Художники Петровы – о жизни в период самоизоляции, обезличенном искусстве и ностальгии по настоящему

Мы встретились с Дмитрием и Эльмирой минувшей зимой, когда жизнь еще не разделилась на «до» и «после». В их уютной мастерской, за чашкой горячего терпкого чая, говорили о детях, живописи, глобализации, предстоящих выставках ко Дню Победы и о жизни вообще... Расставаясь, условились, что я скоро приеду к ним еще раз. Скоро не получилось, а затем мир изменился, и от встречи удерживали обстоятельства непреодолимой силы: сначала личный карантин, потом – всеобщий. Теперь все живут по-новому: держатся подальше друг от друга, чаще моют руки, терпят присутствие маски на лице и учатся узнавать друг друга по глазам. Когда болезнь выбивает людей из «ближнего круга», понимаешь, что вокруг происходит не информационная игра в «войнушку». Это время надо пережить, поддерживая друг друга и делясь опытом.

Дмитрий и Эльмира Петровы Дмитрий и Эльмира Петровы

– Какой урок вы извлекаете из карантина, чему научились, что поняли для себя, что открыли в себе, это ведь и духовный опыт?

Эльмира:

– Мы со смирением принимаем обстоятельства. Как испытание от Бога.

Дмитрий:

– Узнав о карантине, мы первым делом поехали в мастерскую, набрали полную машину холстов, потому что думали, что будет много времени для работы. Но времени не оказалось вообще. У нас четверо детей, и все они школьники, и занятия в онлайн-режиме занимают весь день. К тому же я преподаю живопись во ВГИКе, и теперь подготовка к занятиям и просмотр студенческих работ занимают гораздо больше времени, чем когда я ездил на работу.

«Возрождение». Художник: Дмитрий Петров, 2010 год «Возрождение». Художник: Дмитрий Петров, 2010 год

– Художник – в какой-то степени затворник, созерцатель жизни. Но диалог со зрителями подсознательно держится в голове, потому что картины пишутся для зрителей. Что вы хотели сказать миру, когда выбирали профессию?

Дмитрий:

– Неким эпиграфом или, скорее, девизом, объясняющим, почему я выбрал эту профессию, служат слова Пушкина: «Чувства добрые я лирой пробуждал». Я хотел говорить со зрителями языком Прекрасного, показывать красоту родной природы. Ведь порой живет человек, и настолько он занят своими делами, что нет времени голову поднять, чтобы небом полюбоваться. А у картины он вдруг останавливается, любуясь закатом, перелеском, старой церковью на горизонте. Потом и в реальной жизни начинает обращать внимание на красоту Божьего мира.

Валерий, Дмитрий и Эльмира Петровы (с 2-мя детьми) на открытии выставки, 2019 год Валерий, Дмитрий и Эльмира Петровы (с 2-мя детьми) на открытии выставки, 2019 год

Я хотел говорить со зрителями языком Прекрасного, показывать красоту родной природы

Эльмира:

– Если еще несколько лет назад на художественные выставки приходило очень много зрителей, то постепенно круг заметно сузился, потому что, опять же, все можно найти в Интернете. А уж покупателей живописи – вообще единицы. Когда мы только получали профессию, был лозунг «искусство – в массы», и картины охотно покупали, особенно во времена горбачевской Перестройки был всплеск интереса к российской живописи. Сейчас живопись становится элитарным видом искусства, сродни бумажным книгам, открыткам и письмам, написанным от руки, как вообще все настоящее. Человеку важно чувствовать тепло от сердца к сердцу, не онлайн, а по-настоящему, прикасаясь рукой.

– На карантине многие соскучились именно по настоящему, по тем обыденным вещам, которые раньше не ценили. Мне вспоминаются строки Андрея Вознесенского: «Я не знаю, как остальные, /Но я чувствую жесточайшую /Не по прошлому ностальгию – / Ностальгию по настоящему». Сегодня это актуальное стихотворение, его стоит перечитать.

Эльмира:

– Сейчас, когда нет возможности выйти на длительную прогулку, особенно остро воспринимаешь природу. Дорога у нас небольшая – от дома до ближайшего магазина и обратно, – и потому гораздо ярче и острее чувствуются проявления цикличности жизни, – насколько прекрасно весеннее небо, птицы, лужи на асфальте, первые одуванчики.

«Сады цветут. Коломенское». Художник: Дмитрий Петров, 2019 «Сады цветут. Коломенское». Художник: Дмитрий Петров, 2019

Дмитрий:

– Я вижу, насколько внимание целого поколения захвачено Интернетом, всеми этими чатами, смс-сообщениями. Живое восприятие замылено виртуальным миром, в частности, играми, в которых азартное стремление пройти определенные уровни затягивает, как в воронку, и из нее уже не выбраться.

– Виртуальный мир становится своего рода Alter ego, в нем человек может чувствовать себя супергероем?

Дмитрий:

– В том-то и опасность, потому что в виртуальном мире то, что создал Бог, подменяется пустой иллюзией, обманом.

– С другой стороны, знание компьютера необходимо практически во всех сферах деятельности?

Дмитрий:

– Я преподаю во ВГИКе и вижу, что ребята невероятно заинтересованы в профессии, и что у тех, кто владеет компьютерными технологиями, конечно, больше шансов реализоваться в кино и в мультипликации. Но владение технологиями – все же не главное, об этом, кстати, говорят все ведущие педагоги ВГИКа. Главное – фундаментальное творческое образование и мышление, которое формируется в живом общении, из уст в уста передается, а не короткими комментариями в режиме онлайн. Приходится признать, что сейчас больше востребовано медиа-исксусство, нежели станковая живопись. Время такое. Но художники-живописцы все равно нужны, профессия жива.

«Гармонист». Художник: Эльмира Петрова, 2019 год «Гармонист». Художник: Эльмира Петрова, 2019 год

– Интересно, как возможно вести онлайн-занятия по живописи?

Дмитрий:

– Честно признаюсь, абсурд полный. Я не могу посадить натурщика, и потому прошу, чтобы каждый написал портрет друга, или мамы, или бабушки. Мне присылают завершенные работы. Нет возможности подсказать во время процесса, а ведь это необходимо. Очень не хватает личного контакта. Мы же не роботы, и потому общение вживую для нас много значит. Зато теперь видно, что самостоятельно, без педагогов, студенты художественных вузов работать не могут. Но что толку вздыхать и роптать, если все человечество поставлено в такие условия. Надо просто перетерпеть. Мы же не можем ничего изменить. С художественной точки зрения такая форма обучения абсолютно бесперспективна. Хотя год назад, когда я набирал первый курс, речь шла о возможности провести вступительные экзамены онлайн. Серьезно к идее никто не отнесся, но ветерок такой прошел.

– По каким причинам хотели онлайн сделать?

– Было предположение, что можно попробовать ввести новые технологии в художественных вузах. Мы ходили в министерство, объясняли, что в изобразительном искусстве это невозможно. Нас услышали. Видите, как все повернулось: то, что казалось абсурдным, стало реальным. Но экзамены по живописи невозможно сдавать онлайн. Надеюсь, что, хоть их и пришлось отложить на время, все будет по-прежнему – вживую. Искусство должно быть живым, равно как и восприятие жизни – природа, музеи, театры, – все надо видеть вживую.

Искусство должно быть живым, равно как и восприятие жизни, – все надо видеть вживую

Эльмира:

– Тем важнее становится профессия художника в наши дни. Для восприятия изобразительного искусства, где все будто остановилось во времени, необходимо внимание мысли, сосредоточенность.

– Созерцание для современного человека – незнакомый процесс?

Эльмира:

– Сейчас другая эстетика, рассчитанная на то, чтобы быстро захватить внимание и развернуть сюжет. А толку? Считаю, что профессия художника сегодня очень важна – как раз для того, чтобы пробудить в человеке понимание прекрасного, чтобы через созерцание познать самого себя и Бога.

По детям замечаю, насколько они привыкли смотреть в экран телефона. Внимание активно захватывает экшн – быстрая смена «картинок», постоянное действие, не созерцательность.

– Вы как-то влияли на то, чтобы детей это не затянуло?

Эльмира:

– Мы, как могли, оттягивали момент их знакомства с компьютером.

Дмитрий:

– И сейчас пытаемся оттягивать.

Эльмира:

– Долго мы с этим боролись. Но в школе, через друзей, дети обязательно узнают то, что было под запретом дома. А уж сейчас, когда вся жизнь ушла в компьютер, в виртуальном пространстве дети проводят очень много времени.

«Эльмира с Марусей». Художник: Дмитрий Петров. Этюд, 2016 «Эльмира с Марусей». Художник: Дмитрий Петров. Этюд, 2016

Дмитрий:

– У нас Маша учится в музыкальной школе…

Эльмира:

– Мы скрипку настраиваем онлайн! Вот когда я пожалела, что окончила всего два класса музыкальной школы, потому что не могу помочь дочери.

– Зато живописи можете научить?

Эльмира:

– Это – да. И не только своих детей. Сейчас два раза в неделю я преподаю живопись и рисунок в воскресной школе, при которой есть художественная школа.

Дмитрий:

– Началось с того, что когда-то мы думали, что через этот опыт преподавания наши дети потянутся к изобразительному искусству.

«Портрет сына Дани». Художник: Дмитрий Петров, 2016 год «Портрет сына Дани». Художник: Дмитрий Петров, 2016 год

Эльмира:

– Конечно, любовь к живописи их не миновала. Старший сын Тимофей в свое время учился рисованию, но потом сознательно выбрал физмат. Второй сын, Андрей, учится в 8-м классе художественного лицея. Третий, Даня, готовится поступать в тот же художественный лицей – туда по окончании начальной школы принимают. Маша ходит в музыкальную школу и, конечно, рисует.

– А в храм дети ваши ходят?

Дмитрий:

– Пока дети были маленькие, они ходили с нами в храм безропотно. А когда повзрослели, обозначились некоторые проблемы.

Мы не давим на них своим авторитетом. Только личным примером воспитываем. Дети видят, что мы постоянно ходим в храм, читают с нами молитвы, правда, не полный канон, а, так сказать, основные: «Трисвятое», «Отче наш», «Богородица Дева».

Эльмира:

– Батюшка наш говорит, что силой не надо заставлять приходить в церковь. Вот мы и не насаждаем, чтобы не вызвать отвращения. В конце концов, это само должно прорасти в человеке.

– Сюжет ваших картин – жизнь семьи; обязательно присутствует пейзаж; даже если действие происходит в интерьере, то за окном – небо, деревья. Одно неотделимо от другого. Это тема любви?

Эльмира:

– Любви к Богу.

Дмитрий:

– Через семью, через природу.

В гостях у народных художников СССР С. П. и А. П. Ткачевых. 2017 год В гостях у народных художников СССР С. П. и А. П. Ткачевых. 2017 год

Эльмира:

– Любовь к природе нам с Димой помогли открыть наши учителя в Суриковском – Валентин Михайлович Сидоров и Михаил Георгиевич Абакумов. А после института мы попали в мастерские замечательных художников братьев Ткачевых – Сергея Петровича и Алексея Петровича. В детстве, когда смотрела журнал «Юный художник», восхищалась их работами и даже подумать не могла, что я, девочка из Баку, буду у них учиться.

Дмитрий:

– Мы с Элей много ездили на этюды, работали на академической даче. Природа просто завораживает. Смотришь и думаешь: какая же красота! Очарование Божьим миром мы пытались перенести на холст. Потом стали постепенно воцерковляться, темы, соответственно, стали меняться.

«Весна пришла». Художник: Эльмира Петрова, 2017 «Весна пришла». Художник: Эльмира Петрова, 2017

– Правильно я поняла, что очарование природой стало началом познания Бога?

Дмитрий:

– Я был советским человеком – октябренком, пионером, комсомольцем. Но у меня всегда было чувство, что Господь есть. В Ульяновске у отца был знакомый владыка, и однажды он подарил мне Библию – зарубежное издание перестроечного времени, напечатанное мелким шрифтом на тонкой бумаге. Читая ее, находил ответы на многие внутренние вопросы, и постепенно жизнь свою стал соотносить с Господом. В 19 лет, когда уже в училище учился, я крестился.

Бывает, что ты не видишь выход из какой-то ситуации, а помощь Божия раз – и приходит

Бог шел навстречу, это проявлялось даже в мелочах. Чувствовал Его присутствие, Его помощь. Я сейчас мог бы говорить о вещах материальных. И получается, что мы ждали от Господа только очевидную помощь. Но на самом деле это всего лишь то, что явно, о чем проще всего сказать. Господь с нами всегда, и в страданиях, конечно. Бывает, что ты не видишь выход из какой-то ситуации, а помощь Божия раз – и приходит.

Эльмира:

– Меня крестили в раннем детстве, на маминой родине – в кубанской станице Брюховецкая. Был крестильный крестик – обычный такой, алюминиевый, он лежал дома в коробочке, я его не носила, тогда как-то не принято было. Мама не была воцерковленным человеком, но ее крестили в детстве, и, как многие советские люди, она верила тайно. Помню, однажды, когда все поголовно начали увлекаться оккультизмом и НЛО, я стала восторженно говорить маме, какую силу имеют инопланетяне, какие они вообще мощные по своей энергетике. Мама посмотрела на меня и спокойно так сказала: «Бог настоящую силу имеет. Вырастешь, поймешь». Эти слова – вроде даже и не разговор, а эта уверенность, с которой она сказала, её слова – врезались мне в память на всю жизнь.

Когда училась в институте, стала ходить на Пасху в храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Там же прошли моя первая в жизни Исповедь и Причастие. Батюшка в том храме был очень хороший – отец Андрей.

– Он стал вашим духовником?

Дмитрий:

– Отец Андрей всех наших детей крестил. Можно даже назвать его духовником нашей семьи. На мой взгляд, правильно, когда у мужа и жены общий духовный отец, это помогает семье.

Эльмира:

– Сейчас мы редко видимся с отцом Андреем, потому что он служит в селе Летово.

– Дмитрий, а вы сами не хотели стать ближе к храму, алтарничать, пономарить?

Дмитрий:

– Был у меня однажды эмоциональный упадок, уныние. Картину очередную окончил, и думаю: кому нужна эта живопись? А я же всегда хотел именно живописью заниматься. Многие ребята после Суриковского пошли кто храмы расписывать, кто преподавать, а я хотел именно картины писать. И тут вдруг засомневался, не видя для себя перспектив, просто руки опустились. Постепенно я начал писать картины во славу Божию, понимая, что не нужно искать материальную выгоду в том, что ты делаешь, не зацикливаться, за какие деньги ты продашь свою работу. Работай, делай свое дело честно, а остальное приложится, Господь управит.

Работай, делай свое дело честно, а остальное приложится, Господь управит

Когда мы подолгу жили на академической даче, ходили там в храм, я алтарничал, и, наблюдая за мной, местный настоятель предположил, что, наверное, у меня получится батюшкой стать. Но я был не готов.

Эльмира:

– А я не готова была стать матушкой.

Дмитрий:

– Я подумал, что придется оставить живопись. Все-таки я чувствую себя художником, а не священником. И остался художником.

Дмитрий на пленэре в Ульяновской области, 2016 год Дмитрий на пленэре в Ульяновской области, 2016 год

– То, чем занимаетесь вы – реалистическое направление в живописи, – сегодня востребовано на арт-рынке?

Дмитрий:

– Реалистическое искусство постепенно распалось на разного рода «измы» – конструктивизм, кубизм, супрематизм и тому подобное, начался триумф Малевича, Шагала, Кандинского. Конечно, им надо отдать должное, они дали толчок дизайну. Но при этом пропала цель искусства – отражать красоту окружающего мира. Я интересовался вопросом, почему столь благодатную почву получили эти «измы». Оказалось, что не только время было переломное, но и хорошая финансовая подпитка шла из-за границы. Определенные службы иностранных держав целенаправленно финансировали уничтожение русского классического искусства. Задача состояла в том, чтобы изнутри ослабить русского человека.

Лет пять назад в Кувейте я попал на выставку какого-то современного иранского художника. Меня поразило, что в его работах не было даже намека на принадлежность к великой культуре своей страны. Ведь иранское искусство формировалось веками – сочные краски, отточенные линии, неповторимые персидские орнаменты. А тут я увидел какие-то безликие композиции из геометрических фигур. Так мог рисовать человек и в Германии, и в Чили, и в Канаде. На мой взгляд, это печально, потому что каждый художник формируется в определенной национальной среде, имеет некий генетический культурный код, и посредством своих работ передает это потомкам, как эстафету. Искусство должно быть самобытным, только тогда оно привлекает зрителей. А там, в Кувейте, был пустой зал, никого не интересовали эти работы. Я просто зашел по незнанию. В принципе, смотреть такое искусство человек по доброй воле не пойдет, потому что оно в душе не откликается. На подобные выставки заманивают зрителей через какие-то организации, фонды и аукционы, уверяя, что это и есть «настоящее искусство», что это «современно» и «креативно». На мой взгляд, абстракция человека разрушает, и культуру в целом разрушает. Ведь цель глобализма в том, чтобы стереть индивидуальные черты, чтобы легче было согнать всех в одно стадо.

Дмитрий с 2-мя сыновьями в Манеже на выставке, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, 2019 год Дмитрий с 2-мя сыновьями в Манеже на выставке, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, 2019 год

Эльмира:

– На самом деле современное искусство – это не направление, а то, что создается в наше время.

Дмитрий:

– Отец рассказывал, что когда он учился в институте, пытаясь найти свой язык и свое мировоззрение, взялся копировать Давида Штеренберга. Его отругали. И он понял, что это вещи не для копий, что лучше классиков копировать. А когда Эля училась, к ним пришла преподавать одна известная художница, которая раскритиковала реализм, сказала, что рисовать елочки, березки и стожки – банально. Ее мнение повлияло на студентов, они усомнились в реалистическом искусстве и стали искать некую «оригинальность». Студентов легко сбить с толку. И ведь на самом деле кто-то выделяет деньги, гранты на то, чтобы пропагандировать так называемое «современное искусство».

Эльмира:

Художник может помочь человеку обратить внимание на красоту – и через это понять смысл жизни

– К тому же суть станковой живописи сводится совсем не к изображению елочек, березок и стожков. Русские пейзажисты отличаются от, например, импрессионистов тем, что они сумели сохранили дух России и школу мастеров пейзажа. Художник может помочь человеку обратить внимание на красоту вокруг – и через это понять смысл жизни. Ведь человек должен не просто жить, без конца потребляя развлечения, «не просто небо коптить», как говорили Ткачевы, но дарить добро и любовь. В этом и есть предназначение художника, как бы высокопарно это ни звучало. Мне очень нравится высказывание художника Пластова, могу процитировать его:

«Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия, – на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись».

– Боюсь, современные «творцы» с вами не согласятся.

Дмитрий:

– Сейчас насаждается идеология обезличенного искусства, чтобы подогнать Россию под лекало Европы, якобы для того, чтобы нас там «признали». Это все искусственно делается. По большому счету, «раскрутить» можно любой жанр, если это кому-то идеологически угодно. Культивируется единообразие и обезличивание, для того чтобы создать всемирную цифровую платформу, чтобы культура тоже была однородно-безликой.

Дмитрий с сыновьями на этюдах в Ульяновской области, 2016 год Дмитрий с сыновьями на этюдах в Ульяновской области, 2016 год

Эльмира:

– Чтобы не было национального лица, чтобы не было патриотизма.

– Это уже политика.

Дмитрий:

– Все взаимосвязано. И корни уходят глубоко. Я интересовался этим вопросом, нашел речь Сталина на встрече с деятелями культуры в 1946-м году. Он говорил о том, что груда металла и винтиков душу не тронет, что искусство должно быть живым.

Дмитрий и Эльмира Петровы с 2-мя детьми в мэрии Москвы в день вручения им ордена «Родительская слава», 2019 год Дмитрий и Эльмира Петровы с 2-мя детьми в мэрии Москвы в день вручения им ордена «Родительская слава», 2019 год

Глобализм, который нам насаждают, нивелирует национальность, понятие Родины, ценность семьи

Эльмира:

– Только реалистичный образ может вызвать у человека эмоции: улыбку, слезы, желание жить и понимание, ради чего жить. Вспомнить даже плакаты времен Великой Отечественной войны. Почему они помогали победить? Потому что на них был изображен не черный квадрат, а реалистичные люди, в которых бойцы узнавали своих матерей, жен, детей – и шли в бой за них. Я сейчас говорю не о советской пропаганде, а о реализме в искусстве. Глобализм, который нам насаждают, нивелирует все человеческие грани – национальность, понятие Родины, ценность семьи. Вроде некое единство, и в то же время – ни о чем.

Дмитрий:

– То, что сегодня происходит с нами, – не случайно. Весь мир борется с вирусом, но этот вирус – в нас самих. Возможно, пройдя через это испытание, мир изменится, потянувшись к настоящему.

С Дмитрием и Эльмирой Петровыми
беседовала Ольга Лунькова

25 мая 2020 г.

В период карантина у Дмитрия и Эльмиры Петровых открылась виртуальная выставка.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Смотри также
Легко ли быть художником? Легко ли быть художником?
Антон Овсяников
Легко ли быть художником? Легко ли быть художником?
Беседа с Антоном Овсяниковым
Настоящий художник должен идти в русле сотворчества, следовать за Богом, видеть мир во всех его проявлениях в Божьих лучах и пытаться передать эту красоту другим людям.
«Подлинность искусства проявляется в его благотворном влиянии на душу» «Подлинность искусства проявляется в его благотворном влиянии на душу»
Дмитрий Нечитайло
«Подлинность искусства проявляется в его благотворном влиянии на душу» «Подлинность искусства проявляется в его благотворном влиянии на душу»
Беседа с художником Дмитрием Нечитайло
Новаторство – это когда с обоймой настоящего искусства, в контексте набранного опыта, с беседой прожитого сердца – идешь вперед, захватывая побольше света.
«Я очень вас всех люблю» «Я очень вас всех люблю»
Илью Глазунова воспоминают родные
«Я очень вас всех люблю» «Я очень вас всех люблю»
Илья Глазунов в воспоминаниях родных и близких
Отец всегда говорил: «Жизнь тленна… У нас очень мало времени! Надо тратиться, надо много работать!» Он окутывал вихрем своей нескончаемой энергии.
Комментарии
Ирина30 мая 2020, 12:50
Дмитрий и Эльмира Петровы - настоящие честные художники, люди щедро делятся своим талантом с окружающими, бережно воспитывают новое поколение художников. Я благодарна Богу за встречу с этой парой и семьей. Моя старшая дочь уже несколько лет учится у этих замечательных людей в художественной школе при Воскресной школе нашего общего прихода. Я свидетель, как нашим детям передается чувство прекрасного, как преподается классическая школа рисунка и их не просто учат рисовать, писать картину- рисунки оживают, т.к. и Эльмира, и Дмитрий учат главному - писать с душой, замечая и передавать в мелочах прекрасное.
Благодарю вас, Дмитрий и Эльмира, за это интервью. Надеюсь на скорую встречу. С Богом!
Ольга26 мая 2020, 13:46
Спасибо всем, кто взял это интервью и познакомил широкий круг читателей с этой прекрасной семьей талантливых художников и настоящих духовных людей. Смотришь телевизор, читаешь Интернет- и кажется, что все опошлилось, все безысходно... а ведь нет! Рядом с нами живут чистые люди, патриоты своей страны и своего призвания, которые тихо и незаметно делают свое дело. И это вселяет надежду и показывает пример для каждого из нас. Несмотря на то, что мне нравятся талантливые абстракции, хорошо вписывающиеся в минималистский интерьер, я приобрела картину Эльмиры, увидев ее на одной из выставок. Все, что висело на стенах, померкло рядом с настоящим... Спасибо, что Вы умеете жить, следуя велениям души
Галина26 мая 2020, 00:07
Замечательные и светлые работы! В них чувствуешь любовь и красоту! Спасибо!
Катерина 25 мая 2020, 22:51
Если верить идее развития общества по спирали, то мы когда-нибудь опять прийдем к реализму:) очень понравилась картина с малюткой у дерева, психологично. Спасибо всем за это интервью. Художникам Божьей Помощи в их начинаниях.
Елена О25 мая 2020, 17:05
Очень душевно! Даже я бы сказала: вдохновляюще!)))
Елена25 мая 2020, 13:18
Поклон художникам за то, что хранят традиции. Пожалуйста, учите студентов в том духе, которым сами проникнуты. Помощи Божией! Выставки русского реалистического искусства переполнены. Русский реализм - и есть современное искусство. Все "концептуальные" кривляния на его фоне выглядят фальшивыми нотами. Это камертон, и он должен звучать!
Денис25 мая 2020, 09:57
Ольга Лунькова, что вы думаете о гиперреализме, как форме особо реалистичной живописи?
ЖЖ25 мая 2020, 06:54
Очень русские картины и жизнерадостные. Очень понравилась "Весна пришла". "Гармонист" и "Возрождение" тоже с настроением. Спасибо большое, пишите (рисуйте) еще. Станковая живопись нужна. Классическая музыка тоже не всем нужна, а на ней стоят все остальные муз.направления.
Денис25 мая 2020, 06:42
Касательно "измов" в живописи, то мне интересен сюрреализм. Он хорош для иллюстраций сказок, если речь о детях по старше, которым уже мало деления мира на добро и зло, на свет и тьму, которые интересуются иными цветами, которым становятся интересны оттенки. Да и для мультфильмов хорош, если нужно показать инаковость мистического мира, странную чуждость волшебных существ, примеры "Алиса в стране чудес", "Алиса в зазеркалье". В пору увлечения виртуальной реальностью сюрреализм особенно актуален.
Денис25 мая 2020, 06:30
"Был крестильный крестик – обычный такой, алюминиевый...", а я живу рядом с алюминиевым заводом в Красноярске. Так больше вижу не красоту мира Божьего, а уродство индустриального ландшафта, даже небо порою смогом затянуто, бывает мерзкая вонь по ночам. Пусть не Ад, но Чистилище при жизни. Скажу прямо, если бы не проблемы со зрением, то и сам бы в виртуальную реальность ушёл. Так, что не осуждаю детей, которым шлем и очки виртуальной реальности заменили исковерканный взрослыми мир.
Наталья25 мая 2020, 00:53
Спасибо за публикацию. Интересные, талантливые и глубокие люди. И прекрасные картины.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×