Общее Соборование: история смещения смысла

В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья.

Таинство Елеосвящения (Соборование) Таинство Елеосвящения (Соборование)

Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5).

Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12–13). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи.

Изначально Соборование – это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного

Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного.

Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение[1] для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства)[2].

В данной статье раскрывается причина того, почему в Церкви на ее историческом пути возникло допущение к Соборованию здоровых людей, когда в отношении них оно стало применяться как минимум в наполовину измененном значении. Кроме того, здесь сопоставляется традиция общего Елеосвящения, возникшая в средние века, и современная практика.

Смысл этого исключения – причину, по которой телесно здоровые люди, вопреки прямому предназначению Елеосвящения как таинства для больных, стали принимать в нем участие, – можно найти у святителя Симеона Солунского: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу святой елей во образ Его милосердия и сострадательности, в которых блистает божественный и тихий свет благодати: ибо и свет мы приносим. Когда же и молитва приносится, и елей освящается – помазуемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них прияла помазание на себя»[3]. В другом месте блаженный Симеон, рассуждая о том, что приступающим к исповеди прегрешений перед духовными отцами предписывается совершать дела милосердия (как, например, выкуп пленных, забота о больных, беспомощных, сиротах), добавляет: «Также весьма необходимо Елеосвящение как священный обряд и притом из семи таинств над больными, по принятому преданию, и над всяким верным, хотящим приступать к Страшным Тайнам, особенно над всяким падшим во грехи и исполнившим правило покаяния, готовящимся к приобщению и получившим прощение от отца. Через этот священный обряд и помазание святым елеем оставляются грехи, как пишет брат Господень; этому содействуют и молитвы иереев»[4]. Из этих свидетельств следует, что во времена святого Симеона (XV в.) на Востоке считали, что таинство Елеосвящения совершалось не только над больными, но также и над всяким верующим, принесшим покаяние и желавшим приступить к Святым Тайнам.

Важно отметить, что в объяснение этого обычая святой Симеон ссылается не только на апостола Иакова, но и на пример евангельской блудницы, помазавшей елеем ноги Спасителя и получившей отпущение грехов (см.: Лк. 7: 36–50). Последний пример никакого отношения к таинству Елеосвящения не имеет, а связан с собственно покаянием и прощением грехов блудницы. Канонист А. Павлов, рассматривая эти слова святого Симеона, делает вывод, что в греческой Церкви в XV веке существовала «установившаяся и догматически обоснованная практика, в силу которой таинство Елеосвящения как бы отождествлялось с таинством Покаяния» и в этом значении признавалось необходимым для готовящихся к Причащению и в особенности для тяжких грешников, для которых оно было одним из духовных подвигов, назначаемых в качестве епитимии духовником или высшей церковной властью. Этот вид епитимии εὑχέλαɩα часто упоминался в покаянных греческих номоканонах[5]. Номоканон при Большом Требнике, напротив, запрещает использовать Елеосвящение в качестве канона[6] или епитимии и предписывает совершать это таинство только над больными людьми согласно точному смыслу слов апостола Иакова: «Маслоосвящение не бывает за канон, разве точию за недужных, по апостольскому уставу» (163-е правило). Тем не менее этот обычай в греческих церквях был распространен и локально присутствовал, как уже указывалось, и в Русской Церкви.

В истории Елеосвящения его применение как таинства, дополняющего покаяние здоровых, – факультативно

Таким образом, в литургической истории Елеосвящения возникло два применения этого таинства: первое – в его основном значении как таинства, предназначенного для больных, и второе – в его факультативном значении как таинства, дополнявшего и оканчивавшего покаяние здоровых людей. Причина появления такого факультативного значения Елеосвящения одна – известные слова апостола Иакова: «и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 15). Об этом свидетельствует западный ученый, литургист XVII века Иаков Гоар, долгое время живший на Востоке. Он рассказывает, что греки в оправдание своего обычая допускать на Страстной неделе здоровых к таинству Елеосвящения приводили именно эти слова апостола Иакова, рассуждая, что раз результат этого таинства – отпущение грехов, то тогда возможно преподавать его всем нуждающимся[7]. Н. Красносельцев по этому поводу писал: «Взгляд на таинство Елеосвящения как на одно из средств для получения отпущения грехов есть взгляд весьма древний и был высказываем многими отцами и учителями Церкви»[8].

К концу XX века это факультативное значение Соборования, совершавшегося ранее в качестве исключения для здоровых людей на Страстной седмице, было расширено настолько, что стало уже качественно иным, совершенно новым обычаем почти всей Русской Церкви. Общее Елеосвящение стало совершаться в абсолютном большинстве храмов приходскими священниками по тому же точно чину, что и для больных, в течение всего Великого поста, а потом и в другие посты и даже в некоторых храмах в течение всего года. Где-то стало возможным собороваться одному и тому же человеку по нескольку раз в год[9].

В итоге сегодня по весьма распространенной практике участвовать в общем Соборовании может любой человек (естественно, крещенный) без какой-либо подготовки к таинству: без соблюдения поста, без предварительной исповеди.

Что же произошло? Через факультативное значение общего Соборования как чина, знаменовавшего конец покаянного подвига христианина, доступ к нему получили здоровые люди. Среди них есть те, которые не ведут сознательной духовной жизни, не имеют живой связи с Церковью, не являются постоянными прихожанами. Не понимая значения общего Соборования как таинства, завершающего обязательное покаяние (которое могло у них еще даже не начаться), они соборуются, имея в виду по преимуществу его первое, основное значение как таинства для больных, желая укрепления своего здоровья. Однако это значение Елеосвящения к их ситуации (если они тяжело больными не являются) совершенно не относится. Поэтому руководства, запрещающие преподавать это таинство здоровым людям, по-прежнему сохраняют свое значение: «над здравыми никакоже дерзати творити Елеосвящение»[10].

Относиться к Соборованию как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний – недопустимо!

Иерей Вадим Коржевский о таком ошибочном отношении к Елеосвящению пишет: «Мало кто задумывается о том, что участие в таинстве Соборования может иметь неверную мотивацию, а значит, и привлекать вместо благословения осуждение Божие, как и при участии в любом другом таинстве Церкви с несоответствующей каждому таинству целью… Многие к таинству Соборования относятся как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний»[11]. И происходит вся эта путаница из-за свободного массового допуска к участию в общем Соборовании людей без их предварительного покаяния, исповеди и наставления. Например, сегодня в опубликованных материалах на православных сайтах можно встретить следующие рекомендации по участию в Соборовании: «Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью»; «Исповедь, как правило, происходит до Cоборования, а не после»; «Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство Соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что, по вере Церкви, в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве Покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется»; «После Соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься»; «Нужно ли перед ним (перед Соборованием. – о. А.К.) исповедоваться?» – ответ: «Для этого нет никаких оснований, связка Соборования с Исповедью возникла, по всей видимости, из-за связки Исповеди с Причастием…»

Иерей Вадим Коржевский Иерей Вадим Коржевский
Как видно из этих рекомендаций, соотношение Исповеди и Соборования либо не уточняется, либо Исповедь перед Елеосвящением не рассматривается как что-то необходимое, а только как желательное либо вообще считается чем-то совсем не обязательным.

Приведенные выше факты истории общего Соборования во многом объясняют необходимость предварительной подготовки к этому таинству. Тем не менее, учитывая, что практика свободного допуска к общему Соборованию всех желающих является очень распространенной, стоит в систематическом порядке изложить причины, по которым эта предварительная подготовка является важной и необходимой. Поскольку в современных условиях в общем Соборовании принимают участие не только здоровые, но также и тяжело больные люди[12], ниже приводимые рассуждения касаются и тех, и других.

Аргументы в пользу того,
что исповедь должна совершаться перед Соборованием

1. Существует общий принцип, по которому участие в таинствах должно предваряться покаянием (в случае с Крещением) или совершением таинства Исповеди (во всех остальных случаях). Этот принцип зиждется на евангельском призыве: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2; 4: 17).

Так, перед Крещением в сознательном возрасте крещающемуся необходимо осознать свои грехи и иметь решимость их исправить. По современным указаниям, катехизатору рекомендуется с готовящимся ко Крещению провести «исповедальную беседу»[13].

Перед Миропомазыванием (в случае присоединения к Православию) необходимо проводить генеральную исповедь. Например, в руководстве по присоединению раскольников говорится, что епископ или священник, наставив присоединяющегося в учении православной веры, «да повелит ему исповедати вся грехи своя, елика от юности своея памятствует»[14].

Необходимость Исповеди перед причащением Святых Тайн Христовых является общеизвестной истиной (здесь не рассматривается более частный вопрос о том, нужно ли исповедоваться каждый раз перед причащением – в современности допускаются разные подходы).

Перед Венчанием также совершается таинство Исповеди. В 50-й главе Кормчей об этом говорится так: «Прежде Венчания и благословения брачнаго да накажет иерей и повелит жениху и невесте исповедь сотворити всех грехов своих, и аще мощно есть приуготовляти себе постом и молитвами и к святому Причащению»[15].

Перед Хиротонией обязательно совершается ставленническая исповедь[16].

То же самое касается и таинства Соборования. Протоиерей Михаил Архангельский в своем исследовании о Елеосвящении пишет: «Покаяние и исповедание грехов, как необходимое условие принятия Святого Духа, вообще, требуется перед совершением христианских таинств, например Крещения, Миропомазания, Причащения, Священства, брака и равного им Елеосвящения»[17].

Таким образом, Крещение вводит человека в Церковь, открывает для него другие таинства. Таинство Покаяния как «второе» Крещение возвращает в Церковь человека, отпавшего от нее, примиряет его с ней и с Богом. Никогда не исповедовавшиеся, исповедовавшиеся давно (больше года) отделяют себя от Церкви накапливающимися грехами и неучастием в ее спасительных таинствах. Вернуть таковых в Церковь должна, прежде всего, исповедь, но уж никак не Соборование. А на общих Соборованиях обычно бывает немало людей, которые давно не исповедовались и не имеют живой связи с Церковью.

2. Об обязательности совершения исповеди перед Елеосвящением указывается в руководствах по совершению Соборования.

«Отпущение грехов и вера во Иисуса Христа, живая и спасительная, не бывает без истинного покаяния»

Например, в предисловии к Елеосвящению Требника святителя Петра Могилы говорится: «В-первых, убо к совершению Тайны сея (то есть Елеосвящения. – о. А.К.) приступити хотя, древний обычай церковный, о иерею, сохрани: яко да больный, перед приятием ея, Тайною покаяния очистит себе, сие есть исповеданием грехов своих, и посем соверши ему тайну Елеосвящения»[18]. В книге «О должностях пресвитеров» заповедуется: «…понеже отпущение грехов и вера во Иисуса Христа, живая и спасительная, не бывает без истинного покаяния, потому больной прежде Елеосвящения да приуготовит себя истинным покаянием и, исповедав грехи, разрешение да приимет»[19]. В исследовании протоиерея Михаила Архангельского указывается: «…согласно с практикой апостольскою и вселенской Церкви в настоящее время в нашей Церкви обязательно требуется исповедь недужного перед совершением Елеосвящения»[20].

3. Предваряющую Елеосвящение исповедь однозначно подразумевают молитвы чинопоследования Соборования.

Во второй молитве освящения елея больному испрашивается «совершенное избавление грехов». Почему? Потому что он «первое избавление» получил в таинстве Исповеди. Это соотношение таинств Исповеди и Елеосвящения в отношении отпущения грехов кратко формулирует отец Михаил: в «покаянии грехи отпускаются без Елеосвящения, а в Елеосвящении – с предварительным совершением исповеди и покаяния»[21].

Далее, в молитве перед вторым помазыванием говорится: «Всели в раба твоего имярек, познавшаго своя согрешения». Когда же он осознал свои согрешения? Очевидно, когда испытывал свою совесть и результаты своего покаяния принес в таинстве Исповеди, о чем и свидетельствует священник, читая эту молитву, что такое покаяние было принесено, ибо он и узнаёт об этом собственно в исповеди. Ведь свидетельствование о грехах и является одним из сущностных моментов таинства Исповеди – исповедь приносится Богу, а священник об этом свидетельствует и читает разрешительную молитву, благодатью Божией разрешая кающегося от грехов. А если исповедь не совершается перед Соборованием (или совершается после), то это выражение о познании грехов с точки зрения совершителя Соборования становится гадательным: может быть, познал, а может, и не познал, ведь всё находится в тайниках души человека.

Та же мысль присутствует в последней молитве, при чтении которой на главу больного возлагается Евангелие. Священник в ней молится, чтобы Бог принял больного, «кающагося о своих си согрешениих». В сакраментальном отношении здесь священник опять свидетельствует об имевшем место покаянии человека.

Кроме того, в самом конце Соборования, после отпуста, приступившие к таинству троекратно испрашивают у священников прощение грехов: «Благословите отцы святи…». Святитель Симеон Солунский сообщает, что этот обряд испрашивания прощения есть форма утверждения прощения, ранее уже полученного в покаянии[22].

4. Если всё-таки говорить о том, что в Елеосвящении прощаются «забытые» грехи, то это могут быть только грехи, о которых человек не знал или забыл во время исповеди.

Если же Елеосвящение не предваряет исповедь, то эти рассуждения теряют свою логику. Как пишет протоиерей Михаил Архангельский: «В покаянии подается отпущение всех исповеданных грехов, а в Елеосвящении, дополнительно, отпускаются и такие нравственные недуги, которые, по ненамеренности и т.п., остались не исповеданными»[23]. Поэтому: «Елеосвящение, в отношении к отпущению грехов, может быть названо таинством дополнительным»[24].

5. В ситуации с общим Соборованием здоровых людей, как уже указывалось выше, на первое место выходит факультативное значение Елеосвящения как таинства отпущения грехов.

Святитель Симеон Солунский, описывая обстоятельства допуска к Елеосвящению здоровых людей, приносивших покаяние, однозначно представлял помазание елеем как акт, венчавший их покаянный труд. Н. Красносельцев об этом писал: «Обряд освящения и помазания, совершённый при указанных условиях, не мог быть ничем иным, как только обрядом, дополнявшим торжественную обстановку воссоединения публично каявшихся и имевшим простой историко-символический смысл (здесь имеется в виду пример евангельской блудницы, получившей прощение грехов после помазания елеем ног Спасителя. – о. А.К.), обрядом, относящимся исключительно к обстановке таинства покаяния»[25].

Соборование здоровых людей – это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало

Да и само время совершения общего Соборования в конце Великого поста, на Страстной седмице, показывает, что оно рассматривалось как акт окончания покаяния. Подвиг покаяния в течение Великого поста неизбежно оказывается состоящим из соблюдения поста и исповеди. При таком «покаянно-подвижническом» понимании возможность участия в Соборовании здоровых людей – это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало. Однако сегодня на общее Соборование приходят в немалом количестве люди, которых редко видно или вообще нет в церкви, которые, может быть, даже и не начинали этот подвиг покаяния.

6. Наличие нераскаянных тяжелых грехов, препятствующих человеку участвовать в Соборовании.

Выявить их как раз и должна исповедь перед Соборованием, которая «необходима потому, чтобы не преподать таинства тому, кто не имеет права и способности к принятию его, как то: неверному, иноверцу, оглашаемому, проходящему церковное покаяние, отступнику, безбожнику…[26] Из православных не могут быть допущены к Елеосвящению нераскаянные и ожесточенные грешники»[27]. Допускать таких к Елеосвящению, по мысли протоиерея Михаила Архангельского, то же самое, что бросать жемчуг перед свиньями (ср.: Мф. 7: 6)[28]. В качестве современного примера здесь можно привести одновременное занятие эзотерикой и ведение церковной жизни с участием в таинствах церковных. Случаться такое совмещение может либо по невежеству, либо по дерзкой гордости человека, находящегося в прелести и считающего, что одно другому не мешает.

7. Пастырская целесообразность.

Как уже упоминалось, в общем Соборовании часто принимают участие люди невоцерковленные. Во время исповеди им можно дать какие-то наставления, сориентировать и т.д. Участие же в Соборовании для таких малосведущих людей без предварительной исповеди и беседы способно выводить на первый план преимущественно житейские соображения «пойти пособороваться, чтобы не болеть».

Выводы

Для участия в общем Соборовании необходима предварительная исповедь. Допущение к Соборованию без предварительной исповеди является нарушением литургического Предания и искажением содержания таинства Елеосвящения в его соотношении с таинством Покаяния.

Кроме исповеди в подготовку к общему Соборованию должно входить и соблюдение Великого поста, во время которого совершается Елеосвящение. Об этом правила нет, но такова сама логика, смысл совершения Соборования в главный пост Церкви. Ведь, как указывалось выше, сама традиция общего Елеосвящения исторически неразрывно связана с завершением Великого поста, когда к нему приступали те, кто этот пост соблюдал и нес подвиг покаяния и воздержания.

С точки зрения необходимости установления хотя бы некоторой связи современной практики как с содержанием самого таинства Елеосвящения, так и с традицией общего Соборования, следует допускать к нему тех, кто соборовался последний раз не менее года назад (в соответствии с недавним напоминанием об этом Священным Синодом РПЦ от 25 декабря 2012 года[29]), соблюдал весь Великий пост, во время него хотя бы один раз исповедовался и взял у исповедующего священника благословение на участие в этом таинстве.

К сказанному следует также добавить, что допущение к участию в Соборовании здоровых людей – это всё-таки скорее исключение, чем норма. Исследователь истории таинства Елеосвящения протоиерей Михаил Архангельский об этом писал так: «Известно, что почти нет правил без исключений. Елеопомазание, совершаемое по местам для здоровых, есть именно сделанное святою Церковью исключение из общего правила совершать его только над тяжко больными»[30]. На Руси и в греческих церквях общее Соборование здоровых людей совершалось только раз в году – на Страстной седмице. В современной греческой традиции общее Елеосвящение проводится не только после утрени Великого четверга, но также, как правило, в навечерие Рождества Христова. В связи с этим, в целях сохранения факультативного значения общего Елеосвящения для здоровых всего лишь как исключения (а не нормы), следует признать актуальной и очень уместной рекомендацию комиссии Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам богослужения и церковного искусства совершать общее Соборование только в период Великого поста и, в виде исключения, в дни предпразднства Рождества Христова – тогда, когда уставом предписывается особенно строгий пост, «но не в прочие посты и обычные дни года»[31]. К этому можно добавить, что, с точки зрения преемственности, желательно, чтобы Соборование совершалось в конце поста.

Также, в соответствии с дозволением Священного Синода РПЦ[32], представляется целесообразным, для более удобного и ясного разграничения оснований участия в Елеосвящении, совершать общее Соборование над больными и здоровыми людьми не одновременно, а в разное время и разными чинами, как это было принято ранее в Русской Церкви и происходит в современной греческой практике.

Выводы и предложения, сделанные в настоящей статье, не вносят ничего нового, а являются лишь напоминанием того опыта совершения Елеосвящения, который заключен в церковной истории и Предании. Актуализация этого опыта в современности позволит сохранить преемственность между практикой (срок существования которой к тому же, как уже указывалось, совсем небольшой – началась она с конца XX века) и традицией, поможет сделать участие верующих в таинстве Соборования более сознательным и ответственным, а также устранит основания для замечаний к совершению общих Соборований, подобных тому, которое сделал Святейший Патриарх Алексий II на Епархиальном собрании г. Москвы в 2004 году[33].

[1] Общее Елеосвящение – совершение таинства сразу над несколькими людьми.

[2] Красносельцев Н. К истории православного богослужения по поводу некоторых служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889. С. 80–83.

Далее также будут делаться ссылки на работы преимущественно дореволюционных авторов, поскольку тематика данной статьи рассматривалась в основном именно ими.

[3] Симеон, блаженный, архиепископ Фессалонийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах Церкви // Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. СПб., 1856. C. 43.

[4] Симеон, блаженный, архиепископ Солунский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные блаженному Симеону от архиерея // Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 3. СПб., 1857. С. 204.

[5] Павлов А. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями // Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел юридический. Вып. 14. М., 1897. С. 307–308.

[6] В чинопоследовании исповеди даже в современном Требнике указывается о том, что после исповеди духовник назначает кающемуся «канон», т.е. епитимью.

[7] Goar J. Εὐχολόγιον sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines Divinae liturgiae, officiorum, sacramentorum, consecrationum, benedictionum, funerum, orationum… P., 1647. – Цит. по: Красносельцев Н. Указ. соч. С. 89.

[8] Красносельцев Н. Указ. соч. С. 89. В качестве примеров можно привести Оригена (Origenis. In Leviticum homilia II, 4 // PL. B. 12. P. 418–419) и святителя Иоанна Златоуста (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Третья беседа о священстве // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. Т. 1. С. 522).

[9] Это происходит, несмотря на не дозволяющие это руководства по совершению Елеосвящения и наставления священноначалия. Одно из последних – постановление Священного Синода РПЦ от 25 декабря 2012 года, в котором указывается: «Напомнить архипастырям и пастырям о необходимости разъяснять значение таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм участие в этом таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании» (Журнал № 130 заседания Священного Синода РПЦ от 25–26 декабря 2012 года, п. 3 // http://www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html.

[10] Из текста «Архиерейской грамоты» священникам. – Цит. по: Архангельский М., протоиерей. О тайне святого елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения от установления сего таинства до издания нынешнего его «Последования», с подробным изъяснением сего последнего. СПб., 1895. С. 83–84.

[11] Коржевский Вадим, иерей. Традиции и заблуждения. Тюмень, 2016. С. 269–270.

[12] В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» указывается: «Больной, принимающий таинство, должен быть приготовленным к принятию его исповедью и затем, по совершении уже Елеосвящения, он обыкновенно причащается Святых Таин» (Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. С. 1275). Митрополит Макарий (Булгаков) по поводу исповеди больных перед Соборованием пишет, что «отпущение грехов через таинство Елеосвящения, назначенного собственно для тяжко больных, есть не что иное, как восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» (Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. Т. 2. C. 474). Ведь больной во время тяжкой болезни «не всегда способен, изнемогая телом и душою, принести истинное совершенное раскаяние в грехах и вообще выполнить те условия, какие требуются от кающегося для получения разрешения от грехов; так как некоторые грехи по немощи он может исповедовать не вполне, а другие и вовсе не исповедовать по забвению… то милосердный Господь, собственно для такого рода больных, даровал еще особое врачевство к уврачеванию их немощей душевных в таинстве Елеосвящения» (Там же. С. 473, 474).

[13] См., например: Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием таинства Крещения // https://azbyka.ru/katehizacija/metodicheskoe-posobie-katexizatoram-dlya-provedeniya-oglasitelnyx-besed.shtml.

[14] Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. С. 1037.

[15] Кормчая книга. Гл. 50. СПб., 2004 (Репринт с издания 1650 г.). С. 1160.

[16] Письменная отметка о прохождении ставленнической исповеди входит в обязательный набор ставленнических документов, подаваемых на рассмотрение к правящему епископу.

[17] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 234.

[18] Требник митрополита Петра (Могилы). Киев, 1996 (Репринтное издание 1646 г.). Л. 446.

[19] О должностях пресвитеров приходских. М., 2004. С. 149.

[20] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 235.

[21] Там же. С. 236.

[22] Симеон, блаженный, архиепископ Фессалонийский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах Церкви. С. 370, 376.

[23] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 236.

[24] Малиновский Н., протоиерей. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1909. Т. 4. С. 411.

[25] Красносельцев Н. Указ. соч. С. 93.

[26] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 234.

[27] Там же. С. 60.

[28] Отец Михаил рассуждает так вслед за святителем Иоанном Златоустом (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 23 // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. Т. 7. С. 271–273) и блаженным Феофилактом Болгарским. По последнему, свиньи – это хотя и верующие, но ведущие жизнь нечистую (Феофилакт Болгарский, блаженный. Благовестник. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 2004. Кн. 1. С. 76).

[29] См. сноску 9.

[30] Архангельский М., протоиерей. Указ. соч. С. 93.

[31] «Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение этого чина дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, – но не в прочие посты и обычные дни года» (Из пояснительной записки комиссии Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам богослужения и церковного искусства, представленной на заседании Священного Синода 25–26 декабря 2012 года // http://www.patriarchia.ru/db/text/2674617.html).

[32] «В свете сказанного допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования» (Журнал № 130 заседания Священного Синода РПЦ от 25–26 декабря 2012 года // http://www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html).

[33] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Епархиальном собрании города Москвы 15 декабря 2004 года о практике общих соборований говорил следующее: «В течение не только Великого, но и всех остальных постов устраиваются еженедельные общие соборования. Продиктовано это чаще всего отнюдь не духовными потребностями прихожан, а жаждой получения дополнительных доходов. Чтобы было больше народу, соборуют не только больных, что предусмотрено чинопоследованием таинства Елеосвящения, а всех подряд, в том числе и маленьких детей» // https://mospat.ru/archive/2004/12/26083/.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Таинства Церкви. Елеосвящение (+ВИДЕО) Таинства Церкви. Елеосвящение (+ВИДЕО)
Прот. Артемий Владимиров
Таинства Церкви. Елеосвящение (+ВИДЕО) Елеосвящение, Соборование (+ВИДЕО)
Таинства Церкви
Протоиерей Артемий Владимиров
Что врачуется Таинством Елеосвящения? Надо ли к нему готовиться? Кому и как часто можно и должно собороваться?
Таинства Церкви. Исповедь (+ВИДЕО) Таинства Церкви. Исповедь (+ВИДЕО)
Прот. Артемий Владимиров
Таинства Церкви. Исповедь (+ВИДЕО) Покаяние, исповедь (+ВИДЕО)
Таинства Церкви
Протоиерей Артемий Владимиров
Возможно ли быть христианином без покаяния? В чем суть исповеди? И что ответить тем, кто утверждает, что «разберется со своими грехами и без священника»?
Помазание Помазание
Проповедь после Соборования
Протоиерей Андрей Ткачев
Итак, пока масло не впиталось в кожу или не высохло, пока блестят свежестью помазания лица ваши, поспешим повторить: мы должны царствовать над грехом и страстями, и жертвовать собою ради Христа. Это наше царство и наше священство.
Комментарии
1 декабря 2017, 18:14
Всегда найдутся какие-либо грехи, которые забываются на исповеди. Приходилось слышать в начале 90-х гг., что введение в церковный обиход практики частого Соборования, было обусловлено некими обновленческими влияниями. Однако хочется сказать, что не следует отказываться от сложившейся современной практики общего Соборования. Есть разные примеры из жизни верующих людей, что это Таинство помогает не только от заболеваний как таковых, но и помогает в прощении грехов породивших эти заболевания, а также избавляет от серьезных проблем вызванных грехами, связанными с неверием и маловерием, либо другими недугами в духовной жизни или по каким-либо иным причинам не уврачеванные другими Таинствами.
1 декабря 2017, 18:09
В Соборном Послании Святого Апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Как видно их Послания, там не учитывается критерий «тяжести заболевания», а просто указывается на факт заболевания. Прибегать к церковным Таинствам нужно благоговейно, по-возможности подготовленным, но также необходимо учитывать, что так называемой «полной подготовки» не бывает. Не встречаются сейчас также абсолютно здоровые люди, которым указанное Таинство Соборования полностью «противопоказано» (!)?
Александр30 ноября 2017, 20:08
Тема конечно злободневная. Сейчас пост. Для всех истинно верующих Православных Христиан - сугубое время ПОКАЯНИЯ (изменение образа жизни). Где оное - нет ЕГО. Начиная с верху и до низу. Вот о чём нужно говорить.
Валерий Романов30 ноября 2017, 17:20
Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5). По своей ничтожности хочу сказать:сейчас нет здоровых людей физически и уж тем более духовно, все мы нравственные асоциалы. Да, обязательно до соборования покаяние, исповедь и даже причастие, так делают во многих храмах Москвы, и у старообрядцев тем паче. Собороваться надо не более 1 раза в год. Допускать к таинству всех
Сергей29 ноября 2017, 18:29
К сожалению таинство Соборования на практике превратилось для людей в некий магизм, а для некоторых священнослужителей в еще один способ пополнить казну( ведь не секрет что во многих храмах нужно заплатить или внести пожертвование за участие). Приходит на Соборование очень много невоцерковленных людей,даже берут маленьких детей. Мотивация- получить здоровье,взять масла для употребления внутрь или помазания (тем более заплачено), надежда что отпустятся грехи неким магическим образом,без труда и исповеди,т.е.отношение чисто потребительское.И в этом большая вина служителей, которые допускают всех подряд( критерий заплачено и все).И таким соборованием профанируется таинство Причащения и Исповеди
Σιμωνος29 ноября 2017, 12:13
Отлично! Наконец то трезвый взгляд на современное положение в отношении таинства Соборования. Ждём новый чин в требнике.
раиса29 ноября 2017, 10:17
Изначально Таинство Соборование проводилось над тяжело больными людьми. Почему нет правила о соблюдении таких людей Великого поста, да потому что такие люди не могут строго поститься по причине тяжелой болезни.
Наталия28 ноября 2017, 18:00
Заметила, что нестарые батюшки очень строги. И здесь нельзя и тут - не надо. К сожалению, как мы знаем сейчас, народ болен. Больны неверующие, больны верующие. Церковь -лечебница. И люди, которые в Церкви, хорошо знают, как подходить к Соборованию, а кто не знает -того Бог простит по намерению. Если исполнять все каноны, думаю, все бы полегли просто. Время слабое и слабые люди. Не надо строжиться, надо любить. Поэтому наш старый батюшка говорит нам после Таинства - а теперь можете причаститься без исповеди. И он прав, потому что всё чтение Евангелий и Пророков в момент Соборования - исповедальное.
Вера Рыбалова28 ноября 2017, 17:20
Очень много мнений о соборовании, и все если не противоположные, то разно чтимые. когда бываю в монастыре обязательно соборуюсь. Я не понимаю почему считают. что идут люди не подготовленные, если мы исповедуемся и причащаемся, то совершенно не вопрос. что мы покаялись во всех грехах, к сожалению память не совершенна и бывает и забываются прегрешения. И во время соборования молишься именно о забытых и не исповеданных, грехах! Таинство соборования даёт надежду на прощение и ведь немало сомнений высказывают, что кто-то приходит к Святому Причастию не готовыми, без истинного покаяния. И что теперь отменить Причастие? Ответ перед Богом несёт каждый сам по себе и каждое покаяние не просто так!
Юрий28 ноября 2017, 14:45
В Воронеже общая практика проводить соборования каждую неделю поста. В Великую среду даже богослужение вечернее ставят раньше по всей епархии, чтобы людям удобнее было попасть на соборование. Понятно, что ходят все, и людей там много больше, чем на причастии.
Максим28 ноября 2017, 14:29
В Гефсиманском Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры соборование проводится ежедневно, кроме воскресений и праздников, но наверное это сделано как раз для больных, кто когда сможет, а не для здоровых - каждый день. На Страстной седмице пока нигде соборований не замечал. Обычно они проходят на второй-шестой неделях Великого поста. Тогда буду собороваться на шестой седмице Великого поста с предварительной исповедью.
Максим28 ноября 2017, 14:25
Смысл статьи как раз понятен, а вот практика проведения соборования - везде по разному. Я сам только года три назад узнал, что перед соборованием нужно исповедоваться, а после - причаститься. Но реально в большинстве храмов этого нет. Во многих храмах соборование проводится только во время Великого поста, но несколько раз. Это делается для того, чтобы если человек не мог собороваться на одной седмице, то - на другой или третьей. А некоторые думают, что так и надо пройти соборование несколько раз в один пост. В Рождественский пост мало где есть соборование, а в Петров и Успенский не видел нигде.
28 ноября 2017, 13:46
не обязательно... мама с подругой совсем нецерковные они ходили свободно соборовались... без исповеди и причастия... никто их не спрашивал, готовы или нет они... а папа считает что купание в крещенской проруби смывает все грехи...
Р.Б.Марина28 ноября 2017, 13:43
Спаси Господи, отец Алексий, за полезную и нужную статью, получила многие ответы на свои вопросы
Анастасия28 ноября 2017, 13:08
Знаю таких людей ( мои родственники) которые ежегодно ходили на Соборование , и при этом совершали смертные грехи , не знаю говорили ли они их тогда на исповеди , но факт что ходили на Таинство и от грехов не отказывались . А потом через несколько лет произошли изменения в их жизни , очень большие перемены , после которых было истинное покаяние и оставление смертных грехов. Слава Богу ! Так что действительно , на Соборовании могут присутствовать разные люди , но на все воля Божия , мы же не знаем что потом может произойти с человеком .
Юлия28 ноября 2017, 12:43
Почему то оснований о том, что прощаются забытые грехи не прописаны... Хотелось бы увидеть на чём основано это "общее мнение", выражаемое в статье. В Евангелии и вообще - Новом Завете нет оснований для таких мнений. А уж тем более в Ветхом. Автоматически не может что-то проститься.
Владимир Степанов28 ноября 2017, 11:34
Понятно то, что ничего не понятно( Выходит, не нужно стремиться к таинству Соборования, если человек жив-здоров? Например, пожилым людям нужно, у них немощи по возрасту. А как молодым? Не совершаем ли греха, прося благославления у батюшки? Я всегда имел сомнения относительно Соборования, но утешался тем, что здравия в моей душе нет, потому постись, покайся, Причастись Святых Тайн и сходи на Соборование. Отец Алексий, поясните, пожалуйста, всё-таки просим здоровья о теле, или о душе? Может не нужно смущать батюшку просьбой о разрешении к Соборованию, пока силы физические есть?
28 ноября 2017, 10:52
Вообще не поняла смысла и назначения статьи. . Мы знаем и веруем, как верует Святая Церковь, что через таинство Соборования могут быть нам прощены Господом грехи забытые, о которых не можем вспомнить. Но трудно себе представить, что на общее соборование Великим Постом вдруг соберётся толпа людей, которая давно не исповедовалась и не причащалась; или того хлеще - с осознанно нераскаянными смертными грехами. Как правило все они - члены своего прихода, регулярно участвующие в таинствах Исповеди и Св.Причащения
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×