«Погадаем?..»

Прогулка по Музею веры и суеверий

– А теперь давайте погадаем.

По реакции гостя Евгений судит, как строить разговор дальше. Редко, к большому его облегчению, человек твердо отвечает: «Нет!» Кто-то однажды заявил: «Я еще не совсем свихнулся, а вот вы, похоже…» – на этот ответ Женя обрадовался, правда, потом ему пришлось несколько минут объяснять, что это миссионерский прием. Миссионерский прием? Да, именно так. Он необходим, когда реакция гостей – увы, чуть ли не большинства – оказывается нездорово заинтересованной: «Ух ты! А давайте, и правда, погадаем!» И вот тут-то приходится тратить гораздо больше времени на объяснения, рассказы, свидетельства жертв общения с теми силами, обращаясь к которым, человек не только не получает того, что хотел, но и теряет все. Теряет разум, душевное и телесное здоровье. Свидетельств, кстати, за короткое время работы музея, устроенного Евгением Красновым в провинциальной Вологде, накопилось уйма. Некоторыми из них он делится, а некоторые предпочитает не упоминать – настолько они мерзки и страшны.

– Может быть, похожее чувство возникает у человека, когда он читает рассказ в «Несвятых святых» о том, как студенты участвовали в спиритическом сеансе, – говорит он. – Но одно дело – рассказ из книги, и совсем другое – когда ты воочию видишь человека, который стал жертвой таких вот «безобидных контактов», который рассказывает тебе с расширенными от ужаса глазами об их «безобидности». С детьми дело другое – с ними мы предпочитаем смеяться над всякими суевериями. Юмор – хорошее оружие для здравого смысла.

Именно стремлением к торжеству здравого смысла и продиктована работа Евгения Краснова, некогда КВНщика и устроителя всяких творческих, интеллектуальных и прочих мероприятий, а нынче – студента духовной семинарии, организовавшего год назад «Музей веры и суеверий». А здравого смысла в отношении духовных дел, по его наблюдениям, в нашем обществе, увы, маловато: всё так же процветает вера в приметы, всё тем же высоким авторитетом пользуются всякие маги-гадалки, всё так же сильна безграмотность в отношении Православия. Помочь сделать первый шаг в преодолении этой безграмотности – одна из задач небольшого, но весьма интересного музея.

«Катехизация» – это, увы, слишком сухо, казенно. Разговор по душам – дело другое

Евгений старается избегать высокопарных слов на «-ция»: «катехизация», «христианизация» – увы, слишком сухо, скучно, казенно. Разговор по душам – дело другое, и вести его надо не «в рамках такого-то проекта», а ради самого человека и его безопасности.

– А чего такого опасного, если я, например, погадаю? – удивляется девочка, судя по всему, семиклассница.

– Давай посмотрим, к кому обращается человек, когда занимается гаданиями. Думаешь, ко Христу?

– Н-нет вроде.

– Так к кому же?

– А, и правда, к кому?

Начинают вместе рассуждать, и к концу разговора от былого безразличия к гадальным темам не остается и следа:

– Что, неужели так всё серьезно? А я-то думала…

В одном из залов на стене висит разбитое зеркало, на столе рассыпана соль, над дверью – подкова вверх тормашками и прочие «страшные» в нашем обществе вещи.

Вот тут и требуется юмор, благодаря которому от страха не остается и следа:

– Да, страшное дело, если соль гость просыпал, – поссоритесь! Обязательно поссоритесь. Только с какого перепугу ссориться-то нужно, не знаете? Мы вроде как люди свободные.

А потом гостю объясняют, что в те времена, когда был соляной кризис, она жутко ценилась, и просыпать ее было действительно затратно, потому от хозяина, понесшего утрату, и зависело, будет скандал или нет.

Точно так же разбираются другие приметы, показывается их смехотворность и дается понять: если уж ты христианин, то доверять всему этому просто глупо!

Еще один зал посвящен собственно христианству и его истории. При желании, если задержаться подольше, можно получить много интересных сведений. Почему, например, настоящих последователей Христа убивали? Отчего такое пристальное внимание обращает Церковь на чистоту веры? Почему нам совершенно не всё равно, как верить? Тут часто задумываются уже старшеклассники и студенты. Бывают, по словам Евгения, и диспуты. Хорошо, если их будет больше, – значит, людям Православие небезразлично.

Но иногда и дети впечатляют. Женя спрашивает:

– Ребята, как думаете, зачем Бог создал мир? Галактики, планеты, туманности, нас с вами?

– А-а-а, скучно было – вот и создал, наверное!

– А мама с папой вас тоже от скуки родили?

– Не-е-е! Любят – вот и родили!

– Вот! Так, может быть, и Бог нас так любит, что создать решил?

– Хм, получается так. Он нас, и правда, любит?

– Получается, так.

Да, такие разговоры сложно назвать катехизацией. Но в них есть свет, уважение и желание добра ближнему.

У мальчишек особой популярностью пользуется еще один зал – где доспехи, палицы, мечи и шлемы со щитами и стрелами. Девочки снисходительно осторожны, а парни могут и сражение устроить, если Краснов вовремя не подоспеет. Здесь Евгений рассказывает гостям музея не только о русском средневековье, но и о том, почему возникло само понятие «Святая Русь». В чем, собственно, заключается эта святость?

– А почему мы называем святыми князей Бориса и Глеба? А Дмитрия Донского и Александра Невского? Может быть, в жизни наших предков было что-то такое, по сравнению с чем всё остальное оказывалось маловажным? Или это не что такое, а Кто такой? Давайте подумаем! Да, богатыри – ребята серьезные (примерьте, кстати, кольчугу: правда, тяжелая?), и войн у нас на Руси было очень много, но за что воевали наши дальние предки?

По признанию одной учительницы, дети потом целую неделю играли в Ледовое побоище (правда, никто не хотел быть тевтонцем – пришлось по очереди онемечиваться). Так или иначе, благодаря визиту в «Музей веры и суеверий» дети начали понимать, что история России – штука гораздо более серьезная, чем пара вопросов по ЕГЭ, который их ожидает.

Впрочем, не только история, конечно. Отдельная тема для беседы в этом зале: почему наши предки решили прийти ко Христу, почему они посчитали язычество позорным для себя?

И тут опять бывают споры. «Как это, Евгений Александрович, вы говорите, что русские отказались от язычества?! А нам на той неделе рассказывали, какие крутые были тогда славяне! А ваше христианство – насаждалось» и прочие штампы из неоязыческих, «родноверских» книжек и фильмов. А это уже прекрасная возможность подискутировать насчет «насаждения Православия», а также некоторых (весьма отвратительных, кстати) особенностей языческих культов, да и появления самого русского народа на пространстве истории.

– Знаете, ребята, мне кажется, что русские как народ появились именно благодаря Православию – до этого нас и народом назвать было затруднительно.

Слушают, думают.

– Вот это и нужно, – говорит Евгений, – чтобы думали! Для того и работаю.

Хотелось бы, конечно, чтобы посетителей было в разы больше. Но, по нашим наблюдениям, школы не проявляют большого интереса к музею. Впрочем, Краснов и не думает отчаиваться:

– Музей работает всего год. Тот, кто побывал здесь раз, рассказывает друзьям и знакомым. Те приезжают, удивляются. Заходят иногда и учителя с классами. Надеюсь, будут приходить почаще: нам есть о чем поговорить с ребятами. Не гадать же на кофейной гуще в самом деле – так и свихнуться можно!

Степан Игнашев

23 августа 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Что нужно знать о гаданиях на Святки? (+ВИДЕО) Что нужно знать о гаданиях на Святки? (+ВИДЕО)
Свящ. Георгий Максимов
Что нужно знать о гаданиях на Святки? (+ВИДЕО) Что нужно знать о гаданиях на Святки? (+ВИДЕО)
Священник Георгий Максимов
Господь четко говорит, что гадание Ему неугодно, и обращение ко всякого рода гаданиям – это обращение не к Нему.
«Как испокон веку делали» «Как испокон веку делали»
Священник Алексий Лисняк
«Как испокон веку делали» Наше наследство, или «Как испокон веку делали»
Священник Алексий Лисняк
Посреди дома установлен стол – «сорокоушка» стартовала. На столе – вода, чтобы душу умывать; рушник, чтоб вытирать душе физиономию. Ну, и водочка, чтоб душку поить и утешать. На закуску душе усопшего – холодец.
О суеверии и подлинной вере О суеверии и подлинной вере
Валерий Духанин
Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных. А когда нет подлинной веры в Бога, то богом становится что-то более близкое и понятное, на что можно полагаться в обыденной жизни. Так возникает идолопоклонство перед вещами и священный страх перед народными преданиями.
Комментарии
Евгений29 августа 2019, 13:30
Лидия, мы находимся по адресу г. Вологда, ул.Предтеченская 54 а. У нас есть страничка в контакте, так и называется "Музей веры и суеверий", там телефон. Принимаем по договоренности на удобное время, звони - приезжайте!
Нина28 августа 2019, 20:24
(цитата) "... Редко, к большому его облегчению, человек твердо отвечает: «Нет!»". Я не поняла, почему миссионер радуется, что предложение погадать отвергают редко?
Эвели28 августа 2019, 06:39
Приятно, что люди ведут такую работу. Душа радуется читать.
Лидия27 августа 2019, 11:11
Сообщите, пожалуйста, адрес музея. С уважением, Лидия.
раб Божий Михаил25 августа 2019, 22:55
Спаси Господи! Благодарю за статью))) Когда-то сам был приверженцем примет, гаданий и суеверий. Вера без знания - это и есть суеверие. А гадание - это, то, чего хотят бесы, поэтому для Бога гадание - это мерзость. Гадание ещё по своей сути является признаком недоверия Господу и создаёт ложную иллюзию осведомлённости, потому что человек, стремящийся узнать будущее, не хочет благодарить Отца за то, что у него уже есть, а жадно хочет того, чего у него нет и в глубине души всегда недоволен. Вывод один: "Люди боятся нарушать приметы, потому что думают, тем самым навлекут беду на себя и свой дом. Но не боятся нарушать заповеди Бога, т.к не считают, что это приведет к плачевному концу"
Наталья25 августа 2019, 15:50
Р.Б. Евгению и его жене низкий поклон. Великое дело делают! Божией помощи вам.
Андрей25 августа 2019, 13:32
Лет 25 назад видел достаточно долгой диспут среди инженеров по затронутому здесь направлению, только с уклоном на дальневосточные боевые искусства. Полагаю, что финальное изречение достойно воспроизведения на этих страницах: "Твоя христианская теория неоспорима, но ради неё придётся отказаться от многих привычек и потому нет." Сказавший сие человек был весьма не глуп, честен, умел приложить знания к практике и даже прочёл предложенную в ходе дискуссии книгу "Закон Божий". Однако, за всё минувшее с той поры время позицию так и не изменил, а несколько дней тому назад на доске объявлений вывесили его некролог. Впрочем, это очень старая история.
р.б. Елена23 августа 2019, 11:28
Благодарна, авторам статей и неравнодушным людям. Моя подруга, вроде была верующая, а вроде не была? Как и многие из нас, хотела сидеть на двух стульях. Когда плохо? Иду в храм и верую. Когда хорошо? Иду к гадалке, чтобы узнать как жить дальше. На мои увещания объясняла, что она гадалка ясновидящая и подсказывает ей как поступать дальше. Результат? Дети лишились квартир и самей и бездетные. Я, все увещаю и ругаю ее, чтобы перестала ходить. В один день читаю в Библии. Если не перестанете ходить к другим силам лишу вас всего и нашлю на вас моль. Через несколько дней она мне звонит с сообщением, что завелась моль и ее никак не вывести. Пишу о том, что сама пережила. Господи, прости нас грешных
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×