Как и на Руси: семья единоверцев сегодня

Мы уже рассказывали, как в теории устроены семьи православных старообрядцев – единоверцев. Придерживаясь дораскольных традиций Святой Руси, второй книгой после Евангелия в деле устроения семьи единоверцы считают «Домострой». Современность вносит свои коррективы в жизнь, и под давлением «мирщеного» мнения душеполезные книги прошлого получают штампы вроде «памятников литературы» и даже дикой архаики. Однако ряд ученых, исследователей, государственных и общественных, но прежде всего церковных деятелей с самого начала раскола XVII века – времени слома многовекового уклада русского народа – были убеждены, что ценностные ориентиры, бережно хранимые старообрядцами, остаются важными и значимыми. Как никогда актуальны они и в наши дни. Мы решили задать вопросы нескольким простым мирянам-единоверцам о том, каков уклад в их «малой Церкви» сегодня.

Александр Зотов, член приходского совета Успенской единоверческой общины г. Ульяновска, отец четырех детей:

Александр Зотов Александр Зотов

– Все как у всех христиан: стараемся жить по Евангелию, утром молимся полунощницу[1], вечером – павечерницу[2], посещаем богослужения, стремимся к исполнению устава. Главный принцип воспитания детей заключается в том, что дети берут пример с родителей. Поэтому очень важно следить в первую очередь за своей духовной жизнью. Одной из самых ценных традиций дома помимо молитвы считаю совместное чтение душеполезных книг. Это происходит в нашей семье каждый вечер, за столом, после ужина. Подобная практика имеет корни в древнерусской традиции, где весь быт людей был воцерковлен. Дети таким образом и слову Божию научаются, и семья объединяется… вокруг Бога! Очень мощная традиция.

***

Василий Сорокин, головщик[3] храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (Москва), отец двоих детей:

Василий Сорокин Василий Сорокин

Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое

– Надо сказать, что семья единоверческая ничем не отличается от общехристианской. Другое дело, что общехристианские ценности сегодня подзабыты. Мы делаем то, что от нас требует Церковь… Сразу скажу, что семья у нас не идеальная. Встаем, умываемся и творим (если вдруг не хватает времени) хотя бы большой начал[4], если не полунощницу. Здесь всё зависит от того, как поставишь. Приучишь детей – будут молиться. Мы отправляли их в лагерь, где подобная практика была в порядке вещей. Дети сами утром и вечером, иногда даже хором, читали молитвы. Годов с шести мои дети, двое сыновей, знали наизусть малый начал. Это для них было на «автомате». Старший сын уже сейчас читает большой начал. Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое. Однажды один из моих сыновей внезапно, стоя рядом со мной, наизусть начал читать 50-й псалом и «Отче наш». Я очень удивился.

Одна комната в нашем доме отведена под моленную, там же и духовная библиотека. Собираемся всей семьей утром и вечером, зажигаем свечи; если служим дома мирским чином – можем и покадить.

В традиции было принято учить ребенка наизусть читать большой начал – это считалось первым и важным шагом к обучению молиться.

В Древней Руси, а сейчас у единоверцев и старообрядцев, существует две основных ситуации, когда ребенок должен был вести себя чинно. На службе в определенные моменты («Верую», Херувимская, «Милость мира», полиелеос, Евангелие) и за трапезой. Общение может быть, но без баловства. Трапеза – это ведь тоже священнодействие. В старых книгах говорится, что кто во время трапезы смеется, тот есть не может. Стоило соблюдать тишину и читать духовную литературу. И трапеза получается благоговейная. А на общественном богослужении… Ребенка не заставляли всю службу стоять по струнке. Но вот в какие-то важные моменты он обязан быть в храме. А потом хоть бегай на улице! И никто в традиции детей не одергивал. Все же понимают, что ребенку надо пар выпускать, а иначе можно и убить веру.

У нас такая домашняя традиция: читаю детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста

У нас есть такая домашняя традиция: я читал детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста. Дети знали наизусть 12 ветхозаветных патриархов. Периодически до сих пор, когда они ложатся, я читаю им. Когда я укачивал своего старшего, месяца в три, пел ему ирмосы, октай – знаменным пением, естественно. В результате сын поет со мной на клиросе. Павечерницу, часы, обедницу – всё это он читает по своему желанию в храме с 10 лет.

В моленной у нас молитвенная одежда, лежат подрушники[5]. Жена всегда перед молитвой покрывает голову. В идеале замужняя женщина дома должна ходить в повойнике. Но ни в коем случае нельзя принуждать к этому силой – всё приходит со временем и через любовь.

Пространство в доме устроено в соответствии с русскими традициями. Дома много рушников, подзоры[6] на кроватях, на полу – коврики. Кресты над входом в дом. Стабильно по три поклона при входе и выходе. Иконы – в каждой комнате. Да всё как у всех.

Воровство и ложь должны очень жестко пресекаться. Детей надо воспитывать в строгости, но с разумом. Начинается все с любви и страха перед родителями. От этого рождается любовь и уважение. В нашей семье дети приучены к труду, дома моют посуду после себя – всегда.

Проблема в том, что потерян уклад жизни, весь быт разрушен. До революции человека формировало общество. Детей специально не воспитывали! Игры, отношения взрослых перед глазами, общая ситуация в населенном пункте играли роль воспитателей. (В общем-то, так происходит и сейчас, с той лишь разницей, что «воспитатели» приобрели во многом довольно уродливые формы. – В.Б.) В советском обществе это было разрушено. А сейчас еще нам предлагаются либеральные ценности: у ребенка есть права… Но прежде всего есть обязанности! Слушать родителей, например.

Стоит приучать детей заниматься какими-то прикладными ремеслами. Я научился переплетать старые книги. Вижу, что дети за этим внимательно наблюдают.

Пою на клиросе, сыновья всегда при мне. Выстаивают длительные службы – по своему желанию, между прочим. Дети всегда перенимают что-то от родителей. Чем интересуются родители, тем и их чада. Мирским – и дети будут интересоваться мирским. Мирское нужно, конечно, но хорошо зарабатывать и удачно вступить в брак – не самоцель. Все ответы даны в Евангелии, которое необходимо читать вместе и объяснять. И разговаривать с детьми всегда надо как со взрослыми. Без сюсюканья. Любому явлению, которое увидел, хоть на улице, – надо дать нравственную оценку, чтобы эта ситуация была для ребенка понятна. В этом проявляется педагогика. Не надо никаких нотаций и постоянных тыканий, а в жизни, между делом, столкнувшись с той или иной ситуацией, спокойно ее разобрать и обсудить.

Супруга взяла традицию показывать по одной серии фильма «Ремесла». Это обсуждается и вызывает у детей интерес.

Дети у нас на домашнем обучении. В школе они учились, но мы решили их забрать. Хотя и в этом есть опасность, поэтому должны быть единомысленные общины, чтобы было с кем общаться, чтоб дети не чувствовали себя белыми воронами в подростковом возрасте. У меня есть примеры из опыта других семей, где гайки затянули. И такие дети потом будут стремиться вырваться из семьи, найти себя в мире, потеряют интерес к вере. Ко всему нужно подходить с разумом.

***

Анна Козлова, клирошанка храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово (Москва):

Анна Козлова с супругом Анна Козлова с супругом

Послушание – ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие

– Просто слушаюсь мужа, и все! Послушание – ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие. Конечно, это не значит, что все решения принимает муж и я не имею права голоса. Это совсем не так. Важные решения всегда принимаются вместе; бывает, и муж просит совета.

Молимся мы обычно полунощницу – как и положено; а если проспали или другая какая оказия – делаем исходные поклоны и читаем молитвы уже по дороге на работу.

Дома есть обязательный красный угол, во время молитвы мы ставим аналой. Лестовки[7], пояса, кацея[8] и устав – непреложные атрибуты нашего молитвенного уголка. Любим с мужем читать. Для совершения полного круга богослужения мирским чином у нас не хватает всего несколько книг, стремление к этому есть.

Я учусь на церковную швею, потому люблю шить и вышивать.

Дома ходим в закрытой легкой одежде. Голову дома покрываю не всегда. Я бы даже сказала, что покрываю редко: если молитва или гости. В принципе не вижу в этом ничего особо предосудительного: я молодка[9], а молодки, как правило, до рождения первого ребенка могли и волосы не до конца перед людьми скрывать.

Как уже сказала, у нас есть практика совершения богослужений мирским чином дома, от вечерни до обедницы. Естественно, в субботу и воскресенье мы стараемся молиться в храме, но бывают обстоятельства, а иногда есть желание к молитве на буднях.

Стараемся ездить в паломничества, даже свободное время четко планируем, чтобы не поддаться праздности. Я думаю, в православной семье не должно быть свободного времени. Конечно, в двунадесятые праздники работать нельзя, но и тогда почему-то времени не находится. Служба, какие-то мелкие хлопоты – так и проходит каждый день.

***

Иван Карпов, головщик Успенской единоверческой общины г. Ярославля, отец троих детей:

Иван Карпов Иван Карпов

– Я не считаю, что наш быт сильно отличается от уклада большинства воцерковленных русских семей.

Вставать мне, чтобы спокойно помолиться полунощницу, приходится пораньше, пока все спят. Старший сын (5 лет) утром молится сам (начал до Символа веры, поклоны, «Достойно есть»). В течение дня вместе молимся до и после трапезы. Вечером перед сном – павечерница (старший сын сам читает ее начало и слушает до канона Богородице). Потом у него свой набор поклонов. В конце павечерницы мы «прощаемся»: «Прости меня Христа ради!» – «Бог тя простит, и ты меня прости». – «Христос посреди нас». – «Есть и будет». И дети идут спать.

В храм детей беру по очереди – они у меня еще маленькие (5 лет, 3 и 1 год). Ко всем нужен индивидуальный подход. Главное, чтобы их присутствие на богослужении было осознанным и полезным, а потому разумно дозированным.

Когда пою, приходится с ними тяжеловато, потому как я от клироса отойти не могу, а они начинают шалить в храме. А ребенок всегда должен чувствовать благоговение перед домом Божиим.

Одежда дома у нас обычная (рубахи и сарафаны не носим). Жена, как правило, в длинной юбке. Иконы есть в каждой комнате и на кухне. Дома есть все богослужебные книги и аналой, потому иногда, когда нет возможности пойти в церковь, могу помолиться церковный круг дома.

Детям стараюсь петь (особенно перед сном). Так как я головщик, то пою в основном богослужебные знаменные песнопения, иногда духовные стихи. Читаем с детьми много: жития святых, Новый Завет, иногда светскую приключенческую классику для детей.

Старший мальчик Сергий учился читать параллельно на церковнославянском и русском. Буквы сначала учил славянские (по традиционной древнерусской методике). Стараемся каждодневно заниматься с ним изучением, разъяснением и выучиванием наизусть богослужебных текстов. Читает детскую Библию пока на русском.

Важно максимальное участие отца в воспитании детей, особенно мальчиков

С детьми общаюсь довольно строго, но стараюсь как можно больше уделять им времени. Считаю, что особенно при воспитании мальчиков важно максимальное участие отца.

Стараемся свести к минимуму звучание дома музыки. Фильмы и мультики с детьми – по воскресеньям и за хорошее поведение. Важно, чтобы центром жизни души каждого из нас было Богообщение, а не внешняя мирская суета.

***

Александр и Анна Смирновы, единоверцы из с. Поводнево Ярославской области, пятеро детей:

Семья Смирновых Семья Смирновых

– У нас обычная семья, где есть и младенцы, и дети, и подростки. У всех всё по-разному. По возможности причащаемся, стараемся молиться утром-вечером старым чином. Дети не шибко погружаются в церковные вопросы, старшая уже не ходит в храм по своей воле. Мелкие более охотно ходят храм. Стараемся соблюдать все посты.

Очень важно в семье сохранять мир и взаимопонимание, любовь и приятие детей такими, какие они есть, ничего им не навязывая. До 13 лет еще что-то можно сформировать, далее начинается их путь. Мы можем остаться старшими и авторитетными друзьями или быть нудными и авторитарными врагами. Детям позволяем многое, они любят жизнь и хотят ее увидеть, познакомиться и выбрать свое, как мы в свое время. Но им хорошо оттого, что родители их тверды в своих убеждениях, что верны принципам, для них это защита и опора.

Отмечаем все православные и народные праздники либо в кругу семьи, либо в кругу друзей. Всегда берем детей с собой в паломничества и путешествия, это хороший пример для них и добрые воспоминания на будущее.

У нас крепкая связь поколений: живем с прабабушкой, рядом родители жены, двоюродные братья и сестры, поэтому наша семья в общей сложности – 16 человек.

Подготовил Владимир Басенков

8 декабря 2017 г.

[1] Полунощница – общественное богослужение, совершаемое в полночь. Служба полунощницы напоминает нам о пришествии Христа. В современной практике старообрядных приходов чаще всего совершается утром, предваряя богослужение. Применяется в единоверческих семьях в качестве утренних молитв. Бывает повседневной, субботней и воскресной.

Порядок молитв: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю Небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш» «Господи, помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се, Жених грядет в полунощи» и другие по Часослову; «Господи, помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи, помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»; «Владыко, Боже Отче, Вседержителю». Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое; «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни, Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; «Господи, помилуй» 12 раз; молитва. Затем отпуст.

На субботней полунощнице вместо 17-й кафизмы читается 9-я, вместо тропарей «Се, жених» читаются тропари «Не созданное естество» и другие.

В воскресной полунощнице после 50-го псалма читается канон Троице припевы Григория Синаита; Трисвятое; по «Отче наш» кондак гласу; «Господи, помилуй», 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»; иерей: «Боже, ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

[2] Павечерница малая – общественное богослужение, совершаемое вечером, т.е. «по вечеру», после ужина, перед отхождением ко сну. Применяется в единоверческих семьях в качестве вечерних молитв. Порядок молитв: «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш» «Господи, помилуй», 12 раз; «Приидите поклонимся», трижды; Пс. 50-й: «Помилуй мя, Боже»; Пс. 69-й: «Боже, в помощь мою вонми»; Пс. 117-й: «Господи, услыши молитву мою»; Славословие великое; Символ веры; канон (из Октая в честь Богородицы). После канона: «Достойно есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропари (по уставу); «Господи, помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи, помилуй», 3 раза; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, Отче»; молитвы: «Нескверная неблазная», «Даждь нам, Владыко, на сон грядущим», «Преславная и присно Дево», и «Упование нам Бог»; Слава, и ныне; «Господи, помилуй», дважды, «Господи, благослови»; отпуст; прощение и помянник.

[3] Головщик – регент, руководитель клироса в единоверческом храме.

[4] Начал (семипоклонный начал) – последовательность молитв, которыми старообрядцы начинают и заканчивают богослужение. Порядок молитв: Молитва мытаря «Боже, милостив…»; «Достойно есть»; Слава, и ныне; «Господи, помилуй», дважды; «Господи, благослови»; отпуст.

[5] Подрушник – коврик для совершения земных поклонов во время молитвы, исключающий соприкосновение лица и ладоней с поверхностью пола.

[6] Подзор – кружевная кайма покрывала кровати.

[7] Лестовка – старообрядческие «четки».

[8] Кацея – ручная кадильница.

[9] Молодка – молодая замужняя женщина, еще не родившая первого ребенка.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ира16 декабря 2017, 07:55
Много критики старообрядцев звучит в комментариях к этой статье. Критикуют их за соблюдение буквы, а не духа. Но и мы, православные, излишне сосредоточены на букве. Мы соблюдаем посты, читаем молиитвы, говорим "ангела ко сну" - занимаемся, по сути, внешнмм деланием. Как далекм мы от Евангельсих заповедей, да нам хотя бы 10 ветхозавеиных со скрипом соблюсти и то не можем. Так что наши отличия от староверов весьма условны. У нас просто различаются некоторые традмции, не более того.
Игорь15 декабря 2017, 09:41
Много православных не старообрядческих семей, старающихся жить благочестиво. Для благочестия совсем необязательны вещи прошлых веков (одежда, лестовки, подрушники и т.д.), необходимость этого - всего лишь мнение старообрядцев. Из статьи в статью автор гнет свою линию, навязывая старообрядческие "ценности" - отсюда и недовольство и споры в комментариях.
Светлана14 декабря 2017, 19:58
Все желающие жить благочестиво будут гонимы. В этой статье нет никаких особых спорных вопросов. Всё о самом главном и правильном. Иерархия семьи, молитвы, прощение обид. Женщины остаются женщинами, мужчины- мужчинами. Это классно! Не все так могут, поэтому тем кто не может правда благочестия глаза колет, спокойствие дремания разрушает.Всё они правильно делают, не мешайте людям жить спокойно.
Вадим К.13 декабря 2017, 11:59
Мария, набросились потому, что мы вопреки ап. Иакову скоры на слова, скоры на гнев, но медленны на слушание. Если кто-то может жить более по-человечески, чем живем мы - а современный образ жизни все меньше остается человеческим, и при этом никого не осуждает и не возносится, а еще м.б. и молится за бедствующих собратьев, то зачем таких осуждать? Когда где-то появляется эпидемия, там назначают карантин, а мы считаем правильнее своих детей искушать непотребствами, еще и других учим так поступать. Считаем за ничто и нескромную и соблазнительную одежду. Да, Христос и апостолы учили о духов. свободе, но только так, чтобы она не стала поводом к распущенности для нас самих и соблазном для других.
Мария12 декабря 2017, 23:47
Люди, что же вы так набросились на своих братьев по вере? Только из-за того, что они немного НЕ ТАКИЕ как мы. За то, что посмели бросить вызов современному эмансипированному обществу и вернуться к традиционной русской. Где же наша любовь христианская? Нам бы радоваться многообразию церковной жизни, а мы злобствуем...
Вадим К. (продолжение)12 декабря 2017, 12:40
Вот что написано в деяниях Собора 1971 г.: "Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами..." Здесь ясно различаются члены Святой Церкви и именующие себя старообрядцами. Что касается грамотных священников, ни от одного из них (а общаться приходилось со многими) не приходилось когда-либо слышать, что старообрядцы (не единоверцы) находятся уже в лоне Вселенской Церкви, даже вопреки их же желанию в ней находиться.
Вадим К. Сергею12 декабря 2017, 12:15
Сергей, повторяю: сняты анафемы соборов 17-го века на придерживающихся старых обрядов, т.е. за то, что кто-то крестится двумя перстами, служит по старым книгам анафемы отменены. Если человек продолжает считать, что священноначалие Вселенской Церкви вообще, а Русской в частности отошло от правильной веры и погрешило, то он очевидно перестал быть ее членом и находится с ней в расколе. Что тут непонятного? Братьями и сестрами у нас из "миссионерских соображений" принято теперь называть и католиков, несмотря на то, что они тоже вне общения со Вселенской Церковью. Иногда даже иноверных так теперь называют. Что с того? Называй хоть как, но факт остается: они вне истинной Церкви, в расколе с ней.
Александр12 декабря 2017, 10:56
Сергей12 декабря 2017, 01:01, на иконах мы увидим не мало святых без бороды, советую почитать вот это изложение о брадобритии и о том, что РПЦ бритье бороды грехом не считает. https://azbyka.ru/mozhet-li-pravoslavnyj-brit-borodu
Александр12 декабря 2017, 10:53
Сергей12 декабря 2017, 00:24, все те кто находится вне канонического общения с Вселенским Православием или Церковью, принятой Вселенским православием является раскольником, даже если анафемы сняты, к сожалению, старообрядцы, православные и замечательные сами по себе, не относятся ни к одной поместной Церкви, кроме единоверцев, а значит пребывают вне Церкви.
Алла12 декабря 2017, 10:32
В.В., дома дать ребенку достойное образование под силу лишь единицам родителей. А образование - путевка в жизнь.
Новообрядец12 декабря 2017, 07:33
Василий11 декабря 2017, 21:53, любопытно, что Вам кажется, что Вы лучше знаете мою позицию, чем я сам. Скажу, что Вы не правы, одежда для меня не принципиальна, что бы человек не носил (в пределах разумного), мне лишь претит, когда человек нося одежду определенного стиля начинает придавать этому чуть ли не рулигиозно-культовое значение и вызывает недоумение, когда идет искусственный подбор гардероба в угоду конкретному стилю (не важно какому) даже если это совершенно лишено органичности.
Человек12 декабря 2017, 07:29
В.В., для того что бы оградить ребенка от зла недостаточно просто перейти на домашнее обучение, нужно оградить его от сверстников, а также от телевизора и интернета, проще говоря посадить под домашний арест, но это не спасет, если у человека не выработается иммунитет против зла,если он слушая мат не уяснит для себя что это зло, и тому подобное. В противном случае, когда человек выйдет из домашнего затвора его убьет (духовно) любое веяние мира сего, оно покажется ему сладким и желанный после того, как он был огражден от всего железным занавесом. Убежден, что лучше совершить некоторые ошибки в молодости и понять где правда, чем пройти молодость стерильным, но постом стать совершенно безоружным
Светлана12 декабря 2017, 01:57
Смысл статьи не в том, что кто то более православнен или старообрядец.Или не так одевается и учится. А о том ,что нам всем нужно больше уделять больше своего " драгоценного" времени детям. И своим примером показать, что в жизни главное. Наш Господь Бог. И по возможности))) писать комментарии по короче, а то сложно читать такие " кирпичи".
Сергей12 декабря 2017, 01:01
Алле: Брадобритие запрещено правилами 6 Вселенского Собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174). Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание «поправить» Бога. Да, я считаю, что здоровый человек должен в храме молиться стоя. И это прекрасная благочестивая традиция РПЦ.
Сергей12 декабря 2017, 00:24
Вадим К. Вы откуда это взяли:"После снятия те, кто продолжает не признавать Русскую Патриаршию Церковь, как признают единоверцы, и ей подчиняться, продолжают оставаться вне нее и в расколе со Вселенской Церковью."? Снята анафема с НЕ НАХОДЯЩИМИСЯ В ...ОБЩЕНИИ С М.П. Вы хоть у грамотного священника поинтересуйтесь, а потом пишите. Со ВСЕХ старобрядцев сняты анафемы: "Деяния Поместного Собора 1971 г. в отношении старого обряда подтвердил Поместный Собор РПЦ 1988 г. в специальном обращении к старообрядцам, в котором старообрядцы именуются "единокровными и единоверными братьями и сестрами, хотя и не находящимися в молитвенном общении с Московским Патриархатом."
Новообрядец11 декабря 2017, 23:31
Василию, довольно чудно,что Вы считаете что понимаете мою позицию лучше чем я сам. К национальной одежде я отношусь спокойно, но мне не по душе когда идет придание этой одежде чуть ли не религиозного значения с попутным презрением современной одежды и намеком на то, что уж благочестивые то люди таковую не носят, а токмо любители мира сего. Вот это, уж извините, считаю глупостью. Я мимо не прошел не из-за одежды, а по причине тона статьи, как бы намекающем, на то что истинное то благочестие у единоверцев и что вот житие по Домострою благо есть. Слава Богу про молитвы Аввакуму умолчали.:)
В.В.11 декабря 2017, 22:09
Человек11 декабря 2017 "но вот перевод детей на домашнее обучение (причину, думаю, мы понимаем) одобрить сложно." Насколько же зашорены наши бедные постсоветские "дорогие россияне". Кроме казенной школы (которая сейчас учит больше плохому чем хорошему), никаких вариантов??? В обычной районной школе сейчас учат я вам скажу чему - материться, пить, развратничать. Этому учат сверстники, которые и являются для ребенка главными авторитетами (ну не "училок" же будут слушать мальчишкеи, а образование у нас всё женское). Все точки реализации наркотиков в спальных районах также привязаны к школам, это вам любой наркоман скажет. А на домашнее обучение сейчас переходят очень многие разумные родители.
Василий11 декабря 2017, 21:53
Новообрядец11 декабря 2017, 11:11 "я как раз и говорю о том, что одежда не играет особой роли". Новообрядец, по-моему, Вы сами себя не понимаете:)). Если вы с такой энергией и азартом набросились тут на все эти сапоги и косоворотки, то это говорит о том, что именно одежде вы предаете ОГРОМНОЕ значение! Просто то что для старообрядцев со знаком плюс, для вас со знаком минус. А зацикленность НА ВНЕШНЕМ у вас точно такая же. Если бы вы считали что всё это никакой роли не играет, то и прошли бы мимо. Так что Лидия абсолютно права!
Вадим К.11 декабря 2017, 21:44
В 1971 году были сняты клятвы, принятые на соборах Русской Поместной Церкви 17-го века и наложенные на придерживающихся старых обрядов, служащих по старым книгам. До этого снятия статус единоверчества был под сомнением: оно также находилось фактически под прещением русских соборов. После снятия те, кто продолжает не признавать Русскую Патриаршию Церковь, как признают единоверцы, и ей подчиняться, продолжают оставаться вне нее и в расколе со Вселенской Церковью. Единоверчество это снисхождение к тем, кто так или иначе считает старый обряд лучшим, новый - уступкой миру, и потому не находит себя в силах отойти от старого обряда. Если не эта у них причина, то какая?
Наталия 11 декабря 2017, 18:28
Поддерживаю комментарий Алексея от 11 декабря 2017, 12:54. Тема затронута очень важная и дело здесь вовсе не в платках или повойниках, джинсах или косоворотках, тем более не в домашнем или внедомашнем обучении, и даже не в том, какой обряд лучше. Вопрос очень серьезный и его исторические корни очень глубоки. Чтобы составить более или менее отчетливое представление по этому конфликту, последствия которого проходят через всю живую ткань истории нашей страны, нужно историю изучать, благо доступной информации сейчас много. Владимир, помощи Божией в Ваших трудах!
Алла11 декабря 2017, 17:12
Светлана Чернышова "Получается, что только старообрядцы и сохранили для нас, потомков, образ русского человека. А мы, спасающиеся в никонианской церкви, уже и на русских мало похожи." А что такое русский в вашем понимании? Одевающей в стиле: "триста лет в обед"? Пушкин, Достоевский или Бердяев не одевались по средневековой моде, но оттого они не были менее русскими. Одежда - это всего лишь мода, которая меняется. Ничего сакрального в ней нет.
Алла11 декабря 2017, 16:55
Сергей, вы всерьез думаете, что греки менее благочестивые, чем русские, только потому, что они сидят в храмах и не носят платки? Ужас какой. "У нас 99% не знают, что Указ Петра 1, уже отменили и ...продолжают брить бороды." А что плохого, что русские мужчины бреются? Это эстетически выигрышней, чем борода, а с духовной точки зрения не имеет значения.
Алексей11 декабря 2017, 12:54
Спаси Господи, Владимир, за статью! Христиане, молю, успокойтесь! Не осуждайте друг друга! Эта тема намного важнее и глубже, чем кается на первый взгляд. Прежде чем вешать ярлыки и составлять поверхностное время очень советую изучить историю. Вы узнаете много важного и душеполезного. Только не спешите с выводами, помните, что во всём нужно рассуждение. Спаси вас Христос!
Павел11 декабря 2017, 12:28
Добавлю по поводу воспитания детей: в последней семье уже есть повзрослевшие дети, и их взгляд на воспитание и семейную жизнь более реалистичный, на мой взгляд. Но все семьи разные и дети все разные, и каждый учится на своих ошибках и традиция 300 летней давности здесь не помошник. У нас, новообрядцев, есть семьи стремящиеся к такому укладу, как у семей в статье, за исключением быть может подрушников, подзор, лестовка и пр. Ничего особого нового. И повторю, уже высказанную здесь, мысль: задача родителей не изолировать ребенка от мира, а научить его жить в мире, различать добро и зло, и осознанно выбирать добро. Собственно, это задача любого христианина.
Павел11 декабря 2017, 12:21
Согласен с Александр НСБ. И добавлю от себя. Мне кажется, что совсем не обязательно следовать традиции, особенно, что касается устройства быта, которая была актуальна 300 лет назад. В то время она была естественна. А если убрать все второстепенное, на мой взгляд, о чем много написано в данной статье, остается все то, что есть и у нас новообрядцев: участие в Таинствах, домашняя молитва, попытка строить свою семью на любви, воспитывать детей в любви, и постараться им помочь, или не помешать, сделать в свое время осознанный выбор в сторону к Богу.
Новообрядец11 декабря 2017, 12:16
Сергей11 декабря 2017, 01:34, с этим всем я знаком, да, старые обряды вполне себе приемлемы и могут использоваться, но в православной экклезиологии есть такой термин - раскол, так вот старообрядчество это именно раскол и те, кто следует этим путем не может спастись, но Божией милостью появилось единоверие и те старообрядцы, которые вошли в границу в Церкви через единоверие спастись могут, это не мое мнение, это учение православной Церкви о расколе. Реформы в РПЦ были и до Никона и гораздо более масштабные, только в раскол никто не уходил, для людей Христос был важнее обрядов, поэтому то что случилось в 17 веке это уму не постижимо.Долю вины Никона не отрицаю, но это уже другой разговор.
Михаил11 декабря 2017, 11:49
Лидия10 декабря 2017, 23:11, «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»(Гал3:28)
Новообрядец11 декабря 2017, 11:11
Лидия10 декабря 2017, 23:11, Вы или не поняли то о чем я пишу или притворяетесь, я как раз и говорю о том, что одежда не играет особой роли в отношении человека с Богом до тех пор пока человек не начинает уделять ей большое значение и не важно что эта за одежда - джинсы или косоворотка, брюки или шаровары, если я хожу и не думаю, то все в порядке, но если я хожу в косоворотке и начинаю пальцем тыкать на человека в галстуке и бурчать, что это де как то не по-русски, или если хотите я буду ходить в джинсах и смеяться над теми кто ходит в национальных костюмах; и то и другое является злом и глупостью. Ходи как угодно, только что б нагота заслонялась.P.S. мою цитату Вы порезали крайне не красиво
Наталья Горкуненко11 декабря 2017, 10:10
Большое спасибо за статью. Какие хорошие добрые и светлые лица.
Сергей11 декабря 2017, 01:34
Новообрядец10 декабря 2017, 22:46 Зачем вы пишите ложь? 1.Поместный Собор РПЦ 1971 г. принял следующее Деяние "Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их:...2.Покаяние перед старообрядцами Архиерейского Собора РПЦЗ 13/26 октября, 2000 г. Нью-Йорк. Прочитайте на досуге. Единственная заслуга патр.Никона, состоит в тяжелейшей и жесточайшей "прививке" от дальнейших "улучшений традиций" и "уточнений". Увидев, к чему это привело, больше ни один патриарх не решился ( и вряд ли решится) на реформы в РПЦ. В Европе, сейчас "уточняют традиции" весьма успешно. Странная это традиция, жениться (за муж выходить)на представителе другого пола.А мы как то закостенели в этом - не правда ли?
Человек11 декабря 2017, 00:38
Лидия, я детей воспитываю, насколько хорошо покажет время, но, с некоторыми вещами, описанными в данной статье, касаемых воспитания, позволю не согласиться и петь оды воспитанию детей в единоверческих общинах считаю излишним. Есть положительные моменты - тот же труд, но вот перевод детей на домашнее обучение (причину, думаю, мы понимаем) одобрить сложно. Когда ребенок огорожен и все вокруг строго, то можно диву даться тому как ребенок хорошо воспитан, но придет время выйти в люди и тут становится понятным, что иммунитета то и нет и вчерашний чудо сынок, опьяненный свободой, пошел не туда. Те же кто еще вчера пили пиво в парке могут делать правильный выбор, но уде осознанно. Это гораздо лучше
Лидия10 декабря 2017, 23:28
Катерина, так Вы вроде как к смирению призывали? А обсуждать и ОСУЖДАТЬ другие семьи (в данном случае те, что фигурируют в статье), кто во что одет, кич это, или не кич, это смирение??? Или это они должны смиряться, те что "в повойниках", а мы, "продвинутые", их поучать будем. А они пусть слушают нас, высокообразованных и разумных, и смиряются. Так? Знакомо. Ну а про интернет это Вы в точку. Люблю, грешным делом. Но вот в чем штука. Мы с вами тут на форумах умничаем, а люди (те, о которых в статье говориться) детей рожают и воспитывают. Так кто у кого учиться должен?
Лидия10 декабря 2017, 23:11
Новообрядец10 декабря 2017, 12:06 "если я буду во всем русским, одеваться в национальный костюм...это не поможет мне придти ко Христу само по себе, а только помешает...в то же время джинсы меня от Бога никак не отвратят". Уважаемый Новообрядец, а Вы не заметили, что внешним вещам (в частности одежде) Вы сами уделяете намного больше внимания, чем любой старообрядец!)) По Вашим словам джинсы Вам помогают спасаться, а русский костюм отвращает от Христа! Ну это же надо до такого додуматься! Старообрядцы отдыхают! Вот я давно замечаю, что у тех, кто считают себя "продвинутыми" и "просвещенными" собственных суеверий в головах в разы больше чем у любой деревенской бабушки... И смех, и грех...
Новообрядец10 декабря 2017, 22:46
Владимир, если б все так было прекрасно в русском православии 17 века, то не было бы ни раскола, ни таких жестких гонений, не были бы готовы люди к самоубийству и погибели души ради следования обряду. По факту русская Церковь была несколько изолирована в течении полутора столетий и в церковную жизнь вкрались неправильности. Кстати сколь бы высокодуховно ни жили старообрядцы (исключая единоверцев), то не могут спастись из-за того самого раскола. В этом плане единоверие крайне полезная штука, это миссионерский проект, который присоединяет старообрядцев Церкви. Но это некоторое послабление, уступка и странно эту уступку превозносить,как что то превосходнейшее, если учесть историю старообрядцев.
Александр НСБ10 декабря 2017, 21:58
Автор почему-то пытается делить нас на группы внутри единой Церкви. Подобное можно писать о каждом приходе, у кого воскресная школа лучше, а у кого поют красивее. Вместо того, чтобы подчеркивать единство Православия и единоверчества, он выделяет какой-то, как ему кажется, уникальный единоверческий опыт. Вместо того, чтобы, например, написать об общем положительном опыте воспитания детей и о том, как мы все преодолеваем современные проблемы, он создает какой-то идеалистический памфлет из статьи в статью (интересно, что в данной статье собеседники его в этом не поддерживают). Мы члены единой Церкви, давайте объединять, а не разделять.
Михаил Климов10 декабря 2017, 21:49
Юлии, 9 декабря 2017, 11:37 Раскол стал самым большим духовным бедствием для России. И он возник между людьми, одинаково верующими в Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Святаго Духа. И до сих пор эти люди не могут примириться, тогда как после недавних кровавых войн воевавшие стороны уже почти примирились. И скажите после этого, что из-за этой распри не торчат рога лукавого. И одни христиане по-прежнему с пренебрежением смотрят на других, зачем нам "возлюби ближняго", ведь с той стороны раскола нам совсем не ближние. Они оттуда, из той, уже ветхой, истории, или - они из этих, которые в джинсе и бритобородые. И в расколе мы по-прежнему пляшем под дудку лукавого, а ангелов не слышим.
Лидия10 декабря 2017, 21:39
Человек10 декабря 2017, 12:00 "хорошее воспитание это когда родители приводят детей к добровольно сделанному правильному выбору". Уважаемый Человек, так приводите! Вам кто мешает? Единоверцы не дают Вам детей воспитывать? Вы своих детей (если они у вас конечно есть) можете как угодно воспитывать. Но понимаете в чем дело, пока мы тут с вами болтаем и умничаем на форумах, люди, те о которых в статье написано, делом занимаются и ДЕТЕЙ СВОИХ воспитывают. Так что ни нам с вами учить их уму-разуму.
Людмила10 декабря 2017, 19:12
Уважаемый Владимир! Не переживайте. Ваш материал вызвал спор - значит "зацепило" дух немирный. После полусонного царства веры ХХ века идет естественный процесс анализа причин духовного падения и поиск тропиночек к дороге истинного православия. Мир с его нынешними СМИ здесь не помощник, он растит себе приспособленцев. А вот жития наших преподобных святых - Сергия Радонежского, Александра Свирского, Серафима Саровского и др. являются указателями на эту дорогу. Читаешь - и не хочется никого осуждать. Из новых статей выбираешь душеполезное. Всегда есть чему поучиться. Спор об одежде? - Так она, формируя внешнее тело, подтягивает внутреннее "я", желание ей соответствовать.
Новообрядец10 декабря 2017, 18:47
Владимир, если бы в единоверии все было подлинно христоцентрично, то в этой статье больше бы внимания уделили Христу, но тут на 90% разговор об обряде, не было бы такого внимания внешнему и второстепенному, не обсуждалось бы то какими молитвами молиться и на каком языке. Уделение такого пристального внимания обрядам зло и не важно кто старообрядец или новообрядец это внимание уделяет. Одна женщина рассказывала как ее выгнали их единоверческого храма за троеперстие, мы же "никониане" даже не заметим кто как креститься и тем паче не станем обращать внимание на то кто как руки держит и смотрит ли в пол, в среде старообрядцев это обсуждается, сам был свидетелем высказывания мнений на этот счет.
Наталия Ростова10 декабря 2017, 17:01
У меня вопрос к Лидии. За что ж Вы так людей-то не любите? По всем головам с кулаками прошлись...То есть, по Вашим словам, если у нас есть дети и мы не единоверцы,то ещё и неизвестно ЧТО из наших детей вырастет? А то и вырастет,что посеем, и для хорошего урожая совсем не обязательно быть единоверцем. Статья не однозначная. Мнений может быть много. Есть достаточно плюсов в такой семье, ровно как и минусов. Согласна с Кириллом ,что ребёнок 5-ти лет не осознаёт своих действий и много не понимает .Зачем тогда это позёрство? Импонирует лично мне, что дети с детства приучены к труду. Ну а слово "Домострой" вызывает тихий ужас.В любом случае,Лидия,будьте,пожалуйста повежливей с оппонентами.
Ирина10 декабря 2017, 14:35
"Форма дух бережёт" Мне кажется, они не только форму, но и дух сберегли.
Катерина 10 декабря 2017, 13:28
Лидия10 декабря 2017, 00:35 - нам, православным, вообще предписывается "царский путь". Вас же все время в крайности кидает. Кроме мини и макси есть еще миди... кроме глубокого декольте есть вырез в форме V-буквы, лодочкой...кроме компьютерных стрелялок есть компьютерные фильмы, библиотеки. Вы сами пишите или на компьютерной клавиатуре или на электронной телефона, который тоже является технически маленьким компьютером. Вы ж не считаете, что это Вас портит?:) этот ресурс и комментарии к этой статье тоже стали возможными благодаря развитию электроники. Это всего лишь инструменты. Но для того, чтоб не впасть в искус с ними, человек учится постепенно владеть ими. Пошагово. Под руководством.
Катерина 10 декабря 2017, 13:19
Лидия 9 декабря 2017, 23:16 -народный костюм крестьянок различных российских губерний ничего общего не имеет с тем, что мы видим на фотографиях. На фотографиях - просто псевдославянский кич,который смастерили на скорую руку без души. Возьмите в руки книги по истории костюмов национальных. Повойник - не я упоминаю об этом в этой статье особо и оправдываюсь многословно в нелюбви к нему, дескать, молодка я.
Владимир10 декабря 2017, 12:35
Почитал я ваши комментарии... Вы осуждаете то, чего не знаете. Вы бы сходили бы разок- другой в Единоверчиский храм, постояли бы на службе, поговорили бы с батюшкой, с прихожанами, а осуждать то, чего не знаешь, просто глупо. Там всё христоцентрично, а не обрядоцентрично, непктайте со старообрядцамт- раскольниками, многие, большинство, живёт именно христоцентрично и высокодуховно, а что они хранят обряд и жизнь такую, как была до Петра (до него все жили более или менее) чтоже в этом плохого? Вы называете себя православными, и хаите таких же православных христиан?! Это что, высокодуховно? Какие фарисеи? Из-за того, что они не гонятся за мирскими благами, не сокращают службу?
Новообрядец10 декабря 2017, 12:06
Лидия 9 декабря 2017, 23:23, если я буду во всем русским, одеваться в национальный костюм, играть на балалайке, пить чай из самовара и тому подобное, то это не поможет мне придти ко Христу само по себе, а только помешает, если я внешнему буду уделять большое внимание, в то же время джинсы меня от Бога никак не отвратят, это все дела десятой важности, не русскость мешает, а сакрализация русскости, угодить Богу может человек любой национальности, в том числе и космополит, а вот мысль, что я вот такой то национальности, я буду одеваться в нац. костюм и этим я буду лучше тех, кто в джинсах и в брюках ходят, одна эта мысль может оставить человека без Бога в вечности.
Человек10 декабря 2017, 12:00
Лидии, понимаете, хорошее воспитание это не когда детям все можно и никогда их заставляют быть хорошими из под палки, хорошее воспитание это когда родители приводят детей к добровольно сделанному правильному выбору, когда они видят и зло и добро и выбирают добро, если же все будет из под палки, то когда ребенок будет расти он будет весь такой распрекрасный и милый, но когда вырастет, то с большой долей вероятности пустится во все тяжкие, так как ему откроется новый мир, доселе запретный, а теперь разрешенный, это приведет к полному разрывы, а если человек органично развивается,то он оказывается более способным сделать верный выбор и духовный путь не будет ему казаться насилием и тяготою.
Владимир Степанов10 декабря 2017, 08:37
И добавлю словами Апостола Павла в послании к Римлянам, 16гл: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
Антонина10 декабря 2017, 07:26
Спаси Господи за такую надежду ,что у нас есть такие замечательные семьи, пусть Господь во всем вам помогает ! Пусть помогает я очень этого желаю
Лариса10 декабря 2017, 01:07
Вот я только что повосхищалась "русскими амишами", и вдруг вспомнила слова Серафима Саровского о старообрядцах (Николай Елагин"Преподобный Серафим Саровский и старообрядцы"). У одной дивеевской монахини умершие родители были старообрядцами, прп.Серафим сказал: "Хоть и добродетельные были люди, а будут связаны: Православная церковь не понимает двуперстного креста. Серафим Саровский настаивал на трехперстном сложении крестного знамения: "Сие сложение предано от святых апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Пришедших к нему старообрядцев прп. Серафим умолял: "Прошу и молю вас, ходите в Церковь Греко-Российскую:она во всей славе и силе Божией!"...
Лидия10 декабря 2017, 00:35
Кирилл 9 декабря 2017, 12:34 "Ужас, страшно подумать, кто вырастит из этих семей". Кирилл, а у Вас у самого то дети есть? Вам за своих детей не страшно, что из них вырастит? Обычно как раз у тех, кто вот так рассуждает, да ещё смеет ОСУЖДАТЬ других за их добродетели, и вырастает "ужас что". Или же, что ещё чаще бывает, таковые поборники свободы, так и не создают свою семью, ибо эта нервно-болезненная борьба за "права" ("ах, я личность!") есть первый признак инфантильности. А инфантилы не способны брать на себя ответственность за семью.
Лора10 декабря 2017, 00:27
Ну прямо русские амиши! Хорошие, должно быть, ребята. А обрядовость помогает: форма направляет содержание, и наоборот. Так держать!
Лидия 9 декабря 2017, 23:23
Новообрядец 9 декабря 2017, 15:17 "лучше быть совершенно не похожим на русского, но остаться верным Церкви Христовой". А с чего Вы взяли, что те, кто похожи на русских, не верны Церкви Христовой? Далее. С чего Вы взяли, что если не будете похожи на русского, то это поможет Вам остаться верным Церкви Христовой? Джинсы и миниюбки каким-то таинственным образом способствуют сохранению верности Церкви? На фото я вижу людей которые и на русских похожи, и верны Церкви Христовой.
Лидия 9 декабря 2017, 23:16
Катерина 9 декабря 2017, 17:54 "Критику же, даже неприятную, задевающую самолюбие прийдется учиться терпеть. Смирение вырабатывать". Катерина, а чего же сами не хотите потерпеть? Почему не хотите потерпеть даже простое назидание на предмет того, как должна выглядеть православная женщина? Даже если Вам это очень не нравится, почему бы не потерпеть? Почему бы не повырабатывать смирение? А то о каком уж смирении можно говорить, если одно упоминание о каком-то повойнике так из себя выводит...
Лидия 9 декабря 2017, 22:49
Человек 8 декабря 2017, 13:40 "Ладно взрослые, детей жалко, у них нет выбора..." Зато у детей "продвинутых" родителей, считающих себя "современными" и не "зацикленными" на традиционных ценностях выбор просто огромный! От компьютерных стрелялок, до бесконечных отупляющих тв-шоу, разврата, пива и сигарет (сейчас уже в нач. школе). А этих, у которых "нет выбора" жалко. Такого счастья себя лишают!
Анна 9 декабря 2017, 21:36
Из статей автора складывается впечатление, что единоверцы лучше обычных православных. Получается, что и представители Грузинской, Сербской или, скажем, Греческой Церквей, не имеющие отношения к Древней Руси, являются неполноценными. Надеюсь, не все единоверцы разделяют его позицию.
Катерина 9 декабря 2017, 17:58
Лидия 9 декабря 2017, 15:06 - одним джинсы важны. А другим вот повойник и подзор на мебели. И то, и другое хоть и не приблежает к вратам узким, но вносит некоторую приятную мирскую суету в жизнь.
Катерина 9 декабря 2017, 17:54
 9 декабря 2017, 12:42, инкогнито - нас с Вами не повойники должны заботить, а как бы на Страшном Суде не услышать "отойдите от меня, делающие беззаконие". -"Да как же так, я ж по чину всё, по старому (новому) исполнял(а). Повойника с головы не снимал(а)!" Критику же, даже неприятную, задевающую самолюбие прийдется учиться терпеть. Смирение вырабатывать.
Новообрядец 9 декабря 2017, 15:17
Светлане, лучше быть совершенно не похожим на русского, но остаться верным Церкви Христовой, чем сохранить в себе все русские традиции и быт, но отлучить себя от Церкви, в противном случае рождается вопрос, а зачем же нам вся эта русскость без Христа?
Лидия 9 декабря 2017, 15:06
Александр 9 декабря 2017, 10:03 "сложно представить, что б единоверец... не стоял на службе и не делал положенных поклонов, ходил в джинсах, отрицательно относился к Домострою". Александр для Вас это действительно так важно? Ваше священное право "ходить в джинсах" и "не стоять на службе"? Как-то очень по подростковому выглядит. Вообще у нас страна инфантильных людей, "вечных подростков", поэтому и семей крепких и многодетных днем с огнем не сыщешь. Не в состоянии брать на себя ответственность за семью, всё борются за свои "права", вроде того что "не носить платок", или "ходить в джинсах". А людям то уже под 40, а они всё как бунтующие подростки...
Андрей Викторович 9 декабря 2017, 14:41
Доброе время суток.Читая многие комментарии,хочу заметить: многие восхищающейся традицией,не жили не на Святой Руси,не в Российской империи! Да помнитьтрадиции обряды хорошо.Ноэто не главное важнно иметь Христа в сердце и не отпадать в ересь. а то многие старообрядцы(беспоповцы,денисовцы)-это же аналог практически европейского протестантизма. К единоверию отношусь хорошо нно восхвалять полностью старообрядчество не надо.Те же гари в Сибири разве можно оправдать? Раскол такая же беда как и Революция - здесь все виноваты.Виноваты за самомнения гордыню.Спаси всех Христос!
Владимир Степанов 9 декабря 2017, 14:39
Даа, сколько лукавых споров на ровном месте 300 лет! Бесы рулят! Когда-то греки в никонианское время, с горечью наблюдали за нашим расколом, и верно говорили, что Православие в Русь по Благодати пришло цельным, уже после 7 соборов, русским не пришлось убиваться в кровь по вероучительных вопросам, но русские нашли себе проблему сами. Греки, после ариан и прочих не задаются такими пустыми вопросами как 2-х или 3-х перстное знамение, крестный ход по или против часовой стрелки. И сегодня, радуйтесь о благочестии тех, кто пытается жить в обряде, а не судите. Так же не судите тех, кто живёт в мiру, сидит на церковной скамейке без платка и стремится к Богу, помня, что Апостолы причащались на пиру
Ирина 9 декабря 2017, 13:39
Святая преподобномученица Елисавета и наша царица мученица Александра не были старообрядцами,мало того крещены и воспитаны были в лютеранстве,и ведь великими святыми стали.Традиция дело хорошее,но зацикливаться на них нельзя,фарисее были традиционалисты ещё те,думаю,что нельзя чтобы традиции заслоняли живую веру.Можно вообще превратиться в резервацию.Я не против традиций без них человек-иван, не помнящий родства.Надо идти средним спасительным путём,конечно у каждого из нас он немного свой.
Катерине 9 декабря 2017, 12:42
Катерина, очень непонятно Ваше остервенение в нелюбви к единоверцам. Они - полнота Церкви, красота Русской Церкви, подчеркивающие, что при разнообразии обрядов мы же все вместе - с Богом на его корабле спасения. Может быть, излишняя строгость задела Вашу эмансипированную разнузданность? Вполне допускаю. Ни в одной статье автора нет противопоставления - он проливает свет на некоторые моменты, о которых люди не знали. И очень прискорбно, что христиане вот, со злобой, буквально нападают на таких же православных христиан. Вам стоит более глубоко изучить вопрос, в том числе и про повойники. Да будет известно, что в чине венчания даже есть молитва на положение убруса... Не ставьте штампов.
Кирилл 9 декабря 2017, 12:34
Ужас, страшно подумать, кто вырастит из этих семей (кроме последней, в ней чувствуется реальность). Большая часть держит "фасад". Детей жалко, родители считают, что обрядом и постоянными молитвами и поклонами (в 5-7 лет ребёнок не понимает что это, просто повторяет слова и действия) они взрастят настоящих христиан. Вгоняют в ребенка жёсткую рамку и шаблон поведения, при этом повторяя о его свободе выбора... По настоящему, формируют у детей комплексы и отбирают личную свободу. Без воспитания и образования нельзя, но так зажимать детей, говоря, что не зажимаем, - страшно и бесчеловечно по отношению к ним.
Светлана Чернышова 9 декабря 2017, 11:44
Сергей 9 декабря 2017, 02:19 Спаси Господи за Ваш замечательный ответ Александру. Полностью согласна с Вами. Получается, что только старообрядцы и сохранили для нас, потомков, образ русского человека. А мы, спасающиеся в никонианской церкви, уже и на русских мало похожи.Лично мне больно и горько от того, что утеряны традиции.
Юлия 9 декабря 2017, 11:37
Здравствуйте! Прочла статью... и не поняла цель такой публикации на Прославии.ру. В самой статье приведены только факты из жизни и устройства семей с подобным мировоззрением. Мне не понятно, что данная публикация должна была донести до читателей данного сайта? Что так надо жить и пойти тоже в данное мировоззрение? Или начать тут всем спорить хорошо это или плохо? Объясните, пожайста, авторы Православия.ру
Сергей 9 декабря 2017, 10:51
Катерина 9 декабря 2017, 00:59 "Во многих церквях поместных православных церквей принято всем без исключения сидеть". Заинтриговали... Не знаю таких. Скажите, в каких именно? У греков, в храмах стоят стулья. Большинство сидят, но всегда есть те, кто стоит. Барышни везде без платков ( Греция, Черногория, Сербия ). Наших, легко узнать летом по платкам. Да, традиции везде разные. Только одни традиции, вызваны немощью и слабостью православного народа, носителя веры. Посмотрите, как греки крестятся. Это жуть. Когда их спрашиваешь, то ничего вразумительного ответить не могут. Ссылаются на "традицию от турок". А другие традиции, вызывают понимание и уважение, к тем, кто их сохраняет.
Александр 9 декабря 2017, 10:03
Да и с единоверием не все гладко, как миссионерский проект для прихода раскольников-старообрядцев в Церковь он хорош, но сам по себе оставляет много вопросов. Думается мне, что такая вещь, как свобода во Христе там отсутствует, сложно представить, что б единоверец утром прочитал некоторые вечерние молитвы вместо положенных, не стоял на службе и не делал положенных поклонов, ходил в джинсах, отрицательно относился к Домострою и тому подобное, однако все это совершенно допустимо для православного, само по себе это не отводит человека от Бога но люди в этом не свободны, слишком много значит обряд.
Александр 9 декабря 2017, 09:57
Сергею, беда в том, что их жизнь никак не христоцентрична, а обрядоцентрична, как было некогда у фарисеев, которые гнались за буквой и отвергли Христа, потому, что Он был слишком широк для них и не вписывался в их понимание жизни. То что Вы пишите про их ценности это не играет никакой роли, даже если бы их общины жили в духе Антония Великого, то не могут спастись без Церкви от которой они откололись. Христос, когда молился об учениках, молил не о том, что бы взяты были от мира, а что бы сохранились от зла и детей надо учить не избегать мира, а учиться взаимодействуя с миром избегнуть зла, а какое большее зло, чем отпасть от Церкви? Вот старообрядцы то и отпали от нее (исключая единоверцев).
Серг 9 декабря 2017, 09:08
Молодцы,что тут ещё скажешь!
Сергей 9 декабря 2017, 02:19
Александру:Нет уважаемый, есть теперь ( после 1971г.) спасение именно в старообрядчестве. А в единоверии оно было, с момента его изобретения (с конца 18в).Уважили мы старый обряд, после 300 лет анафемы и "разрешили" и им спасаться. Удивляет их приверженность традициям? Так у нас их вообще нет. От советских мы отходим, а новые с трудом выдумываем. Их жизнь (в идеале) христоцентрична. А мы хотим и в "мире" пожить и спастись. У них Библию дети читают, а у нас английский,музыку, плавание и т.д. Они думают о "последнем ЕГЭ", а мы о ЕГЭ в 10 классе. У нас 99% не знают, что Указ Петра 1, уже отменили и ...продолжают брить бороды. А "весёлая традиция"- Новый Год? Сколько мук у нас вызывает!
Катерина 9 декабря 2017, 00:59
Во многих церквях поместных православных церквей принято всем без исключения сидеть. И в некоторых восточных православных тех стран, где всем рулят мусульмане - женщины снимают платок при входе в церковь, а не повязывают. Наверняка многие(если не все читатели этого сайта) слышали историю с православными арабами и их шумными музыкальными инструментами, которых один раз не пустили на Пасху к Гробу Господню. Где-то здесь была также интересная статья греческоно пастыря в Африке. Его духовные дети во время Поста не употребляют бананов с солью. Так какой из скорее всего весьма многообразных православных обрядов будем считать узкими вратами, в которые надо стремиться, а которые широкими?
Катерина 8 декабря 2017, 22:42
Михаил 8 декабря 2017, 15:55 - может быть, попробовать при написании подобных ознакомительных статей сместить центр внимания с повойника на женской голове (о котором в статье упоминается аж целых два раза и который любая крестьянка носила и носит в качестве рабочей одежды) на наполняющее этой головы? По поводу самих же обрядов - так они же не были чем-то застывшим, отлитым в раз и навсегда застывшую форму. Менялись и менялись. И дополнялись.
Новообрядец 8 декабря 2017, 22:26
Михаилу. Не так важно каким обрядом человек молится, были у нас святые и старого и нового обряда. Самое главное этот обряд не сакрализировать, как это сделали отпавшие от Церкви старообрядцы в 17 веке, да обряд они свой сохранили и уклад и тому подобное, но отпали от Бога, вышли за границу Церкви и вплоть до 1800 года, пока не появилось единоверие, погибали. Вот что бывает, если обряд любить больше Христа. Некогда Литургия Иоанна Златоуста заменила Литургия ап. Иакова, но люди не спали в раскол, хотя изменения там более существенные, все потому, что Бог был на первом месте. А обряд это дело десятое.
Людмила 8 декабря 2017, 21:02
Познавательная статья, благодарю автора. Евангелие и Домострой противопоставлены миру, который нам не заповедано любить. Вот где спасение семьи, вот где закладка крепкого фундамента жизни нашим деткам! А "внешняя обрядовость" - это возвращение к истокам, это лицо народа, которое потеряно в угоду мирской толстокошельковой моде.
миша 8 декабря 2017, 20:38
молодцы
Владимир Степанов 8 декабря 2017, 19:44
Слава Богу за всё! Я жалею, что не в такой среде родился и живу. Подходы направлены на смирение, на взращивание кротости, на создание чистоты в сердцах детей и взрослых. Всё это вместе с Евхаристией даст силу этим людям, неизнеженным современностью, выстоять в любых сложных ситуациях.
Александр 8 декабря 2017, 18:49
Марии Ивановне, перенять можно, но только в старообрядчестве (исключая единоверие) нет спасения, так как они откололись от Церкви Христовой, главное вот это у них не перенимать.
Мария Ивановна 8 декабря 2017, 17:17
Благодарим Бога за то, что сохранил нам старообрядцев и единоверцев. Радуемся за них, молимся и желаем спасения. Много хорошего можно перенять у них.
Анастасия 8 декабря 2017, 16:06
Просто удивительно как эти люди бережно хранят свои традиции, ведь как никак более 300 лет прошло от реформ Петра I. Мне было очень интересно прикоснуться к Руси 17 вв в 21! Низкий им поклон и спасения! Мне вот детям по крупицам приходится собирать наши традиции, что и как сама толком не знаю...как жили мои прадеды тоже не знаю..
Михаил 8 декабря 2017, 15:55
Уважаемые "доброжелатели"! Из раза в раз одно и то же, без каких-то попыток нырнуть глубже. Обряд - это одежда догмата. Прежде Любовь, но Закон есть водитель к Любви. Во всем должны быть иерархия и порядок. Заготовив помидор, вспомните, что "старый обряд" пришел из Византии, 600 лет мирно существовал на Руси. В "старой" богослужебной традиции воспитывались князь Владимир, княгиня Ольга, Александр Невский и Дмитрий Донской, Сергий Радонежский... Целый сонм святых этого периода. Серафим Саровский жил и молился по старым уставам, жил в Саровской пустыни - в те времена густо посыпанной старообрядческими скитами. Неужели совсем нечего современным "безобрядцам" взять полезного от живой традиции?
Человек 8 декабря 2017, 13:40
Главный минус единоверия это сакрализация обряда в ущерб подлинной духовности, кажется фразу Христа о том, что не человек для субботы, а суббота для человека тут читают шепотом, стараются не обращать внимание.Не понятно почему в старообрядческой среде культивируется ношение традиционных одежд, использование устаревших слов, чтение Библии на ц.-с. языке. Вызывает вопросы и добуквенное следование уставу, хотя... если посмотреть на то как появилось старообрядчество вопросы отпадают, именно следование обряду стало причиной их отпадения, поэтому тут люди и вцепились в старину и пытаются оградиться от внешнего мира. Ладно взрослые, детей жалко, у них нет выбора, дай Бог не стать им атеистами потом
Катерина 8 декабря 2017, 12:47
Далее: в каждой статье довольно невнятно о воспитании детей. Очень абстрактно. Очень размыто. Общие слова о примере родителей. Образование детей в узком кругу семьи? Это гимназическое-то? Физика химия биология языки? Без сверстников и конфронтации с внешним миром, который увы не такой идеальный и даже где-то грешный? Спорт? Искусство? Какие-то другие интересы, кроме полной заточенности на интересы родителей не допускаются? Мне кажется, это скорее духовная изоляция, мало общего имеющая с борьбой воинства Христова.
Катерина 8 декабря 2017, 12:40
Не знаю, не знаю... кажется, посещение церквей Московского Патриархата или иных православных церквей не приветствуется? Видимо, также очень много сил и энергии затрачивается на соблюдение обрядовости. Уж очень много в каждой подобной статье отводится место описанию внешних обычаев. Общение с внешним мирским миром отсекается как таковое? Как-то не слишком вяжется с новозаветным "идите и научите все народы..."
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×