Миссия невыполнима

Ортодоксальная версия

Когда начинается разговор про православную миссию, я все время вспоминаю одну историю. Рассказал мне ее мой друг в бытность учебы в семинарии. Я тогда был просто Сережей, а он уже был диаконом. Так вот. Однажды моему другу-диакону понадобилось встретиться по делу со знакомым священником. Однако тот не мог ему уделить много времени, поскольку торопился на занятие в воскресную школу. Поэтому он предложил диакону посидеть на его уроке – на последней парте. Пока они шли в класс, священник с горечью пожаловался: «Ты знаешь, есть у меня в классе один парень… Он сидит за первой партой и очень невнимательно слушает. Весь урок он ковыряется пальцем в носу и – представляешь? – кидается в меня козюльками!» Тут они дошли до класса, диакон сел сзади на свободное место и прослушал весь урок. В конце занятия он подошел к священнику-педагогу и сказал: «Знаешь что, брат. Я вот сидел, слушал тебя. И представляешь? – весь урок мне так и хотелось запустить в тебя козюлькой!» Занавес.

Священник Анатолий Денисов проводит занятия с детьми. Село Спас-Водога. 1990-е гг.
Священник Анатолий Денисов проводит занятия с детьми. Село Спас-Водога. 1990-е гг.
    

​Православная миссия… это почетный долг священника (иногда – и мирянина) – благовествовать людям Царство Божие, пришедшее в силе. Как это сделать – вот в чем вопрос. Как не опошлить благую весть, не стереть из Нового Завета Христа, чтобы не оставить в нем только заповеди и запреты?

«Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4: 19). Кто из священников не вопил так с апостолом Павлом? Говоришь проповедь за проповедью, разъясняешь, толкуешь – а приходит человек на исповедь, постоянный прихожанин, – и ничего нет. Я говорю не о слезах покаяния и биении себя в грудь – не этого я ищу. Но когда приходит бабушка и говорит обычным ровным голосом, как она говорит в бакалейной лавке: «Ну что сказать? Я грешила, грешу…» – тут она делает паузу, а я мысленно заканчиваю за нее: «…и буду грешить». После этих слов мне хочется биться головой об исповедальный аналой.

Это именно муки рождения. Ты ищешь слово, ищешь его порой с усилием – и вроде бы находишь – и видишь, как люди ловят его, вздыхают, понимаешь, что иногда это слово – не от меня, но дар Божий. Говоришь слово – и чувствуешь, что оно обращено не только к людям, но и ко мне. Но приходит время исповеди, этот частный суд над каждым священником, – и прихожане убивают меня. Мне кажется, исповедь показывает состоятельность каждого священника как пастыря. В некоторых епархиях периодически проводят переэкзаменовку для священников. Заставляют сдавать миниэкзамен по некоторым церковным дисциплинам, послужить при проверяющем епархиальном священнике – и смотрят, всё ли делается правильно. Я думаю, чтобы проверить профпригодность священника, достаточно к нему на приход направить хорошего духовника, попросить людей исповедаться ему – и сразу будет понятно, кто из нас что делает на приходе.

В миссии есть два момента: слово исходящее и слово принятое. И я хотел бы подробно остановиться на них. Первое всегда зависит от священника. В первом погрешают почти все. И не виноваты в этом почти все. Это парадокс современной гомилетики (науки о проповеди).

Школьная (семинарская) наука предлагает священнику перед проповедью основательно подготовиться. Обложиться книгами: изучить фрагмент Евангелия, который будет читаться на богослужении, прочитать про праздник и святых, даже написать текст. Священник послушно готовится, работает, продумывает. Приходит на Литургию и служит. И после службы выдает готовый вечерний текст. Контекстуально он, без сомнения, связан с сегодняшним днем, но мистически – он оторван от сегодняшней Литургии. Он родился вне опыта Литургии.

Посмотрим на святых отцов. Когда ученик преподобного Сергия Радонежского преподобный Исаакий попросил его благословения на подвиг молчания, святой Сергий не пожелал его тут же благословить, но повелел ему подойти завтра, после Литургии. И тогда, после Литургии, чудный огонь исшел из благословляющей руки преподобного Сергия. Этот момент жития Радонежского чудотворца известен многим. Святой Сергий не мыслил никакого духовного дела без участия Литургии. Мы же дерзаем готовить слово для народа вне этого опыта. Альтернативный опыт построения проповеди предлагает митрополит Антоний (Храповицкий). (Понятно, что это фигура противоречивая, но его слова о проповеди бьют прямо в цель.) Он говорит, что проповедь должна строиться на… исповеди. Пастырь приходит в храм, исповедует народ, видит общие болячки своих прихожан, молится на Литургии – и в этом мистическом предстоянии рождается слово. Пастырь показывает на проповеди, как преодолеть ту или иную страсть, побороть грех и т.д. Конечно, не всегда проповедь должна строиться по такому принципу и не всегда может. Невозможно в многоклирном приходе, где один священник исповедует, а другой служит, осуществить это. Но попробовать-то можно! Зачем загружать прихожан многочисленными цифрами и фактами, которые не несут ничего душеполезного?

Я пытался по-разному готовиться к общению с народом и заметил одну любопытную закономерность. Если внимательно и глубоко молишься, целиком проникаешь в Литургию – тогда и говорить легко, и есть о чем. Если молишься невнимательно – все слова, даже если их накануне заучил наизусть, звучат фальшиво и наигранно. Кстати, Антоний (Храповицкий) даже запрещал предварительно готовить проповеди или проговаривать их, чтобы, как он говорил, «не принести прихожанам один пепел». И это так! Слово, рожденное на Литургии, в живом предстоянии Богу-Слову – и само живое; оно, что главное, – опытное, потому что родилось из молитвенного опыта. Поэтому звучит и произносится совсем по-другому.

Точно такая же ошибка отрыва от мистики Церкви совершается и во внешнецерковной миссии. Мы готовы сказать людям многое, но почему-то часто говорим не главное. Я включаю интернет и наблюдаю, до чего только не доходят священники в попытках миссионерства. Мы с радостью подхватываем слова апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9: 22), особо даже не вдумываясь в их смысл. Эти слова значат – подчиниться на время обычаям «некоторых», чтобы иметь возможность им проповедовать Христа. Поэтому апостол и говорит: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона» (1 Кор. 9: 20–21). Апостол был как иудей, как эллин и т.д., однако и не думал оставаться при этих обычаях, потому что они для него – «сор» (Флп. 3: 8). Мы же, становясь «всем для всех», пытаемся не людей ввести в ограду, а церковную ограду расширить, воцерковить то, что является сором. Поэтому неожиданный размах приобретает миссионерство на рок-сценах, в среде байкеров, устройство «православных» балов в стенах храмов и монастырей и прочее. Возникает впечатление, что можно быть православным рокером, православно носиться на мотоцикле и т.д. То есть появляется ощущение самой главной неправды: что можно стать православным христианином, не меняя свой образ жизни.

Конечно, можно проповедовать в любой среде и на языке этой среды. Но эта проповедь продолжается до определенных границ. До обращения человека ко Христу. А потом уже всё упраздняется, кроме церковного. Перед входом в ограду церкви человек должен обнажиться от всего – чтобы пробрести Христа. В этом да уверит нас Сказавший: «Пойди, продай имение твое и приходи и следуй за Мною» (Ср.: Мф. 19: 21) и: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Ср.: Лк. 14: 26). Имение – это не только деньги или дом. Имение – это всё, что мы имеем. Это груз наших убеждений, привычек, идей, большую часть которых нужно отбросить, чтобы принять Христа. Поэтому проповедь Евангелия начинается со слова «покайтесь» – то есть перемените мысли, а с ними – и саму жизнь. В этом и суть Крещения – омовения от прежней грязи греха, рождения в новую жизнь.

Мне кажется, задачу миссионерства прекрасно иллюстрирует евангельская история обращения Нафанаила. Вслушаемся еще раз в святой текст: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1: 45–49). Смысл миссионерства состоит в том, чтобы привести человека пред лице Божие и представить Христу. А дальше уже начинается диалог Бога и человека, действия Божии и ответ на них. Дальше человек сам волен сказать «да» или «нет». Ведь если бы Нафанаил не поверил в Христа, вины Филиппа уже не было бы в этом. Филипп сделал от себя всё, что мог. Показал Бога. А остальное – дело свободной воли. Дело миссионера – открыть Бога, познакомить с Ним человека, а что будет после этого, от миссионера мало зависит.

К сожалению, в наше время православный миссионер сам зачастую не знает, чего хочет от обращенного. Хочет ли он всецелого обращения ко Христу? Но это не всегда подвластно ему. А если он хочет формального признания христианства, не свидетельствует ли это о том, что он и сам такой?

Я могу представить, как проповедовал бы апостол Павел, будучи заражен современным духом церковного либерализма. Например, чтобы обратить ко Христу спортсменов, он пошел бы в гимнасии, где тренировались участники Олимпийских игр, и начал бы «качаться» вместе с ними, непринужденно ведя беседу на евангельские темы. В результате гимнасисты, конечно, признали бы превосходство христианства. Гордо бия себя в грудь, они бы говорили: «Мы – православные». Потом попросили бы освятить спортзал и все тренажеры. На этом бы всё кончилось. Хотя нет, апостол продолжал бы ходить в спортзал, но качки не понимали бы, чего еще он от них хочет.

Смешно? А не смешно представить себе, как Сергий Радонежский для углубления веры в отроках XIV века отворяет ворота монастыря, чтобы провести «православный» бал или организует походы с песнями у костра? Или крестный заезд на лошадях? Или что это делает Пахомий Великий? Или Иоанн Кронштадтский?

Мы – христиане, и должны привлекать в храм людей Христом, а не устраивать, как протестанты (особенно это хорошо видно на Западе), прицерковные кружки по интересам, надеясь, что человек от шахмат (вязания, моделирования, рукопашного боя и т.д. и т.п.) придет ко Христу. Есть в этом нечто лукавое. Нечестное прозелитирование. Чем мы хотим привлечь молодежь? Молодежными интересами? Но они их в избытке имеют вне Церкви без всяких нравоучений. Наша привлекательность – в отмирности христианства. В том, что мы можем дать и чего никогда не сможет дать мир.

Возникает закономерный вопрос: какие же я могу предложить виды миссионерства?

Ответ простой: я не знаю.

Я знаю, что нужно быть святым, чтобы твое слово «с властью» (Мф. 7: 29) действовало на других людей (но и это не всегда будет гарантией попадания в цель). Значит, нужно быть святыми, подвижниками, аскетами, чтобы проповедью было само наличие в мире «небесных человеков» и «земных ангелов». Монастырь проповедует христианство уже только своим бытием. Только одно наличие людей, которые отреклись от брака, собственности и своей воли ради Бога свидетельствует с избытком о несомненном существовании Бога. Какое миссионерство нужно было Серафиму Саровскому или Арсению Великому, когда сам их вид назидал и молчание говорило явственнее слов многих современных проповедников (и моих в том числе)?

Но, как я уже сказал, слово не всегда достигает цели. И это второй аспект миссии. Почему люди не принимают слово? Почему только четверть аудитории, как засвидетельствовал сам Христос (см.: Мф. 13: 3–23), могут воспринять слово? В ответе ли мы за остальные три четверти? Из Евангелия мы знаем, что эти «три четверти» проявились даже в числе 12 апостолов в лице Иуды. Мы знаем, как Христос Спаситель и Его ученики называли эти «три четверти»: род неверный и развращенный (Мф. 17: 17), прелюбодеи и прелюбодейцы (Иак. 4: 4), порождения ехидны (Мф. 12: 34), лицемеры (Мф. 15: 7) и т.д.

Я думаю, священник, прежде всего, в ответе за ту четверть, что принимает слово. Он их обязан довести до Царства. Образно говоря, постоянные прихожане – это те, кто приносит плод сторичный; плод в тридцать крат приносят те, кто появляется в церкви несколько раз в год. Они могут отпасть, но могут укорениться прочнее. За их погибель я отвечу в первую очередь.

Но и эта небольшая горстка избранных то слышит меня, то нет. Я долго ломал голову, почему так происходит, пока не наткнулся на слова преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Святой замечает будто с удивлением, что когда один брат просит у него слово утешения, то он не находит в себе ничего, чтобы ответить ему. Когда же подойдет иной (может, даже с той же проблемой), то «слово выходит из меня, – свидетельствует преподобный, – наподобие широкой реки и напояет страждущего». Святой Иоанн много искал причину этому. И причина, по его словам, заключается в том, что Бог видит веру брата, и если брат не собирается поступать по услышанному слову, то Господь отнимает слово, как бы заключает уста духовника, чтобы брат лишний раз не согрешал непослушанием. Когда же человек подходит с нелицемерным намерением поступить по слову духовника, то на него изливается всё богатство благодати утешения.

И это действительно так. Любой священник на исповеди сталкивается с этим. Временами, когда человек задает вопрос, кажется, что мозги прополоскали и кроме двух-трех дежурных фраз там ничего не осталось. А иногда слово исходит на самом деле как полноводная река. И не только Бог видит веру и покаяние человека, в какой-то мере это приоткрыто и исповедующему священнику.

И это касается не только исповеди. Бывает, придут люди на собеседование перед Крещением, и беседа длится около часа и превращается в интересный диалог. А потом крестные и родные родители приходят на исповедь и причастие, и Крещение превращается в настоящий духовный семейный праздник. А бывает, что на собеседовании выдавливаешь из себя каждое слово. Смотришь на них – а они только что козюльками в тебя не кидаются. Им бы только покрестить – и вон из храма. Может быть, в этом случае лучшей миссией будет полный отказ от Крещения? Отказ до тех пор, пока чудом Божиим (потому что человек здесь не властен) не совершится истинное обращение ко Христу – с оставлением «имения» и греховной жизни? Может быть, для «трех четвертей» миссия должна носить знак «минус», вплоть до недопущения их в храмы? И когда за право именования православным нужно будет духовно потрудиться, может тогда человек начнет задавать серьезные вопросы и искать на них ответы? Кто знает. Я из своего опыта могу сказать, что, когда совершаю крещение над людьми безразличными, совесть говорит мне, что я согрешаю. Когда я им отказываю, то чувствую, что всё делаю правильно. И чем больше условий я им ставлю, чем больше их терроризирую на собеседованиях, и они в ответ трудятся и преодолевают свою лень и соблазн прекратить всё это – тем большее уважение они во мне вызывают, если решаются дойти до конца этого марафона, а не просто сменить церковь. Обычно с самого начала я говорю так: «Если хотите покрестить ребенка без проблем, лучше сразу выберите себе другой храм». Если люди сразу не ушли – это уже заявка на серьезное отношение к христианству. И ни разу за Крещение людей после такой длительной подготовки мне не было стыдно. Как правило, такие люди не исчезают из поля зрения священника, и что-то в их жизни меняется. Пусть сначала незаметно, как незаметно для глаза дрожжи меняют тесто (см.: Мф. 13: 33), но их жизнь становится другой.

Пусть же Господь наставит каждого из нас, как правильно исполнить миссию на своем месте, чтобы от этого получили пользу и наставляемые, и сам наставник. Аминь.

Священник Сергий Бегиян

4 сентября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Будь непорочен Будь непорочен
Прот. Андрей Ткачев
Будь непорочен Будь непорочен
Протоиерей Андрей Ткачев
Церковь должна быть открыта к вопросам сегодняшнего дня, но корнями Она должна пить воду с апостольской глубины. Без такой глубины корней мир просто сметет или поглотит Церковь.
Об одном неудачном миссионере Об одном неудачном миссионере
Диак. Георгий Максимов
Об одном неудачном миссионере Об одном неудачном миссионере
Диакон Георгий Максимов
За 18 лет пребывания в Индии архимандрит Андроник как миссионер не добился ничего. После него не осталось даже маленькой общины православных христиан, которых бы он обратил. Как такое могло произойти? Неудивительно, если бесплодным оказывается миссионер, не имеющий любви к людям и стране, – но это не про отца Андроника. Тогда почему?
Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи Проблемы миссии в условиях отсутствия в России национальной идеи
Протоиерей Евгений Соколов
Казалось бы, после снятия всех запретов нравственная обстановка, как минимум, должна была хоть чуть-чуть улучшиться, но мы наблюдаем в этой области обратный эффект. Почему? Ведь построены заново, восстановлены из руин десятки тысяч церквей, открыты духовные школы, разрешена церковная проповедь, но нравственный уровень людей, особенно в молодежной среде, катастрофически падает.
Комментарии
Елизавета12 ноября 2013, 13:00
2.При внешнем процветании и широте Православию грозит постепенный духовный тупик, если и дальше будет все сводиться на внешние обряды, что совсем не приветствовалось апостолами. Без горения Святым Духом о каком миссионерстве в Церкви может идти речь? В основном все делается по плоти,многие просто хотят прославиться, стать почитаемыми, войти в историю- это видно невооруженным взглядом. Слава Богу за таких мыслящих священников, волнующихся за исполнение прямой заповеди Христа - миссионерстве,- как отец Сергий Бегиян и другие. Как многие наши иерархи. Будут такие отцы- может, и возродится истинно апостольская Церковь, истинное Православие. Скажите, критика, нет смирения и т.п.? Обычный козырь. Смирение перед торжеством врага? Когда с экрана "Союза" священник советует молиться на фотографию? Когда поклоняются непрославленным умершим, молятся им, вызывают их дух, что запрещено Христом? Когда священник у нас прямо заявил: "В Православии нет Слова Божьего".Значит, нет Христа. А что тогда есть? Куда ж нам плыть?
светлана11 ноября 2013, 19:15
Максимусу

Скажите, пожалуйста, резкий человек, что вы слышите в словах о. Сергея" я не знаю, какие виды...я знаю, что надо быть святым"?неужели здесь нет хотя бы доли смирения?а где смирение-там Христос. Поэтому Ваши так тонко выстроенные и вроде по уму правильные слова все равно не внушают доверия.
Maximus12 сентября 2013, 19:26
о. Сергию (окончание)
Это пародия на духовную жизнь. А вот можно оказывается, жить со Христом, и при этом испытывать радость. Причем земную, а не только духовную. И через эту земную радость оказывается можно даже приближаться к Нему. И вот эти формы миссии это несут и показывают. И может быть лично Вам они не близки, хорошо — используйте другие. Но не надо их отрицать и пытаться подавить. Церковь — это не «манеж для коленопреклонений», Она может быть разнообразной для разных людей.
А чрезмерно резок я действительно бываю, признаю. Прошу меня простить.
Maximus12 сентября 2013, 19:20
о. Сергию (продолжение).

И сбой этот не из пустоты возник, не сам по себе. А из нашего же понимания духовной жизни, при котором будто бы надо отказаться от всего, кроме церковного. Регулярно я наталкиваюсь именно на подобную проповедь. Даже ходить далеко не надо, здесь же выше в ленте материалов: «Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност:..Верующий человек всегда пребывает в молитве, ему некогда и незачем заниматься политикой». И говорит он это не схимникам же, вышедшим из скита для участия в выборах. Полноценный христианин — это только монах, причем отшельник или затворник, а все остальные «по немощи должны стараться»... Вот и получаем результат.
И то же самое с миссией. Все эти способы — это привлечение людей не «мирским» (читай «греховным»), а земной жизнью, но жизнью со Христом. Да, да — вот эти самые рок-концерты, спектакли, балы, походы, дружеские посиделки и т. д. и т. д. - все это тоже жизнь со Христом, а не только богослужение, и уж тем более не угрюмая псевдоасектика, которая у нас в такой моде. Впрочем, она и всегда в моде. «Молитеся-поститеся-слушайте...» и «смирение-послушание-искушение-благословение».
Maximus12 сентября 2013, 19:15
о. Сергию.
«не надо путать рокеров и царей. Есть профессия, которая не губит, а есть образ жизни, с которым спастись не так просто. Сколько мы знаем святых царей? А сколько святых музыкантов, актеров и писателей? Образ жизни либо помогает спастись, либо мешает.»
То, что у нас нет прославленных музыкантов и актеров еще не значит, что их образ жизни будто бы мешает спастись. Мы понятия не имеем, сколько из них на самом деле святых. У нас точно также нет прославленных купцов, чиновников и токарей. Я даже больше скажу: попробуйте вспомнить, сколько у нас прославленных белых священников? Не мучеников, а обычных женатых батюшек, всю жизнь простоявших у престола, и не убитых за это? А их у нас аж два: Иоанн Кронштадтский и Алексей Мечев. За тысячу лет. Так что же, священный сан, не говоря уже о других занятиях, наглухо перекрывает путь к святости? А занятие, которое постоянно сопровождается одним из самых тяжелых и страшных искушений на земле - властью, конечно, более спасительно?
Нет, Ваше преподобие, не работает этот критерий, по количеству прославленных. Скорее это говорит о том, что у нас произошел какой-то глубокий сбой в понимании святости вообще. У нас святой, если это не мученик, то исключительно монах, чудотворец и прозорливец. А если бы мы применяли апостольский критерий: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание», у нас наверное уже были бы святые профессора, артисты, дворники, и священники тоже.
Священник Сергий Бегиян11 сентября 2013, 01:32
Владимиру.
Святитель Василий Великий говорит: "Вы пришли в храм крестить ребенка, а веры не имеете? Берегитесь: священник будет крестить его, а Бог - нет". Ап. Павел пишет Тимофею: "Рук ни на кого не возлагай поспешно" (1 Тим 5, 22). Это касается не только хиротонии, но и крещения. Христос Спаситель предупреждает: "Не бросайте святыни псам, и жемчуга перед свиньями" - это как раз можно экстраполировать и на крещение. Святейший Патриарх Кирилл не так давно в циркулярном письме наказывал клирикам уделять особое внимание огласительным беседам перед крещением. Святые вмч. Пантелеимон, свт. Иоанн Златоуст и др. не принимали крещение сразу, а откладывали, потому что почитали себя недостойными. Так в чем я погрешил против разума Церкви, когда сказал, что не надо совершать крещение с бухты-барахты? Вы думаете, что в таинствах можно участвовать пОходя? Это опасное заблуждение! Разве было бы плохо, если бы 20 лет назад вашего ребенка крестили не как попало, а с предварительной беседой и подготовкой родителей?
ОльгО11 сентября 2013, 01:30
@о. Сергию
"Ваши слова не обижают меня как личность, а огорчают как священника"

Тогда, как священник меня простите, и отпустите мне этот грех, каюсь и больше не буду.
Здесь на этом сайте хорошую мирилку вычитала: "... а кусаться нам нельзя,потому что мы друзья" (во Христе)

Владимир10 сентября 2013, 00:07
Богословие с помощью своего творчества, – пустоцвет, тело без души, более того смертоносный яд, отравляющий всякого, кто прикасается к нему неосторожно и, без жития по Божьему слову. И о вышеизложенном в статье. И на самом деле на все эти вопросы ищешь ответы, и , ответы - в опыте, впрочем, как и вопросы рождаются из опыта, можно было бы дополнить ответы, но в этом нет необходимости, кто имеет, тому приложится. В свое время Русь крестилась, ни все сами приходили, более того, князь Владимир сказал такую фразу перед днем крещения: « кто не со мной, тот против меня». Так какие проблемы?! Бог управит. Более 20 лет назад крестил ребенка, взяв из больницы во время прогулки, умом далек был от Церкви, но внутреннее говорило, что так надо, ибо и сам крещен, и в семье все крещены. Причем на день крещения записывал посторонний человек. Более того, через сына с годами и Слава Божья и Тьма, и, исцеление, и, воскресение из мертвых. И если говорим о Боге Истинном, то непременно в Страхе Божием. У Архимандрита Тихона (Шевкунова) есть пролог о лисице, которая была послана Богом пить молоко. А ученость, книжная мудрость монаха, отняла последнюю надежду и утешение. На все есть сроки. И о благодати в Церкви, река жертв народных течет мутной рекою, т.е в горниле печи серы и дыма, и если это малый поток, то что говорить, когда его приходиться преодолевать вплавь, впадающей в море бурной рекою. Продолжение знаем у кого читать,пророчество, когда Святой Дух, еще не был прославлен.
Священник Сергий Бегиян 9 сентября 2013, 15:57
Дорогая "окаянная Ольга"!
И первое Ваше послание и второе написано об одном. Боюсь, Вы принаделжите к той категории людей, которые ищут в храме чудес и знамений. Если это так, то вслушайтесь в слова Сказавшего "не дастся им знамение". Проявление святости и благодати Святого Духа не в том заключается, что человек может воскрешать умерших. Это исключительно дар, которого не имели и многие святые. Проявление святости и присутствие Святого Духа познается по смирению человека. В этом нас убеждают не сотворивший ни одного чуда преподобный Досифей, ученик прп. Дорофея, и многие другие святые. Я в своей жизни встречал людей (и в среде мирян, и в среде духовенства), которые ющут смирения и находят его. Ваши слова не обижают меня как личность, а огорчают как священника, потому что я в очередной раз убеждаюсь в том, что многие православные люди имеют совсем неправославное миросозерцание. Поищите такого смирения, как прп. Досифей, - и не будете осуждать священство, да и вообще никого.
Священник Сергий Бегиян 9 сентября 2013, 11:56
Максимусу. К сожалению, Вы невнимательно читали статью. Я не против шахмат и рок-музыки. Сам играю в шахматы и учу этому своих детей. Сам вырос на группе Скорпионс и иногда слушаю их баллады и сейчас. Я против того, что христианин привлекает людей в Церковь не Христом, а чем-то мирским. Это неправильно. Во-вторых, не надо путать рокеров и царей. Есть профессия, которая не губит, а есть образ жизни, с которым спастись не так просто. Сколько мы знаем святых царей? А сколько святых музыкантов, актеров и писателей? Образ жизни либо помогает спастись, либо мешает.
Не надо, брат, так агрессивно относиться к словам священника и вообще к чьим-либо. Из примеров православной агрессии у нас только свт. Николай с пощечиной, да и это предание оспаривают многие историки.
Ольга окаянная 7 сентября 2013, 22:08
"Священник Сергий Бегиян:
Очень смиренной Ольге"
Простите, батюшка, если обидела. Я лишь высказала своё мнение или видение (или невидение, если желаете, и отнюдь не о Вас и не о вашем приходе).
Но нигде не вижу, чтобы "с великой силою", чтобы "руками же Апостолов совершались в народе мно­гие знамения и чудеса", чтобы "почти весь город собрался слушать слово Божие", чтобы "крестились... в день душ около трёх тысяч" и проч. и проч. О воскресении мёртвых тоже не слышала, только об отпевании. О монастырях речь не веду.

И Вы правы, что смирения во мне, окаянной, нет, поэтому вероятно и не вижу в Храмах обильной благодати Духа Святого, а вижу совсем другое, но это совсем неинтересная история. Поэтому, "где Он есть, а где - нет" сказать не могу, лишь предположу - в сердцах Божьих угодников, которые очень подвизаются стяжать Его.

За статью спасибо. А чтобы действительно увидеть свои проблемы, нужно любить врагов своих:) и критиков, но священство критику, к сожалению, не воспринимает (она не в традиции православия).
Maximus 7 сентября 2013, 00:43
Евгений, да я с Вами согласен, отличаться православные должны не по внешности. В идеале они отличаются мотивацией. Для христианина его земная жизнь и деятельность - это путь к Богу. Делая что-то, он делает это для Бога, приносит Ему тот дар, плод, результат, который может. И тем самым открывает для Его действия свою душу и жизнь.
Вячеслав 6 сентября 2013, 23:35
Начал читать с интересом, а потом...Ну, в общем, все по-старому. Согласен с Maximus.
Евгений 6 сентября 2013, 16:37
А чем православный байкер отличается от обычного? Он чем-то лучше? Нет православных врачей, учителей, рокеров, есть просто врачи, учителя, слесари и т.п. А верующий он или нет, я вижу не по символике или как он себя называет, а по его поведению, по его жизни. У нас почти в каждой машине или иконки или четки висят, но хуже чем у нас ездят на дорогах только в странах типа Индии, Китая, Африки. а православных казаков и правда нет-это, в основном ряженые..
Валерия 6 сентября 2013, 14:09
Через Таинство Крещения, бывший в нас диавол изгоняется, и становится, как бы внешним человеку, хотя возможность искушать у него остается, но — «Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.» (Православный Катехизис).

Крещеному человеку Господь не даст упасть до конца, он его обязательно поднимет. Поэтому если Господь привел человека в храм принять Таинство Святаго Крещения, то и Слава Богу!!!
Maximus 6 сентября 2013, 11:08
Не для освящения? В таком случае напомню Вам слова ап. Павла: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3,23). «Итак, едите ли, пьете ли, или иное (что) делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор.10,31). Всякое негреховное занятие христианина не только может, но и должно быть посвящено Господу, делаться для Него, и тем самым освящаться.
А это одна из самых, видимо, больших проблем нашей православной традиции вообще — что все нецерковное автоматические приравнивается к греховному. Монашеский крен. Для монахов это возможно, и правильно, но только это люди, которые сознательно вывели себя за рамки земной жизни, и не нужно их правила распространять на всех христиан в целом. И, кроме того, нельзя христианскую жизнь сводить к одной только борьбе, аскетике и самопринуждению. Аскетика — не самоценность, а только один из инструментов в духовной жизни. И земная радость и веселье на пути к Господу может быть не менее ценным инструментом: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога». (Рим.14,6).
Так может быть, пусть упраздняется не «все, кроме церковного», а лучше пусть упраздняется только греховное? И вовсе не «мерзок пред Богом всяк любяй геометрию»?
иерей Игорь 6 сентября 2013, 01:28
Кружки, секции и т.п. при храмах проводятся не для того, чтобы "освятить" эти занятия, а для того, чтобы: 1. вырвать человека из егшо нередко пагубного окружения; 2. показать и научить, что христианство заключается не во внешних запретах, а в жизни со Христом. И не важно борец ты, танцор или рокер, главное - живи по заповедям, "нуди Царство Небесное".
Maximus 5 сентября 2013, 20:37
2. "А потом уже всё упраздняется, кроме церковного. Перед входом в ограду церкви человек должен обнажиться от всего – чтобы приобрести Христа. В этом да уверит нас Сказавший: «Пойди, продай имение твое и приходи и следуй за Мною» (Ср.: Мф. 19: 21) и: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Ср.: Лк. 14: 26).
Какая подмена! Господь призывает отвергнуться эгоизма, жизни для себя (которая в таком именно качестве утрачивает подлинный смысл и измерение). Он призывает в центр своей жизни поставить следование за Ним, а автор заявляет, что на этом основании надо отказаться от жизни вообще. И не может быть у христианина ни собственного опыта, ни убеждений, ни увлечений. Не может быть ни православных байкеров, ни православных спортсменов, ни православных музыкантов.
Ну тогда что ж, пусть автор и его единомышленники будут последовательны. В таком случае не может быть также никаких "православных царей", казаков, борцов с абортами и алкоголизмом, а также православных учителей, врачей и слесарей. И могут быть только монахи, и больше никого. Призывал к этому Христос? Призывали к этому апостолы? Нет?
Вот и вы не навязывайте свой ригоризм окружающим, господа хорошие.
Maximus 5 сентября 2013, 19:14
1. Автор сразу же, специально или нет - подменяет понятия. Смешивает пастырство и миссионерство. Миссия предназначена для людей неверующих или иноверующих, она нужна для их обращения. Пастырство - это совершенно другое. Оно предназначено для собственно церковных людей. Поэтому естественно, методы у них разные. Пастырство "от Литургии" - это, наверное, правильно. А миссионерство "от Литургии" невозможно уже хотя бы потому, что адресаты миссии на Литургии не находятся. Нет их там. Поэтому, собственно, и нуждаются они в миссии.
Ну и все эти заявления что "нельзя быть православным рокером", или нельзя устраивать православные балы, или вот еще "шахматы неправославная игра", все это много раз говорилось. И сильно похоже, что это результат или некомпетентности, незнания тех вещей, которым дается негативная оценка, или принципиального нежелания их знать.
Прадва же, зачем вникать во все эти сложные явления вроде "русского рока" (и вообще рока), молодежных движений, направлений искусства и спорта? Гораздо проще объявить их "демоническим влиянием мира", и дело с концом! А всех несогласных объвить "баптистами". И еще прикрыться лозунгом "стань Серфимом Саровским!". Очень удобно.
Андрей 5 сентября 2013, 15:07
Отец Сергий, замечательная статья. Только вот по поводу не допускания ко крещению....тут вопрос тонкий. Господь нам все дает аванцем, хоть праведнику, хоть разбойнику...всем дает. Для кого то просто придти в храм с вопросом о крещении уже подвиг и может за этот подвиг будет спасен, кому то Господь уготовал большие труды...Но ведь такая информация в Божьем разумении, а не человеческом. Слышал от одного священника такую фразу - "наше дело сеять, а Господь сам со всходами разберется". Потому, что возникает соблазн сразу давать суд приходящему - достоин не достоин. А ведь задача миссионера не в суде, а в несении слова Божия. К Богу только добровольно, а раз он пришел, пусть и с козюльками в носу и руках, то и выбор он свой уже сделал...пускай не всегда понимая осознано. Повторяюсь, миссионер не судья. А то что Вы мучаете крестных, это очень хорошо, только мне кажется нужно всегда чувствовать грань, за которой ты просто теряешь человека, т.е. не приводишь к Богу, а своим принципиальным отношением отвращаешь. Если нас Бог будет судить по нашим принципам...все, спасения нет!!! А ведь Господь то и предупреждал, не суди и не судим будешь. Помните кто первый в рай вошел?! Благоразумный! Что он знал о Христе? Ничего. Но благоразумие его спасло. Так может и те кто приходит с пустыми головами и глазами, тоже поимели благоразумие...ведь не обрезаться пришли!
Наталия 5 сентября 2013, 10:17
Впервые увидела внятный и аргументированный, очень честный текст о православной миссии. Спаси Господь отца Сергия. Миссия - место больное в нашей Церкви, потому что миссия превратилась в корпоративные тусовки, у миссионеров появились свои "фанаты", и всё это очень смущает. Думаю, что основная миссия нашей Церкви сейчас всё-таки в храме. Поэтому проповедь священника за Литургией становится определяющей в миссии. Замечу, не в Литургии.
Владимир 5 сентября 2013, 08:08
Надо всегда с усилием слушать проповедь. Всегда! Обязательно зерно Истины упадет на наше усилие и принесет пользу, и возрастет.

Все эти слова про "достойных" и недостойных" пастырей - от лукавого. Не нам судить.

Церковь - это ведь не только священство, но и миряне, которые составляют основную и бльшую её часть.
Предательством будет пренебрежение проповедью наших братьев во Христе. Таких же ползущих, карабкающихся через бурелом своих грехов к Богу людей, как и мы с вами.

И вот когда принуждаешь себя, уничижаешь свою мнимую "осведомленность и просвещенность", вслушиваешься в каждое слово говорящего, как в драгоценное миро, тогда и случается чудо - вдруг ликует душа и глаза наполняются слезами..

Слушайте, да услышите!
Помогай нам всем Господь!




Виктория 5 сентября 2013, 01:46
Спаси Господи отца Сергия!
Виктор 5 сентября 2013, 00:44
Много почерпнул для сеня нового, всегда жаждал исповеди у опытного старца но вот эти слова ,-Господь отнимает слово, как бы заключает уста духовника, чтобы брат лишний раз не согрешал непослушанием. Вот тут я понял что только если мы будем готовы к такой исповеди на полную то Бог даст нам исповедоватся на полную. Аминь
Священник Сергий Бегиян 4 сентября 2013, 20:41
Очень смиренной Ольге. А Вы хотите сказать, что в современных храмах отсутствует Бог Дух Святой? Тогда определите, пожалуйста, где Он есть, а где - нет. Чтобы народ знал, где причащаться. Конечно, Вам виднее, почему в конкретной ситуации Бог отнимает или нет слово у священника. Только тогда до христианства еще далеко:). Если бы все мои прихожане вели себя одинаково, наверное проблема была во мне. Но слава Богу, все себя ведут по-разному. Есть люди глубоко духовные. Вообще-то я обрисовал некоторые проблемы священнического служения изнутри. Вам кажется, что Вы их знаете лучше?
Ольга 4 сентября 2013, 20:22
Спасибо за статью.И за правильный подход к крещению.ПРАВИЛЬНЫЙ.Так как меня,как певчую,очень раздражает,что,ну совсем,не подготавливают,ни родных,ни крестных,родителей,к это столь важному в жизни человека ТАИНСТВУ.Спаси Господи.Может прочитав вашу статью священники,хотя бы,задумаются об правильности вашего подхода???
marina 4 сентября 2013, 19:04
Очень ценно то,о чем здесь написано.слова растормашивающие душу,заставляющие в очередной раз взглянуть на "себя любимого" и проанализировать свой путь.
о.Сергий,спаси Господи за труд.
р.Б.Ольга 4 сентября 2013, 18:54
Господи, помоги нам в этих благих начинаниях
Руслан 4 сентября 2013, 17:36
Как Вы правы Ольга !!!
Вот и я грешный чиркну пару строк.
Тот же Апостол Павел говорит "-Духа не умаляйте..".
Может из-за этого и происходит "выгорание" веры,а Дух умаляется вследствии "-Марфо,Марфо,печешися о многом.."
Наталья 4 сентября 2013, 17:32
Очень благодарна за статью. Спаси Вас ГОСПОДИ и пошли Вам здравие и благоденствие.
Александр К. 4 сентября 2013, 17:18
Спаси, Господи, хорошая и полезная статья.
Мое мнение, что миссионерства как самоцели быть не должно. Жизнь "миссионера" должна быть миссией. И таким миссионером должен быть каждый православный. Измени себя и вокруг тебя все изменятся. Наши святые не миссионерили, а жили во Христе - и в этом было миссионерство.
Одно у меня замечание к статье. ИМХО, не к месту взята цитата "род неверный и развращенный (Мф. 17: 17)", поскольку это сказано не о людях, а о бесах.
Татиана 4 сентября 2013, 17:06
Я тоже всерьёз задумалась, что есть христианство и православие, после того, как стала крёстной мамой. Но тогда ещё не вели огласительные беседы. Просто совесть стала беспокоить, какие обязанности у крёстных? Началось с внешнего, можно сказать даже языческого, но Господь ведёт нас, каждого своей чудесной дорогой. Правда, идти этим путём очень трудно, поскольку понимаешь ответственность и знаешь Истину. А других путей не хочется, и мирское не привлекает. И вопросов давно уже нет, а одни ответы. Слава Богу за всё! Спаси Вас Господи, батюшка.
Ольга окаяная 4 сентября 2013, 14:46
II/ А потом... ревность «по Боге» стала мало по малу остывать, и постепенно заменяться приданием человеческим, как Исайя говорил: "И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного". Храмовые служения, запреты, "бремена неудобоносимые" для мирян...
А в современных храмах есть Бог Дух Святой, может кто-то утверждать с полной увереностью, положа руку на сердце? Может Бог отнимает не только "слово у духовника.. чтобы брат лишний раз не согрешал непослушанием», но и водительство Самого Духа у духовника? Поэтом и слово, «связанное с сегодняшним днем» не находит отклика в душе, и «прихожане убивают: «Ну что сказать? Я грешила, грешу…» – тут она делает паузу, а я мысленно заканчиваю за нее: «…и буду грешить»:)) смех и грех. А к старцам так вот и поныне народ сам валом валит, хоть они «никого и не зовут»:) Может не с овцами что-то не так (народ неправильный), а с пастухами... Получается опять-таки, что батюшка Серафим со своим «стяжайте Дух Святой» сто раз прав.

Ольга окаянная 4 сентября 2013, 14:45
I/ "Ответ простой: я не знаю.
Я знаю, что нужно быть святым, чтобы твое слово «с властью» (Мф. 7: 29) действовало на других людей (но и это не всегда будет гарантией попадания в цель). Значит, нужно быть святыми, подвижниками, аскетами, чтобы проповедью было само наличие в мире «небесных человеков» и «земных ангелов». Монастырь проповедует христианство уже только своим бытием. Только одно наличие людей, которые отреклись от брака, собственности и своей воли ради Бога свидетельствует с избытком о несомненном существовании Бога. Какое миссионерство нужно было Серафиму Саровскому или Арсению Великому, когда сам их вид назидал и молчание говорило явственнее слов многих современных проповедников"

По-моему абсолютно верный ответ: слово должно быть "со властью". Первые христиане оставляли всё и уходили в пустыни, апостолы Христовы, не оставляя мира, "в труде, и в изнурении, часто в бдении, в холоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" "в ранах", "в темницах", "многократно при смерти", биты палками и камнями побиваемы, "в опасностях" и от стихий, и от людей, и от своих, и от чужих. Мучеников за веру подвергали невыносимым мукам... Вот поэтому и власть Духа Святого имели и дары Его многоразличные. И даже их "платки, и опоясания с тела" излечивали.
Валентина 4 сентября 2013, 12:41
Спасибо, батюшка, очень полезная статья. В голове все прояснилось и стало на свои места - а то я не знала как относиться к этому "рок-миссионерству"...
Константин 4 сентября 2013, 10:23
Спаси Господи!
Да, моя жизнь перевернулась после подготовки к Крещению ребёнка, чтения Евангелия, Крещения ребёнка, поста и Причастия.
Стал ходить в Храм. Первый год как-будто эйфория, многое узнаю, благодать, всё на душе стало ясно и по-полочкам. Не беспокоят прежние переживания и страсти.
Но я вижу впереди целую жизнь. Я знаю, что до меня донесли Истину!
Как прекрасно знать Истину!
Но я знаю, что я в тысячи крат теперь в ответе, по сравнению с теми кто не получил Истины.
Иногда страшно. Хочу удержаться за Веру, быть всегда с Богом!
Простите за то, что так много о себе.
Хотел сказать, что подготовка к Крещению для родителей очень важна и чем сложнее она тем лучше! Слава Господу Богу за то, что взяли за правило подготовку перед Крещением в нашей Православной Церкви!
Всем здравия душевного и телесного.
Татьяна 4 сентября 2013, 04:55
Прекрасно, в самую точку! СПАСИБО!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×