Новый статус константинопольской Софии

    

В полуторатысячелетней истории Святой Софии наступил новый рубеж эпохального масштаба. В далеком прошлом ее превращение из православного храма в мечеть совпало с началом нового времени: из разных вариантов хронологической границы между Средневековьем и Новым временем самым убедительным и почти общепринятым является 1453 г., когда пал Константинополь, завоеванный османами. Столица православной империи стала резиденцией османского султана Мехмета Завоевателя. Кафедральный храм Константинопольской Патриархии был им обращен в мечеть. В 1934-м г. по воле основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка Святая София стала музеем, и вот, по указу президента Турции Э. Эрдогана, ей еще раз поменяли статус – она снова обращена в мечеть. Многочисленные протесты против этого несколько лет назад задуманного и заранее публично обещанного акта не возымели желаемого эффекта, были проигнорированы Анкарой.

Многочисленные протесты были проигнорированы Анкарой

Это событие воспринято православным миром, христианами разных конфессий, культурным сообществом с горечью. Для православных русских людей Святая София особенно дорога – и потому, что посещение ее посланцами Великого князя Руси равноапостольного Владимира, их рассказ о том, что они видели и что пережили, пребывая в этом храме: «Мы не знаем: на небе ли мы находились или на земле, потому что на земле нет такого вида и красоты, и мы не в состоянии их описать; знаем только, что там с людьми обитает Бог», – послужили князю толчком к принятию решения о собственном Крещении и Крещении своего народа.

В сложившейся ныне ситуации необходимо трезво и адекватно оценить характер и масштаб понесенной утраты. Непревзойденное творение великих архитекторов Анфимия из Тралл и Исидора из Милета не было разрушено президентским указом. Сохранились и софийские мозаики, и среди них шедевры, представляющие высшие достижения христианского искусства. А с другой стороны, и в ту пору, когда Софийский храм имел статус музея, в нем все равно не было места для общественной молитвы, для православного богослужения, молиться же сердечной и умной молитвой в этой святыне ничто не мешало христианским паломникам и в те времена, когда она была мечетью.

Ради справедливости следует напомнить о том, что османские турки не первыми дерзнули покуситься на эту святыню. В VIII столетии храм пережил натиск иконоборцев, сбивавших с его стен мозаику. В начале XIII века собор ограбили крестоносцы. Вообразив, по своему дикому невежеству, что мозаичная смальта сделана из золота, они вырубали ее топорами. И, наконец, два столетия спустя, когда церковь стала мечетью, многострадальные мозаичные панно, покрывавшие ее стены, соскребались либо закрывались штукатуркой. Сохранившиеся под ней мозаичные изображения открыты реставраторами в музейный период истории храма.

Святая София и поныне остается величайшим творением из всего созданного руками человека

Несмотря на понесенные утраты, Святая София и поныне остается величайшим творением из всего созданного руками человека, она по-прежнему несет на себе отблеск горнего мира, видимые знаки прикосновенности к Божественному совершенству. Русский художник М. Нестеров, побывавший в Софийском храме в бытность его мечетью, под впечатлением от увиденного писал:

«Святая София, не кажущаяся грандиозной с моря, вблизи огромна. Куча позднейших мусульманских пристроек исказила первоначальные формы. Однако стоило войти внутрь храма, как все изменилось... Почти от самого входа... виден почти весь свод купола, столь схожего со сводом небесным. Необъятность его – необъятность неба, чего, конечно, нельзя сказать про купол римского Петра, такой тяжелый, давящий... Простор купола, его как бы безграничность, – поразительна».

Горечь христиан по поводу акта президента Турции естественна, но реакция православного мира на перемену статуса Софии не может совпадать с той, которая выражена была в заявлении по этому поводу руководства Всемирного совета Церквей. В нем этот акт Э. Эрдогана охарактеризован как «удар по делу объединения религий». Возможно, что это только неудачное выражение, что в виду имелась солидарность людей, принадлежащих к разным религиозным общинам, но отстаивающих при этом некоторые общие ценности. А вот «объединение религий» – это вредоносная утопия, к реализации которой могут сознательно стремиться лишь люди, лишенные религиозной веры.

Но что будет со Святой Софией, когда исполнение указа Эрдогана примет конкретные черты? Какими станут реальные условия ее посещения? С турецкой стороны сделаны заверения, что доступ в Айа-Софию останется свободным и даже будет бесплатным, каким он не был до сих пор. Пессимисты и скептики могут сказать: лиха беда начало. Но реалистичный взгляд на ситуацию не дает оснований, по меньшей мере в близкой перспективе, для опасений, что, став мечетью, храм будет закрыт для его посещения «неверными».

Главная обеспокоенность ныне – о сохранности софийских мозаик. Известна традиционная нетерпимость ислама, равно как и иудаизма, к священным изображениям, которая в прошлом шла дальше – до запрета всех видов фигуративного искусства, так что талант художника мог реализовываться в неистощимой изобретательности при создании орнаментальных украшений. Современная Турция далеко ушла от былой идиосинкразии по отношению к изображениям: они присутствуют в ее городах и весях на каждом шагу – там до сих пор нет, наверно, города, который не был бы украшен статуей Кемаля Ататюрка, – но в мечетях никаких священных и иных фигуративных изображений, как и встарь, не допускается. С обращением Святой Софии в мечеть на этот счет будут, конечно, приняты решения. Какие именно – пока не ясно. Сделаны, однако, официальные заверения, что режим охраны памятников, предусмотренный Юнеско для объектов «Всемирного наследия», каковым Святая София признана была еще в 1985-м г., будет неукоснительно соблюдаться и впредь, а этот режим исключает не только уничтожение, но и всякое повреждение охраняемых шедевров мирового значения. Хорошо, если в этом отношении перемена ограничится занавешиванием мозаичных панно на время мусульманской молитвы. Чудовищная перспектива уничтожения софийских мозаик на сей день не просматривается: умеренный исламизм, влиятельный в современной Турции, далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила, Алькаиды или Талибана.

Умеренный исламизм далеко отстоит от фанатизма вандалов из Игила

Есть мудрая народная поговорка – после драки кулаками не машут. А вот анализировать причины поражения всегда полезно и уместно ради уроков на будущее. За печальным для нас, христиан, решением, принятым в Турции, видятся, по меньшей мере, два основных фактора.

Один лежит в стороне от усилий христианской и культурной общественности предотвратить происшедшее. Его корни – внутри самого турецкого общества, а точнее сказать, в том, как постепенно, шаг за шагом, менялась реакция этого общества на затягивание процесса интеграции Турции в западноевропейское сообщество, говоря более конкретно, – в ЕС. Нечто подобное можно было наблюдать и во взаимоотношениях между западным миром, вчера еще католическим и протестантским, а ныне постхристианским, с другими странами и народами, которые стремились или по-прежнему стремятся войти в эту привилегированную компанию. Иллюзорные надежды сменяются разочарованием. Перипетии этого романа нам хорошо известны, отчасти по собственному опыту, потому что испытаны нашим народом на своей шкуре. Наглядной иллюстрацией этого процесса служит тривиальный образ заманивания морковкой, до которой не дотянуться. Интегральный Запад, при том, что и там нет недостатка в критически мыслящих людях, убежден в собственном превосходстве над иными цивилизациями и в своей непреодолимой притягательности для остального мира. Но на самом деле у этой притягательности есть предел. Соблазн этот не всем по вкусу. Если бы Турция окончательно стала постмусульманским обществом, подобно постхристианскому Западу, – ее бы приняли в ЕС, но этого не произошло, и в результате позиция принципиальных противников вестернизации укрепилась, получив поддержку со стороны тех турок, кто разочарован былыми иллюзиями братания с Западом. Указ президента Эрдогана – это символический жест, адресованный Западу, ошибочным образом часто отождествляемому в исламском мире с христианством, колыбель которого в действительности не на Западе, а на Востоке – в Палестине. Под властью «Запада» – крестоносцев – Святая София находилась всего лишь чуть более полувека.

Указ президента Эрдогана – это символический жест, адресованный Западу

Другой фактор, послуживший толчком к принятию решения об обращении Софийского храма в мечеть в настоящий момент, – это кризис во взаимоотношениях внутри православного мира. Фанар противопоставил себя Русской Православной Церкви, совершив акт юрисдикционной агрессии. Одно из последствий учиненного раскола мы и наблюдаем ныне. При реальной солидарности православного мира Анкаре было бы труднее решиться на предпринятый ею ныне шаг. Дело в том, что до недавних пор Патриарх Константинопольский, при согласии с ним Предстоятелей и епископата других Поместных Православных Церквей, мог выступать с обращениями от лица 300 миллионов православных. Кого представляет он после того, как в результате его действий стало невозможным сохранение канонического общения с ним Русской Православной Церкви? В Турции насчитывается от силы несколько тысяч человек, принадлежащих Константинопольскому Патриархату, и голос Вселенского Патриарха, имеющего кафедру в Константинополе, не был расслышан государственной властью страны, на территорию которой простирается его юрисдикция.

За поддержку раскола приходится платить немалую цену, и со временем она станет более высокой

А иные и подчас действительно авторитетные голоса, поданные за сохранение прежнего статуса Святой Софии из-за границы, были проигнорированы в Анкаре под предлогом незыблемости национального суверенитета. За поддержку раскола приходится платить немалую цену, и со временем она, возможно, станет более высокой. Немощь Фанара может спровоцировать и другие, может быть, более чувствительные акции. Возьмут ли для их предотвращения Константинопольскую Патриархию под свою охрану те силы, в чьих геополитических играх она так охотно решила поиграть на территории Украины, – посмотрим. Но на сей день у них и своих проблем немало.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Настоятель бейрутского подворья Русской Церкви принял участие в форуме «Святая София — символ всемирного наследия» Настоятель бейрутского подворья Русской Церкви принял участие в форуме «Святая София — символ всемирного наследия» Настоятель бейрутского подворья Русской Церкви принял участие в форуме «Святая София — символ всемирного наследия» Настоятель бейрутского подворья Русской Церкви принял участие в форуме «Святая София — символ всемирного наследия»
24 июля 2020 года в Бейруте (Ливан) состоялся форум солидарности «Святая София — символ всемирного наследия». Организатором заседания выступило Ливанское общественное объединение «Ликаа ортодокси» («Православная встреча»).
Надеемся, что турецкие власти выполнят свое обещание сохранить мозаики Святой Софии Надеемся, что турецкие власти выполнят свое обещание сохранить мозаики Святой Софии
Митрополит Волоколамский Иларион
Надеемся, что турецкие власти выполнят свое обещание сохранить мозаики Святой Софии Надеемся, что турецкие власти выполнят свое обещание сохранить мозаики Святой Софии
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
18 июля 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 16-17 июля 2020 года, было принято публикуемое ниже Заявление в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии.
Митрополит Волоколамский Иларион: «Для Православной Церкви храм Святой Софии — это то же самое, что для католиков собор Святого Петра» Митрополит Волоколамский Иларион: «Для Православной Церкви храм Святой Софии — это то же самое, что для католиков собор Святого Петра» Митрополит Волоколамский Иларион: «Для Православной Церкви храм Святой Софии — это то же самое, что для католиков собор Святого Петра» Митрополит Волоколамский Иларион: «Для Православной Церкви храм Святой Софии — это то же самое, что для католиков собор Святого Петра»
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по просьбе агентства Associated Press прокомментировал решение властей Турции о смене статуса собора Святой Софии в Стамбуле.
В Русской Православной Церкви с интересом отнеслись к предложению депутата Госдумы вернуть России русские храмы Стамбула В Русской Православной Церкви с интересом отнеслись к предложению депутата Госдумы вернуть России русские храмы Стамбула В Русской Православной Церкви с интересом отнеслись к предложению депутата Госдумы вернуть России русские храмы Стамбула В Русской Православной Церкви с интересом отнеслись к предложению депутата Госдумы вернуть России русские храмы Стамбула
В Русской Православной Церкви назвали актуальной, но сложной задачей сбор документов о русских храмах Стамбула, что в перспективе позволило бы их вернуть.
Митрополит Волоколамский Иларион назвал превращение Святой Софии в мечеть «пощечиной всему христианству» Митрополит Волоколамский Иларион назвал превращение Святой Софии в мечеть «пощечиной всему христианству» Митрополит Волоколамский Иларион назвал превращение Святой Софии в мечеть «пощечиной всему христианству» Митрополит Волоколамский Иларион назвал превращение Святой Софии в мечеть «пощечиной всему христианству»
Превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть — это «пощечина всему мировому христианству», заявил ТАСС председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Александр Щипков: Вина за превращение Святой Софии в мечеть лежит на Вселенском Патриархате Александр Щипков: Вина за превращение Святой Софии в мечеть лежит на Вселенском Патриархате Александр Щипков: Вина за превращение Святой Софии в мечеть лежит на Вселенском Патриархате Александр Щипков: Вина за превращение Святой Софии в мечеть лежит на Вселенском Патриархате
«Политическое решение властей Турции о превращении собора Святой Софии в мечеть стало результатом действий Вселенского Патриарха Варфоломея, учинившего раскол в мировом Православии», — заявил в эфире авторской программы Сергея Михеева «Традиции» на радио «Вести-FM» заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, политический философ Александр Щипков.
Митрополит Иларион прокомментировал решение по собору Святой Софии Митрополит Иларион прокомментировал решение по собору Святой Софии Митрополит Иларион прокомментировал решение по собору Святой Софии Митрополит Иларион прокомментировал решение по собору Святой Софии
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион дал комментарий РИА «Новости» в связи с принятым 10 июля 2020 года решением Государственного совета Турции о смене статуса собора Святой Софии в Стамбуле.
Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
Митрополит Волоколамский Иларион
Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Принятое 10 июля 2020 года турецкими властями решение о лишении храма Святой Софии статуса музея и превращении его в мечеть прокомментировал в интервью телеканалу «Россия 24» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Комментарии
Игорь М.29 июля 2020, 09:33
Elena 23 июля 2020, 22:04 А давайте игнорировать Анкару! Не ездите туда! Слабо? >>> Почему "слабо" ? Без Анкары уже и жизнь не мила ? Вот я там ни разу не был, и не собираюсь.
Наталия z26 июля 2020, 23:33
Конец Турции наступит с того дня, когда из храма Святой Софии сделают мечеть, я этого не увижу, а вы, молодые, все это увидеть.. Святой Паисий Святогорец...
Наталия Ростова25 июля 2020, 10:18
Не соглашусь со Светланой. Если б изначально турки построили Святую Софию и изначально она была мечетью, тогда другое дело. Но они отобрали НАШЕ! И если б не было бы мечетей и возможности их построить, тоже другое дело. Это как бы их территория. Но мечетей хватает. Никто их не отбирает. Пощёчина и есть...
Светлана24 июля 2020, 22:22
Вот все и разрешилось: турецкие СМИ транслируют мощные торжества по поводу совершения пятничного намаза после 84 лет светской истории храма, на площади молятся толпы верующих, в храме все закрыто тканью, арабская вязь, ковры и разутые служащие... Все как должно быть в мечети. Я как-то думала, что это доказательство своей правоты, действительно, пощёчина христианам, а, увидев как все проходило, наравне с болью почувствовала, что турки просто радуются возможности молиться в возвращенном верующим пространстве Айя-Софии, что для них это как нам, когда вернули Исаакий, победа, и стало скорее горько за них, но зла не осталось.
Светлана24 июля 2020, 22:07
Вот все и разрешилось: турецкие СМИ транслируют мощные торжества по поводу совершения пятничного намаза после 84 лет светской истории храма, на площади молятся толпы верующих, в храме все закрыто тканью, арабская вязь, ковры и разутые служащие... Все как должно быть в мечети. Я как-то думалв
Андрей24 июля 2020, 19:06
Антоний 23 июля 2020, 01:19, решение любой задачи, особенно инженерной, начинается с постановки. Стало быть с неё же и сейчас начинать надо, раз так поворачиваете направление развития обсуждения вопроса о наиболее правильном выборе между вариантами дальнейших действий на уровне обывателя.
Elena23 июля 2020, 22:04
А давайте игнорировать Анкару! Не ездите туда! Слабо?
Антоний23 июля 2020, 01:19
Ответ для ответившего мне брата (или сестры) во Христе :-). Как человек науки, прошу доказать, что задача строительства Святой Софии с инженерной точки зрения была самой сложной в истории. Что построить Собор средствами VI века было сложнее, чем любой другой Храм (Кижи, собор Покрова на рву, собор Святого Петра...), чем любое из семи чудес света (например, пирамида Хеопса построена 4500 лет назад), чем любое техническое сооружение или устройство античности или современности - будь то антикитерский механизм, подводная лодка, спутник, кибернож, микропроцессор, ускоритель элементарных частиц или прототипы первых термоядерных реакторов. Доказательства должны быть объективными и неопровержимыми.
наталия22 июля 2020, 20:29
Наталия, Вы не поняли. Я писала не о видимых причинах и желаниях Эрдогана превратить святую Софию снова в мечеть, а о духовных. Но поняли, как поняли.
Алексей22 июля 2020, 17:56
Спасибо автору. Однако во-первых: разве не известно, что Конст-ская церковь - единственная гонимая православная церковь в своей стране. Во-вторых, Айя-Софией дело не началось и не закончится - давайте посчитаем все храмы в Турции и на Кипре, ставшие мечетями. В-третьих, хорошо что у нас есть о.Владислав. Но это вопрос для Конст-ского Патриарха: как жить в ЕГО стуации не нарушая каноны и юрисдикцию других Церквей. Да - идея "православного Папы" нереальная. А вот другого грекам-канонистам на ум не пришло? Потому как их общины заграницей не могут быть обосновать существования аж целого Патриархата. Это как Правительство Польши, которое из Лондона упрпавляет Польшей...
Наталия Ростова - Наталии22 июля 2020, 13:58
/Надо как-то понимать смыслы и не переживать о мозаиках Софии. Всё гораздо серьёзнее./ При чём тут закрытие наших храмов во время эпидемии? О планах превратить Святую Софию в мечеть, турецкие власти, если и открыто не говорили, то намекали, последние 4 года. Сейчас ситуация в Турции не очень простая — экономика терпит серьезные убытки, из-за коронавируса срывается туристический сезон. Поэтому президенту Эрдогану крайне важно выполнить ранее данные обещания своему народу. Его предложение вновь обратить Святую Софию в мечеть — ход, который призван отвлечь внимание от экономических проблем, поднять свой рейтинг и вернуть пошатнувшийся престиж правящей партии. Только и всего. Обычная политика.
наталия22 июля 2020, 11:33
Никакой Фанар ничего бы не смог сделать, если бы сами сильно не постарались. И не надо искать виноватых где-то далеко, как-то стыдно. Прости нас, Господи!
наталия22 июля 2020, 11:31
Боюсь быть правой, но всё-таки всё происходящее в сакральном пространстве, да и в нашем обычном, человеческом имеет духовные причины. Закрыли храмы во время эпидемии, не разрешили молиться в храмах,целовать крест, иконы...тут недавно священник в одном московском храме вышел с плексигласовом забралом на лице причащать...Вот вам и святая София снова - мусульманская. И чего плакать по волосам... Надо как-то понимать смыслы и не переживать о мозаиках Софии. Всё гораздо серьёзнее.
Ответ Антонию 21 июля 2020, 12:4122 июля 2020, 10:50
=== Тезис о "величайшем творении рук человеческих" тоже спорный. По каким критериям оценивать? === как минимум по техническим. Поизучайте, какая грандиозная архитектурная задача была решена в VI в. на тысячу лет вперёд в мировом масштабе. Если можете признать объективными художественные критерии, то и по художественным тоже. Просто Вы не углублялись в тему.
Руслан, Украина21 июля 2020, 23:04
Очень жаль, что так сложилось. До последнего надеялся, что произойдёт чудо и храм отдадут православным. Как по мне был бы отличный шаг на встречу православным.
Евгений21 июля 2020, 21:08
Слава Богу, что судя по комментариям, не один так мыслю, а именно: приезжаю в провинцальный храм ( единственный!) на всенощной ( это не лето!) только мы приезжие, а население городка порядка 3500... И о какой Турции тут можно рассуждать, когда в родной России такая ситуация.
Денис21 июля 2020, 17:06
Павел, согласен. Сначала воссоединение Русского Мира в границах России, потом проецирование возросшей силы во вне.
Денис21 июля 2020, 17:03
Понравилось, написано трезво без истерик с указанием в том числе наших ошибок, которые и привели к обсуждаемому решению.
Наталья21 июля 2020, 13:42
Спасибо, батюшка, - всегда приятно читать Ваши спокойные, взвешенные статьи. Наверное, преимущественно историкам удается так писать о жгучих проблемах настоящего, потому что они понимают, что настоящее - это тоже история)))
Антоний21 июля 2020, 13:02
Павел (21 июля 2020, 10:33), согласен! В Турции большинство людей - мусульмане, они едины со своим лидером и решают на своей земле, как и что им делать. Нам бы для начала собрать столько же Православных (не "крещеных безбожников" по меткому выражению отца Андрея Ткачева, а настоящих Православных, кто каждый выходной в Храме, чья семья - малая Церковь) и вернуть наши Храмы из статуса музеев. А пока - увы, большинство в стране православные разве что номинально. И противятся и возвращению Церкви отнятого, и строительству новых Храмов, и спокойно попирают своими, хм, местами ниже спины, изображения Храмов на сиденьях в автобусах... В этом разница между нами и Турцией. До Турции нам пока далеко!
Антоний21 июля 2020, 12:41
В целом соглашусь: в Евросодом Турцию не взяли, как следствие Эрдоган выбрал курс на исламизацию и неоосманизм, и успешно этим курсом идёт. Святая София - лишь один из шагов на этом пути. С отдельными тезисами не соглашусь. Даже если бы все предстоятели поместных церквей выступили против единым фронтом - ответ известен: "это наше внутреннее дело". С чем не поспоришь, так это с тем, что единства христиан, действительно, нет, причем не только на уровне священноначалия, но и мирян: едва откроют границы - и русичи, и немцы дружно рванут в Турцию греть бока. Тезис о "величайшем творении рук человеческих" тоже спорный. По каким критериям оценивать?
Павел21 июля 2020, 10:33
500лет София была мечетью.С 1934 г -музей.Пусть Турция сама решает на своей территории .А мы должны решать на территории России !
Игорь, Киев21 июля 2020, 10:06
Все христианство в Малой Азии кончилось в 1453 году. Сетовать бы нам об утрате нами христианства. Если по-сегодняшнему дело пойдет, то и наши храмы в мечети и капища языческие превратятся. Сильное государство Турция
Наталия Ростова21 июля 2020, 09:42
Конечно, своим поступком, Эрдоган на ближайших выборах заслужит одобрение мусульманского мира. Авторитет повысит. И я даже верю, что в Святую Софию, будет вложено много финансов для поддержания вида и для недопустимости каких-то разрушений. Но фрески завешивать никто не будет, их заштукатурят. И не будут больше православные паломники молиться в этой мечети. Да и земной поклон с крестным знамением, перед входными дверями, больше совершать не будут...Только вот, когда-нибудь "терпелка" православного люда закончится и наверняка, пророчество Паисия Святогорца может сбыться...Сейчас, действительно, православный мир слаб, особенно учитывая раскол и предательство Фанара.
Андрей21 июля 2020, 09:30
В своё время Вещий Олег оставил щит на вратах Царьграда, но войска Российской империи так и не взяли Стамбул ни в 1828, ни в 1853, ни в 1878 годах. Ныне красная нить опять видна на поверхности хитросплетения каната русской истории. Вновь настало время осознать, готовы ли мы делать выбор между Si vis pacem, para bellum и Carthago delenda est?
Нени21 июля 2020, 07:53
Это ожидаемо у Эрдогана выборы на носу а это очень нынче модно в политесе прикрыться верой и шагать на выборы.Советую почитать турецкого автора Орхана Памука Нобелевского лауреат о Стамбуле .Очень хорошо проходит мысль что турки жившие возле бухты Золотой рог вздрагивали ночью после прохода очередного судна.Чего боялись ?русских что могут прийти.Так вот моё мнение. В ысказали своё мнение а все... остальной это дело турецких властей это уже их земля.Нам бы на Своей порядок навести.Пусть греки преживают это их империя была.Мне не понятна позиция нашего Патриарха греки нам указали на дверь выдворили с Афона влезли в Украину ну и нехай сами разбираются с Эрдоганом.Это им наука.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×