Душа слова и одежда слова

2 декабря 1998 года преселился на небеса великий старец Клеопа (Илие). К 20-летию его кончины предлагаем читателям портала Православие.Ru несколько новых переводов его мудрых и духоносных поучений.

Самый глубокий голос исходит из нашего сердца – это совесть, глас Божий в человеке, призывающий нас только к хорошему и предотвращающий от плохого, это душа слова.

Душа слова – это слово, исходящее изнутри, вложенное Богом в сердце, посредством которого мы говорим; ведь мы говорим не всегда вслух. Оно называется «душой слова», как говорит святой Иоанн Дамаскин[1]. Это то слово, которое вложено Богом в сердце человека при его сотворении и на котором мы говорим втайне, не слово звучащее.

Звучащее слово – это одежда слова, исходящего из сердца. Звучащее слово делает нас говорящими. А это располагается в сердце втайне. Книгу ведь читаешь мысленно, не шевеля языком. Это и есть душа слова – слово, втайне располагающееся в сердце. Оно вложено туда Богом. И посредством его мы говорим с Богом втайне: и на молитве, и всегда. Обдумываем все проблемы. Оно действует заодно с совестью, оно – глас Божий в человеке.

Если я согрешил, оно меня обличает. Если сделал добро, радует всегда. Да, оно Богом вложено в человека – это слово, находящееся внутри. Это таинственное слово, которое действует заодно с совестью, когда меня никто не обличает. Я согрешил, и никто меня не обличает. А оно – да!

Совесть – судия праведный. Ее не прельстишь ни деньгами, ни ласкательством, ничем

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Совесть – судия праведный. Ее не прельстишь ни деньгами, ни ласкательством, ничем»[2].

В той мере, в какой мы утолили свою совесть, чтобы она не обличала нас в грехе, в такой и чувствуем себя легкими и близкими к Богу. Ведь совесть тут же говорит, когда на ней что-нибудь есть, и тебе сразу становится тяжело.

Совесть действует трояко, говорит святой Дорофей. Она действует по отношению к материи, Богу и нам самим[3].

Как это – по отношению к материи? Например, я отдал тебе какую-нибудь одежду на помин души и сказал, чтобы ты берег ее, не трепал напрасно. И ты носишь ее, но бережешь. И если увидишь, что порвал ее слишком быстро, совесть обличает тебя: «Эх, я не сделал, как велел мне тот человек!»

Еще по отношению к материи. Ты начинаешь тратить слишком много на еду, на выпивку, а кому-то, бедняжке, и поесть нечего! И совесть говорит тебе: «Вот видишь? Ты хочешь жить на этом свете припеваючи, а другой голодает, ему нечего даже есть!» Чистая совесть по отношению к материи всегда держит тебя близ Бога.

По отношению к Богу совесть всегда отягощается или облегчается в зависимости от того, есть ли у меня покаяние и слезы о грехах.

По отношению к себе самому совесть тоже обличит меня в грехе. Будь он мыслью, словом или делом.

***

Совесть – судия праведный. Божественный Иоанн Златоуст говорит: «Бог не положил тебе судию вовне, чтобы ты не мог прельстить его деньгами, дав ему, чтобы он признал тебя правым. Этот судия положен у нас внутри, и мы не можем прельстить его ничем!»[4].

Послушай, что говорит святой Дионисий Ареопагит: «Извещение помысла чистого есть веселие веселий, а извещение помысла запятнанного – мучение мучений»[5]. Весь мир может говорить мне, что я святой, хороший, какой-то еще, но если совесть скажет: «Берегись, ибо ты грешен, ленив, полон грехов», – ее не утолить.

Если весь мир меня хвалит, а совесть осуждает, говоря, что я виноват, – всё, я самый терзающийся на свете человек! Мое знание становится мучением мучений, ведь я имею дело со знанием Божиим во мне, которое не щадит, которое всегда судит всё верно и указывает нам на наши слабости.

Когда совесть тебя обличает, ты можешь ее утолить: иди на исповедь – и тебе станет легко

А если совесть моя незапятнанна, тогда пусть хоть все на свете ругают меня, пусть говорят обо мне самое плохое, меня это не трогает. Мне хорошо, когда Бог не осуждает меня в совести. Если совесть не осуждает меня в грехе и если Бог не осуждает меня в совести – я полон всякого веселия! Это и есть то, о чем говорит Евангелие: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф. 5: 11). Ради чего блаженны? Ради истины. И не только говорит, чтобы мы не печалились, но и велит: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5: 12).

Так оно и есть: если совесть твоя незапятнанна, она тебя не удручает. А если совесть твоя запятнана и обличает, ты можешь ее утолить. Иди на исповедь к священнику, он разрешит тебя от грехов, и тебе станет легко. А потом будешь остерегаться не делать этого больше и так можешь помириться с совестью. А помирившись с совестью, ты помирился с Богом, и на душе у тебя всегда будет мир и покой.

Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Перевод сделан по книге: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Mănăstirea Sihăstria, 2001. Vol. 7. Р. 49–52.

30 ноября 2018 г.

[1] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. XXI (35).

[2] Иоанн Златоуст, святитель. О Лазаре. Слово 4, 4.

[3] Дорофей, авва, преподобный. Душеполезные поучения. Поучение 3.

[4] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия. Беседа 17, 1.

[5] Ср.: Дионисий Ареопагит, святой. О церковной иерархии. Гл. 7.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Наш внутренний соперник Наш внутренний соперник
Игумен Нектарий (Морозов)
Наш внутренний соперник Наш внутренний соперник
Игумен Нектарий (Морозов)
Что значит не терять самого себя? Это значит быть таким, каким Господь тебя задумал и каким Он тебя хочет видеть.
То, что не слышно в шуме обычного дня То, что не слышно в шуме обычного дня
Прот. Андрей Ткачев
То, что не слышно в шуме обычного дня То, что не слышно в шуме обычного дня
Протоиерей Андрей Ткачев
Ночью слышно совесть. Она может надевать маски и разыгрывать спектакль, а иногда вдруг как блеснет молнией отчетливой мысли: «Я вор!» Я – вор? Да нет же!.. Почему? Что я украл?
Спасается только тот, кто прислушивается к голосу совести Спасается только тот, кто прислушивается к голосу совести
Георгий Фечору
Нужны перемены ума и отказ от страстных предпочтений, к которым, к сожалению, некоторые привязаны больше, чем к собственным детям, больше, чем к своей семье и здоровью, больше, чем к Христу. Нужна искренность и решимость противостать мирскому образу мыслей. Разрываясь между миром и Богом, мы не сможем иметь спокойную совесть, не сможем состояться как люди и христиане.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×