Что родилось на Украине в канун Рождества Христова

Фото: sputnik.by Фото: sputnik.by

«Рожденное от плоти есть плоть,
а рожденное от Духа есть дух»
(Ин. 3, 6)

«Православные христиане в единстве с Римским престолом» ‒ очередной неологизм, исполненный множества невысказанных ожиданий. Неологизм, настолько своеобразный и многозначительный, что может вдохновить любого мало-мальски грамотного человека соткать целый ковер из кричаще ярких неологизмов собственного производства. Но в связи с действиями Константинопольского Патриархата по учреждению так называемой «Православной Церкви на Украине» (ПЦУ) подобные словесные феномены стали повседневностью.

В интервью ВВС[1] Памфилийский архиепископ Даниил, один из двух стамбульских экзархов, работавших по созданию ПЦУ, заявляет, что объединение украинских униатов из УГКЦ (Украинской Греко-Католической церкви) с новосозданной ПЦУ уже вполне возможно, потому что

«исторически греко-католики пытаются найти свою идентичность. Они являются православными христианами в единстве с Римским престолом, но они постоянно возвращаются обратно к киевской традиции, к Крещению, принятому от Константинополя».

Единство с Римским престолом приводит православного христианина к отпадению от Церкви

Архиепископ – бывший униат, для него, возможно, подобные мысли допустимы. Но в православной традиции до сих пор такие «православные христиане» назывались коротко и точно ‒ «униатами» ‒ и считались не православными, а предателями православной веры, принявшими католицизм, пусть даже сохранившими при этом некоторые внешние формы православного обряда. Для принятия униатов обратно в Православие существует чин, содержание которого менялось в различные исторические периоды, но в большинстве случаев совпадало с чином для принятия римокатоликов. Если вкратце, то единство с Римским престолом приводит православного христианина к немедленной потере звания православного и к отпадению от Церкви. Но, как уже было сказано, Стамбул, похоже, вошел в эпоху великих исторических, канонических и лингвистических открытий.

Возвращаясь, однако, к ожиданиям, заложенным в основу вышеуказанного неологизма, само его появление можно рассматривать и как кульминацию невысказанных до сего момента или двусмысленно сформулированных стамбульских устремлений. Потому как вот они, уже окончательно озвученные: православные христиане должны быть в единстве с Римским престолом.

Кто-то может возразить, что именно эти стамбульские вожделения не остались невысказанными, или по крайней мере неоднократно показывались или внушались. И это тоже верно. Но нельзя отрицать, что новым словесным открытием предоставляется широкая полоса для взлета бесчисленных крылатых призывов, как то: «православные христиане в единстве с Кентерберийской архиепископией», «православные христиане в единстве с Далай Ламой», «православные христиане в единстве с сибирскими шаманами (конкретное предложение России)», «православные христиане в единстве с… последователями одного неизвестного гобоиста из Балетного симфонического оркестра Сан-Франциско в 1940-е годы»[2] и т.п.

Некоторые озвученные ожидания в интервью архиепископа Даниила Памфилийского

Как говорит архиепископ в своем интервью ВВС, присоединение других митрополитов канонической и общепризнанной (до недавнего времени ‒ и Стамбулом!) Украинской Церкви (УПЦ МП) – лишь вопрос времени.

«Идут переговоры, – доверительно сообщает архиепископ. ‒ Архиереи, которые были с нами на связи, теперь говорят с владыкой Симеоном и владыкой Епифанием, чтобы определить, как им присоединиться к ПЦУ вместе со всеми своими епархиями или с их частью. С другой стороны, есть большое противостояние ‒ идет своеобразное финансирование определенными олигархами, депутатами Верховной Рады, которые пытаются заблокировать процесс и помешать духовенству и архиереям осуществить свой свободный выбор».

На данный момент ни об одной епархии УПЦ МП нельзя сказать как о присоединившейся к ПЦУ

Разумеется, имена участвующих в данных переговорах со стороны УПЦ МП не называются, как и имена финансирующих сопротивление ПЦУ «олигархов и депутатов Верховной Рады». Умалчивается и факт, что один из присоединившихся к ПЦУ митрополитов – Александр (Драбинко) ‒ управлял не епархией, а викариатством (Переяслав-Хмельницким викариатством Киевской епархии УПЦ МП), а большинство прихожан и священнослужителей епархии другого присоединившегося митрополита, Симеона, выступило против его решения еще до «объединительного собора» 15 декабря, а впоследствии приняло законно назначенного митрополита Винницкой епархии ‒ Варсонофия. Практически на данный момент ни об одной епархии УПЦ МП нельзя сказать как о присоединившейся к ПЦУ.

Получается, что и речи не может идти о продолжении процесса, начало которому явно не было положено. Нововозникшая на Украине религиозная организация представляет собой лишь попытку искусственного и незаконного «узаконивания» (Стамбульский патент) наличных украинских раскольнических группировок.

Невысказанными в интервью архиепископа Даниила остаются и причины отказа от участия в «объединительном соборе» самого убежденного сторонника автокефалии из рядов УПЦ МП – митрополита Черкасского и Каневского Софрония. На вопрос интервью о содержании проведенных (по сведению митрополита Софрония) бесед между двумя церковными деятелями в Черкасской епархии архиепископ Даниил ответил:

«Я не встречался с ним, потому что в это время был в Австралии. С ним встречался владыка Иларион вместе с одним священником, чтобы на встрече был и другой человек. Я не хочу говорить о содержании разговора, на котором я не присутствовал, и не хочу сейчас его комментировать».

То, о чем промолчал архиепископ Даниил, высказал митрополит Софроний. Причина отказа от участия состояла в том, что митрополит Софроний еще до «объединительного собора» ознакомился с подготовленным Стамбулом уставом для ПЦУ, и некоторые положения из этого устава ему не понравились, а именно:

«Я – человек свободный и не хочу быть вассально зависимым от греков. Это не автокефалия. Их устав говорит о том, что у нас на Украине образовалась греческая церковь. Они сделали (церковь) полностью зависимой от греков. Я буду ездить за миро к грекам? Знаете, сколько это будет стоить? То есть я буду все спрашивать у греков, что мне делать на Украине?! Извините. Я понимаю так: если это автокефалия, то Церковь должна быть независимой, как и все автокефальные Церкви. А у нас просто сделали митрополию»[3].

Эти слова находят подтверждение в сказанном архиепископом Даниилом:

«Какие-либо изменения в уставе, даже мелкие, ПЦУ обязана донести до сведения Константинополя, потому что Константинополь дал им этот устав, дал им и томос, и потому должно быть согласование, общий язык».

В том же духе и непринятие канонизации Царя Николая II и его семьи, потому что, по мнению архиепископа, канонизация была «внутренней, только для Московской Церкви»:

«Мы, Украинская церковь за границей, не признаем канонизации Николая II. Так бывает, что Церковь прославляет своих внутренних святых, но они не выходят на всеправославный уровень».

Бывает, хотя с новыми греческими святыми вопрос явно ставится по-другому…

Разница между канонической Церковью на Украине и появившейся 6 января неканоничной украинской формацией ясно проявилась и в праздновании Рождества Христова. В то время как в новосформированной украинской псевдоцеркви переживали лихорадку от земных политико-церковных эмоций и ехидно потирали руки от получения томоса («Да, хоть и не достигли чего хотели, но теперь мы не с Москвой…»), то в Церкви Московского Патриархата «в веселии и простоте сердца» (ср. Деян. 2, 46) праздновали Христово Рождество.

На праздничной службе в Киево-Печерской лавре предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий в своем знаменательном Рождественском слове выразил мысли православных верующих законной Украинской Церкви:

«Властолюбцы не хотят иметь над собой Царя, ибо в своей гордыне они считают себя лучшими всех. Властолюбцы не воспринимают власть как Крест, который должен возложить на них Бог, они считают, что власть – это нечто, чего необходимо самому добиваться, употребляя все возможные меры и средства, независимо от их морального наполнения. Властолюбцы, если даже верят во Христа, они не покоряются Христу, а наоборот, пытаются принудить Христа делать их земными царями. Именно этого требовали от Спасителя как от Мессии иудейские старейшины; и когда они услышали слова Спасителя, что Его Царство не от мира сего, они возненавидели Христа и распяли Его».

После нового разделения на Украине – потому что Стамбул принес разделение, а не объединение – перед всеми нами встает выбор из двух путей: пути Креста и пути властолюбцев века сего. Не каждая Поместная Православная Церковь располагает достаточным ресурсом, чтобы создать комиссию экспертов для обстоятельного изучения всех наличных документов, касающихся подведомственности Киевской митрополии в историческом и каноническом аспекте. Но Господь позаботился, чтобы и несведущие в этих вопросах поняли, что именно родилось на Украине в канун Рождества Христова. Всем нам нужно решить, на чьей мы стороне. Предпочтем мы «Закон Божий и вечную жизнь» или же выберем «притворную, привременную»[4]. Среднего пути между этими двумя нет.

Протоиерей Божидар Главев
(Болгарская Православная Церковь)
Перевод с болгарского Янина Алексеева

budiveren.com

18 января 2019 г.

 

[1] Екзарх Константинополя Даниїл: Православна церква України може стати патріархатом // https://bbc.in/2TL3arH

[2] Сатанист Антон Шандор Ла Вей.

[3] Митрополит Софроній: Я ні туди і ні сюди. Але у Московському патріархаті не залишаюся // https://bit.ly/2VQ0qek

[4] Из службы Усекновения главы Иоанна Предтечи, святого пророка и Крестителя Господня, кондак, гл. 5.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Раскольники пытались захватить храм Владимир-Волынской епархии Раскольники пытались захватить храм Владимир-Волынской епархии Раскольники пытались захватить храм Владимир-Волынской епархии Раскольники пытались захватить храм Владимир-Волынской епархии
Несмотря на силовое давление сторонников ПЦУ, священники канонической Церкви остались в алтаре и не дали осквернить святыню.
Митрополит Волоколамский Иларион предостерег Северную Македонию от повторения ошибок украинских властей в церковном вопросе Митрополит Волоколамский Иларион предостерег Северную Македонию от повторения ошибок украинских властей в церковном вопросе Митрополит Волоколамский Иларион предостерег Северную Македонию от повторения ошибок украинских властей в церковном вопросе Митрополит Волоколамский Иларион предостерег Северную Македонию от повторения ошибок украинских властей в церковном вопросе
26 сентября 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Действия Константинопольского Патриарха на Украине стали стихийным бедствием для всего мирового Православия Действия Константинопольского Патриарха на Украине стали стихийным бедствием для всего мирового Православия
Митрополит Волоколамский Иларион
Действия Константинопольского Патриарха на Украине стали стихийным бедствием для всего мирового Православия Действия Константинопольского Патриарха на Украине стали стихийным бедствием для всего мирового Православия
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
19 сентября 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Владимир Легойда: Цель «украинской автокефалии» — переформатирование православного сознания украинцев Владимир Легойда: Цель «украинской автокефалии» — переформатирование православного сознания украинцев Владимир Легойда: Цель «украинской автокефалии» — переформатирование православного сознания украинцев Владимир Легойда: Цель «украинской автокефалии» — переформатирование православного сознания украинцев
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда назвал целью получения «украинской автокефалии» переформатирование православного сознания украинцев под нужды текущего политического момента.
Раскольники заблокировали вход в храмы общинам УПЦ на Волыни и Закарпатье Раскольники заблокировали вход в храмы общинам УПЦ на Волыни и Закарпатье Раскольники заблокировали вход в храмы общинам УПЦ на Волыни и Закарпатье Раскольники заблокировали вход в храмы общинам УПЦ на Волыни и Закарпатье
В 2019 году общины Покровского храма с. Хмельницкое и Вознесенского храма с. Прислоп были незаконно перерегистрированы в ПЦУ.
В Сумской области раскольники попытались силой и угрозами заставить общину канонической Церкви перейти в «ПЦУ» В Сумской области раскольники попытались силой и угрозами заставить общину канонической Церкви перейти в «ПЦУ» В Сумской области раскольники попытались силой и угрозами заставить общину канонической Церкви перейти в «ПЦУ» В Сумской области раскольники попытались силой и угрозами заставить общину канонической Церкви перейти в «ПЦУ»
Несмотря на давление и угрозы, священник и прихожане остаются верными канонической Церкви.
В Винницкой области рейдеры из «ПЦУ» повесили замки на храм, в котором молились прихожане В Винницкой области рейдеры из «ПЦУ» повесили замки на храм, в котором молились прихожане В Винницкой области рейдеры из «ПЦУ» повесили замки на храм, в котором молились прихожане В Винницкой области рейдеры из «ПЦУ» повесили замки на храм, в котором молились прихожане
Во второй половине дня 30 мая 2020 года агрессивно настроенные представители «Православной церкви Украины» совершили очередную попытку захвата Спасо-Преображенского храма канонической Украинской Православной Церкви в селе Лука-Мелешковская Винницкой области.
В издательстве Свято-Тихоновского университета вышел сборник «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений» В издательстве Свято-Тихоновского университета вышел сборник «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений» В издательстве Свято-Тихоновского университета вышел сборник «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений» В издательстве Свято-Тихоновского университета вышел сборник «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений»
В издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышел сборник «Причины и вызовы текущего кризиса межправославных отношений: материалы научно-практической конференции». В издание вошли материалы конференции, которая прошла в университете 25-26 февраля 2019 года.
Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в XIII–XV веках Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в XIII–XV веках
С. Михеев
Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в XIII–XV веках Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в XIII–XV веках
С. Михеев
Наиболее экономически развитое в то время Владимиро-Суздальское, а затем Московское княжества приносили более значительные размеры «милостынь» в Византию, что в условиях ее упадка приобрело для нее особо важное значение.
Комментарии
Катерина 20 января 2019, 18:00
Что от Бога, то останется, что не от Него, то отпадет. Колеблющиеся и сами почувствуют, где благодать. Душа ведь по природе христианка. Думаю, потому и форсируется тема томоса. Чтоб побыстрее заблудших запутать в паутину. Да только зря стараются бестии.
Евгений20 января 2019, 16:49
Сколько было могучих государств, - предостерегает митрополит Московский Макарий, - сколько было цветущих городов в древности! Где они? Где Вавилон, Ассирия? Где Римская Империя и Византия? Пали. Когда началось падение их? Тогда когда стала падать нравственность в народах. Так повествуют об этом бытописатели. Итак, если начинает предаваться пороку целый город, целое государство, то ждать можно беды на весь город, на народ всей страны. За общественные грехи бывают и общественные бедствия... Вот какая опасность грозит нашим городам и нашим странам, если соблазн сделается всеобщим, если он не будет устранен своевременно.
ирина20 января 2019, 12:49
Греки знали,что делали,а упц кп все равно кто,лишь бы на зло нашей упц мп. нельзя строить церковь на ненависти и без Бога. будет,как с "обновленцами"-сторонники ходить не будут на Богослужения,лет через 5 все рассосется.
Александр20 января 2019, 12:27
Всем сомневающимся и колеблющемся братьям из Украины хочется сказать следующее. Сейчас на Вас идёт беспрецедентное информационное и моральное давление. Некоторые не выдерживают и ломаются, переходят в ПЦУ... Но вы поймите одно братья, что созданная Петрушкой "церковь" это как для ребенка фантик без конфеты, вроде оболочка красивая есть (томос, громкие слова и гнилая бравада, а внутри пустота... А самое главное - не будет, завтра Петрушки, придет кто-то новый, ни дай Бог подобный, скажет, а давайте создадим "новую цэркву", опять красивый фантик, шипение и раздувание щек. Так что же и туда пойдете?! Вы поймите, он это делает борясь за власть, пудрит вам мозги, а вы отпадаете от Христа...
А.П.19 января 2019, 20:43
Таким образом, выбор перед всеми нами стоит такой: или вход в притвор настоящего, подлинного православного храма для служения Богу; или идти на поводу у своей лени и выбрать притвор от слова "притворяться", т.е. служить лукавому, противнику Бога. А слово-то (вроде бы) одно - притвор.
Иоанна, Болгария19 января 2019, 14:47
Евгению. Для Фанара все негреки - люди второго сорта. Об этом не так давно открыто заявил в своем слове патриарх Варфоломей. Поинтересуйтесь и что такое "мегали идея".
В ноябре 2015 г. из Болгарии п. Варфоломея провожали скандированиями "Анаксиос!" - недостоин. Это высочайшее посещение Его Божественного Всесвятейшества пределов Болгарской Православной Церкви было весьма занятным, но для него необходима отдельная статья. В Болгарии с повадками фанариотов знакомы давно, но люди обыкновенно учатся на своем опыте, а не на чужом. Видимо, пришло время.
р.Б.Евгений19 января 2019, 09:44
А что же касается томаса...

Как говорил Порошенко: "Пусть они покажут свой томас"

Прискорбно, что вся предыдущая деятельность Порошенко, как Президента, и вся его программа на будущее - это ездить по Украине и демонстрировать "свой томас".

Видно - это все, на что он способен...

А СВОБОДНЫМ людям (которыми и являются члены Украинской Православной Церкви), никакой томас
не нужен.
р.Б.Евгений19 января 2019, 09:25
Митрополит Софроний:

"Я – человек свободный и не хочу быть вассально зависимым от греков...Я понимаю так: если это автокефалия, то Церковь должна быть независимой, как и все автокефальные Церкви. А у нас просто сделали митрополию»[3].

Полностью согласен.

То, что попытался сделать Варфоломей в отношении Православных Украины - определяется очень точно. Причем одним словом - РАБСТВО!

Совершенно очевидно - никто на Украине не ожидал, что действия Варфоломея будут настолько откровенно циничными, а к отношение к верующим украинцам - как к людям второго сорта.
Елена18 января 2019, 12:52
"корень всякого зла - среблолюбие"
Кира18 января 2019, 11:46
Господи, помилуй Украину. Прочла по ссылке интервью митрополита Софрония полностью, всё по делу говорит, дай Бог всем сбитым с толку и сомневающимся прочесть и вразумиться.
Светлана18 января 2019, 10:54
Помоги, Господи, Владыке Онуфрию в его служении. Так хорошо он всё сказал о властолюбцах.
Утверди, Боже, святую Православную веру, веру православных христиан. Утверди, Боже, во век, во век века.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×