Не играть в героя, а быть им
Фильм «Путь героя» Общероссийской общественной организации «Общее дело» посвящен теме зависимости от компьютерных игр. Основной девиз фильма: «Не играй в героя, а будь им». Фильм рассматривает разные аспекты жизни молодёжи в ключе зависимости от компьютерных игр и мотивирует молодых людей на развитие навыков и способностей, на установление отношений с целеустремленными и порядочными людьми, на постановку целей и задач в своей собственной жизни. Фильм «Путь героя» показывает, что самая интересная игра ‒ это реальная жизнь человека, и он и есть настоящий герой.
С каждым годом технологии в компьютерных играх выходят на новый и новый уровень, анимация становится все более правдоподобной, погружая людей в иллюзию реальности.
С другой стороны, новые компьютерные технологии открывают перед человеком множество возможностей: получать полезные знания, общаться с интересными людьми.
Часто компьютерные игры настолько затягивают людей в виртуальный мир, что они проводят там все свободное время, открывая новые локации, проходя квесты, развивая персонажа, ощущая себя героем.
Но почему мы забываем про самого себя? Ведь каждый человек уникален и приходит в этот мир со своими талантами и предназначением. И путь каждого человека неповторим.
Но готовы ли мы встать на этот путь?
Готовы ли мы встать на путь героя?
Сейчас видеоигры стали настолько популярны, что наверняка в окружении каждого найдется как минимум пара человек, которые проводят все свое свободное время за компьютером. Игрок может выступать мифическим воином, создавать города, уничтожать чудовищ.
День за днем, неделя за неделей он развивает навыки персонажа, но забывает про свои собственные. Он потратил уйму времени на развитие способностей своего компьютерного героя, но приобрел ли он навыки, которые пригодятся ему в реальной жизни?
Матвей Северянин, Успешный предприниматель, писатель, троекратный обладатель престижной премии «Серебряная кнопка YouTube»:
‒ Из-за того, что я постоянно играл в игры, я перестал ходить в кружки, в секции и перестал заниматься чем-либо, кроме игр. У меня не было девушки, не было свободного времени, потому что всё оно уходило на прокачку персонажа. И не было времени, чтобы учиться, развиваться, вообще делать что-либо, кроме игры. Я был лидером гильдии, я водил людей в рейды ‒ я был очень уважаемым человеком в игре. Но в жизни я реально выходил на улицу ‒ у меня не было сильного тела, у меня не было прокачанного интеллекта, у меня не было абсолютно ничего.
В один прекрасный весенний день ничего не предвещало беды, но в дверь постучали, и на пороге стояла женщина, которая держала в руках повестку. Я понял, что меня выгнали из института, теперь мне придется идти в армию. И это вернуло меня в реальную жизнь.
Михаил Носов, Пятикратный «Ironman», 5-й Ultraman России, директор по аудиту в компании «Большой Четверки»:
‒ Я вот какое-то время не мог это осознать. Мне реально этот виртуальный мир был проще и ближе. Мне хотелось там оставаться как можно дольше. И в определенный момент я пришел к выбору такому: я реально чего-то хочу в жизни или нет? Я понимал, что в реальной жизни не то что топчусь на месте ‒ я просто потихонечку-потихонечку деградирую, потихонечку иду вниз.
Мы можем использовать свое время на приобретение навыков, которые помогут реализовать себя
И ко мне пришло в институте осознание того, что все, что ты в жизни получаешь, зависит от тебя. Если ты хочешь реальной, интересной, красивой жизни в реальности, то ты должен больше времени проводить там.
Мы можем использовать свое время на приобретение полезных навыков, которые действительно помогут реализовать себя.
Например, речь: умение грамотно и интересно говорить пригодится в общении со сверстниками, поможет знакомиться с новыми людьми, уверенно чувствовать себя в любой компании. А один из лучших способов развития грамотной речи ‒ это чтение книг.
У персонажа может быть «прокачана» физическая сила, он с легкостью побеждает противников, но собственное физическое развитие игрока оставляет желать лучшего. Сможет ли он при необходимости защитить самого себя? Постоять за девушку?
Занимаясь спортом, мы развиваем физическую силу, выносливость, поддерживаем в тонусе наше тело. Кроме этого, мы развиваем силу воли ‒ одно из важнейших качеств в жизни: способность делать то, что лень делать, но необходимо, например, идти на тренировку, когда хочется посмотреть телевизор.
Кто-то проводит все свое свободное время за игрой, пытаясь заполучить меч, которого даже не существует.
Он потратил на игру несколько месяцев, но за это время мог бы, например, научиться играть на гитаре.
Одним из заменителей виртуальной игры у меня стала гитара.
Очень долго обучался, ничего не получалось. Но чем меньше получалось, тем больше хотелось.
И в какой-то момент это начало приносить свои плоды. В компании, когда ты хоть как-то, но играешь на гитаре, ты становишься уже центром притяжения. Тебе гораздо проще общаться с девушками и со сверстниками.
Гораздо лучше прокачивать себя. Пускай это будет не гитара, пускай это будет всё, что тебе приносит удовольствие. Если ты находишь в жизни то, что тебе по душе, то, что тебя развивает, – это самое лучшее.
Злата Сергеева, студент НИУ Высшей школы экономики, младший сотрудник Энергетического центра бизнес-школы SKOLKOVO:
‒ Играя в компьютерные игры, человек тратит как минимум полчаса в день. И за полчаса в день, на самом деле, если заниматься какими-то вещами регулярно, например, тем же иностранным языком, если тратить на него хотя бы по полчаса в день, то за год, я знаю на собственном примере, за год я с нуля выучила французский язык и потом смогла поехать на стажировку в Париж. Я считаю, что это более приятное вложение сил и своего времени, которое потом реально окупается в плане знаний, в плане удовольствия, в плане новых впечатлений.
Надо сказать, что игрок, «прокачивая» персонажа, не просто теряет время ‒ он ухудшает свое здоровье, прежде всего, зрение, снижает свой творческий потенциал, привыкая действовать по шаблону.
Развитие способностей необходимо для раскрытия своего потенциала, для получения заслуженного уважения, Это даст возможность жить яркой жизнью, наполненной общением с интересными людьми.
К примеру, есть профессиональные навыки, которыми мы должны обладать, чтобы получить хорошую работу.
Матвей Северянин:
‒ Практически во всех современных играх есть счетчик.
Счетчик времени, сколько ты потратил на эту игру. Очень легко увидеть, сколько времени ты проиграл в «Доту», в «Варкрафт», в «Танки». Многие люди этим гордятся. Они говорят: «Я играл в ‟Доту” 5000 часов». Но если подумать, есть такая интересная статистика: чтобы стать мастером своего дела, надо 10000 часов. Так вот, за 5000 часов, хорошо, ты стал мастером «Доты», но как это поможет тебе в реальной жизни? За 5000 часов можно практически любой навык изучить. Да это будет не уровень профессионала, но это будет хороший средний уровень, который может позволить тебе зарабатывать деньги, кормить свою семью и делать вещи, которые тебе более интересны.
В игре для получения навыков или различных способностей, как правило, есть персонажи, которые могут научить чему-то новому.
Игроки знают, насколько важны такие встречи для развития их героя, и постоянно ищут их.
Но ведь в реальной жизни есть люди, которые могут научить нас чему-то по-настоящему ценному и полезному. Тому, что останется с нами на всю жизнь: как выстраивать отношения, как стать профессионалом в интересующей тебя области, как обеспечивать семью....
Окружение влияет на всю нашу жизнь, на то, кем мы станем. Есть те, кто тянет нас вниз, а есть те, кто помогает нам стать лучше, раскрыть свои таланты.
Михаил Носов:
‒ Я занимаюсь триатлоном ‒ это мое хобби, увлечение. В триатлоне одна из дисциплин – это велогонка. Когда ты на велосипеде едешь достаточно продолжительное время. И там есть такое понятие, как драфтинг.
Драфтинг – это когда кто-то «сидит у тебя на колесе», за тобой едет, и это позволяет человеку, который едет за тобой, экономить силы при такой же скорости. Человек, который едет впереди, преодолевает сопротивление воздуха, создает за собой шлейф, к которому человек подстраивается. Человек пятый, шестой ‒ он тратит 60% силы, в сравнении с лидером, сохраняя скорость лидера. Это такой важный принцип, и я, когда один раз съездил на длинную тренировку, вдруг осознал, что в жизни происходит то же самое. Когда мы находим компанию с ярко выраженными лидерами, с людьми, которые идут вперед, и пристраиваемся к этой компании, у нас вдруг неожиданно получается в жизни то, чего раньше не получалось. К нам приходят определенного рода успехи. Можем этого не осознавать, но влияние людей, которые впереди, огромно.
Поэтому не надо останавливаться. Сейчас у вас только несколько человек в круге общения, вы теряете в темпе. То есть найдите еще людей, расширяйте свой круг общения. Тянитесь за теми, кто преуспевает. Помогайте тем, кто сзади. И тогда у вас будет очень долгий путь наверх. Очень долгий успешный путь.
Матвей Северянин:
‒ Окружение ‒ это очень важный момент в жизни любого человека. Потому что если ты общаешься с людьми, которые выше тебя по уровню, добились чего-то, ‒ ты начинаешь становиться похожим на них. По большому счету, есть очень хорошая пословица: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Если ты общаешься с людьми, которые добились в жизни большего, у кого есть серьезные результаты в спорте, в бизнесе, в здоровье, в отношениях ‒ ты можешь прокачаться. Если ты общаешься с людьми, которые принимают наркотики, то рано или поздно кто-то предложит тебе дозу. Если все твои друзья играют в игры, рано или поздно ты тоже начнешь играть, тебя тоже пригласят в рейд, в гильдию, и всё твоё свободное время будет посвящено, по сути, убийству собственной жизни.
Если мы общаемся с целеустремленными людьми, то это делает нас лучше
Если мы общаемся с целеустремленными и порядочными людьми, то это делает нас лучше и помогает достигать в жизни хороших результатов. К примеру, если твои друзья серьезно изучают иностранный язык, тебе будет гораздо легче им овладеть.
Если же в твоем окружении преобладают те, кто целей не имеет и предпочитает бессмысленно тратить время, сбегая от реальности с помощью алкоголя, курения и других наркотиков, то поддаться и встать на этот путь будет очень просто.
Известная мудрость гласит: скажи мне, кто твой друг ‒ и я скажу, кто ты.
Злата Сергеева:
‒ Прежде всего, надо понимать, что люди, которые смотрят на тебя со стороны, не могут заглянуть вовнутрь тебя, и они не могут увидеть, что ты можешь на самом деле, а что нет. Что ты можешь, знаешь только ты, да и то очень часто ты сам в себе этого не видишь. Но надо попытаться, сначала, может быть, наедине с самим собой или в совершенно другой компании, которая ещё не знает, что ты этого не можешь, надо попытаться преуспеть в том, в чем ты хочешь.
И, возможно, там ты посмотришь на себя по-другому и поймешь, что на самом деле тебя убеждают, навешивают на тебя ярлыки те, кто просто-напросто сам в чем-то не уверен и пытается за твой счет выглядеть лучше. Вот и всё, просто меняй окружение.
Михаил Носов:
‒ Надо максимально находить себя, находить компании, которые тебе интересны. У них находить людей, которыми ты восхищаешься и равняешься на них. Смотреть, почему именно этот человек тебя мотивирует и чем он занимается, в отличие от других людей, что в этом есть для меня, могу ли я этим самым тоже заниматься?
Вот у меня было несколько человек, которых я могу назвать своими наставниками, хотя они об этом не знают. Но я просто на них смотрел, я мысленно моделировал: если я буду этим человеком, как я буду жить в этой жизни. И когда я отвечал себе на вопрос «да, это круто», я занимался тем, чем занимались они, и находил свой путь. То есть я, в итоге, не чистая копия тех людей, на кого я равнялся, но я за счет этих примеров очень сильно для себя вырос.
И когда ты это понимаешь, ты понимаешь, что у каждого из них ты можешь взять частичку: у кого-то ты можешь взять смелость, у кого-то ты можешь взять решительность, у кого-то можешь взять физические умения достигать результатов в спорте, у кого-то по работе. Чем больше у тебя таких людей будет, тем сильнее станешь ты.
В игре персонаж за наработанный опыт может получить новые способности, которые позволят выполнять ещё более сложные задачи, подняться на новый уровень.
Но представь, насколько важно общаться с профессионалами в настоящей жизни. С людьми, которые могут передать тебе свой опыт, практические навыки, знания в разных областях.
Матвей Северянин:
‒ Допустим, все твои друзья играют в игры. Если ты будешь действовать как они, что ты получишь в итоге? Я очень люблю задавать этот вопрос. То, что я сейчас делаю, ‒ что это мне даёт? Естественно, если все твои друзья играют в игры, если ты тоже будешь играть в игры, ты не будешь конкурентоспособен. Ты будешь таким же, как они. Возможно, ты будешь самым классным парнем на сервере. Но это не поможет тебе познакомиться с девушкой, построить успешные отношения, начать зарабатывать деньги, устроиться на хорошую работу или сделать свой бизнес. Все твои мечты и все твои планы и цели бьются о то, что ты сейчас делаешь не то, что ведет тебя к твоей цели.
Для людей, которые играют в компьютерные игры, как правило, интерес представляют разные задания, квесты, которые они получают по ходу игры.
Но оглянись вокруг, насколько интересен реальный мир. Например, путешествуя, можно встретить замечательных людей и открыть для себя потрясающие места.
Почему бы не стать настоящим героем в своей собственной жизни и достигать результатов в реальности, а не в иллюзии игры?
Ставить важные цели, результаты которых останутся с тобой на всю жизнь.
Миссии в играх уже кто-то придумал, запрограммировав, что и как человек должен сделать.
Твоя жизнь ‒ путешествие, которое можешь пройти только ты
Но твоя жизнь ‒ это путешествие, которое можешь пройти только ты. Ведь каждый из нас уникален. И каждого ждут именно его свершения и победы, которые могут сделать этот мир лучше и добрее.
Цель в жизни – это не что-то простое и легкодостижимое. По сути, это понимание своего предназначения, того, зачем я пришел в этот мир.
Михаил Носов:
‒ Если ты зашел куда-то в очень глубокий минус, перебрал в каких-то сферах неблагоприятных, стал пробовать наркотики, алкоголь или курить, то в определенной черте ты уже не сможешь нажать на «репит» (repeat).
То есть если ты зайдешь очень далеко, свою жизнь очень потом сложно, гораздо сложнее, чем в игре, вернуть: не то что вперед продвинуться ‒ хотя бы вернуть на то, с чего ты начинал. Это примерно то же самое, что ты спустился с очень крутой горы, очень быстро. Ты получил от этого, за пять минут спуска, эмоцию радостную, но потом ты понимаешь, что все, что ты получил – это просто спустился вниз, а теперь тебе двигаться на своих двоих назад. Это очень тяжело.
Матвей Северянин:
‒ Возможно, сейчас у тебя нет какой-то определенной цели. Ты не знаешь, кем ты хочешь стать, не можешь выбрать профессию. Но тем не менее чем больше всего ты умеешь, тем больших результатов ты можешь достичь.
Игрок, двигаясь к поставленной цели, постоянно сверяется с картой. Правильно ли он идет.
Но в реальной жизни анализировать события, поступки, то, в какой точке ты сейчас находишься и куда направляешься – по-настоящему важно. Чтобы добиться серьезных результатов, необходимо осознавать и анализировать свои действия, к чему они тебя приведут.
Матвей Северянин:
‒ Я бы начал с того, что четко сел и прописал задачи на свою жизнь. Понятное дело, что это сложно, особенно если тебе 14‒16 лет. Сложно анализировать себя. Даже и в 18, и в 20. Людям бывает и в 28, и в 49 сложно анализировать себя. Но тем не менее если ты сядешь, пропишешь задачи, четко поймешь, чего ты хочешь добиться в жизни… Дальше тебе просто нужно начать строить план. Тебе самому решать, что дальше будет происходить в твоей жизни. Потому что те действия, которые ты делаешь сейчас, и формируют твоё будущее.
Погружение в игру является попыткой убежать от реальности
Бывает так, что погружение в игру является попыткой скрыться от проблем, убежать от реальности. От реальности, в которой надо прилагать усилия, решать жизненные вопросы. А в игре все просто: персонаж прогрессирует, хотя в настоящей жизни человек ничего не достигает.
Честно задай себе вопрос: разве решаются твои проблемы, пока ты проводишь время в игре? Конечно, нет. Они только увеличиваются.
Пока ты бродишь по виртуальным мирам, твоя жизнь проходит мимо. Твоя жизнь, где ты мог бы строить отношения, путешествовать, открывать новое, – уходит безвозвратно.
И у тебя уже не будет возможности загрузить ее заново, или запустить «сейв» (save), как в игре.
Михаил Носов:
‒ Но практика показывает, моя, по крайней мере, что если есть какая-то проблема в реальной жизни ‒ в виртуальной она не решится. То есть если ты супернакачанный игрок какого-то уровня, ты закрываешь компьютер, игра заканчивается, и ты уходишь снова к нерешенным проблемам. Проблема в том, что они растут. Каждый твой день, прожитый за компьютером, ‒ он приумножает, он ни в коем случае не решает те проблемы, которые у тебя есть. А их рано или поздно придется решать.
Матвей Северянин:
‒ Современные игры устроены очень хитро. При их производстве привлекают профессиональных психологов. Что делают эти люди? Сначала дают тебе первую дозу бесплатно, а потом просят у тебя деньги за какие-то сундуки, достижения, красивого коня и т.д. По сути, ты тратишь деньги и время на пустоту ‒ на то, чего нет и не будет в реальной жизни. Почему бы не задумываться о том, чтобы получать удовольствие от того, что ты поставил цель и её добился. Ты получил какое-то поощрение ‒ может быть, заработал первые деньги, написал книгу, чего-то добился в жизни.
Почему ты развиваешь компьютерного персонажа, но забываешь про себя?
Ты долгое время прокачивал силу персонажа в игре, только забыл про своё собственное тело.
Твой персонаж читал свитки и книги, слушал наставления мудрецов, но разве тебе самому интеллект не нужен?
Почему ты развиваешь компьютерного персонажа, но забываешь про себя?
Открываешь иллюзорные пространства, но боишься открыть настоящий мир?
Делаешь «апгрейд» (upgrade) в игре, но не в своей жизни? Стремишься к виртуальным достижениям, но не ценишь тех, кому ты дорог?
Пришло время поверить в себя и начать жить своей судьбой.
Ты и есть реальный герой, и тебя ждет твой неповторимый путь. Путь героя.
А программист может и не знать, что такое Shub-Niggurath, его реальность -- графический "движок" и как сделать так, чтобы код "бежал" быстрее. Конечно, это не снимает с него ответственности за участие в этом безобразии, но возлагать на программистов главную вину всё-таки напрасно.
вы пишете: "Принципиально важно, спивается ли алкоголик посредством дешёвого самогона или коллекционного вина?" -- конечно, это риторический вопрос. Проблема в самом употребителе алкоголя. В Причастии то же самое вино претворяется в Кровь Христову... А после Причастия священники в алтаре потребляют эту Кровь, притом пьянеют, ибо физические данные этих Даров не меняются так, как метафизические. И что, много ли священников спилось Дарами? Сам вопрос кощунственен.
Вы пишете: "интернет бесконечен", тогда как интернет, как и всё в жизни, конечен. Вопрос, опять-таки, в отношении к нему. Кто-то пользуется по уму, а кто-то "спивается".
Олег, я специально выделил из Вашего поста все предположения, касаемые меня ЛИЧНО. Их слишком много для обычного разговора. Не знаю, может это у Вас манера общаться такая , но мне это надоело.
Вспомните притчу про бревно в своём глазу. И закончим с этим.
Ведь после смерти будет совершенно все равно, кем человек работал, чего добился, была ли семья и все такое. Не за это придется давать ответ, а за добро и зло. Конечно, совершенно правильным было бы посвятить все время душеполезным вещам, но это трудно. Так что какое-то время уделяем делам или потехам, которые должны быть, ну, не душевредными. А тут уж все равно - живешь ты в мире или в сказке.
И напоследок, как думаете что будет с человеком, если Господь призовет его во время игры в шутер? “В чем Я найду вас, в том и буду судить”»(гл. 47).
Да сохранит Бог вас и всех от пристрастий к чему-либо.
Олег, во-первых давайте воздерживаться от персональных наездов. Это некрасиво и недостойно думающего человека.
А где Вы писали, что компьютер -- главная угроза ? Да там, где предлагали заменить компьютер "Все перечисленное вами легко заменяется смартфоном, планшетом, читалкой."
Всё перечисленное -- лишённые свободы и интеллекта инструменты, которыми пользуется наделённый свободой и интеллектом человек.
С таким же успехом можно ругать автомобили за жертвы на дорогах.
Тот ли это идеал успешности по жизни, к которому должен стремиться православный христианин?
Когда ходишь в православный храм, ты очищаешся, я не священник, но на тебя сходит благодать, вы знаете какая концентрация, ясность ума появляется? Почему не использовать это в кибердисциплине? Не вижу проблем.
Многие молодые люди пытаются добиться славы, денег в играх. Нужно чтобы православный христианин, стал чемпионом мира в какой-то игре, стратегии. И встретился рассказал, про Бога и Православие. Нужно говорить на их языке, скажите, я в этом не прав?
Видеоигры -- это новый вид искусства, хотите признать или нет. И поверхностное отношение к этому искусству, как и демонстрация некоторого "покровительственного снисхождения" (именно в такой интонации написана статья), лишь обратят игроманов против незваных "учителей" -- в данном случае против церкви.
А игры если нравятся - иди учись на программиста:)
То есть Вы, Олег, главную угрозу человечеству видите именно в компьютере, а не в других перечисленных Вами образцах оргтехники ? А компьютеры, пардон, какие самые опасные -- лэптопы или старые добрые настольные коробки ?
А на планшете нельзя играть в "убийственные" игры или смотреть порнографию ?
Компьютер, планшет или ещё что-нибудь -- это просто ИНСТРУМЕНТЫ. А как использовать эти инструменты, зависит от владельца.
В конце концов, обычный молоток может стать орудием убийства. Будем забивать гвозди смартфонами ?
Компьютер -- это не только и не столько игры. Это ещё и электронная библиотека ( моя мама постоянно читает православные книги ) , это и средство связи , и много ещё чего.
Да и игры бывают разные. Авиа-симуляторы, напр. -- это средство само-образования для тех, кто увлечён небом. И исторические игры тоже несут массу интересной информации. Игры -- головоломки развивают кору головного мозга, которая нужна по жизни ежедневно.
"Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6:12).
Очень бы хотелось, чтобы они не отказались посмотреть этот фильм. Ну, тут буду думать под каким соусом им это подать... Надо дождаться удобного момента...
Пишу эти строки, а в соседней комнате дочка со своим другом (он у себя дома у компа) играют уже не первый час в какую-то игру, а на дворе лето, а во дворе прекрасная волейбольная, футбольная площадки, парки, пруды (Петергоф), тренажеры.
Спасибо за фильм.
Увидел тему про компьютерную игру и решил написать.
Мне кажется главное с Богом быть, на первое место поставить Бога, а потом, если тебе нравятся компьютерные игры, играть в них. Ничего плохого не произойдет, с Божьей помощью. Когда от Бога отходишь, тогда можешь утонуть, где угодно. Мое детство прошло в компьютерных клубах, часами просиживал за ними. А сейчас, вспоминаю какое это было хорошее время, на самом деле, не знаю почему, тепло становится. Конечно в подавляющем большинстве компьютерные игры несут вред, но Я НЕ ВЕРЮ ЧТО С ГОСПОДОМ БОГОМ НЕЛЬЗЯ ИГРАТЬ ЕСЛИ ОНИ ТЕБЕ НРАВЯТСЯ. С БОГОМ МОЖНО ВСЕ!