Для чего мы крестим детей?

Записки катехизатора

Крестины. Художник: Петр Коровин Крестины. Художник: Петр Коровин

Мы не любим богословия

С сожалением нужно признать, что современный человек не любит богословия, а зачастую считает его не имеющим никакого влияния на жизнь и поэтому излишним. Споры о единосущии Отца и Сына, захватившие широкие народные массы в Римской империи IV века, кажутся нам просто фантастическими. В наши дни разговоры на рынке, в бане, в транспорте, к примеру, о пенсии, зарплатах, ценах на продукты и бензин обязательно найдут сочувствие и поддержку окружающих. Но разговор в той же среде о догматах трудно даже представить. Догмат в представлении современного человека – это такая архаика, о которой сегодня странно и упоминать.

Печально, что равнодушие к богословским вопросам во многом свойственно и людям церковным. Как-то мне пришлось подменять на катехизаторских курсах преподавателя по истории Русской Церкви. Одна из учащихся впоследствии сетовала «в кулуарах»: «Андрей Александрович везде догматику найдет!» Конечно, причиной недовольства здесь послужила и моя недостаточная подготовка по исторической дисциплине. Но и факт недовольства самим наличием богословских вопросов в этом случае показателен.

Как ни странно, подобную незаинтересованность в догматике можно заметить и на более высоких уровнях. Два с лишним года назад в Москве Отдел религиозного образования и катехизации провел 25 различных секций в рамках Рождественских чтений. Из них 24 были посвящены преподаванию основ православной культуры в школе и лишь одна – катехизации. Интересно и то, что на самих собраниях катехизаторов со всей России почти все внимание падает на методики катехизации. Подразумевается, что содержание огласительных и просветительских бесед является для всех общим местом, что на самом деле не всегда соответствует реальности.

При всем этом даже если какие-либо богословские дискуссии, что называется, паче чаяния разрывают узор идущих почти сплошняком докладов, то они не получают поддержку участников и особенно – ведущих мероприятия (регламент!).

Если же говорить о простом народе, то в его среде невосприимчивость даже к элементарным вопросам веры доходит порой до какого-то запредельного уровня.

Для чего мы крестим детей?

В один из выходных было много крестин. Родители и крестные десяти или пятнадцати младенцев заполнили помещение воскресной школы. Кто-то сидит, кто-то за недостатком места слушает стоя. Задаю обычный вопрос:

– Скажите, пожалуйста, для чего мы крестим детей?

Пауза.

– Хорошо. Давайте я вам помогу, а вы дополните, если я что-то забуду: «потому что наши предки были православными», «чтобы у ребенка был Ангел-Хранитель», «чтобы Бог его защищал от всех бед», «от сглаза и от порчи», «чтобы он не болел», «чтобы можно было помянуть о здравии», ну и, коротко говоря, «чтобы у него все в жизни было хорошо».

Окидываю взглядом слушающих. Всеобщее одобрение! Кто-то улыбается, кто-то радостно кивает. Осторожно интересуюсь:

– Может быть, я что-то забыл? Может, кто-то хочет дополнить?

На лицах – тревога и недоумение. После небольшой паузы стоящая по правую руку от меня женщина твердо заявляет:

– Да нет, вы все перечислили.

«Попы на “гелендвагенах”»

Сколько бы мы ни говорили, что человек в Церкви должен искать не человека, а Бога, человек, даже когда он ищет Бога, приходит к Нему чаще всего через человека. Но здесь ситуации бывают самые разнообразные, и если кто-то соблазняется служителями Церкви, то причина этого соблазна может быть реальной, а может – вполне надуманной, основанной лишь на желании человека соблазниться. Одна из любимых тем для соблазна – священнические автомобили. Сам я, переболев подобными темами в свое время, давно к ней равнодушен. Если священник деятельный, любящий свое служение и людей, искренне стремящийся послужить Церкви, то, по мне, пусть он хоть на вертолете летает. Но многие мыслят иначе.

На одной из огласительных бесед крестный очень живо отзывался на мою речь, но при этом, не в силах удержаться от комментариев, периодически прерывал говорящего, явно стараясь показать себя осведомленным в церковных вопросах. Но комментарии его имели по большей части негативный характер. То ли он не так давно вернулся из поездки в Санкт-Петербург, то ли жил там, но говорил почему-то исключительно о питерских храмах:

– Вот раньше: зайдешь в храм и чувствуешь что-то особенное, что это действительно святое место. Сейчас в храмах такого нет. Зашел я в Казанский – и как будто где-то в магазине или на вокзале.

Пытаюсь воздействовать на собеседника наводящими вопросами:

– А вы уверены, что в вашем ощущении виноваты храмы? А может быть, причина в том, что изменилось что-то в вашей душе?

Мой собеседник несгибаем:

– Да нет, что там изменилось?! Конечно, что-то с храмами. Благодать уходит.

Мой собеседник несгибаем: «В душе у меня что-то изменилось?! Да нет! Это с храмами что-то не так…»

Ссылаюсь на святых отцов, вспоминаю кусочек зеркала, попавший Каю в глаз. Никакого эффекта.

Продолжаю беседу. Наш крестный внезапно от храмов перекидывается на духовенство:

– Священники уже совсем стыд потеряли. Вот в Исаакиевском соборе батюшка прямо на глазах у всех выходит из храма, садится в «Гелендваген» и уезжает.

К автомобилям я равнодушен с юности, поэтому переспрашиваю:

– А что такое «Гелендваген»?

Мой собеседник растерян. Он не мог представить, что существуют мужчины, которые не знают ответа на такой простой вопрос.

– «Мерседес»… – пожав плечами, отвечает он.

Столь однобокий разговор о храмах и священниках меня начинает утомлять. Поэтому решаюсь прибегнуть к рассуждению «от противного»:

– А вы считаете, что если бы батюшка ездил на телеге, то все прямо побежали бы в храм?

Мама ребеночка от неожиданности расхохоталась, а мой оппонент смутился и насупился, но больше беседу не прерывал.

В этом споре я остался вроде как победителем, но все же проблема существует. Для многих дорогие автомобили священников остаются соблазном. Не случайно ведь, к примеру, владыка Пантелеимон (Шатов) до недавнего времени ездил на «Волге». А покойный наместник монастыря Оптина Пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков) большую часть своего наместничества проездил на трехдверной «Ниве». Думаю, что он-то как раз при желании мог позволить себе и вертолет. Но при этом не приобрел для своих поездок даже иномарку. «Народ соблазняется», – был его основной аргумент. Лишь в последние годы наместник Оптиной пересел на другую «Ниву», но только «Шевроле».

Такое заботливое отношение к пастве вызывает уважение, но для меня остаются вопросы: насколько важна марка автомобиля, на котором передвигается священник, и правда ли, что дорогие авто батюшек являются серьезной преградой для приходящих в храм? Из своего опыта я сделал вывод, что в большинстве случаев тема иномарок – это лишь повод для самооправдания тех, кто просто не желает жить церковной жизнью.

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»

Один знакомый священник рассказал мне следующую историю. Пришли к нему как-то раз на катехизаторскую беседу две взрослые женщины. То, что они по-разному воспринимали слова батюшки, можно было увидеть невооруженным глазом. Одна была вся слух, вся внимание. Казалось, не только ум, но и сердце ее влагались в речь говорящего, как в слова самой искренней молитвы. Слушательница не сводила с него глаз, смотрела в рот, мимикой, жестами, киванием главы, всем своим видом показывала самое живое сочувствие христианским истинам веры и жизни. Чувство радости разрасталось в душе проповедника. Семя благовестия явно ложилось в самую благоприятную почву.

Противоположную картину являл собой вид другой слушательницы. С каким-то несколько смущенным, но в большей степени равнодушным видом слушала она православного пастыря. Смотрела больше по сторонам или в пол. Казалось, что единственное ее желание в настоящий момент – дождаться окончания беседы и вернуться к привычным делам и разговорам.

Закончил батюшка, как обычно, подробным рассказом о необходимости Исповеди и Причастия, а также – о подготовке к этим Таинствам.

Каково же было удивление священника, когда в скором времени его равнодушная слушательница пришла к нему с дополнительными вопросами, после чего подготовилась и приступила к таинствам Исповеди и Причастия. Впоследствии она стала постоянной прихожанкой храма. Удивление иерея усугубилось тем, что другую – восторженную – слушательницу он больше так и не увидел.

Андрей Горбачев

26 сентября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют» «Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют»
Андрей Горбачев
«Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют» «Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют»
Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Катехизация современников – дело не только сверхтрудное, но порой и с удивительными поворотами. Вера и атеизм, большевизм и Православие, астрология и православные обряды… – вот тот хаос, с которым сталкиваешься. Поделюсь историями на эту тему.
Чего не хватает современным миссионерам? Чего не хватает современным миссионерам?
Ответы пастырей
Чего не хватает современным миссионерам? Чего не хватает современным миссионерам?
Ответы пастырей
Обращение людей ко Христу во многом надо оставить на волю Божию. Господь Сам ведает, в какой час, кого и каким образом призвать.
Миссия в большом городе Миссия в большом городе
Прот. Игорь Фомин
Миссия в большом городе Миссия в большом городе
Беседа с протоиереем Игорем Фоминым
Миссионер хоть и должен подстраиваться под людей, но не должен перестраивать Церковь, не должен ее упрощать: человека надо подтягивать до уровня Церкви, до уровня тех норм, которые Господь оставил нам именно в Церкви.
Комментарии
Иоанна_ 2 октября 2019, 12:59
Ни один священник не имел бы шансов спастись, если бы отвечал за действия всех крещаемых им людей. Это что-то новенькое, Константин. Также и относительно загробной участи некрещёных младенцев - о ней, по святым отцам, а не по нашим домыслам - ничего не известно. Я не вижу, в чём здесь неправы Алла или Светлана Николаева. Лучше крестить и приобщить благодати, положившись на волю Божию, чем отказать и тем самым, как знать, навсегда отвратить человека от Церкви. Такие печальные случаи мне известны.
Катерина 2 октября 2019, 08:34
Священик, у которого есть возможность ездить на надежной, но не бросающейся в глаза марке машины, безусловно проповедует Христа делами. А если предпочитает дорогое и наворочанное - то через него-то и соблазняет враг рода человеческого людей, и без того нетвердо стоящих на слабых колеблющихся ножках Веры. Крестить надо младенцев. А со взрослыми по-моему надо действовать интуитивно-религиозно, вопрошая в сомнительных случаях Бога, угодно ли Ему Крещение этого человека именно сейчас и так. По-моему если гордыня кандидата зашкаливает, то не надо.Тут есть упоминание греческого миссионера о том, как чернокожий дикий и невзнузданный,буквально преобразился после Крещения и теперь чудный священик.
Сергей Н. 1 октября 2019, 22:09
Константин, спасибо за линк на статью, очень поучительно! Спасибо всем, братья и сёстры. Это очень сложный вопрос, и хорошо, что мы помогаем друг другу разобраться. Мы учителя друг другу и всем нам учитель Христос.
Сергей Н. 1 октября 2019, 19:16
Светлана Николаева, спасибо.
Светлана Николаева 1 октября 2019, 16:05
Сергею Н.:"Отвеща Иисус: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие."(Ин.3;5) Вот Вам цитата из Евангелия о том, что НЕкрещеные не войдут в Царство Небесное. Советую почитать толкование Иоанна Златоуста на эти слова. Дети, умершие некрещеными, не будут мучаться - как известно, и в аду есть "лоно Авраамово", там были заключены праведники в ожидании пришествия Христа. Но и полной радости, радости Царства Небесного, эти несчастные дети не узнают. Поэтому мне странно, когда родителей упрекают, что они крестят больного ребенка в надежде на выздоровление. Да еще и сравнивают их мотивы с мотивами иноверцев, презирающих Церковь Христову
Константин 1 октября 2019, 15:35
Алла, вы, к сожалению, заблуждаетесь. Это как раз и есть та самая вера в Крещение как в оберег. Вот здесь же на сайте нашел замечательную статью священника на эту тему, опубликованную еще в 2014 году. Даю ссылку, и прошу всех комментаторов, отстаивающих "свободное" Крещение, прочитать. И статья и комментарии под ней дают исчерпывающие ответы. Поэтому участие в данной дискуссии завершаю, прошу прощения, если кого-нибудь задел, обидел. Спаси, всех Господь! https://pravoslavie.ru/71935.html
Андрей Горбачев 1 октября 2019, 14:00
Хочу напомнить уважаемым читателям один эпизод церковной истории. В XII веке в Константинополе стало известным, что многие мусульмане крестили своих младенцев в Православной Церкви. Расследование показало, что в исламской среде существовало поверие, что если крестить ребенка православном храме, то он избавится от неприятного запаха. Константинопольский Синод по рассмотрении этого вопроса принял решение крещение этих младенцев признать недействительным..
Сергей Н. 1 октября 2019, 10:42
Алла, а можно место из Евангелия где это сказано? Я вот думаю иначе, читая Евангелие: "Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное." Спаситель говорит, что в детях уже Царство Небесное, а ведь они на тот момент не были крещены. Какой же ад?
Алла 1 октября 2019, 01:45
В Евангелии сказано, что только крещенные попадают в рай. Зачем же обрекать ребенка на ад, если можно покрестить? Ведь мы не можем гарантировать, что он доживет до возраста сознательного принятия Христа.
Константин30 сентября 2019, 17:30
Светлана Николаева, за ребенка решают родители. Вот в этом и суть. Если не хотят трудиться, если им это не нужно, о чем мы с вами тут еще рассуждаем? Зачем нужны такие "члены Церкви" ? И почему вы так уверены, что крещение гарантирует Царство Небесное? Куда лучше предстать на Суд некрещеному, чем, будучи крещеным, попирать это Таинство нечестивой жизнью, и тем обеспечить себе гораздо худшее состояние. Благодать Крещения - это семя, которое нужно возделывать, а не надеяться, что само прорастет. А если не прорастет? Вы говорите с позиции верующего человека, который, однако, не понесет ответственности за напрасно разбрасывемые семена Крещения, а священники несут ее.
Константин30 сентября 2019, 17:06
Светлана Николаева, все ваши рассуждения проходят мимо опыта Церкви. Само ее устройство, строй богослужения, годовой круг богослужебный ясно говорят о существовашем в древности очень серьезном институте оглашения. Почитайте об этом, это просто интересно. Ко времени св. Симеона в нем уже не было нужды, в Церковь входили во младенчестве, и не мог святой говорить иначе. А в Российскй империи, например, серьёзно обсуждали вопрос исключения молитвы об оглашенных из богослужения. Мы продолжаем мыслить старыми категориями, тогда как времена сильно изменились.
р.б.Наталья30 сентября 2019, 10:29
Статья о том что батюшка не просто так детей крестит , а пытается крестных и родителе воцерквить! И правильно делает! Меня крестили в младенчестве бабушка и тётя. И прожила я 17 лет и в церковь не ходила , но что то слышала о вере и о Христе... А в 17 лет была крестной у племяннице в Донецке. Так батюшка побеседовал очень хорошо, на колени поставил и попросил Символ веры прочитать, я тогда немножко в шоке была!!! Но после этого такая благодать Господня сошла, что уже 30лет в церковь хожу и всех родственников молюсь! Вот так батюшка поговорил , церемонится не стал!!! Дай Бог ему здоровья! А мы же овцы , пастырей своих учим , что надо говорить и что делать! Читаю и смешно! Слава Богу за всё!
Светлана Николаева29 сентября 2019, 22:51
Константину, окончание. Во все времена, с первых веков христианства, люди шли креститься, отзываясь на Любовь Христа, на братское содружество тех, кто уже в Церкви Христовой. Люди шли за РАДОСТЬЮ и все заповеди, все правила Устава были не в тягость, их выполняли по доброй воле, влекомые Благодатью. А сейчас человека, надумавшего покреститься, встречают упреками в невежестве и нагружают множеством запретов и новых обязанностей. Не утверждаю, что везде так, но все чаще приходится слышать, как "рьяная" катехизация отпугивает желающих креститься. И Крещение откладывают, "сам вырастет и решит". А что решит ребенок, выросший без Бога и лишенный поддержки Благодати Крещения? И кто в ответе за него?
Светлана Николаева29 сентября 2019, 22:31
Константину, продолжение. Молитва учит инока по Благодати Божией, сама, без других наставников. А Благодать Крещения разве бессильна сохранить ребенка и привести к Богу? Подобных примеров великое множество было и есть сейчас. Я согласна, что обучение важно, но создается впечатление, что "наличие знаний" стало почитаться выше Благодати, даруемой Крещением. Вот с чем не могу согласиться. Если нет в Церкви радости, нет Любви, заповеданной Христом, а одни только поучения и запреты, то человек и относится к Церкви, как к еще одной организации, которая что-то от него требует. И рассматривает, на каких машинах священники ездят, соблюдают ли они сами те правила, которым его учат.
Светлана29 сентября 2019, 22:25
Хочется прочитать статью, как вести себя крестным родителям. У меня нет такого опыта, а крестный есть. Вот Наталия Ростова рассказала, что ей в детстве не хватало православного человека рядом. А как пробиться к ребёнку? Что надо делать? Как должен крестный общаться с крестником?
Светлана Николаева29 сентября 2019, 22:18
Константин, сказано "НАУЧИТЕ, КРЕСТЯ", а не "прежде научите, потом крестите". Оба действия происходят одновременно,а по пояснению Симеона Нового Богослова, прежде Крещение, потом обучение. Что касается восприятия Таинства Крещения как некоего оберега - Вы не правы. Есть огромное желание, чтобы из-за невежества родителей и крестных перед детьми не закрывали двери в Царство Небесное, куда, по словам Господа, только крещеный войдет. И вера в то, что Благодать Божия в силах восполнить то, что ребенок не получит от взрослых. А вера эта оправдана известным Отеческим наставлением молодым инокам:"Сиди в своей келье и твори молитву Иисусову, она тебя всему научит." Молитва научит по Благодати Божией
Константин29 сентября 2019, 18:27
Светлана Николаева, катехизаторы всякие бывают. Но во-первых, это уже разговор о другом, о качестве бесед. А во-вторых, этот случай лишний раз показывает, что родители таких детей совершенно далеки от веры во Христа. А тем временем 9 лет уже достаточно большой возраст. Если же семья искренне уверовала, и пришла, как в первые века, креститься всем домом, то не вижу ничего страшного в происшедшем. Нужно проявить мудрость и терпение. Взрослые примут крещение, начнут постепенно воцерковляться, дети увидят, что их страхи напрасны, и сами с желанием примут крещение. А если им Христос не нужен, то причем здесь катехизаторы, батюшки? Пусть идут себе, с Богом.
Константин29 сентября 2019, 15:42
Читая комментарии, к своему ужасу обнаруживаю, что Крещение понимается многими православными, действительно как некий оберег. "...малыш может заболеть и умереть, что батюшка на Суде ответит?" А причем здесь батюшка, если ни родители, ни крестные не хотят быть в Церкви? Им отвечать, а не батюшке! Священник как раз будет отвечать за крещение без разбору.
Константин29 сентября 2019, 15:28
Светлана Николаева, св. Симеон Богослов, жил в те благословенные времена, когда всё общество уже принадлежало Церкви. Рассуждает он в таком ключе, говоря о просвещении детей, которых, естественно, крестили с младенчества. Также было и у нас в России, поэтому и сохраняются такие ревностные взгляды на крещение детей. Но теперь то все иначе, и подход должен быть иной. А в приведенном евангелии Христос говорит: "идите и научите...крестя их..." И первым стоит глагол "НАУЧИТЕ".
р.Б. Сергий29 сентября 2019, 14:33
Рад,что большинство,обсуждающих этот материал и эту тему,судя по комментариям, пришли к выводу, что таинство крещения-это не оберег и не магический ритуал, а именно таинство к которому надо подходить ответственно и осознано, а не в стиле :" покрещусь(покрещу ребенка)-хуже не будет,а может быть и поможет,вдруг ТАМ,что-то есть." Вразуми нас,Господи!
Константин29 сентября 2019, 11:02
раба Божия Тамара, внимательно почитайте комментарии здесь. Речь не идет о запрете крещения младенцев, какой-либо отсрочке для них. Церковь тысячу с лишним лет назад решила этот вопрос - младенцев можно и нужно крестить. Речь о младенцах людей нецерковных, неверующих, которые в церковь ходить не будут, учения Церкви не принимают.
Константин29 сентября 2019, 10:54
Мария Р, про псов и свиней - это заповедь Христа, данная каждому из нас. И я думаю, вы прекрасно понимаете ее смысл и, знаете как ее исполнять. Если конкретно, то очевидно, под нее подпадают те, кто приходит в Церковь креститься, и открыто высказывает свое противление ее учению.
Наталия Ростова29 сентября 2019, 09:13
Очень жаль, что у нас присутствует в храмах грубость. Это прискорбно. Но и взрослый человек всё-таки должен отдавать себе отчёт, что заходя в Храм, он пришёл не к батюшке или к свечнице, а к Богу. Поэтому, обиделся и ушёл - это как-то по-детски и скорее говорит об инфантилизме человека. Меня тоже когда-то в короткой юбке погнали с храма. Считаю, что правильно сделали. Я ушла, но вернулась и из последних сил цепляюсь за ризу Христову. Храмы сейчас открыты, гонений нет. Заходите, люди добрые, просвещайтесь, приходите, уже наконец-то к Богу, Он вас ждёт! А у нас - "Обиделся и ушёл". В общем, крестите люди деток своих и наставляйте их на Путь Истинный в Вере Православной. И сами учитесь.
Наталия Ростова Продолжение29 сентября 2019, 09:04
К примеру, человек украл у кого-то деньги. А у потерпевшего, на этой почве, случился стресс, поднялось давление, сердце стало колоть. Тут и больница впереди маячит. Или кто-то может от этого горя уйти в запой. Или ещё хуже в петлю полезть. Даже, казалось бы - курение. Курю себе, никого не трогаю. Но это большая брешь в семейном бюджете и люди рядом становятся пассивными курильщиками. Так что, грех - это не только личное. Я не зря себя в пример привела. Если бы у меня в детстве или хотя бы в подростковом возрасте был рядом человек, который бы объяснял мне эти простые вещи с учётом Православия...я не натворила бы столько гадости в своей уже взрослой жизни! Ребёнку нужен духовный наставник!
Наталия Ростова29 сентября 2019, 08:57
Светлане Николаевой. Да, я тоже знаю похожий случай, только со взрослым человеком. Женщине сказали, что сатана вошёл в душу Иуды через причастие и она категорически долго отказывалась причащаться. Тут скорее речь о непрофессионализме катехизатора. Мы о другом...Понимаете, грех имеет ПОСЛЕДСТВИЯ.И эти последствия распространяются не только на того, кто согрешил, но и на тех против кого человек сотворил грех. Это страшные вещи, только не каждый отдаёт себе в этом отчёт. Да, человек может быть крещён во младенчестве, а придти к Богу, как тут сказали, дряхлым стариком. Только вот какой путь будет у этого человека? Если у него нет достойный православных наставников, в данном контексте - крёстных?
Сергей Н.29 сентября 2019, 08:55
А уж бытующее по сей день мнение, что умершие некрещеные младенцы попадают в ад, это вообще ни в какие ворота не лезет! Богохульство просто. Родители были атеистами не окрестили, заболел и умер маленький еще не нагрешивший, и в ад! Это не христианство. Даже земные родители любят и прощают своё чадо вне зависимости от конфессии, что уж говорить о Том Кто сама любовь и есть. Видимо, это придумали люди фанатичного склада ума, которые есть в каждой конфессии.
Светлана Николаева28 сентября 2019, 22:30
Наталья Ростова, знаю реальный случай, когда девочку 9 лет "закатехизировали" так, что она наотрез отказалась креститься. Катехизаторские беседы проводили не только с родителями и крестными, но и с детьми, старше 7 лет. И пояснения катехизатора, что "креститься - это значит сораспяться Христу", девочка восприняла буквально. Она с ужасом смотрела на Распятие в Церкви и была уверена, что при Крещении ее будут также прибивать к Кресту. Никакие уговоры не действовпли - девочка была убеждена, что ее обманывают, а на самом деле придется терпеть страшную боль. Прошло больше 10 лет, что с ней сейчас - не знаю. Но детские страхи навсегда остаются в памяти, даже если им же, выросшим, кажутся смешными.
Наталия Ростова28 сентября 2019, 19:27
Марии Р. Что значит "обиделся на всю жизнь" ? К примеру, человек стоит перед светофором, горит "красный" свет. Человек торопится, ему срочно куда-то надо и срывается на этот "красный". Сигналит машина,...его сзади хватают за шкирку и оттягивают назад на тротуар. Машина на полной скорости проносится прям перед носом....А человек, которого фактически спасли, поворачивается и с явной обидой в голосе : " Мне это не надо. Я сам знаю, как мне лучше". Обиделся и ушёл. Так и здесь, на огласительных беседах...Фактически дают глоток испить новой жизни, собственно начать эту новую жизнь, уйти от погибели..А у нас, оказывается, такая помощь не нужна! Мы обиделись...На всю жизнь...Захочет - вернётся!!!
Константин28 сентября 2019, 15:32
Сергей Н, во времена Василия Великого, Иоанна Златоустого, кстати, было противоположное движение. Многие крещение откладывали,чтобы пожить в свое удовольствие ( это не относится к святым Василию Великому и прочим, которые подражали Христу, крестившемуся в 30 лет, и вели крайне акетический образ жизни). И зачастую эти люди крестились уже на смертном одре. Это было широко распространено, с этим боролись так же, как сегодня с крещением всех подряд. Именно поэтому пришли к практике крещения младенцев при условии их воспитания в вере.
раба Божия Тамара28 сентября 2019, 15:16
Читая Евангелие от Матвея:- гл.14-21 ..а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей - видим, что счет велся мужчин, то есть - глав семей - которые были в своем доме не только муж и отец, но - главное - учили вере в Бога, Святому Писанию. в Деяния гл10-22-48 , о семье Корнелия, говорится, что уверовали и крестились всем домом. То есть - опять таки - в понятие дом включаются все, кто там проживал: жены, сестры, братья, дети и т.п родственики, слуги, рабы...Все это очень хорошо было разъяснено в одной из лекций здесь, на Православие.ру. К сожалению, не помню имя лектора. Жаль, что некоторые батюшки сами вершат суд над крещаемыми - заранее решая нашу жизнь. Укрепи нас, Господи!
раба Божия Тамара28 сентября 2019, 14:12
Подерживаю и разделяю мнение Светланы Николаевой, Марии Р, Натальи Ростовой - крестить детей надо в младенчестве, а не ждать, когда они вырастут и "сами решат" - как это у американских протестантов принято. Даже католики крестят во младенчестве, а к Причастию уже во взрослом возрасте приходят. Как может батюшка решать исходя из своего мнения о крестных, что он знает об их будущем и о ребенке...Малыш может заболеть и умереть,что батюшка на Суде ответит? Крестных здесь не будет рядом-"каждая овечка за свой хвостик будет подвешена..." (сама пришла к вере и крестилась в 50 лет)Странно, что в коментариях: мужчины- За отсрочку, женщины - За Крещение... Спаси и сохрани нас, Господи,и дай разумения!
Светлана Николаева28 сентября 2019, 13:54
"...божественное Крещение Христово имеет могущественную силу, которой оно некрещенных и прежде склонных ко злу, когда они крестятся, делает неподвижными на зло. Но если и не так, все же на время делает их устойчивыми против настоящего, и это есть признак его силы. И оно располагает их быть склонными к добру, подобно Ангелам,крепкими силой, исполняющими волю Божию(Пс. 102:20). " Св.Симеон Новый Богослов. То есть ПРЕЖДЕ КРЕСТИТЬ, а потом учить. Учить, когда человек уже освящен благодатью и способен воспринять Слово Божие. И Крещение несмышленых детей дарует им ту же силу противостоять злу, даже если крестные и родители не понимают всей глубины Таинства.
Светлана Николаева28 сентября 2019, 13:49
"Сказал Господь Своим ученикам: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». То есть сначала — очищение и сила через святое Крещение. А что после этого? «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Итак, всякий, кто не был прежде укреплен этой силой, напрасно трудится, пытаясь исполнять заповеди Христовы, а тот, кто ему приказывает, — безумен и слеп, потому что нужно [его] сначала укрепить разумной благодатью Христовой, которая очищает принимающую ее душу, и только так [можно ему] приказывать. Иначе как возможно земле, полной терний и волчцев, принять чистое пшеничное семя и не заглушить посеянное?" Св.Симеон Новый Богослов
Юрий28 сентября 2019, 11:40
Просто ужасает отношение к крещению, как к прививке. Делается один раз в жизни, больше ничего не требуется. Потом о ней можно просто забыть. Вопрос, не радуется ли сатана такому крещению?
Константин28 сентября 2019, 11:28
Да, Светлана Николаева, вы совершенно правы, важно привести ребенка к вере и молиться за него. И я думаю, что против этого здесь никого нет. Если в Церковь верные приносят своих детей, то нельзя им отказывать в крещении. И Господь, да, по вере родителей управит их путь ко спасению. Здесь имеется ввиду другое, когда крестят детей людей далеких от веры, которым не нужен Христос. Для них во многом это не более чем магический обряд. И они совсем не похожи на тех грешников, блудников, пастухов и рыбаков, искавших встречи со Христом, и которых вы так эмоционально упомянули. Их нужно прсвещать, им нужно проповедовать, за них нужно молиться, но спешить принять их и их детей в Церковь нельзя.
Мария Р28 сентября 2019, 11:27
Константин, а кто будет решать, кто псы и свиньи, а кто нет? Наверное, современные фарисеи, кторые во всем уверенны, особенно в своей прввоте.
Мария Р28 сентября 2019, 11:21
С одной стороны согласна с Константином-это идеал развития крещенного младенца, превращающегося в осознанного христианина. Но вот Светлана Николаева в своем комментариии описала РЕАЛЬНОЕ развитие событий. Вот предстанет некий катехизатор перед Богом на страшном суде, и тут окажется, что он был ревностным, но не милостивым, оттолкнул кого-то недостаточно благочестивого, а тот обиделся на всю жизнь. Кто будет держать ответ за тех, кого оттолкнули? Дайте людям шанс!
Наталия Ростова28 сентября 2019, 09:34
По поводу "попов на мерсах". В деревне, я подозреваю, очень больше нужен велосипед - с нашими-то дорогами..И объехать нуждающихся прихожан, тоже можно и на вЕлике успеть. Другое дело город! Особенно мегаполис. Простите,но я на работу добираюсь 1,5 часа в одну сторону и 1,5 в другую. Метро у нас нет. Что делать батюшке, если срочно нужно исповедать и причастить умирающего? Такси вызывать? Разорение! Конечно, нужна машина. А вот какой марки, это пусть совесть батюшки ему подскажет. Мне вообще всё равно, я на это внимание не обращаю. Пусть лучше каждый на себя посмотрит, может и самому стоит пересесть на самокат, а вырученные деньги отдать на благотворительность, а то осуждать желающих хватает.
Наталия Ростова28 сентября 2019, 09:23
Детей крестить надо. Только сто раз подумать, кого в восприемники брать.Вот собираемся на днях крестить внучку. И зачем нам нужна крёстная, у которой православный праздник означает, что стирать нельзя??? Я всё понимаю, может и она со временем придёт к Богу..но ребёнку СЕЙЧАС нужна духовная опора и поддержка. У нас, правда родители маленькой крохи, в храм ходят и к Таинствам приступают. Хоть это радует. Тем не менее, я настаивала на том, чтоб крёстные были хотя бы "одной ногой в храме",т.е. уже потихоньку воцерковлялись. Меня крестили во младенчестве, и сколько я шишек набила и грехов тяжких совершила, прежде, чем придти к Богу. А потому, что наставника хорошего, православного рядом не было..
р.Б. Сергий28 сентября 2019, 09:11
Светлане Николаевой 27.09.2019,22:50 Светлана,где Вы усмотрели, что я,или,кто либо на сайте препятствует крещению детей ?Речь идет о том,чтобы к крещению подходили осознано.Если,младенцы,в силу возраста,этого не могут,то это-обязанность их крестных,которые сами должны иметь понятие о православной вере. Ваш аргумент о словах Христа о доступе детей к Нему,на мой взгляд,в данном контексте неуместен.У детей того времени был Наставник-сам Спаситель,а позже апостолы.Но не знаю,где бы говорилось о возможности креститься без предварительного наставления в вере в Того,во имя Кого крестимся. "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа"(Мф.28:19)Вначале стоит НАУЧИТЕ.
Сергей Н.28 сентября 2019, 08:17
Сложный вопрос. Трудно не согласиться с профессором Осиповым А.И. который утверждает, что креститься - это не оберег, это должен быть осознанный выбор взрослого человека идти за Христом. "Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 года, Василий Великий — в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, — в 28, блаженный Павлин Ноланский — в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 года." Потом возникла традиция крестить младенцем. Нет ли в этом чего-то языческого? Не превращаем ли мы таинство в оберег? Ничего не утверждаю, но есть повод задуматься.
Константин28 сентября 2019, 06:27
Марии Р. "Пустите детей приходить ко Мне...". А ко Христу ли приводят детей несведующие и не просвещенные? Вот, тут пишут об ангеле-хранителе, как о цели крещения, о здоровье, благополучии. Христос то и не нужен никому! Спаситель говорит о необходимости воспитания младенцев при Нем: приходите ко Мне вы, не запрещайте и детям идти с вами. А придти ко Христу, это значит жить по Его заповедям, постоянно быть в Его Церкви.
Мария Р28 сентября 2019, 03:13
Попытаюсь привести свои мысли к более четкому изложению. Конечно, огласительные беседы, просвещение необходимы. Спору нет. Просвещение в вере-это безусловное благо. Просто не нужно осуждать тех, кто духовно недотягивает, не осознает вполне сущность таинства." Много званых, но мало избранных", все так, но нужно звать, приглашать, то есть крестить, а уж как Господь будет избирать потом, не наше дело.
Светлана Николаева27 сентября 2019, 22:50
Р.Б.Сергий, жизни в шоколаде после Крещения никто не ждет. Полностью согласна с Марией - важно привести ребенка к Богу, в Церковь, окрестить и молиться за него, а дальше Господь Сам управит. И те, кто препятствует крещению детей, нарушают запрет Христа "не препятствуйте детям приходить ко Мне". Фарисеи знали все догмы и пророчества, но это знание не помешало им распять Господа. Пастухи и рыбаки были невеждами, но Господь их избрал для проповеди Евангелия. Мытари и блудницы шли за Господом потому, что Он не обличал их, а принимал с Любовью. А сегодня грешников отталкивают от Церкви поучениями, запугивают грехами, упрекают незнанием. И человек перестает верить, что Бог есть Любовь, и уходит...
Константин27 сентября 2019, 18:37
Нет, Мария Р, нельзя так! Крещение - это облечение во Христа, рождение во Христе. Это клятва верности Христу и Его Церкви. В древности, чтобы креститься, нужно было заручиться поддержкой членов церкви, которым доверяли пресвитеры и епископы. Эти люди готовили крещаемого и помогали ему на первых порах церковной жизни. Именно отсюда и произошел институт воспреемников - крестных. Ну согласитесь, ведь это издевательство над верой, над Господом, когда крестные - далекие от церкви люди или вообще атеисты! Если человек не собирается жить церковной жизнью, зачем вступает в Церковь? Уверует человек дряхлым стариком - что помешает ему креститься?
Константин27 сентября 2019, 18:13
Светлана Николаева, крестить ребенка надо с намерением воспитать из него настоящего христианина, глубого верующего человека, который знает Священное Писание, историю своей Церкви, может обьяснить ее учение. И конечно, каждое воскресенье ходит в храм, принимает деятельное участие в жизни и своего прихода, и всей Церкви в целом.
р.Б. Сергий27 сентября 2019, 14:36
Марии Р.и Светлане Николаевой.Возьму на себя смелость прокомментировать оба ваших послания,т.к. они,на мой взгляд переплетаются. 1)Мария,хорошо,что Вы пришли к вере,хотя бы в 25 лет,но насколько бы было лучше,если с юного возраста Вас наставлял крестный(ая),как сведущий в вере. А Ваш довод похож на :"меня в детстве не учили читать,а к 25 годам я сам(а) выучился(ась)" Опять же:"Не вы Меня избрали,а Я вас избрал"(Ин.15:16) 2) Светлана,в том,что будет у младенца Ангел-хранитель нет ничего плохого.Но,кто Вам сказал,что после таинства Крещения,у крещаемого всё будет "в шоколаде"? А может быть Господом будет принято решение,что ему,для спасения души,лучше пострадать? Просвещайтесь,во что крестим
Мария Р27 сентября 2019, 13:06
А вот еще пришло на ум, Спаситель сказал:Пустите детей приходить ко Мне. Он не сказал: Вот, родители и восприемники, учитесь, осознайте важность веры и ее основы, и приводите потом детей. Важно движение, желание привести детей или взрослых. Пусть это желание туманное, неосознанное, но оно есть. Сколько сейчас людей открыто ругают церковь, веру, священников. То, что еще есть желающие креститься, уже достойно одобрения.
Сергей27 сентября 2019, 11:41
Из жития св.прав. Иоанна Кронштадтского известно, что через его руки проходило до 6-ти млн.рублей в год от разных жертвователей. Но, КАК он рапоряжался этими средствами??? На современные деньги это миллиарды! Храм Пресятой Троицы, прихожанином которого я являюсь - не бедный. Находится в городе-миллионнике, в центре города, в штате - несколько священников и ни у кого нет дорогих автомобилей в личном пользовании, (у некоторых батюшек нет вообще никаких авто), нет дорогих риз, зато этот храм уже много лет шефствует над детским домом и много др. полезного делает для людей, о чём не рассказать за недостатком места.
Сергей27 сентября 2019, 11:15
"Если священник деятельный, любящий свое служение и людей, искренне стремящийся послужить Церкви, то, по мне, пусть он хоть на вертолете летает." Что бы по этому поводу сказал Ап. Павел? Хотя он и сказал уже в своих посланиях. Если "вертолёт" не личный, то - да, для удобства проповеди и на" Мерседесе" и на" Майбахе" можно и нужно ездить. Знаю лично священника, который может позволить себе дорогое авто, но принципиально не делает этого. "А что скажут(подумают) люди?" Зато идёт адресная помощь нуждающимся, работает Воскресная школа, по большим праздникам устраивается угощение для ВСЕХ
Андрей Горбачев27 сентября 2019, 10:57
"Что постыдного - покрестить ребенка ради приобщения его к Церкви Православной, ради того, чтобы можно было молиться за него в Церкви, и чтобы Ангел-Хранитель за ребенка молился?" Уважаемая Светлана Николаевна, проблема здесь в том, что если мы крестим детей только для земных целей, то Церковь превращается в некий придаток, "надстройку" материальной базы. И, по большому счету, без нее, т.е. Церкви, можно обойтись (и многие обходятся). Но как сказал апостол Павел: "И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков". Печально не само желание помощи Божией в земных делах, а ограничение нашего интереса к Церкви лишь земными предметами". С уважением...
Мария Р27 сентября 2019, 06:20
Здравствуйте, помнится, я уже принимала участие в такой дискуссии по поводу крещения. Хотят люди крестить-пусть крестят, не надо себя изображать пророком Всевышнего, блюстителем духовности и не допускать до крестин потому, что люди не осознают. Кто мы такие, чтобы судить? Возможно, этот младенец придет к Богу будучи дряхлым стариком. Бог человека ведет, а крещение и поминание в церкви тому способствуют. Я сама была крещена во младенчестве при полнейшем атеизме родителей, пришла к вере, слава Богу, после 25 лет.
Александр26 сентября 2019, 19:32
Благослови нас всех Боже! Спасибо за статью, Андрей Александрович! Честно скажу, вопрос про дорогие машины священников для меня очень острый. Мне повезло и в том Храме, который я посещаю, машины у служителей обычные, средние. Не понимаю, как можно воспринимать призывы отказаться от земного, наставление побороть в себе сребролюбие от людей, чья машина стоит, например, 2 миллиона рублей. В чём аскеза? Эти деньги можно было УЖЕ при земной жизни отдать нуждающимся. Про телегу не уместно, поскольку есть современные, надежные и простые машины. Не понял про наместника Оптиной пустыни. На какие средства мог "старший из монахов" позволить вертолёт? Прости меня, Господи, но я правда не понимаю.
Константин26 сентября 2019, 19:22
Все острее встает тема допустимости крещения всех подряд! Современный формат оглашения, какими бы искренними усилиями катехизатора он не был наполнен, все равно в большинстве случаев остается формальным пропуском, и досадной, для некоторых, тратой времени. У меня мои родственники интересовались, где можно крестить ребенка без бесед. Стоит ли тогда удивляться скандалам, которые устраивают такие "христиане" (например, недавний случай с "грубым крещением")? А может уже нужно всерьез прислушаться к словам Самого Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями...» (Матф.7:6), и вернуться к практике древней Церкви, где Крещение принимали после длительной подготовки?
Светлана Николаева26 сентября 2019, 15:53
И все-таки, для чего мы крестим детей? И что греховного, покрестить ребенка ради того, чтобы "у него был Ангел-Хранитель" и чтобы можно было подать в Церкви о здравии? Почему нам, крещеным, но непросвещенным, ставят в грех подобные намерения? И с каким намерением надо идти крестить ребенка, чтобы катехизатор одОбрил? Я не пытаюсь язвить или критиковать, но, действительно, не понимаю, что постыдного - покрестить ребенка ради приобщения его к Церкви Православной, ради того, чтобы можно было молиться за него в Церкви, и чтобы Ангел-Хранитель за ребенка молился? Что в этом плохого и чем неправильны подобные желания? Ответьте, пожалуйста.
дед Владимир26 сентября 2019, 15:30
Крестим потому младенцев,что " так положено",об остальном мы мало задумываемся.
р.Б. Сергий26 сентября 2019, 08:46
К сожалению,описанная автором проблема является,если не хронической,то довольно типичной.Вспоминаю случай,когда стал невольным свидетелем разговора двух женщин,вышедших на крыльцо храма, во время краткой огласительной беседы перед крещением,в котором они громко сетовали самим фактом этой беседы,т.к.угощения по поводу крестин,приготовленные у них дома могут остыть и надо было бы,по их мнению, провести это таинство в другом храме,где священник просто бы "окунул" младенца "не заморачивая" присутствующих беседой. Невольно вспоминаются слова Пушкина:"Мы ленивы и нелюбопытны". Помилуй,Господи,нас грешных.
Владимир Степанов26 сентября 2019, 05:35
Отцы, братья! Мир вам! Вы зря занижаете вопрос о машинах, особенно для монашествующих. Отречение от земного и стяжание Небесного цель христианства. Отцы Церкви являли своё исцеление жёсткой аскезой и молитвой, призывая люд, и особенно пастырей к этому. Нам ли спорить с Антонием Великим, с Пахомием Великим, с Венедиктом Нурсийским, с Иеронимом и сотнями других подвижников Христа, живших по собственной воле в максимальной нищете телесной, в постоянном посте, призывая нас к отказу от земного? Можем ли мы это игнорировать? И они мудры тем, что привлекая ко Христу миллионы душ, не давали им повода усомниться в том, что по-настоящему ищут Небо, но не блага для тленного!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×