В неоязыческой литературе, блогах и группах в социальных сетях, созданных современными многобожниками, среди разнообразных нападок на христианство особенно нелепо смотрятся обвинения в разрушении «высокодуховной языческой морали и нравственности». К примеру, некоторые неоязыческие адепты утверждают, что, согласно христианскому учению, семейная жизнь является чем-то нечистым и даже противоестественным для христиан, а сами христиане положительно относятся к гомосексуализму[1]. Так, известный неоязыческий писатель В. Авдеев умудрился на страницах своей книги одновременно восхвалить языческие оргии, попеняв на то, что христиане их запретили, и тут же обвинить христиан в том, что сами они были безнравственны и оргии также практиковали[2]. Конечно, для образованных людей, знакомых с историей и религиоведением, подобные заявления абсурдны, однако уместно будет провести небольшой сравнительный анализ представлений о нравственности в язычестве и христианстве.
Нетрадиционные традиции язычества
Современные неоязычники всеми силами пытаются доказать, что являются продолжателями традиций ушедших языческих культов. Конечно, учитывая то, что каких-либо достоверных сведений о язычестве сохранилось немного, большую роль в деле реставрации язычества подчас играет фантазия самих лидеров неоязычества. Отсюда возникают домыслы о высоконравственном языческом мировоззрении. На самом деле всё обстояло несколько иначе. В античном языческом мире разврат и гомосексуализм были нормой, которая нисколько не осуждалась, более того, гомосексуальные сюжеты вошли в религиозную мифологию[3].
Так, например, древними критскими законами было установлено «сожительство мужчин с мужчинами»[4]. На Крите существовал следующий обычай, описанный историком Эфором. Влюбленный, предупредив о своих намерениях, встречает юношу на дороге и пытается увести его. Друзья юноши символически удерживают его и, если считают «влюбленного» недостойным, то не отдают ему юношу. В противном случае похититель и его «возлюбленный» два месяца проводят вместе, охотясь, а затем устраивают угощение.
В Спарте устойчивым был обычай, что у лучших юношей должны были быть любовники, и «даже достойные и благородные женщины любили молодых девушек»[5].
Большинство римских императоров практиковали гомосексуальные отношения
Для греческих философов подобные отношения также являлись нормой. Так, Платон в диалоге «Парменид» изображает Зенона в качестве возлюбленного Парменида. Аристотель приводит рассуждение: «Влюбленные полезны для государства на том основании, что любовь Гармодия и Аристогитона ниспровергла тирана Гиппарха»[6].
Особенно ярко масштаб гомосексуального разврата позволяет оценить наследие Плутарха. Одной из основных идей Плутарха было суждение о том, что женщины не менее достойны любви, чем юноши, поскольку также бывают отмечены различными добродетелями[7].
Большинство римских императоров-язычников широко практиковали гомосексуальные отношения, о чем свидетельствует Светоний в своей известной работе «Жизнь двенадцати цезарей».
В ранних японских текстах воспевается любовь между мужчинами и юношами
Но если весьма лояльное отношение к содомскому греху в античном мире достаточно широко освещено в популярной литературе, то нравы столь любимой неоязычниками Японии не так хорошо известны нашим соотечественникам. Однако уже в самых ранних японских текстах, датируемых VII веком н.э., воспевается любовь между мужчинами и юношами. В дальнейшем эта практика, именуемая термином «сюдо», пользовалась большим уважением и поощрялась, особенно у самураев. Считалось, что сюдо благотворно действует на юношей, уча их достоинству, честности, чувству прекрасного. Сюдо противопоставлялось женской любви, которую обвиняли в «размягчении» мужчины. Регламентированные гомосексуальные отношения в Японии исчезают только в конце XIX века во время эпохи Мэйдзи. Это стало следствием сильного влияния западной культуры и христианской морали на японские традиции[8].
Среди славян-язычников, по свидетельствам современников, также нередки были случаи гомосексуальных отношений. Арабский писатель Ибн-Мискавейх так описывает захват дружиной князя Игоря города Бердаа в 943 году: «…скопилось у Русов в городе Бердаа большое богатство, стоимость и достоинство которых были велики. Овладели они женщинами и юношами, прелюбодействовали с теми и другими и поработили их»[9]. Похожим образом дело обстояло и в скандинавских странах[10].
Мерзость пред Богом и людьми
Как мы смогли убедиться, языческий мир не просто не боролся с развратом — разврат был его нормой.
Совсем иная картина открывается нам в Библии. Ветхий Завет повествует о полном уничтожении Богом городов Содома и Гоморры со всеми его жителями, практиковавшими мужеложство и разврат (см.: Быт. 19: 1–26).
В христианском лексиконе грех гомосексуализма так и именуется — «содомский грех». Приведем несколько цитат из Священного Писания на этот счет:
«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев. 18: 22); «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20: 13).
Церковь отлучает раскаявшихся содомитов от Причастия на срок до 30 лет
Как видим, этот грех карается самым суровым образом.
Новый Завет полностью созвучен с Ветхим относительно мерзости и недопустимости содомского греха:
«Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 26–27); «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10).
Каноны Церкви устанавливают епитимью и отлучение от Причастия на срок до 30 лет для раскаявшихся в этом грехе[11]. Также Канонами предписывается извержение из сана клириков-содомитов. Кроме того, запятнавшие себя подобным грехом никогда не могут быть приняты в церковный клир.
Юстиниан I принял закон, согласно которому мужеложники карались смертью
Христианский писатель и богослов Климент Александрийский, живший во II веке, писал: «Уже сама природа воспротивилась соитию мужчины с мужчиной. Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия, ни неестественное при этом положение, ни с субъектами связи, несоединимое в себе соединяющими»[12].
Один из наиболее почитаемых отцов Церкви святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «мужеложники хуже убийц»[13].
Обращаясь к содомитам, преподобный Максим Грек взывал: «Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!.. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме, как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение Оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою… Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы»[14].
А прославленный Церковью в лике святых император Юстиниан I принял закон, согласно которому мужеложники карались смертью.
Христианство запрещает и порицает мужеложство как недопустимый грех
Таким образом, христианство однозначно запрещает и порицает мужеложство как мерзкий и недопустимый грех — в отличие от языческой культуры, где это явление носило массовый характер и совершенно не порицалось, а зачастую вменялось в доблесть. Сегодня мы видим, как в западных странах из-за ослабления христианской веры в обществе вновь поднимается волна пропаганды гомосексуализма. Но даже сейчас отпавшие от Вселенской Церкви французские католики пытаются противостоять правительству республики, узаконившему содомские отношения. Для этого проводятся массовые пикетирования и митинги, однако силы там явно неравны. А в исконно православных странах все попытки содомитов демонстрировать на публике свой грех пресекаются неравнодушными православными достаточно жестко и успешно.
Будьте здесь, на земле, всегда вместе и — с Господом
Эти слова протоиерея Андрея Ткачева[15] как нельзя лучше характеризуют суть христианского взгляда на семейные взаимоотношения. Однако все же разберем второе нелепое утверждение неоязычников о том, что семейная жизнь является противоестественной и неодобрительной с точки зрения христианства.
В этой связи в первую очередь стоит процитировать известного православного психолога и священника Василия Зеньковского: «С самого своего начала христианство осудило всякое гнушение браком и освятило брачные отношения»[16]. Достаточно вспомнить, что первое чудо Спасителя по претворению воды в вино было совершено в Кане Галилейской на свадьбе. Сам Господь говорит о браке: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10: 7–9). Уже с первых строк Библии Бог дает благословение на совместную жизнь мужчины и женщины: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 27–28). «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13: 4), — благовествует людям апостол Павел. Он же говорит, что соединение жизни мужчины и женщины в браке происходит по образу Христа и Церкви, и «тайна сия велика» (Еф. 5: 32).
Священник Максим Первозванский, исследуя Священное Писание, приходит к следующему выводу: «Пожалуй, единственным исключением [среди положительных высказываний о браке] можно считать достаточно осторожное замечание апостола Павла: “Хорошо человеку не касаться женщины” (1 Кор. 7: 1). Некоторые ошибочно воспринимают эту фразу как предупреждение: брак якобы может стать помехой на пути к Богу, — “забывая” о том, как апостол развивает свою мысль: “но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться” (1 Кор. 7: 2–9). Что ж, глубоко верующему человеку, искренне желающему все свои силы и всю свою жизнь без остатка посвятить служению Господу, пожалуй, действительно лучше не связывать себя семейными узами. Но пожелание это обращено отнюдь не ко всем христианам, а лишь к тем из них, кто действительно способен на такое самоограничение, и реализуется этот призыв в монашестве. Как сказал Сам Господь: “Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19: 12). Для остальных, то есть для подавляющего большинства христиан, Бог уготовил иной путь, который мы называем законным супружеством»[17]. А вот различные отклонения от супружества в виде модного в наши дни блудного сожительства, супружеской измены и т.п. Церковью строго порицаются. Однозначным злом, которое, с точки зрения Церкви, равносильно убийству, является аборт.
Православный идеал — это крепкая многодетная семья
Православный идеал — это крепкая многодетная семья, построенная на любви и взаимном уважении детей и родителей. Такая семья является основой здоровой нации и сильного государства.
Известный греческий старец Паисий Святогорец указывал на особую значимость семьи: «Единственная ценность в мире — это семья. Когда будет разрушена семья, то и мир погибнет. Прояви свою любовь в первую очередь в своей семье. Когда погибнет семья, тогда будет разрушено и духовенство, и монашество»[18].
Поэтому весьма сложно понять тех неоязычников, которые на словах ратуют за русское национальное возрождение, но при этом распространяют небылицы и обвинения против Православной Церкви, которая уже много веков защищает и созидает нравственную чистоту русского народа.
Конечно он соблазняет на этом пути нехотя и невольно неверующих и они глядя на него хулят Бога и веру православную.
Так язычники и прочие дьяволы глядя на наивных, нетвердых в вере христиан смеются над ними.
Хотя мы боремся с собой и не хотим быть злыми.
Скажу сразу,да и наши предки и другие европейцы жили очень большой период своей истории в язычестве.И это надо изучать,об этом надо говорить и дискутировать.Да человек по своей сути не может жить во зле и мерзости и не всё было наверно в языческих верованиях так плохо.Было всё,другое дело в том,что языческие народы жили в той системе координат и другой порой не видели или сталкивались с другим язычеством и не считали его лучше своего.Нельзя конечно однобоко осуждать наш языческий период истории,это было и наши предки так жили.Кстати в том же Ветхом Завете тоже описаны случаи когда уже знающие Бога евреи ,как Богом избранный,народ уклонялись от него и впадали в идолопоклонство.И что было с ними и как древние пророки Божии этому противостояли.
И древние славяне и другие европейцы столкнувшись и увидевши Истину Христову уже видели совершенно другую разницу,и она намного существенней чем просто другие виды язычеств.И,как преобразилась Русь после крещения,каков толчок это был.Да шла христианизация тяжело.Может многие упрекают,что порой силой насаждалась,было и это,но ведь и те же носители веры и проповедники тоже могли впадать в заблуждения или не иметь истины веры по сути.Основная же сила распространения христианства шла добровольно и проповедовалась любовью.Это доказывает и таким количеством святых мучеников за веру пострадавших.И поток этих мучеников к великому сожалению не остановится никогда.Так как Спаситель нам ясно предрёк что будем гонимы и убиваемы за исповедание имя Его.
А вспомните какого маразма достигла идеология в Третьем Рейхе где в общем провозглашался возврат к древнегерманским корням между тем велись поиски доказательств об арийском происхождении Христа,преследовался гомосексуализм,искали священный грааль и всё это на фоне якобы языческих идеалов.
Для меня всё же более обескураживающе и обидное это взгляды и жизнь очень многих людей позиционирующих себя христианами,но по сути живущих по-язычески или двоеверием,а по сути таковой и не имеющих.И вот поверьте в глазах тех же неоязычников эти то примеры и дают повод для подобных мнений,разговоров,книг.