Православный календарьПравославный календарь
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.

Говорить ли детям о мучениках?

Наступающий 2017 год – столетие революций и начала гонений на Церковь. Еще один повод вынести уроки из этих страшных событий, изменивших всю нашу жизнь. Вспоминая события прошедшего столетия, нельзя не остановиться на подвиге новомучеников и исповедников. Но как говорить детям о мучениках? И стоит ли это делать вообще?

    

Этот вопрос не праздный. Посещая школы, проводя уроки в разных классах, мне всегда удавалось найти тему для беседы со школьниками разных возрастов. Учителя часто шли на встречу, видя в таком сотрудничестве еще одну возможность рассказать детям о чем-то новом, взглянуть на знакомые вещи с другой стороны. Это касалось и «общецерковных» тем. Каждый год в рамках Рождественских чтений предлагается новая тема. Так, в 2015 году в рамках темы «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» не возникало вопросов, как и о чем вести беседы с детьми. Тема этого года – «1917–2017: уроки столетия». Говоря о событиях 1917 года, невозможно обойти стороной страшные гонения и мучения огромного количества наших соотечественников, многих из которых мы сейчас прославляем как святых новомучеников. Существуют противоположные мнения относительно того, стоит ли говорить детям об этом. Как-то я разговаривал с женщиной, в семье которой дедушка был репрессирован, остался жив и сам после всех мучений просил ничего не рассказывать детям. Поэтому в ее семье эту тему обходят стороной, и она не собирается рассказывать своим детям о тех событиях. Знаю также семью, в которой два человека прославлены в лике новомучеников, и эта память бережно хранится и передается детям, являясь неким ориентиром в духовном воспитании.

Эта память бережно хранится и передается детям, являясь неким ориентиром в духовном воспитании

Что для нас вообще память мучеников? Безусловно, они образец веры, стойкости, пример несения своего креста даже до смерти. Но и взрослый воцерковленный человек, читая жития древних мучеников, не вполне отождествляет себя с ними. Да, мы можем восхититься их подвигом, можем всем сердцем принимать ту Истину, ради которой они шли на мучения. Однако ипподромы, растерзание дикими животными и прочее, о чем мы читаем, для нас как будто не из этой жизни. Мы не можем себе представить, что это могло бы произойти в нашей жизни, ведь явно поклоняться императору нас не заставляют…

В случае с новомучениками совсем другое дело! Они не только наши соотечественники, но и наши современники. Они говорили на том же языке, ходили в те же храмы. У нас есть их фотографии и письма, они нам близки. Те муки, испытания, через которые им пришлось пройти и пронести свою веру, более понятны нам. Яснее открывается тот ужас расчеловечивания и беснования мучителей, ярче горит подвиг веры наших родных святых.

Потому и пример святых новомучеников для нас столь ценен. Это не чудесная «сказка» о подвигах далеких людей из далеких стран – это наша с вами жизнь, наш с вами выбор. Самая что ни на есть Правда.

Об этой Правде говорил святейший Патриарх Кирилл в своей недавней проповеди в Воскресенском храме в Цюрихе: «О чем же свидетельствовали древние мученики? О Христе Распятом и Воскресшем. Их заставляли молчать, принуждая силой римского государства, но они все равно свидетельствовали о Христе, и насильственная смерть этих людей является их великим свидетельством о правде Божией». Это в полной мере относится и к мученикам нового времени. Слово «мученик» с греческого и переводится как «свидетель».

События последнего столетия – это наша история. Ее не вычеркнуть и не замолчать

Вот об этой правде нам нужно говорить детям. Но ведь большинство школьников из нецерковных семей, многие не православного вероисповедания, да и школа у нас целиком светская. Учителя также по-разному воспринимают человека, пришедшего говорить детям о вере, да еще если у него на груди висит большой крест. И все же всегда можно найти слова для разговора о правде в любой аудитории. Так и мученики свидетельствовали о вере не громкими словами о Христе, а своей жизнью. Вот об этой жизни и стоит говорить детям. У нас должны быть герои не только из комиксов, но и те, подражание которым может сделать человека лучше. Тем более что события последнего столетия – это наша история. Ее не вычеркнуть и не замолчать. И хорошо бы современным школьникам ее знать.

Конечно, в каждом возрасте у детей свое восприятие, разный опыт и знания. Не вся информация для них нужна и полезна. Потому и рассказ о новомучениках должен быть построен с учетом всех этих особенностей.

    

В сердцевине иконы новомучеников и исповедников Церкви Русской – царская семья. Она олицетворяет ту трагедию, которая произошла с нашим народом. И о ней, конечно, нужно говорить. Тем более что личность последнего императора, царя-мученика за последние сто лет была многократно оболгана. Да и сейчас, в столетие страшных событий, этот устоявшийся образ Николая II никуда не ушел из умов людей. Даже фильмы снимают о нем, основанные не на исторических фактах, а на вымысле и клевете. А ведь есть что рассказать детям о жизни императора как истинного христианина, семьянина, претерпевшего все даже до смерти за свой народ.

Или еще прекрасный пример для детей – преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Принцесса, у которой было все, что только можно было пожелать! Приехала в Россию, всем сердцем приняла Православие. Она – образец настоящей христианской любви. После страшной смерти мужа целиком посвятила себя служению Богу и людям. Она основала обитель милосердия, в которой сама неутомимо помогала страждущим. После революции ее не раз пытались «спасти», вывезти из бушующей страны. При содействии немецкого кайзера у нее были для этого все возможности. Но она отказалась – ведь теперь в революционной Москве люди как никогда нуждаются в помощи. Недаром ее называли Белым Ангелом. Ее святость была несовместима с идеалами революции, с новой властью. И эта власть сначала арестовывает Елисавету Феодоровну, а 18 июля 1918 года, вместе инокиней Варварой и некоторыми членами царской фамилии, ее сбрасывают в шахту под Алапаевском. Так святая княгиня удостоилась от Господа мученического венца.

В большинстве традиционных епархий Русской Православной Церкви есть святые мученики, жившие, несшие свои труды и пострадавшие в тех местах. Рассказы о них могут быть интересны детям, живущим там, где жили эти святые.

    

Так, например, в подмосковном селе Усово жил священномученик Сергий Махаев.

Само село принадлежало великокняжеской чете – великому князю Сергею Александровичу и великой княгине Елисавете Феодоровне. При них было построено две школы для мальчиков и для девочек, один из первых родильных приютов. В здании бывшей церковно-приходской школы до сих пор размещаются начальные классы современной школы. Ученикам этой школы можно рассказать, чем они связаны с преподобномученицей Елисаветой и священномучеником Сергием.

Отец Сергий вырос в Усово, его отец протоиерей Константин Махаев 58 лет, до последних дней, служил в Спасском храме. Отец Сергий имел незаурядные педагогические способности и особое горение в деле воспитания детей. С момента окончания семинарии он все время преподавал в различных школах и училищах. (Даже после революции он не оставил преподавание Слова Божьего. Первый его арест был «по подозрению в преподавании Закона Божия детям»). Великая княгиня Елисавета Феодоровна хорошо знала семью и самого отца Сергия и поэтому, когда она стала попечителем Московской Иверской общины сестер милосердия Красного Креста, к вновь построенному храму при общине по ее ходатайству был определен отец Сергий. Там он прослужил с 1900 по 1919 годы. Как пастырь он также снискал любовь и уважение людей. После революции ревностный пастырь был назначен настоятелем храма во имя святых апостолов Петра и Павла на Большой Якиманке, а последним местом его служения стал Богоявленский собор города Ногинска (Богородска) Московской епархии. Отец Сергий арестовывался в 1922 и 1924 годах, а в 1937 году его в последний раз арестовали за «контрреволюционную агитацию». По решению тройки НКВД он был приговорен к смертной казни и 2 декабря 1937 года священномученик Сергий Махаев был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. В этот день Святая Церковь праздновала память святого мученика Варлаама.

Хочется отметить, что память о новомучениках очень важна для нашего народа, если мы хотим сохранить духовную преемственность и не повторять тех страшных ошибок, которыми полна наша история. Рассказывать о святых новомучениках можно и нужно детям, проявляя при этом как любовь к самим святым, так и чуткость к детским сердцам.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 745 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Добин Александр 6 февраля 2017, 01:55
Говорить о новомученниках нужно...

Но все же, говоря о мучениях и преследованиях, важно делать акцент и на том, что эти люди пострадали за веру, за Церковь, которые они до самой смерти сохраняли и которые старались активно нести людям....
Это не жертвы, это погибшие в борьбе!
Ольга 9 января 2017, 10:38
Спасибо за статью.Народ, не знающий своего прошлого,не имеет будущего.М.Ломоносов.
Иоанна_ 6 января 2017, 14:29
7-летний ещё маловат, а вот у детей постарше вопросы обязательно возникнут. Самый простой: "Мама, в чём всё-таки разница между белыми и красными?" И вопросов станет ещё больше, когда ребёнок начнёт учить историю по нынешним учебникам. Так что готовьте ответы. Но учтите, что дети очень чуткие ко лжи.
Андрей Горбачев 6 января 2017, 01:17
Говоря о новомучениках мы задеваем целый комплекс вопросов, раскрытие которых неизбежно приведет к всплеску полемики и даже агрессии в нашем обществе. Но, говорить нужно, и как можно больше, и не только, и не столько детям, а всем. Иначе - нам недолго осталось. Благодарность автору за поднятую тему.
Ольга 4 января 2017, 19:26
Я своему 7-ми летнему сыну говорю. И никаких вопросов наподобие:" А почему их мучили и за что?" у него не возникает. И на детскую психику - это не влияет. Чем раньше мы начнём говорить детям о Боге, о святых, о мытарствах тем лучше.
алексей 3 января 2017, 20:59
Господь сказал - не бойтесь убивающих тело бойтесь убивающих душу.Вот души были убиваемы последствиями не только 1917, а 1991-1993 годов когда вся пропаганда была направлена на поклонение золотому тельцу. Когда у девочек профессия проститутки а у мальчиков рэкетера - норма.
Гордий 3 января 2017, 13:58
Спасибо отцу Иоанну за материал. Однако, рассказывая детям о новомучениках, нужно быть готовым ответить на резонный вопрос: а почему их мучили? за что? кто это делал? Таким образом детям также необходимо объяснить, что в России огромная часть народа шла за диаволом, имя которому - большевизм.
Наталия Николаевна 3 января 2017, 12:24
Однажды я читала жития новомучиников на трапезе в нашем храме и не могла сдержать слез. А читала я и о мытарствах семей новомучеников, которых гнали с детьми и морили голодом, так как женам не разрешили работать. И об этом тоже должны знать дети в канун 100 революции.
Алексей 3 января 2017, 12:01
Добрые люди, я высказался не о статье, с которой вполне согласен, но скорее по поводу этой статьи, высказался о той гнетущей атмосфере, которая окружает сейчас эту тему. Даже на православных форумах материалы о новомучениках соседствуют порой с откровенной апологией тиранов-богоборцев и их режимов.
2 января 2017, 20:15
Алексей, прочитайте внимательнее заголовок: там стоит "мученики". И автор говорит как раз о том, что о мучениках времён Нерона, может быть, пока рановато, а вот о новомучениках детям говорить нужно обязательно. То есть смысл статьи вы перевернули с ног на голову. Простите меня, НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ
Любовь 2 января 2017, 20:06
Говорить надо!!! Я учитель начальных классов и преподаватель ОРКСЭ считаю, что история нам не простит умалчивания.
Евгения 2 января 2017, 16:09
Алексею: вопрос стоял так: говорить ли детям о мучениках (не только о новомучениках). Вопрос понятен, т.к. трудно подобрать слова, чтобы рассказать детям о страданиях, смерти, чтобы это было и не слишком завуалировано, и не слишком пугающе. Но надо, согласна с автором, своей дочке рассказываю.
Наталия 2 января 2017, 13:45
Большое спасибо за статью.
Алексей 2 января 2017, 13:33
Что-то тревожное, что-то неправильное слышится в самом вопросе - "Говорить ли о новомучениках..." То-есть, о мучениках времен Нерона - можно, а об этих - все еще как-то напряженно. У А.К.Толстого есть строки: "Ходить бывает склизко по камушкам иным. Итак, о том, что близко - мы лучше умолчим".
тамара 2 января 2017, 11:41
Святые новомученики и исповедники Российские,молите Бога о нас ,грешных.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×