Подвиг взросления

Аскетика семейной жизни

В патриархальном обществе подготовка к семейной жизни была налажена. Например, 100 лет назад в русской деревне семьи были многодетные. Ребенка постепенно вводили во взрослую жизнь, приучали помогать по хозяйству, старшие дети нянчились с младшими. Уклад жизни строился так, что дети постепенно взрослели, становились самостоятельными. Вот ключевой момент: именно самостоятельность отличает ребенка от взрослого.

Конечно, по отдельным вопросам совершеннолетние крестьянские дети оставались зависимыми, в важном вопросе выбора невесты решение принимали родители. Не стоит идеализировать патриархальную семью – были у нее свои достоинства и недостатки. К тому же абсолютное большинство семей сейчас не патриархальные, и возврат в прошлое невозможен.

Поэтому двинемся ближе к нашим дням. Уже в 1950-м г. православный писатель Сергей Фудель указывал сыну на опасность, которая коверкает жизни молодых людей:

«Покрасоваться собой часа два где-нибудь на пикнике – это одно дело, а прожить вместе 20 лет, в буднях и болезнях, – это совсем другое дело. Недавно один мой знакомый... доктор наук, сказал мне серьезно, что он признает только брак по сватовству. В этом верно то, что перед вступлением в брак должен быть какой-то расчет, какое-то зрелое рассчитывание того, как, с учетом характера и свойств ‟моих” и ‟ее”, правильно построить жизнь... не думаю, чтобы брак ‟по страсти” был бы в итоге счастлив... Страшно, если мало любви, то есть если ее заряд только два часа, а не на 20 лет»[1].

Что же нужно для семейного счастья? Нужна зрелость, взрослый ум

Видите, брак по сватовству Сергей Фудель уже не рассматривал как реальность его времени. С другой стороны, он считал брак по страсти, по скороспелой влюбленности – обреченным на несчастье. Что же нужно для семейного счастья? Нужна зрелость, взрослый ум – обдумать, как жених и невеста с их характерами будут жить вместе 20 лет, а не два часа. И, конечно, требуется аскетическая борьба за счастье. Здесь праздничной влюбленности мало, нужна любовь и зрелость, чтобы стойко пережить будни и болезни, сохранив и приумножив радость.

Подростковый возраст

В наши дни мы наблюдаем нездоровый ход взросления: сначала детей подгоняют скорее-скорее перейти в категорию подростков (это травмирует, инвалидизирует детей), а потом притормаживают, не дают подросткам стать взрослыми (мешают развиваться). Восьмилетним детям в массовом порядке навязывают «сексуальное воспитание», подростковую развязную музыку и показушные стереотипы поведения, имитирующие взрослых. Подростками легче манипулировать.

Конечно, не только низовой слой массовой культуры виноват в том, что людей загоняют в подростковое состояние. Каждый из нас наблюдал, как живущая по соседству мать-одиночка растит сына «для себя». 30 лет сын живет с мамой, приготовить себе еду не может, жены и детей нет. В 1980-е гг. считалось, что подростковый возраст – примерно от 12 до 18 лет. Сейчас сложнее: 9-летние дети ведут себя как подростки, а 40-летний мужчина бросает жену и ребенка, с подростковым легкомыслием оправдывая свой грех. Как ему объяснить, что такое мужская ответственность за семью?

Это чисто аскетическая задача – отвечать за свои поступки. Покаянная память о Страшном Суде помогает нам в этом. Некоторые считают, что покаяние снимает с человека ответственность за злые дела и слова. Напротив, настоящее покаяние выращивает в нас чувство ответственности. Покаяние помогает нам быть взрослыми, а не казаться взрослыми, – подросток выругался матом, глотнул пива и на этом основании чувствует себя мужчиной. У людей вырабатывается установка быть «вечно молодым» подростком.

Нашим детям сейчас трудно взрослеть, приходится плыть против течения

Нашим детям сейчас трудно взрослеть, требуется настоящий подвиг взросления, приходится плыть против течения. Поможем им. Без взросления человек неспособен раскрыться, создать семью, повести за собой вверенных ему Богом людей. Конкретнее это сформулировал протоиерей Феодор Бородин:

«Если ребенок научился, допустим, без напоминаний, сам следить и отвечать за вынос мусорного ведра, то, когда он вырастет, любая задача будет ему по плечу», – он и семью крепкую создаст, и предприятием управлять сможет[2]. Так и есть.

Большое дело – помочь детям: потихоньку приучать их к самостоятельной жизни, распределяя обязанности по дому. Чтобы сынишка четко знал: мусорное ведро выносит он. Постепенно приучать его обслуживать себя, выполнять свой круг обязанностей для всей семьи. Чтобы он привыкал думать о приготовлении обеда, покупке одежды, зарабатывании денег. Планировал, реализовывал, как взрослый.

Работа и хобби

У каждого из нас есть талант от Бога. Яркий талант человека можно увидеть даже в его детских играх. Говорят, Саша Суворов так замысловато играл в солдатики, что друг семьи Суворовых, заметив в игре талант мальчика, попросил отца подумать о военной службе для Саши. В результате получился гениальный полководец, отважный воин, защитник России.

Детские игры перерастают в увлечения. Один ребенок ходит в кружок рисования, другой увлечен моделированием летательных аппаратов, третий бежит в секцию вольной борьбы. Эти увлечения могут ставить вопросы о будущей профессии ребенка. Кому-то в школе математика дается, а литература – нет. Значит, у ребенка математический склад ума, возможно, юный математик будет работать программистом. Конечно, для этого нужно настойчиво учиться годами. Серьезная учеба и есть для ребенка аскеза, не сомневайтесь. От родителей требуется забыть о своих мечтах, сосредоточиться на интересах ребенка, не навязывать сыну или дочери чужую линию жизни, разглядеть талант в ребенке, вникнуть в его интересы, помочь таланту раскрыться. Всё это – с терпением и любовью, бережно и целеустремленно. Вот аскеза для родителей и для ребенка, синергия (содействие).

В XIX с работой было достаточно ясно и стабильно: обучился ремеслу – и работай, как твои деды; поступил на службу – и занял место, подходящее для твоего сословия. Промышленные революции и прочие общественные события изменили нашу жизнь. XXI век заставляет нас учиться в университете, доучиваться на рабочем месте, через 5 лет работы переучиваться. Мы приобретаем знания и навыки в одной профессии, а потом приходится переключаться на другие навыки или на вторую профессию.

Современные профессии православный мыслитель и трейдер Нассим Николас Талеб делит на две большие группы:

  1. В Среднестане оказываются профессии «середняков», в которых не происходит ничего из ряда вон выходящего. Так, человек учится на стоматолога, работает, будет иметь нормальный стабильный заработок, но не разбогатеет за один день.
  2. В Крайнестане живут трейдеры, писатели, здесь учеба и работа не дает стабильного результата. Победитель получает всё, проигравшие живут на положении «бедняков». Кто окажется победителем, зависит от так называемого «черного лебедя», то есть от непредсказуемого события, которое влечет за собой большие последствия. В современном мире наблюдается массовый отток людей в Крайнестан.

Бизнес-сообщество высоко оценило книги Талеба «Черный лебедь», «Антихрупкость», «Рискуя собственной шкурой». Книги Талеба – о том, как человек может жить в современном мире с его рисками, неопределенностью, используя эту неопределенность как шанс укрепить свои позиции. В своих книгах он опирается на знание законов американской экономики и оснований европейской культуры, на свой житейский опыт, исторические примеры и – что важно для нас! – на Евангелие, на православную традицию. Жаль, что в русских переводах Талеба религиозная составляющая передана крайне неудачно. Для Талеба размышления о работе и духовной жизни неразделимы.

Отделять работу от хобби/волонтерства – еще одна аскетическая задача для взрослеющих подростков. То, чем я увлекаюсь, что люблю делать, – может быть не очень-то и нужно людям, значит, и заработка не даст. Или другой вариант: это востребовано в обществе, но я не умею делать это хорошо, не выдерживаю конкуренции с профессионалами. Что тогда? Пусть это будет моим хобби, а не профессией. Надо смириться и найти подходящую работу, при этом не бросать любимое дело, заниматься им на досуге.

С работой сопряжены две крайности. Первая крайность – ленивый паразитизм: «Мама заставила поступить в университет. Диплом я получил. Нормальной работы по специальности нет». Однако есть расчет, что мама будет кормить. Такое пассивное отношение к жизни, инфантильное, недостойное взрослого человека, несовместимое с созданием семьи, кончается часто катастрофой.

Работать, преодолевая скуку и другие трудности, – это аскеза. Епитимья от Бога, данная падшему Адаму

Вторая крайность – нездоровый карьеризм: «Жить от зарплаты до зарплаты не для меня. Надо устраиваться по-умному. Хорошая работа – когда поменьше работаешь, побольше получаешь и ни за что не отвечаешь». С таким настроем хотят уехать на социальном лифте на верхние этажи. Не взбираться по социальной лестнице, проходя все ступеньки, а сразу оказаться в нужной кабинке, нажать кнопку и взлететь под облака. Много есть грязных способов взлета: «съесть» конкурента, заключить брак по денежному расчету. На «людоедстве» и фиктивном браке счастья не построишь.

Сергей Фудель с женой и сыном Сергей Фудель с женой и сыном Работа предполагает добросовестный квалифицированный труд, ради работы приходится чем-то жертвовать[3]. Труд может быть скучным. Работать, преодолевая скуку и другие трудности, – это аскеза. Епитимья от Бога, данная падшему Адаму. Сергей Фудель говорил сыну:

«Не труд страшен, а бессмыслица в труде. Но советую тебе и в этом не унывать, то есть и среди бессмыслицы искать какую-то свою тропинку»[4].

Кто ищет, тот найдет.

Выше работы находится служение (воинское, священническое, врачебное). Оно требует от человека большего, чем обычная работа, – готовности в нужный момент пожертвовать собой, жизнь отдать. Подумаем над судьбой апостола Павла. Он учился у Гамалиила – знатока Священного Писания, зарабатывал изготовлением палаток – простым физическим трудом. При этом Христос призвал его на апостольское служение, к мученическому подвигу. В судьбе апостола было служение и работа. У других людей – работа и хобби. Или две работы (для заработка и для души).

И люди, ушедшие из мира, продолжают трудиться. Преподобный Венедикт Нурсийский призывал монахов: «Ora et labora», то есть: «Молитесь и трудитесь». Вот два занятия, которые создают ритм жизни всех христиан.

Брак

Среди молодых людей сейчас распространено нежелание создавать настоящую семью. Семью подменяют незаконным сожительством, лукаво именуя его «гражданским браком». Ведутся лукавые разговоры о том, что штамп в паспорте «Семейное положение» – простая формальность. Хочется спросить: «Тогда и весь паспорт – формальность? Тогда не надо паспорт получать? И деньги тоже формальность? – Тогда не пользуйтесь документами и деньгами, возвращайтесь к доисторической эпохе».

Всё это подростковое лукавство. В суррогатный «гражданский брак» вступают не повзрослевшие люди. Не берут они ответственность за свои поступки, поэтому и отговорки придумывают… «Муж» не хочет идти в ЗАГС. «Жена» делает аборт. Это всё аскетические проблемы. Избегая ответственности за свои поступки, люди находят им благозвучные названия. Вместо «блуд» говорят «гражданский брак». Нейтральным словом «аборт» называют грех, равный по тяжести детоубийству.

Вместо «блуд» говорят «гражданский брак»

Важная сторона аскетической подготовки к семейной жизни – избегать любых суррогатов супружеского ложа, сохранить себя до брака. Сейчас это особенно трудно. Секс-индустрия сделала «девственность» ругательным словом, украла исконное благородство в звучании этого слова. А ведь в нашем народе потерять девственность до брака традиционно понимали как «потерять себя».

Тем семейным людям, у которых была добрачная связь, нелегко сохранять супружескую верность. У них нет того единственного человека на всю жизнь: была одна связь, потом вторая, брак; в принципе, возможна и третья связь. А супружеская неверность – предательский страшный удар – разваливает даже крепкие семьи.

Хорошо сказал старец Иоанн (Крестьянкин) о супружеских отношениях:

«Плотская любовь – это одна из составных частей брака – и благословляется она в таинстве брака, и грех тому, кто дерзнет ухудшать[5] брак. Богом благословлено два пути ко спасению – брак и монашество, и оба пути крестные»[6].

В подвиге взросления участвует не только взрослеющий подросток, здесь много зависит от родителей. Подвиг родителей – помогать своему ребенку взрослеть:

«С ранних лет готовить детей к будущей семейной жизни, чтобы нахлынувшие чувства не выбили почву из-под ног молодого человека. Мать с дочерьми должна говорить, отцу удобнее сыновей воспитывать»[7].

Один из критериев взросления – у подростка меняется отношение к родителям в лучшую сторону. Всем известное подростковое непонимание, неприятие родителей тает. Возобновляется любовь к родителям, которая была в детстве. Но теперь эта любовь не детская, а взрослая. Взрослая, зрелая!

[1] Фудель С.И. Собрание сочинений в трех томах. Т. I. М., 2001. С. 331–332.

[2] Федор Бородин, прот. Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка. М., 2018. С. 184.

[3] В исключительных обстоятельствах (война, стихийное бедствие) труд может быть самоотверженным, в каких-то случаях можно говорить о самопожертвовании.

[4] Фудель С.И. Цит. изд. С. 393.

[5] То есть охаивать.

[6] Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Псково-Печерский монастырь, 2004. С. 299–300.

[7] На пути к вечности: воспоминания духовных чад о периоде жизни отца Иоанна (Крестьянкина) после заключения с 1955 года по 2006 год. М., 2018.С. 254.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Законы Российской империи о родительской власти Законы Российской империи о родительской власти
Денис Халфин
Законы Российской империи о родительской власти Законы Российской империи о родительской власти
Денис Халфин
Всякая родительская власть естественным образом предполагает любовь, иначе она превращается в деспотизм, и сей факт учитывало законодательство Российской империи.
Любовь в браке Любовь в браке
Митрополит Лимасольский Афанасий
Любовь в браке Любовь в браке
Размышляя над словами обручения...
Митрополит Лимасольский Афанасий
В любви есть благородство. Когда ты любишь другого человека, другой чувствует, что существует как человек, как личность.
Воспитание – фитнес души Воспитание – фитнес души
Андрей Рогозянский
Воспитание – фитнес души Воспитание – фитнес души
Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании
Андрей Рогозянский
Кризис педагогики и кризис самовоспитания взрослых взаимосвязаны. Сознательная и целенаправленная работа над собой – редкость для нашего времени.
Комментарии
Natalie15 июля 2020, 01:55
Согласна с Катериной! :)
Катерина 9 июля 2020, 17:37
Елена 9 июля 2020, 14:04 -- ну пусть не 2, пусть даже 10 Ваших знакомых кандидаток наук, но нерепрезентативно, с учетом 3% верующих христиан эти женщины капля в море для России, исключение, к тому же общий средний уровень образования в России вообще несравним с Африкой, даже как-то неудобно их сравнивать, для Африки российская необразованная женщина тоже вроде кандидата наук в России.
Елена 9 июля 2020, 14:04
Катерина 8 июля 2020, 09:51 "высокий уровень рождаемости в странах с низким уровнем образования населения". В России сейчас совершенно иная тенденция. Многодетность - это всё чаще выбор православной интеллигенции. У меня две подруги - многодетные мамы - выпускницы МГУ. На приходе даже доктора и кандидаты наук есть. А вот в социальных низах, да, один ребёнок - стандарт. Уже и 2 ребенка далеко не у всех. Контрацепция давно шагнула в массы и стала дешевой и общедоступной. Так что многодетность сейчас это явление осознанное. И как правило, религиозно мотивированное.
Катерина 8 июля 2020, 09:51
Руслан, закрытые фабрики и есть плоды нео-либерализма. Денис, высокий уровень рождаемости в странах с низким уровнем образования населения или вообще вне всякого уровня. Украина и Россия как ни странно в этом плане держатся, вероятно, сказывется традиционная тяга к образованию. С борьбой и через немогу, но люди дают хорошее образование детям (в сравнении с Африкой). Я читала статью в Комсомолке, посвященную старообрядцам в Сибири. Так там девушку сразу после окончания шеолы выдают замуж, после чего женщина начинает рожать детей. В странах Ср. Азии в принципе то же.
Руслан, Украина 8 июля 2020, 00:39
Денис, я знаю не мало семей, которые боялись рожать детей здесь, а когда переехали в ЕС и крепко стали на ноги детей родили там. Либерализм винить смешно. У меня есть родственники и друзья среди грузин и осетин (живущие в РСО). Демография у них гораздо хуже, чем раньше. И причина тому не либерализм. Со слов местных банально закрылись многие заводы в 90-ых. Безработица высокая, жильё недоступно. Причём самая низкая рождаемость там в районах, где у многих даже нет Интернета. Тоже либерализм виноват?
Руслан, Украина 8 июля 2020, 00:36
Денис, у нас полностью платная медицина, многие с трудом платят коммунальные услуги, питаясь при этом самыми дешёвыми продуктами и зачастую содержа стариков, на пенсии которых жить невозможно. Жилье недоступно, а Украина - не Бангладеш, где можно жить на улице. Так что все эти разговоры, что в низкой рождаемости в нашей стране виноват либерализм говорить глупо. В либеральных странах местные рожают больше, чем в Украине. Когда многие люди у нас не могут свои базовые потребности закрыть, то винить либерализм некорректно. И да, самая низкая рождаемость у нас как раз в самых нищих областях, где ужасная безработица и где многие, думаю, даже не знают смысла слова "либерализм".
Денис 7 июля 2020, 17:35
Руслан, рождаемость обычно высока в бедных странах при сохранении там традиционного общества. На руинах Украины бедность сочетается с желанием слишком многих подражать либеральному, всё более безбожному Западу. При этом Западу не до украинского превращения в витрину западничества. Уже в самих США валом валят статуи отцов - основателей, а ЕС вовсе вместо сверхдержавы превратился в аморфное образование в состоянии полураспада. Помимо отъезда в Россию или Польшу в зависимости от мировоззрения, нет хотя бы относительно надёжных вариантов для молодых людей на руинах Украины, даже при том, что у нас с поляками тоже отнюдь не райская жизнь.
Руслан, Украина 7 июля 2020, 13:36
Соответственно бедность, отсутствие своего жилья, перспектив и невозможность создать семью по вышеназванным причинам как раз будут способствовать росту маргинализации, инфантилизации и виртуализации.
Руслан, Украина 7 июля 2020, 10:35
Денис, тут ещё проблема в материальном, как ни крути. Раньше я общался на этом сайте и мне все писали, что чем богаче стране, тем ниже рождаемость и количество семей. В Украине традиционалисты очень любили кричать, что рождаемость от финансов не зависит. А что в итоге? А в итоге рождаемость в Украине уже ниже, чем в большинстве западных стран. Прогнозируют, что в скором времени рождаемость у нас будет самой низкой в Европе. С каждым годом рождаемость хуже. При этом уровень смертности один из самых высоких в мире у нас. Никакие либеральные ценности и близко не нанесли такого удара по рождаемости,как это делают бедность, недоступность жилья, платная медицина, отсутствие соц.лифтов, неравенство
Руслан, Украина 7 июля 2020, 10:24
иПавел, извините, но мне кажется, что виртуализации наоборот будет всё больше расти. У нас очень много молодых людей, у которых вообще нет никаких перспектив в родной стране. Я вижу у многих в глазах депрессию и безысходность. Мне кажется, что виртуализация это не очень хорошо, но если выбирать между виртуализацией и пьянством, наркоманией от безысходности, то лучше пусть будет виртуализация.
Денис 6 июля 2020, 16:37
Руслан, согласен с вами. Монастыри - это не выход для молодых, здоровых людей тем более в эпоху вымирания православных народов. При этом искусство создания семейных общин вроде раннехристианской в Церкви, увы, утрачено.
иПавел 6 июля 2020, 00:08
Руслан, бедственное положение в стране или в семье, конечно, заставляет людей искать заработок и там, где они не планировали. Абсолютной стабильности нет. Но и эти активные поиски не должны быть любой ценой, иначе можно с отчаяния потерять себя.Про виртуализацию, инфантилизацию - да, этот процесс идёт, но сопротивляться этому процессу от нас зависит и наших детей. С Божьей помощью сопротивляемся! 20 лет назад казалось, что физкультура убита навсегда, сейчас постоянно встречаешь на улицах бегунов, велосипедистов и т д. Не будем унывать
Руслан, Украина 5 июля 2020, 12:28
А так думаю, что и дальше будет маргинализация и инфантилизация молодых поколений. Старые традиционные ценности в реальности не работают вообще (как бы мы не заявляли об обратном), перспектив у простых людей нет никаких. Поэтому молодые люди всё больше будут погружаться в виртуальный мир уходя от реальности, которая давит на них. Как раз сегодня читал статью про то, что у нас всё меньше семей создаётся и всё меньше детей рождается c каждым годом.
Руслан, Украина 5 июля 2020, 12:17
"Или другой вариант: это востребовано в обществе, но я не умею делать это хорошо, не выдерживаю конкуренции с профессионалами. Что тогда? Пусть это будет моим хобби, а не профессией. Надо смириться и найти подходящую работу, при этом не бросать любимое дело, заниматься им на досуге." Сказано правильно, но увы, не про наши реалии. Знаю огромное кол-во людей у нас, которые рвутся в направление где хорошо платят, они ненавидят эту работу, она им не по душе, но бедность и нищета их так достали, что они готовы мучаться на не любимой работе, которая даётся с трудом, но лишь бы деньги нормальные платили. Одно дело жить на обычную зарплату в Германии, совсем другое в Украине.
Наталия 3 июля 2020, 12:06
Иулиания, 1143 это не вместо имени, это число, напечатанное на картинке, не туда попало. Вопрос выбора пути остается открытым? Да, открытым. И пусть остается пока. Если пытаться закрывать его преждевременно, пытаясь пристроить себя непременно или замуж или в монастырь, можно не достигнув желаемого (а ведь это не статус, наверное, а нечто иное), иметь по итогам разочарование в вере и всерьез испорченные отношения с людьми там, где эти отношения могли бы быть простыми и хорошими. Тосковать из-за неустроенности личной – то же нет пользы никакой, вред один только. А как услышать ответ Божий о себе, об этом священников учат объяснять. Помощи Божией Вам!
Наталья 3 июля 2020, 11:05
иПавел, а вы, оказывается, автор, а я и не поняла.) Ну, значит, верно я подумала: будет еще цикл отдельных публикаций по каждой теме. Спасибо, будем ждать.
иПавел 3 июля 2020, 08:58
Наталья, семейную аскетику я делю на ряд этапов, на каждом из них свои аскетические задачи: взросление (об этом данная статья) - выбор невесты и жениха (об этом след статья)- венчание - молодожены - рождение и воспитание детей -(развод, усыновление) - помощь в воспитании внуков - подготовка к переходу в вечность
3 июля 2020, 00:36
Больше мне ничего не надо, никаких удовольствий, ни спасений, лишь бы иметь тех, за кого положить душу и кто примет эту жертву не плотоядством хищника, но с благородным достоинством. Христиане точно не поймут! Зря надеялась, что окажусь в обществе близких по духу, простите, ноги моей здесь больше никогда не появится
рБ Марина 2 июля 2020, 22:42
СПАСИ ГОСПОДИ батюшка ПАВЕЛ за статью!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!
Иулиания 2 июля 2020, 21:40
В ответ 1143: Что же вы вместо имени себя цифрами обозначили?) Семья - малая церковь. Не хорошо быть человеку одному. Женщина спасается в чадородии. Угождать Христу можно супругам в семье вместе. А Господь, увы, не придет и не ответит: тебе нужно быть вот здесь или вот там. С тем или с этим. Поэтому вопрос остается открытым.
Наталья 2 июля 2020, 21:38
иПавел, речь о том, что каждая из этих тем серьёзная и глубокая, требует отдельной статьи. А получился как бы блиц понемногу о каждой в одной статье. То же узнавание в себе профессионального таланта, выбор будущей профессии - об этом можно говорить и говорить. Но кому-то и такая статья будет в помощь, конечно. И, кстати (это уже не вам): действительно, путей спасения не только два: монашество и брак. На земле живут и миллионы одиноких и вполне себе хороших людей, есть среди них и верующие. Им заказан путь ко спасению? Конечно, нет. И слава Богу.
Сергей_Соколов 2 июля 2020, 19:36
Статья актуальная. По ряду вопросов помолился - может проблемы исчезнут. Аминь.
иПавел 2 июля 2020, 18:56
Наталья,этот "комок разных тем" объединяется темой - подвиг взросления, см заголовок. Если подросток с этим "комком" не разберется, он не повзрослеет, не создаст крепкую православную семью.
Наталия 2 июля 2020, 18:48
И еще, на мой взгляд, не совсем верно ставить выбор между семьей и монашеством. Противоположностью семейной жизни является жизнь безбрачная. А противоположностью монашеской - жизнь мирская. Монахи уходят из мира, в своем же монастыре называют себя семьей.
1143 2 июля 2020, 18:23
Иулиания, полагаю, что слова отца Иоанна Крестьянкина о браке и монашестве следует понимать на основе послания апостола Павла к Коринфянам "незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения (35, 36)".
Наталья 2 июля 2020, 18:05
Что-то в один комок собраны разные темы: и отношение к работе и хобби, и отношение к интимной жизни и браку, и подготовка к браку, и воспитание детей. И покаяние затронуто. И то одна, то другая цитата на разные темы.Такие важные, глубокие вопросы и по верхушкам в одной статье - не самый удачный вариант подачи материала читателю, имхо. Возможно, это как предисловие к дальнейшей публикации по каждой теме отдельно?
Лариса_ 2 июля 2020, 17:40
Спасибо.
иПавел 2 июля 2020, 15:42
Уважаемая Иулиания, Ваш вопрос - к Богу: скажи мне, Господи, путь воньже пойду.
Иулиания 2 июля 2020, 13:01
Что же делать тем, у кого ни семьи, ни монашеского пути?..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×