Что родилось на Украине в канун Рождества Христова

Фото: sputnik.by Фото: sputnik.by

«Рожденное от плоти есть плоть,
а рожденное от Духа есть дух»
(Ин. 3, 6)

«Православные христиане в единстве с Римским престолом» ‒ очередной неологизм, исполненный множества невысказанных ожиданий. Неологизм, настолько своеобразный и многозначительный, что может вдохновить любого мало-мальски грамотного человека соткать целый ковер из кричаще ярких неологизмов собственного производства. Но в связи с действиями Константинопольского Патриархата по учреждению так называемой «Православной Церкви на Украине» (ПЦУ) подобные словесные феномены стали повседневностью.

В интервью ВВС[1] Памфилийский архиепископ Даниил, один из двух стамбульских экзархов, работавших по созданию ПЦУ, заявляет, что объединение украинских униатов из УГКЦ (Украинской Греко-Католической церкви) с новосозданной ПЦУ уже вполне возможно, потому что

«исторически греко-католики пытаются найти свою идентичность. Они являются православными христианами в единстве с Римским престолом, но они постоянно возвращаются обратно к киевской традиции, к Крещению, принятому от Константинополя».

Единство с Римским престолом приводит православного христианина к отпадению от Церкви

Архиепископ – бывший униат, для него, возможно, подобные мысли допустимы. Но в православной традиции до сих пор такие «православные христиане» назывались коротко и точно ‒ «униатами» ‒ и считались не православными, а предателями православной веры, принявшими католицизм, пусть даже сохранившими при этом некоторые внешние формы православного обряда. Для принятия униатов обратно в Православие существует чин, содержание которого менялось в различные исторические периоды, но в большинстве случаев совпадало с чином для принятия римокатоликов. Если вкратце, то единство с Римским престолом приводит православного христианина к немедленной потере звания православного и к отпадению от Церкви. Но, как уже было сказано, Стамбул, похоже, вошел в эпоху великих исторических, канонических и лингвистических открытий.

Возвращаясь, однако, к ожиданиям, заложенным в основу вышеуказанного неологизма, само его появление можно рассматривать и как кульминацию невысказанных до сего момента или двусмысленно сформулированных стамбульских устремлений. Потому как вот они, уже окончательно озвученные: православные христиане должны быть в единстве с Римским престолом.

Кто-то может возразить, что именно эти стамбульские вожделения не остались невысказанными, или по крайней мере неоднократно показывались или внушались. И это тоже верно. Но нельзя отрицать, что новым словесным открытием предоставляется широкая полоса для взлета бесчисленных крылатых призывов, как то: «православные христиане в единстве с Кентерберийской архиепископией», «православные христиане в единстве с Далай Ламой», «православные христиане в единстве с сибирскими шаманами (конкретное предложение России)», «православные христиане в единстве с… последователями одного неизвестного гобоиста из Балетного симфонического оркестра Сан-Франциско в 1940-е годы»[2] и т.п.

Некоторые озвученные ожидания в интервью архиепископа Даниила Памфилийского

Как говорит архиепископ в своем интервью ВВС, присоединение других митрополитов канонической и общепризнанной (до недавнего времени ‒ и Стамбулом!) Украинской Церкви (УПЦ МП) – лишь вопрос времени.

«Идут переговоры, – доверительно сообщает архиепископ. ‒ Архиереи, которые были с нами на связи, теперь говорят с владыкой Симеоном и владыкой Епифанием, чтобы определить, как им присоединиться к ПЦУ вместе со всеми своими епархиями или с их частью. С другой стороны, есть большое противостояние ‒ идет своеобразное финансирование определенными олигархами, депутатами Верховной Рады, которые пытаются заблокировать процесс и помешать духовенству и архиереям осуществить свой свободный выбор».

На данный момент ни об одной епархии УПЦ МП нельзя сказать как о присоединившейся к ПЦУ

Разумеется, имена участвующих в данных переговорах со стороны УПЦ МП не называются, как и имена финансирующих сопротивление ПЦУ «олигархов и депутатов Верховной Рады». Умалчивается и факт, что один из присоединившихся к ПЦУ митрополитов – Александр (Драбинко) ‒ управлял не епархией, а викариатством (Переяслав-Хмельницким викариатством Киевской епархии УПЦ МП), а большинство прихожан и священнослужителей епархии другого присоединившегося митрополита, Симеона, выступило против его решения еще до «объединительного собора» 15 декабря, а впоследствии приняло законно назначенного митрополита Винницкой епархии ‒ Варсонофия. Практически на данный момент ни об одной епархии УПЦ МП нельзя сказать как о присоединившейся к ПЦУ.

Получается, что и речи не может идти о продолжении процесса, начало которому явно не было положено. Нововозникшая на Украине религиозная организация представляет собой лишь попытку искусственного и незаконного «узаконивания» (Стамбульский патент) наличных украинских раскольнических группировок.

Невысказанными в интервью архиепископа Даниила остаются и причины отказа от участия в «объединительном соборе» самого убежденного сторонника автокефалии из рядов УПЦ МП – митрополита Черкасского и Каневского Софрония. На вопрос интервью о содержании проведенных (по сведению митрополита Софрония) бесед между двумя церковными деятелями в Черкасской епархии архиепископ Даниил ответил:

«Я не встречался с ним, потому что в это время был в Австралии. С ним встречался владыка Иларион вместе с одним священником, чтобы на встрече был и другой человек. Я не хочу говорить о содержании разговора, на котором я не присутствовал, и не хочу сейчас его комментировать».

То, о чем промолчал архиепископ Даниил, высказал митрополит Софроний. Причина отказа от участия состояла в том, что митрополит Софроний еще до «объединительного собора» ознакомился с подготовленным Стамбулом уставом для ПЦУ, и некоторые положения из этого устава ему не понравились, а именно:

«Я – человек свободный и не хочу быть вассально зависимым от греков. Это не автокефалия. Их устав говорит о том, что у нас на Украине образовалась греческая церковь. Они сделали (церковь) полностью зависимой от греков. Я буду ездить за миро к грекам? Знаете, сколько это будет стоить? То есть я буду все спрашивать у греков, что мне делать на Украине?! Извините. Я понимаю так: если это автокефалия, то Церковь должна быть независимой, как и все автокефальные Церкви. А у нас просто сделали митрополию»[3].

Эти слова находят подтверждение в сказанном архиепископом Даниилом:

«Какие-либо изменения в уставе, даже мелкие, ПЦУ обязана донести до сведения Константинополя, потому что Константинополь дал им этот устав, дал им и томос, и потому должно быть согласование, общий язык».

В том же духе и непринятие канонизации Царя Николая II и его семьи, потому что, по мнению архиепископа, канонизация была «внутренней, только для Московской Церкви»:

«Мы, Украинская церковь за границей, не признаем канонизации Николая II. Так бывает, что Церковь прославляет своих внутренних святых, но они не выходят на всеправославный уровень».

Бывает, хотя с новыми греческими святыми вопрос явно ставится по-другому…

Разница между канонической Церковью на Украине и появившейся 6 января неканоничной украинской формацией ясно проявилась и в праздновании Рождества Христова. В то время как в новосформированной украинской псевдоцеркви переживали лихорадку от земных политико-церковных эмоций и ехидно потирали руки от получения томоса («Да, хоть и не достигли чего хотели, но теперь мы не с Москвой…»), то в Церкви Московского Патриархата «в веселии и простоте сердца» (ср. Деян. 2, 46) праздновали Христово Рождество.

На праздничной службе в Киево-Печерской лавре предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий в своем знаменательном Рождественском слове выразил мысли православных верующих законной Украинской Церкви:

«Властолюбцы не хотят иметь над собой Царя, ибо в своей гордыне они считают себя лучшими всех. Властолюбцы не воспринимают власть как Крест, который должен возложить на них Бог, они считают, что власть – это нечто, чего необходимо самому добиваться, употребляя все возможные меры и средства, независимо от их морального наполнения. Властолюбцы, если даже верят во Христа, они не покоряются Христу, а наоборот, пытаются принудить Христа делать их земными царями. Именно этого требовали от Спасителя как от Мессии иудейские старейшины; и когда они услышали слова Спасителя, что Его Царство не от мира сего, они возненавидели Христа и распяли Его».

После нового разделения на Украине – потому что Стамбул принес разделение, а не объединение – перед всеми нами встает выбор из двух путей: пути Креста и пути властолюбцев века сего. Не каждая Поместная Православная Церковь располагает достаточным ресурсом, чтобы создать комиссию экспертов для обстоятельного изучения всех наличных документов, касающихся подведомственности Киевской митрополии в историческом и каноническом аспекте. Но Господь позаботился, чтобы и несведущие в этих вопросах поняли, что именно родилось на Украине в канун Рождества Христова. Всем нам нужно решить, на чьей мы стороне. Предпочтем мы «Закон Божий и вечную жизнь» или же выберем «притворную, привременную»[4]. Среднего пути между этими двумя нет.

Протоиерей Божидар Главев
(Болгарская Православная Церковь)
Перевод с болгарского Янина Алексеева

budiveren.com

18 января 2019 г.

 

[1] Екзарх Константинополя Даниїл: Православна церква України може стати патріархатом // https://bbc.in/2TL3arH

[2] Сатанист Антон Шандор Ла Вей.

[3] Митрополит Софроній: Я ні туди і ні сюди. Але у Московському патріархаті не залишаюся // https://bit.ly/2VQ0qek

[4] Из службы Усекновения главы Иоанна Предтечи, святого пророка и Крестителя Господня, кондак, гл. 5.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
В Сумской области раскольники попытались силой и угрозами заставить общину канонической Церкви перейти в «ПЦУ» В Сумской области раскольники попытались силой и угрозами заставить общину канонической Церкви перейти в «ПЦУ» В Сумской области раскольники попытались силой и угрозами заставить общину канонической Церкви перейти в «ПЦУ» В Сумской области раскольники попытались силой и угрозами заставить общину канонической Церкви перейти в «ПЦУ»
Несмотря на давление и угрозы, священник и прихожане остаются верными канонической Церкви.
В Винницкой области рейдеры из «ПЦУ» повесили замки на храм, в котором молились прихожане В Винницкой области рейдеры из «ПЦУ» повесили замки на храм, в котором молились прихожане В Винницкой области рейдеры из «ПЦУ» повесили замки на храм, в котором молились прихожане В Винницкой области рейдеры из «ПЦУ» повесили замки на храм, в котором молились прихожане
Во второй половине дня 30 мая 2020 года агрессивно настроенные представители «Православной церкви Украины» совершили очередную попытку захвата Спасо-Преображенского храма канонической Украинской Православной Церкви в селе Лука-Мелешковская Винницкой области.
В издательстве Свято-Тихоновского университета вышел сборник «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений» В издательстве Свято-Тихоновского университета вышел сборник «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений» В издательстве Свято-Тихоновского университета вышел сборник «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений» В издательстве Свято-Тихоновского университета вышел сборник «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений»
В издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышел сборник «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений: материалы научно-практической конференции». В издание вошли материалы конференции, которая прошла в университете 25-26 февраля 2019 года.
Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в XIII–XV веках Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в XIII–XV веках
С. Михеев
Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в XIII–XV веках Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в XIII–XV веках
С. Михеев
Наиболее экономически развитое в то время Владимиро-Суздальское, а затем Московское княжества приносили более значительные размеры «милостынь» в Византию, что в условиях ее упадка приобрело для нее особо важное значение.
В Украинской Православной Церкви требуют привлечь к ответственности виновных в избиении верующих в селе Задубровка В Украинской Православной Церкви требуют привлечь к ответственности виновных в избиении верующих в селе Задубровка В Украинской Православной Церкви требуют привлечь к ответственности виновных в избиении верующих в селе Задубровка В Украинской Православной Церкви требуют привлечь к ответственности виновных в избиении верующих в селе Задубровка
Необходимо расследовать и отменить распоряжения о переводе ряда общин Черновицкой епархии в ПЦУ, заявил митрополит Антоний.
В Овруцкой епархии клирик «УПЦ КП» принес покаяние и вернулся в лоно канонической Церкви В Овруцкой епархии клирик «УПЦ КП» принес покаяние и вернулся в лоно канонической Церкви В Овруцкой епархии клирик «УПЦ КП» принес покаяние и вернулся в лоно канонической Церкви В Овруцкой епархии клирик «УПЦ КП» принес покаяние и вернулся в лоно канонической Церкви
10 марта 2020 года в кафедральном соборе г. Коростень Житомирской области в присутствии митрополита Овручского и Коростенского Виссариона и пяти священников, диакон Георгий Шевчук принес покаяние в связи с пребыванием в расколе (в «УПЦ КП»).
«Некому служить, некому на службы ходить»: на Волыни храмы, захваченные «ПЦУ», пустуют «Некому служить, некому на службы ходить»: на Волыни храмы, захваченные «ПЦУ», пустуют «Некому служить, некому на службы ходить»: на Волыни храмы, захваченные «ПЦУ», пустуют «Некому служить, некому на службы ходить»: на Волыни храмы, захваченные «ПЦУ», пустуют
«Клирики», которые принимали активное участие в рейдерских «переводах» приходов УПЦ в «ПЦУ», не желают служить в этих селах, а чиновники, способствующие захватам, религиозной жизнью приходов в последствии не интересуются.
Вопрос Украины не закрыт Вопрос Украины не закрыт
Митрополит Волоколамский Иларион
Вопрос Украины не закрыт Вопрос Украины не закрыт
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
29 февраля 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Автокефалия должна быть плодом единства Церкви, а не следствием ее разделения Автокефалия должна быть плодом единства Церкви, а не следствием ее разделения
Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
Автокефалия должна быть плодом единства Церкви, а не следствием ее разделения Автокефалия должна быть плодом единства Церкви, а не следствием ее разделения
Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий
Интервью Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия для черногорских СМИ, опубликованное Информационно-просветительским отделом Украинской Православной Церкви, вышло в эфире радио «Светигора» 28 февраля 2020 года.
Комментарии
Катерина 20 января 2019, 18:00
Что от Бога, то останется, что не от Него, то отпадет. Колеблющиеся и сами почувствуют, где благодать. Душа ведь по природе христианка. Думаю, потому и форсируется тема томоса. Чтоб побыстрее заблудших запутать в паутину. Да только зря стараются бестии.
Евгений20 января 2019, 16:49
Сколько было могучих государств, - предостерегает митрополит Московский Макарий, - сколько было цветущих городов в древности! Где они? Где Вавилон, Ассирия? Где Римская Империя и Византия? Пали. Когда началось падение их? Тогда когда стала падать нравственность в народах. Так повествуют об этом бытописатели. Итак, если начинает предаваться пороку целый город, целое государство, то ждать можно беды на весь город, на народ всей страны. За общественные грехи бывают и общественные бедствия... Вот какая опасность грозит нашим городам и нашим странам, если соблазн сделается всеобщим, если он не будет устранен своевременно.
ирина20 января 2019, 12:49
Греки знали,что делали,а упц кп все равно кто,лишь бы на зло нашей упц мп. нельзя строить церковь на ненависти и без Бога. будет,как с "обновленцами"-сторонники ходить не будут на Богослужения,лет через 5 все рассосется.
Александр20 января 2019, 12:27
Всем сомневающимся и колеблющемся братьям из Украины хочется сказать следующее. Сейчас на Вас идёт беспрецедентное информационное и моральное давление. Некоторые не выдерживают и ломаются, переходят в ПЦУ... Но вы поймите одно братья, что созданная Петрушкой "церковь" это как для ребенка фантик без конфеты, вроде оболочка красивая есть (томос, громкие слова и гнилая бравада, а внутри пустота... А самое главное - не будет, завтра Петрушки, придет кто-то новый, ни дай Бог подобный, скажет, а давайте создадим "новую цэркву", опять красивый фантик, шипение и раздувание щек. Так что же и туда пойдете?! Вы поймите, он это делает борясь за власть, пудрит вам мозги, а вы отпадаете от Христа...
А.П.19 января 2019, 20:43
Таким образом, выбор перед всеми нами стоит такой: или вход в притвор настоящего, подлинного православного храма для служения Богу; или идти на поводу у своей лени и выбрать притвор от слова "притворяться", т.е. служить лукавому, противнику Бога. А слово-то (вроде бы) одно - притвор.
Иоанна, Болгария19 января 2019, 14:47
Евгению. Для Фанара все негреки - люди второго сорта. Об этом не так давно открыто заявил в своем слове патриарх Варфоломей. Поинтересуйтесь и что такое "мегали идея".
В ноябре 2015 г. из Болгарии п. Варфоломея провожали скандированиями "Анаксиос!" - недостоин. Это высочайшее посещение Его Божественного Всесвятейшества пределов Болгарской Православной Церкви было весьма занятным, но для него необходима отдельная статья. В Болгарии с повадками фанариотов знакомы давно, но люди обыкновенно учатся на своем опыте, а не на чужом. Видимо, пришло время.
р.Б.Евгений19 января 2019, 09:44
А что же касается томаса...

Как говорил Порошенко: "Пусть они покажут свой томас"

Прискорбно, что вся предыдущая деятельность Порошенко, как Президента, и вся его программа на будущее - это ездить по Украине и демонстрировать "свой томас".

Видно - это все, на что он способен...

А СВОБОДНЫМ людям (которыми и являются члены Украинской Православной Церкви), никакой томас
не нужен.
р.Б.Евгений19 января 2019, 09:25
Митрополит Софроний:

"Я – человек свободный и не хочу быть вассально зависимым от греков...Я понимаю так: если это автокефалия, то Церковь должна быть независимой, как и все автокефальные Церкви. А у нас просто сделали митрополию»[3].

Полностью согласен.

То, что попытался сделать Варфоломей в отношении Православных Украины - определяется очень точно. Причем одним словом - РАБСТВО!

Совершенно очевидно - никто на Украине не ожидал, что действия Варфоломея будут настолько откровенно циничными, а к отношение к верующим украинцам - как к людям второго сорта.
Елена18 января 2019, 12:52
"корень всякого зла - среблолюбие"
Кира18 января 2019, 11:46
Господи, помилуй Украину. Прочла по ссылке интервью митрополита Софрония полностью, всё по делу говорит, дай Бог всем сбитым с толку и сомневающимся прочесть и вразумиться.
Светлана18 января 2019, 10:54
Помоги, Господи, Владыке Онуфрию в его служении. Так хорошо он всё сказал о властолюбцах.
Утверди, Боже, святую Православную веру, веру православных христиан. Утверди, Боже, во век, во век века.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×