Доклад был сделан на секции «Народная катехизация. Миссионерская ответственность мирян» IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви 17 ноября 2010 года
Протоиерей Евгений Соколов |
Если мы попробуем оглянуться назад, то отметим странную тенденцию. В период безбожного режима в СССР, когда православная вера была гонима и Евангельская проповедь полностью запрещена, морально-нравственный климат в стране все же был несравненно выше того, какой мы наблюдаем сегодня. Конечно, можно спорить по частностям, но такого уровня сексуального разврата, наркомании, алкоголизма, жестокости, суицидов – не буду все перечислять, – безусловно, в то время не было. И вот, казалось бы, после снятия всех запретов нравственная обстановка, как минимум, должна была хоть чуть-чуть улучшиться, но мы наблюдаем в этой области обратный эффект. Почему? Ведь построены заново, восстановлены из руин десятки тысяч церквей, открыты духовные школы, разрешена церковная проповедь, но нравственный уровень людей, особенно в молодежной среде, катастрофически падает. Примеров этого можно приводить множество, но я коснусь одного наиболее яркого – это проблема взяточничества на всех уровнях государственного аппарата и, в частности, в образовании. Государство открыто признает, что проиграло войну с коррупционерами и уровень коррупции уже угрожает национальной безопасности страны. Но проблема коррупции – проблема духовная, это проблема греха среди государственных служащих, а в образовании – среди интеллектуальной элиты России, что особенно печально.
Попробую сформулировать свой вариант ответа на вопрос Владимира Легойды, где мы сейчас находимся. Видимо, мы уже вошли в эпоху соблазнов, о которой в Евангелии нас предупреждает Христос: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18, 7). И в самом деле, если мы посмотрим на любую область нашей жизни: спорт, искусство, образование, культура, наука, экономика – то и невооруженным глазом видно, что «золотой телец» проломил все стены, и вряд ли нам удастся найти своеобразный оазис в общественных отношениях, где бы не царили соблазны. И нужно говорить не просто о соблазнах, а о мощной, хорошо финансируемой государством системе соблазнов. Как специалист, более 20 лет проработавший системным программистом, я хорошо знаю, что бороться с системой можно только системными средствами. Т.е. если мы хотим бороться с соблазнами, то системе соблазнов нужно противопоставить свою более мощную систему противодействия им.
Около десяти лет назад нас призвали в нашем миссионерском служении показать «положительные стороны Православия». У себя в епархии силами миссионерского отдела мы провели несколько успешных проектов. Очень коротко: фестиваль православной песни. Начавшись со скромного конкурса в Поморском университете, через три года, по признанию многих, он стал одним из лучших песенных фестивалей в Архангельске; нам предложили тогда расширить рамки фестиваля до уровня города. Именно потому мы и отказались далее его проводить, т.к. на городском уровне этим должны заниматься представители департамента культуры, а не Церковь. Мы провели несколько больших молодежных балов. И по признанию ректора Поморского университета Ирины Робертовны Луговской нашему, блаженной памяти, Владыке Тихону, ничего более красивого, чем проведенные балы, в своей жизни она не видела. Наше Православное кафе – это практически единственная системно работающая дискуссионная площадка в городе, куда мечтают быть приглашенными многие известные жители Архангельска. Не буду перечислять остальные проекты. И рассказываю об этих мероприятиях совсем не из тщеславных соображений. А просто, чтобы, подводя итог, сказать: времени потратили на все это очень много, материальных средств тоже немало, но после реализации этих проектов в храмах Архангельска людей на службе не прибавилось. Сделали вывод: заниматься этим, конечно же, надо, и занимаемся, но в фоновом режиме. Это все семена, посеянные либо при дороге, либо на камне, либо в тернии. Бороться с системой соблазнов, за которой стоит мощь государства, подобными методами практически бесполезно. Что же тогда нам остается? Как бороться с соблазнами?
Я напомню заключительную часть фразы Спасителя: «…но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Т.е. мы должны обличать не только эту порочную систему, показывая ее греховность, пагубность для духовного здоровья нации, но и тех людей, которые стоят за этой системой – «горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Вспомним, что около 2000 лет назад руководители еврейского народа так яростно ненавидели Спасителя именно за открытое, прилюдное обличение их в нарушении духовных законов. Яркую иллюстрацию этого совсем нетолерантного обличения мы можем прочитать в 23 главе Евангелия от Матфея. Именно преступление духовных истин привело к тому, что еврейский народ в лице своих руководителей так и не сумел выполнить свое предназначение, воплотить свою национальную идею: встретить Мессию и услышать Его проповедь.
Сегодня мы в своем служении сталкиваемся с невиданной доселе проблемой: отсутствием национальной идеи в нашей стране. Есть множество определений национальной идеи, я скажу близкое мне. Итак, что же такое национальная идея:
«Это четко и ясно сформулированная и аргументально развернутая историософская позиция, объясняющая смысл существования данной нации на данной территории».
Национальная идея – это не идеологическая роскошь, обеспечивающая работой философов и политологов. Национальная идея – это принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Не имея национальной идеи, государство, по существу, не имеет компаса в бурном море исторического существования. В том, что национальной идеи у новой власти нет, мы убедились, когда президент Ельцин в 1994 году призвал политологов сформулировать подобную идею – тем самым было признано официально, что ее нет. А значит, невозможно существование никаких доктрин: ни военной, ни внешнеполитической, ни религиозной, ни образовательной. Т.к. все эти доктрины призваны только укреплять общенациональную идею, развивать и уточнять ее. Раз ее нет, то не может быть и инструментов, проводящих эту идею в жизнь. Самое печальное, пожалуй, что тогда был объявлен своеобразный конкурс на лучшую национальную идею, т.е. национальную идею превратили в рыночный товар, подчинив ее законам маркетинга. Однако еще блаж. Августин учил, что существуют два типа блага. Один тип таков, что если кто-то обладает этим благом, то другие автоматически его лишаются. Второй же таков, что обладание этим благом не препятствует обладать им другим. Эти блага неисчерпаемы, их нельзя продать, как товар. Ими либо обладают, либо нет. Вот к этим благам и относится национальная идея. Современные попытки изобрести её заново, к чему нас призывали, смехотворны и кощунственны одновременно. Национальная идея либо есть, либо ее нет. Нельзя заново изобретать, скажем, кибернетику. Либо мы признаем за ней статус науки и пользуемся ее достижениями и открытиями, либо не признаем со всеми вытекающими последствиями. Но кибернетику изобрести заново нельзя. Так и с национальной идеей. Присутствуя в общественном сознании, она может по-разному выражаться в различные исторические периоды. Но национальная идея либо признается, либо отвергается, но ни в коем случае не изобретается. Если о каждой, призванной к жизни душе, есть промысел Божий, то, конечно же, промысел Божий есть и о каждом народе, о каждой стране. И каждый народ должен воспринять это своеобразное духовное задание Божие, как национальную идею. И, принимая ее, народ тем самым присягает Своему Создателю на верность служения Ему, на несение порученного народу духовного креста.
Сегодня по данному вопросу у нас в стране абсолютный тупик. Власть всеми силами уклоняется от своей главной законодательной обязанности – конституционно оформить национальную идею страны. Никакие законы, никакие доктрины не должны приниматься, пока национальная идея не озвучена, пока власть не объяснит народу, в чем духовный смысл его существования. Иначе вся нравственная жизнь общества будет официально ограничиваться только уголовным кодексом, что, собственно, мы и наблюдаем. Каждый новый приходящий руководитель без озвученной национальной идеи вправе будет разворачивать политику своего ведомства, министерства, всей страны по своему усмотрению. И те многочисленные реформы, которые происходят и, видимо, дальше будут происходить в нашей жизни, всегда осуществляются на законных основаниях. Ибо духовную и нравственную составляющую в рамки юридических законов не вместить.
И именно потому так трудно бороться с соблазнами, что это духовно-нравственное беззаконие осуществляется в рамках юридических законов, принятых законодателями при отсутствии национальной идеи. Оберегая и спасая себя, система соблазнов исключает из общественной жизни нравственные и духовные критерии, а значит, оставляет за собой право на любые сомнительные эксперименты в духовной жизни общества. Для примера можно вспомнить, с каким неистовством и напором внедрялись оккультные уроки валеологии во всех учебных заведениях страны, сколько денег было потрачено, сколько учебных часов было отнято у наших детей на эти уроки, и все это с благой целью улучшить здоровье нации. Здоровье нации, однако, не улучшилось, проект полностью провалился, но ни анализа (во избежание новых ошибок) сложившейся ситуации, ни виновных в истраченных миллиардах нет. Не будет их, очевидно, и в будущих сомнительных и затратных экспериментах над нашими детьми.
Без национальной идеи в жизни страны можно провозгласить толерантность как духовную норму, постепенно внедрить содомию, ювенальную юстицию и прочие духовные пороки. Уголовному кодексу это ведь не противоречит. Можно вспомнить, как много и долго мы работали с министром образования г-ном Филипповым, добиваясь внедрения уроков ОПК. Но вот его меняют на г-на Фурсенко, а там свои взгляды, свое видение нравственных проблем. А о духовности в данном случае, к сожалению, совсем говорить не приходится. Кто следующий министр, какие у него взгляды на нравственность и духовность? И так до бесконечности.
20-летнее отсутствие национальной идеи – главный соблазн нашего времени.
Именно принятая национальная идея заставила бы чиновника любого ранга свою работу строить в строго определенных рамках принятой духовной идеи. Иначе нельзя, иначе ты – враг нации.
Государство, не выполняющее волю Божию, уклоняющееся от данной ему Богом национальной идеи, обречено на разрушение. Когда большевики приходят к власти, то сразу озвучивают свою идеологизированную национальную идею: построение коммунизма, построение рая без Бога. И как тщательно они оберегали и пропагандировали свою идею! Как жестко запрещали любые соблазны, которые уводили от нее! Может, потому так долго и продержались? Хотя все равно, чем все закончилось, знаем.
В заключение. Что сегодня хочет построить наше государство? Какое будущее? На данный вопрос ни у одной из ветвей нашей светской власти нет ответа. И на это должно быть направлено наше обличение людей, обязанных по долгу службы указать нам на пути решения стоящих проблем, а не унижать нас такими непонятными лозунгами как «Россия, вперед!». Неплохо бы предварительно показать, где этот «перед» и, какие духовные цели и задачи стоят в этом «впереде» перед нашей страной. Иначе мы обречены на тяжелую и бесперспективную борьбу с системой соблазнов, за которой стоит государство. Открытое и нелицеприятное, нелицеприятное до жесткости, обличение людей, которые под благовидными лозунгами свободы сделали соблазны нормой нашей жизни, одна из важнейших, если не самая главная, задача нашего служения в наступившее теплохладное время. Властные структуры на любом уровне, которые поощряют соблазны своим бездействием (вспомним сериал «Школа» и недавно избитую учительницу в Санкт-Петербурге), должны слышать обличительный голос Церкви. К этому нас призывает Христос в Евангелии и кто, если не мы, должны в первую очередь говорить об этом властям предержащим?
Последнее. Система соблазнов, развращающая наш народ, ее вдохновители и исполнители должны быть обличаемы здесь и сейчас. Это должно стать, на мой взгляд, приоритетным в нашей миссии. Иначе национальная идея «Святая Русь, храни Веру Православную!», которую поручил России Господь, мы не осуществим. А это будет значить, что и мы, какими бы благими намерениями при этом ни оправдывались, поощряем эту систему соблазнов. Хотя бы своим молчанием.
Почему ж это 20-летнее?
Осчёт надо вести от февраля 1917 года!
К сожалению РПЦ плохо раскрывает источник всех зол находящийся на земле. Я говорю о жидо-масонах! И их сатанинского ядра - Бнай Брит!
…Да, не забыть бы о вопросе председателя Синодального информационного отдела Владимира Романовича Легойды: где мы, какой период в жизни Церкви сейчас? Может быть, перефразировать Юрия Владимировича Андропова (зри: « Некоторые вопросы построения развитого социализма в СССР», Москва, Политиздат, 1983г.): мы находимся только в начале относительно длительного исторического пути построения не иконоборческого, а боголюбивого общества?
Как говорится, спасибо за вопрос.
Сергей Самойленко, телезритель.
P.S. К слову, некоторые подробности из Википедии
Сиртаки (от греч. — касание) — популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для фильма «Грек Зорба». Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико — старинного танца мясников. Танец сиртаки, а также музыку к нему, написанную греческим композитором Микисом Теодоракисом, иногда называют «Танец Зорбы».
После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции.
Шоу Первого канала – бережно хранятся в архиве этого же канала. Поисковик, Сиртаки, и все увидите.
Где-то в сентябре-октябре уходящего года Первый канал телевидения России показывал очередной выпуск шоу "Лед и пламень". Одно из выступлений – танцевльный номер под всем известную греческую мелодию "сиртаки". Современные технологии позволяют подсвечивать лед на катке любой картинкой.
Как вы думаете, что было выбрано в этом случае? Всю площадь ледового поля занимали изображения икон православных святых. В центре – икона святителя Николая. Пара фигуристов (партнер, сдается, из восточных уделов (судя по фамилии), партнерша – вроде из славян) в течение 5-7 минут рассекали коньками святые лики.
Трудно сказать, кто дал «добро» на выход в эфир«первой кнопки России» именно этого выпуска. Да и не о персоналиях речь. Ведь кроме режиссеров, сценаристов, продюссеров, фигуристов, жюри - к этому имеет отношение и миллионная аудитория зрителей. Что в результате? Никто не возмутился. Зритель не оскорбился. Канал, как следствие, не извинилися – да и кто его об этом просил? Московская патриархия такие шоу не смотрит – уж больно юбки коротки, срамота. А потому на Пасху этот же канал снова покажет трансляцию богослужений с известными лицами.
(см. следующий коммент)
А высшим иерархам Церкви, может быть стоило для начала хотя бы не так усиленно "лобзать" олигархов и высших государственных чиновников. Не ходить "на совет нечестивых". Вот в том и проявилась бы обличающая позиция Церкви.
Простите.
Протоиерей Евгений Соколов. "О нашем лицемерии".
«Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть» (Еф.5:10-13).
Нельзя пастырям молчать, в тот момент, когда совершается откровенное беззаконие. Речь об этом идет. Ни о монархии, ни о сильной руке ничего не говорится.
Рим. 13,1. – здесь говорится о том, что власть как институт есть Божественное установление. Т.е. иерархия человеческого сообщества – это богоустановленный порядок вещей в нашей жизни после грехопадения. Но апостол не говорит о том, что каждый конкретный начальник от Бога поставлен. Иногда власти попускаются и как наказание Божие. «И поставлю юноши князи их, и ругатели господствовати будут ими» (Ис 3:4)
Цитата:
"Почему бы прямо не сказать государю: остановись!"
Потому что, он не государь. Все слышали не раз: мы, мол, слуги народа. Так вот! Может быть и не народа, но слуги!
Цитата:
"Стань наконец Государем, отцом, правителем Руси, а не очередным "2592" президентом..."
Поздно пить боржоми.
Но слушать каждый день "Эхо Москвы", чтобы не вырвало от этой жизни, чтобы ещё раз понять, что выбираем мы не между хорошим и плохим, а между едва терпимым и полной катастрофой - усталость большая накопилась. Что может, даже через церковь, проповедовать государство в стране, где люди бойкотируют перепись и не хотят жить больше 50 лет? Правда сейчас - не лобызаться с этим государством, а вмеру дистанцироваться от него. Надо ему "национальную идею" иметь - пусть за правдой Церкви тянется. Но не наоборот.
Мы что думаем, что с приходом монархии в стране автоматически решатся все наши проблемы? Нужно понимать, что любая власть - это люди, а значит надо учитывать человеческий фактор. Сколько было государей в России, и все ли они были праведниками? Так что не монархия нам нужна, а молитва, каждого верующего человека и - смирение.
А разве кто-то из высших иерархов обличает?!
Правильно сказано выше не обличают, а лобызают!
поэтому проверить силу обличения можно только вспоминая митр. Иоанна (Снычева), светлая ему память!
Вдохновители у власти в нашей стране, смотрите как они тужатся, чтобы обмануть, воровство на доверии высший пилотаж у воровской касты. Поэтому обличение срывает с них самое главное - маски, помните - крик ребёнка: "А Король то - голый!" Лишил корля власти. Не забывайте, что многие верят и хотят верить существующей антирусской власти, ведь тогда ничего не надо делать, а когда ясно, что они маскируются под православных, под русских, под болеющих за наш (а не свой) народ, тогда они лишаются главной силы, силы обмана.
Помните, что сказал Спаситель - волки оденут овечьи шкуры, для чего? Для того чтобы соблазнить, в т.ч. и избранных. А обличение срывает овечью шкуру с волка и овцы не идут за ним.
О. Евгению Соколову низкий поклон, жива Матушка Русь, Хранение веры православной - хранение Истины, Изгнание греха и лжи из нашей жизни, вместе с отцом лжи.
Протоиерею Евгению Соколову огромное спасибо и низкий поклон за статью.
Во-первых - это, мужественный поступок во всех отношениях;
во-вторых - это, отлично сформулированные и высказанные чаяния очень многих людей;
в-третьих - это глоток воздуха и надежды на перемены к лучшему, данный нам всем;
Да хранит Вас Бог!
Всё очень правильно сказано, ведь рассматривается вопрос о миссии РУССКОЙ Церкви. Как говорится в сегодняшнем Евангелии - если у епископа дома порядка нет, то откуда ему взятся в большем объеме?
Скажу дальше, ссылаясь на сегодняшнее Евангелие - имейте доброе свидетельство от внешних.
Я говорил (миссионерствовал, как теперь будут по модному выражаться) с представителями милиции, ФСБ нашей Новгородской области о Церкви, о спасении.
А они говорят, знаешь, Федя, ты веришь - это твои убеждения, но мы можем тебе показать фото и сами свидетельствум об этом. В Варлаамо-Хутынском монастыре на праздничных трапезах с архиреем сидел большой друг - Коля Кравченко (сейчас, находящийся в фед.розыске за многочисленные преступления, в т.ч. и убийства) по кличке Бес, кличку эту Владыка хорошо знает. Мы тоже читали Евангелие и знаем кто такой бес, поэтому не надо нам говорить, что этот человек приведёт нас в Царство Небесное, слепцы не мы, а ты.
Вот вам и миссия-антимиссия. Вот вам свидетельство от внешних. Тоже касается и Патриарха.
Мой комментарий наверняка не пропустят сквозь "мерило Правды", не первый раз на этом сайте.
Понятны становятся слова Ф.М.Достоевсого - если предложат выбирать между Христом и истиной, я выберу Христа! Раньше они мне были непонятны, но не теперь.
Не обличаются иерархами, как это делал Спаситель и чего ждёт народ от Церкви.
Грех должен быть обличаем! При свете Истины, а именно в этом состоит суть обличения - вывести источник греха на Свет, грех теряет силу.
Именно за конкретное обличение греха (а не вообще, соблазняющего народ казнен Предтеча.
Именно поэтому в храмах людей не прибавляется, а УБАВЛЯЕТСЯ.
Именно это и есть теплохладность.
Церковный, верующий народ не слеп, читает Евангелие, и просит Спасителя не оставить его в неведении.
Ей гряди, Господи Иисусе!
Но - это только констатация фактов, которые, думаю, каждый русский человек понимает и чувствует.
А делать нам конкретно - что? Обличать? А кого обличать - вдохновителей - а где они???