…И вдруг, совершенно неожиданно, в начале 25-й главы мы читаем:
И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру (Быт. 25, 1).
Кто эта Хеттура? Есть очень древнее объяснение, что Хеттура – это Агарь, его прежняя наложница, которую после смерти Сарры патриарх возвратил к себе.
Святитель Филарет (Дроздов) и Ориген не разделяют эту точку зрения. Святитель Филарет в своем споре с древними отцами и учителями настаивает, что Агарь и Хеттура – наложницы и рабыни. И если предположить, что Агарь стала «Хеттурой», так она ею и стала не из состояния рабыни-наложницы, а именно как еще одна жена – еще жену.
Впрочем, наличие разных истолкований – это богатство нашей традиции и залог ее роста. Ибо надлежит быть и разномыслиям[1] между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19).
Блаженный Иероним Стридонский резонно возражает Оригену и Филарету:
«Хеттура в переводе с еврейского языка означает ‟связанная” или ‟соединенная”. По этой причине евреи делают предположение, что Хеттура – это та же самая Агарь, изменившая свое имя (т.е. свои нравственные качества – О.С.). После смерти Сарры она стала из наложницы женой. И, пожалуй, возраст уже одряхлевшего Авраама снимает со старца подозрение в том, что он после смерти своей ветхой жены решил доставить себе развлечение новым супружеством»[2].
Блаженный Августин также отрицает подозрение в сладострастии старца, настаивая на поисках иной причины:
«Что значит, что, по смерти Сарры, Авраам взял себе в жены Хеттуру? Мы ни в коем случае не должны предполагать здесь невоздержания, тем более в таком возрасте и при такой святости веры»[3].
Была и религиозная причина возобновить отношения с Агарь-Хеттурой:
«Авраам взял наложницу с той целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование Единого Бога»[4].
Итак, если Хеттура – это Агарь, то почему изменилось ее имя?
Имя Хеттура (קְטוּרָה) происходит от слова «воскурение благоухания», на иврите: кеторет. Но прав и Блаженный Иероним, относя это имя к слову кашра, то есть «перевязала». То есть после расставания с Авраамом она как бы перевязала свои чресла и ни с кем не вступала в близость (кашра). И ее нравственные качества изменились настолько, что благоухание ее праведности (кторет) стало очевидным для всех.
В противном случае чему могла в нравственном смысле научить нас эта история, как не тому, что и старицы возвращают себе достоинство девства чрез воздержание.
И учитель Церкви Ориген соглашается с тем, что ее имя можно перевести и как «благоуханная», он пишет:
«Xeттypa, которую Авраам в старости берет в жены, означает thymama, то есть фимиам, или аромат»[5].
Есть и другие объяснения по данному вопросу.
Женившись во второй раз, Авраам создал канонический прецедент, который устанавливает, что вдовец или разведенный может вступить в повторный брак.
Блаженный Августин пишет:
«Разве не может быть так, что в этом случае дается предостережение будущим еретикам, противникам вторых браков, тем, что на примере самого отца народов показано, что по кончине супруги вступать снова в брак не есть грех»[6].
И далее:
Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все сии сыны Хеттуры. И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную (Быт. 25, 2‒6).
Они станут князьями в землях востока. По преданию, это Индия, это Персия, это Китай. Там они и станут проповедниками Единобожия.
Хотя в целом их поколения не исследуются и не распознаются, как бесполезные и лишенные духовного продолжения…
Блаженный Августин видит во всем этом и аллегорическое предзнаменование еретикам и иудеям:
«Итак, и сыны наложниц имеют некоторые дары. Однако в обетованное Царство не приходят ни еретики, ни плотские иудеи»[7].
Патриархи понимали, что и семья, и нация – есть граница, очерченная рукою Бога
Патриархи Авраам, Исаак и Иаков понимали, что и семья, и нация (род) – есть граница ответственности, очерченная рукою Бога. Жениться на инородке и иноверке – крайняя форма распутства. Сказано: Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной, которая не из колена отца твоего, ибо мы сыны пророков. Издревле отцы наши – Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все они брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю (Тов. 4, 12).
И оканчивается жизнь Авраама. Мы с вами привыкли к Аврааму, к этому удивительному человеку. Но и о нем Писание говорит:
Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему (Быт. 25, 7‒8).
Блаженный Иероним Стридонский пишет:
«Я внимательно просматриваю Писание на предмет первых упоминаний о старости. Адам жил 930 лет и все же не назывался старым (ср. Быт. 5, 5). Мафусал жил 969 лет и также не назывался старым (ср. Быт. 5, 27). Иду далее вплоть до потопа и после потопа, на протяжении почти трех тысяч лет, и не нахожу никого, кто был бы назван старым. Авраам первый, кто назван старым, и, конечно, по возрасту он был гораздо моложе Мафусала. Но он потому назван старым, что старость его была обильно помазана елеем. Об этом как раз и написано: и умер Авраам, насыщенный в старости доброй и в полноте дней (Ср. Быт. 25, 8 (LXX)). Потому в старости доброй, что в полноте дней, ведь все время жизни его был день, а не ночь»[8].
Помните, мы с вами ранее говорили, что означает в старости доброй? Она означает, что его дети в правоверии: Исаак, и Измаил исправился, а его внук Исав еще не уклонился от путей Господних.
Кстати, на момент смерти Авраама детям Исаака, о которых здесь еще не сказано ни слова, но это мы видим из хронологий, Исаву и Иакову – пятнадцать лет. То есть Авраам их учил, наставлял. Дедушка их воспитывал, заботился о них. И мы знаем, что Иаков станет величайшим праведником, а Исав, его брат, отступит от путей Господних. Но он (Авраам) умирает в старости доброй, то есть Исав еще не уклонился. Если бы внук уклонился от путей Господних, это не была бы добрая старость.
И не дай нам Бог, умирая, оставлять после себя неверующих детей, внуков и правнуков.
И далее:
И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре (Быт. 25, 9).
Здесь имя Исаака стоит перед именем Измаила, ведь Измаил пришел из Аравийской пустыни на похороны отца. И то, что имя Исаака стоит перед именем его старшего брата Измаила – это свидетельство того, что Измаил раскаялся и признал духовное первенство Исаака. Вот почему в старости доброй – потому что дети в вере и дружбе, внуки в вере и в дружбе. И, насыщенный… и в полноте дней, этот человек умирает.
Опыт богообщения каждого верующего человека неповторим и самобытен
В Библии Бог называет Себя: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 6). Возникает вопрос: почему слово «Бог» здесь произносится перед каждым именем патриарха? Причина очевидна: опыт богообщения Авраама совершенно не сходен, несопоставим с опытом богообщения Исаака и Иакова, и наоборот. Опыт богообщения каждого верующего человека неповторим и самобытен – ваш и мой опыт, опыт каждого из живущих на земле. И нет не одного человека, который не переживал бы подобного общения с Создателем, о Котором сказано, что мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28).
Святитель Иоанн так истолковал данный стих:
«Как бы указывает на вещественный пример в таком роде: как невозможно не знать воздуха, который разлит повсюду и находится недалеко от каждого из нас, или, лучше, находится и в нас самих, так точно – и Творца всего. Смотри, как Павел приписывает Ему все – и промышление и сохранение, бытие, действие и продолжение всего. Не сказал: чрез Него, но, что означает большую близость: Им»[9].
И в этом смысле праведные и святые люди позволяют нам более созерцать Бога чрез себя, чем мы можем созерцать его в себе самих, хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян. 17, 27).
Но о духовных отцах и наставниках в вере и по вере, как Авраам, – который есть отец всем нам (Рим. 4, 16), так и сказано: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7).
Многому и мы научились от отцов и праотцов за 18 бесед о семейной жизни ветхозаветных патриархов.
Блаженный Феофилакт так истолковал данные слова:
«То есть, точнее, – наблюдайте. И как ученики живописца смотрят на оригинал, так и вы, всегда взирая на кончину, то есть на конец их жизни, на их образ жизни, который имел добрый конец, подражайте вере их. Ибо от веры – чистая жизнь. И если бы не верили в будущее, но сомневались, то не оказались бы безукоризненными в поведении»[10].
И Сын Божий о блаженной участи, ожидающей верующих на Небесах, изрек: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11); и еще: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 28‒29).
В своих Беседах на Послание к Галатам (3, 29), святитель Феофан Затворник написал:
«Потомство, обещанное Аврааму, было не плотское только, но преимущественно духовное, которое составлялось чрез уподобление Аврааму верою, когда, то есть, кто верою вступал в родство с ним… Потомкам Авраама обетовано наследие земли Ханаанской, которая и стала потом именоваться обетованною землей. Но как потомство его не одно плотское (т.е. иудеи – О.С.), но и духовное (т.е. христиане – О.С.), то и наследие его тоже не одно плотское, но и духовное. Духовное наследие составляли блага во Христе Иисусе – оправдание, облагодатствование, святая жизнь с победою над грехом и, особенно, Царство Небесное. Наследие земли обетованной было (лишь) прообразом сего духовного наследия… И если все это, столь высокое и драгоценное, получили вы одною верою в преданное мною (т.е. ап. Павлом – О.С.) вам благовестие (т.е. галатам – О.С.): какая еще нужда обращаться туда и сюда, ища новых способов к укреплению за собою сих благ, как будто Давший их вам забыл обусловить самое получение их всем необходимым? Итак, все оставя, вседушно пребывайте в единой вере и жизни по духу сей веры (т.е. древних патриархов – О.С.), не допуская себя колебаться чем-либо в верности держимого вами пути ко спасению».
Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь: хвалятся во славе святии, яко от семене их есть Плод благославен, без семене Рождшая Тя, тех молитвами Христе Боже, помилуй нас[11].