Исследуйте Писание

Память мучеников Маккавеев стоит в ряду церковных исключений. Она касается личностей Ветхозаветных. А кого еще мы торжественно и всецерковно чтим из деятелей времен от Моисея до Мессии? Пожалуй, только Илию. Еще – праотцев в неделю, предшествующую Рождеству. Но там обилие имен поминается вместе, и нет возможности обсудить, осветить, передать слушателям сущностные моменты жизни Адама, Ноя, Авраама, Давида… Каждый из них достоин долгой беседы, да и не одной. Но нет этих бесед. Не звучат они.

О, Иисусе, когда же это будет так, чтобы пастыри и там и здесь, всюду по храмам часто собирали народ, «велели рассадить всех отделениями» (См. Мк. 6:39) и беседовали с ними пространно «о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках» (Евр. 11:32). Будет ли это, или подобные явления навсегда превратились в «святую древность» и прерогативу Церкви Первенствующей?

При этом заметьте: знаковые личности Ветхого Завета имеют в нашем служебном календаре особые дни памяти. Есть день памяти у Исайи, у Иезекииля, у праотца Авраама (отец всех верующих!), у Моисея (посредник при даровании Закона!) и у прочих. Но скажите мне, разве мы в эти дни собираемся на молитву в храмы? Разве мы прилежим чтению содержащихся в Библии писаний этих мужей? Разве сама память наша церковная и молитвенная реагирует на имена Авраама, Давида, Моисея, Елисея? Почему Илию мы выделяем, и мучеников Маккавеев к нему присоединяем, а прочих оставляем незаслуженно за скобками молитвенного мышления? Может мышление наше не молитвенное вовсе?

«Новый Завет скрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрыт в новом», - говорил блаженный Августин. Формула эта кристальна и достойна благоговейного удивления. Таковы математические формулы, соединяющие для понимающих людей истину с краткостью и красотой. Люди Нового Завета уже потому должны «изучать Писание» и любить книги Ветхого Завета, что в них «скрыт» Новый Завет.

Было бы неплохо, если бы пастыри постоянно просили своих пасомых: «Читайте Писание. Прошу вас, читайте Писание. Запоминайте, выписывайте, учите наизусть, чтобы поучаться в Законе Господнем «день и ночь!»

Такие речи приходится слышать не очень часто. Они – редкость, при всей необходимости в них. Но даже при том, что просьбы читать Писание незаслуженно редки, думается, что пора звучать иным речам. Пора говорить людям, наполняющим храмы: «Не смейте не читать Священное Писание! Даже не думайте прожить день, ничего не вспомнив или не прочитав из Божественных книг Ветхого и Нового Заветов! Это что еще за мода, считаться христианином и ничего не читать из Библии каждый день?! Есть то вы, небось, не забываете регулярно?!»

Вот какие речи востребованы сегодня поистине.

Прошло, поверьте – навеки прошло то время, когда человек, не читающий Писание и не молящийся на всякий день и час, мог традиционно причислять себя к людям православным. Люди долго были неграмотны. Люди знали только то, что хранила их память. Научат – хорошо, не научат – и так сойдет. Люди относились к вере, как к наследству, полученному вместе с рождением. Сегодня все не так. Человек свободен и человек ищет веру. Все, доставшееся в наследство, он склонен не только любить - не любить, но и подвергать сомнению. Если у этого человека, заверченного в информационный вихрь, будет вера, то она должна будет отличаться осознанностью и серьезностью. К тому же все грамотны.

Мы ежедневно прочитываем изрядное количество текстов. Реклама, объявления, телеафиши, поваренные рецепты… Даже не читая собственно книг, мы все равно многое читаем на протяжении дня. Так почему же крещеные люди, умеющие читать, не читают ежедневно Писание? Я этим хочу сказать о том, что у нас нет оправдания. Наше невежество в Законе Господнем, наша временами совершенная отчужденность от жизни в Завете есть плод только нашей вины и нашего неразумия.

Правда, никто особо не акцентировал внимание широких церковных масс на вдумчивое чтение Писаний. Мы как-то все склонны «спасаться в простоте». И дела нам нет, что иная простота – хуже воровства, и что от глупой простоты до адовой бездны – один сантиметр. Посему, пользуясь случаем, от памяти ветхозаветных мучеников, позвольте мне лишний раз сказать нечто.

А именно: «Знающий грамоте и не читающий Святое Писание крещеный человек христианином считаться может лишь с большой натяжкой. Зане Господа презрел и слов Его не любит, а значит и заповедей не творит.

Кто читает охотно все, что угодно, кроме слова Божия, явно доказывает, что любит все что угодно больше, чем Самого Господа. Таковой – либо отступник от веры, либор полный невер, какой бы сан или чин не носил.

Книга Святая, молча, говорит о вещах великих, и кто голос сей услышать не потрудился, тот услышит голос Божий грозно и страшно в Последний День»

Эти речи можно продлить, и все они обличительны для нас – христиан дня сегодняшнего.

Не время ли проснуться и обратить внимание на главное – на вечные слова Вечного Бога? В противном случае овцы церковного стада рискуют оказаться козлищами, а пастыри – волками.

Помянем Маккавеев – почитаем книги Маккавейские. Придет память Иеремии – найдем в Библии его книгу. И Литургию празднично отслужим в день памяти Авраама, Амоса, Захарии…

Такова необходимость. Таков вызов дней, которыми мы окутаны.     

Протоиерей Андрей Ткачев

14 августа 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олег14 февраля 2018, 12:46
Спаси Господи, отец Андрей!
Владимир Паданин31 января 2016, 18:33
СПАСИБО!!!батюшка Андрей. дай вам Бог здоровья,успехов на вашем не лёгком поприще,ангел хранитель спаси и сохрани.Библию нужно читать и запоминать...и Ветхий Завет и Новый Завет,разве не интерестно как жили и что делали древние предки ?Ведь они учат любви и праведным поступкам,уважению родителей и старших.раб Божий Владимир.
Василий Петрович16 июля 2013, 20:18
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» - замечательная фраза, требующая разбора. Протестанты обычно цитируют только первые два слова, вся фраза полностью им не нравится. Потому что оказывается, что исследование писаний не ведет к жизни вечной, как думали фарисеи. Христос – вот Путь. А они смотрят в книгу, а видят фигу, Христа не видят. И каждый не считает себя ложью, говоря, что пророк Давид сказал это в опрометчивости, поэтому каждый человек – истина, и всякое толкование писание имеет право считаться истинным, поэтому у нас в мире десятки тысяч протестантских деноминаций. Лучше взять толковую Библию Лопухина или что-то подобное, одобренное Церковью. Вот тогда это будет нормальное исследование Писания.
Василий Петрович16 июля 2013, 20:16
Елена М., читать Псалтирь на русском – не лучший вариант для изучения Писания. В церковнославянском тексте в Пс. 115 стоит слов «во изступлении», а в греческом варианте – слово, аналогичное нашему «в экстазе», т.е. в особом состоянии духа. Такое же состояние – «исступление» - было у ап. Иоанна, когда он писал Апокалипсис. Т.е. это состояние, когда нисходит Святой Дух, наставляющий на всякую истину. Слово «опрометчивость» употреблено здесь крайне неаккуратно на радость протестантам. Истиной в полном понимании этого слова является только Бог, а все остальное существует постольку-поскольку, т.е. является ложью. И человек тоже. Вспомните: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.» (Рим 7, 19), «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим 3, 12), «Без Меня е не можете делать ничего» (ин 15, 5), «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 ин, 1, 8).
Ольга16 июля 2013, 15:00
Сергею: речь идет о современниках, которым грамота доступна, и которые тем не менее корчат из себя "Павлов препростых"(с) пртд. Андрей Кураев
Михаил26 ноября 2012, 11:28
Ежедневное чтение Библии и молитвы верующего духовно развивают русского человека (в домашних условиях), способствуют адекватному пониманию им мира, себя, других и, главное,... к Богопознанию. Они входят в понимание русской цивилизации.
р.б.Сергий 4 октября 2012, 16:47
Отец Андрей,а как насчет того, чтоб умываться каждый день (омывать свою душу покаянием)?! Благоразумный разбойник и многие тысячи крещенных кровью мучеников для Вас - христиане с большой натяжкой?! Фарисеи очень хорошо Закон знали, даже исполняли его буквально, и что... - распяли ХРИСТА!!!
Елена М 3 сентября 2012, 00:20
2012-09-02
11:31Андрей Самарец : "Это была цитата из текста святителя Игнатия Брянчанинова"
Вы правы. То есть искажение смысла в псалме 115,2 не Ваших рук дело,прошу у Вас прощения. Но, при всем при этом, остаюсь при своем мнении - искажение имеет место.Да, безусловно, изучая Писание Божие необходимо быть внимательным и постараться как можно лучше вникнуть в смысл и содержание, но только после того, как вникнешь возможно вести соответствующий образ жизни, а не наоборот, ведь для того и читаешь, чтобы скорректировать свой образ жизни под тот, о котором написано в Старом и Новом Заветах, недостаточно ограничиться теорией. Это понятно и с этим я согласна.Вот, на мой взгляд, на сегодняшний день, в этом состоит беда избранного народа: одна половина считает, что достаточно только постоянно заниматься изучением (не участвуя деятельно в жизни народа), а другая половина всю тяжесть земной жизни везет на себе, расчитывая только на собственные силы, забывая о том, что без Божьей помощи человек ничего сделать не может.
Андрей Самарец 2 сентября 2012, 11:31
Уважаемая Елена М!

Просмотрите, пожалуйста, внимательно мой комментарий, которому Вы сделали "замечание".

Это была цитата из текста святителя Игнатия Брянчанинова:
"Слово Божие — истина (Ин. 17, 17); заповеди евангельские — истина (Пс. 118, 86), а всякий человек — ложь (Пс. 115, 2)."

По-моему тут как раз и идет речь о сравнении возможностей человека и Бога.

Елена М28 августа 2012, 18:01
08-24
11:46Андрей Самарец:
2 Елена М
2 Александр

По затрагиваемому смыслу цитаты можно вспомнить Псалом 61:
"Бог нам прибежище. Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты."
Извините, но не могу с Вами согласиться. В данном 61 псалме идет просто сравнение возможностей человека и Бога, так что это естественно, что в сравнении с Богом человек легче пустоты.Но, тем не менее, Вы же сами, в подтверждение ваших слов, в качестве примера, приводите написанное теми самыми людьми, что есть ложь? А вот признать то, что замечание Вам было сделано верно и по существу не хотите.
Константин27 августа 2012, 18:03
Да верно,читать Ветхий Завет также необходимо,как и Новый,так как без знания Ветхого Завета не будешь знать и Нового и понимать его!!!Проверено!!!Ведь нельзя же выучить геометрию и алгебру,физику,если не будешь знать арифметики и таблицы умножения!!!И в роли арифметики здесь выступает Ветхий Завет,а в роли таблицы умножения заповеди изложенные в нём(кроме тех которые говорят о жертвоприношениях-они отменены крестной жертвой Господа нашего Иисуса Христа)!!!Выступления отца Анрея вы можете просматривать на www.pravoslavie.ru в разделе видео(вверху),заходите в раздел видео и в поисковике набираете:ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЁВ,после чего появятся видео с его выступлениями на различную тематику!!!
Наталия Минкофф26 августа 2012, 04:20
О.Андрей, запишите, пожалуйста, Ваши проповеди, и можно ли их услышать на страничке, я думаю, они не будут очень отличаться от Ваших статей. В любом случае, более широкое распостранение нужно, и, я уверена, душевнополезно.
Андрей Самарец24 августа 2012, 11:46
2 Елена М
2 Александр

По затрагиваемому смыслу цитаты можно вспомнить Псалом 61:
"Бог нам прибежище. Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты."

Спаси Бог.
Андрей Самарец23 августа 2012, 12:14
Александру Б.

Спасибо за советы по изучению Священного Писания.

В православной традиции накоплен большой опыт в изучении библейских текстов.

Дай Бог всего хорошего.



Кирилл20 августа 2012, 12:51
Здраствуйте! Прочитал статью. Действительно, изучать Писание нужно. Иисус Христос сказал: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ев. Иоанна 5, 39). Апостол Павел говорит: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2-е Тим. 3, 16-17). Исследовать Писание очень важно, т.к. спасение и жизнь вечную дает не священник, и не святые, а Иисус Христос, как написано: "Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деяния 4,12). Более того, написано еще, что "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына (2-е Иоанна 9). Уважаемые люди, протоирей Андрей Ткачев, написал истину, что исследовать Писание нужно!!! Бог оставил Библию не для священников, а для всех людей! Мы нуждаемся в Слове Божием! Будем читать его каждый день! Да благословит нас в этом Бог Иисус Христос!
ЛЮДМИЛА17 августа 2012, 18:50
ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!! КАК НИКОГДА ОЩУЩАЮ НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОГОГО СПРОСА С МЕНЯ ЗА НЕОСОЗНАННОЕ НЕДОСТАТОЧНО СЕРЬЕЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ДОБРОГО ВАМ ЗДРАВИЯ И БОЖИЕЙ ПОМОЩИ!!!
Татьяна17 августа 2012, 12:32
Тем, кто хочет читать Писание, но очень боится не разобраться, можно предложить еще читать Писание в группе. Вот тут можно найти список групп по изучению Писания в России и на Украине: http://predanie.ru/groups/base/
Татьяна17 августа 2012, 12:24
Спасибо большое, отец Андрей! Так грустно, что в Православии плохо знают Писание, ведь в нем столько света.
Татьяна17 августа 2012, 12:21
Спасибо большое, отец Андрей! Так грустно, что в Православии плохо знают Писание, ведь в нем столько света.
Александр Б.16 августа 2012, 11:47
Для человека с ником "Андрей Самарец" - вдогонку.

Нижеследующий абзац не поместился в предыдущее сообщение:

Для начала - хотя бы так.
Разумеется, "за скобками" остается множество тонкостей, из которых иные ОЧЕНЬ важно учитывать. Например, такие: КАК заставлять себя это делать? КАК возгревать свой интерес к этому? ОТКУДА изначально этот интерес к чтению слову Божию возникает в душе?..
Александр Б.16 августа 2012, 11:46
Для человека с ником "Андрей Самарец":

Уважаемый Андрей!
Вы процитировали замечательные мысли-слова святителя Игнатия, в том числе его пожелание: "Научись читать Евангелие", которое, как ни странно, может послужить камнем преткновения для некоторых, у которых может мгновенно возникнуть вопрос: "А КАК это делать? КАК и КАКИМ ИМЕННО образом можно этому научиться?"

Лично мне грешному представляется, что это следует делать так:
(1) начать с того, что ПРОСТО ЧИТАТЬ, оставляя "на потом" все встречающиеся недоумения и непонятки;
(2) продолжить (1), постепенно привнося в это "простое" делание элемент каждодневности;
(3) параллельно со (2) подбирать для себя "норму прочтения" - как по количеству, так и по времени суток чтения слова Божия;
(4) далее [лично я пока не приступил к этому "этапу"], или опять же параллельно с (1)-(3), вооружиться карандашом/авторучкой и ОТДЕЛЬНЫМ листком и/или блокнотом (ВСЕГДА носимым с собой), в котором по мере чтения Нового Завета (о Ветхом - молчу), т.е. сразу же в процессе его, помечать свои недоумения или непонятки - но помечать так, чтобы при удобном случае их можно было бы задать собеседнику...

P.S. У меня дома издание Нового Завета, как теперь понимаю, достаточно редкое: текст на странице напечатан в 2-х колонках, слева - на ЦСЯ, справа - на русском. Всё мною вышесказанное относится как к чтению на ЦСЯ, так и на русском.
Nataliia15 августа 2012, 22:38
Здравствуйте, о Андрей. Несколько раз слышала Ваши прекрасные проповеди по телевизору - оказывается и телевизор и и-нет можно оспользовать во благо. Я восхищаюсь Вашим умением просто, доступно и прекрасно говорить о самом важном - любви к Господу. А сейчас я прочитала еще одну великолепную статью о том, как должно быть христианином. Спаси Вас Бог!Наталья.
Елена М15 августа 2012, 18:54
Андрей Самарец:"а всякий человек — ложь (Пс. 115, 2)", а по-моему, не совсем так, а вот так:" Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь". Если речь идет об опрометчивости, то и смысл несколько видоизменяется, не так ли?
Александр15 августа 2012, 11:06
Не каждый человек, умеющий читать, способен правильно понимать написанное. Все-таки для чтения Ветхого Завета нужна определенная подготовленность. Сначала необходимо изучение Нового Завета, причем, как советует Св.Игнатий, с чтением толкований на него святых отцов - для правильного понимания.
А уж затем можно приступить к Ветхому Завету. Хотя, я думаю, не каждый может вместить сие, но кому дано.
Наталья15 августа 2012, 10:32
Всё правильно. К сожалению, когда начала воцерковляться, мне батюшка не благословил читать Ветхий Завет. Странная стратегия, ведь и Псалтырь и Евангелие без ВЗ трудно понять.
Александр15 августа 2012, 10:11
2 Андрей Самарец:
"Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь."
Именно так звучит 2 стих 115 псалма в русском переводе. Вот как может поменяться смысл при вырывании фраз из контекста.
Сергей14 августа 2012, 23:58
Отец Андрей это есть- наш батюшка Кирилл регулярно просит, рекомендует и почти требует, чтобы прихожане и читали и думали. Другое дело как мы, прихожане это исполняем...
Попытки есть, интересно, да и необходимо чтобы "с кротостью и благоговением" ответить на вопрос. Будет желание будет и результат.
Спаси Господи и помоги Вам в Ваших трудах!
священник Даниил14 августа 2012, 21:12
Да , великолепная статья! Спаси Господи, отче !
Елена М14 августа 2012, 20:37
Огромное Вам спасибо, о.Андрей, очень ждала именно такого обращения ко всем крещенным и считающим себя истинными христианами.Долгие Вам лета в здравии и радости. Пишите, пишите, пишите и будете услышаны и неприменно всё изменится к лучшему.
марина14 августа 2012, 18:18
Всё правильно.Не читая Ветхого Завета трудно понять Новый.И после прочтенного Нового, всегда возвращаешься к Ветхому.Действительно,мало людей осознанно читающих Библию.Легче кумушек послушать , а читая нравоучения Святых не вдаваться на их ссылки к Библии.Воспринимаем все поверхносно и убого.Поэтому и сами убогие и еще стараемся своей убогостью других учить.Но с другой стороны как тяжело читать Библию и не соблазнится ,как трудно настроить свой ум на понимание тех вещей,которые она старается до нас донести.Это очень долгий и трудный путь познания мира и себя в нем.Так сейчас нужны правильные толкования по Писанию , а достать их не всем возможно(в церковных лавках многих селений их не бывает)и не все пользуются интернетом.И конечно много зависит от священников, от их умения и желания наставлять свою паству к чтению Библии,а для этого они сами должны быть достаточно духовно образованы.Без добрых пастырей и мы пасомые будем продолжать блукать в темноте духовной безграмотности и немощи.
Максим14 августа 2012, 16:17
читаем и обсуждаем Писание в Facebook - в этом деле главное желание ;-)
Мария14 августа 2012, 15:18
Спаси Господи, батюшка! Как всегда - прямое попадание в цель!
Николай14 августа 2012, 13:51
Спаси Бог за доброе поучение!
К стыду своему, редко читаю Священное писание, хотя и думаю про себя, что христианин. Посещаю Храм Божий, в-основном, только по праздникам, или когда возникает желание возблагодарить Господа за милость его к нам, грешным. Избави Господи от лени и нерадения!
boris14 августа 2012, 13:32
spasi gospodi
Елена14 августа 2012, 12:57
Отец Андрей! Спаси Вас , Господи! Всегда читаю Ваши статьи и кажется ,что хотели сказать больше, чем сказали. Ваши тексты и выступления очень проникновенны и искренни ,а недосказанность интригует и заставляет задуматься.Хотела бы быть Вашим чадом. Простите.
Татиана14 августа 2012, 12:11
Здравствуйте о. Андрей. Я низко кланяюсь Вам, за Ваши наставления, поучения, которые так нужны нам Православным Христианам. Статья вразумительная. Спаси Вас Господи! Господи, пошли доброго здравия и многая лета о. Андрею. Слава БОГУ за все. Аминь.
Андрей Самарец14 августа 2012, 11:38
При изучениии Священного Писания нужно соблюдать определенную бдительность. Неопытных читателей подстерегает опасность ложных толкований и прельщений.

Игнатий Брянчанинов пишет: "Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполненными самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем,— мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими."

В то же время:

"Слово Божие — истина (Ин. 17, 17); заповеди евангельские — истина (Пс. 118, 86), а всякий человек — ложь (Пс. 115, 2). Все это засвидетельствовано Божественным Писанием. Как же из того, кто — ложь, думает услышать голос святой истины?

Хочешь ли услышать его,— услышать духовный голос святой истины? — Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину." (Игнатий Брянчанинов)

Очень важно следовать указаниям более опытных православных учителей и наставников.

Спаси Бог.


Александра14 августа 2012, 11:20
В каждом слове - правда. И какой справедливый укор нам - грамотным, но нерадивым. Будем исправляться - с Божией помощью!
Елена14 августа 2012, 10:06
Вы знаете, некоторые батюшки не рекомендуют читать Ветхий завет, чтобы не соблазниться. Потому что там были другие критерии нравственности. Но я думаю, что люди всегда сами смогут в этом разобраться.
Моя подруга была так напугана запрещениями читать Ветхий завет, что не помогали даже мои доводы о том, что ведь Библия продается в Церкви, значит ее можно читать всю полностью. Как-то в паломнической поездке она опять задала вопрос священнику о Ветхом Завете и он тоже не благословил его читать, но сам часто приводил высказывания из него. После этого она, наконец, решилась и начала его читать. Она потом говорила, что ей стал более понятен и Новый Завет. Особенно она восторгалась книгами Премудростей Соломона и др. Я сама часто вспоминаю эти высказывания в разных случаях жизни.
Ирина14 августа 2012, 09:59
Здравствуйте . Удивительное свойство ваших статей - они заставляют думать. Только сейчас заметила ,что читаю огромное количество "литературы",а в голове не остается ничего.Открываю ваши заметки и каждый раз нахожу что-то полезное для себя.Даже подумываю выписывать отдельные абзацы,чтобы их перечитывать.СпасиБог.Ирина
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×