Ангел в алтаре

    

Люди хотят, чтобы священники были святыми. Так им кажется. На самом деле подлинная святость не только греет, но и временами жжет. Можно только представить себе, что было бы, соизволь Господь облечь в ризы и поставить в алтаре у Престола не людей, но Ангелов. Вместо полного храма богомольцев храм, в котором служил бы, скажем Архангел Михаил, был бы пуст. Пуст совершенно. Стоило бы огнекрылому небожителю один раз повернуться к людям своим пламенеющим лицом и сказать: «Мир всем!», как несколько наиболее впечатлительных прихожан упали бы замертво, а остальные пулей выбежали бы из церкви, объятые священным ужасом.

Люди падают, видя Ангелов. Подогнулись колени и души не стало в Данииле, когда небесный вестник разговаривал с ним. Мироносицы, видя ангелов на гробе Иисуса, «пристрашни быша» и «поклониша лица на землю». Не думаю, что реакция обычных людей была бы иной в этих случаях. Очевидная святость, это не доброта Деда Мороза с изыманием подарков из мешка, а страшная встреча сена с огнем. Поэтому люди бы сказали: Я к Архангелу на службу больше не пойду. Жутко больно. Пойду лучше к отцу Стефану (Петру, Николаю и т.д.). Он – такой, как мы человек. С ним привычнее.

Не менее страшны, чем благословения и молитвы, были бы и проповеди у существ, не знающих греха и не связанных бесчисленными плотскими немощами. Ангел не знает толерантности. Он знает только волю Божию и, исполняя ее, не ведает колебаний. Сказал Господь истребить египетских первенцев, истребит. Сказал пройтись с мечом по стану ассирийских воинов, пройдет. Мысль его колебаться, как маятник не будет, и это тоже страшно для расщепленного сознания мелкого грешника, чьи мысли привычно качаются, как трость, колеблемая ветром. Так что великое благо то, что у престола Божия в наших храмах стоят люди, учившиеся в обычных школах, женатые, стреноженные суетой, не иконописные, одним словом.

Даже если отвлечься от Ангелов и возжелать себе на приход святого человека (хотела же Старуха, чтоб Золотая Рыбка была у нее на посылках!) ситуация не изменится сильно. Или вовсе не изменится. Нам кажется – слово-то какое – кажется, что святые, это безотказные исполнители наших бесконечных просьб. Только в этом качестве мы их чаще всего и рассматриваем. Но святые в обслугу не нанимались. А если и нанимались, то возможности их и способности выходят далеко за рамки наших привычных потребительских представлений.

Вот Николай Угодник мог, оказывается, драться. Мог отвешивать оплеухи упертым хулителям евангельской правды. Тримифунтский пастырь Спиридон не только исцелял и благотворил, но и, к примеру, мог наказать немотой некоего дьякона, без меры хвалившегося своим красивым голосом. Случись этим святым занимать наши сегодняшние кафедры или возглавлять службы на наших приходах, их умение не только миловать, но и смирять явилось бы для нашего сознания каким-то шокирующим фактом, к которому мы не готовы. Не готовы совершенно. Обличение тайных грехов, требование деятельной перемены, это ведь тоже спутники святости, а не только ожидаемая доброта и ласковые чудеса.

В любом раскладе к отцу Стефану (Григорию, Андрею и т.д.) идти легче, сподручней. Крыльев нет, взгляд обычный, не огненный, знает обо мне только то, что я сам скажу и к чтению совестных книг пока Богом не допущен. Вот вся эта слабость, она же и есть особая милость. И стоит переоценить свои возможные ригористичные требования к священству. Должны, мол, это и то; обязаны быть такими и сякими. Да чепуха это. Гордая чепуха. Случись большинству наших батюшек стать святыми, очевидными и несомненными святыми, храмы наши могут странным образом опустеть. Просто страшно станет множеству грешников приносить в храм свою чахлую и прокаженную душу при условии, что про тебя все хорошо известно.

Так что увидишь батюшку, не очень похожего на изможденного в постах и бдениях аскета, не спеши его осуждать. Это для тебя, лентяя, и таких как ты, он Богу служит. Чтобы немощный немощному сострадал. Чтобы калека над калекой не превозносился. И обо всех прочих свойствах и качествах духовенства можно смиренно судить по аналогии.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

18 декабря 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Ирина Гараева 4 февраля 2018, 13:22
Вразуми нас, немощны, Господи!
Елена 26 января 2018, 19:14
Часто в разговоре с людьми слышу критику в адрес наших церквей, в основном осуждение батюшек, мол "зажрались, на лимузинах ездят". Это - обычное суждение для тех, кто мало знаком с Церковью. Вообще странные сейчас времена. Кому ни лень свое мнение спешат высказать, покритиковать. Кого критикуем то? Служителей Бога! Это вообще не нашего ума дело, что и как в Церкви происходит. Господу виднее, кого на службу поставить. Получается, мы выбор Господа смеем критиковать. УЖАС! Вот и батюшку Андрея критикуем. Еще нос с грязи грехов не высунули - уже судим, все ли тут батюшка правильно нам написал. Я вы убрала возможность комментировать на pravoslavie.ru Незачем поощрать наш грех осуждения :)
Юрий Фролов 3 января 2018, 01:18
Тут пишут про свв Иоанна Кронштадского и Иоанна Шанхайского - сбегались-то сбегались, но не забывайте, сколько у них было при этом недоброжелателей, гонителей, клеветников, в том числе и среди духовенства. Так же упомянутый здесь св Нектарий Эгинский - посмертные его чудеса это одно, но при жизни это был митрополит без кафедры, которого точно так же оклеветывали и гнали, сначала с Александрии, потом и с Эгины. Продолжать можно долго. Всё правильно говорит о Андрей, святые при жизни зачастую нам, грешным, "неудобны".
Анна 2 января 2018, 13:54
Как же вовремя эта информация. Я очень Вам благодарна. Были у меня подобные мысли.Каюсь.
Марина31 декабря 2017, 04:50
А я подумала о святом Иоанне Шанхайском - любовь к своей пастве и строгость, и люди тянулись, и не пугало их, что он душу насквозь видит. Но к отцу Андрею я прислушаюсь - не случайно статья мне попалась.
Альбина21 декабря 2017, 17:23
Благодарю Вас, о.Андрей! В наше время люди часто пользуют слово "должен", выказывая свои ожидания от окружающих: детей, родителей, соседей, медиков, священников, учителей, правителей и пр. Но почти не применяют слово это на себя: " Я, как родитель, должен...., как сын/дочь, должен/(должна)", выбирая себе только самый узкий круг из заповеданных обязанностей, без приложения усердия. Даже святые и Ангелы таким людям "должны" быть по их усмотрению.
Алексей20 декабря 2017, 18:39
"Случись большинству наших батюшек стать святыми, очевидными и несомненными святыми, храмы наши могут странным образом опустеть. Просто страшно станет множеству грешников приносить в храм свою чахлую прокаженную душу при условии, что про тебя все хорошо известно." Святой праведный Иоанн Кронштадский, прозорливец, видевший души людей,- опровергает эту мысль. Храмы не вмещали желающих прийти к нему, не только принять помощь, но и выслушать наставление, исправить жизнь. Шли люди и к св.Иоанну Златоусту, ВРАЧЕВАВШЕМУ СЛОВОМ. Овцы, при всей своей греховности, тянутся к доброму пастырю.
Вадим К.20 декабря 2017, 12:25
Каков должен быть пастырь, написано в посланиях ап.Павла Тимофею и Титу. Общее место в них:пастырь должен быть образцом для паствы, конечно в добром, а не худом. Он не должен быть ни слишком строгим, ни чрезмерно снисходительным, чтобы той или другой крайностями не навредить спасению человека, не оттолкнуть от Церкви. Но откуда взяться такому пастырю, ведь он действительно не с неба и жил не с ангелами? А мы хотим святости, когда нужно очень благодарить Господа, что за наши грехи и нерадение в Его делах Он еще не отвернулся от нас, но пока дает нам возможность жить Его таинствами, пусть и руками таких же,как мы далеких от святости людей. Не надо судить никого, ведь мы не судьи, а подсудимые.
Вадим К.20 декабря 2017, 12:12
Таков и должен быть у нас Архиерей: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес (Евр.7,26). Мы имеем не такого Архиерея, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который подобно нам искушен во всем, кроме греха (Евр.4,15). Эти строки читаются на службах святителям. Конечно, они исключительно о Христе как об Архиерее в точном смысле этого слова. Но и священник должен стараться уподобляться Ему, иначе он будет только носить подобное Ему имя, и тогда на нем непременно исполнится угроза Христа служителю, который был поставлен давать пищу младшим рабам, но пренебрег обязанностью и вместо нее ел, пил и притеснял подопечных.
Сергей Рымарев20 декабря 2017, 11:51
Всё верно. Спаси Господи верного служителя Твоего о. Андрея! Многая ему лета!
Ольга19 декабря 2017, 20:53
А как же отец Иоанн Кронштадский. От него не бегали, к нему сбегались.
Елена19 декабря 2017, 16:42
Спаси Вас Господи, отец Андрей! Слава Богу за Все!
Александр19 декабря 2017, 14:39
для Анна 19 декабря 2017, 04:33 ----------------- "И послал Бог Ангела в Иерусалим, чтобы истреблять его. И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: довольно! теперь опусти руку твою. Ангел же Господень стоял тогда над гумном Орны Иевусеянина. И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица свои" (1Пар.21:15-16). ----------------- Комментарий к этому тексту от прот. Олега Стеняева: "Бесы не могут ни оживлять, ни умерщвлять, им, в отличие от Ангелов Божьих, такая власть не дана."
Наталия19 декабря 2017, 12:27
Потрясена статьей! Все верно, именно так и происходит. Вдруг нашла ответы на свои внутренние вопросы. Многая Вам лета, о.Андрей. Спасибо.
Наталья Степанова19 декабря 2017, 11:16
Как все правильно!
Kir Maestro19 декабря 2017, 08:58
Вот пишут тут,- "должен быть примером..", " грамотным и порядочным..." Мы с супругой ходим в Храм, где все священники таковы.. Так он пустой почти всё время! Там служба трёхчасовая, читают кафисмы, исповедуют батюшки тщательно, могут и ко Причастию не допустить,- если кто-то в "гражданском браке" (в блудном сожительстве) пришёл... Много людей приходят, а потом уходят, не выдерживая такой "грамотности, справедливости и порядочности" . Так что не надо от всех Иереев требовать- сломаетесь быстро и в Храм ходить перестанете!
Вадим19 декабря 2017, 04:53
И потом, разве не было пасхального чуда в Греции, на острове Эгина, когда Господь послал святого Нектария Эгинского служить литургию на земле? И разве храм опустел? И разве жители потом не благодарили слёзно своего архиерея (который сначала понять ничего не мог) за такого прекрасного пастыря?
Вадим19 декабря 2017, 04:51
На самом деле, не так уж плохо, когда батюшка святой и видит тебя насквозь. Это же не означает, что он не будет добрым и понимающим. Что, можно назвать многих святых, которые ещё будучи на земле орали на людей и громогласно обличали? Не говорят ли все люди, которые у них окормлялись, что рядом с ними одно только присутствие уже смиряло и успокаивало душу? Да, такой святой пастырь не будет потакать твоим грехам и страстям. Зато, видя тебя насквозь, он может помочь тебе распутать хитросплетения твоей несчастной души и понять куда двигаться дальше. Ведь чем святой ближе к Богу, тем больше он любит всех, а иначе что-то не так пошло. Это про святых - про ангелов не знаю, может и так как в статье.
Анна19 декабря 2017, 04:33
меня резануло про ангелов "не знающих жалости". Мне кажется, исходящее от Бога не может быть таким. Даже с первенцами Египетскими, которые погибли, оно должно быть в ощущении каким-то другим. и... если бы в алтаре был Ангел, я бы, убежав в первый раз, потом подумала бы, помолилась дома и... постаралась бы приползти именно в эту церковь снова. И, думаю, далеко не только я...
Анна Резе19 декабря 2017, 03:43
для natalja ... По Божьей воле-я детская массажистка. Пришла в семью священника к новорожденному. Он мне, медработнику,прихожанке рассказывает с болью и растерянностью:"Повёз кровь сына(из роддома)на анализ в Москву. Приехал рано,в коридоре только санитарка,полы моет. Спросил:"Где кабинет №14?" А женщина говорит:" А,"даунята",вон там." Чувство,которое он описал было подобно землетрясению. Тогда мне хотелось обнять, прижать к себе этого Божьего человека,утешить,пожалеть. Пожалуйста,не слушайте никого,кто шушукается о священнослужителях. Им в этом мире во много раз тяжелее. Столько выслушанных непростых исповедей,столько семейных трагедий,свои болезни,болезни детей,недоброе отношение властей.
19 декабря 2017, 01:19
Храњит вас Господ.
т19 декабря 2017, 00:34
Отец Андрей,спаси Вас Бог,за верные и правдивые слова.Сохрани и спаси Вас,Господи.
Евгенiй Широковъ19 декабря 2017, 00:31
"Господь благоволил, чтобы люди вразумлялись людьми"
Елена18 декабря 2017, 23:58
В Евангелие написано какой должен быть и дьякон и священники и жены священников... И речь не о том, чтобы они были святы и все, потому что так даже в Евангелие написано. А в том, чтобы они подвязывались если не строго, то как нибудь хотябы Чтобы наши чахлые и прокаженные души видели пример хоть какой то добродетели, если не святости
Ирина18 декабря 2017, 22:00
Сейчас верующие ждут от священника не святости, а элементарной грамотности, порядочности, внимания и уважительного отношения.В провинциальных городах и селах прихожане очень часто уходят из храмов, видя пропасть между проповедью священника и его жизнью вне стен церкви.
Александр18 декабря 2017, 21:03
"natalja18 декабря 2017, 15:19 Как быть? " Так все очень просто.Пример для нас всех только один - Иисус Христос ! А если для вас "неприятно когда о священнике шушукаются за спиной", то все тоже очень просто - не принимайте участие в шушуканьи , отойдите в сторону.НЕ превращайте свою душу в помойку , не собирайте чужие грехи , а боритесь со своими.
Зинаида18 декабря 2017, 16:46
Какая прекрасная статья о. Андрея. Не в бровь ,а в глаз. С глубочайшим уважением. Многая и благая лета батюшке.
natalja18 декабря 2017, 15:19
Значит ли это, какой бы не был священник нельзя говорить о том , что у него есть изьяны, или он в чем-то не прав? Видя неспроведливость священника просто подумать: он такой как и я! А мне думается, он должен быть примером для нас прихожан, а то неприятно когда о священнике шушукаются за спиной и не знаеш, что и думать, и начинаеш сомневаться в его порядочности. Как быть?
Олег18 декабря 2017, 14:36
Спаси Господи, отец Андрей, за весьма актуальные слова! И красиво, и злободневно, и с откликом, как всегда!
Ирина18 декабря 2017, 13:53
Отец Андрей, как же мы вас любим. Пишите, вразумляйте во Славу Божию!
Александра18 декабря 2017, 13:21
Спасибо большое ,о. Андрей,что Вы нам открываете наши глаза все шире и шире, увеличиваете наш кругозор. Мы даже об этом и подумать не догадались. А ведь это так просто и верно. Дай,Бог,Вам доброго здравия на многая лета. Все Ваши беседы читаем с удовольствием,они написаны и красиво,и доходчиво для нас грешных.
Иоанна_18 декабря 2017, 12:23
Святость узнаётся духом, а не рассудком.
Оксана Волкова18 декабря 2017, 12:22
Спасибо!)) Очень правильно про нас написано.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×