Уникальное житие мученицы Перпетуи

Перпетая Карфагенская, мученица Перпетая Карфагенская, мученица

Про мученицу Перпетую Карфагенскую даже верующие люди часто не знают. Хотя жизнеописание ее в своем роде уникально.

Уникальность текста, который носит название «Страдания святых мучеников Перпетуи, Фелицитаты, Сатура, Сатурнина, Секунда и Ревоката» в том, что основой его послужили дневниковые записи мучеников Перпетуи и Сатура. Обычно жития писались либо со слов очевидцев, либо с так называемых мученических актов – это были протоколы допросов, которые педантичные римские власти вели в судах.

Коррумпированность – дело не новое, что бы там ни утверждали современные люди. Казалось бы, Римская империя была образцом правовой дотошности… но ее чиновники запросто продавали христианам копии протоколов допросов их единоверцев, убитых за Христа. Равно как и тела мучеников.

Но житие мученицы Перпетуи, повторимся, уникально: оно написано с ее собственных слов и помогает нам понять, что чувствовали те, кто отдавал жизнь за Христа.

Карфаген

Сам стиль дневниковых записей подтверждает: текст писала знатная римлянка.

Почему римлянка? Потому что Карфаген к тому времени давно был римским.

Эта финикийская колония расцвела на месте нынешнего Туниса и долго вела с Римом войны за влияние в Средиземноморье. Поскольку римляне называли финикийцев пунами, то войны получили название пунических. Впрочем, из школьной программы в наших головах на заданную тему обычно остается лишь имя Ганнибала.

Но так или иначе, а к 146 году до н.э. Рим победил, и Карфаген был разрушен. Однако уже через столетие его начали отстраивать заново – на римский манер. Он быстро разросся в огромный по тем временам мегаполис и центр большой провинции. Цирк Карфагена вмещал несколько десятков тысяч зрителей.

В Карфагене и окрестных городах к тому моменту жило много римской знати, и Фивия Перпетуя происходила именно из нее. Семья ее была языческой, но в означенный момент обратилась ко Христу. Однако незадолго до описываемых событий император Септимий Север издал указ, который запрещал обращаться в христианство. То есть те, кто принял христианство до этого указа, системно не преследовались… А вот новообращенных следовало казнить. И Перпетуя с единомышленниками подпадали под этот указ как нельзя лучше – они были катехуменами.

Арест

В начале 203 года по доносу были схвачены Фивия Перпетуя, ее рабы – супруги Ревокат и Филицитата (бывшая на то момент беременной) – и два знатных юноши – Сатурнин и Секунд, обвиненные в том, что они намерены стать христианами. Человек, который наставлял их в вере (его звали Сатур), узнав об их аресте, добровольно сдался властям, чтобы разделить участь своих катехуменов.

Перпетуе было тогда 22 года. На руках у нее был грудной младенец

Их поместили под домашний арест, считая, что уговоров родных и нескольких угроз будет достаточно, чтобы «образумить» молодых людей. К Перпетуе приходил ее отец-язычник и умолял отречься от Христа – не губить своей молодости. Надо сказать, что ей было тогда 22 года. Она была, предположительно, вдова и имела грудного младенца – сына. Вот к этому-то обстоятельству ее отец и взывал особо усердно. Однако ни Перпетуя, ни ее единомышленники не поддались на уговоры, и, будучи под домашним арестом, поспешили принять крещение. Одна из первых записей в дневнике мученицы Перпетуи гласит: «Мы были крещены, и Дух подсказал мне, чтобы в воде крещения я не искала ничего, кроме благодати для телесного укрепления в мученичестве». То есть во время крещения к ней пришло понимание того, что живыми им из-под этого ареста не выйти.

Темница

Сразу после принятия крещения им, естественно, поспешили ужесточить условия заключения и перевели в темницу. Темницами эти помещения назывались не для нагнетания настроения, а по гораздо более простой причине: они создавались абсолютно темными.

Это были глухие подвалы за несколькими дверями – беспросветные, смрадные, наполненные грызунами и насекомыми. Полная темень стала первым страхом Перпетуи: никогда прежде ей не приходилось оставаться в полном мраке – помещения состоятельных людей ночью освещались ночниками.

Узники заключались туда скученно до невозможности, избивались, томились от жажды и немыслимой духоты. Мы можем догадаться о том, что там творилось, по такому факту: один из заключенных – молодой юноша по имени Секунд – умер в тюрьме, не дожив до казни.

Сама Перпетуя больше всего страдала из-за тревог за ребенка. Но вскоре христиане, остававшиеся на воле, смогли за «вознаграждение» исхлопотать узникам временные улучшения условий. Перпетуе принесли на кормление сына, который уже ослабел от голода. Спустя несколько дней удалось получить разрешение оставить ребенка при себе.

«Тогда, – пишет Перпетуя, – я утешилась и была избавлена от скорби и беспокойства за мое дитя. Тюрьма показалась мне дворцом, и я предпочитала быть в ней скорее, чем где бы то ни было в другом месте».

Видение

Один из христиан, считая, что исповедничество уже дает Перпетуе дерзновение, просил её вопросить Бога о том, чем закончится суд: страданием или избавлением. И далее идет запись, которая сильно постыжает наше маловерие. Перпетуя пишет:

«Я, зная, что мне крещением дана возможность беседовать с Господом, милость Которого я уже ощутила как чрезвычайно великую, прямо обещала брату и сказала: “Завтра утром я скажу Te6е”. И я попросила (Бога), и вот что мне было показано:

Я видела золотую лестницу изумительной высоты, достигающую до небес, и очень узкую, так что люди могли подниматься по ней только один за другим. А по обе стороны лестницы находились железные орудия всех сортов: мечи, копья, крюки, кинжалы, так что если кто-нибудь шел по лестнице неосторожно, не глядя вперед, он неизбежно оказывался растерзанным этими железными орудиями, и его плоть соскальзывала по железу. А под лестницей извивался дракон ужасающей величины, который подстерегал поднимающихся и старался испугать их при восхождении.

«Мы поняли, что нас ожидают страдания, и от того часа перестали иметь какую-нибудь надежду на этот мир»

Сатур поднялся первый, и, достигнув вершины лестницы, обернулся ко мне и сказал: “Перпетуя, я ожидаю тебя, но остерегись, чтобы дракон не схватил тебя”. А я сказала: “Во имя Господа Иисуса Христа, он не повредит мне”. И дракон, как бы боясь меня, поднял свою голову, а я, делая первый шаг на лестницу, наступила ему на голову. И я пошла и увидела большой сад, а в середине сада седовласого человека, сидящего в пастушечьей одежде и доящего овец. Вокруг же стояли многие тысячи облеченных в белые одежды. Он поднял голову, посмотрел на меня и сказал: “Привет тебе, дочь Моя”. И Он позвал меня и дал мне кусок сыра из молока, которое надоил. Я приняла сыр протянутыми руками и съела его. А все, стоящие кругом, сказали: “Аминь”. При звуке этого слова я проснулась, всё еще ощущая сладость, которую я не в силах описать. Все это я рассказала немедленно брату, и мы поняли, что нас ожидают страдания, и от того часа перестали иметь какую-нибудь надежду на этот мир».

Суд

Незадолго до суда к Перпетуе пришел отец и в душераздирающих выражениях умолял дочь пожалеть его седины и отказаться от прежних показаний. Позже Перпетуя записала:

«Я скорбела о седых волосах моего отца и о том, что он – единственный из всей нашей семьи – не радовался моему мученичеству. И я старалась утешить его, говоря: “На лобном месте будет то, что Богу угодно, ибо знай, что мы находимся не в собственных наших руках, но в руках Божиих”. И он ушел от меня в огорчении».

О дне суда мученица пишет:

«Мы были отведены для слушания нашего дела. Остальные были допрошены и исповедали свою вину. Потом подошли ко мне. В это время появился мой отец с моим мальчиком, протиснулся ко мне и тихим голосом сказал мне: “Пожалей твое дитя”.

Илариан-прокуратор, который только что принял власть вместо проконсула Минуция Тимиана, недавно умершего, сказал: “Пощади седины отца твоего, пощади младенчество твоего сына, принеси жертву о благополучии императоров”. – Я ответила: “Я не сделаю этого”. – Илариан спросил: “Христианка ли ты?” – Я ответила: “Да, я христианка”.

Так как мой отец, стоявший тут, был приглашен для того, чтобы отвратить меня от веры, то Илариан приказал сбросить его с помоста, и его начали бить палками. Несчастье моего отца мучило меня, как если бы меня саму били. Я очень страдала за его поруганный престарелый возраст.

После того прокуратор произнес приговор обо всех нас, осудив нас на съедение диким зверям, мы сошли с помоста вниз и радостные вернулись в темницу».

Приговор поразил присутствующих, потому что обычно в таких случаях римских граждан усекали мечом. Но недавно назначенный судья хотел выслужиться и решил приурочить казнь мучеников к зрелищам по поводу дня рождения императорского сына.

После суда их вернули в темницу. Главной болью Перпетуи оставался маленький сын, но даже это вскоре перестало ее мучить:

«Так как мой ребенок должен был питаться моей грудью и для того находиться при мне в темнице, то я просила диакона Помпония пойти к моему отцу и просить его дать мне моего младенца, но отец мой не дал его. И, видимо, была на это воля Божия, потому что дитя перестало просить о груди, а мои груди не причинили мне никакой тяготы, и я перестала терзаться заботой о моем ребенке и болью в грудях».

Схваченная вместе с госпожой рабыня Фелицитата была беременна, и роды предстояли через месяц. Она боялась, что не успеет родить до дня казни. По закону беременных женщин нельзя было подвергать общественным наказаниям, а значит, ее должны были казнить позже остальных, с преступниками.

Перед казнью Фелицитата родила маленькую девочку, которую потом одна из сестер-христианок воспитала как свое дитя

Ее сомученики, горюя о ней, за три дня до казни совершили усиленную молитву. И сразу после нее пришли роды. Житие говорит:

«Когда с великим трудом, естественным при восьмимесячных родах, в боли рождения она начала стонать, один из катарактариев (сторожей темницы) сказал ей: “Ты, которая так страдаешь сейчас, что же ты будешь делать, когда ты будешь брошена диким зверям, которых ты так презирала, когда отказывалась принести жертву?” – Она же отвечала: “Теперь это я сама мучаюсь тем, чем мучаюсь, а тогда будет Иной во мне, Кто будет страдать за меня, потому что я готова страдать за Него”. И она родила маленькую девочку, которую потом одна из сестер-христианок воспитала как свое дитя».

День подвига

Записки Перпетуи завершаются словами:

«Итак, я заканчиваю это описание нескольких дней перед представлением. А то, что совершится на представлении, пусть запишет кто-нибудь другой».

И из свидетельств христиан, которые в тот день пришли на стадион, известно следующее:

«Приблизившись к правителю Иларию, мученики сказали: “Ты осудил нас, но Бог будет судить тебя”. Тогда толпа закричала, чтобы они были подвергнуты пытке бичами, так как (публичным обвинением магистрата) они оказались в разряде злодеев. А они радовались, что благодаря этому перенесли одну из пыток, которым подвергался Господь».

Двух женщин вытолкнули на арену первыми и выпустили на них разъяренную буйволицу. Она расшвыряла их рогами. Перпетуя поднялась, подошла к Фелицитате и помогла встать ей. Перпетуя не чувствовала ни страха, ни боли – «так глубоко она пребывала в Духе», и не сразу поняла, откуда на ее теле раны.

Встав, Перпетуя первым делом собрала рассыпавшиеся по плечам волосы – знак траура. Она считала, что день мученичества – это день ее торжества!

Характерная деталь: встав, Перпетуя первым делом собрала волосы, рассыпавшиеся по плечам. Потому что распущенные волосы означали в той культуре знак траура, а она считала, что день мученичества – это день ее торжества!

Затем зверей выпустили на мужчин. Жизнеописатель пишет:

«Тот, Кто сказал: “Просите, и дастся вам”, дал им то, что они просили: каждому такую смерть, какую каждый желал. Еще ранее, когда они обсуждали между собой свои желания относительно мученичества, Сатурнин свидетельствовал, что он хотел бы быть брошенным всем зверям, без сомнения для того, чтобы приобрести большие венцы. Поэтому он и Ревокат еще в начале представления были отданы леопарду, а потом растерзаны медведем.

Между тем Сатур испытывал сильное отвращение к тучности медведя и молился о том, чтобы быть убитым одним укусом леопарда. Поэтому когда на него был выпущен озлобленный кабан, то зверь бросился на сторожа и пронзил его клыками так, что сторож умер на следующий день, Сатур же был только сбит с ног. Когда потом его бросили у входа в медвежью берлогу, медведь не вышел из берлоги».

Леопард, как и предсказывал мученик, нанес лишь один укус – смертельный.

Часть толпы стала кричать, что мученики омылись кровью и должны быть выведены во Врата жизни, то есть помилованы. Но судья, к удовольствию другой части толпы, приказал добить их.

Чтобы кровожадным зрителям было лучше видно, как меч входит в тела, мучеников подняли на ноги. Израненные, они стали давать друг другу последнее целование мира.

«Но Перпетуя, – говорит житие, – должна была испытать еще некую муку. Она была пронзена между ребер, вскрикнула громко и сама направила дрожащую руку молодого гладиатора к своему горлу. Быть может, такая женщина не могла быть убитой не так, как она того пожелала».

Как обычно, чиновники и стража не побрезговали отдать тела мучеников за «вознаграждение». Их погребли в Карфагене, а после обрели мощи.

Страдания святых мучеников совершилось в 203 году, а ровно восемнадцать веков спустя из Пюхтицкого монастыря нашему Пюхтицкому подворью от приснопамятной игумении Варвары была передана частица мощей святой мученицы Фивии Перпетуи Карфагенской (в Пюхтице хранится довольно большая частица).

Каждый год мы служим всенощное бдение в день ее памяти. Мир бушует морем глупостей, отмечает день «святого Валентина» и всё больше сходит с ума… а подвиг мучеников сияет над ним вечным немеркнущим светом.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дiонисiй12 августа 2022, 15:16
"Мысль Клемана питалась из разных источников, в ней обнаруживается также заметное влияние евхаристической экклезиологии, элементов софиологии, философии всеединства, персонализма и диалога" (Православная энциклопедия. Т. XXXV. М., ЦНЦ "Православная энциклопедия", 2014. С. 357. https://pravenc.ru/text/1841283.html).
Игорь Ковалев21 февраля 2022, 16:10
Игорь М.//отличать ... "можно, только очистив свое сердце".//-Ваши слова,я не утверждал, что ТОЛЬКО так!!! Это ваши домыслы, т.е. ЛОЖЬ. "Только-исключительно,единственно, т. е. ничего другого ; никаким другим способом."Т. е. вы меня обвиняете в том, что сами придумали. Честно сказать, очень неприятно общаться, когда человек использует такие лукавые приёмы.
Игорь Ковалев20 февраля 2022, 23:38
Иоанна_ 20 февраля 2022, 19:10" "Пойду-ка я лучше почитаю "Авву Дорофея""!//-Правильное решение! Из современных западных духовных писателей доверяю только о. Серафиму Роузу.Остальных надо перед чтением проверять, а книги представителей Парижской школы богословия даже не брать в руки. Кстати О. Клеманн и с сектой кочетковцев имел дружеские отношения, даже был в попечительском совете их института.
Игорь М.20 февраля 2022, 20:44
Игорь Ковалев, ого, как Вы меня! Справедливо и с духовной любовью! Ложь? нет, точнее так: ЛОЖЬ? А это не Вы писали: "Таким образом,очистим сердце от страстей,а по мере очищения,Господь даст и духовную любовь.А также начнём отличать правильную духовную жизнь от "прелестной" и учения модернистов-экуменистов от святоотеческого Православия"? Или Вы не видите связи даже в собственных предложениях? Стократ беда... Извините, говорить больше не о чем.
Иоанна_ 20 февраля 2022, 19:10
Прежде чем пить из источника, надо убедиться в его безопасности - это первейшее правило духовной жизни! Читаем на сайте "Азбука веры": "Клеман был убеждённым экуменистом" (теперь понятно, откуда ветер дует!) Далее: текст, созданный Клеманом (по просьбе римского папы), "подчёркивал страдания женщин и содержал сокрушение о муках, которые причиняли христиане евреям вследствие обвинений их на протяжениии столетий в распятии Иисуса Христа." Дааа уж... Пойду-ка я лучше почитаю "Авву Дорофея"!
Игорь Ковалев19 февраля 2022, 22:38
Игорь М."То сеть,Вы уже не помните,что всего парой комментариев ниже говорили, что "отличать правильную духовную жизнь от "прелестной" и учения модернистов-экуменистов от святоотеческого Православия" можно,только очистив свое сердце?"//-Как я могу помнить то,что не говорил??? В кавычках мои слова,а остальное ваши домыслы,т.е. -ЛОЖЬ.Надеюсь вы понимаете разницу смысла моих слов("также начнём отличать...") и ваших ("можно,только очистив..."). Помните кто "лжец и отец лжи"?Зачем же вы приняли от него помысел солгать и исполнили? Вот,как раз в аскетических творениях св. Отцы учат испытывать приходящие помыслы и греховные отгонять.Что и надо применять в жизни.
Игорь М.19 февраля 2022, 20:12
Игорь Ковалев19 февраля 2022, 12:15, То сеть, Вы уже не помните, что всего парой комментариев ниже говорили, что "отличать правильную духовную жизнь от "прелестной" и учения модернистов-экуменистов от святоотеческого Православия" можно, только очистив свое сердце? Трижды беда...
Иоанна_ 19 февраля 2022, 13:49
/"Для первых христиан смерти не существовало. Они бросались в воскресшего Христа; в Нем же смерть становится торжеством жизни. ..Мученики, перед тем, как принять смерть, обмениваются поцелуем мира, словно во время евхаристической литургии. Кровь мучеников отождествляется с Кровью Голгофы, а значит- с кровью евхаристии, сообщающей опьянение бессмертием. Мученик становится евхаристией, становится Христом"./ Соглашусь с Игорем Ковалёвым, что это более чем странное утверждение, повеяло какой-то католической экзальтацией. Думаю, следует с большой осторожностью относиться к подобным авторам. А лучше всего обращаться к святым отцам напрямую, без сомнительных посредников.
Игорь Ковалев19 февраля 2022, 12:32
Игорь М."И эти свои безответственные разговоры Вы считаете применением в жизни аскетических советов святых отцов?"//Вот каким советом св. Отцов я пользуюсь в различении истины и лжеучения.Это основа духовной безопасности,которой вы почему-то пренебрегаете. "Изучай Божественное Писание,–говорит Симеон,Новый Богослов,–и писания святых отцов,особливо деятельные, чтоб с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и сердца,ты мог их видеть(это учение и поведение)как в зеркале и понимать;согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли;ложное же и худое познавать и отвергать,чтоб не быть обманутым.Знай,что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей»(Свт.Игнатий Брянчанинов)
Игорь Ковалев19 февраля 2022, 12:15
Игорь М."Вы УЖЕ клеймите уважаемых авторов модернистами и экуменистами,...считаете,что Ваше сердце УЖЕ очищено от страстей"//Причём здесь состояние моего сердца??? Лосские и Клеманн являются представителями МОДЕРНИСТСКОЙ Парижской школы богословия и их учения модернистские,а сами они были активные участники экуменического движения - это ОБЩЕИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ!!!Изучите тему прежде,чем спорить!Уважаемыми их взгляды являются для модернистов, экуменистов,членов секты о. Георгия Кочеткова(членом наблюдательного совета их института являлся О.Клеманн)Видимо вы тоже из их числа?И огромные проблемы у вас,если вы уважаете их взгляды и учения.Я таких ВООБЩЕ не читаю,чтобы не омрачать ум и не вредить душе.
Виктория19 февраля 2022, 09:27
Спасибо, матушка Наталья! Большое спасибо..текст поражает - приходит понимание того, что это такая же реальность, как реальность послереволюционных событий и времён Великой Отечественной войны, только отделенная от нас веками. И через толщу этого времени до нас доносится голос святой мученицы Перепетуи через ее дневник. Начинаешь думать, как это могло быть, откуда столько сил и мужества у молодой женщины, мамы младенца..ведь она была знатной женщиной, значит были возможности, наверное, могла уехать до ареста. Ведь понимала, чем кончится ее исповедание. Но не убежала и не сдалась, как и наши соотечественники- новомученники, сделала свой выбор. Святые мученики, молите Бога о нас!
Игорь М. - Игорю Ковалеву18 февраля 2022, 19:56
Игорь, у Вас колоссальные проблемы: или с логикой, или с самомнением. А скорее и с тем, и с другим. Поскольку Вы УЖЕ клеймите уважаемых авторов модернистами и экуменистами, то, видимо, считаете, что Ваше сердце УЖЕ очищено от страстей? И Вам дано "отличать правильную духовную жизнь от "прелестной"? И эти свои безответственные разговоры Вы считаете применением в жизни аскетических советов святых отцов? Беда...
Игорь Ковалев18 февраля 2022, 16:37
Игорь М.18 февраля 2022, 14:30 "А вот что делать тем,"//-А вот,что делать ВСЕМ, как раз и говорит игумен Никон Воробьёв, в приведённой мной цитате,-изучать аскетические творения св. Отцов и применять их советы в жизни.Таким образом,очистим сердце от страстей,а по мере очищения,Господь даст и духовную любовь.А также начнём отличать правильную духовную жизнь от "прелестной" и учения модернистов-экуменистов от святоотеческого Православия.
Игорь М. - Игорю Ковалеву18 февраля 2022, 14:30
Не спорю. С апостолом Павлом, который говорит о людях со знанием, но без любви. А вот что делать тем, у кого - ни знаний, ни любви?)) И тут не поможет размахивание цитатами, некритически надерганными из Интернета.
Игорь Ковалев18 февраля 2022, 11:58
Игорь М.//Много знать полезно для игры "Что?Где?Когда?". "...но знание надмевает,а любовь назидает.Кто думает,что он знает что-нибудь,тот ничего еще не знает так,как должно знать.(1 К.8:1) Да!И В.Н.Лосский-учитель О. Клеманна,и Н.В.Лосский,который написал предисловие к его книге были модернистами и экуменистами. Странно,что вы всё знаете,кроме этого."В.Н.Лосский-(26 мая 1903 — 7 февраля 1958) — русский богослов-модернист парижской школы богословия. Представитель «отрицательного христианства»,один из пионеров «богословия иконы». Представитель апофатического богословия,«неопатристического» синтеза.Представитель второго поколения модернистов.Участник экуменического движения."
Игорь Ковалев17 февраля 2022, 19:19
Галина И/Почитал про Клемана и его высказывания.Всё оказалось даже хуже,чем я думал.В его мировоззрении от Православия одно название.А в основном модернистские,экуменические и даже еретические мысли.Это и понятно,человек отвергший аскетику и покаяние,с омрачённым умом начинает богословствовать,что кроме заблуждений может из этого получиться.Игумен Никон Воробьёв:"Однако если человек не понимает аскетической жизни Отцов,не интересуется ею,то это означает,что он мертв и вообще ничего не понимает в духовной жизни,—кто бы он ни был—архиерей ли,профессор богословия,монах...Он просто болтает о духовной жизни постольку,поскольку у него есть способность рассуждать.Лучше не слушай и не читай таких."
Игорь М.17 февраля 2022, 19:12
Галина И. не пытайтесь переспорить моего тезку - в комментариях на этом портале это еще никому не удавалось))) Он слишком мало знает, чтобы понять, что он слишком мало знает. Все доводы очень плоские... скажите на милость: Лосский - модернист)))
Игорь Ковалев17 февраля 2022, 14:53
Галина И." Вот вам и ответ на ваш огульный риторический вопрос о "мыслях святых отцов""//Все суждения о духовных вопросах надо сверять с Писанием и св. Отцами,а противоречащее отвергать(по словам прп. Симеона Нового Богослова, свт. Игнатия Брянчанинова), а не верить на слово./Если человек экуменист,то он не понимает различий в духовной жизни православных и инославных,а также невозможность их объединения.И значит сам ведёт неправильную духовную жизнь,а таких людей зачем слушать?А общение Христа и святых с иноверцами не является экуменизмом.Тем более Христос прямо сказал самарянке, что истина у иудеев, а самаряне заблуждаются.
Игорь Ковалев17 февраля 2022, 14:30
Галина И.16 февраля 2022, 21:22//Ознакомился с цитатами св. Отцов,.Они говорят:"мне быть подражателем страданий Бога моего","закатиться от мира к Богу,чтоб в Нем мне воссиять","воскресну в Нем свободным","только бы достигнуть мне Христа" и т.п. Никто не утверждает, что "мученик становится Христом",что даже звучит кошунственно.Это выражение чисто Клеманна,который был близок к Лосскому, Флоровскому,Булгакову,т.е. членам Парижской школы богословия.(парижская школа богословия - направление МОДЕРНИСТСКОГО богословия в Русской Церкви.) О.Серафим Роуз называл это "богословием с сигаретой", т.е. без аскетики.Отсюда и ошибочные суждения вплоть до ересей.
Галина И.- Игорю Ковалеву.16 февраля 2022, 22:21
Еще. Кстати, сама книга Оливье Клемана "Истоки" имеет подзаголовок: "Богословие отцов древней Церкви. Тексты и комментарии". В предисловии проф. Н. Лосский утверждает: "Предлагаемая книга- это приглашение испить воды живой из источника святоотеческого предания". Вот вам и ответ на ваш огульный риторический вопрос о "мыслях святых отцов". Что же касается экуменизма, это довольно сложный и неоднозначный вопрос. Можно пришить его и Господу Иисусу Христу, когда Он общался с самаритянкой у колодца Иакова, затем два дня находился в тесном общении с жителями г. Сихарь в Самарии (по существу, сектантами).Да и если покопаться в совсем недавней истории нашей Церкви, можно много интересного найти...
Галина И.- Игорю Ковалеву16 февраля 2022, 21:22
Вам надо было бы сначала ознакомиться с предметом осуждения, а потом уже выносить свой вердикт. В аннотации к книге моск. изд. центром дана высокая оценка Оливье Клеману как известному православному богослову, а обширное предисловие составлено не менее известным Н. Лосским. В самой же книге, в ч.III,гл.III,разд.5 "Мученичество как опыт смерти- воскресения" представлены убедительные доказательства отождествления мученичества с Евхаристией текстами из древнего святоот.-го предания. Это "Мученичество св. Поликарпа,еп. Смирны","Послание к Римлянам" (4-7)св. Игнатия Антиохийского, "Гимн мученикам" св.Равула Едесского, а также сами видения Перпетуи и Саира в соответствии с описанием Апокалипсиса.
Игорь Ковалев16 февраля 2022, 11:35
Галина И.14 февраля 2022, 21:07 "Совр. богослов Оливье Клеман:"Мученик становится евхаристией,становится Христом"//Как такое может быть?Очень сомнительное утверждение.У Святых Отцов разве есть такие мысли? Мученик оставался человеком,а не становился Христом. Настороженно отношусь к современным богословам,тем более к западным экуменистам и видно не зря. "Клеман был убеждённым экуменистом, сторонником единства христиан и сторонником диалога с нехристианскими религиями"
Елена Киев16 февраля 2022, 10:10
Спасибо за статью. Потрясена крепостью веры мучеников...
Катерина16 февраля 2022, 09:51
Спасибо огромнте за эту статью.
Галина И.14 февраля 2022, 21:07
Совр. богослов Оливье Клеман в книге "Истоки", рассказывая о подвиге Фелицаты и Перпетуи, пишет: "Мученичество было первой почитаемой в Церкви формой святости. Для первых христиан смерти не существовало. Они бросались в воскресшего Христа; в Нем же смерть становится торжеством жизни. ..Мученики, перед тем, как принять смерть, обмениваются поцелуем мира, словно во время евхаристической литургии. Кровь мучеников отождествляется с Кровью Голгофы, а значит- с кровью евхаристии, сообщающей опьянение бессмертием. Мученик становится евхаристией, становится Христом"./ Уже в конце IIв.стали отмечать дни памяти христ. мучеников - как святых, своей жизнью и кончиной пролагавших путь в Царство Небесное.
Анна14 февраля 2022, 19:29
Спасибо за статью! Побольше бы таких рассказов о древних святых- серьезно, просто, доступно об очень важном. Нам они кажутся такими далек ими, а Наталья взяла и приблизила их
Ирина14 февраля 2022, 16:37
Спасибо за статью ! Она потрясла дневниковыми записями святой мученицы Фивии Перпетуи Карфагенской, уникальный текст начало 203 год, но ощущение живого присутствия. И нельзя не согласится с заключительной цитатой автора статьи инокиней Натальей (Каверзнева): "Мир бушует морем глупостей, отмечает день «святого Валентина» и всё больше сходит с ума… а подвиг мучеников сияет над ним вечным немеркнущим светом." Молите Бога о нас грешных святые мученики Перпетуя, Фелицитата, Сатур, Сатурнин, Секунд и Ревокат !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×