Концепция четвертая: «Альфа-родительство»

О четырех популярных системах воспитания

Еще одно направление, набирающее известность, – альфа-родительство. Оно основывается на теории привязанности, или соединенности (англ. attachment), которую нам уже доводилось разбирать (см. статью «Незримая пуповина»). В феномене привязанности ребенок и значимый взрослый вместе образуют симбиотическую пару. Дети настроены на волну родителей и как бы «подключены» к ним, подобно как телефон привязан к базовой станции и сообщается через нее с миром.

Созданная в послевоенное время на основании опытных данных британцем Джоном Боулби теория выступила противоположностью, едва ли не полной, так называемому гуманистическому, по сути же индивидуалистическому течению в психологии и педагогике. Боулби отзывался об идее свободы ребенка как об «идиотской фантазии». По его мнению, «материнское присутствие настолько же необходимо для развития личности ребенка, как витамин D для развития скелета». В своих работах он отстаивал точку зрения о семье как о лоне, в котором созревает и укрепляется психика ребенка. Вне семьи становление детской личности нарушается.

О привязанности тогда много спорили в обществе, а снятый в конце 1960-х годов супругами Робертсонами документальный фильм «Джон» стал настоящим потрясением для европейской и американской публики. В нем раскрывалась драма полуторагодовалого малыша, оставленного матерью в приюте. Показ фильма привел к переменам в правилах работы больниц и других детских учреждений, куда раньше не допускали матерей и отцов. Ярко выступила также оборотная сторона занятости родителей – отрицательные и необратимые подчас дисфункции в отношениях с детьми.

Повторно теория привязанности напомнила о себе в конце 1990-х в подаче канадского психолога Гордона Ньюфелда. Его выступления и работы отразили в себе острую реакцию на банкротство псевдогуманистического направления, которым отношения родителей и детей были доведены до низшей точки: старшие утратили всякое влияние на детей. Детская вседозволенность привела к появлению я-поколения с огромными запросами и низкой личной самоорганизацией.

Детская вседозволенность привела к появлению я-поколения с огромными запросами и низкой личной самоорганизацией

Всё чаще стали отмечаться психические нарушения и отклонения в поведении детей. Обыденными для семей и школ стали низкая мотивация детей к учебе, отчужденность, агрессия, ранняя сексуализация и разного рода зависимости.

В продолжение идей Боулби Гордон Ньюфелд предлагает модель, как раннее нарушение привязанности к родителю отражается на молодых. Ничего подобного в истории человечество не знало, ведь люди всегда жили семьями и только беспризорные сироты испытывали на себе эффекты, аналогичные возникающим в рамках массовой индивидуалистической культуры.

Работа Ньюфелда «Не упускайте своих детей», написанная им в соавторстве с врачом Габором Матэ, стала манифестом «альфа-родительства». Слово «альфа» означает позицию сильного, того, кто способен позаботиться о ребенке и дать ему постоянную поддержку и защиту. Дети, убежден Ньюфелд, плохо ведут себя тогда, когда в силу возраста не могут справиться с проблемой и со своими эмоциями самостоятельно. Автор называет это «слезами тщетности». Ребенок не верит, что может сделать что-либо с таким количеством обступающих его проблем и угроз. Разными способами он обращает на себя внимание. И стоит родителю, обняв его, подать сигнал «я рядом, со мной ничего не страшно» или «я помогу», как равновесие восстанавливается.

Но, к сожалению, большинство родителей не делают этого. Беспокойство ребенка переходит в обиду и замкнутость. Негативные чувства с течением времени становятся застарелыми. Нормальная привязанность замещается болезненными: зависимостью от «стаи» сверстников и массовых трендов, от алкоголя, химических веществ и секса. В биографии Гордона Ньюфелда также был тяжелый период отчуждения с дочерью Ташей. И когда после долгого перерыва и многочисленных попыток наладить контакт им наконец удалось поговорить по душам, первое, что спросила девушка, было: «Папа, почему ты меня оставил?»

Достоинство концепции альфа-родительства заключается в том, что она охватывает не только раннее детство, но и подростковый и юношеский периоды. Ньюфелд взывает к мужеству родителей и убеждает их не отчаиваться, не опускать руки и не считать предопределенным отход детей от родителей и переориентацию их на ровесников. Он говорит: «Наши дети хотят принадлежать нам, даже если они этого не ощущают и даже если своими словами или действиями демонстрируют нам обратное».

Г. Ньюфелд: «Наши дети хотят принадлежать нам, даже если они демонстрируют нам обратное»

Привязанность детей, считает автор, родителям необходимо восстанавливать с настойчивостью, а если потребуется, то и состязаться с конкурирующей привязанностью к сверстникам. Конечно, подростка не удержать взаперти. Но можно активно завязывать отношения с друзьями детей, делая так, чтобы их новые связи включали и вас. Например, отвечая по телефону, приветствовать звонящих по именам и заводить с ними разговор, а также организовывать домашние праздники, на которых родители и друзья смогут провести время вместе и узнать друг друга. Предпочтительно, говорит Ньюфелд, чтобы ваши дети заводили знакомства и сближались с теми ровесниками, которые также имеют прочную привязанность к своим родителям.

При этом Ньюфелд критикует гиперопеку и потакающий стиль. Оба этих явления он считает неподобающими для отношений родителей и детей. Родитель – это не приятель и не обслуживающий персонал. Утрачивая иерархию отношений, ребенок теряется и паникует.

Родитель – не приятель и не обслуживающий персонал. Утрачивая иерархию отношений, ребенок теряется и паникует

Большим заблуждением Ньюфелд считает мнение, согласно которому сопротивление априори детям присуще и личность ребенка созревает в конфликте с родительским началом. Нет! «Мы должны верить, что мы – лучшее для своих детей», – утверждает автор. Привязанность с точки зрения Ньюфелда – широкое понятие, включающее разные уровни: физиологический, эмоциональный и психический. Телесная близость – только один из факторов установления доверительных отношений. Укреплять таковые родитель не прекращает до момента обретения ребенком зрелости и жизненной состоятельности.

Существует также концепция аttachment parenting (забота, основанная на привязанности), принадлежащая Уильяму и Марте Сирс. Внимание в ней уделяют физиологическому контакту с малышом: грудному кормлению, играм, поглаживаниям, совместному сну. Многие ее положения выглядят естественными, они применялись при уходе и воспитании малышей традиционно, на протяжении столетий. Но совершенно не обязательно физиологическому контакту ребенка с родителем придавать чрезмерно большое значение. Это выглядит не совсем здоровым и начинает пахнуть мистификацией. Неудивительно, что концепция Сирсов высоко ценится последователями нью-эйдж и других синкретических культов и практик.

Что касается теории Ньюфелда, то она заслуживает самых добрых отзывов и рекомендаций, христианским родителям включительно. «Не упускайте своих детей» в разных странах является программной книгой для матерей и отцов, настроенных на ответственное родительство. Вопросы духовной жизни и веры ею не затрагиваются, но общая тональность созвучна представлениям Церкви о важности семьи и естественном устройстве вещей. Она настраивает отцов и матерей на активное участие в жизни детей и дает им поддержку. Главную цель своей деятельности Г. Ньюфелд формулирует так: «Я не пытаюсь изменить мир, я пытаюсь вернуть родителям их естественную интуицию».

Андрей Рогозянский

15 ноября 2019 г.

Данной статьей портал «Православие.ру» завершает публикацию цикла «О четырех популярных системах воспитания». Надеемся, что он был вам интересен. Присылайте свои отклики, задавайте вопросы!
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О четырех популярных системах воспитания. Ч.3. «Маленькие профи» О четырех популярных системах воспитания. Ч.3. «Маленькие профи»
Андрей Рогозянский
О четырех популярных системах воспитания. Ч.3. «Маленькие профи» Концепция третья: «Маленькие профи»
О четырех популярных системах воспитания
Андрей Рогозянский
«Характер первичен, способности вторичны», – гласило правило Сузуки. Талантливый, но избалованный либо бессистемно воспитываемый ребенок отстает и растрачивает врожденные способности.
О четырех популярных системах воспитания. Ч.2. «Развивалки» О четырех популярных системах воспитания. Ч.2. «Развивалки»
Андрей Рогозянский
О четырех популярных системах воспитания. Ч.2. «Развивалки» Концепция вторая: «Развивалки»
О четырех популярных системах воспитания
Андрей Рогозянский
С азартом включаясь в обучающую деятельность, родитель подчас стесняется передавать ребенку понятия должного и недолжного, высокого и низкого, целей и принципов жизни. Уходит от вопроса: а для чего все эти усилия по развитию?
О четырех популярных системах воспитания. Ч.1. «Сам с усам» О четырех популярных системах воспитания. Ч.1. «Сам с усам»
Андрей Рогозянский
О четырех популярных системах воспитания. Ч.1. «Сам с усам» Концепция первая: «Сам с усам»
О четырех популярных системах воспитания
Андрей Рогозянский
Они будут красиво и долго рассуждать о свободе ребенка и решительно отвергать насилие. Ведь открыто и прямо в стремлении сбежать от детей никакой родитель, разумеется, не признается.
Комментарии
Анна22 ноября 2019, 15:49
Катерина 19 ноября 2019, 19:22 Катерина, большое Вам спасибо! Будут силы - прочитаю. И я как раз об этом - в 19-ом веке мать не работала ни по 18 часов, ни по 8, а была на хозяйстве, то есть и с детьми тоже. И папа был - живой и настоящий.
Елена20 ноября 2019, 16:22
И еще просьба к автору - Андрею Бориславовичу - напишите нам что-нибудь из своего опыта общения с детьми - соседскими, в храме. Как они растут, развиваются, есть ли желание вернуться в город. В Ваших более ранних статьях Вы немного рассказывали, что живете в деревне, многодетный папа, ратуете за домашнее образование, тем более, что раньше жили в Петербурге с неограниченными возможностями для ребенка. Понятно и желание подвести под сельскую, несколько замкнутую на семье, жизнь "мощную" теоретическую базу, так сказать. Но нам это необязательно, мы и так Вам верим. Просто потому что Вы делаете, и интересно знать как оно получается, сложности, плюсы, радости и разочарования, особенно для детей.
Наталья20 ноября 2019, 08:23
Благодарю за освещение такой важной темы! В нашей стране ее развивает Людмила Петрановская, если я не ошибаюсь.
Катерина 19 ноября 2019, 19:22
Анна, в 19 веке не было 8часового рабочего дня и было резкое социальное расслоение общества. Всё как сейчас. Уже по одному этому Ушинский по прежнему актуален. У него статья интересная есть. "О народности в общественгом воспитании". Мне очень нравится. Почитайте.
Елена19 ноября 2019, 16:53
Мне кажется странным желание найти "доктрину" - русское воспитание совсем не в этом. Не в каком-то своде правил или наборе методичек. Смущает как раз такой подход - "альфа-родитетельство", - ну почему человеческое теплое нежное отношение к собственному ребенку должно носить какое-то уродливое название? Мы уже скоро обычным русским словам ищем замену. Поэтому и хочется искреннего душевного слова. Почитаешь "Сердце отдаю детям" Сухомлинского, который в послевоенной поселковой школе работал, слезами умоешь свою очерствевшее родительское сердце, идешь с ребенком смотреть как птица клюет ягоды.
Алексей19 ноября 2019, 12:44
"...Быть сейчас ребенком так тяжело, как мы не представляем". Согласен. Это непосильно для них - оставаться "ребенком". Дети очень быстро, не могу подобрать слово, "опошливаются" интернетом, компьютерными играми и т.п. И ещё им тем же интернетом, современными фильмами и телевидением вдалбливается стериотип "успешного потребителя", но не созидателя и труженика. Прошу прощения за старческое брюзжание.
Анна19 ноября 2019, 09:19
С вашего позволения осмелюсь продолжить. С потерей традиций и связи поколений у нас появилось очень много придури (личное пространство, зона комфорта, никто никому не должен, деньги за оценки и проч.), которая убивает наших детей. Очень часто мы дрессируем детей, вместо того, чтобы быть для них родителями, отчуждаем, вместо того, чтобы просто обнять, услышать. И если у кого-то есть здоровая позиция и даже живой опыт того, что надо, чтобы семья была счастлива - ну не забрасывать же тапками, если этот кто-то оказался иностранцем. Мыслится, что тут все-таки сама мысль важнее источника. Будет жаль, если мы ее не услышим. Быть сейчас ребенком так тяжело, как мы не представляем.
Анна19 ноября 2019, 09:12
Мне вот кажется, что зря так строго к автору из-за зарубежных авторов. Мне и самой претит поклонничество перед иностранным, но в данном случае автор просто препарировал для нас с вами наиболее модные/современные/действующие прямо сейчас системы воспитания детей. И да, японская в них тоже присутствует. Вы сами вспомните, сколько нам мозги моют в школах и прочих странных заведениях как мы должны и кому мы должны. А автор все очень внятно рассказал и сориентировал на наиболее правильное отношение к детям. Я, к стыду, не знаю точно доктрину Ушинского, но в то время он мог и не быть в курсе того, что в 21 веке мать будет работать по 18 ч., а отец будет только номинально (1 из 10 комментариев).
Катерина 18 ноября 2019, 16:55
Y. S.18 ноября 2019, 06:51 - спасибо за поправку. Но сути чуждости той культуры по отношение к русскому менталитету это не меняет. Вот с Еленой согласна. У наших русских педагогов прекрасные наработки.
Y. S.18 ноября 2019, 06:51
Катерина, вообще-то Ньюфилд из Канады.
Елена17 ноября 2019, 17:00
Хочется начать словами: уважаемые коллеги!, - т.к. автор предлагает нам обзор современных наработок иностранных специалистов в области педагогики в духе научной конференции. Прекрасно, что западные ученые приходят к мысли о необходимости авторитета родителей. Но все-таки хочется перестать искать "за морем" какие-то "актуальные" решения, большей частью не имеющие к нам никакого отношения, и открыть наконец сокровищницу русского воспитания. Ждем обзор таких чудесных книг, проникнутых чадолюбием, трудолюбием, целомудрием и радостью воспитания детей, как "Лад" В.И.Белова, книги В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и книг др. авторов, укорененных в православном мировоззрении и любви к ребенку.
Ирина17 ноября 2019, 03:44
Катерина, а у нас был советский союз, где малышей с годика сдавали в ясли, чтобы родители могли строить светлое будущее. А после войны полные сиротские приюты? И где этот подход противоречит православию? Наоборот, он утверждает главенство и ведущую роль родителей.
Antonina16 ноября 2019, 06:11
Согласно с комментарием выше. Статья написана на основе мнения людей из других стран. Я живу сейчас за границей и здесь совершенно другие понятия о жизни и соответственно о воспитании детей.Хорошо то , что написано. Но это не для России. Скорее всего для тех русскоговорящих семей,которые живут за границей. Спасибо.
Алина15 ноября 2019, 22:48
Спаси Господи! Очень понравилось)) Ждем новых статей!
Дмитрий Собриевский15 ноября 2019, 18:18
Большое спасибо за большой проделанный труд, очень интересно!
Наталья15 ноября 2019, 11:18
Спасибо большое! Очень интересная статья (как и вся эта серия). Много для себя почерпнула.
Катерина 15 ноября 2019, 09:19
Автор, это концепция британца. А до этого был японец. Совершенно отличные от нас национальные менталитеты. Не стоит пытаться натягивать их на себя.Японская подходит японцам, потому что они природные трудолюбивые копиисты и будут долбать музыку там или еще что с младенческого возраста, как дятел дерево.Им это к лицу. У британцев с состоянием детей рано отправляли в частные школы-интернат.Можно себе представить, чем они там занимались и как формировались. Поэтому британец и сам настрадался, потом бессознательно перенес свой опыт на дочку. И та тоже настрадалась. Пока до папы доходило. Мы другие совсем. Зачем нам эти искуственные концепции, созданные кальвинистами, англиканами и язычниками?
Анна15 ноября 2019, 08:55
Спасибо большое! С интересом прочитала все четыре статьи. Много любопытной информации и ссылок на неизвестных мне ранее педагогов, почитаем первоисточники. Очень хочется воспитать детей хорошими и добрыми. Грустно, что не получается. Лично я поняла, что за детей надо бороться. Это война и с собой,со своей ленью и эгоизмом, и с миром и т.п.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×