Состоялась встреча митрополита Ювеналия с работниками образования

Москва, 18 мая 2005 г.

12 мая в Свято-Вознесенской Давидовой Пустыни состоялась традиционная пасхальная встреча митрополита Ювеналия с министром образования Московской области Л.Н. Антоновой, руководителями муниципальных органов управления образованием и благочинными церковных округов Московской епархии, сообщает пресс-служба Московской епархии.

""Заседание открылось в соборе в честь Всемилостивого Спаса приветственными речами Владыки митрополита, Л.Н. Антоновой и главы Чеховского района А.И. Чибескова. Затем к присутствующим с докладом обратилась Лидия Николаевна Антонова:

«Наша общая встреча в светлые Пасхальные дни стала уже традиционной, но от того не менее интересной и значимой. Значимой потому, что позволяет в общей беседе посмотреть на то, что сделано нами в совместном труде на благо Подмосковья, и определить, что предстоит еще сделать.

В прошедшем году активно развивались основные направления сотрудничества, обозначенные договором, и, кроме того, наметились новые направления работы. Мне хотелось бы кратко остановиться на некоторых моментах нашей совместной деятельности, чтобы вычленить из повседневной работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию самое важное.

1. Прежде всего, отмечу, что главными событиями, вокруг которых строится значительная часть взаимодействия – это организация Московских областных Рождественских образовательных чтений, которые проводились уже во второй раз, значительно расширив как число участников, так и свою географию.

""Необходимо отметить активную работу таких муниципальных образований как Дмитровский, Воскресенский, Орехово-Зуевский, Коломенский, Клинский, Сергиево-Посадский, Одинцовский, Наро-Фоминский, Серпуховский, Лотошинский, Домодедовский, Ленинский, Ногинский, Волоколамский, Можайский, Мытищинский, Чеховский, Ступинский районы, города Коломна, Подольск, Жуковский, Электросталь и другие. Координационным советом был проведен подробный анализ деятельности муниципальных образований и благочиний в рамках проведенных чтений. Результаты этого анализа легли в основу базы данных министерства образования Московской области по организации общественно-церковного взаимодействия. Основными формами Чтений стали семинары, конференции, круглые столы, конкурсы, фестивали, работа секций для учителей «Основ православной культуры», экскурсии, выставки, встречи, концерты, вечера, театральные представления, детские праздники, спортивные состязания, и, что особенно интересно, поездки по обмену опытом в другие муниципальные образования. Это, конечно же, способствует расширению межмуниципальных взаимодействий.

""В сборник «Любовь к родному краю» вошли лучшие работы представителей из 19 муниципальных образований, работы богословов, ученых, представителей общественных организаций.

2. Итоги Чтений подводились на круглом столе, в котором приняли участие представители большинства муниципальных образований и благочиний Московской области. Основными направлениями работы совместного обсуждения решаемых и предстоящих задач стали такие вопросы, как:

научно-методические основы организации и проведения Чтений и вопросы преподавания факультативного курса «Основы православной культуры» – председатель координационного совета В.С. Запалацкая и представители Клинского благочиния;

краеведческие аспекты духовно-нравственного воспитания и образования – член координационного совета протоиерей Игорь Гагарин, представители Дмитровского района Мытищинского и Рузского благочиний;

""организационно-педагогические основы деятельности педагогической и церковной общественности по подготовке Чтений – представители города Коломны и Видновского благочиния; формы и методы работы по формированию духовно-нравственных качеств личности школьника в рамках Чтений – член координационного совета, проректор Коломенской Духовной семинарии, иеромонах Константин (Островский) и представители Красногорского района;

Рождественские фестивали и концерты как особая форма духовно-нравственного развития личности – представители Луховицкого района.

Именно в рамках этого круглого стола было начато обсуждение тематики предстоящих Рождественских чтений. Рабочая группа Координационного совета продолжила эту работу, и в настоящее время для Третьих Рождественских чтений, объединенных общим названием «Вместе возрождаем Россию», определена следующие темы:

""Дороги подвига: 60-летию Победы посвящается.

625-летие Куликовской битвы.

Святые защитники земли Русской.

Православное краеведение Подмосковья.

Святыни Подмосковья.

П""равославные ценности в культуре Подмосковья.

Основы Православия в русской культуре: народные обычаи и православные праздники; Основы Православия в предметах школьного курса.

Кроме того, для обсуждения предлагаются такие вопросы, как:

Преподавание факультативного курса «Основы Православной культуры» в общеобразовательной школе.

Взаимодействие светских и религиозных образовательных структур в духовно-нравственном воспитании молодежи: опыт и перспективы.

Патриотическое воспитание и православное молодежное движение.

Социальное служение Церкви и благотворительность.

3. Система образования Подмосковья выступила активным участником 13-х Международных Рождественских образовательных чтений, представив свой опыт для изучения субъектам РФ и странам СНГ. В январе 2005 г. на базе Московского государственного областного университета был организован и проведен круглый стол по теме «Вопросы церковно-общественного взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания и образования: практика и возможные стратегии развития». Участие в этом форуме наряду с Калининградской, Смоленской, Курской, Белгородской областями, городами Йошкар-Ола, Великий Новгород, Харьков, позволило нам не только представить опыт Московской области, но и через проведение сравнительного анализа глубже понять специфику взаимодействия нашей системы образования с Московской епархией Русской Православной Церкви, выделить инновационные точки роста таких отношений и определить основные направления их дальнейшего развития. Особенно приятно отметить работу, проведенную в рамках этого круглого стола представителей системы образования Химкинского района и активное участие Сергиево-Посадского, Балашихинского, Дмитровского, Мытищинского, Воскресенского, Щелковского, Ленинского районов и города Лобня.

""В системе образования Подмосковья курс «Основы православной культуры» рассматривается как возможный и серьезный ресурс для формирования толерантного сознания подрастающего поколения. Это особенно важно в условиях поликонфессиональности, характеризующих Московскую область как многонациональный регион с высокой плотностью населения. Мы уже отмечали, что изучение факультативного курса «Основы Православной культуры» («ОПК») проводится в 85% районах Московской области. В 2004–2005 учебном году число школ, в которых преподается этот курс, увеличилось с 218 до 295, а число групп с 1126 до 1266. Соответственно, число изучающих «Основы православной культуры» возросло в целом на 22%. Всего в Московской области этот факультативный курс преподают 395 учителей; прошли курсовую подготовку по этому направлению – 556 педагогов; в 2004–2005 учебном году на базе ИПК и ПРНО Московской области, а также методической службы Сергиево-Посадского района прошли подготовку еще 65 учителей.

""Необходимо отметить, что в настоящее время министерство и координационный совет активно работают в направлении создания еще одного мощного ресурса, способного значительно совершенствовать деятельность по духовно-нравственному образованию и воспитанию. Речь идет о том, чтобы завершить работу над приложением к учебнику «История Московской области», которое позволит нашим детям приступить к изучению особого – духовного пласта истории и культуры Подмосковья. Мы планируем, что приложение также как и основной учебник, пройдет в апробацию в отдельных муниципальных образованиях уже с сентября. В настоящее время Центром качества образования Академии социального управления Московской области ведется мониторинг по апробации в 2005–2006 учебном году отдельных составляющих областного компонента государственного стандарта общего образования Московской области; поэтому Вы можете заявить такую апробацию уже сейчас.

Кроме того, данное приложение может быть использовано как учебное пособие и для факультативного курса «Основы православной культуры», в чем мы видим еще один смысл нашей работы в этом направлении.

Одним из интересных направлений деятельности по развитию духовно-нравственного потенциала детей, да и учительства в целом, является деятельность созданного на базе Московского государственного областного университета духовно-просветительского культурного центра. Коротко характеризуя основные направления его работы, можно перечислить следующие:

Научно-исследовательское направление, которое предполагает проведение проектных разработок по проблеме «Культурно-исторические традиции Отечества в государственной системе образования» совместно с МГОУ, РАО, координационным советом по взаимодействию министерства образования с Московской епархией Русской Православной Церкви, а также Научно-исследовательским центром поддержки культурно-исторических традиций Отечества.

Первыми проектами должны стать такие, как:

– Банк педагогической информации «Духовно-нравственная культура»;

– Христианская культурная традиция в образовании;

– Этнокультурные традиции в образовании.

Информационно-аналитическое направление. Его основой станет разработка и проведение экспертизы образовательных программ по духовно-нравственному образованию на основе информационной системы «Банк – «Духовно-нравственная культура».

Методическое направление предполагает разработку учебно-методической литературы по духовно-нравственным образовательным дисциплинам.

Общественное направление. Его основой является деятельность центра по участию в общественно-значимых проектах и мероприятиях, включая проведение конференций, симпозиумов, встреч, подготовку учителей, осуществление благотворительной деятельности.

Отмечая успехи, которые значимо и рельефно представляют собой результаты нашей совместной деятельности, необходимо сказать о той основе, которая позволяет эту работу осуществлять на муниципальном уровне. В первую очередь, речь пойдет о тех соглашениях между муниципальными органами управления образованием и местными благочиниями, которые были заключены в своей основной массе, около трех лет назад, с того момента, как Координационным советом было разработано Примерное соглашение о совместной деятельности в этом направлении. Работа по реализации имеющихся соглашений является чрезвычайно важным шагом в осознании миссии муниципальной системы образования по становлению и развитию системы духовно-нравственного воспитания и образования и участия в ней Русской Православной Церкви.

С этой точки зрения, работа над основными положениями такого соглашения, является не только постоянной, но и чрезвычайно действенной. Хуже обстоит дело, когда соглашение недостаточно проработано, а одна из сторон формально относится к этому крайне неформальному делу. Это приводит в ряде случаев к непониманию частью населения того, зачем проводятся, например, Рождественские чтения, почему так важно использовать все многообразие духовного опыта нашего народа, почему, наконец, именно Православной Церкви в этом деле отведена ключевая роль. Иногда такое непонимание выливается в жалобы, которых можно было бы не просто избежать, но и создать все условия для того, чтобы их вовсе не было. Формализм, с одной стороны, и работа вне правового поля, определенного и четко обозначенного еще в начале нашей совместной работы, означает только одно – безусловную слабость и создание заведомо неопределенной ситуации в таком сложном деле, как формирование новых основ системы духовно-нравственного воспитания и образования.

В связи с этим, необходимо еще раз обратиться к той правовой базе, которая закладывает основы тесного взаимодействия и плодотворного сотрудничества. Большинство муниципальных образований – Сергиево-Посадский, Рузский, Наро-Фоминский, Шатурский, Щелковский, Солнечногорский, Люберецкий, Подольский, Волоколамский, Каширский, Талдомский районы, города Ивантеевка, Железнодорожный, Реутов, Лыткарино, поселок Котельники и другие города и районы, которые уже отмечались сегодня, – именно так и работают, развивая как норму, так и практику государственно-церковных отношений в сфере образования и воспитания.

Говоря о новых подходах к воспитанию, необходимо продумать, какими должны стать механизмы нашей совместной работы для того, чтобы мы могли задействовать основной ресурс – систему воспитания и дополнительного образования детей.

И в этом плане подмосковной системой образования делается многое. Так, в рамках подготовки к празднованию 60-летия Великой Победы проведены такие мероприятия, как:

– встреча поколений «Юные таланты Московии – Великой Победе» в городе Жуковском в мае 2004 г., на которой присутствовали 250 ветеранов войны и труда юго-восточной зоны Московской области и свыше 500 школьников;

– областной слет детско-юношеских патриотических объединений учащихся в Серпухове;

– областная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы патриотического воспитания учащихся», посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., заседания секций и круглых столов состоялись в Орехово-Зуевском, Клинском, Каширском, Одинцовском, Балашихинском, Подольском районах, городах Краснознаменск и Электросталь.

Пленарное заседание конференции с участием представителей Военного университета Вооруженных сил Российской Федерации состоялось 17 февраля 2005 г. в Краснознаменске; областной семинар «К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Из опыта работы по военно-патриотическому воспитанию» прошел в Серпухове; областной семинар «Социально-полезная деятельность школьников и тимуровское движение. История и современность» – в Клинском районе. В муниципальные образования направлены рекомендательные письма Министерства образования Московской области о развитии традиций тимуровского движения.

В рамках областного фестиваля детско-юношеского творчества «Юные таланты Московии – Великой Победе» прошли конкурсы военной песни «И помнит мир спасенный», литературно-музыкальных композиций «Эхо войны», конкурс сюжетной хореографической постановки «На дорогах фронтовых», фестиваль театральных коллективов учащихся, детских духовых оркестров, хоровых коллективов, в том числе, и по номинации «Духовная музыка» и другие. В конце апреля 2005 г. на базе Московского Государственного Областного университета открылась тематическая выставка прикладного творчества учащихся.

Лауреаты областного фестиваля детско-юношеского творчества приглашены Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на Поклонной горе выступить в гала-концерте «Поклонимся великим тем годам» в дни празднования 60-годовщины Великой Победы.

В настоящее время проводится смотр-конкурс патриотических объединений учащихся, уже сейчас подано на конкурс 63 работы из 51 муниципального образования Московской области.

Ежегодно проводится областной этап Всероссийской акции «Я – гражданин России». В 2005 г. жюри отметило проекты «Живая история» (муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», Реутов), проект «Память сердца» (негосударственное образовательное учреждение Земская гимназия, Балашиха).

Лауреатами Всероссийского конкурса «Растим патриотов России» в 2005 г. стала Быковская средняя школа Подольского района. В 2004 г. команда этого образовательного учреждения достойно представляла Московскую область на Всероссийском слете «Равнение на Победу». Следует отметить опыт Подольского района по созданию комплексной системы патриотического воспитания учащихся. На базе образовательных учреждений Подольского района проводились областные семинары и школы актива детско-юношеских патриотических организаций.

Команда «Илья Муромец» успешно выступала на финале Всероссийской военно-спортивной игры «Победа-60» в городе-герое Смоленске в августе 2004 г.

В целях развития и систематизации деятельности формирований музейного типа в образовательных учреждениях ежегодно проводятся смотры-конкурсы по профилю деятельности. Так, в 2004 г. был проведен смотр-конкурс музеев образовательных учреждений (школьных музеев) Московской области «История одного экспоната». Победителями были признаны 15 школьных музеев из Серебряно-Прудского, Орехово-Зуевского, Коломенского, Талдомского, Ленинского, Раменского, Дмитровского, Наро-Фоминского, Химкинского, Одинцовского районов, городов Дубны, Дзержинского, Лосино-Петровского, Реутова.

Лауреатами областного смотра-конкурса стали 92 школьных музея.

Сегодня с гордостью можно сказать, что из 5000 школьных музеев Российской Федерации 456 работают в Подмосковье. Из них краеведческих и историко-краеведческих –122; исторических – 102; военно-исторических – 201; естественнонаучных – 16; художественных –15.

В 2005 г. проводится областной смотр-конкурс музеев образовательных учреждений Московской области «Реликвии военных лет».

Для активизации учебно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся, совершенствования методики краеведческой работы с детьми, патриотического воспитания и гражданского становления личности юных жителей Подмосковья ежегодно проводится краеведческая конференция учащихся Московской области.

Областная краеведческая конференция учащихся в 2004 году проводилась в семи территориях (Луховицы, Бронницы, Щелково, Звенигород, Подольск, Железнодорожный, Красногорск).

Всего приняло участие в зональных краеведческих конференциях около 700 человек из 59 муниципальных образований Московской области. Лучшими работами жюри зональных краеведческих конференций учащихся признало 44 доклада из 27 муниципальных образований.

Победителями областной краеведческой конференции учащихся стали: 19 лучших докладов из Шатурского, Лотошинского, Луховицкого, Рузского, Щелковского, Талдомского, Клинского, Сергиево-Посадского, Павлово-Посадского районов, городов Подольска, Реутова, Серпухова, Железнодорожного, Звенигорода. Лауреатами областной краеведческой конференции учащихся стали 25 работ учащихся.

В 2004 г. победители областной краеведческой конференции учащихся приняли участие в Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество».

Из 187 учащихся 28 субъектов Российской Федерации принявших участие в конкурсе – 19 работ из Московской области стали победителями (3-диплома 1-й степени, 6-дипломов 2-й степени, 10 дипломов 3-й степени.)

Для нас, работников образования, тема патриотизма всегда актуальна, как в личностном, так и в профессиональном смысле. Учительство на разных этапах истории России демонстрировало обществу высочайшие образцы служения Отечеству. Воспитать гражданина-патриота – приоритетная цель системы образования. Никакие знания, никакие умения, привитые ребенку не пойдут на пользу, если мы не дадим ему жизненную опору в виде гордости за свою страну, за свой народ, за свою историю.

Однако воспитание патриотизма, в необходимости которого не сомневается никто из здесь присутствующих, – это задача чрезвычайно сложная. Если в обучении математике или физике на помощь учителю приходит компьютер, современные наглядные пособия, методические разработки, то для воспитания человека необходим идеал – примеры настоящего патриотизма, подлинной любви к Родине. «Ничто не проникает так незаметно и глубоко в душу человека, как пример», – писал английский философ Локк. И таким примером может быть только жизнь реальных людей, личностей, их боевые и трудовые подвиги. При этом нужна и определенным образом организованная деятельность.

При поддержке областного и муниципальных Советов ветеранов сохраняются важные в воспитательном и социокультурном значении формы работы с детьми – мероприятия на исторических рубежах обороны Москвы в годы Великой Отечественной войны, празднование Дня защитника Отечества, работа школьных музеев, тематические вечера, «Уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, посвященные памятным датам военной истории России.

Яркие примеры воспитательной работы есть в учреждениях начального профессионального образования. Хочу привести как пример профессиональное училище № 24 г. Климовска, где работает поисковый отряд «Виктория», ставший неоднократно победителем всероссийских слетов. Среди работ этого отряда, отмеченных на всероссийском конкурсе – поиск места гибели Героя Советского Союза В.В. Талалихина и установка памятного знака на этом месте.

Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка молодёжи к службе в Вооружённых Силах. В прошлом основная нагрузка по подготовке юношей к воинской службе ложилась на курс начальной военной подготовки в общеобразовательных школах и профессиональных училищах. В настоящее время формируется межведомственный подход в этом дел. Теоретическая подготовка старшеклассников по основам военной службы введена в школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Практическую подготовку ребята проходят на ежегодных полевых сборах, которые организуются совместно органами управлениями образования, военными комиссариатами, воинскими частями.

Как новое направление в систему туристической работы с детьми внедрена модель и программа спортивно-туристической подготовки школьников. В поддержку этого направления и в целях стажировки инструкторских кадров проводятся областные соревнования по 5 видам многоборья (пешеходное, лыжное, водное, горное и туристическое ориентирование).

Перспективная задача – сделать так, чтобы туристическо-краеведческая деятельность вошла в систему воспитательной работы всех образовательных учреждений, чтобы каждый школьник овладел навыками юного туриста-краеведа и прошел эту практическую школу коллективизма, познания окружающего мира, гражданско-патриотического воспитания.

В мае 2005 г. будет проведен областной туристическо-краеведческий слет работников образования Московской области, в июне – детского актива, посвященные 60-летию Великой Победы. Теоретическая подготовка старшеклассников по основам военной службы введена в школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Практическую подготовку ребята проходят на ежегодных полевых сборах, которые организуются совместно органами управлениями образования, военными комиссариатами, воинскими частями.

Кроме того, Министерство образования Московской области совместно с ГО и ЧС Московской области разработало и реализует программу «Школа безопасности». В мае 2005 г. пройдут зональные соревнования, а в июне – 7-ой слет-соревнование «Школа безопасности», посвященные 60-летию Великой Победы.

В мае 2005 г. пройдет слет детско-юношеских патриотических объединений, на котором будут награждены образовательные учреждения, педагогический актив за лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию учащихся Подмосковья.

В системе дополнительного образования детей особое место занимают военно-патриотические и военно-спортивные клубы. Здесь работают с курсантами опытные, влюбленные в свое дело педагоги; некоторые из них прошли службу в Вооруженных Силах, служили в «горячих точках». Военно-спортивная и военно-техническая подготовка, полученная ребятами в клубах, хорошо помогает им в армии.

В школах Московской области широко внедряются в учебную практику программы по краеведению, изданы пособия для учащихся с использованием историко-краеведческого материала городов и районов (Подольск, Дмитров, Егорьевск и другие).

Большое значение для развития исторической памяти подростков имеет работа по благоустройству памятников и мемориальных комплексов павшим героям. В этой работе принимают участие учащиеся образовательных учреждений всех районов и городов области.

Важным фактором гражданского воспитания является государственная символика Российской Федерации и Московской области. Министерство образования работает над тем, чтобы каждый ребенок ориентировался в символах нашей государственности: знал гимн и с чувством гордости за свое Отечества исполнял его не только в дни государственных праздников.

В муниципальных образованиях организована работа по закреплению за образовательными учреждениями памятников мемориалов, воинских захоронений и уходу за ними. Проводятся экскурсии и туристические походы школьников по памятным местам боевой славы Подмосковья.

В дни летних школьных каникул в детских оздоровительных лагерях пройдут акции с возложением цветов к памятникам и мемориалам Подмосковья, посвященные Дню памяти и скорби. Осенью 2005 г. планируется проведение областных акций «Рубеж Славы» и «Дети и деды» с участием советов школьных музеев, актива детско-юношеских патриотических объединений и ветеранов Великой Отечественной войны, посвященные 60-летию Великой Победы и Дню начала контрнаступления советских войск под Москвой.

За последний период в системе образования и социально-воспитательной работы усилилось внимание к историко-культурологическим и духовно-нравственным основам традиционной для России Православной культуры. В муниципальных системах образования внедряются и получают свое развитие в новых условиях программы и методики нравственного воспитания детей, подростков и юношества. На личностном уровне патриотизм выступает как устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Появились социально значимые инициативы. Традиционными стали областные родительские собрания. В 2004 г. они были посвящены 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и прошли в 12 муниципальных образованиях. На родительских собраниях присутствовали представители ветеранских организаций, представителей местных благочиний, династии военных, педагогический актив, родительская общественность, деятели культуры. Ставится задача, чтобы такие собрания проходили и на муниципальном уровне.

В мае 2005 г. областные родительские собрания «Культурно-исторические традиции в воспитании детей» пройдут в Истре, Луховицах, Серпухове, Орехово-Зуеве и в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Данный цикл мероприятий направлен на сохранение и развитие традиций национальной культуры и духовности русского народа, усиление воспитательной роли семьи.

Выступая на совещании в Рузе в феврале этого года, губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов подчеркнул: «Первостепенной и важнейшей задачей в предстоящем периоде является развитие секторов экономики и регуляторов, связанных с формированием человеческого потенциала».

По вложениям в человеческий капитал, по росту затрат на образование и профессиональное обучение людей, на охрану здоровья и поддержание социальной активности населения, на другие социальные расходы Московская область занимает одно из лидирующих мест в России. И наша задача – эффективно и разумно распорядится этими ресурсами, с тем, чтобы каждый житель Подмосковья увидел, почувствовал улучшение лично для себя.

Именно этот принцип мы и положили в основу нашей работы. Сегодня мне хотелось бы кратко остановится на нескольких направлениях работы Министерства образования, – тех, которые непосредственно касаются социальной жизни жителей Подмосковья, и по которым мы наиболее тесно взаимодействуем с министерствами и комитетами социального блока.

Это, в первую очередь, семейная политика – неотъемлемая составная часть государственной социальной политики в Московской области. Выполняемая семьёй социальная функция – важнейший фактор социально-экономического развития региона.

Целью семейной политики в Московской области является укрепление института семьи и повышение статуса семьи в обществе, обеспечение необходимых условий, для реализации семьей ее функций, улучшение качества жизни семьи, воспитания и нормальной жизнедеятельности детей.

Основные наиболее острые проблемы российской семьи, которые характерны и для нашего региона – это низкий культурный и экономический уровень жизни значительного количества семей, ухудшение здоровья взрослого и детского населения, снижение рождаемости, деформирование воспитательных функций семьи, детская безнадзорность и иные асоциальные явления в детской и молодежной среде.

Одной из главных причин детской безнадзорности является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей.

В системе образования Подмосковья действует система социально-педагогической работы с детьми и семьей.

За период 2002–2004 гг. на областном и муниципальном уровнях в системе образования создано 18 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и их родителям. Консультационной работой охвачено более 42 тыс. детей и подростков, их родителей и лиц, их заменяющих. В Чеховском районе в учреждении такого типа создана экспериментальная учебная группа по программе начальной школы для детей с проблемами социальной адаптации.

В образовательных учреждениях Московской области введены ставки психологов и социальных педагогов для адресной работы с учащимися «группы риска» и их семьями. За период с 2002–2004 гг. увеличилось число психологов (2002 г. – 302 чел.; 2004 г. – 731 чел.) и социальных педагогов (2002 г. – 349 чел.; 2004 г. – 694 чел).

На сегодняшний день необходимо в каждом районе, городе разработать межведомственный план работы с детьми и их родителями, привлечь средства массовой информации, учреждения культуры, спортивные учреждения – всех, кто может обеспечить занятость детей и подростков, отвлечь их от криминальных структур,

– в каждом муниципальном образовании должны быть созданы центры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для детей и подростков с девиантным поведением. Эта задача была определена постановлением Правительства Московской области от 29.10.2002 № 498/39 п.6.;

– необходимо решить задачу кадрового обеспечения системы социально-педагогической работы с детьми в образовании, не допускать сокращения ставок социальных педагогов и психологов в образовательных учреждениях;

– распространить опыт межведомственной работы с семьей, накопленный в системе образования, социальной защите населения, других ведомств социального блока, который в 2004 году был успешно представлен на международном Конгрессе «Российская семья».

Завершая свое выступление, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что успешность наших совместных действий зависит от той силы единения, которая растет год от года, и которая, как мы надеемся, будет взрастать и дальше.

Труд на этой ниве – это благородный труд по созданию нашего будущего; будущего родного Подмосковья».

""Затем слово взял митрополит Ювеналий, который в своем выступлении сказал: «

Я очень рад приветствовать всех вас в стенах этой древней обители, которая является одним из ярких примеров возрождения нашей Церкви, возвращения духовного наследия Православия в жизнь нашей Родины в целом, и нашего Подмосковного края в частности. Некогда этот монастырь был населен множеством монахов, своей молитвой и трудами привлекавших множество паломников из самых удаленных уголков России. Потом наступило время гонений, и эта дивная обитель была закрыта и разрушена до неузнаваемости. Когда монастыри и храмы начали возвращать верующим, никто не верил, что Давидова пустынь сможет восстать из праха. И вот сегодня перед вами истинная жемчужина Лопаснинского края – плод подвижнического усердия братии во главе с настоятелем архимандритом Германом, который нас здесь гостеприимно принимает, результат помощи многих благотворителей и простых верующих людей.

""История Давидовой пустыни может нами восприниматься как образ человеческой души, или даже целого общества, прошедшего путь духовного опустошения, находившегося в состоянии упадка и разрушения и вновь обретшего жизненные силы. Такая символика представляется мне значимой для правильного понимания глубинного смысла того дела, которое мы совершаем вместе, сотрудничая на ниве образования. Само это слово происходит от слова образ и обозначает процесс придания человеку знаний и внутреннего содержания, которые соответствуют его высшему предназначению. Ведь по свидетельству книги Бытия, человек сотворен Богом по Своему образу и подобию (Быт. 1:26). Значит, миссия школы прежде всего заключается в содействии позитивному формированию личности растущего человека, укреплению духовных основ его личности, усвоению нравственных принципов, традиционных культурных ценностей и патриотических идеалов.

""Русская Православная Церковь вот уже второе тысячелетие созидает и хранит великие сокровища духовной культуры, являющиеся неотъемлемой частью нашего национального наследия. На протяжении многих десятилетий граждане России были лишены возможности прибегать к этому живоносному источнику. Печальные результаты налицо: обострение демографического кризиса, всю глубину которого нам еще только предстоит ощутить в грядущие годы, лавинообразное распространение наркомании, алкоголизма и иных пороков, разрушение семьи и девальвация духовно-нравственных ценностей.

В"" настоящее время в Московской епархии широко ведется просветительская работа. Перед нами сейчас открыты такие возможности, каких на моей памяти и не было. Благодаря исключительному усердию нашего духовенства в Московской области работа ведется в церковно-приходских и общеобразовательных средних школах, православных гимназиях, детских садах, в вузах и техникумах. Всего таких учреждений больше тысячи, а число учащихся приближается к 50 тысячам человек. При всем многообразии форм деятельности остается неизменным содержательный аспект учебного процесса, основанный на вековых традициях российского православного воспитания. Отцы благочинные, присутствующие здесь, могут каждый в отдельности рассказать многое о том, как усилиями верующих строятся школьные здания, создаются учебные программы и методики, разрабатываются различные виды внеклассной воспитательной деятельности. Всем нашим гостям будет вручен ежегодник «Московская епархия 2005», где в описании епархиальной жизни можно прочесть и о результатах работы нашего Отдела по религиозному образованию и катехизации. Его председатель – иеромонах Константин (Островский), проректор Коломенской Духовной семинарии, также находится здесь.

""Когда я говорю о самоотверженном служении нашего духовенства, всегда испытываю чувство глубокой признательности к этим людям, жертвенно и с любовью трудящимся для воспитания подрастающего поколения.

Вся наша деятельность направлена на то, чтобы развивать взаимополезное сотрудничество со светской школой, и мы рады, что практически повсюду такая позиция Церкви находит понимание и поддержку.

Есть правда муниципальные образования, где наших священников на пушечный выстрел не подпускают к сотрудничеству в сфере образования. Лидия Николаевна знает, кого я имею в виду. Конечно, представители администрации волны поступать по своему усмотрению, и оценка их действий вне моей компетенции. Но не могу не высказать сожаления о том, что подчас дружески протянутая нами рука остается повисшей в воздухе и призыв к взаимодействию не находит ответа.

""В этой связи надо сказать, что общая атмосфера сегодняшнего дня характеризуется поступательным развитием сотрудничества между Церковью и школой. И это является огромным приобретением для российского общества, для нашего Подмосковного региона. Поэтому я хочу подчеркнуть, сколь большое значение придаю нашим пасхальным встречам, которые теперь можно назвать традиционными. Это замечательная возможность для нас в дружеской обстановке поговорить о достижениях, которые можно уже назвать совместными, а также выявить существующие проблемы, наметить дальнейшее направление работы.

Если подводить итоги, то кратким описанием не обойдешься. Прежде всего, хочу выразить глубокую благодарность министру образования Правительства Московской области Лидии Николаевне Антоновой. Для меня она является образцом доброжелательности и открытости, готовности к диалогу и ответственного отношения к делу. Трудиться вместе с Вами легко и интересно. Человек высокой образованности и доброго сердца, Вы постоянно вдохновляете своих соработников на новые дела, и людям хочется подражать Вашему энтузиазму и заинтересованному отношению к делу, в том числе к тому, что делается в рамках договора о сотрудничестве между Министерством образования и Московской епархией.

А за последние годы сделано очень много. Центральным для нашего сотрудничества являются Московские областные Рождественские образовательные чтения, которые очень быстро превратились из экспериментальной конференции в крупномасштабный образовательно-культурный форум. Его исключительное значение для нас сегодня видится мне и в максимальной широте охвата мероприятиями чтений практически всех муниципальных образований Московской области; и в многообразии форм проведения чтений, что открывает возможность для участия в них всем желающим; и, наконец, самое главное – в соединении усилий Церкви и системы образования с целью способствовать духовному возрождению Подмосковья.

Когда мы только приступали к организации Рождественских чтений, кое у кого это вызывало сомнения или внутреннее несогласие. Однако постепенное развитие диалога показало, что речь идет о совместных усилиях, направленных на формирование такого общественного культурного пространства, которое благоприятствовало бы максимально широкому приобщению людей к отечественному духовному наследию. А оно, и это непреложный исторический факт, основано на Православии.

В этом году чтения начнутся 10 ноября в Одинцово и завершат свою работу торжественным закрытием 29 ноября в Чехове. Тема совместно избранная нами: «Вместе возрождаем Россию». Она, как мне кажется, подчеркивает патриотическое, духовно-созидательное и культурно-образовательное содержание этого форума.

Кстати, должен заметить, что время идет быстро. Не успеем оглянуться, и настанет время Четвертых подмосковных рождественских чтений. Значит надо подумать об их теме. Если у кого-нибудь из присутствующих есть предложения, давайте их обсудим.

Если Рождественские чтения – это своего рода вершина нашей работы, то на протяжении года она включает еще целый ряд традиционных мероприятий. Некоторые из них приурочены к нашим главным праздникам. Так, в начале года в Храме Христа Спасителя проходит Рождественская елка, которая проводится под эгидой губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова. Праздничное представление готовит одна из воскресных школ Московской епархии, поэтому можно сказать, что мы делимся с родителями и детьми, пришедшими на праздник, достижениями педагогов, которые трудятся на наших приходах.

Пришел праздник Светлого Христова Воскресения, и в Московской области начинается Пасхальный фестиваль. Схема его прохождения выглядит следующим образом. Творческие и художественные коллективы, дети из воскресных школ в течение недели выступают в нескольких городах Московской области, а завершающее представление дается в Храме Христа Спасителя в Москве. Должным образом организовать такую сложную программу очень непросто, и я хочу выразить особую благодарность всем тем, кто трудится над этим.

Те события Пасхального фестиваля, о которых я сказал, являются центральными для области. Организаторы каждый год выбирают новые города, чтобы радость праздника могло разделить как можно большее число наших сограждан. Но я думаю, что усилиями муниципальных администраций и благочиний на местах также можно бы проводить свои Пасхальные вечера и встречи. Напомню, что Пасху мы празднуем в течение сорока дней, так что, если кто не успел провести у себя фестиваль – время есть.

Должен сказать о церковно-государственном праздновании Дня славянской письменности и культуры в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла учителей славянских. Уже двенадцатый раз в этот день будут проходить крупномасштабные торжества в одном из городов России, избранного столицей празднества. Мы надеемся, что в будущем такой столицей сможет стать наша древняя Коломна, и возможно это будет в 2007 году. Однако, хотелось бы, чтобы патриотический, духовный и культурный потенциал, заложенный в идее Дня славянской письменности и культуры, получил более широкую повсеместную реализацию. Думаю, что Церковь и школа могут способствовать этому. Ведь праздничный день соответствует своему названию не формально, а по сути тогда, когда наполняется событиями, дающими людям и радость торжества, и чувство сопричастности к высоким ценностям, и удовлетворение от общения и приобретения новых знаний, и возможность личностной творческой инициативы. 24 мая – это конец учебного года. Здесь, конечно, наблюдаются определенные сложности со временем, вызванные экзаменами. Но ведь организацию могут взять на себя взрослые, а детям так важно на часок-другой отвлечься от напряженных занятий и отдохнуть, но не бездумно перед компьютером или телевизором, а обогатившись духовно, соприкоснувшись с нашим культурным наследием.

Ни Церковь, ни школа не отделены от жизни общества и деятельно в ней участвуют. Поэтому естественна наша вовлеченность в те события, которые переживает страна. В этом году отмечаются две памятные даты: 625-летие Куликовской битвы и 60-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Московская область – это своего рода средоточие исторических памятников, связанных с Куликовской победой. Большая часть из них – это святые храмы и монастыри. Наш долг приобщить подрастающее поколение к героическим событиям далекого прошлого через ознакомление с сохранившимися материальными свидетельствами о нем. Необходимо внимательнее изучать и проникнутые духом Православия замечательные произведения древнерусской литературы, такие как «Задонщина», «Повесть о Мамаевом побоище» и другие тексты Куликовского цикла, чтобы дать молодым людям представление о достойном подражания духовном мире человека Древней Руси – христианина-патриота, защитника Отчизны.

Воспоминания о Великой Отечественной войне, хотя постепенно и отодвигаются в прошлое, но еще остаются частью личных переживаний для многих из наших соотечественников. Среди нас живут ветераны фронта и тыла, чье самоотверженное служение Родине в свое время стало залогом нашего мирного существования сегодня. Их подвиг бессмертен и не подлежит переоценке, хотя, к сожалению, такие попытки ныне наблюдаются все чаще. Русская Православная Церковь с первого дня той страшной войны была со своим народом, молилась о воинах, сражавшихся с вероломным врагом, утешала матерей и жен, которые также не жалели сил для приближения Победы, а в храмах находили благодатную поддержку и молитвенное утешение.

Верующими были собраны значительные средства на нужды обороны, которые в частности пошли на создание танковой колонны имени св. благ. князя Димитрия Донского и эскадрильи самолетов имени св. благ. князя Александра Невского.

Можно сказать, что это был «трудовой фронт» Церкви, которая, еще недавно гонимая и преследуемая, показала свою духовную силу и была востребована народом настолько, что даже безбожная власть на время была вынуждена с этим считаться.

Церковь и школа обязаны и сегодня воспитывать у молодежи трепетное и уважительное отношение к святому подвигу тех, чьей кровью была добыта Великая Победа.

Слушая меня, можно подумать, что Московская епархия и Министерство образования только и заняты совместным проведением праздников. Но это не так. Конечно, мы радуемся, когда имеем возможность собраться вместе по какому-нибудь торжественному поводу, но в основе двустороннего взаимодействия лежит сложная повседневная работа.

И тут я должен с удовлетворением констатировать, что министерству и епархии удалось создать эффективный орган взаимодействия – Координационный Совет, благодаря которому уже очень многое достигнуто. Мы сотрудничаем на равноправной и взаимоуважительной основе, обмениваемся опытом и выстраиваем новую устойчивую структуру совместной деятельности в сфере образования.

О чем здесь следует сказать в первую очередь? Наверное, о том, что в результате усилий Координационного Совета была принята программа переподготовки учителей – преподавателей факультатива «Основы православной культуры». И теперь соответствующие курсы проводятся на базе Института повышения квалификации работников образования Московской области. Поскольку наш регион обширен, преподаватели выезжают для чтения лекций и на местах. Компетентные клирики нашей епархии также проводят занятия. В результате мы наблюдаем постоянный рост числа официально дипломированных специалистов.

В то же время замечу, что потребность в педагогическом обеспечении курса «Основы православной культуры» в настоящее время превышает предложение. Хотелось бы надеяться, что со временем курсы повышения квалификации будут проводиться и в Московском государственном областном университете, и в Коломенском государственном педагогическом институте. Это помогло бы быстрее осуществить задачу по обеспечению школы грамотными педагогами, заинтересованно относящимися к преподаваемому предмету.

Месяц назад состоялось очередное заседание координационного совета, на котором обсуждались пути совершенствования взаимодействия между благочиниями и органами управления образованием на местах, говорилось о подготовке к грядущим Рождественским чтениям, о проведении Пасхального фестиваля, о разработке новых учебников и программ Духовно-просветительским культурным центром Московского государственного областного университета. Из одной только программы заседания явствует, что масштабы сотрудничества между нами настолько велики, что на повестку дня встает вопрос о перспективном планировании, разработке методологии и своевременном распространении информации. Я имею в виду, прежде всего, составление определенного плана работы на год, который бы включал в себя не только расписание традиционных мероприятий, к которым мы должны заблаговременно готовиться, но и основные направления нашей совместной повседневной работы. Если говорить о методологии, то нами накоплен определенный опыт, учитывающий и юридическую базу сотрудничества, и интересы и позиции сторон, и, наконец, что самое главное, стратегические задачи нашего взаимодействия. Все это, будучи систематизировано, помогло бы дальнейшему поступательному движению вперед, позволило бы и духовенству, и работникам образования на местах правильно и с пользой для дела выстраивать двусторонние отношения.

Что касается информации, то здесь еще непочатый край для деятельности. В качестве примера, могу привести сборник выступлений, опубликованный к открытию Вторых подмосковных рождественских чтений. Как выяснилось, о сборе материалов было объявлено слишком поздно, и многие желающие не успели прислать свои материалы. И, тем не менее, получился солидный том, рассказывающий о школьном опыте педагогов и священнослужителей. Наверное, в этом году уже получится двухтомник.

Однако, разовая публикация в течение года не может восполнить наблюдающегося дефицита общения и нехватку регулярного обмена информацией. Хочу рассказать вам, что у нас наметился существенный сдвиг в данном направлении в сотрудничестве с министерством культуры Московской области, с которым мы также имеем соглашение о сотрудничестве. Теперь 500 библиотек Московской области будут раз в два месяца получать наш журнал «Московские епархиальные ведомости».

Это периодическое издание подробно рассказывает о церковной жизни Подмосковья в его прошлом и настоящем, о древних монастырях, старинных и новопостроенных храмах, о всех видах традиционного церковного служения, в том числе и в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.

В целом у нас в епархии сейчас издается 84 наименования газет и журналов и 37 приходских листков общим тиражом более 400 тыс. экземпляров. Назрел, видимо, качественно новый этап в работе наших средств массовой информации в плане их специализации. Например, священник Петр Иванов начал на приходе Свято-Троицкого храма в Люберцах издание «Православной школьной газеты», которая будет бесплатно распространяться по всей епархии и информировать читателей о новых событиях и достижениям в сфере православного просвещения, а также о развитии нашего сотрудничества с министерством образования.

Хотелось бы наладить информационный обмен и с министерством образования, но чтобы его поток был направлен в нашу сторону. Объясню, что имею в виду. Практически при каждом приходе Московской епархии, а их у нас больше тысячи, имеются воскресные школы или иные духовно-просветительские учреждения. Они ставят перед собой задачи, во многом сходные с теми, которые стоят и перед светской школой в плане воспитания достойных, личностно зрелых и нравственно здоровых членов нашего общества.

Все, что делается церковными людьми, держится полностью на их энтузиазме и экономической поддержке отдельных приходов. Лишь некоторые православные гимназии получали частичную поддержку от государства. К сожалению, в результате изменений в законодательстве, педагоги и дети лишились даже тех жалких крох, которые получали ранее. Сердце кровью обливается, когда видишь, что жертвенное, патриотическое служение людей не только не получает признания, но отвергается, остается брошенным на произвол судьбы.

Если уж неоткуда ждать финансовой поддержки, то хотелось бы получить квалифицированную методическую помощь и профессиональное консультирование. Например, всей нашей епархиальной школьной общественностью был бы с интересом воспринят какой-нибудь специальный печатный орган Министерства образования, в котором освещались бы и вопросы программно-методического обеспечения педагогического процесса, и публиковались бы нормативные и административные акты, отражающие изменения в такой динамично развивающейся сфере, как образование.

Если говорить об издательской деятельности, то мне представляется возможным интенсификация сотрудничества между нами и в этой области. Приведу только два примера.

Во-первых, уже не первый год в качестве эксперимента во многих муниципальных образованиях Московской области ведется преподавание входящего в региональный компонент предмета «История Московской области». Сейчас коллектив во главе с профессором Людмилой Леонидовной Шевченко работает над разделом этого курса под название «Духовное краеведение Подмосковья». Эта работа мне представляется крайне важной. Ведь и в нашей епархии уже очень много сделано в данном направлении, начиная с фундаментального альбома-каталога «Монастыри и храмы Московской епархии» и оканчивая монографиями об истории святынь конкретных церковных округов или книг, посвященных отдельным храмам. За последние годы сформировалась целая библиотечка таких изданий. Собранный в них материал является результатом длительного кропотливого труда исследователей в архивах и библиотеках. Хотелось бы, чтобы он был востребован в ходе учебного процесса.

Во-вторых, буквально с каждым днем возрастает острота проблемы, связанная с отчуждением молодежи и от высоких патриотических ценностей, и от национальных традиций книжности и культуры. Школа и Церковь могли бы начать осуществление совместной программы, направленной на преодоление этого печального явления в жизни нашего общества. Пусть первоначальные масштабы этого движения будут невелики. Но мы сделаем большой шаг вперед, если раз в год будем выпускать в свет хотя бы одну книгу, качественную по художественному оформлению и патриотическую по содержанию, знакомящую молодого читателя с памятниками древнерусской письменности, с сопряженными по времени историческими событиями и их духовным осмыслением нашими предками.

Хочу сказать и еще об одном. Состязательность – это один из немаловажных стимулов в образовательном процессе. В этом учебном году в некоторых благочиниях нашей епархии прошли олимпиады по Закону Божиему. Например, в Люберецком благочинии детям в трех возрастных категориях были предложены около 600 вопросов, из которых половина может быть отнесена к содержанию курса «Основ православной культуры». В ближайшем будущем предполагается провести такую олимпиаду и в масштабах всей Московской епархии. Думаю, что будет хорошо, если в ней примут участие и те дети, которые изучают факультатив «Основы православной культуры».

В свое время мы говорили о возможности введения православной тематики в программы разнообразных конкурсов детского творчества, которые проводятся МИНИСТЕРСТВОМ образования. К сожалению, в этом плане так ничего и не сдвинулось с мертвой точки, а жаль.

Пусть высказанные мной пожелания и дружеская критика не будут восприняты как выражение неудовлетворенности нашей совместной деятельностью. Я полагаю, что мы поступательно продвигаемся вперед в великом деле образования граждан нашего Отечества.

В заключение своего выступления хочу поблагодарить вас за то, что вы нашли возможность приехать в эту святую обитель, дабы обсудить насущные проблемы, стоящие перед нами. Говорю это, испытывая глубочайшее уважение к многосложному, жертвенному служению учителя, которого можно уподобить пчеле, о которой Священное Писание говорит: «как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна» (Притч. 6:8)».

В состоявшейся дискуссии приняли участие начальники управлений образованием – Чеховского района Е.Н.Толмачева и Домодедовского района Т.Т. Романова, председатель комитета по образованию города Коломны Т.В.Старателева и председатель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации иеромонах Константин Островский.

По окончании заседания состоялся концерт церковных песнопений. Общение между участниками встречи продолжилось за трапезой. Выступавшие единодушно отмечали важность сотрудничества между Церковью и школой и выражали удовлетворение тем, что в настоящее время препятствий этому практически не существует.

После небольшой экскурсии по монастырю, работники образования и духовенство отправились на святой источник преподобного Давида в Талеже.

18 мая 2005 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×