщины такой «приживальщик», не способный заработать на свое жилье, не вызовет уважения. В конце концов, лучше снимать отдельное жилье, чем жить с семьей брата или сестры.Без чадородия спасаются, иначе не было бы женских монастырей. Но и в миру можно вести образ жизни, близкий к монашескому.
вова31 августа 2017, 12:50
Вроде вообщем всё правильно, в частностях какой-то бред. Возможно не так много незамужних и бездетных учителей Вам исповедовались, возможно не все женщины сидят за компьюторами и мечтают о карьерном росте, некоторые работают литейщицами, формовщицами, штаммповщицами да мало ли хороших женских профессий. Они редкие гости в храме, Вы о них мало знаете, но их большенство и они тоже женщины. "Есть много в жизни друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам".
Ольга31 августа 2017, 12:44
31 авг.2017 09:00:«Потому что труд этот неблагодарный,дети с каждым годом становятся все более неуправляемыми,треб-ния к учителям все более возр-ют,а зарплаты... если не касаться Москвы,то зарпл.просто нищенские.По кр.мере, у нас в провинции.Поэтому все меньше молодежи идет в учителя».На днях смотрела интервью с О.Ю.Васильевой(к сож.,уже не смогла найти это видео),из кот. сл-ет,что не все так плохо:«На сег.день зар.плата наших учителей сост-ет 33,2т.р…в 59 регионах наблюдается значительный приток молодых преподавателей.Цифры колеблются от 5 до 10%.Приемная кампания 2017 г.также показала, что у нас в педагогические вузы вырос конкурс до 6-7 человек на место».http://tass.ru/obschestvo/4512335
Людмила31 августа 2017, 12:37
Батюшка, очень интересно и правильно написано. Спаси Господи! Только вот научная деятельность плохо сочетается с желанием жить богато и красиво). И скажу Вам, что не всем женщинам по душе работать с детьми. Это как выбор благотворительных дел: кто-то выбирает помощь бомжам, кто-то помощь старикам, а кто-то (но не все!) - помощь детям..
евдокия31 августа 2017, 12:05
Батюшка, какие могут быть тут дискуссии? Вы же сами понимаете, что написали просто свои пасторские, и мужские ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. В статье этой к жизни ( ни к какой: ни к РЕАЛЬНОЙ христианской ни просто человеческой ЖЕНСКОЙ со своими гормональными и животными потребностями и инстинктами, которые в нас вложил Бог как в часть живой природы после грехопадения, и от которых мы часто мучается) мало что имеет отношение.
Хочу ребенка это не эгоизм, вы спросите у женщин честно. Это животная потребность практически, она в нас заложена, и нереализованная - мученичество.

Вы о мученичестве ничего не написали. Голод например, как его вытерпеть? мало кто способен.
москвичка31 августа 2017, 12:00
Не соглашусь с автором статьи совершенно, это очень узкий взгляд на жизнь христианки. Нет ни мужа, ни детей, и никогда не было. И совершенно счастлива от этого. Полностью реализуюсь на работе, никак не связанной с детьми. И глядя на многочисленные венчанные семьи с детьми знакомых, откровенно скажу- такого "счастья" с капризными и зачастую тупыми, недоразвитыми детьми и недовольными мужьями ни за какие коврижки не надо. Мне за 40, я давно воцерковленный человек.
Ivan Alexyuk31 августа 2017, 11:54
Я согласен с тем что, скажем так, в контексте современного общества очень хорошо было бы переключить внимание женщин с, грубо говоря, моды, бизнеса, карьеры и политики на детей и даже не столько может быть на детей, сколько и на то что с этим связано, а именно на любовь и нежность, смирение, терпение и заботу, на то дело которое не видно, но приносит реальный плод. Но если говорить о женщине как о личности с глубоким внутренним миром, то все равно не получится дать некий стандарт единый для всех. Даже вот навскидку в Священном Писании часто встречаются женщины "нестандартные". Это и например пророчица Анна, жены-мироносицы, Лидия из Фиатир в Деяниях. То есть их путь был достаточно не прост.
Елена31 августа 2017, 11:54
мои многократные попытки попасть к детям в детдом постоянно наталкивались на подозрительность, с чистым сердцем идёшь, а там уже столько "охранников", что прорваться невозможно
Елена Шиловская31 августа 2017, 11:37
если будет продолжаться нарушение тайны исповеди даже через "обезличивание" посредством группового обобщения грехов, "подопытные" перестанут ходить на исповедь, во-1, во-2, что это за статистика? и всё чаще и чаще, давайте уж тогда попросим 1С программу для духовной диагностики написать. тема бездетности индивидуальна, интимна, нельзя в эту боль заходить с предложениями "знайте своё место". Батюшка,вы же были готовы к ответам )))))
Елена31 августа 2017, 11:30
Статья плохая, неумная и злая. "Любой человек создан для любви чистой и жертвенной" - вот Ирина хорошо написала, а то ведь какая любовь ещё бывает, какую вы мужчинам оставили? Пишите про "влиятельных друзей и многих поклонников" - для них бы статьи написали, а то у вас для "блудниц-неудачниц" - что это за слова такие? Кто из святых так к блудницам обращался? Камни кидаете?
Мария31 августа 2017, 10:42
Батюшка, пожалуйста, поменяйте тон своих статей. Если ВЫ видите что то так, то это не значит, что Вы видите истину. Вы чешете всех под одну гребенку, а мир слишком многообразен и мы все слишком разные. Да, можно сказать - идеал женщины - это замужняя женщина, посвятившая жизнь воспитанию десятка детей. Но мы слишком далеко ушли от идеалов и нам жизни не хватит, чтоб к ним вернуться. Поэтому остановитесь и перестаньте нас тупо жалеть: мы такие, какие мы есть, а Ваши советы, применимые в идеальных условиях, зачастую больше вредны, чем полезны. Господу виднее, почему одни замужем, а другие нет, почему у одних по десятку, а у других ни одного. Слава Ему за все! Давайте просто примем Его волю.
Ирина31 августа 2017, 10:38
Любой человек создан для любви чистой и жертвенной, не имеет значения, мужчина это или женщина. Просто надо выбрать, какое служение ближе, тем и служить ближним. Конечно, можно служить чужим детям и возможность можно найти. Но не менее в женской любви и заботе нуждаются больные и одинокие старики. Святые отцы в толковании на строчку о спасении чадородием поясняют, что бездетные спасаются своей добродетелью и доброй жизнью. А уж как эта добродетель будет проявляться, посвятит себя женщина чужим детям или другим нуждающимся людям, не так важно. Сестры милосердия в Марфо-Мариинской обители помогают всем нуждающимся, тем и спасаются. Мирские женщины должны брать с них пример.
Елизавета31 августа 2017, 09:15
Ой, незнаю батюшка, а кто детей будет воспитывать, маме надо деньги зарабатывать, бабушка и дедушка, но тогда это будет их ребёнок. С маленьким ребёнком на пенсию и декретные тяжело жить. А у детей постарше тяжёлая искалеченная судьба была и принять особенно пожелым тяжело будет и внимание им надо больше, а ещё врачи, кружки, психологи... Конечно, нужно хорошо подумать прежде чем пойти на это... и тем более не спасаться от своих проблем. Нужно быть готовым к очень серьёзным трудностям
31 августа 2017, 09:00
О.Андрей видит труд учителя немного однобоко. Быть учителем сложно. Женщина, проработавшая несколько десятилетий в школе, часто приобретает различные болезни и на выходе остается крайне уставшей и выжатой. Почему? Потому что труд это неблагодарный, дети с каждым годом становятся все более неуправляемыми, требования к учителям все более возрастают, а зарплаты... если не касаться Москвы, то зарплаты просто нищенские. По крайней мере, у нас в провинции. Поэтому все меньше молодежи идет в учителя. А пожилые учительницы часто не имеют никакой возможности хотя бы на старости лет жить достойно и лечиться. Примерно так же обстоят дела и в других сферах, связанных с детьми.
Анна31 августа 2017, 08:34
Дорогой отец Андрей!Спасибо Вам большое за живой разговор! Разрешите не согласиться с тезисом "дети не желанные, а работа-карьера интереснее домашнего быта". НЕТ и еще раз НЕТ! Такие мысли рассеиваются после рождения первого ребенка, когда женщина становится Женщиной (т.е.матерью). Основная проблема современной женщины - это неуверенность в МУЖЕ! Опасение предательства МУЖА, ухода его из семьи. Работа и карьера - это следствие, а не причина. С морально крепким мужем в крепкой семье, где женщина не опасается быть брошенной с детьми в любой момент, все карьеры-фитнес и пр.роскошь отодвигаются на второй план, а то и вовсе забываются.
Елена31 августа 2017, 04:57
Простите, я продолжу. Бесконечно много детишек, действительно лишенных внимания, находятся в детдомах, домах малютки, детских больницах. Они очень нуждаются в нас. Информация о тебе как о неудачнице, не сумевшей создать своей семьи, будет проходить где-то боком и фоном - твоя помощь там слишком нужна, чтобы пинать и тыкать одиночеством. И в детях, которые тоже оказались одинокими, женщина действительно обретает любовь. И уже не так важно, кто там что думает и говорит. Таково мое видение, основанное на собственном опыте.
Елена31 августа 2017, 04:53
Можно, поделюсь своим опытом как одинокая бездетная женщина? НИКОГДА не становитесь приживалками при чужих семьях - сестры ли, брата ли, подруги ли... Приведенный в статье пример - про мужчину - принципиально иной. К одинокому мужчине уважение никак не умаляется, одинокую же женщину явно или скрыто презирают. Вы никогда не будете членом семьи - всегда будете лишь бесплатной прислугой. Когда твои услуги станут не нужны - тебя пнут, когда сестре/подруге покажется, что ты нравишься мужу или наоборот, - тебе закатят истерику. Это ужасное положение. Возможно, очень помогает смирению, но не всем по плечу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×