Месяц назад, после провала грунта в сквере им. Карамзина города Ульяновска, нашей общиной было написано обращение на имя руководителя Управления по охране культурного наследия региона с просьбой привлечь нас к участию в археологических исследованиях, о которых было публично объявлено. Нас данное место интересовало как единоверцев (старообрядцев в лоне Русской Православной Церкви. – В.Б.), так как существует версия, что в сквере стояла единоверческая церковь. Версия слабая, но мысль о том, что в городе может появиться православный храм, как всегда привлекла малочисленных, но решительно настроенных комментаторов на самый популярный местный портал. Вопрос о строительстве церкви еще не ставился, а вот протестующие уже вполне ясно обозначили свою позицию от «надо строить садики и больницы» до «ждем, когда дадут команду храмы рушить».
Все это заставило задуматься вообще о том, почему же на самом деле люди противятся возникновению Домов Божиих, какие аргументы лежат в их доводах на поверхности и что же у них на самом деле внутри.
Вспоминаю, как около года назад одна из православных общин Ульяновска через публичные слушания добилась строительства храма. От некоторых жильцов были слышны протесты из серии «застраиваете парковую зону». Честно, я и подумать не мог, что узкая полоска вытоптанного пустыря, заваленного ближе к кустам бутылками и сопутствующим мусором, «заминированная» домашними питомцами и с двух сторон засаженная редкими деревьями, – это парковая зона. Храм строить начали в одном из самых неблагополучных районов города. Бывали случаи, что людей убивали за отказ дать денег на выпивку. Даже по ощущениям, попав в эти края, можно было понять, что с нравственностью здесь тяжело. И все это на фоне унылой советской архитектуры. В общем, «парковая зона» очень вписывалась. А храм предполагалось строить белоснежный, с золотыми куполами. И конечно, с основательным благоустройством этой самой парковой зоны.
В другом месте города храм был построен рядом с так называемым местным «пляжем» на реке Свияге. Перед началом строительства вывезли «Камаз» шприцов и алкогольной тары. Место в народе известное – и своим удручающим видом, и дурной репутацией «диких зарослей». Сейчас здесь красуется замечательный храм с великолепной площадкой, открывающей вид на противоположный берег и пойму реки. На территории планируется строительство образовательного центра. Эти места были заселены около 350 лет назад, в одно время с появлением града Симбирска. За все это время на территории района храма не было. Теперь он есть. Для порядка 30 тысяч жителей.
Церковь – это не просто здание. Это и детский сад, и больница – для души
От людей нецерковных часто слышу о благодатном влиянии на них одного вида церкви. Прошедший сквозь века архитектурный облик храма пронес с собой символ неизменности во времени Божественной истины. Как бы ни был красив стоящий по соседству торгово-развлекательный центр или дорогой коттедж, церковь неизменно выделяется на фоне городской застройки своей неотмирностью. И именно эта неотмирность напоминает одним своим видом спешащим мимо пешеходам, погруженным в свои мысли пассажирам транспорта, водителям – о том, что в этом океане суеты есть что-то высшее, важное и, несомненно, светлое. Один мой знакомый говорил, что, постояв в храме двадцать минут, получал «заряд энергии на месяц». Нам сегодня больше не хватает не внешнего, а внутреннего – внутренних сил, от которых и зависит и качество, и количество этого внешнего. Доброжелательное отношение к людям, созидательный труд, воспитание детей, дела добра – всё это требует от нас определенного духовного ресурса. Сколь часто люди нецерковные в трудные жизненные моменты заходили в храм на те самые «двадцать минут», а затем получали возможность к решению проблемы. Один взгляд на храм Божий может возбудить в человеке память о высших ценностях, внутренне отгородить его от дурных поступков, которые, возможно, зрели в его душе, уберечь от неправильных решений. Церковь – это не просто здание. Это детский сад и больница – для души.
Храм – символ России. О том нам свидетельствует Древняя Русь, колыбель нашей национальной идентичности. Самые величественные здания, самые яркие сооружения, фон любой сказки или исторического периода – величественный каменный собор или милая деревянная церквушка. В тварном выражении венцом творчества народа становился православный храм. В храм превращались в той или иной степени все постройки русского человека. Божницы устраивались в домах, обустройству красных углов во всех комнатах и общественных зданиях придавалось очень большое значение.
Потому хотелось бы обратиться к нашим современникам, так яро сражающимся с православными храмами, буквально – с верой Христовой. В разные эпохи наша Церковь это проходила. 100 лет назад начались длительные гонения, убивали людей, глумились над святынями. Как оказалось, самоуверенные вожди большевиков не смогли заложить основательного фундамента новой России. Коммунизм рухнул, хотя и нанеся народу глубокую рану и продолжая отравлять своей памятью умы людей. Он рухнул, а тысячи церквей величаво подняли свои купола во всех уголках нашей Родины. Может, стоит задуматься над этими событиями глубже? И хотя бы перейти с откровенно воинственного тона на более рассудительный. Земная жизнь ограничена временем. Не стоит тратить ее на бесплодную и опустошающую душу борьбу. Вечность – гораздо дороже того.
Не, я сам сторонник дешёвых храмов простой архитектуры, и никогда не поддерживал претензии архитектурных снобов к храмам. Но всему есть предел. Или придел.