О, Иисусе, когда же это будет так, чтобы пастыри и там и здесь, всюду по храмам часто собирали народ, «велели рассадить всех отделениями» (См. Мк. 6:39) и беседовали с ними пространно «о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках» (Евр. 11:32). Будет ли это, или подобные явления навсегда превратились в «святую древность» и прерогативу Церкви Первенствующей?
При этом заметьте: знаковые личности Ветхого Завета имеют в нашем служебном календаре особые дни памяти. Есть день памяти у Исайи, у Иезекииля, у праотца Авраама (отец всех верующих!), у Моисея (посредник при даровании Закона!) и у прочих. Но скажите мне, разве мы в эти дни собираемся на молитву в храмы? Разве мы прилежим чтению содержащихся в Библии писаний этих мужей? Разве сама память наша церковная и молитвенная реагирует на имена Авраама, Давида, Моисея, Елисея? Почему Илию мы выделяем, и мучеников Маккавеев к нему присоединяем, а прочих оставляем незаслуженно за скобками молитвенного мышления? Может мышление наше не молитвенное вовсе?
«Новый Завет скрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрыт в новом», - говорил блаженный Августин. Формула эта кристальна и достойна благоговейного удивления. Таковы математические формулы, соединяющие для понимающих людей истину с краткостью и красотой. Люди Нового Завета уже потому должны «изучать Писание» и любить книги Ветхого Завета, что в них «скрыт» Новый Завет.
Было бы неплохо, если бы пастыри постоянно просили своих пасомых: «Читайте Писание. Прошу вас, читайте Писание. Запоминайте, выписывайте, учите наизусть, чтобы поучаться в Законе Господнем «день и ночь!»
Такие речи приходится слышать не очень часто. Они – редкость, при всей необходимости в них. Но даже при том, что просьбы читать Писание незаслуженно редки, думается, что пора звучать иным речам. Пора говорить людям, наполняющим храмы: «Не смейте не читать Священное Писание! Даже не думайте прожить день, ничего не вспомнив или не прочитав из Божественных книг Ветхого и Нового Заветов! Это что еще за мода, считаться христианином и ничего не читать из Библии каждый день?! Есть то вы, небось, не забываете регулярно?!»
Вот какие речи востребованы сегодня поистине.
Прошло, поверьте – навеки прошло то время, когда человек, не читающий Писание и не молящийся на всякий день и час, мог традиционно причислять себя к людям православным. Люди долго были неграмотны. Люди знали только то, что хранила их память. Научат – хорошо, не научат – и так сойдет. Люди относились к вере, как к наследству, полученному вместе с рождением. Сегодня все не так. Человек свободен и человек ищет веру. Все, доставшееся в наследство, он склонен не только любить - не любить, но и подвергать сомнению. Если у этого человека, заверченного в информационный вихрь, будет вера, то она должна будет отличаться осознанностью и серьезностью. К тому же все грамотны.
Мы ежедневно прочитываем изрядное количество текстов. Реклама, объявления, телеафиши, поваренные рецепты… Даже не читая собственно книг, мы все равно многое читаем на протяжении дня. Так почему же крещеные люди, умеющие читать, не читают ежедневно Писание? Я этим хочу сказать о том, что у нас нет оправдания. Наше невежество в Законе Господнем, наша временами совершенная отчужденность от жизни в Завете есть плод только нашей вины и нашего неразумия.
Правда, никто особо не акцентировал внимание широких церковных масс на вдумчивое чтение Писаний. Мы как-то все склонны «спасаться в простоте». И дела нам нет, что иная простота – хуже воровства, и что от глупой простоты до адовой бездны – один сантиметр. Посему, пользуясь случаем, от памяти ветхозаветных мучеников, позвольте мне лишний раз сказать нечто.
А именно: «Знающий грамоте и не читающий Святое Писание крещеный человек христианином считаться может лишь с большой натяжкой. Зане Господа презрел и слов Его не любит, а значит и заповедей не творит.
Кто читает охотно все, что угодно, кроме слова Божия, явно доказывает, что любит все что угодно больше, чем Самого Господа. Таковой – либо отступник от веры, либор полный невер, какой бы сан или чин не носил.
Книга Святая, молча, говорит о вещах великих, и кто голос сей услышать не потрудился, тот услышит голос Божий грозно и страшно в Последний День»
Эти речи можно продлить, и все они обличительны для нас – христиан дня сегодняшнего.
Не время ли проснуться и обратить внимание на главное – на вечные слова Вечного Бога? В противном случае овцы церковного стада рискуют оказаться козлищами, а пастыри – волками.
Помянем Маккавеев – почитаем книги Маккавейские. Придет память Иеремии – найдем в Библии его книгу. И Литургию празднично отслужим в день памяти Авраама, Амоса, Захарии…
Такова необходимость. Таков вызов дней, которыми мы окутаны.
11:31Андрей Самарец : "Это была цитата из текста святителя Игнатия Брянчанинова"
Вы правы. То есть искажение смысла в псалме 115,2 не Ваших рук дело,прошу у Вас прощения. Но, при всем при этом, остаюсь при своем мнении - искажение имеет место.Да, безусловно, изучая Писание Божие необходимо быть внимательным и постараться как можно лучше вникнуть в смысл и содержание, но только после того, как вникнешь возможно вести соответствующий образ жизни, а не наоборот, ведь для того и читаешь, чтобы скорректировать свой образ жизни под тот, о котором написано в Старом и Новом Заветах, недостаточно ограничиться теорией. Это понятно и с этим я согласна.Вот, на мой взгляд, на сегодняшний день, в этом состоит беда избранного народа: одна половина считает, что достаточно только постоянно заниматься изучением (не участвуя деятельно в жизни народа), а другая половина всю тяжесть земной жизни везет на себе, расчитывая только на собственные силы, забывая о том, что без Божьей помощи человек ничего сделать не может.
Просмотрите, пожалуйста, внимательно мой комментарий, которому Вы сделали "замечание".
Это была цитата из текста святителя Игнатия Брянчанинова:
"Слово Божие — истина (Ин. 17, 17); заповеди евангельские — истина (Пс. 118, 86), а всякий человек — ложь (Пс. 115, 2)."
По-моему тут как раз и идет речь о сравнении возможностей человека и Бога.
11:46Андрей Самарец:
2 Елена М
2 Александр
По затрагиваемому смыслу цитаты можно вспомнить Псалом 61:
"Бог нам прибежище. Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты."
Извините, но не могу с Вами согласиться. В данном 61 псалме идет просто сравнение возможностей человека и Бога, так что это естественно, что в сравнении с Богом человек легче пустоты.Но, тем не менее, Вы же сами, в подтверждение ваших слов, в качестве примера, приводите написанное теми самыми людьми, что есть ложь? А вот признать то, что замечание Вам было сделано верно и по существу не хотите.
2 Александр
По затрагиваемому смыслу цитаты можно вспомнить Псалом 61:
"Бог нам прибежище. Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты."
Спаси Бог.
Спасибо за советы по изучению Священного Писания.
В православной традиции накоплен большой опыт в изучении библейских текстов.
Дай Бог всего хорошего.
Нижеследующий абзац не поместился в предыдущее сообщение:
Для начала - хотя бы так.
Разумеется, "за скобками" остается множество тонкостей, из которых иные ОЧЕНЬ важно учитывать. Например, такие: КАК заставлять себя это делать? КАК возгревать свой интерес к этому? ОТКУДА изначально этот интерес к чтению слову Божию возникает в душе?..
Уважаемый Андрей!
Вы процитировали замечательные мысли-слова святителя Игнатия, в том числе его пожелание: "Научись читать Евангелие", которое, как ни странно, может послужить камнем преткновения для некоторых, у которых может мгновенно возникнуть вопрос: "А КАК это делать? КАК и КАКИМ ИМЕННО образом можно этому научиться?"
Лично мне грешному представляется, что это следует делать так:
(1) начать с того, что ПРОСТО ЧИТАТЬ, оставляя "на потом" все встречающиеся недоумения и непонятки;
(2) продолжить (1), постепенно привнося в это "простое" делание элемент каждодневности;
(3) параллельно со (2) подбирать для себя "норму прочтения" - как по количеству, так и по времени суток чтения слова Божия;
(4) далее [лично я пока не приступил к этому "этапу"], или опять же параллельно с (1)-(3), вооружиться карандашом/авторучкой и ОТДЕЛЬНЫМ листком и/или блокнотом (ВСЕГДА носимым с собой), в котором по мере чтения Нового Завета (о Ветхом - молчу), т.е. сразу же в процессе его, помечать свои недоумения или непонятки - но помечать так, чтобы при удобном случае их можно было бы задать собеседнику...
P.S. У меня дома издание Нового Завета, как теперь понимаю, достаточно редкое: текст на странице напечатан в 2-х колонках, слева - на ЦСЯ, справа - на русском. Всё мною вышесказанное относится как к чтению на ЦСЯ, так и на русском.
А уж затем можно приступить к Ветхому Завету. Хотя, я думаю, не каждый может вместить сие, но кому дано.
"Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь."
Именно так звучит 2 стих 115 псалма в русском переводе. Вот как может поменяться смысл при вырывании фраз из контекста.
Попытки есть, интересно, да и необходимо чтобы "с кротостью и благоговением" ответить на вопрос. Будет желание будет и результат.
Спаси Господи и помоги Вам в Ваших трудах!
К стыду своему, редко читаю Священное писание, хотя и думаю про себя, что христианин. Посещаю Храм Божий, в-основном, только по праздникам, или когда возникает желание возблагодарить Господа за милость его к нам, грешным. Избави Господи от лени и нерадения!
Игнатий Брянчанинов пишет: "Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполненными самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем,— мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими."
В то же время:
"Слово Божие — истина (Ин. 17, 17); заповеди евангельские — истина (Пс. 118, 86), а всякий человек — ложь (Пс. 115, 2). Все это засвидетельствовано Божественным Писанием. Как же из того, кто — ложь, думает услышать голос святой истины?
Хочешь ли услышать его,— услышать духовный голос святой истины? — Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину." (Игнатий Брянчанинов)
Очень важно следовать указаниям более опытных православных учителей и наставников.
Спаси Бог.
Моя подруга была так напугана запрещениями читать Ветхий завет, что не помогали даже мои доводы о том, что ведь Библия продается в Церкви, значит ее можно читать всю полностью. Как-то в паломнической поездке она опять задала вопрос священнику о Ветхом Завете и он тоже не благословил его читать, но сам часто приводил высказывания из него. После этого она, наконец, решилась и начала его читать. Она потом говорила, что ей стал более понятен и Новый Завет. Особенно она восторгалась книгами Премудростей Соломона и др. Я сама часто вспоминаю эти высказывания в разных случаях жизни.