Москва, 2 сентября 2019 г.
«Культурный норматив в школе — шаг в направлении укрепления суверенитета России», заявил в эфире телеканала «Спас» первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ Александр Щипков, приветствуя инициативу Владимира Мединского и Ольги Васильевой ввести в школьную программу обязательный культурный норматив, предполагающий получение учениками базовых знаний о русской и мировой культуре. Эксперт подчеркнул, что введение культурного норматива знаменует собой культурную реставрацию отечественного образования.
Щипков напомнил, что в XX веке Россия не раз сталкивалась с ситуацией разрушения культурного пространства разрушением традиции. По мнению аналитика, это обусловлено тем, что любая социальная революция неизбежно влечет за собой и культурную революцию. По мнению эксперта, преодолеть их последствия предстоит мирными средствами, воссоздав единое культурное пространство. Именно в силу этого обстоятельства Щипков полагает справедливым говорить не столько о введении культурного норматива, сколько о признании его существования.
Эксперт напомнил, что культурный норматив объективно существует в отечественной и мировой культуре и замалчивание о нем вовсе не означает его отсутствия. По его словам, предложение Мединского и Васильевой стало признанием и провозглашением культурной нормы, которая должна послужить воссозданию единого культурно-исторического пространства нашей страны.
Аналитик полагает, что либеральные концепции образования и культуры, которые активно продвигались в нашей стране в 1990-е годы, показали свою несостоятельность. К такому выводу можно прийти, проанализировав одно из ключевых понятий либеральной концепции образования — т.н. «компетенций». Термин «компетенции» возник в 1920-е годы. Сторонники их введения в образовании утверждали, что обучающемуся не целесообразно давать базовый комплекс знаний для всестороннего развития ученика, его достаточно сразу обучать лишь по той специальности, которая нужна будущему работодателю — государству или корпорациям. В 1930-е годы эта концепция привела к деградации образования и от неё отказались. В результате возврата к этим идеям в 1990-е годы повсеместно начал провозглашался принцип «компетенции вместо знаний». Щипков полагает, что в этом отношении 1990-е годы стали временем господства идеологии зависимости от культурных и идейных стандартов, выработанных не в России, а в соседних странах. Поэтому проблема импортозамещения в образовании и культуре стоит не менее остро, чем аналогичные вопросы в промышленном производстве.
Идеология 1990-х годов — это идеология зависимости от иностранных культурных и идейных стандартов. Идея культурного минимума и отказа от формулы «компетенции вместо знаний» — шаг в сторону культурного суверенитета России.