Как отзывался об автокефалии УПЦ
Блаженнейший Митрополит Владимир?

Сегодня в украинских СМИ, особенно после внедрения в религиозную жизнь Украины порошенковского «томоса» и учинения стамбульским патриархом Варфоломеем нового раскола, ставящего под угрозу единство не только Украинской Православной Церкви, но и всего мирового Православия, бытует мнение о том, что так называемая «автокефалия УПЦ» после распада СССР была вожделенной мечтой большинства православных верующих страны во главе с их Предстоятелем – Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом; † 5.07.2014), который якобы 22 года своего предстоятельства на Украине ратовал за «полное и окончательное отделение» от Русской Православной Церкви и обретение автокефалии УПЦ со статусом Поместной Церкви. Но так ли это? Об этом и шла речь в зале Киевской духовной академии на Круглом столе, посвященном памяти Блаженнейшего Митрополита Владимира, в день его 85-летия – 23 ноября с.г.

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)

На памятное мероприятие были приглашены представители старшего поколения духовенства Киева, знавшие митрополита Владимира еще в бытность его ректором в Московских духовных школах, иерархи УПЦ, представители государственных и культурно-просветительских организаций, православной общественности. Слово каждого участника этой встречи было исполнено огромной любви к почившему иерарху, звучали воспоминания о его святительской мудрости, простоте, доступности, участливости к каждому человеку, будь то студент, крестьянин или академик, о богословском, писательском и поэтическом наследии митрополита Владимира.

Осветить день памяти великого иерарха были приглашены и украинские средства массовой информации, различные телеканалы Украины. К ним, в частности, и было обращено выступление управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония (Паканича), в котором он рассказал о своем многолетнем общении с почившим предстоятелем, о его величайшем подвиге святительского служения у кормила украинского Православия в тяжелейших условиях кровоточивого раскола и сложных церковно-государственных отношений на протяжении 22 лет. Особенно подробно остановился владыка Антоний на вопросе об автокефалии УПЦ и о всевозможных инсинуациях на этот счет, в которых информация преподносится таким образом, будто почивший митрополит Владимир ратовал за совершенное отделение от полноты Русской Православной Церкви и нынешняя политика Константинопольского патриарха Варфоломея с образованием на Украине так называемой «Православной Церкви Украины» является «реализацией многолетних чаяний» митрополита Владимира на посту предстоятеля УПЦ.

Молодому поколению украинских журналистов, воспитанных на майданных идеях и антироссийской риторике, вряд ли известно, что прибывший в июне 1992 года митрополит Владимир (Сабодан) после избрания его на историческом Харьковском Соборе УПЦ предстоятелем, попал в условия полнейшей информационной блокады. Мало того, Верховная Рада Украины уже тогда взяла на себя функции церковного «обер-прокурора», объявив Харьковский Архиерейский Собор УПЦ «незаконным», а администрация тогдашнего президента Украины Л.М. Кравчука долгое время отказывала митрополиту Владимиру в личной встрече с главой государства, игнорируя заявления первоиерарха о бесчинствах раскольников при полной поддержке органов власти на местах. Однако все церковные документы новейшей истории, как и позицию всей полноты УПЦ и ее предстоятеля в отношении статуса независимости и самоуправляемости Церкви на Украине, регламентации ее прав и свобод, со дня вручения Грамоты Святейшим Патриархом Алексием ІІ в октябре 1990 года на протяжении 30 лет вплоть до сегодняшнего дня никто не отменял и не пересматривал. Поэтому все попытки сфальсифицировать позицию светлой памяти митрополита Владимира в отношении автокефалии не имеют никаких оснований.

– Блаженнейший Митрополит Владимир всячески оберегал Церковь от вмешательства в ее внутреннюю жизнь политических сил, – подчеркнул владыка Антоний. – Хотя он и понимал, что Церковь, как институционный общественный организм, не может жить вне политики. Блаженнейший по этому поводу незадолго до своей кончины говорил:

«Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что использовать Церковь в политических целях недальновидно и опасно».

Митрополит Владимир: «Церковь нельзя изменять, как ныне изменяют светские учреждения»

Блаженнейший вообще излагался в последнее время своей жизни очень кратко и емко. О так называемой автокефалии говорил следующее:

«Церковь нельзя изменять, как ныне изменяют светские учреждения. Церковь установил Господь, и Он ее сохраняет. Сейчас добиваться статуса автокефалии и автономии я считаю делом опасным и ненужным. Украинская Православная Церковь имеет все права широкой автономии и самостоятельности в управлении. Вопрос об автокефалии ребром сегодня не стоит, хотя разговоры идут и внутри, и вне Церкви. Мыслят, что это даст какие-то преимущества или же нивелирует существующие недостатки. Поместный Собор нашей Церкви отметил, что ее устраивает нынешний статус УПЦ. Такова официальная позиция нашей Церкви. Такова моя позиция».

В октябре 2008 года Блаженнейший Митрополит Владимир, можно сказать, пророчествовал. В своем обращении к патриарху Константинопольскому Варфоломею говорил следующее:

Митрополит Владимир: «Это усилит этнофилитические настроения в церковном обществе, приведет к поляризации украинского общества»

«В последнее время в украинских средствах массовой информации обсуждается сценарий украинского церковного вопроса путем создания на Украине нескольких параллельных православных юрисдикций. Ответственно заявляю, что такой способ решения проблемы является неприемлемым, поскольку это противоречит каноническому принципу: “один город – один епископ”, это усилит этнофилитические настроения в церковном обществе, усугубит негативные тенденции, ведущие к поляризации украинского общества, может привести к жестокому противостоянию в борьбе за храмы и церковное имущество, ослабит миссионерский потенциал Православия на Украине на фоне активности новых религиозных движений и униатства. И, наконец, не решит проблему уврачевания раскола, поскольку на Украине останутся неканонические церковные группы, претендующие на автокефальный статус».

– Удивительно, но сегодня слова почившего иерарха выворачивают наизнанку, пытаются скроить какие-то оправдания новому расколу и деятельности так называемой «ПЦУ». При этом забывают о наших духовных корнях, политых не только слезами, но и кровью исповедников веры на украинской земле, – сказал митрополит Антоний.

***

В этот памятный осенний день также была совершена заупокойная Литургия, которую в храме Рождества Богородицы на Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, после чего была отслужена панихида у могилы митрополита Владимира, расположенной напротив входа в храм.

Покойный иерарх, проживавший все годы своего предстоятельства на территории Дальних пещер, совершал ежедневные прогулки вдоль стен древней Лавры, любил заходить на братское монашеское кладбище, расположенное здесь же, рядом с митрополией и резиденцией владыки, подолгу останавливался на месте своего будущего захоронения, молился.

Сегодня митрополита Владимира по праву можно назвать выдающимся иерархом Православной Церкви, достойным сыном украинской земли. Мировая слава этого человека коснулась всех континентов, его именем названа звезда, он вошел в историю как одаренный церковный святитель, богослов, писатель и поэт. И в день его 85-летия во всех храмах Украины и за рубежом возносилась молитва о приснопоминаемом Блаженнейшем Митрополите Владимире. Вечная память ревностному служителю Христову и всенародному любимцу!

Диакон Сергий Герук

25 ноября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Сила Украины – в её православной вере» «Сила Украины – в её православной вере»
Игуменья Серафима (Шевчик)
«Сила Украины – в её православной вере» «Сила Украины – в её православной вере»
Беседа с игуменьей Серафимой (Шевчик) к 30-летию Украинской Православной Церкви
Сама жизнь засвидетельствовала: каноническая Церковь имеет здоровое ядро, которое врата ада не могут одолеть.
«Важно быть солью для этого мира» «Важно быть солью для этого мира»
Архимандрит Маркелл (Павук)
«Важно быть солью для этого мира» «Важно быть солью для этого мира»
Беседа с духовником КДАиС архимандритом Маркеллом (Павуком)
Наши общественные праздники, приуроченные к религиозным событиям, сводятся преимущественно к кулинарным потребностям и развлекательным шоу.
Украинский томос – капкан для мирового Православия Украинский томос – капкан для мирового Православия
Протоиерей Вадим Леонов
Украинский томос – капкан для мирового Православия Украинский томос – капкан для мирового Православия
Протоиерей Вадим Леонов
Церкви, признав квази-автокефалию СЦУ на основании томоса, тем самым признают и положения этого томоса, цель которых – насадить ересь папизма в Православии. И этим признанием поспособствуют распространению ереси.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×