Лекция 8. Духовная нищета «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»

16 марта в Актовом зале Сретенской семинарии прошла онлайн-лекция профессора Александра Ужанкова на тему «Духовная нищета “маленького человека” в повести Н.В. Гоголя “Шинель”». Лекция шла онлайн на канале монастыря в YouTube и в прямом эфире в Instagram-аккаунте Сретенского монастыря.

Александр Ужанков начал со значения имени Акакий. Акакий был назван в честь отца:

«Имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Оно означает – незлобивый. Здесь Гоголь, вполне вероятно, отсылает к подвижнику Акакию из “Лествицы” преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, незлобие в квадрате».

Профессор рассказал об образе Акакия Акакиевича, главного героя повести:

«Нельзя сказать, чтобы он был замечателен: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным».

«Внешнее - это суть отражения внутреннего», - отметил профессор.

В повести контрастирует «гуманное место», когда за «проникающими словами» Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — слышатся другие слова: «Я брат твой». Александр Ужанков рассказывает о христианском образе в повести:

«Вот здесь мы видим, как входит тема христианская в это повествование: все братия во Христе, и все носят образ Божий, поэтому относиться к любому человеку надо как к иконе Бога».

Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнес ее к портному Петровичу, чтобы тот залатал ее, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.

«Давайте обратимся к арифметике. Акакий Акакиевич получал в среднем в год 400 рублей. Это 33 с небольшим рубля в месяц. Чтобы сшить шинель, Петрович попросил сначала 150 рублей. Но потом Акакий Акакиевич поразмыслил, подумал, что Петрович согласится на 80. Итак, сколько не есть, не пить нужно Акакию Акакиевичу? 2,5 месяца. Но, - замечает хитрый Гоголь для невнимательного читателя, - дело всё в том, что у Акакия Акакиевича была привычка с каждого рубля по грошу (то есть по 2 копейки) откладывать в кубышку. И вот там накопилась сумма более 40 рублей».

«Смотрите, 40 рублей уже есть. И Гоголь замечает: “А где еще взять 40 рублей?” Акакий Акакиевич решил не есть, не пить в течение года, чтобы накопить. Но к какому-то там празднику Акакию Акакиевичу обещали премию в размере жалования, а дали 60 рублей. 40 и 60 – это сколько будет? 100, это уже больше 80. Тогда, спрашивается, зачем Акакий Акакиевич копил год? Всё очень просто. Потому что Гоголь хотел показать, что вопрос не в том, может ли он сшить себе шинель или не сшить. Всё это время, в течение года духовно согревала его мысль о приобретении будущей шинели, чувство предвкушения».

Акакий Акакиевич купил новую шинель. Однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошел в департамент в новой шинели. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч. После этого герой вернулся домой и скончался.

«После Акакия ничего не осталось. Человек приходит в этот мир нагим и уходит нагим, ничего не может с собой взять в мир иной. Спрашивается, так в чем же смысл повести? В 40-е годы XIX века, как и в наше время, мало кто читал Евангелие, сравнивал свою жизнь с Евангельскими истинами. И Гоголь через это произведение попытался открыть читателям эти истины. В Евангелии сказано: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”, а сокровище Акакия осталось на земле – вот главный смысл».

После лекции профессор ответил на вопросы участников. Зрители задавали их через социальные сети, лектор отвечал в прямом эфире.

Лекция
(продолжительность: 1:25:02)

Александр Ужанков

2 апреля 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Александр Ужанков
Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества Лекция 7. Повесть «Капитанская дочка» как духовное завещание А.С.Пушкина и вершина его творчества
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Как нужно читать Пушкина? Необходимо обращать внимание на мелочи и детали. Всегда сравнивать и проводить параллели с другими произведениями. В данном случае с “Евгением Онегиным”».
Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Александр Ужанков
Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
«Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь».
Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов» Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Александр Ужанков
Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов» Лекция 5. Духовный путь А.С. Пушкина. Драма «Борис Годунов»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
17 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии прошла очередная встреча из цикла «Духовные основы русской литературы». Лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”» прочитал профессор, филолог Александр Ужанков.
Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Александр Ужанков
Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» Лекция 4. Духовные основы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Главная задача встречи - рассмотреть духовную и душевную основу повести с помощью «учения о прилоге» преподобного Нила Сорского.
Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО) Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО) Лекция 3. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (+ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
3 февраля профессор Александр Ужанков, преподаватель Сретенской семинарии, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», рассказал о «Повести о Петре и Февронии Муромских» в Актовом зале Сретенской семинарии.
Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО) Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО) Лекция 2. «Слово о полку Игореве» в контексте православной культуры (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
Загадки и тайны шедевра древнерусской словесности. Место, время его возникновения и автор.
Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО) Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО)
Александр Ужанков
Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО) Лекция 1. Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
Александр Ужанков
В лекции рассматривается русская цивилизация как третья православная. Рассматриваются четыре краеугольных камня цивилизации: вера, язык, история и культура.
Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО) Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Архиеп. Верейский Амвросий
Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО) Встреча 6. Страсть осуждения и борьба с ней (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков)
Осуждение – разновидность гордости. Пагубность страсти осуждения. Осуждая других, невозможно заметить свои грехи. Осуждение и рассуждение. Осуждение греха и грешника.
Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО) Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Протоиерей Вадим Леонов
Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО) Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО)
Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними»
Протоиерей Вадим Леонов
Различие гордости и тщеславия. Страсти, губящие в человеке всё доброе. Сложность борьбы с гордостью и тщеславием. Смирение как основная добродетель.
Комментарии
Екатерина 5 апреля 2020, 21:45
Большая благодарность Александру Николаевичу за интересный разбор "Шинели" и Сретенскому монастырю за организацию лекции! С удовольствием перечитала этот рассказ, насладилась уникальным языком Гоголя и поразмышляла о глубоких смыслах нашего бытия. Истинно, пища для ума!
Наталья 2 апреля 2020, 14:56
Здравствуйте! Спасибо за лекцию. Скажите пожалуйста, о ком говорилось в конце лекции - вопрос не было слышно и фамилия не прозвучала. Спасибо.
Ольга (продолжение) 2 апреля 2020, 09:19
Чем человек меньше, тем он ближе к Богу, Который умалил Себя. Непонятно, чем вызвано такое смешение светских и православных понятий. Акакий Акакиевич бездуховен ровно столько, сколько святы все мы – и считающие себя большими, и смиренные. Вряд ли Гоголь-христианин видел в своем герое одну сплошную бездуховность. Хочется закончить словами Н.В. Гоголя из предисловия к "Выбранным местам из переписки...": «…одно мое собственное неразумие, одна моя поспешность и торопливость были причиной тому, что сочинения мои предстали в таком несовершенном виде и почти всех привели в заблуждение насчет их настоящего смысла».
Ольга (продолжение) 2 апреля 2020, 09:12
А.Н. Ужанков: «Акакий Акакиевич потому «маленький человек», что он бездуховная личность, потому,что в нем умер образ Божий.Он сам в себе умертвил этот образ Божий…» На мой взгляд,это утверждение созвучно горьковскому «человек – это звучит гордо». Если бы человека святой жизни мы назвали большим,он бы обиделся.) В светском понимании «маленький человек» – это имеющий невысокий социальный статус, человек, у которого отсутствует стремление сделать карьеру, неприметный человек, серая мышка. Думаю,наши классики это и имели в виду,создавая образы маленького человека.В православном понимании «маленький человек» – это смиренный человек,тот самый «нищий духом».
Ольга 2 апреля 2020, 09:07
Спасибо Александру Николаевичу за лекцию,за то,что побуждает вновь и вновь возвращаться к нестареющей классике.Но не могу согласиться со всеми его выводами.«Внешнее–это суть отражения внутреннего»–весьма сомнительное утверждение,вряд ли имеющее отношение к православию.Мы знаем примеры юродивых и других святых,не отличавшихся внешней красотой,но имевшими красоту внутреннюю.Были среди нет не просто «подслеповатые»,но и слепые.Можно вспомнить и имевшего безобразный вид святого мч. Христофора и т.д.Непонятно,почему,анализируя повесть с православной,евангельской точки зрения,Александр Ник.говорит о бездуховности героя,используя понятие «духовной нищета»,кот. в православии является добродетелью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×