С 14 по 27 августа православные христиане постятся, готовятся к двум праздникам — Преображения Господня и Успения Божией Матери. Особо подчеркивая значение событий этих праздников, Успенский пост существует в Церкви с самых первых веков христианства. Он такой же строгий, как и Великий пост.
Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять наставлений афонских старцев о том, как правильно и зачем необхидимо поститься.
1. Если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришло время — и надо поститься», то он себя мучает. А вот войдя в смысл поста и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться.
2. Для здоровых юношей воздержание — самая крепкая узда против страстей, необходимая для того, чтобы господствовал дух и царил мир. Тогда в чистоте сердца они могут уже чисто смотреть на людей, как Ангелы смотрят на Ангелов. Те же, кто не воздерживаются и живут необузданно, даже на Ангелов смотрят плотски, как жители Содома, удалившиеся от Бога. Естественным следствием этого является то, что любящие свою хорошо откормленную плоть и удобства жизни любят людей плотски и их духовно разрушает собственная плоть.
3. Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку – своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды – потихоньку вся она утечёт.
4. Главное, на что каждый должен обратить внимание, это душевные страсти, а потом телесные. Потому что если человек отдаст предпочтение телесному подвигу и не будет подвизаться в искоренении душевных страстей, считай, не делает ничего.
5. – Геронда, отчего некоторые люди, физически слабые и болезненные, хорошо переносят пост?
– Секрет в смиренном и любочестном подвиге, который сопровождается молитвой и приобщением Пречистых Таин.
6. Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста. … Сохраняя гортань от многоядения, храни ее и от осуждения, срамословия и празднословия, помня, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном Суде.
Преподобный Никодим Святогорец
7. Пост — это время особого духовного напряжения, духовного внимания, когда мы должны собрать все наши силы, рассеянные сéмо и овáмо (здесь и там, всюду) и направить к тому, что есть едино на потребу (ср.: Лк. 10, 40-42).
Схиархимандрит Иеремия (Алехин)
8. Пост, молитва, воздержание, бдение даруют благодать, разнообразную благодать Святаго Духа.
9. Я считаю, что кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь. А жить надо просто, как малые дети; тогда благодать Божия всегда будет в душе: за любовь Господь дает ее туне, и с этой благодатью душа живет как бы в другом мире, и влечется туда любовью Божиею так, что на этот мир не хочет смотреть, хотя и любит его.
10. Кто воздержанием очистит свое тело, силой Божией любви сделает свою волю и свое желание опорой добродетелей, а ум в просветленной молитве отдаст Богу, тот получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем.