Православный календарьПравославный календарь
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...

Спасается только тот, кто прислушивается к голосу совести

Разговор о совести – один из самых непростых. И это потому, что хотя все мы в жизни испытываем угрызения совести, но не все реагируем на них одним и тем же образом.

Почему же люди не всегда позволяют совести заговорить? Одни потому, что слишком пристрастились к каким-то грехам, привязаны к ним и любят их ради того грубого удовольствия, которое они доставляют. Другие потому, что сбиты с толку какой-нибудь идеей или теорией и думают, что зеркалом добра и зла служит что-то иное, а не наша собственная совесть. Такой человек подстраивает свою совесть под распространенные в обществе мнения или модные поветрия, в которых отражаются новейшие идеологии. И если для совести христианина зеркалом является Евангелие Христа, сам образ Христов, сокрытый в глубинах его сердца с минуты крещения, то мирской человек определяет свои жизненные ориентиры, думает и ведет себя, следуя духу мира сего, повсеместно господствующему в наше время.

Мирская, или ложная, совесть, называемая то «моральным», то «гражданским», то «политкорректным» сознанием, – это то, что сегодня так навязывается нам, прежде всего через масс-медиа, популяризацию науки и индустрию развлечений. Эта псевдо-совесть – самый страшный противник умственного здоровья и счастья современного человека.

Несколько лет тому назад я был крайне удивлен тем, какие извращения совести способны произвести идеологии наших дней. Разговорившись в Голландии с одной местной девушкой, я вдруг понял, в чем причина все более ширящегося принятия гомосексуализма на Западе. Бедная девушка хотя и признавалась, что гомосексуалисты и лесбиянки вызывают у нее чувства брезгливости и отвращения, но твердила, что эти чувства примитивны и она должна настойчиво бороться с ними, пока полностью не избавится от них. Потом я обнаружил, что часть молодежи начинает отстаивать гомосексуализм по той же причине: эти идеи им внушали с малых лет, так что в конце концов в их уме утвердилась мысль, будто это безумие является чем-то нормальным и даже желательным.

В целом почти вся нынешняя философия жизни разрабатывает и пропагандирует такие концепции, которые сводят совесть современного человека к псевдо-совести разума, вынужденного думать иначе, чем это свойственно сердцу или голосу Божию в человеке.

А в результате?

Если человек не выполняет того, что ему диктует сознание, зомбированное идеологией прав и удовольствий, он чувствует себя несчастным – даже если у него нет недостатка ни в чем, что нужно человеку для того, чтобы быть счастливым. Если же он следует духу мира сего, думая, что так обретет свое счастье, то начинает все сильнее ощущать какую-то горесть в душе – по сути дела, пустоту, оставленную в душе грехом, – и угрызения своей подлинной совести.

Так, к примеру, многие женщины, избравшие жизнь ради семьи и родившие нескольких детей, чувствуют себя обделенными из-за того, что не состоялись профессионально или не «нагулялись» вволю, потому что «пожертвовали» своей жизнью семье. Это говорит им ум, вскормленный теориями и веяниями времени, – хотя сердце их и отдыхает рядом с детьми и супругом, в тепле домашнего круга. Эти идеи, словно компьютерные вирусы, начинают свою атаку, заставляя поверить, будто она несчастна, и могут даже довести до всяческих конфликтов с мужем и детьми.

Однако подобный случай все-таки счастливый! На противоположном полюсе мы видим другую женщину: ради того, чтобы реализоваться профессионально, она откладывает создание семьи, она не упускает случая, чтобы получить как можно больше удовольствий – по возможности таких, «как в кино».

Можно встретить и таких мужчину и женщину, уже женатых, но отказывающихся от того, чтобы родить ребенка (или еще одного ребенка), из-за тех удовольствий, которых они могут лишиться, отдав свое время его воспитанию. Хотя эти двое могут иметь все, что в телефильмах афишируется как необходимое для счастья, их сердца все больше гложет чувство какой-то бессмысленности всего происходящего вокруг. Голос совести твердит им нечто совершенно иное, чем то, что говорит ум и что они стараются продемонстрировать другим, показывая, что у них все как надо. Они чувствуют себя несчастными… Отсюда депрессии, отсюда пьянство, наркотики или телевизор – как обезболивающие против тоски, разрывающей душу, когда они остаются наедине с самими собой.

Это драма современного человека, и здесь кроется причина большей части психических или соматических болезней, которыми он страдает. Ум, пораженный вирусом информации от масс-медиа или нездоровым воспитанием, путает добро со злом, выбирая, таким образом, нечто наперекор сердцу – то есть природе человека, каким его создал Бог. Эта шизофрения, этот глубокий разрыв между умом, зараженным безбожным рационализмом идеологий времени сего, и сердцем выражает не что иное, как нашу оторванность от Христа.

Что же мы можем сделать?

Естественно, мы должны вернуться к истине, ибо только истина делает нас свободными и счастливыми. А это можно сделать только в Церкви, только во Христе. Но беда в том, что сегодня становится все больше таких людей, которые часто посещают храм и даже исповедуются, однако ничуть не становятся лучше. Наоборот! Их жизнь мало отличается от самых что ни на есть маловерующих: нескончаемая вереница несчастий, внутренняя неудовлетворенность, конфликты, депрессии, впадение в большие грехи, разводы и прочее. Глядя на них, другие с какой-то удовлетворенностью заключают: «И что пользы им от того, что они были верующими?»

Проблема вот в чем: наш ум, наши понятия, наш образ мыслей и чувств, отношение к миру и людям, окружающим нас, сообразованы не с Евангелием Христовым, а с духом мира сего, в котором многие из нас выросли и которым дышали, пока не грянули те испытания, которые привели (или вернули) нас в Церковь. Разум, приученный к вседозволенности, гордый, накрепко перевязанный всякого рода фантазиями и атеистическими жизненными философиями, не дает направить себя в русло истины, того смиренномудрия, которое прислушивается к голосу совести и заповедям Божиим. Тем более когда человек уже пристрастился к порочному образу жизни, погрузился в него!

Так что одно только присутствие телом в святых храмах не сможет помочь нам, нужны перемена ума и отказ от страстных предпочтений – к которым, к сожалению, некоторые привязаны больше, чем к собственным детям, больше, чем к своей семье и здоровью, больше, чем к Христу.

Итак, нужна искренность и решимость противостать мирскому образу мыслей – идеологиям, которые через телевидение и Интернет внедряются в нашу душу. Разрываясь между миром и Богом, мы не сможем иметь спокойную совесть, не сможем состояться как люди и христиане.

Конечно, к этому труду по очищению и обновлению ума нехорошо приступать в одиночку. Нужно сначала как можно чаще ходить в церковь, чтобы приобщиться Духа Божия в святых тайнах. И не только обращаться к Господу в молитвах, но и – и это существенно необходимо – как можно больше питать свой ум живительными словами Евангелия, житий и писаний святых отцов. Они обладают великой силой просвещать умы, они помогут нам взглянуть на мир, в котором мы живем, другими глазами и переосмыслить жизнь, уже прожитую нами.

Важнее же всего найти опытного духовника, свидетеля нашей совести и слова Божия, обращенного к нам. Ибо для того, чтобы распутать узлы страстных мыслей и желаний, сдавливающих наш ум и душу, мало одного торопливого и поверхностного исповедания нескольких грехов, вроде того: «Я ничего не украл, никого не убил и не прелюбодействовал!» Этим мы лишь усыпляем свою совесть той мыслью, что якобы исполнили и свой религиозный долг – ничего существенного, однако, не изменив в своей жизни. Более того, этой своей двоедушностью мы можем и прогневать Бога…

Не происходит ли большинство ссор и разводов в нашем мире как раз по той причине, что хотя супруги и живут вместе, но ум и сердце одного из них или даже обоих пребывают где-то далеко, в совершенно другом месте? Если же и люди не желают с легкостью мириться с подобной ситуацией, огорчаются, страдают и расходятся через какое-то время, то насколько же больше должен огорчаться Бог, когда ум наш витает где-то далеко, а сердце прелюбодействует со всякого рода удовольствиями, хотя мы и называем себя самодовольно «христианами»?

Те, кто искренен и решителен, проходят путь от ума к сердцу за несколько недель, другие – за несколько месяцев или лет, в зависимости от того, как далеки они были от Бога. Есть еще и такие, кто, всю жизнь простояв на паперти церковной, борются все с теми же немощами, что и вначале, – и их страстная вирулентность проявляется все сильнее и сильнее с прибавлением прожитых лет. Причина тут одна: если мы не станем трудиться над тем, чтобы очиститься от духа мира сего, а будем лишь без конца искать извинений и оправданий нашим «маленьким» удовольствиям и совершенным грехам, мы никогда не сможем исполниться Духа Божия, никогда не сможем стяжать Его мир.

Итак, выбираем здесь мы – а не Бог, будто бы посылающий нам ту или иную судьбу! Наша жизнь, еще в мире сем, является наглядным выражением нашей решимости или нерешимости любить всем сердцем, всей душой и всем разумением своим Бога (см.: Мк. 12: 30).

Георгий Фечору
Перевел с румынского Родион Шишков

Familia Ortodoxă. 2011.

17 ноября 2011 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 135 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дмитрий 4 сентября 2012, 20:05
Очень правильно сказано о том, что мы часто ощущаем как бы недостаток "удовольствий", хотя у нас все есть для того, чтобы быть счастливыми. Думаем, что чего-то в жизни недополучили... А на самом деле все, что для счастья нужно - в нас самих. Только нужно перестать быть эгоистом, поняв, что самая большая радость и сам смысл жизни - в той любви, которую мы дарим другим.
Павел 1 декабря 2011, 18:16
Татиана!
Вам просто необходимо поговорить со священником, обсудить с ним свои проблемы. В этой замечательной статье сказано, что нужно найти духовника, но найти духовника в наше время бывает очень сложно. Можно просто подойти к любому священнику, который вам больше понравится, и договориться о времени, когда можно будет спокойно побеседовать. И не думайте, что это бесполезно, ведь бывает, что устами священника с нами говорит сам Бог. Только помолитесь перед этим.
Храни вас Господь!
ЛЮБОВЬ28 ноября 2011, 16:47
ДА, ВСЕ ТАК И ЕСТЬ,РАЗРЫВАЮСЬ МЕЖДУ МИРОМ И ЦЕРКОВЬЮ.И НЕТ МЕНЯ НИ ТАМ,НИ ТАМ...И ДУХОВНИКА НЕТ.ВСЕ ВОКРУГ НЕ ВОЦЕРКОВЛЕННЫЕ,ТЯЖКО...
Алла26 ноября 2011, 18:49
Спаси Господи вас за статью.
Олег25 ноября 2011, 02:44
Спасибо за статью!Очень стыдно за себя...Также и с женою было..Сам разрушил всё своими руками..
Олег24 ноября 2011, 04:32
Хорошая статья...Всё правильно,я тоже только сейчас понимаю,что многое потерял-жену,потому что думал,что разлюбил,работу,потому что совершал такие поступки,что аж стыдно...Стыдно...
Татиана23 ноября 2011, 10:28
Все, что написано в статье - правильно.Год назад я крестилась, потому что испугалась Божьего Cуда, т.к. нарушила одну из 10-ти заповедей.У меня есть и муж и сын,мама. все хорошо, а я ЭГОИСТКА любящая только себя!!!! Мне от этого очень плохо, но я сама только рыдаю и ничего не делаю. Я знаю, что за меня никто не сделает, я должна сама понять свой смысл жизни. Полюбить своих родных и забыть про себя.А не надеяться на чудо.Только через год после крещения захотела причаститься- постилась,а потом оказалась не в чистоте и решила, что Боженька не допускает меня до причастия.Верующая подруга подсказала, что это искушение.как мне идти к Богу? Подскажите мне,пожалуйста,я боюсь сойти с ума!
Мария18 ноября 2011, 23:01
Очень правильно сказано, что писания отцов и жития святых открывают нам глаза на мир и самих себя! Я на себе это начинаю чувствовать сейчас, когда читаю Авву Дорофея.
Наталья18 ноября 2011, 15:58
Спасибо за статью. Многое прояснилось и стало еще больнее.
Наталья18 ноября 2011, 15:56
Спасибо за статью. Многое прояснилось и стало еще больнее.
Игорь17 ноября 2011, 15:42
Очень нравится читать проникновенные статьи Георгия Фечору. Храни его Господи!
Александр17 ноября 2011, 14:27
Что есть истина, как говорил Понтий Пилат?

А на горло собственной собственности, да, часто приходится наступать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×