
16 сентября, в Москве, на территории храма преподобного Сергия Радонежского (ул. Николоямская, 57) открылась выставка «Будь верен до конца». На нескольких стендах, установленных за правым приделом, в фотографиях и документах представлены судьбы одиннадцати священнослужителей и прихожан только одного этого храма. Все они с 1918-го по 1938-й гг. подвергались репрессиям и гонениям. Остались верны Православию до конца. И почти все были уничтожены.
Настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе протоиерей Александр Михеев благословил и как мог поддерживал эту приходскую инициативу.
Вглядываясь в лица людей, столетие назад так же, как мы сейчас, приходивших в этот храм, нельзя не испытывать скорби, потому что с такой ветхозаветной жестокостью была прервана их жизнь на земле. Однако над этим чувством восходила и радость от того, что эти люди – точно святые, и они молятся теперь о нас пред Престолом Господним.

Кто же они – новомученики Российские?


Лучше вернуться к храму, украдкой оглядываясь на ослепшие окна старого дома. Надо отдать должное – православные храмы, помимо своей эсхатологической спасительной миссии, собрали вокруг себя в последнюю четверть века, в той или иной степени, пространство русской истории и культуры. И помогают каждому из нас собирать эту память на семейном уровне. А это тоже спасительно.
…Хоронили заключённых Котласского отделения ГУЛЖДС НКВД на левом берегу Малой Северной Двины, в общих могилах. По данным на 1 января 1942 г., в лагере было 2186 заключённых, содержавшихся в нечеловеческих условиях. К концу года погибло 1918 человек… Вспоминается протоиерей Вячеслав Шапошников, замечу, один из лучших поэтов XX века. Художник, литератор. Его отец, священник разрушенного храма, как раз в 1930-е, 1940-е гг. скитался с маленьким сыном по обездоленным русским деревням, встречая народ – то помрачённый безверием и гонящий священника, то запуганный до онемения, – но были и тогда люди, истово и бесстрашно верующие. Продолжая стезю отца, Вячеслав Шапошников в 1990-е гг. стал священником, ему выпало собрать у себя на приходе в Костроме остатки обездоленного лихолетьем народа. О выпавших на долю его семьи событиях он писал:
Переломная эпоха…
Нет конца и края ей.
Переломов хряст и грохот –
В горькой памяти моей.
Перегибы, переломы…
В дне июльском вздрогнешь вдруг:
Гул проломный вместо грома,
Смертоньки костлявой стук.
Господи! Спаси, помилуй
Мой измученный народ!
Пилят становую жилу
Целый век!.. А он живёт…
И снова читаем биографические справки на стендах, выстроенных вдоль храмовой стены, так, чтобы прохожие смогли остановить взгляд на этих лицах, а может, и остановиться, прочесть то, о чём так старались забыть строители светлого будущего.
Знали эти люди, за что они ответственны. Поэтому и были верны до смерти
…Алексей Данилович Зверев, родившийся в 1871 г. в подмосковном Борисово (теперь уже Москва), был выходцем из старообрядческой семьи, принявшим православие. Не раз приходил он беседовать к известному тогда московскому миссионеру и писателю, настоятелю храма преподобного Сергия Радонежского отцу Иоанну Виноградову, прежде чем принять такое решение. Прихожане – это были люди, которые могли внятно объяснить, во что они веруют, знали Священную историю, историю Церкви, православный мир прошлого и современности. Знали эти люди, за что они ответственны. Поэтому и были верны до смерти.

В феврале 1918 г. был опубликован Декрет об отделении Церкви от государства. Начались бесчинства и грабежи церквей, аресты архиереев, священников, мирян. Был арестован архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), бывший на Соборе председателем Отдела о правовом и имущественном положении духовенства. Палачи вывезли его за город и заставили выкопать себе могилу. Архипастырь помолился и сказал: «Я готов». Он спокойно лёг в могилу, его забросали землёй и выстрелили поверх.
Незадолго перед арестом архиепископ Андроник писал: «Поверьте, всё это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налёт на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничество отнял Бог у нас разум и волю, пока не раскаются… а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком, прозрят всё духовно, почувствуют силу и, как Илья Муромец, сбросят тот ужас, который окутал страну нашу. …Может быть, меня на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу…».

Мы сегодня привыкли к стандартной фразе: «В 2000-м г. они были причислены к лику святых». И редко уже задумываемся, что за каждой этой гибелью стоит простая человеческая жизнь, служение Богу, Отчеству, царю, народу своему. И эти люди в совокупности наполняли полноводную русскую жизнь. Где сегодня за несмолкающим глумлением хохмачей над Отечеством и русским народом, заполонившим ведущие телеканалы, нам услышать самих себя, голос своих предков, которые бы, наверное, не позволили себя так унижать?..

Дмитрий Михайлович Ильинский, родившийся в 1874 г. в селе Михнево недалеко от Москвы, окончил Перервинское духовное училище и Московскую духовную семинарию, где учился на одном курсе с будущими священномучениками Александром Лихарёвым, Павлом Косминковым, Дмитрием Беляевым и Петром Орлинковым. Преподавал русский язык в двухклассной церковно-приходской школе при храме преп. Сергия Радонежского, затем был рукоположен во диакона и преподавал Закон Божий во 2-м Таганском городском женском училище, а в 1-м Рогожском женском городском училище им. князя Щербатова состоял сотрудником в Комитете по устройству в Москве публичных чтений, принимал участие в деятельности Рогожского отделения московского общества трезвости. Это были поистине достойные люди. С началом Первой мировой войны, уже будучи священником, отец Дмитрий Ильинский благословил создание при храме благотворительного комитета для помощи семьям, оставшимся без кормильцев. Был организован лазарет на 40 коек с хирургической палатой… Отца Дмитрия арестовали в 1934-м году. В обвинительных показаниях, в частности, значилось: «…В декабре 1933 г. в разговоре <…> по поводу снятия колоколов с соседней церкви Василия Исповедника, Ильинский говорил, что большевики ограбили всё население, разорили честных людей, а сами богаче не стали – нет ни товара, ни продуктов…». 25 февраля 1934 г. тройка ОГПУ постановила признать Дмитрия Ильинского виновным по статье 58 (ч. 10 и 11) и приговорила к трём годам ссылки в Казахстан. Он был не годен к физическому труду. Умер по пути в ссылку, и место его погребения неизвестно.

Среди подвижников храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе – священники Константин Яковлевич Гусев (пока не канонизирован) и Пётр Фёдорович Никотин, прихожане Виктор Васильевич Фролов, Николай Васильевич Кузьмин, Анастасия Петровна Жумаева, Иван Васильевич Малышев… Это – только те, о ком смогли найти сведения.
Ошибся философ Розанов, не слиняла Россия, ни в три дня, ни в сто лет
В живых из них остался только Пётр Иванович Красильщиков, 1917 года рождения, староста музыкального кружка духового оркестра и иподиакон. Только за это последнее он был осуждён на 10 лет лагерей. Ошибся философ Розанов, не слиняла Россия, ни в три дня, ни в сто лет, а как писал Михаил Пришвин: «Я расту из земли, как трава. Цвету, как трава. Меня косят, меня едят лошади, а я опять весной зеленею и летом к Петрову дню – цвету. Ничего с этим не сделаешь, и меня уничтожат, только если русский народ кончится. Но он не кончается, а может быть, только что начинается».
Они не были ‟из камня и стали”, они любили, страдали, радовались
Организатор выставки Светлана Волина рассказывает: «Я была волонтёром на Бутовском полигоне, добавляла в базу фотографии. Меня тогда поразило, что верующие люди с последних своих фотографий смотрят по-другому, как бы уже в небо, спокойно, без страха, словно предстоя перед Господом. И нет в глазах ненависти, словно молятся о тех, кто не ведает, что творит.

В нашем храме есть традиция личного делания, например, в 1914-м, когда силами прихода был организован лазарет для раненных, семья Коноваловых организовала и взяла на себя содержание хирургической палаты, а до этого статский советник издержал практически всё свое состояние, чтобы восстановить храм после пожара. Это был настоящий опыт деятельной веры, и для нас было очень важно приобщиться к нему. Слава Богу за всё!»
В каждом городе и селе есть такие мученики, прославленные и не прославленные ещё
Верится, что такие люди, как Светлана Волина, найдутся в каждом храме, а, возможно, и в школе, в библиотеке. Ведь сколько учителей безвинно пострадали за то, что преподавали в царской школе. Знаю не понаслышке о судьбах соратников педагога Сергея Александровича Рачинского.
Если быть честными с собой, то хорошо бы рядом с каждым памятником Ленину, что стоят, как правило, на бывших соборных площадях, на местах кафедральных соборов, поставить памятники новомученикам, подобные тому, что стоит в городе Шуя Ивановской области. И это будет не собирательный образ, а конкретные люди, пострадавшие за веру. В каждом городе и селе есть такие мученики, прославленные и не прославленные ещё. Раз не получилось построить коммунизм, не пора ли задуматься, что замешанное на такой крови светлое будущее нам не светит.
В наших силах – при каждом храме сделать подобные памятные доски с именами, фотографиями, документами тех, кто служил и молился в этих храмах. Тогда наша Церковь будет полной и живой, согласно христианскому учению о том, что у Бога все живы. И что народ – это и прошедшие поколения, и настоящие, и будущие.
Уличная выставка при храме преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе не ограничена временными рамками и продлится в зависимости от технического состояния стендов.