Между чечевичной похлебкой и источником воды живой

Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 20 -я

Итак: Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Быт. 25, 27).

Но слово, которое здесь у нас переведено как кроткий, может быть понято и как «цельный», то есть в своей жизни он исполнит божественное предназначение.

Святитель Филарет (Дроздов) писал в своем Толковании на Книгу Бытия: «Человек кроткий, живущий в шатрах. Слово תָּם вообще значит совершенного, но здесь, в противоположении с диким нравом, должно знаменовать в особенности кроткого».

Что значит живущий в шатрах? Здесь имеются в виду шатры, в которых обитала мудрость! Это – школы. В случае с Иаковом это «шатер» Сима (Шема) и Авраама. Помните, сказано: Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых (Быт. 9, 27). И мы с вами объясняли это пророчество, что шатры Сима – это Библия, написанная лицами еврейской национальности, а сыны Иафета – это мы, европейцы, и мы вошли в это наследие, когда через апостолов получили Священную Книгу в свое достояние. Поэтому Иаков, живущий в шатрах, – это не просто маменькин сынок, это богослов! Как Исаак – помните, как сказано? – вышел в поле «поглумиться» (по-славянски) (ср. Быт. 24, 63). «Поглумиться» означает думать о Божественном. То есть он был богослов, пребывал в богомыслии.

И вот Иаков, его сын, тоже «глумится», если по-славянски, то есть размышляет. Он – богослов! Он не бегает по улицам, он изучает Закон Божий, изучает уставы Божии, Божии постановления. Кто-то из вас скажет:

– А откуда он все это взял? Это у нас теперь можно пойти и купить Библию, комментарии к Библии, еще что-то? – Да он все это имел! Вот смотрите, что сказано про Авраама (ср. Быт. 26, 5): за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. «Повеления», «уставы», «законы» – это три уровня всей законодательной системы Закона Божьего! И нам очень важно осознать, что эти люди – были ученые люди, которые пребывали в шатрах своих и изучали глаголы Божии.

Тем более что, когда умер Авраам, Исаву и Иакову было по 15 лет! Авраам их обучал. Вот этим самым повелениям Божиим, уставам, законам, которые и сам исполнял. Он их обучал, как их понимать и как их исполнять. Но ученики-то разные бывают. Один – в шатре сидит, не убегает из кабинета своего дедушки Авраама, а другой – бегает по улице в стране далече! Собственно говоря, обучение начиналось в еврейском народе с пяти лет. Так что десять лет они были в школе Авраама.

Онкелос[1] так и интерпретирует данный текст в своем «Таргуме Онкелоса»: «Мальчики выросли. Исав стал ловким охотником, человеком, который выходит в поле, а Иаков – человеком тихим, он служил в доме учения»[2].

И далее мы читаем:

Исаак любил Исава… (Быт. 25, 28).

Вот тут непонятно! Казалось бы, Исаак – сам пророк Божий, патриарх Божьего народа – должен любить Иакова, который занимается исследованием Закона Божьего. Но он любит больше Исава. И здесь дается даже пояснение, почему: Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова (Быт. 25, 28).

Если мы буквально примем этот текст, в этом прочтении, и оставим его в таком понимании, то личность Исаака меркнет! Он любит Исава из-за неких гастрономических предпочтений, потому что тот хорошо готовит мясо! И в этом случае к нему применимы слова: Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исх. 23, 8).

В идеале, родители должны одинаково хорошо относиться к своим детям, никого не выделяя и никем не пренебрегая.

Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пусть равная мера любви согревает детей. И если какая-либо черта в ребенке, который более ласков и больше похож на тебя, в большей степени притягивает твою любовь, то справедливость должна быть равной по отношению ко всем»[3].

Но на самом деле все сложнее. Давайте вспомним: Ной знает, какие животные чистые, какие – нечистые! Знает? Знает! И Авель знает, как приносить жертву от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4), как в Законе сказано в Книге Левит: И принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях (Лев. 3, 3).

И естественно, что они передавали эти подробности – то, что называется Священным Преданием, – из уст в уста. Пятнадцать лет и Иаков, и Исав наблюдали, как все это делал Авраам, он обучал их, возможно, с пятилетнего возраста, до пятнадцати лет. Десятилетка! Представляете, иметь такого директора школы – патриарха Авраама.

У пророков, по-видимому, были и так называемые «дома сынов пророков», пророческие школы, где обучались отроки с пяти лет. Ученики «школ пророков» назывались «сынами пророков». Это, по-видимому, ученики, ο которых упоминает и пророк Исаия (ср. Ис. 8, 16; 54, 13). В библейское время уже существовали различные правила обучения и воспитания, основанные на практическом опыте. Юношество должно было быть обучаемо соответственно его возрасту (Притч. 22, 6).

Так что эти слова: Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его – можно понять вот каким образом, вот как можно расширить этот текст: «Исаак любил Исава, потому что тот приготовлял пищу по тем законам Бога, которые были установлены», – потому что невозможно представить, чтобы патриарх Исаак (в то время, когда люди уже знали, какая пища чистая, а какая нет) употреблял в пищу что-либо недозволенное.

Вот пример. Помните, после Потопа Бог повелел не вкушать пищи с кровью? Не вкушать мяса, которое отрезано от животного, когда животное еще живо. И естественно, если Ной знает, какие животные чистые, а какие нечистые, хотя они не имели еще Пятикнижия Моисея – до этого еще долго-долго-долго, – но они всё это знали. Поэтому Исаак мог любить Исава за то, что тот очень хорошо разбирался, какая пища скоромная, какая – нет, как можно готовить в постные дни, а как в праздничный день можно что-то приготовить, и правила забоя скота и дичи. Особенно он разбирался по поводу дичи, какая чистая, какая нечистая. Для ветхозаветных людей это имело большое значение: знать, какую пищу можно принести в жертву Богу, а какую – нельзя. И тогда мы можем понять Исаака – почему он дорожил своим сыном Исавом. Иаков изучает законы с дедом, с Авраамом, Исав – на практике сливает и сцеживает кровь, всё как положено делает.

А Ревекка любила Иакова. Почему? Дело в том, что на Востоке приготовление мяса – это мужское дело. И, конечно же, Ревекку никогда не допускали до этого дела. А почему она чаще общалась с Иаковом? Так ведь он чаще сидел в шатре, занимался с дедом Авраамом, пока тот был жив, а потом Исаак обязан был его обучать.

Ревека могла любить и те занятия деда и внука, сына и отца, так как напрямую обучение женщин не предполагалось.

И мы читаем:

И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом (Быт. 25, 29–30).

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал слова Исава: «‟Красный”, или ‟рыжий”, на еврейском языке будет edom (אדם). Таким образом, из-за того, что Исав продал своё первородство за пищу красного цвета, он получил имя Едом, то есть ‟рыжий”»[4]. Но! Возможно, ситуация была значительно сложнее…

Святитель Филарет (Дроздов) писал в своем Толковании на Книгу Бытия: «Накорми меня красным, красным этим. Исав не называет кушанья свойственным ему именем потому, может быть, что не знал, из чего оно сделано... Повторение же в речи его выражает торопливость и жадность. Эдом. – То есть красный». – То есть, прикидываясь в глазах отца человеком внимательным к вопросам «дозволенного» и «недозволенного», он сам не придавал этим вопросам серьезного значения. Так, лицемеря, он и проник в сердце собственного отца Исаака!

Он любит красное, вид крови возбуждает этого человека. Он пришел с поля, он не поймал ничего в этот день, а Иаков приготовил красную чечевицу, похлебку!

И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, – ему хочется этого! Мы тоже в погоне за счастливой жизнью в России в конце XIX – начале XX века увлеклись идеями социализма, тоже захотели этого: красного, красного. С красными флагами бегали, с транспарантами бегали – ради чего? Ради счастливой жизни! «Мы будем жить во дворцах! – говорили революционеры. – Все будут сыты, обуты, одеты!» И вот этот Исав, этот духовный потомок Нимрода, красного, красного хочет! Его последователи тоже готовы отказаться от первородства, от преимуществ веры ради чечевичной похлебки.

Исав показывает, что благо животной жизни для него дороже счастья жить в Боге

И эта философия Едома – она живет и в нашем времени! В пророческих текстах имя «Едом» означает очень многое – оно уже не связано только с историческим Исавом. «Едом» – это символ готовности из-за земных наслаждений отречься от вечных благ. Своим власяным покровом Исав-Едом показывает, что благо животной и скотской жизни для него дороже преимуществ блаженного счастья жить в Боге и с Богом. Он хочет все получать теперь же и сейчас…

Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство (Быт. 25, 31).

Неужели Иаков проявляет хитрость? НЕТ! Иаков понимает, что такой человек, с такими низкими духовными качествами, не может быть лидером столь славной семьи! Он не может быть патриархом народа Божьего – его приоритеты совсем другие. До этого Иаков никак не оспаривал его первородство, но теперь, когда он рассмотрел своего брата, он сказал:

Продай мне первородство теперь же, сейчас! Раньше бы я у тебя этого не попросил, но теперь я вижу, теперь я понимаю. – Блаженный Августин пишет: «Прежде чем дошло дело до благословения, Исав уже соблазнился чечевицей, которую приготовил Иаков... и продал свое право первородства младшему брату. Он ушел с временным удовлетворением – другой брат ушел с постоянной честью. Отсюда те в Церкви, которые являются рабами временных удовольствий и удовлетворений и едят чечевицу – которую Иаков, несомненно, приготовил, но Иаков ее не ел. Идолы процветали в Египте более, чем где бы то ни было; чечевица – пища Египта; следовательно, чечевица обозначает все заблуждения не-иудеев... Теперь приложите следующее. Существует народ христианский. Но в самом народе правом первородства обладают лишь те, кто из рода Иакова. Те же, которые по плоти живут, по плоти веруют, по плоти надеются, до сих пор принадлежат Ветхому Завету, но еще не Новому. Они все еще разделяют жребий Исава, но не благословение Иакова»[5].

И далее:

Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? (Быт. 25, 32).

С чего началась Октябрьская революция? Были хлебные бунты! Люди кричали:

– Есть нечего! Зачем нам этот царь?! Мы за кем угодно пойдем! – Это философия Исава и «Красного» Едома! Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?

И ниже:

Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородство (Быт. 25, 33–34).

Вот что составляет интерес многих людей! Есть, веселиться и пить. И это – серьезная проблема… И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф (Ис. 22, 12–14).

И далее мы читаем:

Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные (Быт. 26, 1–4).

Казалось бы, здесь повторяются те же самые обетования, которые были даны Аврааму. Да. Но именно в связи с тем фактом, что Исаак не пошел в Египет, хотя об этом голоде сказано: Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама,  – почему Моисей напоминает о днях Авраама? Авраам спустился в Египет из-за голодной жизни, и за это последовало Божье наказание: И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт. 15, 13). Он, Авраам, пошел за хлебом в Египет – и евреи переедут в Египет из-за хлеба.

Подлинно свободными верующие становятся тогда, когда ими управляют люди одной с ними веры

Но откуда взялись 400 лет? Они же в рабстве, если внимательно всё подсчитывать, оказались на 210 лет, мы с вами об этом уже говорили – я напомню для тех, кто не слышал. Именно потому, что Исаак не пошел путем отца, который спустился в Египет, а подражал отцу в лучшем, а не в худшем, Бог сократил время пребывания их потомков в рабстве почти наполовину: вместо 400 лет они получили 210. Но в действительности они были в порабощении даже менее 210 лет, ибо это число означает все время их пребывания в Египте, а поработили их лишь тогда, когда умер Иосиф и все пришедшие с ним в Египет. И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа… И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь] (Исх. 1, 6–8, 11). Но почему же мы прочитали: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт. 15, 13)? Ответ очевиден: жить под властью хананеян и египтян – означает как бы находиться в плену у язычников (безбожников). И хотя внутренне они – Авраам, Исаак и Иаков – были свободны, окруженные языческими капищами, они чувствовали себя находящимися под гнетом дьявола и его слуг. Подлинно свободными верующие становятся тогда, когда ими управляют люди одной с ними веры, а пока мы не освобождены Богом от власти безбожников и иноверцев, мы должны осознавать себя находящимися на оккупированной территории.

В 4‑м стихе обращает на себя внимание следующее: Умножу потомство твое… Потомство – это многие! Умножу потомство твое,  – опять потомство: многие, – как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные. Не сказано: «в потомстве твоем благословятся все народы земные», но – в семени твоем! Как об ОДНОМ сказано, в единственном числе. Это – о Христе! И апостолы обращали внимание на этот текст, подмечая, что когда говорится о потомстве – это о многих, а когда говорится, что в семени твоем все народы земли получат благословение,  – это об Иисусе Христе, Который и повелел апостолам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). И только во Христе и со Христом благословение пришло ко многим.

Апостол Павел писал в Послании к Галатам: Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). – И Блаженный Феодорит Кирский учит: «И ветхозаветное Писание называет обетование, бывшее Аврааму, заветом Божиим. Посему невозможно, чтобы последовало в нем какое-либо или прибавление, или нарушение вследствие законоположения, бывшего по прошествии многого времени. Обетовал же Бог всяческих благословить народы семенем Авраамовым; а это Семя есть Сам Владыка Христос. Ибо Им обетование сие приведено в исполнение и народы прияли благословение. Все же прочие, даже достигшие самой высокой добродетели, Моисей, Самуил, Илия, одним словом, все, ведущие род от Израиля по естеству, хотя и называются семенем Авраамовым, однако же не суть Семя, принесшее источник благословения народам. Ибо сие говорит божественный Апостол: не глаголет: и семенем, яко о мнозех, но яко о единем: и Семени твоему, Иже есть Христос. Следовательно, не потому, что и они ведут род от Авраама, именуются семенем Авраамовым, но потому, что Христос в собственном смысле имеет сие наименование, как единый имевший по обетованию даровать благословение народам. Бог сказал: благословятся о семени твоем всиязыцыземнии (Быт. 22, 18). Но ни от кого другого не прияли народы сего благословения. Посему-то божественный Апостол доказывает, что обетование сильнее закона»[6].

Далее Господь говорит, почему Он благословляет Исаака: За то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои (Быт. 26, 5). Не сможете вы найти в Книге Бытия, когда Господь бы преподавал Аврааму, что такое повеления, уставы, законы со всеми градациями и тонкостями. Но Бог был истинным Наставником Авраама. В Духе Святом Авраам знал Закон Бога, поэтому то, что мы называем Священным Преданием, – это присутствие Духа Святого среди народа Божьего. Ведь Дух Святой – это Тот, Кто научает и наставляет нас на всякую правду! Сказано: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). Итак, Исаак поселился в Гераре (Быт. 26, 6). Он (Исаак) не идет в Египет, он поселился в Гераре, но здесь когда-то был и Авраам. Авраам намолил, вымолил у Бога и это место. Здесь же были проблемы у Авраама в связи с Саррой.

И далее мы читаем:

Жители места того спросили о [Ревекке] жене его, и он сказал: это сестра моя, – здесь он подражает своему отцу! потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом (Быт. 26, 7).

И много времени он там прожил, среди этих хананеян – как и мы с вами с детства живем среди людей разных политических и религиозных формаций…

Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею (Быт. 26, 8).

Вот эти сторонние люди, которые окружают нас, они всегда стремятся найти на нас какой-то компромат. «Посмотреть в окно» на языке Библии означает то же, что на русском языке – «посмотреть в замочную скважину». Помните, когда пророк Даниил молился, он открывал окна на Иерусалим? А был запрет: никому нельзя было молиться, кроме как на истукана. И он молится на этот город, а там такие физиономии соглядатаев высовываются, которые подсматривали за ним! Они услышали и увидели, наверное, как он молится, записали, наверное, на глиняных табличках: ага, молится не на истукана, всё… сейчас доносик отправим… (ср. Дан. 6, 10–13).

Поверьте мне, братья и сестры: всегда есть недоброжелатели у нас, у верующих! Люди гневливые будут говорить о нас, что мы раздражительные. Люди блудливые будут говорить о нас, что мы прелюбодеи. Люди, нечистые на руку, будут говорить о нас, что мы крадем… И все эти слухи, которые могут ходить вокруг любого из нас, на самом деле не свидетельствуют о нашем состоянии! Они свидетельствуют о том безнравственном окружении, в котором мы вынуждены жить среди современных хананеян.

Что значит: играет? Это еврейское слово «мецахек» (מְצַחֵק), в данном случае означающее ласки между мужем и женою.

Но здесь, в его понимании, Авимелех увидел, что он (Исаак) допускает вольности. И он понял, что это жена его.

И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее. Но Авимелех сказал [ему]: что это ты сделал с нами? едва один из народа [моего] не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти (Быт. 26, 9–11).

Это был очень сложный мир, в котором жили те люди, это было непростое окружение. Но о последних временах, о самых последних временах у пророка Даниила мы находим такие слова: и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (Дан. 12, 1). То есть самые тяжелые времена – впереди! Самые тяжелые испытания, когда придется спасать своих жен, проявлять какую-то хитрость, чтобы на них не нападали.

Хотя страх совершения греха там и присутствовал, в отличие от современного нам мира.

А сейчас на улицах наших городов на наших девушек открыто посягают пришельцы. Они позволяют себе «мецахек» – играть с ними, флиртовать, неприлично заговаривать с ними! И уже люди не знают, что им делать. Как им обезопасить своих детей?

Книга Бытия – это школа выживания верующей семьи в безбожном мире

Поэтому все эти уроки имеют практический смысл для нас. Книга Бытия с 12‑й по 50‑ю главу – это школа выживания верующей семьи в безбожном мире!

И мы читаем далее:

И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему (Быт. 26, 12–14).

Господь всегда будет заботиться о Своих верующих до конца, Господь всегда будет помогать нам! И мы иногда удивляемся: как нам удается выживать в таких тяжелых условиях? Но вот эта Божья помощь не может быть слишком открытой, потому что зависть окружающих тогда уничтожила бы нас. Поэтому Господь, если так можно сказать, дозированно помогает нам. Он дает то самое необходимое, в чем мы действительно нуждаемся. Как сказано у апостола Павла в Послании к Тимофею: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим. 6, 8–9).

И вот – зависть со стороны хананеян. Исаак стал великим человеком, и филистимляне стали завидовать ему.

И все колодези, которые выкопали рабы отца его, при жизни отца его Авраама, Филистимляне завалили и засыпали землею (Быт. 26, 15).

Все колодези завалили и засыпали землей! Но! В той местности колодезь – это источник жизни. А в библейском понимании колодезь – это символ чистой воды слова Божьего! Потому что речная вода – не чистая, она проточная, несет в себе речной песок и мусор. Кстати, река аллегорически означает ереси. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней <…> Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену… И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою (Откр. 12, 6; 13–15). Зачем это он реку пустил? А это – ереси, заблуждения. То есть мало того, что Церковь будет гонима в последние времена, так лукавый еще и ложную воду пустит, как бы выпустит из своей пасти! А колодезь – это чистая вода. И чем глубже выкопан колодец, тем чище вода. И вот засыпали колодцы с чистой водой.

Был период в нашей истории, когда храмы были разрушены. И сейчас многие храмы стоят разрушенные, невосстановленные. Как бы колодези благодати забиты грязью, щебнем, камнем, песком… и еще – нашим равнодушием, невниманием и трусостью.

И вот когда Исаак сталкивается с этой проблемой, его главной жизненной целью станет раскопать колодцы отца. Когда нас, православных людей XXI века, спрашивают: «Какую цель вы ставите перед собой?» – мы должны знать, что наша цель – расчистить колодцы кристальной воды православного вероучения. Удалить из них всю грязь, весь этот щебень, чтобы учение святых отцов господствовало! Чтобы слово Божие, чистое, без примесей, было доступно для понимания.

А филистимляне? Они завалили и засыпали всё землею! Исаак удаляется оттуда, он располагается шатрами в долине Герарской, то есть в стороне от самого Герара:

И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама [отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам,] отец его (Быт. 26, 17–18).

Надо вернуть имена нашим храмам! Надо вернуть имена нашим селам, нашим городам, улицам, если они были переименованы. И Исаак был такой человек. Он выкапывал колодцы, которые язычники забросали грязью, ведь это были колодцы его отца. И наша нация не возродится, пока мы все святыни Русской земли не очистим от щебня и мусора, которые туда набросали эти современные нам бесы-филистимляне…

Исаак понимает, что надо возрождать традицию отца. Мы должны стремиться возрождать традицию отцов. Любовь к слову Божьему должна наполнять наши сердца, мы должны углубляться в познание слова Божьего! И чем глубже колодец, чем больше усилий, тем вода будет чище.

И далее:

И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой (Быт. 26, 19).

Итак, Исаак восстановил все колодези, которые его отец, патриарх Авраам, создал, и нашел собственный колодец воды живой!

И очевидно, что опыт богообщения Авраама – совершенно самостоятелен и по-своему неповторим. И Исаак все делает для того, чтобы уберечь этот опыт, сохранить. Но и приумножить. Бог не только Бог Авраама, Он Бог и Исаака! То есть у Исаака есть собственный опыт богообщения. И он неповторим, как неповторим опыт богообщения каждого человека в его поколении.

И вот этот источник, колодезь воды живой, который выкопали рабы Исаака,  – это свидетельство о том, что жизнь продолжается. Что борьба между магизмом и единобожием, язычеством и монотеизмом идет.

Читаем:

И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода (Быт. 26, 20).

А им не нужна вода – у них в городах ее хватало. Они спорят, казалось бы, ни о чем: «Наша вода!» А зачем тогда колодези Авраамовы засыпали? Они хотят завладеть и этим колодезем чистой воды. Как сейчас мир хочет контролировать всё, в том числе и Церковь, и ее собственность! Они стремятся всё держать под своей рукой, чтобы в нужный момент набросать щебень и грязь в чистые источники нашего исповедования.

И далее:

И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним. [Когда двинулся оттуда Исаак,] выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна. И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле (Быт. 26, 20–22).

Слово «Есек» – означает «спор», «раздор».

Слово «Ситна» – означает «препятствие».

Слово «Реховоф» – означает «пространное место», «свободное место».

То есть когда мы прекратим споры (Есек) и препирательства с внешними, мы устраним препятствия (Ситна), стоящие на нашем пути, и обретем свободу (Реховоф) от власти их (язычников и безбожников) над нами. Сказано: Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям (Притч. 5, 16); и еще: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7, 6). Надо не пререкаться и спорить с ними, но игнорировать их претензии на господство и управление. Но если мы подчинимся власти нечестивых, требующих от нас подчинения их богомерзким законам, то мы непременно пострадаем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему (Еккл. 8, 9); Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4).

Но вернемся к нашему повествованию…

Что еще могут означать эти колодези? Это стратегические места для проведения миссионерской работы! Лучше мест на Востоке не найти. Что такое колодезь? Это место, где собираются самые разные люди. И тот человек, который контролирует колодец, может организовывать любые беседы и праздники у этого колодца. Люди не читали газет, не было журналов, не было телевидения, даже Интернета не было. Были колодцы – у колодезя они узнавали всё! И тот, кто контролирует колодцы, контролирует ситуацию.

Таким образом, все информационные потоки оказались в руках у патриарха Исаака. Он боролся не только за воду: да много ли надо человеку воды? Ну, три литра в день, даже меньшим можно обойтись. Он хотел контролировать поток человеческой мысли, обмен информацией – он же Божий пророк! И это были очаги миссионерского служения во имя идеалов единобожия против язычества. А бесы борются с очагами, где распространяется слово Божие, они противостоят этому. Но Исаак продолжает свое дело, восстанавливает колодцы своего отца и находит новые.

И, поверьте мне, чем больше мы углубимся в познание о Боге и Его Слове, тем чище будет вода, тем радостней будет личный опыт богообщения; но тем с большей ненавистью дьявол будет восставать на нас чрез своих приспешников. Примеры патриархов – это примеры бескомпромиссной жизни и борьбы, это примеры жизни людей, для которых воля Бога, Его, Бога, постановления, уставы, законы были превыше всего! Мы видим, как они похожи друг на друга, как они сменяют один другого – Книга Бытия показывает, как одно поколение старших верующих может повлиять на следующее, молодое поколение.

Мы с вами установили, что когда Авраам умер, Иакову и Исаву было 15 лет. Значит, он их обучал. Потом придет следующее поколение. Наступит время, когда Иаков возглавит всю свою общину. И наступит день, когда у колодезя Иакова самарянка будет беседовать с потомком Авраама по плоти, Господом нашим Иисусом Христом (Ин. 4, 6–7).

И очень знаменательно то, что Исаак обнаруживает источник чистой воды, воды живой (Быт. 26, 19), бьющей из-под земли, тогда, когда он раскопал все колодцы своего отца, засыпанные язычниками.

Возрождение России произойдет, когда мы восстановим все храмы

Это для нас очень серьезная подсказка: возрождение России произойдет тогда, когда мы восстановим все храмы. И если мы действительно восстановим все храмы – это изменит ситуацию. Говоря о храмах, я имею в виду не только те места, где молились наши предки, но, прежде всего, необходимо восстановить веру в том формате, как веровали наши предки.

Восстановление храма не означает только восстановление стен: необходимо восстановить то древнее благочестие, которое было на Святой Руси. И тогда мы можем ждать новых благословений от Бога. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы (1 Кор. 3, 16–17).

И когда Исаак восстановил все колодцы своего отца, очистил их от грязи, от того, что туда набросали язычники, – только тогда он обнаруживает источник с живой водой. Поэтому, когда мы ищем возрождения для нашей земли, мы должны понять, что оно происходит, когда мы возобновляем веру наших отцов. Как поступал Исаак, восстанавливая колодцы своего отца – патриарха Авраама. Блаженный Иероним, истолковывая стих 19‑й 26‑й главы Книги Бытия: И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой, пишет: «И здесь вместо «долины» написано «поток». Потому что в долине никогда нельзя найти колодец с живой водой»[7]. То есть речь идет об источнике, потоке, который становится руслом и наполняет всю долину, превращая ее в поток. Так и духовная жизнь начинается с реставрации того немного, что потеряли, а при бережном отношении к духовной жизни превращается в стремительный поток. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38).

И мы далее:

Оттуда перешел он в Вирсавию. И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего (Быт. 26, 23–24).

На эти слова мы должны обратить особое внимание. Бог является к Исааку и говорит: Я Бог Авраама. Пройдет несколько столетий, и Бог явится к Моисею и скажет: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова… Но сейчас Он называет Себя Я Бог Авраама. Это очень важно, когда дети исповедуют веру своих отцов. Бог, являясь самодостаточным, не стыдится называть Себя Богом определенных людей. Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 6), – скажет Он Моисею. Потому что Бог раскрывает Себя в вере этих удивительных людей. Вера святых подсказывает нам правильное направление к Богу. Как сказано в Книге Песнь песней:

 Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты?..

– Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских (Песн. 1, 6–7).

И Церковь находит своего Жениха, подражая святым. То есть когда мы подражаем святым, идем по их стопам, мы приходим к Небесному Жениху Иисусу Христу. Сказано: Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас (Флп. 3, 17); и еще: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). То есть, идя по следам овец, которые всегда следуют за Пастырем, мы приближаемся и к Нему Самому. Так, например, апостол Павел однажды воскликнул: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16).

Эти слова: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою, сказанные Исааку, напоминают те, которые некогда услышали позже и Авраам, и Моисей.

И для Исаака было весьма важно услышать эти слова, ведь он вступил в конфронтацию с язычниками, он восстановил колодцы, которые были ими засыпаны. Это, наверное, было непросто, наверняка же было сопротивление, но он, преодолевая все трудности, выполняет свой долг перед умершим отцом и восстанавливает все колодцы.

Здесь очень важно, что Господь делает что-то ради рабов Своих. Это значит, что наши молитвы к святым имеют библейское обоснование, это очень важно осознать.

И мы читаем далее о действиях Исаака:

И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской] (Быт. 26, 25).

То есть когда восстановлены колодцы отца, здесь уже можно строить что-то новое, но как бы на старом фундаменте, на вере Авраама.

Если бы мы попытались оценить жизнь этих людей с точки зрения современного мира, то их жизнь была в постоянном движении, это была очень трудная жизнь. Апостол Павел пишет: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр. 11, 8–16).

И он устроил там жертвенник, – читаем мы про Исаака, – и призвал имя Господа. Что значит «призвать имя Господа»? Дело в том, что в древние времена было особое благоговение перед именем Бога. Когда в Иерусалимском храме произносилось четырехбуквенное имя «ГОСПОДЬ» – это делалось только один раз в году, – весь народ падал ниц. И только первосвященник мог произносить имя Божие: так было в ветхозаветной церкви. И призвание имени Божьего означает подчинение этой местности Богу. Исаак устроил Богу жертвенник и призвал имя Божие. То самое имя, которое мы благословляем и святим: «Да святится имя Твое» – и которое для нас, христиан, раскрывается в имени ИИСУС (יְהוֹשֻׁעַ), ибо имя Иисус прямо проистекает от четырехбуквенного имени Бога, и в нем мы видим три первых буквы – י йот, ה хет и ו вав. И апостолы прямо учили об имени Сына Божия: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 11–12).

Итак, Исаак устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь, [в долине Герарской] (Быт. 26, 25). То есть не только жертвенник, но раскинутый шатер и выкопанный колодезь – это место, где можно жить. Раскинутый шатер аллегорически обозначает присутствие Божественной благодати, Божественного сияния над этим местом, особого Божьего покровительства. Также шатер означает и место учения и совместной молитвы чад Божиих.

А кто-то ограничил и ограничивает свои интересы миской с чечевичной похлебкой…

Протоиерей Олег Стеняев

Книги протоиерея Олега Стеняева в интернет-магазине "Сретение"

5 марта 2018 г.

[1] Начало II века н. э.

[2] Перевод с арамейского А.К. Лявданский.

[3] Амвросий Медиоланский. Об Иакове и блаженной жизни. Cl. 0130, 1.2.5.7.10.

[4] Иероним, Блаженный. Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

[5] Августин Иппонский. Проповеди. Cl. 0284, 4.SL41.271.

[6] Феодорит Кирский. Беседы на Послание к Галатам. 3, 16.

[7] Иероним, Блаженный. Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Ветхий Завет для мамы в халате Ветхий Завет для мамы в халате
Людмила Селенская
Ветхий Завет для мамы в халате Ветхий Завет для мамы в халате
Людмила Селенская
Пришел как-то к младшему брату друг. Увидел на полке Псалтирь и расширил глаза от ужаса: «Это кто же читает Псалтирь? В XXI веке?!»
Неизвестные праотцы Неизвестные праотцы
Свящ. Сергий Бегиян
Неизвестные праотцы Неизвестные праотцы
Священник Сергий Бегиян
Праотцы – предки Иисуса Христа. Мы читали о них и вроде их знаем – но в то же время и не знаем.
Исследуйте Писание Исследуйте Писание
Протоиерей Андрей Ткачев
Исследуйте Писание Исследуйте Писание
Протоиерей Андрей Ткачев
Мы ежедневно прочитываем изрядное количество текстов. Реклама, объявления, телеафиши, поваренные рецепты… Даже не читая собственно книг, мы все равно многое читаем на протяжении дня. Так почему же крещеные люди, умеющие читать, не читают ежедневно Писание? Я этим хочу сказать о том, что у нас нет оправдания. Наше невежество в Законе Господнем, наша временами совершенная отчужденность от жизни в Завете есть плод только нашей вины и нашего неразумия.
Комментарии
Людмила Смирнова 6 марта 2018, 08:19
Спаси Господи отца Олега и нас с ним! Лучший проповедник из ныне живущих, близкий и родной.
Денис 5 марта 2018, 16:10
Благодарен за статью!
Олег 5 марта 2018, 11:40
Очень здорово, спаси Господи, отец Олег!
Ксения 5 марта 2018, 10:27
Спасибо большое!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×