«Эллинохристианская культура» и Василий Великий

Статуя «бога» Кроноса, пожирающего своих детей. Дворец Нимфенбург. Мюнхен, Германия Статуя «бога» Кроноса, пожирающего своих детей. Дворец Нимфенбург. Мюнхен, Германия

Предисловие переводчика

Имя блаженной памяти архимандрита Епифания (Феодоропулоса) сегодня, к счастью, не нуждается в представлении русскому читателю. Духовник, богослов, канонист, церковный писатель – эти стандартные эпитеты не способны отразить и исчерпать той огромной духовной значимости, которую и по сей день имеет личность отца Епифания (которого часто называют Василием Великим XX века), прежде всего, для Элладской Православной Церкви, но также и для всего Православия.

При знакомстве с наследием отца Епифания наше внимание привлек ряд статей, посвященных теме «эллинохристианского синтеза». Не касаясь сейчас вопроса о взаимодействии христианства и эллинизма в общем (породившего огромную литературу), остановимся на одном важном и, как нам представляется, актуальном аспекте, который этот вопрос приобретает в свете последних событий. А именно: нам кажется, что статьи отца Епифания могут пролить свет на образ мыслей греческих иерархов в межцерковных отношениях. Так, Константинопольский патриарх Варфоломей в контексте украинского вопроса заявил, что «наши братья славяне не могут терпеть первенства Вселенского Патриархата и нашей нации в Православии». Оставляя в стороне несправедливость данного упрека по существу, заметим, что этнофилетическое представление о «первенстве нашей нации в Православии», несомненно, имеет те же корни, что и у авторов концепции «эллинохристианской культуры», а учитывая время написания статьи отца Епифания, вполне вероятно и прямое влияние данной концепции на старшее поколение греческой иерархии. И здесь важно понять, что подобные идеи являются не общим местом в грекоязычных Поместных Церквях (как это часто представляется), но богословским и историческим искажением, с которым полемизировали лучшие представители греческого Православия, такие как отец Епифаний.

Публикуем перевод первой статьи из цикла об «эллинохристианских синтезах», с Божией помощью надеясь впоследствии перевести и остальные на эту важную тему. Оригинал текста помещен в издании: Ἐπιφάνιος (Θεοδωρόπουλος), ἀρχιμ. Ἄρθρα, Μελέται–Ἐπιστολαί. Τ. 1. Ἀθῆναι, 1986 (Ἔκδοσις Β΄).

«Эллинохристианская культура» и Василий Великий

Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) Досточтимый г-н директор!

Передо мной лежит текст уважаемого и дорогого моего учителя г-на Панайотиса И. Брациотиса[1], посвященный защите и прославлению «эллинохристианской культуры» (см. газету «Эллинохристианское воспитание» за март-апрель 1958 г.). Мое смирение, конечно, не обладает и одной тысячной эрудиции г-на профессора и многих других поборников сочетания эллинизма и христианства и слияния эллинских и христианских элементов в некое новое творение («эллинохристианскую культуру»), но это не означает, что я не могу иметь недоумений [на этот счет]. К сожалению, несмотря на все доброе желание, с которым я изучал и изучаю периодически появляющиеся тексты последователей этой теории, я не смог убедиться, что действительно произошло (или что даже было бы возможным) таковое сочетание и слияние.

Между эллинизмом и христианством не сродство и сочетание, но пропасти и бездны

Как мое смирение, так и многие другие видят между эллинизмом и христианством не сродство и сочетание, но пропасти и бездны. Второе, как мы полагаем, есть отрицание и осуждение сущности первого. Христианство с эллинизмом имеет почти столько же общего, сколько оно имеет общего со всеми народами. И это потому, что некоторые элементы христианства (как, например, богопочитание) являются общечеловеческими. Какое действительное сродство помимо этого мы можем найти между ними? Какой конкретный элемент (существенный, разумеется) христианство приняло от эллинизма? И по какой причине не самодостаточно понятие «христианство», когда христианство имеет в себе и из себя все здравые и хорошие элементы эллинизма (которых ничтожно мало), но вместе с тем имеет и бесконечно многие иные, божественнейшие и превосходнейшие, о которых эллинизм не мог и помыслить? Да простят мне это высказывание, но я считаю, что синтез эллинских и христианских элементов может произойти только через духовную алхимию. Такой синтез кажется мне странным и незаконным, а лучше сказать: такое сочетание кажется противоестественным. Если мы заблуждаемся, то пусть нас вразумят.

Мы слышим апостола Павла, который вопиет: Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев – соблазн, а для эллинов – безумие (1 Кор. 1: 22–23), – и боимся смешать мирскую мудрость с единственным спасительным «безумием» Креста. Мы слышим, как он учит, что Бог обратил мудрость мира сего в безумие (1 Кор. 1: 20) и что благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1: 21), – и не можем помыслить, что сочетание этих вещей осуществимо… Конечно, у эллина[2] есть свое место (как и у всякого народа) в христианстве. Но это место есть место последователя, ученика и смиренного служителя, а не место сотоварища! А если он так или иначе предуготовил почву для распространения христианства, то он принес пользу прежде всего себе, потому что спасся из трясины и возвысился от невообразимого убожества. (Намного более его почву предуготовил иудаизм, откуда и спасение воссияло. Давайте не забывать, в конце концов, что Бог, Которому мы сегодня поклоняемся, не есть бог (читай боги) Гомера и Гесиода, Платона и Аристотеля, но Бог Авраама, и Исаака, и Иакова и семени их праведного…). Если он передал христианство другим, то отдал этим долг, а не предоставил услугу. (Ведь ему самому кто передал христианство? Не иудей ли Павел? Почему мы видим только служение эллинов?). Если, наконец, христианство писало на греческом языке, который нашло распространенным, то это порождает для эллинов долг и обязанность, а не предоставляет привилегии!..

Если христианство писало на греческом, то это порождает для эллинов долг и обязанность, а не привилегии!

Мой уважаемый учитель считает, что невестоводителями и тайноводцами сочетания эллинского и христианского духа стали великие отцы и особенно святитель Василий Великий. Василий Великий!.. Сомневаюсь, что кто-нибудь другой (после апостола Павла) столь резко отверг и столь строго осудил эллинскую и в общем мирскую мудрость, как этот кесарийский отец. Я говорю это, потому что видел многих из отцов, которые пренебрегали и отвергали эту мудрость, но ни одного, который бы плакал и сокрушался о времени, которое потратил на ее изучение!..

Но прежде чем нам услышать плач этого святого отца, необходимо подчеркнуть одну деталь великой важности: эллинская мудрость, принимаемая сама по себе (то есть без всякого сравнения с Евангелием), достойна чести, а иногда и восхищения. У нее есть некая ценность и польза, каковые есть у луны и звезд ночью, когда нет солнца. Но как при рассвете дня и явлении солнца луна и звезды совершенно исчезают, так и перед незаходимым и невечерним Солнцем Истины, Христом Спасителем, эллинская мудрость, как и всякая человеческая мудрость, оказывается бездонной глупостью. Стали безумными теперь уже, как мы поем в акафисте, искусные совопросники, а с ними увяли творцы мифов. Философы оказались немудрыми, а искусные в слове обличены как бессловесные. Разорвались сплетения афинских мудрецов и риторов, и только сети галилейских рыбаков не остались пустыми[3]

Итак, всякий раз, когда мы видим, что отцы благосклонны к эллинской мудрости и видят в ней некую пользу, они принимают ее саму по себе. Что греческая мудрость, рассматриваемая сама по себе, обладает некой ценностью – это несомненно. Есть ли, однако, в творениях кого-либо из великих отцов место, где она похваляется, рассматриваемая в сравнении с христианством? Имеется такое место у отцов, в котором говорится о возможном сочетании эллинского и христианского духа, возможном слиянии эллинских и христианских элементов? Всякий раз, как отцы видят эллинскую мудрость в сопоставлении и сравнении с христианством, они не сплетают ей венцы, но бичи, они находят ее не мудростью, но безумием и глупостью, они уготовляют ей не троны рядом или хотя бы под троном христианства (как делаем мы через «эллинохристианские» синтезы), но рвы, в которые и низвергают ее как тщетную и бесполезную.

Однако пусть завершит слово великого Василия. Этот его текст имеет совершенно особенное значение, так как является не каким-то простым теоретическим учением, но глубокой и в высшей степени трогательной исповедью собственной души.

Итак, он исповедуется в письме против Евстафия Севастийского:

«Много времени потратил я на суету и всю почти юность свою потерял в суетном труде, с каким упражнялся в том, чтобы уразуметь уроки мудрости, обращенной Богом в юродство; когда же наконец, как бы восстав из глубокого сна, обратил взор к чудному свету истины евангельской и увидел бесполезность мудрости князей века сего престающих (1 Кор. 2: 6), тогда, пролив много слез о жалкой жизни своей, пожелал я, чтобы дано мне было руководство к церковному изучению догматов благочестия. И прежде всего предметом моего попечения было произвести некоторое исправление в нраве, развращенном долговременным обращением с людьми дурными…» (PG. 32. Col. 824)[4].

Полагаем, комментарии к столь ясному, столь светлому и столь категоричному тексту излишни.

С большим почтением и теплой благодарностью,

Архимандрит Епифаний (Феодоропулос)
Перевел с новогреческого Михаил Вишняк

Газета «ΟΙ ΤΡΕΙΣ ΙΕΡΑΡΧΑΙ» (Три иерарха). 1958. Май

14 марта 2019 г.

[1] Брациотис Панайотис (1889–1982) – видный греческий богослов и библеист, член Афинской академии наук, в 1955–1956 гг. – ректор Афинского университета. Подробнее о нем см.: Асмус В., прот. Брациотис Панайотис // Православная энциклопедия. Т. 6. С. 222. – Здесь и далее прим. пер.

[2] Эллин – современное самоназвание греков. В данном контексте речь идет не столько о национальной, сколько о культурной идентификации.

[3] Греческий оригинал акафиста Божией Матери построен на игре слов, которая отчасти сохраняется в славянском переводе: «Радуйся, любомудрыя немудрыя Являющая; радуйся, хитрословесныя безсловесныя Обличающая. Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе; радуйся, яко увядоша баснотворцы. Радуйся, афинейская плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая» (икос 9).

[4] Письмо 215 (223). Против Евстафия Севастийского.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
55 принципов христианской жизни 55 принципов христианской жизни
Протопресвитер Фома Хопко
55 принципов христианской жизни 55 принципов христианской жизни
Протопресвитер Фома Хопко
Бог не сравнивает нас друг с другом. Каждый из нас стоит перед Богом, исходя из того, каково было наше призвание.
Религиозные предвестники деэллинизации Греции Религиозные предвестники деэллинизации Греции
Фемистоклис Мурцанос
Религиозные предвестники деэллинизации Греции Религиозные предвестники деэллинизации Греции
Фемистоклис Мурцанос
Доктрина нового мирового порядка, что мы должны быть «населением, а не народом», начинает применяться в образовании. Если мы не будем бить во все колокола, то в течение нескольких лет вырастут молодые люди без памяти.
Нравственный идеал в язычестве и в христианстве Нравственный идеал в язычестве и в христианстве
Максим Кузнецов
Нравственный идеал в язычестве и в христианстве Нравственный идеал в язычестве и в христианстве
Максим Кузнецов
Неоязычники клевещут на христианство, обвиняя его в разрушении языческой морали. В действительности в языческом мире разврат и гомосексуализм были нормой, тогда как Церковь строго порицает любые отклонения от супружества.
Комментарии
Вадим К.20 марта 2019, 11:13
Ответ анониму. А вот свт. Иоанн Златоуст ставит под большое сомнение хорошее эллинское образование ап. Павла. А я сомневаюсь и просто принять не могу Ваше утверждение, что именно оно помогло ему донести мысль сквозь века. В его посланиях этого как-то невидно. Напротив, в них он часто останавливается на том вреде, которое языческая философия приносит ее неумеренным любителям и предостерегает от увлечения этой пищи, которая не принесла пользы занимающимся ею (Евр. 13, 9). В любом случае из его же посланий мы знаем, что все эти учения и понятия упразднятся, когда мы будем взирать на истину не через тусклое зерцало наших земных заключений, а так, как она есть, лицом к лицу. Это об их ценности.
19 марта 2019, 22:38
Вадиму К. Ведь я о том же. Философия и жизнь ставит вопросы. Но ответ в конечном итоге даёт только вера. Некоторые философы ищут всю жизнь основание своей же философии и не могут найти. Для верующего человека оно очевидно. Но без философии, мысли, смысла нет подлинности, настоящности. В области разума, конечно. Хотя. Вера простой бабушки всем сердцем намного лучше всех моих рассуждений. Апостол Павел здесь прав. Но и он имел неплохое эллинское образование, которое помогло ему донести МЫСЛЬ сквозь века.
АлександрГ.19 марта 2019, 15:57
"Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,- и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих". (посл. Святого Апостола Иакова гл. 1 5-8).

В паре Вера - мысль. Вера доминирует. Вера без мысли не останется. Мысль без Веры выхолостится и станет бесплодной.
Вадим К.19 марта 2019, 13:28
Да, православная вера изначала на Руси называлась греческой, да и в новейшие времена наша Русская Церковь называлась часто Греко-Российской. Что же из этого? И откуда такие названия? Неужели потому, что мы переняли веру не апостолов Петра и Павла и других сынов Израиля, а потому, что то была вера Гомера, Сократа и Платона? Нет, но потому, что она, эта апостольская вера передана была нам греками, которые на тот момент одни ее сохраняли. Ведь были латиняне, были армяне, были хазары, были арабы и все предлагали свою веру. Наши предки выбрали ту, которую увидели у греков и назвали ее соответственно греческой. Греческой, а не эллинской! Так что давайте не мешать все в один винегрет для невежд.
Вадим К. Вере Медведевой19 марта 2019, 13:20
Необходимость формулировки богословских понятий возникла в Церкви как раз из-за попытки сделать источником ее веры тот самый языческий эллинизм через его философию. И надо было оружие, которое он считал своим напрасно и им кичился, человеческое любомудрие, взять у него и его им же и поразить. Что греческие отцы (греческие, но не эллинские!) успешно и сделали. И конечно, единственным источником их богословия была не языческая философия, а Библия, книги Ветхого и Нового Заветов. Утверждать обратное - это просто клеветать и на них, и на православную веру, которую они защитили и утвердили. Кстати, клеветать вместе с нынешними иудеями, называющими христианство эллинским вариантом иудейства.
Вадим К.19 марта 2019, 13:02
Анониму 19 марта 2019, 06:35. Можно только согласиться, что вопрос взаимодействия веры и знания далеко непрост и отвергать как первую, так и второе губительно. Отцы знание и не отвергали, они его просто ставили на подобающее ему место, обслуживающее и отвечающее целям веры и не просто веры, которая тоже может быть человеческим продуктом, а веры богооткровенной, а следовательно свидетельствующей о самой истине. Которой истинное же знание противоречить не может. Само же знание, говорит апостол, надмевает и кто думает, что он что-то знает, тот еще ничего не знает. Сравните с греч. философом: я знаю, что ничего не знаю. И это так: философия ставит вопрос, а ответа (не ответов!) у нее нет.
19 марта 2019, 06:35
Философия учит мыслить. Вера учит мыслить правильно. Одно без другого неполноценно. Когда Юстиниан уничтожил последнюю афинскую философскую школу, святоотеческая мысль замолкла и направилась в сторону компиляций. То есть, История подтверждает тезис о том, что вера без знаний, вера без мысли (философии) ущербна. При всей спорности статьи, она поднимает очень важный вопрос не только о соотношении веры и знания, но и о соотношении веры и возможностью пользоваться этим знанием - способностью мыслить, принимать решения, быть ответственным в СВОЁМ выборе, а не слепо подчиняться установленным правилам. Не слепоте учил нас Иисус Христос.
Вадим К.18 марта 2019, 18:15
Денис, а те евреи, которые передали христианство, кто были, не иудеи ли и не ходили разве в иудейский храм? Да и как народ они назывались иудеями, а не евреями. Господь, как читаем в Ев. от Иоанна, говорит самарянке: спасение от иудеев. Они-то, апостолы, и были настоящими иудеями, а вот те, которые убили Христа и гнали потом апостолов, одним из них названы как "говорящие о себе, что они иудеи, но не суть таковы, но лгут и есть синагога сатаны" (Откр. 3, 9). Впрочем не им, а Самим распятым Господом.
Вадим К.18 марта 2019, 17:54
Дорогой Андрей! Близится неделя, в которую вспоминается свт. Григорий Палама. Так вот, Вы советуя другим углубиться в чтение по теме, и сами почитайте триады в защиту безмолвствующих этого несостоявшегося, кстати, нового Аристотеля (так его величали современники). Там очень хорошо, хотя может быть местами и резко, говорится об эллинской философии, о том, можно ли сравнивать ее учения с пророками и о том, дает ли она верное познание Бога. Не нужно человеческим делам давать статус божественный - философии ли то, музыке (здесь ниже о ней пришлось спорить) или еще чему-то подобному. Они будут ценны только на своем месте, а если нет, действительно нужно читать 1-ю главу послания к Римлянам.
Вадим К.18 марта 2019, 17:42
Людмила, про то, что не следует читать "что попало" можно Вам ответить: послание ап. Павла к римлянам это из разряда "что попало"? Там в первой главе дается хорошая оценка того пути, которым прошел защищаемый Вами и Андреем эллинизм, так что будто без него и самого христианства бы не было. Путь, равно как и его итог. Упоминаются там и те самые извращения и даже вскрыта их причина, а именно извращение ума и его понимания о Боге, о мире и о том, откуда он произошел. Если Вы человек далекий от Церкви, понятна Ваша позиция, а если это не так, то, смотрите сами, Вы недалеки от того, чтобы им стать. Ведь одной из тем апостольских посланий и является как раз обличение эллинизма как мировоззрения.
АлександрГ.18 марта 2019, 14:40
Андрей17 марта 2019, 20:49 "Вы допускаете и фактические ошибки. В Библии нет такого места, о котором Вы говорите. Во времена апостолов (эпоха гонений!) не было христианских храмов как таковых, христиане собирались в домах и тайных местах. Значит, туда нельзя было зайти в кепке, да и кепок-то тоже не было..."

Открываем 1-е Послание Апостола Павла Коринфянам. И читаем гл. 11 п.п. 4, 5. "Всякий муж, молящийся или пророчествующий с ПОКРЫТОЙ головой, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с ОТКРЫТОЙ головой, постыжает свою голову".

О нравах, которые прищлось Апостолам править в эллинском мире. Послание апостола Павла к Римлянам. Глава 1. Читать можно полностью.
АлександрГ.18 марта 2019, 13:54
Андрей17 марта 2019, 20:49 "В древнегреческой философии время не линейно, а циклично. Снова советую Вам почитать побольше на эти темы".........

Вот как раз в древнегреческой философии время линейно. И философия прогресса, появившаяся в Европе в позднем средневековье, имеет свои истоки именно в древнегреческой философии. И как кальку этого понимания времени мы берем в качестве примера миф о Прометее, укравшем огонь у Богов, чтобы принести его людям. А что было дальше? А дальше у людей, что называется "поперла масть" и начался прогресс. Вообще, это общепризнанные вещи.

Но интересней другое. А среди русских святых или героев есть человек, совершивший подобное? Нет. Воровство не в почете.
АлександрГ.18 марта 2019, 11:14
Людмила Покровская17 марта 2019, 22:27
"Не противопоставляйте христианство с эллинизмом. Без эллинизма не было бы эллинистического мира и не было бы Восточной Римской Империи, и, соответственно, не было христианства".

Без эллинизма не было бы Христианства? Это конечно очень "сильное" и крайне смелое утверждение.
АлександрГ.18 марта 2019, 10:42
Дорогой Андрей, люди действительно привносят, что-то свое в Церковь и отрицать это было бы просто бессмысленно. Но Богу они приносят свое человеческое. Пусть и самое лучшее из того, что они создали своими руками и своим умом, но это все-равно человеческое. Но может ли это человеческое, пусть и самое высокое, изменить Божье? Нет не может. Человек может только принести Господу свое лучшее. Другой вопрос, что для другого человека, это лучшее может быть неким ориентиром на пути к Господу.Но это уже, даже не второе, это третье. При этом, сам по себе этот ориентир не может и не должен заслонять Господнего.
Людмила Покровская17 марта 2019, 22:29
АлександрГ. ваше утверждение: «...достаточно просто вспомнить, что например педерастия была в культуре эллинов нормой» свидетельствует о «вульгарном» восприятии истории, поэтому вам совет, не читайте все, что попало под руку, научитесь отделять зерна от плевел.
Людмила Покровская17 марта 2019, 22:27
АлександрГ. Вы задаетесь вопросом, что эллинизм принес в Христианство? Помимо всего прочего, типы храмовой архитектуры! Вы вопрошаете о премудрости Божьей? А на каком языке Премудрость Божия была дана в том числе и Руси? Почему Истинная Вера на Руси называлась Греческой? Вы путаете эллинизм с Грецией. Эллинизм не есть нация. Греческая нация начала образовываться в начале 19 в. Не противопоставляйте христианство с эллинизмом. Без эллинизма не было бы эллинистического мира и не было бы Восточной Римской Империи, и, соответственно, не было христианства.
Андрей17 марта 2019, 20:49
Уважаемый Александр, я уважаю Вашу ревность, Ваше неравнодушие. Все же осмелюсь заметить, что Церковь есть богочеловеческий организм, а значит в ней есть и человеческая сторона. Обратная точка зрения была бы чем-то вроде экклезиологического монофизитства; избегайте такого подхода.

Вы допускаете и фактические ошибки. В Библии нет такого места, о котором Вы говорите. Во времена апостолов (эпоха гонений!) не было христианских храмов как таковых, христиане собирались в домах и тайных местах. Значит, туда нельзя было зайти в кепке, да и кепок-то тоже не было...

В древнегреческой философии время не линейно, а циклично. Снова советую Вам почитать побольше на эти темы.
Роман17 марта 2019, 19:26
Но при этом, о. Епифаний не отвергает вообще человеческую мудрость, а эллинская мудрость как один из ее видов: "Что греческая мудрость, рассматриваемая сама по себе, обладает некой ценностью – это несомненно". О. Епифания затрагивает вопрос соотношения христианства и эллинизма - вот, что его волнует в первую очередь.
P.S. Замена Константинопольским патриархом Варфоломеем слова "нация" на другое связано с тем, что он, с одной стороны, гражданин Турции, и поэтому ему необходимо выбирать выражения, а, с другой стороны, он - потомок ромеев. В любом случае смысл фразы остается тем же.
Роман17 марта 2019, 19:17
Замечательный перевод очень точных мыслей архим. Епифания. И не менее замечательная дискуссия Андрея и Александра, которые, на мой взгляд, говорят об одном и том же, только Андрей более субъективно рассуждает, как мне показалось. О. архимандрит Епифаний очень четко обозначил отношение между христианством и эллинизмом: "синтез эллинских и христианских элементов может произойти только через духовную алхимию". Действительно, как не согласиться что "Всякий раз, как отцы видят эллинскую мудрость в сопоставлении и сравнении с христианством, они не сплетают ей венцы, но бичи, они находят ее не мудростью, но безумием и глупостью, они уготовляют ей не троны рядом или хотя бы под троном христианства"
АлександрГ.17 марта 2019, 11:19
Но Божественная реальность устроена не так, ее нельзя зашить в причинно-следственные связи. И нельзя ее описать в таких рамках. Более того, понятийный аппарат человека и соответственно его словарный запас не позволяют ему полностью постигнуть Божественную реальность. И как ответ на это осознание, рождается Исихия. А это уже другое постижение реальности. Вот Вам и цена и место философии.
Кстати, в древнегреческой философии время линейно. И как следствие это рождает понятия “до”, “после”. А у Господа как? Время у него линейно?
АлександрГ.17 марта 2019, 11:18
И еще, уважаемый Андрей, Вы упомянули древнегреческую философию. Безусловно, это величайшее достижение человеческой культуры. Но философия это взгляд на мир, на то как он устроен. Я не буду даже говорить о древнегреческом многобожии, которое так или иначе влияет на картину мира, что находит свое отражение в философии. Хочу сказать о другом, в качестве метода постижения реальности греческими философами была открыта Логика. Сердцевиной логики является открытие причинно-следственных связей, понятий тождественности и понятий общего и частного. И с помощью этого инструментария и пытались постигнуть Божественную реальность. Кстати, вся схоластика построена на этом. Но Божественная реальность
АлександрГ.17 марта 2019, 10:51
Уважаемый Андрей, вот Вы упоминаете тексты молитв, составленных святыми. А скажите пожалуйста почему там просится, чтобы нам была дана премудрость Божья, а не знания по греческой философии? И что есть премудрость Божья? Наверное, это возможность взглянуть на реальность глазами Божьими, проникая в саму суть вещей и явлений. Но это означает, что люди окончившие Платоновскую академию прекрасно понимали отличие между взглядом философа и премудростью Божьей. И никакими литературными вкусами этого объяснить нельзя. Это очень глубокое различие. Это осознание того, что человек сам по себе мало что может и физически и умственно. Они знали, что первично, что вторично и знали цену уму человеческому.
АлександрГ.17 марта 2019, 10:36
и Платоновскую академию. Но что их сделало святыми? Христианство и то, что Господь их в темечко поцеловал или эллинизм?

И возвращаясь к мысли, что Христианство изменило эллинизм. Мы читаем труды Апостолов. И что мы там видим? В том числе и разъяснения, типа нельзя входить в Храм с покрытой головой и пр. пр. А что это означает? А это означает, что были прецеденты, когда вот эти культурные эллины пытались войти в Храм "в кепке и без платка". И разъяснений такого уровня очень много. А что это означает? А это значит, что Христианство меняло эллинский мир. Также как оно меняло в последующем весь мир. И было бы абсурдом утверждать обратное. Всех меняло, а вот с эллинами произошло наоборот.
АлександрГ.17 марта 2019, 10:14
Дорогой Андрей, я не воюю с фактами. Я просто пытаюсь расставить все по своим местам. Понимаете есть разница между тем, что эллинизм принес в Христианство и Христианство привнесло в эллинизм. Это две разные мысли. Через мысль эллинизм привнесло в Христианство, соверменный Константинополь выводит и обосновывает свое право первенства. А на самом деле, Христианство изменило эллинизм. Вы упомянули единосущие Отца и Сына. Это реальность и она первична. К эллинизму она никакого отношения не имеет, а вот термины, в которых она постигается являются по отношению к ним вторичными и они является всего лишь инструментарием постижения этой реальности. Вы упомянули свт. Василия Великого и Григория Богослова
Андрей16 марта 2019, 21:42
Уважаемый Александр, никто не оспаривает, что христианское учение основано на откровении. Но рецепция этого откровения в культурно-исторической среде, среди конкретных людей и народов, испытывает самые разнообразные культурные влияния. Мы молимся Богу, но тексты молитв составлены людьми с их литературными вкусами, к примеру. Единосущие Сына и Отца - богооткровенная истина, но сам термин "единосущный" (омоусиос) взят из древнегреческой философии (неоплатонизма).
Влияние платонизма на бл. Августина огромно, его называют "христианским платоником". Псевдо-Дионисий Ареопагит цитирует неоплатоника Прокла целыми страницами. И есть много таких примеров. Не стоит воевать с фактами.
Серафімъ16 марта 2019, 20:11
Братъ Δημοσθένης, интересную мысль Вы озвучили. Но смѣю замѣтить, что допустили двѣ грубыя ошибки.
Во-первыхъ, терминъ о которомъ Вы упомянули, дѣйствительно традиціонно всегда употребляется въ данномъ случаѣ, но не «γενεὰ» (поколеніе), а «γένος» (родъ)! Дѣйствительно «γένος τῶν χριστιανῶν», а не «ἔθνος» (хотя даже Ап. Пётръ въ тождественномъ смыслѣ употребляетъ «ἔθνος» [1 Пет. 2:9]).
Во-вторыхъ, значеніе имѣетъ не самъ терминъ, а тотъ смыслъ который въ него вкладываютъ употребившіе его, т.к. онъ можетъ мѣняться.
Если древніе творцы какъ «γένος» такъ и «ἔθνος» употребляли въ основномъ имѣя ввиду причастность къ культурѣ и исповѣданію вѣры, то новые склоняются къ языческому націонализму.
АлександрГ.16 марта 2019, 02:23
Уважаемая, Вера позвольте с Вами не согласиться. Вряд ли формулировки Христианской нравственность могли возникнуть на эллинистической почве. Достаточно просто вспомнить, что например педерастия была в культуре эллинов нормой. Да и Хроноса вряд ли можно назвать эталоном нравственности.

Что касается того, что "единственным источником формирования христианского богословия и христианского нравственного учения(и исламского) оказалась греческая философская мысль", позвольте задать вопрос, а куда Вы дели древнееврейскую мысль? Кроме того, читая Блаженного Августина, я лично совершенно не заметил греческой философской мысли. Там другое даже само построение мысли. И это уже латинская культура.
АлександрГ.16 марта 2019, 02:02
Уважаемый Андрей, смею заметить, Вы не со мной спорите, а с архимандритом Епифанием (Феодоропулосом). Кроме того, было бы мягко говоря очень самонадеянно настаивать на том, что можно добавить что-то к тому, что дал сам Господь. Христианство нам дал Господь. Сердцевиной вероучения является Искупление и Воскрешение. Древнегреческая философия к этому не добавила ровным счетом ничего. И добавить ничего не могла.
АлександрГ.16 марта 2019, 01:35
Андрей, давайте тогда образовываться. Что является сердцевиной Христианства? Искупление и Воскрешение. Что в этом было привнесено от греческой философии? Ничего. Значит ли это, что греческая философия не имеет никакой ценности? Нет не значит. Она обладает огромной ценностью, как достижение человеческой культуры. Но это другое. Повлияла ли эллинская культура на Христианство? В целом нет, учение Христово осталась таким, каким нам его дал Господь. При этом нужно заметить, что Восточную Церковь трясло от ересей практически вплоть до 10-го века. Есть ли в этом влияние греческой философии? Не знаю. Кроме того, мы должны понимать, что эллинская культура изначально формировалась под влиянием идей
Денис Горбушин16 марта 2019, 01:17
Ошибка в переводе. Не иудеи, а евреи передали эллинам (грекам) христианство. Иудаизм - это отдельная от христианства религия, где известно какое отношение отношение ко Христу доминирует.
Σεραφεὶμ15 марта 2019, 21:23
Братъ Δημοσθένης, интересную мысль Вы озвучили. Но смѣю замѣтить, что допустили двѣ грубыя ошибки.
Во-первыхъ, терминъ о которомъ Вы упомянули, дѣйствительно традиціонно всегда употребляется въ данномъ случаѣ, но не «γενεὰ» (поколеніе), а «γένος» (родъ)! Дѣйствительно «γένος τῶν χριστιανῶν», а не «ἔθνος» (хотя даже Ап. Пётръ въ тождественномъ смыслѣ употребляетъ «ἔθνος» [1 Пет. 2:9]).
Во-вторыхъ, значеніе имѣетъ не самъ терминъ, а тотъ смыслъ который въ него вкладываютъ употребившіе его, т.к. онъ можетъ мѣняться.
Если древніе творцы какъ «γένος» такъ и «ἔθνος» употребляли въ основномъ имѣя ввиду причастность къ культурѣ и исповѣданію вѣры, то новые склоняются къ языческому націонализму.
Андрей15 марта 2019, 20:22
Дорогой Александр, Вам нужно почитать побольше по этим темам, образоваться.

Наши иерархи, может, и закончили советские вузы, но советская культура и термины из марксизма-ленинизма в христианство не проникли. Ваше сравнение не работает.
Вера Медведева15 марта 2019, 19:47
То, что уважаемый АлександрГ. называет христианской догматикой, является частью христианского богословия, которое, в самом начале становления Церкви, когда возникла необходимость формулировки не только богословских, но, к примеру, и просто нравственных понятий, возникло и оформилось в своем завершенном виде именно на эллинистической почве, и единственным источником формирования христианского богословия и христианского нравственного учения(и исламского) оказалась греческая философская мысль. Обратите внимание, речь не идет о греческой нации. Греческая философская мысль, как и православное богословие, являясь продуктами духовного творчества, принадлежат всему человечеству.
АлександрГ.15 марта 2019, 12:25
Андрей, очень многие иерархи Русской Православной Церкви окончили советские учебные заведения. Значит ли это, что советская система образования внесла свой вклад в Христианство? Нет, не значит. Такой же вопрос можно поставить и в отношении Сербской, Болгарской церквей. И это же в равной степени справедливо и в отношении культуры эллинов. Эллинизм отдельно, Христианство отдельно. Что касается догматики. Христианская догматика по определению не может опираться на древнегреческую философию, ибо она опирается на Евангелие и труды Апостолов. Это разные источники. Другой вопрос, что умственное развитие, даваемое изучением философии использовалось в догматике, но это уже другое. Это инструментарий.
Катерина 14 марта 2019, 23:42
АлександрГ.14 марта 2019, 19:05 - вероятно, Рим пока милостиво разрешает Константинополю быть равным Патриархом среди равного папы. Официальные фотографии это подчеркивают. Неважно, как они стоят. Слева направо. Или справо налево. Непременно симметрично.
Андрей14 марта 2019, 19:46
При всем уважении к автору, статья очень спорная. Я не сочувствую греческому национализму, но отрицать эллинский вклад - неразумно. Христианство очень многим обязано древнегреческой культуре, философии. Откуда, к примеру, в христианской догматике взялись такие термины, как ипостась, усия, природа, просопон (лицо) и множество других, если не из древнегреческой философии? И я впервые слышу, что свт. Василий жалел о своей учебе в Афинской академии. Наоборот, известно, что и он, и св. Григорий Богослов, и св. Григорий Нисский гордились тем, что окончили Платоновскую Академию. "Афины Афины — обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго" (св. Григорий Богослов).
Демосфен14 марта 2019, 19:22
Уважаемая редакция, поясните, пожалуйста, о какой нации идет речь, в приписываемой вами, в вашей же интерпретации, фразе Патриарха Стамбула. Многим вашим читателям было бы интересно узнать о национальном самоопределении православных христиан-подданных Восточной Римской Империи, а после падения Константинополя, прихожан Православной Церкви османской империи.


АлександрГ.14 марта 2019, 19:05
Вообще, это какие-то очень странные претензии. Первые Апостолы иудеи по крови. Греки, римляне, сирийцы и прочие народы Cредиземноморья в этой очереди вторые и одинаковы по своему уровню. Древнегреческая философия и мудрость даваемая Христианством это знания, абсолютно разного порядка. В одной мудрость человеков, в другой премудрость Божья. Смешивать их просто невозможно, ибо они зачастую разнонаправленны. А что если сейчас сирийцы заявят о своем первенстве? Как к этому отнесутся греки? Или другой вопрос, а что Фанар уже выяснил кто первее греки или итальянцы, как потомки римлян? Там ведь этот вопрос до сих пор не снят с повестки.
Катерина 14 марта 2019, 15:39
Демосфен14 марта 2019, 11:43 -- что совой о пенек, что пеньком о сову... смысл выражения не меняется.
Юрий Куриленко14 марта 2019, 13:24
Благодарю за замечательную статью, образец христианского отношения к человеческой мудрости.
Демосфен14 марта 2019, 11:43
Не первый раз, в статьях, публикуемых вашим сайтом, Патриарху Стамбула приписывают фразу, которая, в переводе на русский язык. выглядит следующим образом: «наши братья славяне не могут терпеть первенства Вселенского Патриархата и нашей нации в Православии». Вы же прекрасно знаете, что греческое слово "γενιά" означает: род, поколение. Слову нация в греческом языке соответствует слово "έθνος", откуда и русские слова: этнография, этнический и т.д. Поэтому, в правильном переводе на русский язык, фраза гражданина Турции, стамбульского Патриарха выглядит следующим образом: «наши братья славяне не могут терпеть первенства Вселенского Патриархата и нашего рода в Православии».
Андрей14 марта 2019, 10:38
Написано в 1958 году, опубликовано в 2019. Также и архимандрит Софроний (Сахаров) ещё в 1950-е видел, куда движется Константинопольский Патриархат.

Тогда были всходы плевелов, теперь их плоды.

Помоги, Господи, чтобы на грядущем Всеправославном Соборе сама идея административной централизации Православной Церкви на земле была предана анафеме, и чтобы само понятие первенства чести на вселенском уровне, из-за которого возникает столько соблазнов в сторону первенства власти, было упразднено.
Катерина 14 марта 2019, 09:29
Спасибо редакции за эту публикацию. Отличный православный аналитик был.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×