Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Миссия в большом городе

Беседа с протоиереем Игорем Фоминым

Как говорить с современным человеком о Христе? Какие методы миссии приемлемы, а какие недопустимы? Стоит ли вести проповедь Христа в интернете? Да и вообще нужна ли миссия? Од этом мы беседуем с настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиереем Игорем Фоминым – председателем комиссии по миссионерству и катехизации г. Москвы.

– Есть мнение, что миссия сегодня не нужна, труд человека в этом деле напрасен, так как кого Христос позовет, тот и придет в Церковь. Что вы думаете по этому поводу? Насколько важна роль миссии в современном мире?

– Миссия нужна обязательно, и если мы говорим о большом городе, то в большом городе она нужна вдвойне, потому что люди разобщены, люди живут замкнутыми маленькими мирками и очень часто варятся внутри своих каких-то радостей, проблем, горестей, достижений, забывая о чем-то более глобальном – о том, что их держит, двигает и чем они, в общем-то, живут. И миссия в большом городе должна быть направлена именно на раскрытие существенных сил человека во время его земной жизни. Раскрытие этих существенных сил и есть проповедь о Христе, проповедь о Боге, проповедь о Троице, о Боге в Троице славимом.

Миссионер – это всегда очень неблагодарная такая, конечно, профессия. И я считаю, что это должна быть профессия во вторую очередь, а в первую очередь – служение, потому что как работу мы миссию рассматривать не можем. Но заниматься миссионерством человек должен все-таки профессионально.

– Что, на ваш взгляд, самое главное в деле миссии в большом городе, и каким должен быть подход к современному человеку?

– Мы должны говорить, естественно, на понятном современному человеку языке – не на вульгарном, а на понятном, на достойном. При этом миссионер должен говорить хоть и на понятном языке, но всегда как-то подтягивать человека к более высокой планке его бытия – я имею в виду не миссионера, а именно человека. Он должен показывать человеку такую новую как бы ступень. А она, естественно, будет, если человек начнет жить со Христом.

О чем мы должны говорить? Мы должны говорить о том, чтобы человек не просто веровал в Бога, а чтобы он знал Бога и чтобы Бог знал его. А для этого они должны говорить в общем-то на одном языке – на языке божественном. И миссионер должен донести этот божественный язык до человека. О нем пишется евангелистами, и он доступен каждому человеку, делающему что-либо по своей совести, в свете Божественной истины.

– Но ведь есть опасность некоего «понижения», компромисса, когда миссионер начинает говорить о Боге с человеком на понятном тому языке. Вспомним, как Римско-Католическая Церковь пыталась через миссию привести человека к Богу, но результат получился обратный: не она возвела человека к Небу, а сама спустилась до уровня земли. Как не допустить этого? И какие методы миссии неприемлемы?

– Миссионер является, конечно, членом Церкви, это бесспорно. И он должен говорить на понятном языке. Вспомним, какие замечательные слова сказал апостол Павел, когда пришел в ареопаг: «Я вижу, что вы очень набожный народ и чтите разных богов. Я заметил у вас жертвенник “Неведомому Богу” – вот этого Неведомого Бога я вам и проповедаю».

Миссионер хоть и должен подстраиваться под людей, но не должен перестраивать Церковь, не должен ее упрощать

Действительно, мы должны говорить с современными людьми на одном языке, иногда мы должны даже подстраиваться под них – я говорю «мы», но не Церковь имею в виду, а миссионеров внутри Церкви. Но миссионер хоть и должен подстраиваться под людей, но не должен перестраивать Церковь, он не должен ее упрощать, он не должен ее как бы низводить на какой-то примитивный уровень – человека надо подтягивать до уровня Церкви, до уровня тех норм, которые Господь оставил для человека именно в Церкви. Ведь Церковь и существует для того, чтобы человека соединить с Богом, чтобы человек стал веровать – вот наша с вами самая главная и важнейшая задача. Не упростить Церковь, не сделать из нее какое-то развлечение: песенки, пляски и т.п. – это всё околоцерковные мероприятия. А внутрицерковные мероприятия должны быть направлены на изменение человека. Причем – и я не побоюсь этого сказать – абсолютно каждого человека: и глубоко церковного, и только еще, скажем так, вдруг услышавшего что-либо о Церкви. И путь этот очень долгий – длиною во всю жизнь. Так что самая главная задача Церкви – это спасение, соединение со Христом. Это не растворение во Христе, а именно соединение со Христом.

Но если общество начинает где-либо хромать, какие-либо прорехи начинают в нем возникать, то, естественно, Церковь – и так было во все времена – выходила, чтобы поддержать общество, чтобы направить общество, в котором она существует. Но самая главная задача Церкви – это, конечно, не увеличение, допустим, многодетности среди населения, не приобретение каких-либо приоритетов той или иной страной в мировом диптихе и подобное… Повторю: самая главная задача Церкви – это спасение личное каждого человека.

– Кто призван к проповеди? Только ли священники или все верующие во Христа?

– Абсолютно все верующие во Христа призваны к проповеди, и в этом даже не может быть никакого сомнения. Но каждый должен проповедовать так, как он может. Кто-то является учителем и может говорить о Христе, кто-то является делателем и может показать Христа в своем делании, а кто-то и не учитель, и не делатель, но соблюдает заповеди – и это тоже будет делом проповеди.

Есть очень хорошая поговорка: если у тебя уже нет аргументов в пользу Христа, то ты можешь начать говорить о Христе. А самое первое тут – это все-таки наша жизнь, наши поступки, наши дела. Если они свидетельствуют о Христе, то это и есть наше с вами миссионерство в современном мире. Если мы не являемся таковыми, то даже о нашей словесной проповеди Христа надо нам задуматься: может быть, это даже плохо.

Мы, конечно, должны учитывать и личное смирение каждого человека. Мы помним прекрасные слова, которые сказал митрополит Антоний Сурожский как пример каждому христианину: «Я очень плохой человек, но всё, что я говорю о Христе, является правдой». Действительно, осознание своей греховности не должно становиться причиной уклонения от миссионерства, от проповеди Христа – ты должен в любом случае стараться, тянуться и делать какие-то шаги, совершать поступки, чтобы показать Христа, показать, каков Он и что Он сделал с тобой.

    

– Как выстроить беседу с человеком, чтобы убедить его не просто формально прийти в храм, переступить церковный порог, но стать равноправным членом общины? И возможна тут какая-то определенная методология?

Самое главное это: мы должны показать человеку, что мы его любим

– Определенная методология, конечно, есть, и она заключается в очень простом одном пункте – в любви. Прежде, чем человеку рассказывать о каких-либо канонах и правилах церковных, надо удостоверить его, что его любят. В первую очередь любишь ты – тот, который говорит ему о Христе и о Церкви. А после он уже сможет войти в общину, видеть Христа, познать Христа. Так что самое главное это: мы должны показать человеку, что мы его любим.

Обратим внимание на прихожан в храме – тут, в храме, нет различий между людьми. Богатый ты или бедный, образованный или, наоборот, неграмотный, здоровый или больной – в психическом плане или физическом – люди не противопоставляются одни другим: для Бога все очень важны, все очень нужны и просто необходимы. Если в других местах мы видим какую-то дифференциацию, если есть такое: этим можно сюда ходить, а вот этим – нельзя, какое-то закрытое сообщество, то в Церкви такого нет. Бог любит каждого, Бог ждет и зовет каждого. Поэтому и обвиняют Церковь: мол, посмотрите, у вас сколько безумных стоит… – да, и они будут стоять, потому что больше они нигде не нашли теплоты, внимания и заботы, а здесь они это находят, и это прекрасно: вся эта теплота и забота и свидетельствуют о Христе. Именно так мы и можем – через любовь, через заботу – сделать человека другом Божиим, другом Христовым. Другого способа я на самом деле не вижу.

И хотя разные люди с разным жизненным опытом, относящиеся к разным слоям населения по-разному приходят в Церковь, но везде и всегда, в отношениях с каждым должна присутствовать именно любовь. Говорить с ученым, конечно, надо на привычном ему языке, с искусствоведом – на привычном ему. Но всегда должно обязательно быть заинтересованное отношение к человеку – именно любовь, именно то, что ты его уже поселил в своем сердце, чтобы человек видел заботу о нем. Вот такие методы, я считаю, очень важны для современной миссии.

– Батюшка, вы говорите о любви, но ведь, как вы знаете, многие и многие наши соотечественники оказываются вовлеченными в секты именно «через любовь». «Бомбардировка любовью» – есть даже такой термин – распространенный способ затянуть человека в секту, и считается, что успех сектантских миссий именно в этой «бомбардировке любовью». Можно ли с этим согласиться?

Но важен и следующий шаг: показать человеку, что от него ждут подвига – подвига переломить себя, победить в себе грех

– Это не методика сектантов, это методика Христа. Потому что Бог есть Любовь, и Он пришел принести слово о спасении и любви. Мы обязаны просто любить своего ближнего, мы обязаны показать красоту этой любви. Но мы также обязаны показать и то, как ужасно, если человек не идет дальше: вот он пришел в храм, его здесь приветливо встретили, ему показали, что он здесь в безопасности – именно в Церкви, в храме, – что он здесь в тепле, в любви, но от него ждут следующего шага – от него ждут подвига. Подвига переломить себя, подвига удалить из себя какой-либо грех, подвига тоже стать человеком, который любит других. И это обязательное условие.

«Бомбардировка любовью», про которую говорят в сектантской среде, необходима и нам, но за этой «бомбардировкой любовью» еще должен стоять честный разговор о том, что Церковь – это не только чаепития, песни под луной и прочее. Церковь – это еще и подведение итогов твоей жизни: наступит время, когда тебе придется дать ответ за прожитую жизнь, – и мы об этом говорим всегда честно. Очень хорошо, что к тебе могут относиться с любовью, но этого недостаточно. Ты можешь хорошо относиться к другим, но и этого недостаточно. Надо еще победить себя в своих греховных устремлениях, надо еще принять на себя подвиг крестоношения, о котором говорит всё Священное Писание.

    

– Сегодня много разговоров о важности интернет-площадок в деле миссии. Действительно, современный человек, не только молодой, немало времени проводит в сети. Расскажите о «плюсах» и «минусах» миссионерства в интернете.

– Не думаю, что миссию в интернете можно как-то отделять от обычной миссии. На что должно быть направлено миссионерство? На приведение ко Христу. Тут те же «подводные камни»: надо не себя показывать: мол, вот какой я умник, грамотный, замечательный и т.д. – а Христа, в том числе используя и современные технологии и ресурсы.

Мы как-то беседовали с батюшками в Комиссии по миссионерству, речь зашла о важности миссии через СМИ, через интернет, и один из них сказал: «А я против всякой миссии через интернет». У нас тогда родилась такая метафора: Господь нисходит во ад для того, чтобы вывести оттуда праведников; и мы должны присутствовать в интернет-пространстве, нисходить в интернет-сеть, в эти бездны для того, чтобы тех, кого еще можно привести ко Христу, вывести из виртуального мира, привести к реальным делам, к реальной помощи. Хотя реальный и виртуальный миры сегодня перемешались, и реальная помощь очень часто приходит через интернет.

Интернет – это новые возможности, новые перспективы проповеди. Да, находиться в интернет-пространстве тяжело, да и опасно, но в то же время это возможности очень доходчивой проповеди. Мы ими обязательно должны пользоваться. А разговоры, что «это всё бесовское»… Знаете, я не считаю, что это так. Интернет – это инструмент, а куда ты его направишь, будет зависеть уже от твоего внутреннего устройства.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 362 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Истина и успех: о миссионерских уроках равноап. Николая Истина и успех: о миссионерских уроках равноап. Николая Истина и успех: о миссионерских уроках равноап. Николая Истина и успех
О миссионерских уроках равноапостольного Николая Японского
Роман Савчук
Обладание истиной должно доставлять спокойствие, иначе мы сами не верим в свое обладание.
Достоинство миссии Достоинство миссии
Сергей Худиев
Достоинство миссии Достоинство миссии
Сергей Худиев
Мы не можем предлагать товар, который соответствует запросам потребителя — у нас просто нет такого товара. У нас есть вечное и неизменное слово Божие.
Миссионерские записки. Часть 1 Миссионерские записки. Часть 1
Протоиерей Андрей Ткачев
Миссионерские записки. Часть 1 Миссионерские записки. Часть 1
Протоиерей Андрей Ткачев
Если вдруг придется проповедовать в чужой стране, то мало будет овладеть языком. Нужно будет полюбить людей этой страны. Придется вначале просто пожить среди них. Молча. Нужно будет понять, над какими шутками они смеются, и над чем смеяться у них категорически запрещено. Нужно будет вслушаться в мелодии их плачевных песен, тех самых, что поются на похоронах. Нельзя будет обойти вниманием и другие песни, те, что поются на свадьбах.
Комментарии
Валентина16 мая 2017, 15:06
Храни Господь Вас, батюшка Игорь!
Я человек не молодой,но прожив свою жизнь сравнительно недавно (примерно лет 17) узнала,
что есть такие прекрасные люди как священники и монахи. Эти люди поразили меня своей доброжелательностью, примером в семейной жизни, большим трудолюбием ( рядом с ними в большинстве миряне
почти праздные люди). А как много знают миссионеры! А как они умеют поднять людей с колен, дать
надежду и смысл в жизни! Это удивительно. Вот уж кто истинные воины на страже Родины! Спасибо Вам.
Юлия 16 мая 2017, 14:36
Дорогие братья во Христе!Благодарю за такой скорый ответ! Как верно сказано, что новоначальному важно чувствовать любовь и внимание верующих.Но именно их подростки часто не видят. Грубо одёрни ребенка – и если некому объяснить исчезнет чадце, как обращался к нам старец Иоанн. Верно, что один невидимо увлекает за собой другого и многих, с ним связанных и даже ещё не родившихся.Так случилось с одной моей родственницей, которая зашла со своими маленькими подружками в церковь (это было в конце 40-х), и после того, как их резко и грубо отругали за что-то (а на уроках астрономии сказали, что в Космосе Бога не обнаружили) так и не нашла дорогу в храм. Это повлияло и на судьбу её детей.
Наталья15 мая 2017, 18:27
Добрый день, батюшка. Очень хорошая тема. В своих размышлениях о современной молодеже, приходу к выводу, что идеи христианства им надо преподносит в современных терминах, понятных им. При этом, не посягая на каноны Православия. Молодым надо понятным им языком объяснять, зачем им Бог, что Господь ждёт от каждого, зачем человек живёт на земле. И обязательно конкретными, а не общими фразами. Если мои размышления не верны, простите меня. С уважением, Наталья
Ника Палеолог15 мая 2017, 14:24
Очень трудно миссионерствовать в интернете, в частности, на форумах различных.Мы с друзьями пытаемся, но получается, что вся ненависть, незнание и неуважение Православия оборачивается против нас.Много людей, которые, пользуясь анонимностью, пишут откровенные гадости в адрес нашего священства, патриарха. Вот, к примеру, эти пресловутые часы на руке патриарха вылились в такую волну гнева и агрессивной ненависти в адрес Церкви, что просто не находится слов,чтобы противостоять всей этой силе бесовской. И правильно диакон Кураев говорил, что нет канонов, школы миссионерства. Ведь такимим Миссионерами,как наши Апостолы, мы, конечно, не можем быть и таких даров Духа Святаго, как у них, у нас нет.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×