Повседневная жизнь Царской семьи в Тобольске

Николай II с дочерьми Ольгой, Анастасией и Татьяной в Тобольске Николай II с дочерьми Ольгой, Анастасией и Татьяной в Тобольске

Часть 1: Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе

Первые мысли об отъезде из Царского Села возникли у Августейших узников еще в начале марта 1917 года, но потом через графа Бенкендорфа было сообщено, что «мы останемся здесь довольно долго» (запись Императора от 11 марта)[1]. 11 июля 1917 года вновь появляется запись в дневнике Николая II о том, что Керенский сообщил о возможном отъезде семьи на юг «ввиду близости Ц<арского> Села к неспокойной столице»[2]. Надежду на то, что их перевезут в Крым, в Ливадию, Царская семья сохраняла почти до самого отъезда, в то время как Керенский уже изменил свое решение и обратил внимание на города Западной Сибири. Позднее он вспоминал, что идея о Тобольске пришла к нему случайно. Узнав, что город подходит к этой «миссии» по всем параметрам, Керенский принял окончательное решение. Об этом решении не должен был знать никто, это было тайной государственной важности. Но вскоре тайна была «по секрету» поведана всему Петрограду. Поползли разнообразные слухи о том, что Царя увозят из Александровского дворца то ли в Кострому, то ли в Тобольск.

Е.А. Нарышкина, вышедшая к тому моменту из заключения, уже под 16 июля, то есть примерно за две недели до отъезда, писала: «Кн. Палей мне сказала, что обычно хорошо осведомленный англичанин сообщил им вчера, будто обитатели Александровского дворца в ночь с четверга на пятницу взяты и увезены в Тобольск! Я энергически возражала, но подобные слухи доказывают, что эта идея носится в воздухе»[3]. Среди слухов ходила версия об Ипатьевском монастыре в Костроме.

«Увозят… в один из дальних губернских городов… А мы-то так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии!»

Тема отъезда волновала и самих узников: «Все мы думали и говорили о предстоящей поездке; странным кажется отъезд отсюда после 4-месячного затворничества»[4]. Они собирают вещи и всё еще надеются на отъезд в Ливадию. Дня за три им сообщили, что их увозят «не в Крым, а в один из дальних губернских городов в трех или четырех днях пути на восток! Но куда именно, не говорят, – даже комендант не знает. А мы-то так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии»[5], – пишет Государь.

31 июля, в день отъезда, своего брата посетил великий князь Михаил Александрович, но говорили они всего 10 минут и при Керенском. Процесс выезда из Царского Села занял длительное время и завершился в 5–6 часов утра.

Доехав до Тюмени, семья пересела на пароход «Русь», доставивший ее до места назначения.

Ссылка царской семьи в Тобольске Ссылка царской семьи в Тобольске
    

С переездом в Тобольск резких изменений не произошло, но жизнь тем не менее стала иной. В первую очередь это связано с самим домом, куда поселили Царскую семью. Это был двухэтажный особняк на окраине города, прежде принадлежавший губернатору, а теперь заброшенный, пустой и абсолютно не подготовленный для жизни. Несчастное Временное правительство, только пережившее «июльский кризис», теснимое большевиками и в целом нажившее себе море проблем в социально-экономической, политической и военной сферах, было не слишком расторопно в деле переезда Царской семьи. Обустройство дома заняло около недели, в течение которой Царская семья вынуждена была проживать на борту судна «Русь». «Дом пустой, грязный, и ничего не подготовлено для того, чтобы провести в нем ночь. Снова на борту судна, до тех пор, пока не подготовят всё в нашем доме и всех остальных домах»[6], – запишет в дневнике Императрица. Только 13 августа появилась наконец возможность заселиться в губернаторский дом, вызывавший впечатление неуютного и пустого. «13 августа. Воскресение. <…> Многие комнаты еще не отделаны и имеют непривлекательный вид. <…> Все имеет старый заброшенный вид»[7], – писал Государь.

Царская семья заняла весь второй этаж дома, на первом поселились прислуга и караульные, там же располагалась столовая. Часть служащих обосновалась в соседнем доме напротив, так называемом «доме Корнилова». На обустройство жилища ушло достаточно много времени. Так, 20 сентября прибыл барон Боде, который привез из Царского ковры, шторы и др. «26 сентября. Вторник. <…> После чая разбирали вновь привезенные ковры и украсили ими наши комнаты»[8], – читаем в дневнике.

При морозе в 22 градуса в кабинете Государя и его дочерей было +10°С

То и дело случались различные неприятности вроде поломки канализации, разбитых из-за ветра стекол и др. В начале декабря в некоторых комнатах почти не было отопления. При морозе в 22 градуса в кабинете Государя и его дочерей было +10°С, «поэтому днем и до ночи сижу в черкеске пластунской»[9].

В первое время пребывания в Тобольске быт семьи был не установлен. С августа до начала сентября уроков не было, все силы Царской семьи были брошены на благоустройство дома и приусадебной территории. Во дворе поставили качели. Частым развлечением стали игры: домино, кости, «городки», «безик», зимой была сооружена ледяная горка. Единственное, что никогда не прекращалось, – это посещение Царской семьей богослужений. «Такое душевное утешение в переживаемое время!» – писал Государь 22 октября в дневнике после принятия Святых Даров. Кстати, в отличие от Царского Села, здесь им было разрешено бывать в городской церкви. Хотя посещение Благовещенского храма было одним из любимых событий семьи, но часто под предлогом мнимой опасности узникам отменяли эту «привилегию».

Вначале служба велась в одном из залов губернаторского дома. Сюда приходили монахини из Иоанновского монастыря в качестве певчих и священник из Благовещенской церкви.

Сразу по прибытии дом был освящен: «В 12-ть молебен, 4 монашки из Иоанновского монастыря пели. Игуменья дала Н. образ Св. Иоанна Максимовича»[10]. Сначала служил священник Алексий Васильев. Николай II так отзывался о нем: «Нам всем очень нравится священник, который служит у нас; поют четыре монахини»[11].

«Ходили на службу в собор… благодарна за то, что была в настоящей церкви, за 6 месяцев впервые»

Первое богослужение в храме семья посетила в пятницу 8 сентября – на праздник Рождества Богородицы. Посещение церкви, находящейся вне стен губернаторского дома, было, по-видимому, очень серьезным действом, потому как к нему местная власть готовилась не один день. Судя по тому, насколько велико было число охраны, расположившейся вдоль пути, по которому шла Царская семья в храм, можно предположить, что власти видели в этом немалый риск. «В 12 ходили на службу в Благов<ещенский> соб<ор> пешком, я на своем кресле, через городской сад; солдаты расставлены на всем пути, толпа там, где переходили улицу. Очень неприятно, но, однако, благодарна за то, что была в настоящей церкви, за 6 месяцев [впервые]»[12], – запишет Императрица. Царской семье позволяли посещать только ранние службы. «Мы присутствовали исключительно на ранних обеднях, – вспоминал учитель французского языка П. Жильяр, – почти одни в этой церкви, едва освященной несколькими восковыми свечами»[13].

Посещение городской церкви хоть и стало утешением для семьи Императора, но осознание своей несвободы было особенно остро здесь, в далеком губернском городе Западной Сибири. «Здесь чувство сидения взаперти гораздо сильнее, нежели было в Ц<арском> С<еле>»[14], – пишет Государь в дневнике от 26 августа.

Николай II с наследником в ссылке пилят дрова Николай II с наследником в ссылке пилят дрова

По-прежнему по вечерам продолжалось чтение книг, которые теперь читали вслух не только Николай II, но и Татищев, Долгоруков, Боткин. Недалеко от дома находился заброшенный садик – «скверный огород», как его назвал Государь. На этом участке Николай II занимался заготовкой дров для дома и сделал небольшой пруд для уток. «Много были на воздухе; наполнял пруд для уток и пилил дрова для нашей ванны»[15]. Пилка дров вскоре стала всеобщим занятием, превратившись для дочерей Императора в своеобразный спорт. После разрушения солдатами ледяной горки в начале 1918 года это стало их единственным развлечением. Александра Федоровна в это время занималась рукоделием, рисовала или писала письма.

Еще одним занятием, доставлявшим удовольствие семье Императора, было их общение с караульными солдатами. Вплоть до смены состава в начале 1918 года княжны и Император могли свободно заходить в помещение караула, разговаривать и играть с солдатами. «Великие княжны с чарующей простотой любили говорить с этими людьми, которые, как и они, чувствовали себя еще связанными с прошлым», – вспоминал П. Жильяр.

С приходом к власти большевиков условия содержания Царских узников стали меняться. В январе 1918 года их содержание сократили до 600 руб. на человека, вычитаемые из их личного состояния, из рациона убрали масло и кофе как продукты роскоши, состав караула был изменен: на смену добродушным солдатам пришли хамоватые и беспринципные «красные».

Уроки у Царских детей начались с середины сентября: «28 сентября. Четверг. С начала недели у детей пошли по утрам занятия; продолжаю уроки истории и географии с Алексеем»[16]. Преподаваемые предметы остались теми же. 8 октября была допущена до преподавания детям К.М. Битнер: «10 октября. Вторник. <…> Приехавшая сюда два дня назад Клавдия Михайловна Битнер передала мне письмо от Ксении. Она сегодня начала заниматься с детьми, кроме Ольги, по разным предметам»[17]. Занятия велись с 9 до 11 часов утра и продолжались после вечернего чая до 6 часов[18]. В связи с увеличением числа уроков прогулка теперь заканчивалась в 4 часа. Расписание занятий тоже претерпело в связи с этим некоторые изменения. Александра Федоровна по-прежнему преподавала Марии, Татьяне и Алексею Закон Божий, а Татьяне – немецкий. Императрица уже не конспектирует подробно содержание всех уроков. Это связано, должно быть, с ухудшением ее здоровья.

Вообще во время этого путешествия на Восток и пребывания в Тобольске здоровье членов всей семьи заметно изменилось к худшему. В большей степени это видно по состоянию Императрицы. В дневниках, написанных в Царском, практически не встречаются жалобы Александры Федоровны на свое здоровье; ее боли в сердце, которые, очевидно, обозначаются в дневнике значком сердца, начались во время путешествия – 5 августа, затем продолжились вечером 8-го. 9 августа сердечные боли, по-видимому, начались у Марии, вследствие чего у нее поднялась температура. К переезду в дом княжна почти поправилась. Вплоть до октября Александра Федоровна не пишет о сердечных приступах. Они возобновились только в конце октября и причиняли боли три дня подряд – с 19 по 21 октября, потом прекратились. Помимо болей в сердце Императрица страдала зубной и головной болями и производной от них бессонницей. Эти болезни продолжались попеременно с конца августа по сентябрь. 17 октября приехал из Крыма дантист Кострицкий, у которого проходили лечение Государь и Государыня.

Цесаревич Алексей за описываемое время тоже болел часто. 25 августа у него обнаружился легкий бронхит с болями в ухе, 29 августа он поправился. Затем с середины октября у мальчика заболела и распухла нога, а еще через несколько дней – рука и вторая нога.

Бытовую жизнь Царской семьи в Тобольске нельзя назвать идиллической или безоблачной. В целом распорядок дня сохранился, но здесь жизнь текла медленнее и скучнее. И потому всё короче становятся дневниковые записи, чаще появляются слова: «День прошел как обычно». При этом отношения с «властями» стали хуже и контроль ужесточился. Впрочем, контроль касался только Царской семьи, на свободу приближенных Государя власти еще не посягали. Служащие могли свободно передвигаться по городу, заходить к Венценосцам в удобное время; так, часто к Наследнику приходил Коля Деревенько – сын лейб-хирурга В.Н. Деревенько. Это во многом позволяло семье узнавать, что происходит «в мире». А тем временем в Петрограде произошли события, предрешившие судьбу Царской семьи и России: 25 октября к власти пришли большевики.

Анастасия Савчук

9 марта 2018 г.

[1] Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны. 1917–1918. В 2-х т. М., 2012. Т. 1. С. 383.

[2] Там же. С. 587.

[3] Нарышкина Е.А. C Царской семьей под арестом // Нарышкина Е.А. Мои воспоминания. Под властью трех царей. М., 2014. С. 440.

[4] Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Т. 1. С. 591.

[5] Там же. С. 606.

[6] Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Т. 2. С. 21.

[7] Там же. С. 30.

[8] Там же. С. 97.

[9] Там же. С. 195.

[10] Там же. С. 29.

[11] Там же. С. 50.

[12] Там же. С. 72.

[13] Жильяр П. Тринадцать лет при царском дворе // Цесаревич Алексей в воспоминаниях его учителей. М., 2006. С. 153.

[14] Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Т. 2. С. 47.

[15] Там же. С. 70.

[16] Там же. С. 99.

[17] Там же. С. 115.

[18] Жильяр П. Тринадцать лет при царском дворе. С. 154.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе
Анастасия Савчук
Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе
Анастасия Савчук
Пусть теперь они и не были державными монархами, но продолжали служить России своей горячей молитвой.
Семейная переписка царственных страстотерпцев Семейная переписка царственных страстотерпцев
Наталья Бонецкая
Семейная переписка царственных страстотерпцев Семейная переписка царственных страстотерпцев
Александра Федоровна часто писала детям письма. В то время как большинство записок и писем относятся к домашним делам, есть также и такие, которые живо рисуют духовную жизнь этой дружной семьи.
Монастырская закваска Монастырская закваска
К 15-летию основания монастыря на Ганиной Яме
Монастырская закваска Монастырская закваска
Беседа с архимандритом Пименом (Адарченко), наместником монастыря в честь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма
Наместник монастыря на Ганиной Яме о возвращении к царской истории, японских самураях и необратимости перемен к лучшему.
Комментарии
Н.И. 3 сентября 2018, 14:26
Инокиня Сергия в Житии святого праведного пресвитера Петра Чельцова со ссылкой на статью в газете "Благовест"1997 г.приводит такую арифметику:из более 23 допросов о.Петра Чельцова в Деле сохранились лишь 7, а все 113 листов переписки были сожжены.Название статьи-"И потекли в Пятницу ключи..."Такие слова-"Потекут в Пятницу ключи..."-сказала о.Петру блаженная раба Божия по фамилии Романова,которая приходила в с.Пятница,когда он поселился там и потом часто повторяла их.Так написано в обоих известных жизнеописаниях о.Петра.
Н.И. 1 сентября 2018, 23:32
Из допроса старшего странника(почему-то неверно называвшего дату своего предыдущего ареста):"Находясь на нелегальном положении и ведя странствующий образ жизни,я переходил из одного населенного пункта в другой,посещал церкви и находил приют в тайных молельнях и у разных лиц и верующих".В"Православной сказке"С.Бехтеева:"Он идёт через города и селения,идёт в стужу лютую,идет в пору страдную и всюду заходит Он в Храмы Божии,в Церкви Православные.Там молча совершает Он свою скорбную,одинокую молитву за грехи народные и снова,никем не останавливаемый,идёт в свой далекий путь."А младший странник упоминается в деле о.Петра Чельцова.
Н.И. 1 сентября 2018, 23:31
В свежем номере журнала"Дивеевская обитель"(№2(28)2018)на сайте монастыря в рассказе схиархимандрита Захарии(с.113)поминается одна из последних дивеевских монахинь-м.Мастридия,которую он причащал перед кончиной и хоронил.По делу монахини Мастридии,певчей Успенского храма с.Крюково,арестованной в 1947 г.в Заколпье,где через 2 года арестовали о.Петра,проходили два странника,отец и сын,арестованные 31 мая 1947г при встрече в с.Синжаны вместе с хозяйкой квартиры Анной Егоровной(данные из базы данных ПСТГУ).
Н.И.29 августа 2018, 14:43
Интересно,что цитату И.Евсин приводит из того же"Слова...на день прославления святителя Иоанна Тобольского"о.Петра,просто моя цитата-следующий абзац.Но вот принципиальный вопрос-оценка деятельности проходящего по делу о.Петра Георгия Матвеевича Молостова,в тесной связи с которым обвиняли о.Петра.В обвинительном заключении есть что почитать.До дела 1949 г.Молостов проходил по делу 1935г.святой исповедницы Матроны Анемнясевской.Учитывая духовную близость Матронушки с другими блаженными,возможно и дело самой Матронушки небезъинтересно.
Н.И.29 августа 2018, 14:41
Дали нам у батюшки Петра 3 книги о нём(из дома батюшкиного-в лавке ничего не оказалось):два издания инокини Сергии и книгу Игоря Евсина издательтства ПСТГУ.Интересно про последнего автора на РНЛ: куда его благословил поехать духовник архимандрит Авель Македонов,в схиме Серафим,когда он намеревался написать книгу о Г.Е.Распутине?На могилу о.Петра Чельцова в первую очередь.Книги прочла-батюшка же Пётр дал.Небольшая ошибка у И.Евсина про о.Иоанна Стрельцова-год начала служения в с.Крюково и монастырь его не во Пскове,а на Украине.Я тоже,кажется,ошибку чужую повторила:Панхарий Баранов иеромонахом вроде на кресте написан.
Н.И.26 августа 2018, 21:47
В листочке в часовне блаженного Григория есть и о другом блаженном-Павле Правдине. Привожу по памяти:когда Павел лежал ещё в колыбели,старец сказал:"Этот меня сменит".Год рождения Павла Правдина,согласно минимальной информации как о пострадавшем в годы гонений,-1908.Ещё из газеты"Коммунар"(Меленки)от 20 июля 2012г №50(10462),с.5 в статье "Памяти Григория Синжанского"(интересное сочетание названий газеты и статьи!) по материалам краеведческого музея:"Много ему пришлось пережить:над ним издевались,в прорубь загоняли,в тюрьму сажали..."Значит,дело следственное может быть не только у Павла Правдина,приговорённого к принудительному лечению в психбольнице,но и у блаженного Григория.
Н.И.25 августа 2018, 13:28
Кстати,возвращаясь к теме святителя Иоанна Тобольского:у о. Петра Чельцова была публикация о нём в "Смоленских епархиальных ведомостях"1916,№ 15,306-309(батюшка был редактором издания)-"Слово пресвитера Петра Чельцова на день прославления святителя Иоанна Тобольского":"...во всех выпадавших на долю нашей скорбной родины неимоверных страданий...на мрачном горизонте её страданий вдруг зажигалась яркая звёздочка и выводила её на верную дорогу,и великая святая Русь спокойно и величаво продолжало своё,указанное ей Промыслом,историческое шествие..."(Текст приводится в книге инокини Сергии"Святой исповедник.Святой праведный пресвитер Петр Чельцов",2001 и переиздание 2010)
Н.И.25 августа 2018, 13:07
Исправление:"Когда в апреле 1943г,о.Петр прибыл в с.Пятница за ним пришли гонцы от блаженного"читать"Когда в апреле 1943г,о.Петр прибыл в с.Заколпье за ним пришли гонцы от блаженного"
Н.И.25 августа 2018, 12:14
Икона Царских Страстотерпцев встретила нас и в часовенке блаженного Григория Синжанского,куда поехали от батюшки Петра.Когда в апреле 1943г,о.Петр прибыл в с.Пятница за ним пришли гонцы от блаженного,причастил и пособоровал о.Петр блаженного,он же по его благословению его и отпел 18 июля.На стене часовенки два листочка:митрополит Евлогий впервые узнал о блаженном в 2004г на престольный праздник Синжанского храма.Так поразил его блаженный,что Владыка стал читать на трапезе воспоминания о нем и благословил все устные предания собирать."Вот придёт Николай и меня заберёт",-говорил блаженный о дате своей кончины.
Н.И.25 августа 2018, 12:13
Почитание Царской Семьи в Великодворье началась при игумене Панхарии Баранове,служившего с 1944 по 1950г(похоронен у алтаря)и продолжилось при батюшке Петре,чьи мощи в храме(Царские портреты у него изъяли еще до служения здесь при аресте в Заколпье в 1949г) и о.Анатолии Яковине(с 1972 по 2000г.),похоронен в бывшей могиле о.Петра у алтаря.Удивительным кажется и то,что своего духовного отца митрополита Серапиона,погребенного по его завещанию в храме,здесь часто навещает другой митрополит-Екатеринбурский и Верхотурский Кирилл.Из одного Царского места он едет в другое Царское место,сюда-в с.Пятницу в храм Великомученицы Параскевы Пятницы.
Н.И25 августа 2018, 12:12
На новомучеников и исповедников Соловецких совершили паломничество к святому исповеднику Петру Великодворскому.Взяв благословение у муромских чудотворцев и духовника дивеевских сестер в Муроме прот.Вениамина Дашкеева(его ранее запущенная могила на Напольном кладбище теперь с новым дивеевским крестом и без травы в рост)отправились в Великодворье(Пятницу).Всего не опишешь в комментарии.Но это такое Царское место!От входа,где проявилась нерукотворная икона Царя-Мученика до иконостаса,где икона Царской Семьи над диаконовскими вратами с Царём и священником Мелхиседеком(прообразом Христа).В акафисте Царю:"Радуйся,Христу уподобление"(и далее там же ещё ветхозаветное:"Радуйся,жертва всесожжения")
НН 5 апреля 2018, 09:46
Два духовных отца мученицы Евдокии Суворовской(Пузовской)-о.Иоанн Ардатовский и архимандрит Софроний Смирнов(сопровожд.Царскую Чету в 1903г.как благочинный монастырей,в т.ч.при осмотре Дивеевского монастыря;ныне преп.,прославл.в соборе Святогорских святых)также были связаны между собой.Через 10 лет после кончины в Софрониевой пустыни под Арзамасом архимандрита Софрония(+1921)о.Иоанн срочно направил в пустынь дух чадо привести в порядок попранные нетленные мощи отца Софрония(из статей С.В.Горшкова«Святых Гор отрасль избранная,града Арзамаса похвало..»в 2008г.к прославлению о.Софрония(https://rusk.ru/st.php?idar=112703)и в 2011г.
П.Л.30 марта 2018, 11:10
В этот удивительный ряд "Божьих людей" того времени можно добавить ещё о.Иоанна Ардатовского(сведения о нём скудны,есть в Житии Суворовских мучениц,написанном Валентиной Долгановой-в "Мироносицах эпохи ГУЛАГа"),святую исповедницу блаженную Матрону Анемнясевскую,духовно близкую с о.Иоанном Ардатовским,блаж.Марией Ивановной Дивеевской(по наиболее полному житию святой на сайте Касимовской епархии Рязанской митрополии)и Григорием Синжанским(по жизнеописанию подвижника).И совсем мало известного слепенького блаженного старца-странника Яшеньку(Якова Даниловича Купцова)в с.Туркуши-рядом с нынешним Кутузовским скитом Дивеевского монастыря.
П.Л.26 марта 2018, 10:30
Но все исследования по блаженному Григорию Синжанскому(последние свои 5 лет жизни проживавшему в доме рабы Божией Анны в Синжанах)ссылаются на первоисточник-печатное исследование в краеведческом музее г.Меленки.И вот там самое интересное:блаженный предсказывал отречение Государя о престола и где-то встречался(согласно собранным воспоминаниям)с Ним.Сам старец преставился 18 июля 1943г на память преп.Сергия.Свой дом в Меленках блаженный оставил другому блаженному-Павлу Правдину,который в 15.06.1949г.был арестован и отправлен на принудит.лечение в психбольницу.Удивительный случай(только про преп.Гавриила Грузинского до этого слышанный).Дело этого блаженного,может,изучить неплохо?
П.Л.26 марта 2018, 10:19
Сайт Меленковского благочиния Муромской епархии пишет:"наши места любимы Богом и Богородицей.Тому пример обилие святых источников и «Божиих людей»,странников,юродивых,людей,которых в старину называли«солью земли русской»,ее совестью:...Мити Правдина,Нюры«с узлами»,Юры Зимина,Константина Зайцева и,конечно же,старца Григория,более известного как Абрамушка Синжанский".Вот о последнем необыкновенном подвижнике сведения собирались как комиссией по канонизации тогда еще Владимирской епархии,так и сотрудниками Владимирского университета(их можно прочесть в Интернете).
П.Л.26 марта 2018, 10:18
Да,многое удивительно в этих местах.Например,какое-то необыкновенное количество святых угодников-"Божьих людей".Так в Муроме и окрестностях:блаженная Серафима Ивановна(в 1933г.)-у о.Стефана Ляшевского в"Серафимо-Дивеевских преданиях",блаженный Михаил Андреевич в с.Чаадаево Муромского р-на,старица Екатерина из с.Петракова того же р-на,церковный сторож блаж.Павел Петрович Левицкий(проходившие по одному делу с арх.Мелхиседеком Биревым-ГАНО,ф.2209,Оп.3,Д.16566,с.129-137)-в книге иеродиакона Алексия Новикова"Благовещенский монастырь в Муроме",блаженная Сашенька-в рассказе схимонахини Иоанны Патрикеевой о меленковском пребывании священномученика Серафима Звездинского("Я оставляю вам Анну").
Р.К.25 марта 2018, 21:24
Вот еще место оказалось интересным с карты:Заколпье.Пришла мысль-почитать про это село.На одном,почти первом сайте на меня с большой цветной фотографии глянуло знакомое лицо,от которого чуть со стула не свалилась в буквальном смысле.Псково-Печерский старец Нафанаил!!!А он как тут?Оказывается,это его родина,где он родился в 1920 году.Его отец,священномученик Бутовский о.Николай Поспелов,служил в Заколпье с 1914 по 1922 г.Позже в храме служили протоиерей Вениамин Дашкеев(впоследствии настоятель Муромского Благовещенского храма и духовник дивеевских сестер) и священноисповедник Петр Чельцов,что мощами святыми в Великодворье неподалеку от Заколпья.Как удивительно все рядом!
Н.И.18 марта 2018, 17:05
У о.Павла Хондзинского есть ещё интересное рассуждение.В 1937г.в Муроме арестовали двух игумений,даже парализованную игум.Ефросинию Арсеньеву(расстреляли 28.11.1937),священников,десятки монахинь.Но игум.Александру и костяк Дивеевского монастыря не тронули."Даже если предположить на минуту худшее:что-то кто-то из матушек был тайным осведомителем органов,то какой невероятной ценности должны бы были быть получаемые от осведомителя сведения,чтобы ради них стоило закрывать глаза на многолетнее существование монашеской общины,связанной с...старцем Серафимом,или оставлять при обысках в неприкосновенности святые сокровища игуменского дома?""Сегодня нет никаких земных объяснений...остаются небесные"
Н.И.18 марта 2018, 15:23
Карта интересная с земельными владениями.Но странное совпадение.Муром помечен как владение Дома Романовых.А вот читаем у прот.Павла Хондзинского:"В том же тридцатом году,когда по Мурому прошёл слух,что члены царской семьи живы и ходят по деревням,арестовали жившего через два дома от дивеевских последнего настоятеля Благовещенского монастыря архимандрита Мелхиседека."("Незримая обитель,или Краткая повесть о жизни дивеевских монахинь в муромском изгнании"(ПСТГУ,2017,с.63).Вспомним из"Несвятых святых":"...Дивеевский монастырь не погиб,но живёт своей непостижимой для мира сокровенной жизнью".Слух,конечно.Но такой же,что до Сербии дошёл:сказку о Божием Странничке С.С.Бехтеев написал ещё в 1923г.
П.В.16 марта 2018, 21:31
3(16)марта на вопрос А.Мордвинова"что же будет?Что Вы намерены делать?"Государь ответил:"...Вероятно,буду жить совершенно частным человеком....Вот увижу свою матушку,переговорю с семьёй...Думаю,что мы уедем в Ливадию-для здоровья Алексея и дочерей это даже необходимо...Или,может,в другое место...в Костромскую губернию,в нашу прежнюю вотчину...""Ваше Величество,уезжайте лучше возможно скорее за границу;при нынешних условиях даже в Крыму не житьё!""Нет!Ни за что!Я не хотел бы уехать из России,я её слишком люблю.За границей мне было бы слишком тяжело...Да и дочери,и Алексей ещё больны..."(А.Мордвинов"Из пережитого"т.2,с.145-146).Многоточий много в тексте-не всё,видно,можно было предать бумаге.
О.Д.15 марта 2018, 09:32
Не очень давно книга попалась в магазине преинтереснейшая "Начало династии Романовых"(переиздание книги,изд.к 300-летию династии)Сретенского монастыря.А вот одну книгу,тоже изданную к тому же юбилею в 1913 году,найти невозможно: капитан М.Кожевников "Земельные владения Дома Романовых в XVI и XII ст."С-Пб,Типография "Грамотность",1913(по опубликованным писцовым книгам и трудам разных ученых обществ и отдельных лиц).Вот бы такую переиздали!Надо думать,интересная.Приложение к этой книге-карта-есть в Интернете.Там даже у Егорьевска было владение.Называлось-Высокая Егорьевская слобода.Может,не совсем в тему(про Тобольск),но уж очень интересно...
Катерина 13 марта 2018, 13:27
Все спасшиеся (или скорее им позволили спастись) члены царской фамилии или были вывезены в культурную Ливадию. Или ушли через Финляндию (т.е. непосредственно из Питера). Все, кто был предназначен на заклание, был увезен с глаз долой.
Катерина 13 марта 2018, 13:19
Е.Т.13 марта 2018, 13:01- я позволяю себе и думать иногда над прочитанным.
Е.Т.13 марта 2018, 13:18
А поехали из Царского Села на память преподобного Серафима.Случайность? Пустяк? Не может быть!Только Промысл Божий!
Е.Т.13 марта 2018, 13:01
"Думаю,у них,бедных,сердца екнули,когда они узнали про неливадию". Не надо думать,Катерина,лучше почитать что-то серьезное про них.Письма,воспоминания...Например,письмо Государыни Анне Вырубовой от августа 1917 г.:"...нам не говорят,куда едем(узнаем только в поезде) и на какой срок,но думаем,это туда,куда ты недавно ездила-святой[святитель Иоанн Тобольский]зовёт нас туда и наш друг[Григорий Распутин]?Не правда ли,странно,что и и ты знаешь это место!" А "сердца екнули" у Них от другого:"Дорогая,какое страданье наш отъезд,всё уложено,пустые комнаты-так больно,наш очаг в продолжении 23 лет."До сих пор Александровский дворец хранит Их дух-так музейные работники говорят(Фильм был по "Культуре")
Катерина 13 марта 2018, 01:46
Ну да конечно, вина не доказана. Да сам выбор места для содержания. Англичане могли сто раз передумать.Поэтому было б выгоднее держать таких заложников под рукой и под постоянным контролем. Если срочно понадобятся.А вот Тобольск идеальное место для "концы в воду". Пока телеграмма туда дойдет... обратно... то сё... в конце концов все на местных свалить.Ну не под Петроградом же надо было позволить такой большой и заметной семье раствориться в воздухе. А Урал, далее Сибирь... и-де-аль-но. Закон тайга, тела под колоду. Болото. В лес под елку. Масса вариантов. Думаю, у них, бедных, сердца екнули, когда они узнали про неливадию. Тут уж всё должно было быть ясно самым наивным - живыми не выпустят.
Вячеслав12 марта 2018, 12:32
В статье пишется Государь и Императрица. Но ведь было же отречение от престола, Николай II уже не был царём, а его супруга императрицей.
Н.И.12 марта 2018, 00:39
В фильме про обретение мощей святителя Тихона при последнем(но не первом) просмотре впервые обратила на себя фраза:"Слишком,слишком была устойчива версия,что большевики не могли так оставить".А оказалось не эта версия верной,а наоборот.Вот Вам и конспирология.И уж больно эта фраза напомнила другую,простите меня,-про "Великую ектению" и тех же большевиков!
Iv Ve11 марта 2018, 21:18
Н.И, я не хочу вдаваться в конспирологию. Ленин рассматривал два варианта: публичный суд над царём или высылка из страны к родственникам для того, чтобы выторговать какие-то выгодные позиции для молодой Советской Республики. Второй вариант провалился, поскольку английские родственники не захотели принять семью - английский парламент был против. А германская монархия к тому времени перестала существовать.
Я склоняюсь к той мысли, что если бы бывший царь оказался в Москве и был публично осуждён народным судом, скорей всего его приговорили бы к высшей мере наказания, но семью бы никто не тронул. Однако наступление белых на Екатеринбург помешало экстрадиции в Москву, и вопрос "решили" на месте.
Н.И11 марта 2018, 18:48
"Можно добавить,что даже вина большевиков не доказана."Да,с этим можно согласиться.В деле Соколова имеются,но не доказаны ни одна из двух версий:убийство в Екатеринбурге или использование Екатеринбурга как временного места пребывания для запланированного не Уралом,а Москвой исчезновения Семьи с целью дальнейшего содержания под стражей в очень строгих тюремных условиях,хотя и меблированных для вида,но в месте,известном узкому кругу лиц.Вопрос-что пошло у большевиков не так,как было запланировано(Троцкий по данным допроса Соколовым Шабельского утверждал,что они узников потеряли окончательно)? Может это как раз то чудо Божие,о котором писал поэт Бехтеев:"Он жив,Он чудесно спасён от злодеев"?
Iv Ve11 марта 2018, 11:15
Людмила, успокойтесь, вы ни в чём не виноваты. Я уверен, что у вас и так своих грехов хватает, чтобы ещё такой на себя взваливать.
Можно добавить, что даже вина большевиков не доказана, хотя многим этого очень бы хотелось. На тот момент вся власть в стране принадлежала местным Советам и Москва не имела прямого влияния на местах. Царскую семью решил расстрелять Уралревсовет состоящий в основном из эсеров. Пикантности добавляет тот факт, что Уралревсовет до царя успел расстрелять двоюродного брата Ленина и около сотни большевиков. Так что история намного сложнее и многограннее.
Людмила10 марта 2018, 13:46
Я училась в советской школе, на уроках истории нам никто не говорил о том что царскую семью и царя батюшка расстреляли, я помню спрашивала преподавателя истории, он ушёл от ответа,только дома я от своей бабушки узнала об этом зверстве, с того времени до настоящего момента во мне сидит занозой вина пред ними, откуда ей быть казалось, но она есть и мучительно стыдно и больно за этот великий грех. В храме когда подходу к иконе семьи Романовых, прошу прощения и язык не поворачивается просит у них себе чего то.Прости меня Господи, я ведь тоже каким то образом виновата в их смерти.
А.С. 9 марта 2018, 16:44
О встрече святителя Макария с тем самым священником С.,"которому о. Иоанн Кронштадтский много лет тому назад предсказал об открытии мощей святителя Иоанна" во время беседы на пароходе есть в воспоминаниях епископа Арсения Жадановского"Схиигумения Фамарь" в сборнике"Детки мои любимые"(сост.С.В.Фомин),изд.3-е,с.62-63 и в вышеупомянутой книге "Последний Царский святой"(с.448)
А.С. 9 марта 2018, 16:44
Во время прославления свят.Иоанна Тобольского после всенощного бдения священник С.А-в.видел замечательный сон:"..стоят три мужа:О.Иоанн Кронштадтский в епитрахили;Император Александр III,одетый в Царскую Порфиру,с венцом на голове,ясно сказал:"Россия спасена";св.Иоанн,митрополит Сибирский и Тобольский,одетый в мантию,с белым куколем на голове,благословляет святительским благословением(обеими руками)как бы ополчившихся множество воинов.О.Иоанн громко сказал мне[священнику С.]:"Припомни,батюшка,беседу на пароходе и обо всём сообщи святителю[Макарию]"."(Источник-"Тобольские епархиальные ведомости",1916,№38.Неофиц.отдел.,с.794-797)-Опубл.в книге:Фомин С.В."Последний Царский святой",с.408-410,687
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×