Икононебрежение в печатной продукции

Проблемы современного иконопочитания. Часть 2

The Mystical as Political The Mystical as Political Авторы статьи благодарят читателей портала «Православие.Ru» за отклики и внимание к опубликованной первой работе о проблемах современного иконопочитания.

В частности, из замечаний нередко встречались мнения о том, что высказанное в статье пожелание избегать производства и приобретения бумажных икон – это крайность. Уточним, что данная рекомендация исходит из понимания, что массовое тиражирование и предельная дешевизна таких икон приводит не только к тому, что они быстрее приходят в негодность, чем иконы, изготовленные из более надежных материалов, но еще и к тому, что на практике отношение к таким дешевым иконам бывает менее внимательным и почтительным. Со временем они накапливаются (еще и потому, что верующие активно дарят такие иконы друг другу), возникают трудности с благочестивым хранением и уходом за ними и т.д. Поэтому для тех, у кого уже есть такие иконы и кто считает для себя допустимым и дальше их приобретать, правильным было бы помещать их в стеклянные рамки или по крайней мере ламинировать.

Тем не менее из сделанных комментариев явствует, что поднятая проблема действительно актуальная. Поэтому с большей надеждой на заинтересованность читателей предлагаем вашему вниманию дальнейшее раскрытие темы о благочестивом отношении к священным изображениям.

На основании догмата иконопочитания (см.: Часть 1) можно сформулировать и саму норму иконопочитания. Под такой нормой следует понимать использование священного изображения в соответствии с его предназначением согласно догмату, а именно для достижения таких целей как:

  • молитва, обращение ума от образа к первообразу;
  • явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа;
  • почитание священных изображений, т.е. воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад;
  • освящение профанного пространства жизни человека;
  • благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святых Его.

При условии:

  • использования священных изображений в названных целях и сохранения их от обмирщения и смешения с профанным (обыденным);
  • изготовления священных изображений из долговременных материалов для длительного благочестивого использования;
  • размещения священных изображений в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться небрежному отношению или попранию, вольному или невольному.

Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку определить, соответствует ли такая практика догмату иконопочитания и преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные действия со священными изображениями, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т.п.

В данной статье мы проанализируем в основном издательскую продукцию православного характера на соответствие указанной норме. При этом (как и прежде) под священными изображениями будем понимать любые изображения священного: иконы (в т.ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

Иконы на обложках

Нам уже приходилось писать, что практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видеодисков очевидным образом не соответствует правилам благоговейного иконопочитания[1]. Однако поскольку «воз и ныне там», «паки и паки» приходится говорить о том же.

Такими предметами крайне затруднительно и порой невозможно пользоваться благочестивым образом продавцам книжной продукции, читателям, библиотекарям и т.д.

Обложка DVD Обложка DVD Известно, что когда верующий целует в храме икону, то благоговейно касается губами края ее поля; целует образ в «ручку», в «браду», но не в сам лик. В случае же обращения с указанными предметами человек вынужден браться руками за лик Господа, Богородицы или святого, класть развернутую книгу на стол, так что святой лик, изображенный на обложке, упирается и истирается о его поверхность. Кроме того, эти предметы носят в сумке вместе с предметами повседневного использования. Вынужденное использование благочестивыми верующими дополнительных обложек, покрывающих и предохраняющих священные изображения на таких предметах (например, на книгах), только подтверждает неправомерность подобного оформления продукции.

В витринах магазинов, церковных лавок и киосков по продаже периодики на такую продукцию нередко кладутся сверху другие товары, происходит расчет с покупателями, во время которого деньги и кошельки кладутся прямо на святые лики, что является очевидным кощунством.

Святитель Иоанн (Максимович) вырезал священные изображения даже из дешевых изданий и освящал их

Потому неудивительно, что оформление книг священными изображениями порицали святые наших дней. Так, известный грузинский святой нашего времени преподобный Гавриил (Ургебадзе) говорил: «Это непочтительное отношение, книга пачкается». Он отрезал такую обложку и хранил ее отдельно[2]. Святитель Иоанн Сан-Францисский (Максимович) очень трепетно относился к любым священным изображениям, которые попадали ему в руки, даже к самым незначительным и малоценным в художественном смысле. Он бережно вырезал их из всевозможных изданий, освящал их по чину Требника и раздавал на благословение всем, кто к нему приходил.

Пример удачного издания православной книги без икон на обложке Пример удачного издания православной книги без икон на обложке Дореволюционная традиция церковного книгоиздания была совершенно иной. И в настоящее время при оформлении обложек большинства богослужебных книг (за исключением Евангелия и Апостола) используется только изображение Креста небольшого размера (например, Октоих). Получившая же теперь широкое распространение практика оформлять обложки различных православных изданий священными изображениями (не только символами и знаками, но и святыми образами), делать их элементом дизайна, своим следствием имеет неизбежное, хотя и невольное для многих, неблагоговейное отношение к священным изображениям и является их профанацией.

Современным издателям и производителям товаров следовало бы разработать способы благочестивого оформления своей продукции, а покупателям при выборе товара – руководствоваться соображениями о возможности или невозможности использовать приобретаемые предметы благочестивым образом, не погрешая против догмата иконопочитания, а главное – против Самого Священного и, в конечном счете, против Бога.

Священные изображения в периодических изданиях

Если публикация священных изображений в книгах в качестве иллюстративного материала или для знакомства с церковным искусством является оправданной, поскольку такие издания предназначены для долговременного использования, то в случае периодической печати против этого имеются серьезные возражения.

Во-первых, публикация репродукций и иллюстраций в виде священных изображений в периодической печати не соответствует благоговейному иконопочитанию, поскольку такие издания имеют временное ограниченное значение, в то время как догмат иконопочитания VII Вселенского Собора указывает на то, что священные изображения должны изготавливаться из долговременных материалов и для длительного пользования.

Во-вторых, поскольку периодические издания изначально предназначены для кратковременного использования, то закономерно возникает проблема их дальнейшего употребления, хранения и благочестивой утилизации.

В-третьих, из соображений ложно понятого «православного украшательства» издатели порой стремятся разместить на своих страницах как можно больше репродукций икон и других священных изображений, без которых зачастую можно было бы и обойтись.

Лики, используемые как иллюстрации, – такая же профанация священного, как упоминание имени Божиего всуе

Следует помнить, что каждый святой образ уникален, как и его первообраз. Поэтому неумеренное умножение священных изображений в рамках одной статьи или всего издания сводит эту уникальность на нет, превращая лики Спасителя, Богородицы и святых к простому иллюстративному ряду. Всё это неприметно ведет к такой же профанации священного, как упоминание имени Божиего всуе (напрасно), которое поэтому и запрещено третьей заповедью Декалога (см.: Исх. 20: 7).

Отдельных слов заслуживает публикация священных изображений в газетах. В отличие от журналов (ежемесячных, квартальных и т.п.) газеты по самой своей природе и функциональному назначению имеют очень короткий срок службы (как правило, несколько дней); по качеству полиграфии они стоят на последнем месте в общем ряду печатной продукции. В быту к газетам наиболее пренебрежительное отношение. Поэтому издатели православных газет заведомо обрекают своих читателей в лучшем случае где-то хранить или благочестиво утилизировать их продукцию, а в худшем – бросать где попало и тем самым совершать поругание святых икон, репродукции которых там напечатаны.

Поэтому издатели как газет, так и журналов должны помнить, что они как производители продукции в определенном смысле вводят в искушение своих читателей потенциальной профанацией священного (поруганием священных изображений) и потому вместе с ними несут за это ответственность перед Богом.

Широкое распространение сегодня публикации священных изображений в периодических изданиях хотя и успело стать чем-то вроде нового обычая, тем не менее противоречит букве и духу догмата иконопочитания. История Церкви знает немало обычаев, с которыми ей приходилось и до сих пор приходится бороться как с суевериями, или пережитками язычества (об этом см. в продолжении), или тем, что не соответствует ее Священному Преданию.

«Иконы-календари»

В отношении календарей справедливо все сказанное выше о журналах и газетах, поскольку календари суть продукты ограниченного по времени пользования.

Кроме того, следует иметь в виду, что предназначение даже церковного или православного календаря вполне рутинное, т.е. профанное: предоставлять информацию о числах, днях недели, месяца и года, праздниках, днях памяти святых и т.п. Человек смотрит в календарь именно с этой целью.

Если, например, на листе настенного или настольного календаря размещено священное изображение (часто это репродукция иконы), то оно становится второстепенной деталью, простой иллюстрацией наряду с пейзажем или любой другой картинкой в светских календарях, поскольку сам по себе календарь не предназначен для молитвенного делания – словесного или умного обращения к Богу.

Использовать календарь в качестве иконы – значит смешивать профанное и сакральное, обыденное получение информации и личное священнодействие верующего перед Творцом всяческих.

Для того, чтобы это стало очевидным, представьте, что в вашем храме к образам Спасителя, Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученика Пантелеимона и другим иконам кто-то скотчем прикрепит снизу соразмерные иконам листы православного календаря на текущий месяц с буднями и выходными днями, праздниками, днями памяти святых, обозначением постных и скоромных дней и т.п. Во время службы диакон и священник (а то и епископ) обязаны будут, обходя храм, кадить такие иконы и кланяться им, то есть воздавать почести не только первообразам, но и листу календаря. Да и миряне, желая помолиться у святого образа, будут лицезреть перед собой таблицу календарных дней текущего месяца… Скорее всего и священнослужители, и миряне сочтут такое соединение кощунством и оскорблением святыни, однако дома мы с этим почему-то миримся, как мирятся с этим и производители календарей, и их продавцы.

При переворачивании страниц календаря лики и кресты оказываются тоже перевернутыми, что кощунственно

В календарях, изданных в виде книги или журнала, репродукции священных изображений играют ту же подчиненную иллюстративную роль, что в журнале или книге, умножая количество полиграфической продукции, подлежащей благочестивой утилизации.

В перекидных календарях технология соединения листов часто приводит к тому, что при их переворачивании священные изображения оказываются с перевернутыми вниз ликами или крестами, что неблагочестиво.

Календари высокого полиграфического качества после употребления порой затруднительно даже сжечь (об утилизации предметов священного характера см. в продолжении темы), поскольку они почти не горят, что создает дополнительные трудности для благочестивых верующих.

Календарь в развороте. При смене календарного месяца лист поднимается вверх, и все иконы будут перевернуты буквально вниз ликами Календарь в развороте. При смене календарного месяца лист поднимается вверх, и все иконы будут перевернуты буквально вниз ликами

Карманные календарики в виде иконок сочетают в себе «родовые» недостатки малоразмерных бумажных иконок и календарей:

  1. соединяют в себе несовместимое – священное и мирское (обыденное), что ведет к профанированию первого;
  2. ими затруднительно благочестиво пользоваться в быту;
  3. по своему назначению (как календари) они не предназначены для молитвы;
  4. в качестве икон – по материалу – они недолговечны, подвержены порче, часто находятся в неподобающем для иконы месте и т.д.

Издание так называемых «православных численников», т.е. годовых отрывных календарей, следует признать наиболее неблагочестивым, если не кощунственным делом. Ради дешевизны эти календари издаются на низкокачественной газетной бумаге; имеют объем до 784 страниц (т.е. 392 листа, больше, чем дней в году). В процессе использования листы этого календаря необходимо отрывать и куда-то девать ежедневно, а каждый такой лист содержит иконы Спасителя, или Богородицы, или святых, или их жития, святоотеческие поучения, описания церковных праздников и чудес икон Божией Матери и т.п. И все это духовное богатство нашей Церкви хозяин календаря вынужден ежедневно или периодически (еженедельно? ежемесячно?) как-то утилизировать.

В связи со всем сказанным нужно признать неблагочестивым соединение календаря со священными изображениями.

Выводы

Проведенный анализ издательской и другой продукции, имеющей священные изображения, позволяет заключить, что норме иконопочитания не соответствует:

  • практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видеодисков и т.п.;
  • публикация священных изображений в периодических изданиях (журналах, газетах, еженедельниках и т.п.);
  • публикация священных изображений в календарях различного типа.

Поэтому лучше не создавать, не продавать, не распространять и не приобретать такую продукцию.

(Продолжение следует.)

Объявление о сборе денег на издание книги и создание интернет ресурса

Готовится к изданию книга иерея Алексия Кнутова и Владимира Немыченкова «Актуальные проблемы современного иконопочитания и рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями» (объем текста более 5 авторских листов). Фрагменты из этой книги были опубликованы на сайте Православие.Ru и вызвали живой отклик читателей. Для подготовки макета и тиражирования издательство просит от авторов софинансирования в размере свыше 100 тыс. руб.

Кроме того планируется создать интернет-ресурс, предназначенный для публикации материалов, посвященных проблемам современного иконопочитания и благочестия, исследованию богословской проблематики церковного искусства и популяризации знаний в этой области. Мы обращаемся ко всем, кто неравнодушен к проблемам современного православного благочестия и ревнует о подлинном иконопочитании, и приглашаем материально поддержать названные проекты.

Вы можете перечислить любую сумму на карту Сбербанка 4276400059953977. Получатель платежа: Кнутова Мария Александровна. Карта привязана к моб. тел. +79162145556. В поле «Сообщение» указать: «В утверждение иконопочитания».

[1] Немыченков В.И. Иконопочитание и икононебрежение в СМИ // Вера и слово: Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ. 16–18 ноября 2004 года. М.: Изд. совет РПЦ, 2005; Его же. Иконопочитание истинное и ложное // http://archive.bogoslov.ru/text/3216841.html.

[2] Черноризов К. «Велий еси, Господи…» Жизнь и проповедь святого Гавриила (Ургебадзе), исповедника и юродивого. М.: Индрик, 2016. С. 66.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании
Проблемы современного иконопочитания. Часть 1
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Священные изображения помещаются в профанную среду, что ведет к их десакрализации и уничтожению у зрителей чувства благоговения перед святыней.
Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО) Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО) Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО)
Протоиерей Олег Стеняев
Что такое икона? Почему в Православии утвердилось иконопочитание? Разве Библия не запрещает поклоняться изображениям? И что говорится в Священном Писании о святых предметах и местах?
Церковные каноны и гражданские законы о Священном Церковные каноны и гражданские законы о Священном
Владимир Немыченков
Церковные каноны и гражданские законы о Священном Церковные каноны и гражданские законы о Священном
Владимир Немыченков
Для предотвращения профанации Священного необходимо в самой Церкви принять определенные административные меры. Что делалось в этом смысле до революции?
Комментарии
A Т 9 июня 2019, 08:52
Хорошие статьи! Но вот что делать с святыми образами, изображенными на монетах и бумажных купюрах, которые могут оказаться невесть где?
диакон Александр23 апреля 2019, 22:44
освящал и святой водой не окроплял. Выражусь так: освящается не образ, а вещь, изделие. Но не затем, чтобы поклоняться вещи или изделию, а поклоняться тому, кто изображён. А автомобили, ракеты и др. вещи не "освящаются" так же, как иконы - не становятся святынями, а благословляются, как любая другая вещь (не обязательно священником, человек может и сам это сделать: перекрестить, или окропить святой водой, и даже молитвы для мирян есть в молитвословах).
Короче: когда освящаются пасхальные яйца, то это касается только их желтка и белка. А кожуру можно выбрасывать в помойное ведро - это не святыня.
диакон Александр23 апреля 2019, 22:35
Дмитрий, не нужно клеветать. Я не отрицал необходимости освящения иконы. Икона и образ - на церковном языке это синонимы, и обозначают оба слова ИЗОБРАЖЕНИЕ. Но не какое попало, а изображение священных лиц и/или событий. Богословие иконы в Православии тщательнейшим образом разработано. Лично я из многих работ на эту тему рекомендую Вам "Иконостас" о. Павла Флоренского.
А если совсем коротко, то примерно вот как. Образ освящает себя сам - постольку, поскольку его первообразом является Бог или святой (прославленный у Бога). Чин освящения иконы применяется к новосделанным иконам. В случаях же, когда являлись нерукотворные образы (а таких случаев известно как минимум около десятка), их никто не
Дмитрий22 апреля 2019, 20:47
диакону Александру 20 апреля 2019, 23:22

Наконец,

///Если освящаются"материалы" - тогда они становятся святыней, а святыне следует поклоняться///


Как вы объясните освящение многих-многих других предметов, скажем, автомобилей или ракет? Согласно вам, после освящения они становятся святыней, требующей поклонения? С другой стороны есть вещи, не имеющие предметности, но представленные веществом - вода, масло. И будучи освящёнными, они как раз требуют благоговейного отношения.

Следовательно, вы отрицаете материальное измерение вещей и необходимость освящения материальной природы. Полагаю, вы не правы. Однако громкими словами вроде "ереси" бросаться не стану
Дмитрий22 апреля 2019, 20:37
диакону Александру 20 апреля 2019, 23:22

Кроме того, вы пишете про попытку освящения кирпича чином освящения икону. Кощунственность такого действа очевидна.
Дмитрий22 апреля 2019, 20:34
диакону Александру от 20 апреля 2019, 23:22

Тогда расскажите, что именно освящается в чине освящения иконы. А если скажете "икона", то объясните, что считается иконой? Каково отличие от образа? На данный момент вижу с вашей стороны только отрицание необходимости чина освящения иконы
диакон Александр20 апреля 2019, 23:22
Димитрию.
Вы писали об "освящении материала иконы". Но в Православии нет никаких магических обрядов. Никакие "материалы" не освящаются, - свят только ОБРАЗ, а не краски и доски. Иначе можно было бы освятить просто кирпич без изображения (прочтя над ним молитву на освящение иконы) - и что, материал кирпича должен освятиться и стать иконой? Вздор. Прочтите внимательно тексты молитв на освящение икон. Если освящаются"материалы" - тогда они становятся святыней, а святыне следует поклоняться. Вот это и есть идолопоклонство в чистом виде.
Дмитрий20 апреля 2019, 17:40
диакону Александру 4 апреля 2019, 19:51

Будьте внимательны, выше я не писал ничего о поклонении материалу иконы. Перечитайте ещё раз: ереси там никакой нет.
Маша 5 апреля 2019, 17:29
Посмотрите профессиональный журнал для врачей "Пульмонология" - есть в Интернете и в печатном виде. На каждой обложке икона. Увы..
диакон Александр 4 апреля 2019, 19:51
Димитрию
> Освящается материал, из которого сделана икона.

Вынужден огорчить Вас. Написав такое, Вы подлинно написали ЕРЕСЬ. Согласно формуле VII Вселенского собора, "честь воздаваемая ОБРАЗУ, на первообра́зное (т. е. на того, чей образ) преходит". Те же, кто действительно покланяется доскам и краскам, есть подлинные идолопоклонники.
Дмитрий 4 апреля 2019, 15:01
Владиславу 2 апреля 2019, 17:58.

Освящается материал, из которого сделана икона. А образ на ней нужно почитать независимо от факта освящения.
Любовь 4 апреля 2019, 07:52
Всё –таки об искусстве. Сколько картин написано великими художниками на Евангельские темы! Без этого в былые времена и диплом об окончании Императорской Академии художеств не получишь. Вот и сейчас студенты сидят около храма с мольбертами. Грешат? Запретить?
Юлия 4 апреля 2019, 00:13
Не стоит прям впадать в крайности, все же не у всех есть возможность заказать икону ручной работы. Все же иконы на бумаге тоже нужны и они так же могут стать чудотворными, все по вере.Что касается переизбытка- знаю, в Пыжах женщина работает в просфорне, она собирает иконы и книги, для одного сельского батюшки, который у себя раздает людям бесплатно это все. Храм Святого. Троицы на Шверника, там висит полочка в притворе, куда можно принести- как варианты, которые могут быть. Что касается книг, так этот вопрос проще по- верхам решить. В любой книжке логотип издательства есть, концы всегда найти можно и провести разъяснительную работу, только видимо это никому не надо
диакон Александр 3 апреля 2019, 16:25
Два слова по "смежной" теме - о "сувенирных" просфорах, изготавливаемых и продающихся, например, в Троице-Сергиевой (с изображением прп. Сергия) и Почаевской (с изображением Божией Матери) Лаврах, и других подобных. Вообще просфора должна нести на себе исключительно изображение Креста и надпись "ИС.ХС.НИ КА". Даже так называемые Богородичные просфоры с монограммой, используемые повсеместно на проскомидии, это беззаконие. Что же говорить о просфорах с ликами святых, от которых в лучшем случае отламывают, в худшем - откусывают зубами куски, или "благочестиво" измельчают такие просфоры ножом?! Но это же творят не бизнесмены, а сама Церковь! Спрашивается, куда смотрит священноначалие?
Макаров 3 апреля 2019, 15:41
Владислав 3 апреля 2019, 11:33
В ПОДДЕРЖКУ МАКАРОВУ

Спасибо за поддержку, Владислав !

А я так ещё больше скажу - вот в статье фото книжной полки православного книжного магазина в России, я на неё смотрю и завидую вам, братья и сёстры, белой завистью. Книги все такие красивые, тёплые, НАШИ книги! И иконы на обложках не мешают, а ПРИГЛАШАЮТ "возьми книгу, почитай". У нас тут на другой стороне глобуса такой благодати нет, в церковной лавке ассортимент малый и наполовину англоязычный. Поэтому выписываем православные книги по интернету, "Толкование Евангелия" Гладкова, параллельное русско-славянское Евангелие - украшения моей библиотеки ! Так что не жалуйтесь, а радуйтесь такому разнообразию !
Феофил 3 апреля 2019, 15:26
ВЛАДИСЛАВУ. Не всякий крестик в окружающей нас жизни есть изображение Креста Господня. Судя по степени подробности изложения материала, авторы, возможно, еще скажут об этом. Есть и медицинский крест (красный крест), и гербы с Крестом и многое другое. Но пересечение плиток и прочее не есть изображение Креста Христова или указание на него. В язычестве крест-солярный знак (указание на солнечное божество). И зря Вы так кипятитесь. Если у Вас есть серьезные возражения - напишите свою статью и оспорьте позицию авторов. Но сначала дождитесь окончания всей публикации. Возможно, авторы еще приведут теоретические аргументы, которые надо было,конечно, изложить в самом начале как базу для их выводов.
Феофил 3 апреля 2019, 15:13
ВЛАДИСЛАВУ. Из текста деяний 7-го Собора следует, что в древности молитвы на освящение икон не было. Это ответ Отцов Собора на упрек иконоборцев. Образы Господа и святых святы не по богослужебному чину, а по тождеству ипостаси. Св.Феодор Студит об этом много писал. Поэтому любая небрежность или кощунство в отношении любого св.образа восходит к первообразу и есть хула на Бога и Его святых.
Про бумажные иконы все сказано ясно (см. Ч.1 и 2, текст и комм.): проблема в их тираже и отношении к ним, а не в материале. Вы выхватываете один аспект проблемы и пытаетесь бить им авторов как дубиной за их "некомпетентность". И выходит спор ради спора, а не ради истины. Истина же здесь - благочестие.
Владислав 3 апреля 2019, 11:33
В ПОДДЕРЖКУ МАКАРОВУ
Братья,подойдите к своим иконам и посмотрите внимательно сколько из них напечатаны на бумаге? Даже если они и наклеены после на дерево или оргалит, они по сути являются иконами напечатанными на бумаге. Почему же мы их «терпим» в своих домах? Не потому ли, что они выполняют свою основную задачу – напоминать нам о первообразах? Ведь именно об этом и говорит определение Собора. Вчитайтесь в него еще раз: «Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним» Чем чаще мы будем видеть изображение Спасителя, тем лучше, т.к. будем иметь возможность вспомнить о Нем.
Владислав 3 апреля 2019, 11:25
ФЕОФИЛУ (продолжение) Или как вы поступаете, когда обнаруживаете на подошве зимней обуви крестики? Срезаете крестик? А куда потом деваете срезанное? А с чужими следами на земле с крестиками как поступаете?
Еще одно мне непонятно в статье: «При переворачивании страниц календаря лики и кресты оказываются тоже перевернутыми, что кощунственно» Все в курсе об относительности понятий «верх-низ» на нашей почти шарообразной Земле? То, что для нас верх, для условного «бразильца» – низ, об этом помним? Кощунством будет если мы перевернем икону с целью унизить изображенного на ней, если же мы ТАКОЙ ЦЕЛИ НЕ СТАВИМ, а перевернутый образ НИКТО не видит, то в чем кощунство?
Владислав 3 апреля 2019, 11:19
ФЕОФИЛУ Цитата приводимая Вами с натяжкой может считаться утверждением 7 Собора, т.к. является частью деяний Собора, а не определения или правил его. К тому же чуть более расширенная цитата звучит так: "... они по самому имени своему полны святости и благодати. Поэтому такие предметы мы почитаем, как достойные почитания, и лобызаем их. Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения."
Как вы поступаете, когда идете по плитке, где швы (межплиточные) образуют огромное число крестиков? Или когда сами плитки разноцветны и образуют кресты?
р.Б. Сергий 3 апреля 2019, 09:01
Владиславу 2 апреля 2019,17:56
" почему любые напечатанные типографским способом фотографии икон (на обложке книги, внутри книги или, например, в перекидном календаре) сами автоматически становится иконами и требуют «чествовать "
-------------------------------------------------------------------------------------------
Попробую объяснить, как я сам понял прочитанное.Напечатанные изображения икон, ликов святых или Спасителя,возможно не являются иконами,в их каноническом определении, т.к. не освящены.Но это все равно изображение Первообраза и потому их помещение на предметы утилитарные может,пусть даже неосознанно, привести к неблаговейному отношению.Для того свт.Иоанн и вырезал и освящал их.
Макаров 3 апреля 2019, 08:10
...при оформлении обложек большинства богослужебных книг (за исключением Евангелия и Апостола) используется только изображение Креста небольшого размера...

А при чём тут размер ? Издания Библии бывают разных размеров, и Крест на обложке соответственно. Что же получается, что я теперь грешу каждый раз, когда открываю своё Евангелие, на обложке которого Крест ? Ведь волей-неволей Крест переворачивается вместе с обложкой. Так что, лучше не грешить и не открывать Евангелие ? А что делать с книгами, посвящёнными православным иконам ? Там ведь внутри полно иллюстраций. Не переворачивать страницы ? Что лучше - поминать Бога раз в неделю в церкви или при каждом взгляде на настольный календарь ?
Феофил 2 апреля 2019, 22:41
ВЛАДИСЛАВУ.7-й Вселенский Собор утвердил: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати». Поэтому благоговейное отношение распространяется как на освященные изображения, так и на не освященные. Образы Христа,Богоматери,ангелов и святых становятся священными не через чин освящения, а в силу тождества лица изображенного и изображаемого. Прп.Феодор Студит: «Не отлична от Христовой Ипостась в иконе Его, но та же самая Ипостась Христа созерцается в иконе и почитается поклонением». Чин освящения означает признание Церковью данного изображения каноничным.Свт.Иоанн следовал традиции РПЦ.
Владислав 2 апреля 2019, 17:58
(продолжение)
Если фотографии икон автоматически становятся новыми полноценными иконами, то зачем «Святитель Иоанн (Максимович) вырезал священные изображения даже из дешевых изданий и освящал их» (цитата из этой статьи)? Освящение вырезки из журнала какую цель преследует? Не такую ли: я теперь буду использовать этот образ как святую икону, буду воздавать ей почитательное поклонение, и чествовать ее лобызанием? А до этого освящения она, эта вырезка, чем была для святителя?
Владислав 2 апреля 2019, 17:56
Дорогие авторы статьи и ее читатели!
Расскажите мне убогому, почему любые напечатанные типографским способом фотографии икон (на обложке книги, внутри книги или, например, в перекидном календаре) сами автоматически становится иконами и требуют «чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей…»?
Елена 2 апреля 2019, 16:42
Татьяне. Я не о Святых ликах говорила на календарях, а о фотографиях храмов.
Представьте себе, что вся православная печатная продукция будет вообще без изображений.
А иллюстрации в книгах? Их тоже не надо? Наверное, все-таки во всем нужна мера.
Наталья 2 апреля 2019, 14:46
Доброго времени суток! Отец Алексий, подскажите как относиться к кроссвордам с православной тематикой и Православного издания? Спасибо!
Ирина (еще продолжение) 2 апреля 2019, 14:14
...ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев. А потому Новгородской Консисторией предписано благочинным, чтобы на будущее время они прекратили сообщать в полугодичных своих рапортах сведения, касающиеся молодняков древесной породы».
Ирина (продолжение) 2 апреля 2019, 14:12
...пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное...
Ирина 2 апреля 2019, 14:10
Спасибо, что подняли эту очень важную тему! Наконец-то!!! Еще бы вербу так зверски не срезали. Ведь у всех с прошлого года осталась, ну возьмите пару веточек новых. Но нет, надо обязательно взять целый "веник"! Березы тоже жалко!.. А теперь еще и к Благовещению некоторые не совсем трезвые господа ловят птиц, каких только могут, и пытаются продавать около храмов. Ловят помногу. Покупают единицы. Остальные гибнут. Да и те, которых покупают, зачастую бывают измождены и, скорее всего, погибнут. Я понимаю, что у Господа всего много, и деревья новые растут... Но почему-то сердце болит!..
Из "Руководства для сельских пастырей", 1889 г.: «Украшение молодыми деревцами берез и других пород ...


Дмитрий Напара 2 апреля 2019, 02:10
Дорогие мои, спасибо за глубокий и своевременный анализ проблемы. Упущен, на мой непросвещённый взгляд (либо я, грешный, проглядел), следующий аспект -- изображение ликов святых на упаковке в т.ч. пищевой продукции. Спаси Христос!
Василий 2 апреля 2019, 01:58
Прочёл, да, проблема должного почитания образов существует, а с появлением новых средств коммуникации будет изменяться. Появились книгопечатание, появились печатные образы. Сейчас многообразие передачи информации, с помощью которых передаются образы. Как поступать благочестиво в интернете? Где копирование различных икон ограничиваться только технически?
Фёдор 2 апреля 2019, 01:36
Ещё забыли упомянуть коробки от свечей и другие, в общем-то упаковки, на которых изображены иконы. При этом там же написано что после того как свечи использованы, иконки нужно вырезать, наклеить, освятить и т.д. Спасибо - очень удобно) Честно - на "вырезать" меня ещё хватило, а дальше всё - так и стоят неосвящённые. Не печатали бы просто.
А насчёт что делать, мои 5 копеек - думаю что если бы не было благословения на производство такой продукции, то это решило бы большую часть вопросов. Думаю это самый лёгкий способ начать решение этого вопроса.
ФЕОФИЛ 2 апреля 2019, 00:46
Мысль о сборе подписей с просьбой навести порядок хотя бы в церковных магазинах весьма здравая. Но делать особый сайт неразумно. Его еще надо будет искать желающим проголосовать. Проще устроить голосование прямо ЗДЕСЬ. Попросить редакцию сайта после публикации всех частей этой статьи кратко сформулировать ее выводы и устроить по ним голосование: да, нет. Тогда будет ясно в процентах сколько людей за бумажные иконы и сколько против, за иконы на обложках книг журналов и газет, на упаковках свечей и бутылках под св.воду и т.д.Если же авторы или редакция сформулируют еще и краткое письмо к священноначалию, то под ним и будем собирать подписи. Те кто читают ЗДЕСЬ эти статьи, те и проголосуют.
Катерина 1 апреля 2019, 23:51
По описывемым в статье причинам уже очень давно не покупаю ни календарей, не беру православных газетных изданий. Те старые, что есть, пока не собираюсь сжигать. Вдруг пригодятся... лежат в папочке.
Катерина 1 апреля 2019, 23:28
В качестве примера оформления книги или календаря: здесь же на сайте представлена книга игумена Нектария (Морозова). На обложке мозаичное изображение. Очень мило, между прочим. Даже талантливо. Каллиграфия, древнерусские заглавные расписные буквы и их элементы, декоративные элементы народных промыслов, подходящие по смыслу, также элементы убранства храма, архитектурные элементы (не попадающие под описанные в статье прещения), так или иначе стилизованные. Здесь же на сайте публикуются иногда прекрасные картины и фотографии православных художников, фотографов. Ведь изображения тех же монахов и монастырской жизни не запрещено? Вот. Это первое, что приходит в голову. Где воля, там и путь...
Елена 1 апреля 2019, 23:15
Спасибо за статью, теперь календари с иконами приобретать не буду, у меня как раз был один, из представленных на фото.
Но Вы пишите о церковных газетах, в которых есть предупреждение о благоговейной утилизации, а ведь в еженедельных журналах районных светских есть рубрика православная, я неоднократно писала автору этой рубрики и в редакцию об этом (то, что можно обойтись без икон), но мне ни разу не прислали ответ, и тогда появилась мысль, что наверно, если у них есть благословение священническое, то так надо. Особенно больно, когда у своих близких невоцерковлённых родных, я увидела в прихожей под грязной обувью страницы районной газеты с фотографией икон святых Бориса и Глеба!
Катерина 1 апреля 2019, 23:11
Для начала сами православные издательства должны навести порядок в своем печатном хозяйстве, отказавшись от описываемых в статье иллюстраций. Касается как книг, так и газет. Священникам необходимо одновременно везде начать разъяснительную работу. Постепенно все верующие подтянутся, а за ними и просто бизнес. А быстро поправить дело в стиле кавалерийской атаки не получится.
Oe 1 апреля 2019, 21:06
Несколько лет назад один храм в Америке собирал бумажные иконы по всей Америке и Канаде, и потом отправлял в миссионерский приход в Кении, а так же в Сиерра Леоне.
Для интересующихся, можно отыскать подобные миссии куда будет отрадно отослать иконы в хорошем состоянии.
Евгений 1 апреля 2019, 20:59
Все верно написано. После Пасхи - по всему городу святыни под ногами валяются. Место любому изображению святого - в Красном углу, а не на книжной полке или в шкафу, «в аккуратной стопочке». Обилие дешовых икон напоминает девальвацию рубля - огромные денежные массы, а ценность их - минимальная. Представляю: обсудить данный вопрос на приходе и с нашими же священниками. Боюсь - стану врагом номер 1. И это далеко не первая статья по теме. Нужно, пора переходить к каким-то действиям. В конце-концов мы часть Церкви. К сожалению, ничего конкретного предложить не могу.
Александр 1 апреля 2019, 20:13
В том-то и дело, что проблема требует осмысления, а не обвинения. Например, мне показался достаточно странным постулат об утилитарности бумажных икон. По опыту своего приходского храма и личному опыту, простая бумажная иконка, если она стоит в иконостасе домашнем, может стоять годами. А если в квартире нет иконостаса или человек просто небрежно с ней обходится, то это проблема конкретного человека, на мой взгляд, а не материала иконы.
Опять же, немалая часть прихожан пенсионеры и инвалиды. При пенсиях в 9-10 тыс.рублей и квартплате в 2-3 тыс (реальные цифры по моему городу) при всем желании и искреннейшем благочестии только бумажную икону и может человек себе позволить, как самую дешевую.
Татьяна 1 апреля 2019, 19:41
Вот Елена пишет, что календари без изображений будут только уныние наводить. Странно, право слово. В статья говорится о том,что мы перед святыми Ликами должны молиться, благоговея и робея их святости, а она видите ли их хочет видеть, чтоб повеселее было... То ли люди не понимают того, о чем пишет автор? Да и слова о сжигании дома тоже несколько странные, зачем тогда покупать... Поддерживаю всех, кто пишет о том, что надо собрать подписи и законодательно запретить изображения везде и всюду Святых Образов. Наши предки 1-2 иконы имели дома, передавали из поколения в поколение, а мы что... Надо когда то уже начинать не только на словах любить Бога.
Яна (Jana W) 1 апреля 2019, 19:05
Попрание Икон- грех. Конечно, обязательно надо обратить на это внимание, иначе, на нас всех каким-то образом этот грех падет. Придется отвечать перед Господом. Главное, чтобы после соотв. решений и распоряжений, оставались и такие Иконы, которые может приобрести и небогатый человек.
Ирина 1 апреля 2019, 18:41
Продажу в церковных лавках и соблюдение канонов должна контролировать церковь. Начать надо с церковных лавок ведь с ними проблему легче решить. Кстати такая активная торговля дает повод для разговоров о том, что церковь - это бизнеспроект, выкачивание денег и т.д. Чем быстрее решиться этот вопрос, тем лучше
Игумен Всеволод 1 апреля 2019, 17:19
Чего только в церковь на сжигание не приносят. Тут и огрызки яблок от Преображения, и испорченные просфоры и бутылки из под выпитого вами "церковного" вина и лампадного масла, и ставшее негодным освященное масло и протухшие пасхальные яйца, фантики от полученных на благословении от старца конфет, книги и журналы и записки с грехами, в которые вы без нужды приписываете кресты и Имя Божие.
Когда-то давно работал дворником при храме и помню, как трудно все сгорает (на один календарь полчаса уйдет, ведь надо по листочку отрывать и сжигать). Это сорок лет назад, когда за сжигание особо не штрафовали. Сколько неприятностей претерпевает настоятель городского храма.
Почему бы САМИМ не сжечь?
Дмитрий 1 апреля 2019, 15:02
Светские издательства, насмотревшись как православные издательства обильно наполняют свою продукцию изображениями икон, теперь делают то же самое. В результате в газетных киосках на витрине можно встретить издание с изображением иконы, а рядом журнал Playboy.
Авторы предлагают не покупать такую продукцию – часть верующих давно и не покупают, только делать ее меньше не стали :). Как решение данного вопроса предлагаю донести эту проблему до священноначалия. Можно (не знаю как) организовать сбор подписей. Например, создать сайт для электронного голосования. Ведь Церковь это не только священники, но и простые верующие. Тем более вопрос, на самом деле, совсем не шуточный.
светлана 1 апреля 2019, 14:48
Давно надо поднять этот вопрос на высшем церковном уровне!Давайте хоть подписи соберем а то только говорим .Большевики раньше иконы сжигали из ненависти а мы сжигаем "благочестиво"!Сколько святых изображений сжигается постоянно!Вот уж воистину сказал Господь"Дом Мой домом торговли сделали!"Совсем страх Божий забыли!
Елена 1 апреля 2019, 14:26
Начсет утилизации - почти в каждом храме есть место для сжигания печатной продукции.
А календари без изображений будут только уныние наводить. Попробуйте привести пример удачного календаря без изображения (даже без фото храма).
Вера 1 апреля 2019, 13:25
Полностью согласна с автором.Но вот мой собственный опыт.В молодости я не была воцерковлена.Крещена была, но в церковь не ходила никогда.Подписывалась на разные периодические издания,в т.ч.журнал "Огонек". Так вот именно в этом журнале я впервые увидела репродукцию иконы "Владимирская", историю и описание этой иконы.Сохранила эту репродукцию.Сейчас, спустя 50 лет,эта икона(освященная в церкви) находится у меня в моем небольшом иконостасе. И очень дорога мне. Может кого-то календарное изображение тоже приведет к вере и в Церковь? Помоги, Господи, разобраться... А полиграфическая продукция сегодня отличается довольно высоким качеством и может сохраняться очень долго.
Светлана Бульба 1 апреля 2019, 13:18
Полностью согласна с авторами. Очень наболевшая лично для меня тема.Благодарю авторов за то,что подняли этот вопрос.Еще хочу обратить внимание на так называемые подарки в соц.сети "одноклассники",когда поздравляют с православными праздниками. Не место там священным изображениям,причем часто они сопровождаются надписями, не имеющими ничего общего со смыслом праздника.И сами изображения не всегда соответствуют канонам.
Мне кажется,иконы должны стоить дорого.Тогда их будут покупать те, кому они нужны для молитвы.Не надо их иметь много.
Андрей 1 апреля 2019, 12:47
Мне кажется что этот вопрос уже давно назрел и у многих появлялись сомнения в использовании такой продукции
Екатерина 1 апреля 2019, 12:39
Слава Богу! Наконец-то этот вопрос начал обсуждаться. Я сама за годы накопила большое колличество бумажной продукции со священными изображениями, которые мне некуда девать, негде сжигать (у нас при храмах не практикуется) и никаким способом не получается употреблять, потому как за такой численностью, это концентрации на молитве не способствует. А церковные лавки -не только у нас, но и заграницей, вообще коробят колличеством и качеством бумажной продукции-основгая цель которой это коммерция, а вовсе не молитва. Что тонко было подмеченно в фильме "Монах и бес", где бес водит монаха по рынку возле храма Господня и поедлагает ему купить сувенир-терновый венец, во множестве сложенные на землю.
р.Б.Алла 1 апреля 2019, 12:28
Согласна с авторами,Благоговейное отношение к изображениям святых у издательств отсутствует.А православному человеку каждый раз приходится решать вопрос с утилизацией периодики,календарей и пр.В храме не довольны тем,что приносят что-то на сжигание,а дачи нет,где можно было сжечь ,и проточную воду(пред,ручей или речку)не имеешь поблизости ,вот и думаешь,что делать.
И. 1 апреля 2019, 11:44
Собралось ооочень большое количество бумажных икон ,что делать?Сжечь есть где,рядом храм.Такое хранение думаю грешно, но отдать на сжигание душа противится.
1 апреля 2019, 11:01
Спасибо за статью. Это действительно огромная беда и печаль, наверное очень многие с этим сталкивались и сами попадали в эту ловушку, я не исключение. Задача покупателей, не покупать, но задача церкви не допускать продажу. Все же, очень многие производители действуют с одобрения и попущения самой церкви. Хоть у нас в стране и запрещена цензура, но РПЦ ведь может влиять на многих производителей. Если сувениры производят мелкие ИП и это сложнее контролировать, то с литературой дела обстоят иначе. Книги получают грифы от издательского совета РПЦ. Издательский совет может проводить ценз и на дизайн обложек. Наверное стоит поставить перед издательским советом этот важный вопрос.
Галина Мамыкина 1 апреля 2019, 10:13
Меня беспокоит, что довольно часто на воскресных школах раздают для раскрашивания детям образы Господа, Пресвятой Богородицы,святых. Допустимо ли это?
Галина 1 апреля 2019, 09:12
Спасибо, что подняли эту важную тему, нужно искоренить это кощунство, постоянно напоминать и обсуждать. Потому так и живем, что не знаем элементарного духовного закона. Полный завал со светскими изданиями, я видела не раз в Ашане маленькие календарики- иконки, сотнями валяются как попало, и все молчат, а потом жалуемся на жизнь, все взаимосвязано.
р.Б. Сергий 1 апреля 2019, 08:48
Согласен с авторами материала.Проблема,на мой взгляд, давно требующая своего осмысления и разрешения.Впервые задумался об этом,когда у меня возник вопрос,что делать с наклейками в виде изображений Спаса или Богородицы,украшающие подаренные мне пасхальные яйца.Задал этот вопрос настоятелю нашего храма.Получил ответ, что сжигать и отправлять пепел в проточную воду,протекающего недалеко ручья.Поначалу так и делал, а впоследствии стараюсь, под благовидным предлогом не принимать таких даров.
С отрывными календарями проще.Собираю их за несколько лет в неповрежденном виде на отдельной полке, а затем отношу в храм,где либо сам сжигаю,либо отдаю на сжигание. Но не у всех есть такая возможность.
Олег 1 апреля 2019, 08:20
Все правильно, лучше не создавать, не продавать, не распространять и не приобретать такую продукцию. Только запрет часто не дает результата. Лучше подумать о цели всего "этого". А цель очень проста, заработать любой ценой прибыль. Эта причина и убивает в человеке все святое. Почему Моисей и разбил скрижалии Завета увидев празднующих возле золотого тельца? Сегодня человек практически не может отвернуться от тельца, от Бога проще.
Дмитрий Г. 1 апреля 2019, 07:00
Самая неуничтожимая, пожалуй, продукция - это стеклянные кубы с лазерной травкой изнутри изображений Христа и святых. Такое стекло только в переплавку. А про керамические изделия, интересно, можно ли от таковых избавиться, например, влив в бетон? Предположим, в фундамент православной часовни. Интересно что авторы думают
Ирина 1 апреля 2019, 06:18
Я православный человек, исповедуюсь и причащаюсь. У меня в кухне висит настенный календарь с иконой. Это единственная икона в кухне и единственный календарь в квартире. Я перед этой иконой молюсь до и после еды, смотрю информацию о датах в календаре. Каждый год я отношу старый календарь в храм на сжигание. Отрывные и перекидные календари у меня дома хранятся постоянно. Там информация, которая мне интересна. Проблема, которую подняли в двух статьях, есть и говорить об этом надо со священноначалием. Если нет монополии РПЦ на религиозную продукцию, то каждый будет производить, что хочет. А люди у нас религиозно безграмотные, они будут покупать то, что продают. Пусть решает Патриарх Кирилл.
Елена 1 апреля 2019, 04:22
А вот что делать со священными изображениями, размещенными в интернете? Мы по ним "кликаем", часто они располагаются рядом с неподобающими изображениями. Существуют интернет-магазины по продаже церковных предметов, икон.
Анна 1 апреля 2019, 03:11
Нельзя ли пояснить, что такое «благочестивая утилизация»? Крайне важно понять, является ли сжигание благочестивой утилизацией или нет.
Феофил 1 апреля 2019, 00:51
Давно пора навести порядок в издательской деятельности и перестать профанировать иконы. Полки книжных магазинов и газетных ларьков похожи на "иконостасы", вот только благоговения к ним не больше, чем к любой др.картинке. К СОЖАЛЕНИЮ.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×