О кремации

Отец Лаврентий (Лоуренс) Фарли (Православная Церковь в Америке), бывший англиканский священник, закончил Уиклиф-колледж в Торонто (Канада) в 1979 году. В 1985 году перешел в Православие и закончил Свято-Тихоновскую семинарию в Южном Ханаане, штат Пенсильвания (США). После рукоположения отправился с новой миссией в город Суррей (канадская провинция Британская Колумбия) под омофором ПЦА, где основал приход в честь преподобного Германа Аляскинского. Приход, первоначально из 12 человек, вырос в большую общину и сегодня имеет собственный храм в городе Лэнгли (Британская Колумбия). Благодаря трудам прихода св. Германа появились и другие православные общины, например, в городах Виктория, Комокс и Ванкувер. Отец Лаврентий – автор многих книг, например «Справочник для изучающих Библию» и «Календарь святых на каждый день». Его перу принадлежат многочисленные статьи; он составитель ряда акафистов, опубликованных издательством «Alexander Press»; регулярно выступает на православном радио «Ancient Faith Radio»; ведет свой православный блог «Straight from the Heart» («Прямо от сердца»). Проживает с матушкой Донной Фарли – известной канадской писательницей – в городе Суррей. У них две взрослые дочери и два внука.

Сжигание книг само по себе вызывает неприятие. Когда я слышу, что где-то сжигают книги, то всегда вспоминаю известное, дальновидное и мудрое высказывание Генриха Гейне, который родился иудеем, но позднее принял христианство и умер в 1856 году. Гейне говорил: «Где жгут книги, там, в конце концов, будут сжигать и людей». По иронии, в 1930-е годы нацисты, среди многих других, предали огню и книги Генриха Гейне.

Так же как недопустимо сжигать книги, недопустимо сжигать и людей. А помимо этого, кремация не является частью нашей христианской традиции. Это утверждение полностью противоречит современной культуре Северной Америки, где кремация стремительными темпами становится наиболее предпочтительным способом погребения усопших. Но, несмотря ни на что, Православие продолжает свидетельствовать о своей традиции, согласно которой кремация недопустима, так как она предполагает сжигание людей.

Современная секулярная культура это отрицает. Она заявляет, что люди – это одно, а их (мертвые) тела – это другое, и при кремации сгорает не человек, а лишь его тело. То есть «настоящего» человека отождествляют с его душой, которая живет в его теле, точно так же, как письмо находится в конверте. В этом случае конверт не имеет постоянной функции и используется только для благополучной доставки письма. Но как только получено письмо, конверт можно сразу выбросить. В конце концов, именно письмо имеет значение, и именно его мы будем хранить. Точно так же современный секуляризм[1] утверждает, что душа – это и есть настоящий человек, в то время как тело – лишь временное вместилище, «носитель» души. Когда в момент смерти душа покидает тело, то оно сразу же теряет свою ценность и становится таким же ненужным, как конверт, из которого вынули письмо. Что тело без души, что конверт без письма можно за ненадобностью выбросить или сжечь.

Красота и благодать, содержащиеся в теле, имеют своим источником Бога

Напротив, Церковь вновь и вновь провозглашает, что тело – не просто сосуд для души, но в нем, как и в душе, запечатлен образ Божий, образ красоты небесной. Поэтому правильнее будет сказать не «мы имеем тело», а «мы есть тело, душа и дух». Тело создано Богом, причем по образу и подобию Божию, и это надо понимать не так, что у Бога тоже два глаза, нос и уши, а что красота и благодать, содержащиеся в теле, имеют своим источником Бога.

Тело является причастником Божественной благодати не только как сотворенное Богом, но и как искупленное Богом. Ведь именно над телом совершаются таинства Крещения, Миропомазания, именно тело причащается Святых Христовых Таин в таинстве Евхаристии, и именно тело однажды воскреснет для новой, вечной жизни при всеобщем воскресении. Одним словом, тело человека свято, и оно участвует в нашем спасении. Как и со всеми святыми предметами, с человеческим телом надо обращаться благоговейно. Как говорилось выше, предание огню означает отрицание ценности того, что сжигается. Такая практика имела место и оправдывалась в язычестве, потому что для язычников тело не представляет большой ценности (вот почему языческие афинские философы смеялись над апостолом Павлом, когда услышали от него, что тела людей воскреснут – ср. Деян. 17, 32). Язычники могли кремировать и сжигать свои тела – это не входило в противоречие с их религиозными верованиями. Христиане этого делать не могут, ибо веруют, что наши тела имеют слишком огромное значение, чтобы их подвергать огню.

Тело человека свято, и оно участвует в нашем спасении

С современной практикой кремации связаны и другие проблемы. Например, работники похоронной индустрии не рассказывают людям всей правды о кремации. В особенности, они не рассказывают, что кости не сгорают. При достаточно высокой температуре могут сгореть плоть, волосы и жир. (Это ужаснейшее зрелище. Многие из тех, кто стали этому свидетелями, говорили, что если бы люди знали, что именно происходит в процессе кремации, то никогда бы на это не пошли). Да, кости не горят, какой бы высокой ни была температура. Что же делают с ними после кремации? Их выгребают из печи и помещают в специальную мельницу, где перемалывают до мелких частиц. Мне рассказывали, что чистить такие «мельницы» – нелегкое занятие, и кусочки костей разных людей смешиваются. Говорят, что их специально посыпают тальком, чтобы больше походило на прах. Все это – нечестные попытки скрыть от людей тот факт, что кости не горят.

Кремация означает деперсонализацию

Существуют и другие проблемы. Мне приходилось присутствовать при захоронении праха кремированных покойников на кладбищах в специально отведенных местах (колумбариях). Однажды во время таких похорон на кладбище об усопшем читались молитвы, в которых он упоминался как личность – с использованием местоимения «кто», как это и подобает. Затем вышел работник крематория, неся в руках пластиковый пакет с прахом умершего. Работник спросил родственников покойного: «Куда мне это поставить?» Таким образом, усопший превратился в «что». Заметьте, он не сказал «его» или «ее», а сказал «это». Не думаю, что он был бессердечным человеком и неуважительно относился к покойным. Он просто выполнял свою работу и своими машинально произнесенными словами лишь подтвердил тот факт, что кремация превращает человека в вещь – во что-то, что можно нести под мышкой в пластиковом пакете и поместить в маленькую погребальную урну. Кремация означает деперсонализацию.

Вот основная разница между кремацией и исторической традиционной церковной практикой захоронения усопших. Только церковная практика поистине воздает должное личности покойного и признает святость человеческой плоти. Конечно, не стоит судить тех, кто выбрали кремацию для своих близких, ибо мы делаем, что можем, а время скорби и тяжелой утраты – не лучшее время, чтобы переучиваться и передумывать. Хотя Церковь не судит, она предлагает лучшее решение. Мы воздаем настоящее почтение нашим усопшим близким и родным, когда не подвергаем их кремации, а благоговейно хороним. Нам нельзя сжигать тела тех, кого любим. Вместо этого мы предаем их тела благословенной земле, а души вверяем всеблагому Богу.

Протоиерей Лаврентий Фарли
Перевел с английского Дмитрий Лапа

OrthoChristian.Com

5 октября 2017 г.

[1] Секуляризм (от англ. «secular» – «светский») – мировоззрение (образ жизни), в котором основные аспекты человеческого бытия не соотносятся с религиозной верой.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России
Никита Филатов
Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России
Никита Филатов
Как агитировали за кремацию в большевистской России? Сколько человек исполнили наказ Л. Троцкого и завещали сжечь себя после смерти? Где и как были устроены первые в России крематории?
Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса
Никита Филатов
Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса Хоронить нельзя кремировать: цена вопроса
Никита Филатов
В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Сторонники таких похорон говорят: так дешевле и проще. Насколько справедливы их аргументы? Сколько в действительности стоит кремация?
Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых
Митр. Иерофей (Влахос)
Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых Богословская оценка и экклесиологические последствия кремации мертвых
Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос)
Церковь не может согласиться с кремацией мертвых и благословить на нее своих чад, потому что уважает человеческое тело, считает его храмом Духа Святого, одной из частей человеческой ипостаси. Скрытно в согласии на кремацию таится пренебрежение к телу, неверие в воскресение мертвых, возможно учение о переселении душ или вообще отрицание существование души после смерти.
Комментарии
Андрей 8 октября 2017, 22:52
Душа очень привязана к телу, поэтому наши предки язычники сжигали тело, чтобы душа не задерживалась здесь и отправлялась к богам. И наоборот возводили курганы, чтобы придержать, обеспечить "опеку".
Галина Игл.-я 8 октября 2017, 16:46
Иоанна,возможно, вы правы, мне эта мысль и в голову не приходила. Наталия, вы тоже правы, только свт. Игнатий и вслед за ним я имели в виду неверующих людей, падших отступников. Просто здесь не распишешься, поэтому возникает недомыслие и непонимание. Всего всем доброго, приятно заочно порассуждать с мыслящими людьми.
Наталия 8 октября 2017, 12:10
Если человек родился увечным - какая именно красота может содержаться в его теле? И что понимается под Божией благодатью в теле человека? К примеру, в моем теле - в чем именно выражается эта благодать?
Я читала, что во время эпидемий чумы христиане как раз сжигали тела умерших. И какие негативные последствия это порождало в духовном плане? Еще нередко мучеников за Христа сжигали. В данных случаях - какие негативные последствия наступали? Выходит, Сам Бог, несмотря на неблаговидность кремации, попускал мученикам быть сожженными. Как к этому относиться?
Я против кремации - душа протестует, плюс стараюсь следовать православному учению. Но вышеназванные вопросы имеют место быть.
Алла 8 октября 2017, 11:57
Позабавила фраза: "Точно так же современный секуляризм утверждает, что душа – это и есть настоящий человек, в то время как тело – лишь временное вместилище, «носитель» души." Секуляризм вообще-то отнюдь не декларирует наличия души, как таковой, я бы сказала скорее наоборот.
Иоанна_ 8 октября 2017, 11:17
иером.Алексей: /...Святые ТОЛЬКО ТЕМ И ЗАНИМАЛИСЬ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ что наносили своему телу различные увечия, и снаружи, и изнутри"// Православные святые??? Кто же это???
иером.Алексей 7 октября 2017, 20:47
Уважаемый прохожий(7.10.2017).Вы действительно думаете что слова апостола: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17)", сказаны им о теле человека в контексте кремации? В этом случае нам надо прочитать у святых отцов, что в этой фразе, обозначают:
1. Слово "если";
2. Слово "кто";
3. Что значит "разорит";
4. Что такое "храм Божий".
После этого, станет понятно, какой смысл заложен апостолом в этой фразе.
Если Вы почитаете жития святых, то Вы увидите там, что святые только тем и занимались всю свою жизнь что наносили своему телу различные увечия, и снаружи, и изнутри. Они, как правило, все были очень больные люди даже еще в молодом возрасте.
Наталия 7 октября 2017, 20:43
Галина Игл.-я 7 окт. 2017 14:37 /По причине падения наше тело … в один разряд с телами животных/ Здесь Св. Игнатий сравнил тело человека до и после грехопадения. /К святым угодникам … современный человек … не относится/. Слово святой имеет ряд значений. «Св. угодник, почитаемый Церковью» одно из них, «Отделенный от греха для Бога» - другое. "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога и вы не свои?" (1Кор. 6, 19). Св. Феофан Затворник объясняет, что ап. Павел выразил свою мысль вопросом, чтобы показать несомненность и общеизвестность сей истины, поскольку коринфяне стали забывать об этом (Св. Феофан Затв. Толков. 1 Посл. ап. Павла к Кор.).
иером.Алексей 7 октября 2017, 20:35
Уважаемая Иоанна (7.10.2017), по каким моим словам, Вы сделали вывод о том, что я защищаю кремацию? Мне бы тоже хотелось быть погребённым как и мои предки, но это вовсе, не из за того, что кремация грех или плохо. Если к написанной уважаемым о.Лаврентием статье, начать задавать вопросы по написанному, то их, едва ли будет меньше по объёму,чем сама статья. И, уверяю, Вас, всуде по написанному тексту, на большинство из этих вопросов, батюшка не сможет ответить. Спаси всех нас Господи.
иером.Алексей 7 октября 2017, 20:24
Думаю, дискуссию можно закончить как бессмысленную. Закончить хотелось бы словами о.Иоанна (Крестьянкина), которые он сказал об подобном же псевдодуховном вопросе - ИНН. Батюшка сказал, что ничто нас не сможет разлучить с Богом кроме греха. Уверен, под его словами подпишутся сонмы святых, которые всю жизнь "умервщляли свое тело и порабощали", и думать даже не могли о том, что бы беречь свое тело, а после своей смерти, завещали свои святые тела, бросить в болото/зверям на съедение и прочее, прочее. Жаль, что мы так и не научимся никак отделять вероучительную часть нашей спасительной веры, от обрядовой.
Арина 7 октября 2017, 15:10
Иоанна 07.10.2017 10:02 иеромонах защищает отнюдь не кремацию, читайте внимательнее. А вообще, статья годичной давности переведена и опубликована сейчас с акцентом на том, что кости не горят для чего?
Галина Игл.-я 7 октября 2017, 14:37
Простите, дополню. Наталия 6 октября 2017, 22:37: "Тело – это храм Божий по Св. Писанию". Эти слова относятся к святым угодникам, к коим "современный человек" ну никак не относится. Свт. Игнатий (Брянчанинов): "Человек, облеченный в тело, способен был для жительства в раю, в котором ныне способны пребывать одни святые и одними душами своими, в который взойдут и тела святых по воскресении...По причине падения наше тело вступило в один разряд с телами животных; оно существует жизнью животных, жизнью своего падшего существа. Оно служит для души темницею и гробом... В этом состоянии мертвости телесные чувства неспособны к общению со (святыми) духами". ("Слово о смерти" свт. Игнатия).
прохожий 7 октября 2017, 13:58
Цитата из Священного Писания: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17)" в качестве аргумента против кремации подчеркнута мною из статьи "БОГОСЛОВСКАЯ ОЦЕНКА И ЭККЛЕСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕМАЦИИ МЕРТВЫХ" (перевод с доклада Митрополита Навпактского и Святовласиевского Иерофея (Влахоса)). О различии ситуаций сознательного выбора кремации православным христианином, от различных форм погребения (в том числе через сожжение) попускаемых Промыслом Божиим, изложено также в упомянутой статье. С уважением,
Иоанна_ 7 октября 2017, 10:02
Галина, не будьте и вы столь легковерны, ведь данная статья написана священником, причём указаны его фамилия, место служения, юрисдикция, в отличие от анонимного комментатора, который даже имя своё пишет в светской огласовке, и учёность которого вам неизвестна. Я впервые вижу, чтобы священник в столь пренебрежительном тоне отзывался о том, что написано его собратом-священником. В любом случае, если монах, тем более иеромонах канонической церкви так отчаянно защищает кремацию - это что-то новенькое...
Дмитрий 7 октября 2017, 09:15
С одной стороны автор прав. Но возникает несколько вопросов.Например как быть с теми кто сгорел не по своей или родственников воле, например во время пожара или казнён через сожжение???? И по части костей, способ погребения используемый например на Афоне, когда останки через несколько лет выкапываются, кости очищаются и складываются в отдельной костнице, тоже знаете ли не для слабонервных.
Галина Игл.-я 7 октября 2017, 07:55
Иоанне_ 6 октября 2017, 14:33. Не будем такими самоуверенными и дерзостными, чтобы выступать против ученого иеромонаха, который знает гораздо больше нас с вами. "Господь Бог создал человека из праха земного" (Быт. 2,7).Это откровение передано авторами Библии на уровне их миропонимания.Всякое человеческое слово ограничено рамками времени и пространства, и только Слово Божие является в сути своей неизменно и вечно: "вечное Евангелие" ( Отк 14,6). "Прах земной"- это химические микроэлементы, необходимые для создания ДНК клеточных митохондрий. Также весьма условно передано, что Ева создана из ребра Адама.Да еще в результате деградации человека произошла огромная духовная и генетическая мутация.
Fiodor 7 октября 2017, 00:07
В некоторых восточных религиях тела сжигаются именно с целью защиты от разложения и поедания червями. Считается что телу даётся некая защита от осквернения. В каком-то смысле это забота о теле. В других учениях тело это кладезь наших греховных поступков и сжигая труп мы частично облегчаем страдания души. В тоже время тела монахов или святых сжигать необязательно, так они не тлеют и отличаются от тел обычных людей.
Наталия 6 октября 2017, 22:37
Да, трудно донести до сознания современного человека, что он вообще-то создание Божие, а не сам по себе истина в последней инстанции. Тело – это храм Божий по Св. Писанию. А невозможность похоронить погибших в результате войн и стихийных бедствий является попущением Божиим, которое, тем не менее, нисколько не делает равнозначными традиционные похороны и кремацию. Аргументы за кремацию комментаторы приводят настойчиво, но все же с трудом верится, что ее сторонники твердо делают свой выбор по причине беспокойства о рациональном использовании земельных угодий или же ориентируясь на традицию жителей Страны восходящего солнца. Желаю отцу Лаврентию помощи Божией!
Андрей 6 октября 2017, 21:33
Разделяю мнение иером.Алексей 5 октября 2017, 19:13
в том, что
"Есть... традиция погребения, а есть духовное содержание явления. И это совсем не тоже самое"
Считаю главной "традицией" христиан доверять Господу, когда не знаешь, как проявить собственную волю. Хоронить или кремировать? Мне уже несколько раз приходилось принимать такое решение. Но руководствовался я не тем, как будут себя чувствовать души моих усопших родственников в зависимости от вида погребения. Для вечной жизни не имеет значения: земля, вода или огонь.
Я лично,всегда настаивал на оставлении гробов в земле только потому, что так мне было спокойней на душе.
Не надо пугать сторонников кремации, пусть тоже будут спокойны.
6 октября 2017, 20:37
конечно кремация это не христианская традиция,нет предания земле и т.д., это из язычества, а также коммунисты призывали к этому, чтобы искоренять православие. И вообще ассоциируется с адским огнём.Не понимаю как верующий может пожелать чтобы его сожгли.
иером.Алексей 6 октября 2017, 20:02
Если следовать логике ратующих за греховность кремации или иной формы погребения, то первым кого они должны обвинить в нарушении этой "заповеди" - есть Сам Творец. Потому что это именно Он допустил что бы даже праведники были утоплены/сожжены/съедены/выброшены; именно Он допустил быть не похоронеными тела бесчисленных праведников "в пустынях, горах, вертепах, расселинах каменных...". Также как и именно Он сказал что "ничто меня не разлучит от любви Божия..." И, пожалуйста, не употребляйте в данной контексте слова Свящ.Писания про "Тело - храм Бога" и подобные им, потому что они совершенно не относятся к теме обсуждения, и сказаны совсем о другом, об этом знает любой семинарист.
Екатерина 6 октября 2017, 17:29
Согласна с иеромонахом Алексием. Мне думается, что с обрядовой стороной такая же ситуация, как с Масленицей - вобрать традицию и адаптировать. К тому же сейчас действительно острая проблема - места под кладбища. Ярые противники кремации - поинтересуйтесь темой, узнаете много интересного. И мне думается, что так как даже Христос не судит нас, пока мы здесь - не надо и нам категорично отстаивать недогматические стороны нашей веры.Я сама тоже предпочла бы быть похороненой традиционно. Но бывают обстоятельства, когда нет другого пути захоронения. А к телу в нашем веке вообще какое-то гипертрофированное отношение.
Екатерина 6 октября 2017, 17:18
И книги иногда можно и нужно сжигать - если это, например, сборник магических приворотов(чтобы не нанесли вреда.) И кремировать иногда можно - мы кремировали родственников, по их прижизненному волеизъявлению, причем после консультаций со священником - потому что они хотели покоиться на земле предков, перевозить тела было нереально (по времени, расстоянию, финансам и отсутствию спецтехники) и подзахоранивать в родовой склеп можно было только прах. Что касается деперсонализации - кости в земле в обычных условиях (не болото, не торфяник, не вечная мерзлота) навечно не сохраняются - истлевают до атомов.И как быть с теми, кто погиб в катастрофах, при взрывах,кого съели дикие звери?
Ирина 6 октября 2017, 15:48
А давно ли вы стали такими верующим, что нельзя кремировать, надо хоронить своих близких и родных? Ситуации в жизни бывают разные. Мы все забываем только об одном, что тело - это земное, тленное и смертное, а душа - живая, вечная и бессмертная и Бог будет судить ни тело, а душу. И Богу не важно, как захоронен человек. Он судит душу. А этот протоиерей из Англии только смуту вносит. Знаю очень многих, которые похронили своих родных и забыли о них вообще. А многие, которые кремировали своих родных, чтут их память, как должен это делать православный и верующий человек. И радость усопших настолько велика, что душа их радуется и это передается нам. И мы радуемся с ними, что помогаем им.
Иоанна_ 6 октября 2017, 14:33
"Совершенно нелепые рассуждения" не могли бы появиться на этом сайте, отец Алексий, так как здесь работают люди грамотные, имеющие богословское образование. Если есть какие-то разночтения, так это называется по-другому. Действительно, христиане НИКОГДА не сжигали своих умерших, это чистое язычество. Недаром советы с самого начала весьма активно стали внедрять идею крематориев, навязывая их русским людям вместо христианских кладбищ.
Анна 6 октября 2017, 12:58
Полностью согласна с комментарием Дианы. Читаешь комментарии и по их реакции складывается ощущение оправдания обличенных. По моему пониманию в статье идет речь о намерениях, а не о том, что происходит непреднамеренно. Когда много лет назад, еще до того, как я приняла христианскую веру, мне было предложено кремировать умершего родного человека все мое существо этому воспротивилось. Я посчитала это каким-то кощунством и равносильным сжиганию живого человека.И после прочтения данной статьи я еще раз утвердилась в своем убеждении!В каком виде человек пришел на эту землю, в таком виде и должен в неё отойти.
Александра 6 октября 2017, 12:11
Адам был создан из земли.Из ребра Адама была создана Ева. Богу все возможно. Раз кости нетленны,значит ,что по воле Божией люди воскреснут в своих телах.Я так понимаю и верю в это. Бог Всемогущ.
Максим 6 октября 2017, 11:33
"Кремация означает деперсонализацию" - по логике автора получается, что способ захоронения влияет на посмертное существование? Не ересь ли это? Если уж говорить о "деперсонализации", то скорее это относится к разлучению души от тела, а не к способу захоронения.
Ольга Гребенникова 6 октября 2017, 10:53
А если книги пришли в негодность по разным причинам, то их тоже нельзя сжигать? В землю надо закапывать?
Или это просто художественный прием с упоминанием преступлений нацистов?
прохожий 6 октября 2017, 00:48
Мне показались странными слова: "Хотя Церковь не судит, она предлагает лучшее решение". А в чем проблема, проработать вопрос до конца и сказать, как есть "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17), сказать, что Церковь благославляет своим чадам погребать усопших в земле. Объяснить, что придание земле более человечно, что это норма. Если кто кремировал по незнанию или еще по каким непреодолимым обстоятельствам, то там уже экономия, но основной массе то почему не сказать однозначно?
6 октября 2017, 00:17
Если бы тела всех православных христиан сжигали, мы бы не смогли обретать их нетленные мощи. К тому же мы не знаем промысел Божий о каждом человеке и его посмертном пути. Может быть сжигание тела отправляет душу умеошего человека сразу в Ад. Стоит ли рисковать душами своих родных и своей душой?
Диана Олейникова 5 октября 2017, 22:30
Странная дискуссия получается, господа хорошие! Такое впечатление, что почти все здесь присутствующие готовы быть после смерти кремированными по разным общественно полезным причинам! Лично я к этому совершенно не готова, ни по отношению к себе, ни к своим родным! И одно дело, если уничтожение тела покойника произошло из-за трагических событий, а другое - по доброй воле родственников или по завещанию самого человека! Да, Господь, нелицеприятен! Но для общества и всех нас одобрение сжигания наших же сродников - это противоестественный поступок, сродни предательству! Может быть я не права, но так говорит мое сердце! Все старики в моем роду (уже почившие) были категорически против кремации!
а. с. 5 октября 2017, 20:18
если человек заслужил спасение - то так оно у Бога и будет. "ни глубина, ни высота... ничто не может разлучить", ни огонь. но страшно за тех (родственников, близких, работников), кто это делает (кремирует). вот проблема.
Hola 5 октября 2017, 19:23
Неужели Церковь считает, что народы, в культуре которых принято покойных кремировать, меньше любят своих родных? Есть еще банальные климатические, территоральные и т.д. вопросы. Японцы не в состоянии хоронить усопших в земле - нет ее на Японских островах.
Мы делали тоже самое, в далекой древности.
Что делать с телом, которое нельзя закопать в землю, сжечь? Подумайте
иером.Алексей 5 октября 2017, 19:13
При всем уважении к отцу Лаврентию, и к моему сожалению, опять являюсь читателем статьи крайне не продуманной, сырой, с притянутыми "за уши" доводами. Так и хочется на каждый довод о.Лаврентия, задать 2-3 очевидных вопроса на которые, думаю, у о.Лаврентия не будет аргументированного ответа. Есть ведь традиция погребения, а есть духовное содержание явления. И это совсем не тоже самое. Печально от маститых священников слышать такие совершенно нелепые рассуждения. У нас есть традиция и мы её чтим, но это не значит что как то иным образом возвратившаяся "земля еси..." в землю - это плохо и греховно. Тем более, что под понятием "земля", Священное Писание имеет ввиду вовсе не грунт или чернозём.
Ирина 5 октября 2017, 18:51
А что делать подскажите если последний родственник умер и захоронен 5 лет назад и хоронить в эту могилу уже нельзя,а ведь хочется быть похороненным вместе с родными, а кремация противоречит христианству?
Галина И. 5 октября 2017, 17:20
"Как и со всеми святыми предметами, с человеческим телом надо обращаться благоговейно... предание огню означает отрицание ценности того, что сжигается". Да, конечно, все суперправильно. А земля-то вопиет от пролитой крови и пепла многих тысяч мучеников - свидетелей Христовых, распятых и сожженных на крестах и не только - в бочках со смолой, на кострах. "Воскресшие тела покроются иной- божественной- ризою и будут питаться небесной пищею" (прп. Макарий Египетский). Всемогущий Бог Своих не оставит ни в каком виде, но нам,живым, надо Его бояться и думать о своей смерти - а какая она ждет тебя за твой сознательный грех?
Сергей 5 октября 2017, 16:47
"Один святой сказал: после смерти можете бросить мое тело на съедение псам". По-моему это сказал философ. Но если святой, то он не хотел,чтобы тело его, его не искушало.
Николай 5 октября 2017, 12:17
Для меня этот вопрос явно не ясен.Я совершенно согласен с учением Церкви о ценности тела человека и единстве тела и души.Я верую в воскрешение души и тела и верую,что Создатель воскресит каждого в своём теле.Но я совершенно не уверен,что хоронить обязательно,а кремирование не допустимо.В истории человечества существовали различные способы погребения,да они порой относились к разным религиозным представлениям и традициям.Но как быть с христианами сгоревшими в огне или утонувшими в море или съеденными живонтыми? Я думаю,что для Бога не принципиально,как погребли твоё Тело,думаю ему важнее,как ты жил и как умер,покаявшись или нет.
Алина 5 октября 2017, 12:02
Полностью согласна с Алексеем (5 октября 2017, 11:27). Ни убавить, ни прибавить!
Ирина 5 октября 2017, 11:35
Очень не простая по мне тема... тело должно быть захоронено и спать спокойно. А что происходит в городах? Через каждые 20 лет можно класть еще тело туда же и при этом беспокоят там усопших, их кости. При копании могил все переворачивают, разве это хорошо?
А что происходит там с телом за эти годы, знаете? Не знаю что лучше...
Алексей 5 октября 2017, 11:27
Первый вопрос. "Сжигание книг само по себе вызывает неприятие." Любых книг? Как нужно поступать с книгами богохульными, человеконенавистническими? Второй вопрос. "...если бы люди знали, что происходит в процессе кремации, то никогда бы на это не пошли... Это ужаснейшее зрелище". А зрелище-то из этого делать зачем? И разве происходящее с телом в могиле было бы зрелищем лучшим? И третье. Реальные обстоятельства бывают таковы, что тело остается и вовсе без погребения и разрушается от чего угодно. Кто дерзнет сделать выводы о посмертной судьбе этих людей? Я сторонник обычного погребения (при возможности), но правильно ли это абсолютизировать? Бог силен востановить любое разрушенное тело.
Виктор 5 октября 2017, 11:14
Это я к тому, что некоторые слова Лаврентия Фарли могут, как у нас водится, быть вырваны из контекста и, приправленные хорошей порцией максимализма, превратиться в некий психоз.

Простите, это всего лишь мои мысли.
Виктор 5 октября 2017, 11:13
Но, все таки я не согласен с утверждением «что наши тела имеют слишком огромное значение».
Не нужно возводить мертвое тело в культ. Хорошо, если человек отойдет в жизнь вечную так, как подобает христианину – мирно, покойно, примирившись с Богом, окруженный любящими и любимыми. Отпетый и погребенный.
Но и воины, тела которых были разорваны снарядами и остались лежать непогребенные в полях, пожарные, сгоревшие при выполнении, моряки, чьей могилой стали моря и океаны и многие, кому не суждено было лечь в землю под крестом – ничего не потеряли.
Виктор 5 октября 2017, 11:12
И, конечно, нехорошо с человеком, даже мертвым, обращаться, как с мусором, который нужно утилизировать. Человек – это икона. Можно сказать, что смерть, мертвое тело – это максимальное выражение действия греха в человеке. Грешно ли жил человек, праведно ли – но человека убил грех, потеря живого общения с Богом. И икона почернела, и образ Божий почти стерся. Но, не до конца. Вель и Бог умер на кресте, и в смерти мы не одиноки, и наши мертвые тела сопричастны мертвому Телу Христа. И, потому, Воскресение в след Христа – только дело времени. Истлевший образ обновится.
Виктор 5 октября 2017, 11:11
«Христиане этого делать не могут, ибо веруют, что наши тела имеют слишком огромное значение, чтобы их подвергать огню».
Посмертная участь человека никак не связана с посмертной судьбой тела. Один святой сказал: после смерти можете бросить мое тело на съедение псам.
Я против кремации. Кто-то сказал, что православное погребение – несет в себе символику зерна, брошенного в землю, и ожидания новой жизни.
Виктор 5 октября 2017, 11:11
По поводу таинств - мне кажется, конечная и главная цель Таинств – спасение души человека, а не тела. Когда над миром прогремит труба Архангела, по гласу Бога восстанут все тела – праведников и грешников, верующих и атеистов, помазанные и не помазанные, съеденные червями и сожженные.
Хотя, конечно, в телах святых людей благодать Божия действует и после смерти человека. И это сильный аргумент против кремации христиан – ибо все мы призваны к святости.
Виктор 5 октября 2017, 11:10
«Тело является причастником Божественной благодати не только как сотворенное Богом, но и как искупленное Богом. Ведь именно над телом совершаются таинства Крещения, Миропомазания, именно тело причащается Святых Христовых Таин в таинстве Евхаристии, и именно тело однажды воскреснет для новой, вечной жизни при всеобщем воскресении».
Я не богослов. Поправьте меня.
Первое – воскреснет все таки не это тело.
Это давно сгниет, станет землей, пылью.. Другое воскреснет. Такое же, но другое. А в противном случае, скажите (при условии, что я собрался в рай), на кой мне в раю нужны радикулит, кариес, близорукость и лысина?
5 октября 2017, 04:46
Спаси Христос! Подскажите, что делать, если тела родственников уже кремированы без моего согласия? Благодарю за ответ.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×