Не для меня…

    

Человек-таки уникален и таким именно себя чувствует. Ему трудно обосновать, объяснить свою уникальность. Все-таки ест как все, в том же транспорте ездит, ту же рекламу смотрит. Наружно наблюдая, ничего особенного в нем не заметишь. Винтик как винтик. Песчинка как песчинка. Но сердце кричит: «Нет! Никто как я, и я как никто! С чем меня не мешай, все равно я сам собой останусь!»

Это великий безмолвный крик. Великий и опасный. Великий, потому что все достойное внимания творится через неистребимое и таинственное «я». А опасный, потому что человек, не умеющий творить, утверждает свое «я» через бунт. (Оттого подонкам так хорошо в атмосфере революции. Бесполезные в мирном и созидательном труде, они раскрывают свое «я» только в стихии бунта.) Может, через насилие в разных формах. В любом случае – через какую-то чушь и непослушание.

Вздорное, мелкое, бессмысленное непослушание на каждом шагу силится утвердить за человеком его особые права. Точнее – проявить право на особый статус. Почему человек выжимает из мотора 200 км/ч там, где разрешено не более 90? Да потому, что он «не тварь дрожащая, но право имеет». И под «кирпич» едет по той же причине, и двойную сплошную пересекает и так далее. «Преступление и наказание» он до смерти не прочтет, зане ему не надо. Но преступления будет совершать в духе ошалевшего от гордых фантазий студента и в том же духе будет встречаться с наказанием.

При входе во многие места нарисованы перечеркнутые предметы, как то: декольте, мороженое, собака, мобильный телефон, фотоаппарат. Но человек, без труда считывая смысл этих пиктограмм, на практике уверен, что они не к нему относятся. Отсюда холодное бешенство музыкантов и актеров, вынужденных выслушивать рингтоны посреди своей сценической работы. Отсюда раздражение музейных работников на патологических любителей фотографировать телефоном в галереях и выставочных залах. Там именно, где телефон и фотоаппарат при входе нарисованы и недвусмысленно зачеркнуты. Знакома эта болезнь и священникам. Какая бы скорбь или какая бы радость не воспевалась Церковью через богослужение, всегда есть риск, что где-то среди молящихся раздастся мелодия звонка и чей-то голос приглушенно скажет: «Алло! Я сейчас не могу говорить. Я перезвоню».

Просто человек скользит взглядом по запрещающим и предупреждающим знакам и думает, что они начертаны для кого угодно, только не для него. Ну, как смерть, например. Ясно ведь, что все умирают. «Все, но не я», – шепчет левое полушарие правому, или наоборот.

«С собаками нельзя», – гласит надпись. Но человек думает: «Это и понятно, что с собаками нельзя. Собаки злые, вонючие, агрессивные. Но это же не мой Пупсик. Пупсик у меня ласковый, чистенький, умный такой. Он даже не совсем собака, а почти человек».

И так повсюду. Шепот совести о личном бессмертии и внутреннее убеждение в своей неповторимости играют злую шутку с человеком там, где он не умеет отделять мух от котлет. Этот шепот и это чувство ведут человека не к молитве и добродетели, а к беззаконным и неосознанным попыткам расширить за счет других свое жизненное пространство.

Совсем не надо удивляться тому, что люди на каждом шагу не верят написанному в Библии. Или верят, но на практике это никак не заметишь. Люди даже написанному на трансформаторной будке не верят. А написано там: «Не влезай! Убьет!» И череп нарисован с молнией.

Люди не верят написанному и не соотносят его с собою

Откровение (Синайское) тоже было при громе и молниях, с угрозой смерти и трепетом во всякой душе. И если бы так и дальше было, все было бы по-иному. А так… Ну, книжка. Ну, Библия. Рассказы всякие, истории, притчи, заповеди. Книжку можно в руках повертеть, оспорить, посомневаться. А кто писал? А не изменился ли текст за многие столетия? И так далее. В общем, люди не верят написанному и не соотносят его с собою. Даже в отношении Библии – не то что дорожных знаков. Или наоборот: даже в отношении дорожных знаков, а не то что в отношении Библии.

Я прошу прощения, но приведу еще пример, многим знакомый и весьма показательный. Еще раз прошу прощения. Дело в том, что мы не ангелы, а, следовательно, нуждаемся в уборной. Уборная же, как всякое рукотворное изобретение, нуждается в правилах эксплуатации. Одно из таких: не бросать в раковину бумагу или иные гигиенические штуки. Ну, понятно: чтоб не забилось там все, чтоб не плыло потом верхом, чтоб не закрывать кабинку на ремонт и так далее. Это так же должно быть понятно, как «не кури на заправке», «не высовывай голову из окна поезда на ходу»… Должно, но не понятно. Что в театре, что в ресторане, что в аэропорту с большим (не скрою) удивлением раз за разом видишь, что простейший текст просьбы на нескольких языках – «не бросайте… и прочее» – очередной посетитель не осилил. Не смог прочесть. Или прочел, но подумал, что это не ему адресовано. Или сначала бросил, а потом прочел. Или что-то еще, я уж не знаю. Эти досадные мелочи имеют далеко идущие последствия.

Например, надо говорить с людьми о высоком, возвышать душу и облагораживать. Но как ты будешь возвышать человека, шуршащего фантиком в зале консерватории? Вроде бы с ним Бах и Рахманинов со сцены уже беседуют. Но он знай себе шуршит, а потом в уборной он же, видимо, и раковину забьет каким-то гигиеническим изделием. А не он, так сосед или соседка. Иной священник справедливо скажет: «Я хотел бы говорить с вами о Фаворском свете или ангельском мире, но буду говорить о том, чтобы вы не приходили в храм в шортах и не ковыряли в носу посреди службы. Выше этого уровня мы пока не поднялись».

Человек подтверждает свою уникальность добровольным самоограничением и дисциплиной. Именно тогда он – освежающий ручей, веселящий глаз и слух. Иначе – просто миргородская лужа. И последний штрих: человек отвратителен, когда он не думает о других. О тех, кто живет по соседству; о тех, кто захочет рядом припарковаться; о тех, кто после тебя зайдет в уборную, и так далее.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Верные в малом Верные в малом
Епископ Хризостом (Войинович)
Верные в малом Верные в малом
Епископ Хризостом (Войинович)
Будем верными Богу в малом и не будем ждать от жизни каких-то особых триумфов. Все сделанное по доброй воле и от чистого сердца Бог принимает как величайший дар, даже если это и что-нибудь самое незначительное в очах людей.
Бесскорбная жизнь Бесскорбная жизнь
Анна Ведяева
Бесскорбная жизнь Бесскорбная жизнь
Анна Ведяева
Как получилось, что родители боятся того, что их дети, подобно героям американских сериалов, никогда не простят им отсутствия комфорта?
Тьма ожесточенья Тьма ожесточенья
Марина Бирюкова
Тьма ожесточенья Тьма ожесточенья
Марина Бирюкова
Почему утомленному человеку легче взорваться, обрушить на ближнего град обвинений, нежели спокойно ответить на его вопрос?
Нервы являются скрытым эгоизмом Нервы являются скрытым эгоизмом
Архим. Андрей (Конанос)
Нервы являются скрытым эгоизмом Нервы являются скрытым эгоизмом
Беседа с радиослушателями
Архимандрит Андрей (Конанос)
Если ты во всем ищешь вину, если всем недоволен, это происходит, потому что тебе не хватает Христа и смирения.
Аскетика – этика – этикет Аскетика – этика – этикет
Диак. Павел Сержантов
Аскетика – этика – этикет Аскетика – этика – этикет
Диакон Павел Сержантов
Этика, оторванная от аскетики, не устояла. Ей на смену пришли правила этикета. И уже не надо быть добрым, просто соблюдай правила, и тебе будут все улыбаться. Правда, поддельными улыбками.
Первая заповедь Первая заповедь
Елена Живова
Первая заповедь Первая заповедь
Елена Живова
Чем живет человек? Какие у него интересы, стремления? Всё проявляется за столом, в общей беседе…
Комментарии
Людмила 2 мая 2018, 15:16
Спаси, Господи, дорогого батюшку о. Андрея! Как всегда тыкнул нас батюшка в культурное или бескультурное поведение. Дай, Господи, многая лета дорогому Батюшке!Батюшка, благодарю, Вас!Что толку рассуждать и мусолить о высоком,если порой ведём себя хуже свиней!?
Сергей 1 мая 2018, 11:30
Както в переди меня шла бабушка с внуком, и возмущённо говорила внучку о людях,которые засорили улицу. И тут же сама непроизвольно бросила обёртку из под мороженного. Мне ни чего не оставалось делать как поднять эту обёртку и выбросить в урну. К великому нашему сожалению мы замечаем за другими, а за собою нет.Не уж то и мы не были молодыми. А ГОСОДЬ сказал:"Не жертвы хочу, а милости!"
Ирина30 апреля 2018, 19:53
Простите, но если нас что-то раздражает в окружающих, то это не проблема окружающих нас людей, это наша проблема. Это тест на наше смирение. Смиренного человека ничто не раздражает - ни громкая музыка, ни грязь вокруг, ни толчки, ни пинки - вообще ничто. Потому что ум его устремлен к Богу ("Горе имеем сердца"). А если мы не только все это замечаем, но нас это даже раздражает и нарушает наше душевное равновесие, то рано нам еще называться православными христианами. Значит, мы еще язычники, призывающие брать пример с японцев, немцев или еще кого-нибудь, на наш взгляд, более аккуратного и совершенного. Следовательно, надо еще много и упорно работать над собой, над своими грехами.
Владимир30 апреля 2018, 00:12
Алексею.
Конечно, опять "власть" виновата!Да еще с древних времен! Очень удобная позиция, и безопасная! А, может, стоит почаще вспоминать пословицу про зеркало? Когда же мы скажем про себя - это я сделал: проехал на красный свет, еду по обочине, плюнул под ноги кому-то... Каждый из нас отвечает за себя, за свои поступки. И пусть "власть" перед Богом ответит за свои,а мы - за свои.
Иулиания28 апреля 2018, 23:27
Соль на рану, отец Андрей. О нашем раздолбайстве можно говорить бесконечно. Это японцев воспитывают с малых лет так, чтобы не причинять неудобства ближнему своему. А среди наши людей, верующих в том числе, как-то не принято чувствовать ситуацию вокруг. Скромность, деликатность, вежливость... какие-то архаизмы. Вот только вчера подхожу вечером к подъезду и около него стоит машина с открытыми дверьми, а из машины орет музыка. Рядом стоят и обнимаются молодые люди. Им хорошо. А то, что все это слышат находящиеся и отдыхающие дома, молодых, конечно, не волнует.
Вера28 апреля 2018, 17:31
В Германии штраф платят за все:превышение скорости(стоят специальные автоматы,измеряющие скорость и фотоаппарат.Оправдывает себя эта установка месяца за 1,5),за неправильный выгул собаки, за шум после 22:00,за шлепок по заднице ребенку,за оскорбительное отношение к лицам нетрадиционной ориентации(пусть будет судебное разбирательство тянуться три года,а штраф составит 20 евро, но оштрафуют!).. Перечень - 700 знаков не хватит. Штрафов боятся и поэтому соблюдают дисциплину.Но если ОКО задремало - то не особенно стесняются и дорогу перейти в неположенном месте, и скорость превысить, и по геям пройтись... В Германии все держится на страхе штрафов и потере рабочего места.А самосознание -дело 10-е
Георгий28 апреля 2018, 15:25
Менталитет это наш. Немцы вон будут перед пустой дорогой стоять если светофор красный. У нас есть твердое убеждение, увы, подтверждающееся практикой, что законы и запреты вводятся не для блага людей, а для выгоды определенных лиц. Поэтому все запреты у нас рекомендательные. Запрет, он у нас как радуга, куча градаций имеет. Поэтому видим часто: "Категорически запрещено". Интересно, какая следующяя степень запрещенности?
Только неотвратимость наказания может это остановить.
Николай28 апреля 2018, 09:11
Из слов преподобного Иоанна Лествичника, "сердце испытывается, когда другие бесчестят". Раз такое происходит в обществе, значит Господь попускает. Не нашим ограниченным умишкой, размышлять, почему так происходит, и думать какие все-таки люди не культурные, а мы ну прямо ангелы во плоти. Господь любит всех людей вне зависимости от их нравственно-культурных качеств. Храни всех Господь. Мир вашим сердцам братья и сестры.
Надежда27 апреля 2018, 23:23
Солидарна.
Елена27 апреля 2018, 22:29
Как верно, о.Андрей! ...верный в малом, над многим тебя поставлю...
Особенно противно, когда плюют на землю, рядом с твоей ногой, с отвратительным гортанным звуком. Идёшь по асфальтированной дорожке и как бы не вляпаться!
Наталья27 апреля 2018, 22:11
Спасибо, о.Андрей!
р.Б. Наталия27 апреля 2018, 15:23
Спасибо,о.Андрей! Я сегодня с раннего утра тоже думаю об этих людях.У меня цветы растут на газонах возле дома. 10 лет никто не трогал, а последние два года просто какой-то ужас. Повыкапывали что хотели. Вот и думаю кто же я для них? Полный раздрай в душе.
Анна27 апреля 2018, 15:12
Это все вполне естественно! Человек склонен к самооправданию, в тюрьме нет виноватых. Человек не замечает собственных грехов, зато учит других как жить. И каждый читающий вот эти строки подсознательно верит, что они не о нем, а о других.
Ирина27 апреля 2018, 13:24
Спасибо, отец Андрей! Как всегда точно, умно, лаконично! Именно такие мелочи повседневной жизни, создающие нам неудобства, заставляют раздражаться и ворчать, отвлекая порой от высоких мыслей, да и просто портят настроение! Нам так не хватает воспитания! Ваши проповеди, книги, статьи, выступления делают нас лучше! Читаем, слушаем, смотрим все,что удается отыскать! Благодарны Вам безмерно!
Игорь Петрович27 апреля 2018, 13:07
Конечно, как обычно, о.Андрей прав на все 100, и список раздражающих примеров можно продолжать до бесконечности, я бы еще добавил бесконечные разговоры по мобильнику в общественном транспорте... Но я вот о чем подумал: а кроме низкого культурного уровня и невоспитанности, может, еще дело в том, что запретов черезчур много? Может, люди просто перестают реагировать на запреты, если они на каждом шагу? Например, в музеях. Почему на человека, как коршун, бросается смотрительница, если он пытается запечатлеть на память какую-нибудь картину? Неужели его мутная копия в жанре "тараканы в тумане" могут конкурировать с профессиональным альбомом?
Максим М.27 апреля 2018, 12:32
Спаси Господи! Хорошо написано. Человек - индивидуальность, это правильно, таким его создал Господь, уникальным и любящим свободу, поскольку он - образ и подобие Божие. Но свобода должна быть полной, то есть человек должен быть свободен от греха, а у нас под свободой понимается добровольное рабство греху, тлению и дьяволу. Отсюда все проблемы - правильно, ты индивидуален - докажи это любовью к ближним, заповедям Божьим, Господу, независим - покажи независимость от грехов. Только тогда ЧЕЛОВЕК раскрывается и делается по-настоящему независимым, свободным и счастливым.
Алексий27 апреля 2018, 12:24
К сожалению, о. Андрей не идёт дальше в своих рассуждениях. А почему у русского человека сложилось такое пренебрежительное отношение к запретам и законам? Смею предположить, что в нашей стране это связано ещё и с необязательностью исполнения законов безусловно всеми членами общества. Власть предержащие на Руси ещё в стародавние времена не гнушались править что светские законы, что церковные обряды и книги по своему усмотрению. И, конечно, "обычный" человек внутренне протестует против ограничения его свобод, руководствуясь в своих поступках, в основном, голосом своей совести, уровнем культуры и здравым, как ему кажется, смыслом.
Даниил Александрович27 апреля 2018, 12:21
Всегда все уверенно и твердо, справедливо и истинно. Мир Вам, о. Андрей, храни Вас, Бог!
Антоний27 апреля 2018, 11:33
Благодарю редакцию и дорогого отца Андрея за статью. Как известно, "строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения". Например, курить на остановках запретили, но курят все - школьники и студенты, девушки и дедушки. А многие ли владельцы собак за своими псами убирают? Вот-вот. Плевать на всё "исключительным" гражданам, властям тоже плевать. Иначе ввели бы приличные штрафы и создали бы дружины, которые имели бы право штрафовать. Бросил окурок? Штраф 10 тысяч. А собранные средства - на экологию потратить, дабы вред, причиненный "исключительными", компенсировать. Словом, в этом вопросе я - за сильное, "полицейское" (в хорошем смысле) государство.
Валентин27 апреля 2018, 11:09
Ежедневно надо по всем каналам передавать проповеди о.Андрея. Неважно, какой веры слушатель будет, либо и неверующий, - от этого хуже не станет никто.
Андрей27 апреля 2018, 10:52
Если разговор идёт гордости, например, в форме бунта, то стоило бы разделить людей сознательно не пожелавших творческого развития своей личности и тех, кому они же не дают творчески развиваться, ведь первые просто не могут существовать без озлобления других, а вторые выбирают между способами противления злу и смертью.
Владимир27 апреля 2018, 08:39
Спасибо, отец Андрей, подписываюсь под каждым совом, согласен со всеми высказанными и начертанными мыслями и утверждениями... Сам, наблюдая за собой, за внезапно возникающими непотребными желаниями, совершаемыми поступками, движениями, только выйдя в мир на улицах, транспорте, за рулём, в метро, сознаешь несправедливость роящихся мыслей, тут их и себя судишь, оттвергаешь свою несправедливость в оценках поступков окружающм их. Корректируешь своё поведение, сокрушаешься по поводу соделанного и невозможности исправить. Спасибо ! Я Вам верю, отец Андрей. Спаси Вас, Господи !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×