«Чтобы чувствовать себя живым»

Мужчины о традиционной русской культуре

Мы часто слышим о «традиционных ценностях», но не всегда ясно представляем себе, что же это такое. Оно и понятно: любой дух творит себе материальные формы, современный же образ жизни просто уничтожил традиционный русский уклад, сохранив в лучшем случае некоторые его обломки. Однако даже сейчас, пусть и малыми темпами, но возвращаются в жизнь людей народная одежда, песня, пляска, кухня, праздники, детские игры и педагогика. Традиция – это прежде всего опыт предков и способ выживания, а не реконструкция – подражание эпохе безвозвратно ушедшего прошлого. Хранителями традиций русского народа всегда выступали мужчины, и именно у них мы и решили спросить, зачем современному человеку традиционная культура и в чем ее подлинная ценность.

Павел Сокирко, атаман артели русского рукопашного боя «Буза» г. Тольятти, преподаватель физической культуры:

Павел Сокирко Павел Сокирко

Современная жизнь «ломает», а традиционная культура человека «выстраивает»

– Наши враги очень хитрые: они понимают, как нас надо бить и ломать, чтобы победить. Я считаю, что современная система образования разрушена, там идут постоянные реформы и изменения. Полная неразбериха. А традиционная культура нас как раз таки выстраивает и выводит к тем понятиям, какие были присущи русскому обществу. Раньше у нашего народа существовало «колесо», в котором было заложено все – от зачатия и до похорон. Все стороны человеческой жизни регламентировались. Сегодня это колесо сломано, и нам приходится заниматься его восстановлением буквально из щепок. Традиционная культура – честная. В ней приятно находиться. Стараемся делать все так, как показали когда-то в экспедициях старики – носители традиции. Мы и их приглашаем, чтобы дали свою оценку нашим навыкам.

Свою гордыню нужно утоптать поглубже, потому что если будет свое «я» – не будет традиционной культуры, будет своя личная культура.

Научные обоснования традиционной биомеханики встречаются у таких ученых, как В.Ф. Базарный, который убежден в необходимости обязательной смены динамических поз во время образовательного процесса у детей. У него есть ряд экспериментов, которые свидетельствуют об эффективности традиционных форм воспитания, корнями уходящих еще в дореволюционную Россию: у детей улучшаются мыслительные процессы, укрепляется здоровье. Мы идем тем же путем – только с другой стороны.

Мужчину должен воспитывать мужчина – вот что главное. Как воспитывать – много наставлений: от Владимира Мономаха до князя Голицына (умер в 2000 г. – В.Б.). Когда мы ходили в экспедиции к старикам, говорили не только о пляске или драках – обо всем расспрашивали. Расскажет тебе дед что-то важное, эдакую «фишку» – ты переносишь ее в свою жизнь, и оно работает.

Множество русских святых сотни лет жили как раз в пространстве этой самой традиционной культуры. И год за годом строили мощную державу.


Виктор Соловьев, руководитель семейного клуба «Основа» в г. Череповец, педагог дополнительного образования:

Виктор Соловьев Виктор Соловьев

У любого народа пляска – универсальная гимнастика

– Мальчики становятся мужчинами, девочки женщинами, возникает семья. Собирается на праздник. И для чего, спрашивается? Вкусно поесть и ни о чем поговорить? Мужчина же прежде всего воин. Он должен уметь защитить свою семью, родину. Все остальное – второстепенное. Всегда считался мужчиной тот, кто умел двигаться. У любого народа пляска – универсальная гимнастика. Движение, регулярно выполняемое человеком во время занятия физическим трудом, воспроизводилось и в пляске. Музыка помогала отработать ударную технику рукопашного боя. На дискотеках в движениях преобладают безвольные хаотичные потряхивания. А музыка клубов работает на разрушение сознания. Высокие децибелы, интонации – все это не свойственно нашему слуховому сознанию. У каждого народа есть свой национальный пласт песенной традиции, своя двигательная культура. Мы занимаемся возрождением ритм-акцентов. В пляске, бою, труде. Сейчас же на молодежь, которая не занимается традиционной культурой, больно смотреть. Я играл на вечерах выпускников детских садов. Приходят отцы – жалкое зрелище: потухший взгляд, нет радости за своих детей. Был конкурс частушек – не знают ни одной, а если и поют, то какую-то похабщину. Но в русской традиции было принято петь частушки благородного содержания. Вот, смотрите:

Из своей деревню в дальнюю
ходил бы да ходил,
Сероглазую девчоночку
любил бы да любил.

Какой образ всего в паре строк! У каждого народа существует своя система ритм-акцента. Вся беда, что в фольклорных школах этого не изучают. Хорошие гармонисты здорово играют по нотам, но не окрашивают, не «рвут» меха, как это было принято делать в традиции. Ритм-акцент выражается и в труде, и в драке.

Как снимали напряжение предки? Плясали. Пить было не принято: это считалось дурным тоном, девушки с пьющими не общались. Как и не матерились: если парень позволял себе спеть похабную частушку, его могли и избить. На вечорки приходили старики, смотрели, как гуляет молодежь. Ведь праздник – не синоним слову «праздность», которая является грехом. Праздник должен быть в душе. Гармонист сыграл, я сплясал, а ремесленник, когда ему грустно, – занялся любимым делом. Праздник выражается в творчестве. Мы нашли себя в ритме, музыке и общении.

Традиционную культуру нужно изучать с раннего детства и ставить в ранг государственного значения. Ее надо изучать комплексно: петь, плясать, драться, уметь работать руками. При этом русская культура глубоко воцерковлена. Все торжества, народные гуляния выстраивались вокруг церковных праздников.


Сергей Боков, изучает русскую традиционную культуру и танцует брейк-данс, г. Москва:

– Традицию нужно знать, чтобы просто чувствовать себя живым в этом унифицированном мире. Я занимаюсь брейк-дансом с 1998-го. В один момент я начал исследовать истоки, ведь в брейк-дансе очень много трюковых элементов, которые присутствуют и в русской пляске. Так мы сначала пришли на «клюкву» (это там, где красные сапоги и акробатика), а через некоторое время добрались и до основ русской пляски. Когда идет пляска – идет радость. Ты не просто пляшешь, ты можешь спеть частушку, сочинить ее, общаешься с кругом. Это очень сильный элемент социализации. Мы живем посреди культуры, пусть и серьезно забытой, в которой есть все, что нужно для жизни. Это не реконструкция. Это реальный опыт жизни, который можно передавать дальше, бесконечно. Чтобы Россия оставалась Русью, а не тонула в чужеродной культуре.


Григорий Базлов, этнолог, кандидат исторических наук, собиратель системы воинской мужской традиции «Буза», г. Тверь:

Григорий Базлов Григорий Базлов

– Как человек состоит из тела, души и духа, так и народ трехсоставен. И я бы сравнил народную традицию с душой народа. Очень важно, чтобы душа народа была одухотворена христианским духом. В нашей стране это произошло более тысячи лет назад. Культура русского народа пропитана Православием. Народ не может существовать без собственной музыки, культуры приготовления пищи, танца. Выбор у нас сегодня небольшой: или принимать современную синтетическую культуру, продукт относительно новый и, как мы довольно явно видим, весьма неполезный, или плясать свои танцы, петь свои песни… Современная культура – продукт торговый, своего рода фастфуд. У нас есть выбор между фастфудом и нормальным питанием. Традиционная культура позволяет душе народа быть естественной и одухотворенной.

Подготовил Владимир Басенков

23 ноября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Григорий Базлов: «Занимаясь традиционной культурой, нельзя не увидеть Бога» Григорий Базлов: «Занимаясь традиционной культурой, нельзя не увидеть Бога» Григорий Базлов: «Занимаясь традиционной культурой, нельзя не увидеть Бога» «Занимаясь традиционной культурой, нельзя не увидеть Бога»
Беседа с организатором фестиваля «Гуляй-город» Григорием Базловым
Современная культура – продукт торговый, своего рода фастфуд. Традиционная культура позволяет душе народа быть естественной и одухотворенной.
Русская традиция: православие или язычество? Русская традиция: православие или язычество?
Максим Кузнецов
Русская традиция: православие или язычество? Русская традиция: православие или язычество?
Максим Кузнецов
Христианство никогда не подстраивалось под культуру, не боролось и не уничтожало традиции народов, оно постепенно преображало сознание людей, а те в свою очередь творили новую, пронизанную истинной верой, одухотворенную культуру.
Традиционная культура: история и церковная миссия Традиционная культура: история и церковная миссия
Беседа с этнографом Ириной Кузнецовой
Традиционная культура: история и церковная миссия Традиционная культура: история и церковная миссия
Беседа с этнографом Ириной Кузнецовой
К сожалению, у современного городского человека словосочетание «народная традиционная культура» вызывает ассоциации только с частушками и суевериями. Такое представление сформировалось в советский период, когда сохранялась только развлекательная составляющая народной культуры. Но традиционная культура – это образ жизни, система ценностей, устные традиции, нормы и правила общения и поведения, верования, обычаи, обряды, празднества.
Комментарии
Андрей Белов27 ноября 2017, 08:17
Я люблю свой язык чего не могу сказать о трепетом отношении к лаптям,балалайке и гармошке!не видите что ли что за этим кроется тоска по языческому веселью!
Лилия26 ноября 2017, 12:38
Меня всегда смущает слово драка как черта русского характера, которую надо культивировать сейчас.Столько веков прошло и выяснени отношений переходит на новый уровень.Уже появились боевые искусства.Потрясающая книга "И вечный бой..."написана по благословению патриарха Алексия II о жизни Васили Ощепкова -родоначальника самбо.Удивительно, что в основу этой борьбы он вкладывал православные идеи отношения к противнику.Удивительно каким образом к становлению этого человека имеет святитель Николай Японский.Видимо драка все же претерпела изменения с течением веков и к этому прилагали участие большие подвижники.Может быть в поискахРусской мужественности не стоит проходить мимо жемчужин современности?
Денис24 ноября 2017, 23:14
Если бы традиционная наша культура была такая хорошая, то не было духовной деградации аж с 17 века, а потом - революции в 20 веке. Если будем искать духовного, то душевное - культура - приложится, а не наоборот.
тамара23 ноября 2017, 20:47
Кто не знает прошлого,у того нет настоящего.Спаси сохрани всех,Господи.
Георгий23 ноября 2017, 17:41
Дело хорошее. Надо извлекать лучшее, из тысячелетней истории.Но немного смущает идеализация прошлой жизни. Например, про спиртное или ругательства. Все-таки не стоит хитрить с молодыми. Ниже пара фактов. 1. Пили немного, но до изобретения спирта в 15 веке. А Стоглавый Собор (1551) уже постановляет: "Пить вино во славу Божью, а не во пьянство". Т.е. пьянство в наличии. 2. «Народ сквернословит зря, и часто не об том совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень далее целомудрен, несмотря на, то что это бесспорно самый сквернословный народ в целом мире, — и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать» (Достоевский, «Дневник писателя», XXI, с. 115).
Димитрий Гут (Белозёров)23 ноября 2017, 12:26
Господи, храни Русь Православную!!!
Dmitri23 ноября 2017, 11:58
Поддерживайте свое и не разменивайтесь на иностранное. Живу на западе и вижу, что культуры здесь нет. Свои старые традиции запад намеренно забыл в угоду глобализму и потребительству. Русским людям нужно абстрагироваться от этой тенденции и жить самобытной, конечно не забывая о науке и технике там, где от них есть польза.
прот. Борис Прокофьев23 ноября 2017, 10:48
Молодцы ребята!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×