Все мы находимся под влиянием окружающей нас мирской культуры. Одно из проявлений этого — смешение православной миссии с другими видами деятельности. Такими как продвижением товара на рынок или политической агитацией.
Ничего в принципе греховного в торговле нет. В Евангелии Господь часто упоминает купцов во вполне нейтральном или даже положительном ключе, но торговлю нельзя сравнить с миссией. Изготовители и распространители товаров исходят из принципа «чего изволите» — как угодить потребителям и как объяснить им, что именно этот товар, а не товар конкурентов лучше всего соответствует их запросам. Это опять-таки само по себе не грех — если не предполагает обмана или манипуляции, но это неприменимо к миссии.
Вверенное нам послание неизменно — мы не можем приспосабливать его к запросам рынка. Нам заповедано «подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд.1:3)». Формы выражения послания могут меняться — но не оно само. Мы не можем предлагать товар, который соответствует запросам потребителя — у нас просто нет такого товара. У нас есть вечное и неизменное слово Божие.
Более того, попытки приспосабливаться к запросам аудитории выглядят жалко и приносят жалкие результаты. Попытки «пойти навстречу современному человеку» уже довольно давно предпринимались западными христианами и никакого впечатления на «современного человека» не произвели. Либеральные общины, всегда готовые «прогнуться под изменчивый мир», чтобы привлечь людей, в итоге никого не привлекают — напротив, они стремительно теряют прихожан. Рост наблюдается как раз там, где люди совершенно не стесняются своей веры — даже когда она резко расходится с текущей идеологической модой.
Миссию также не следует путать с политической агитацией. Сама по себе политическая деятельность вовсе не обязательно греховна. Христиане призваны осуществлять свои гражданские обязанности и в меру своего разумения заботиться об общем благе. Однако любая политическая программа — какой бы прекрасной она ни была — не является богооткровенной. Она создается людьми по человеческому рассуждению и неизбежно несет на себе отпечаток человеческих страстей и ошибок. Более того, как и в случае с торговцем, политик отзывается на запрос снизу, его работа в том и состоит, чтобы озвучивать требования и запросы людей, готовых оказать ему поддержку. Как сказал французский политический деятель Ледрю-Роллен: «Я их вождь и поэтому должен идти за ними». Иногда эти требования могут быть разумными и справедливыми, иногда — нет. Политик, который ищет понравиться народу, и христианин, который ищет угодить Богу, могут конфликтовать — в том числе в одном и том же человеке.
И торговец и политик ориентируются на требования аудитории. «Поддержите такого-то соискателя, и он даст вам то, что вы хотите», — говорит политик. «Купите наш товар, и он удовлетворит ваши самые взыскательные запросы», — говорит торговец.
Эта борьба за аудиторию диктует и методы. И политику и торговцу очень важно привлечь внимание. Американская поговорка «без известности нет процветания» описывает рынок очень точно, и часто даже скандальная известность намного лучше безвестности. Оскорбительная, бьющая по нервам реклама, которую еще запретят после долго судебного разбирательства, о котором напишут во всех газетах — превосходное средство для продвижения товара на рынок. Крикливые, экстремистские лозунги — отличный способ заявить о себе на политической сцене. Хорошо бы еще и с ОМОНом подраться.
Миссия — это не продвижение корпорации на рынке и не агитация «голосуйте за нашего кандидата». Это провозглашение истинного Царя — Господа нашего Иисуса Христа — и призыв покориться Его Царству. Человек, который придет к Господу, утолит глубочайшую жажду своего сердца и обретет вечную жизнь — но не раньше, чем в его жизни совершится глубочайший переворот. Все наши нужды будут восполнены — но только после того, как мы перестанем ставить свои нужды на первое место. Христос — не политик, не народный вождь, который пришел сокрушить наших врагов и осуществить нашу волю. Люди, которые воспринимали Его именно в таком качестве, были глубоко разочарованы. Напротив, мы должны отложить нашу волю и покориться Ему.
Мы не призваны проповедовать что-то вроде «нашейте на Вашу кожаную куртку еще и восьмиконечный крест — будет круто» или «затусуйтесь с нами — у нас весело!» Мы должны призывать людей покориться Иисусу Христу как Господу и довериться Ему как Спасителю. Это — самое важное послание на свете. И оно должно возвещаться как самое важное. То есть «благопристойно и чинно» (1Кор.14:40).
Посол великой державы должен держаться со сдержанностью и достоинством — не потому, что он такая важная личность, а потому, что он представляет здесь свою страну. Глупое, непристойное, грубое или, наоборот, заискивающее поведение, учинение скандалов и безобразий несовместимо с обязанностями посла. «Мы, — говорит Апостол, — посланники от имени Христова» (2Кор.5:20).
Это лишает нас возможности делать некоторые вещи — безобразничать, чтобы попасть в новости, взъезжать в топ на скандальных слухах, на которые так падки желтые СМИ, или развлекать публику грубыми шутками.
Но нам это и не нужно. В отличие от политиков и торговцев, свидетельство Церкви о Христе утверждает Святой Дух. В конечном итоге, именно Он приводит людей к спасению. И самое главное в деле миссии — быть послушным Ему.
Преподобный Серафим Саровский не играл с миром по его правилам. Он искал не славы и влияния, а Святого Духа. Он говорил приходящим к нему: «Радость моя! Молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». И Бог совершил по его словам. Множество людей обратились к спасению благодаря преподобному Серафиму. Именно с этого и начинается любое подлинное миссионерство — со стяжания мирного духа.