События последних лет показали необходимость новых форм борьбы с вызовами, с которыми столкнулась Церковь. Кризис в межцерковных отношениях, запущенный Константинопольским Патриархатом, привел к ряду конфликтов между властями и Поместными Церквями. Ситуация в Черногории и на Украине требует поиска новых форматов защиты прав верующих. И, как показала практика, одним из таких форматов должна стать юридическая сфера. Именно в сфере права, в залах судов можно отстаивать интересы верующих, и делать это эффективно.
Именно в сфере права, в залах судов можно отстаивать интересы верующих, и делать это эффективно
Действия Константинопольского Патриарха Варфоломея требуют адекватного ответа со стороны РПЦ и других Церквей, несогласных с Фанаром. Очевидно, что действия Константинопольского Патриархата толкают Церкви к отпадению от Христа и новой унии с католиками. При этом в своих действиях фанариоты опираются на поддержку лояльных США властей и условного «гражданского общества», работающего в сфере общественно-политических отношений. Этот аспект детально разобрал известный публицист Александр Вознесенский.
Но и в тех странах, где отношения Церкви с государством близки к синергии, часто возникает необходимость в активности прихожан в юридических вопросах. Причем это возможно как при решении внешнецерковных вопросов, так и внутренних проблем. В православной среде не принято использовать юридические инструменты – ведь мы полагаемся на Господа, пусть как Он управит, так и будет. Однако современность диктует свои правила прихожанам, да и священникам необходимо уметь пользоваться юридическим инструментарием.
В Черногории приходы Сербской Православной Церкви столкнулись с беспрецедентным давлением со стороны властей. В середине мая черногорский президент Мило Джуканович заявил, что будет добиваться создания автокефальной этнической «церкви». Это было сказано после массовых акций протеста против задержания архиереев СПЦ. В конце 2019 года власти приняли закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», согласно которому власти имеют право отбирать церковное имущество, то есть храмы и монастыри СПЦ, коих в Черногории около 600.
«Сербской Православной Церкви придется вернуть то, что было изъято и украдено у Черногории, и она станет Церковью этнических сербов в Черногории. Но тогда мы создадим церковь этнических черногорцев и постараемся, чтобы такая церковь получила автокефалию и признание», – заявил президент Черногории.
Аналогичным образом развивается ситуация на Украине: давление со стороны властей и «гражданского общества», ориентированного на Запад, принятие законов о свободе, предполагающих как раз ограничение свобод православных. Процесс изъятия церковного имущества УПЦ в пользу ставленников Фанара – раскольников из «ПЦУ» – идет уже несколько лет.
Процесс изъятия церковного имущества УПЦ в пользу ставленников Фанара – раскольников из «ПЦУ» – идет уже несколько лет
Оппоненты Церкви работают на Украине – и в юридической сфере, и в медийной. В юридической принимаются законы, которые затем становятся основанием для судебных решений о смене юрисдикции имущества приходов. Затем уже включаются медийные инструменты и «гражданская активность» сторонников раскольников ПЦУ.
К сожалению, вопрос активности православных актуален и в России.
В качестве примера возьмём историю, которая произошла на Кубани на фоне эпидемии коронавируса. C 11 апреля, по требованию Роспотребнадзора, был ограничен доступ прихожан в храмы Екатеринодарской и Кубанской митрополии. В конце мая, когда ситуация с заболеваемостью COVID-19 в России улучшилась, митрополит Исидор обратился к властям с просьбой разрешить открытие храмов для прихожан с 8 июня.
«На сегодняшний день ни на одном заседании оперативного штаба данный вопрос не поднимался, что кажется странным. Мы не можем требовать особого отношения к себе. Наоборот, делаем все возможное для сохранения здоровья прихожан, для оказания помощи нуждающимся. Поэтому мы недоумеваем, как обращение митрополита Исидора от лица всех кубанских архиереев, духовенства и верующих может так долго оставаться без внимания?» – рассказал РИА Новости ответственный за взаимодействие со СМИ Екатеринодарской и Кубанской епархии священник Вячеслав Клименко.
Подобное равнодушие со стороны региональных властей вызывает раздражение среди кубанских верующих. По словам иерея Вячеслава Клименко,
«люди мне в соцсетях задают сотни вопросов типа: ‟Батюшка, если они даже на обращения таких высокопоставленных лиц не реагируют, можем ли мы вообще надеяться, что они услышат простой народ?” Это не вопросы политики, абсолютно. На мой взгляд, это вопросы человеческого воспитания, уважения, элементарного уровня культуры».
Позже в своем комментарии Аналитическому центру Св. Василия Великого представитель епархии сказал, что решение об открытии храмов блокирует главный санврач Краснодарского края Мария Потемкина.
Требует ли такая ситуация юридической оценки? Очевидно, да: митрополия может требовать от администрация Краснодарского края хотя бы объяснения такого к себе отношения.
Ситуации в Черногории и на Украине показывают, что массовые акции православной общественности срабатывают не всегда – это страны с высокой протестной активностью, и, чтобы власти обратили внимание на верующих, должно произойти действительно нечто экстраординарное. Зато юридические баталии в судах дают хороший результат по защите прав верующих. Особенно в этом плане интересен украинский опыт.
Юридические баталии в судах дают хороший результат по защите прав верующих
В селе Ковпита Черниговской области прихожанам Свято-Покровского храма удалось отстоять собственный храм и не допустить его передачи «инициативной группе ПЦУ». В местном суде было оспорено решение местного сельского совета о передаче имущества раскольникам.
«После решения суда сторонники ‟ПЦУ” решили подать апелляцию, но Ковпитский сельсовет отказался дальше принимать в этом участие. Апелляцию они проиграли. Решение Хозяйственного суда оставили в силе. Тогда они подали кассационную жалобу, которую суд тоже не удовлетворил», – рассказал секретарь Черниговской епархии УПЦ протоиерей Игорь Пидан.
Апелляционный суд в Донецкой области отказал раскольникам из «УПЦ Киевского патриархата» в праве собственности на Сретенский храм в селе Константиновка, захваченный ими еще в 2015-м году. После начала гражданской войны на Донбассе члены приходского совета, один из которых спонсировал строительство храма, изменили принадлежность храма на «УПЦ КП». Сейчас, после получения решения суда, еще предстоит фактический возврат храма в собственность, однако сделать это уже гораздо легче.
В Винницкой области епархия УПЦ подала множество судебных исков на переводы храмов в «ПЦУ». Кроме этого, фигурантом стал начальник управления по делам религии Винницкой облгосадминистрации Игорь Салецкий, который оказывал поддержку раскольникам. В результате сторонники раскольников уже говорят о «винницком прецеденте», который может заблокировать незаконную поддержку чиновников по захвату храмов УПЦ.
«Ситуация становится прецедентом для удерживания от активных действий со стороны других начальников таких управлений облгосадминистраций. Ведь за отсутствие действий нет никаких наказаний, а вот активные действия могут вызвать протест, огонь на них», – говорит украинская сторонница «ПЦУ» Вита Титаренко. Это очень интересная оценка с другой стороны.
Отдельного внимания заслуживает борьба со СМИ, разжигающими межрелигиозную вражду. В начале мая 2020 года наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел подал иск в суд на украинский «5 канал», который принадлежит экс-президенту Украины Петру Порошенко.
«Митрополит Павел обратился с иском в Печерский суд Киева к ‟5 каналу” в связи с распространением лживой информации о якобы призывах владыки приходить верующим в храм в период обострения коронавируса на Украине. Митрополит Павел требует от Пятого канала немедленно опровергнуть ложь и принести извинения верующим», – приводит РИА Новости слова адвоката митрополита Елены Исаевской.
Именно журналисты легализуют в глазах властей захваты храмов, нападения на священников
И это особенно перспективно для реалий УПЦ, ведь разжигание ненависти к верующим антицерковными СМИ наносит огромный ущерб. Именно журналисты легализуют в глазах властей захваты храмов, нападения на священников. Именно после сюжетов антицерковных «5 канала», «1+1», «Эспресо» на Украине происходят поджоги храмов. В апреле за две недели их произошло четыре.
Как показывает практика, даже при враждебном настрое властей в судах, оперируя юридическими инструментами, можно отстаивать интересы Церкви и ее прихожан. Наиболее перспективным и эффективным способом защиты прав верующих является комплексный подход: сбор подписей, массовые акции и юридическая борьба в судах. Привлекая церковную общественность и лояльных юристов, можно эффективно защищать Церковь в тех странах, где она испытывает давление со стороны властей и посягательства на храмы и монастыри.