Москва, 23 сентября
Выступление митрополита Ювеналия на праздновании Всероссийских Дней славянской письменности и культуры в Самарской области |
Период служения митрополита Ювеналия на древней кафедре митрополитов Крутицких и Коломенских стал благословенным временем духовного возрождения Подмосковья, где расположена крупнейшая епархия Русской Православной Церкви.
Время архиерейского служения владыки Ювеналия — это еще и время политических бурь, сотрясавших нашу страну в 1990-е годы. Среди всех этих светских катаклизмов управляющий Московской епархией оставался воистину мудрым архипастырем и взвешенным политиком.
Вот как писала о нем одна из московских газет:
«1993 год. В Москве хаос. Отстаивают демократию. На экране — перекошенные криком рты, идут танки, Ельцин на баррикадах… И вдруг даже не показалось, а мелькнуло лицо, отличное от всех других, — смиренное и спокойное. Таким тысячам телезрителей и очевидцев запомнился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (в миру — Поярков Владимир Кириллович)».
Владыка Ювеналий — один из известнейших и влиятельнейших архипастырей Русской Православной Церкви в особых представлениях не нуждается. После Патриарха Московского и всея Руси Алексия владыка Ювеналий — старейший член Священного Синода. Он также один из старейших по хиротонии архиереев Русской Православной Церкви.
В советские годы только самые стойкие люди не прекратили своего служения Богу. Откуда они черпали силы? Само обретение глубокой веры в безбожное время было сродни чуду. Сегодня интересно понять «человеческое измерение», психологию этого чуда. Путь служения Богу промыслительно открывался тогда людям, которые искренне, с чистым сердцем, обычно еще в раннем детстве, принимали слово Святого Благовестия. Показательны воспоминания митрополита Ювеналия о том, как он впервые прочел Евангелие:
«Мне было мало лет, я только-только научился читать. Это произошло зимой, я сидел дома, и мама, чтобы я не озяб (у нас в квартире стены промерзали!), оставила включенной электрическую печку. Я быстро выяснил, что внизу воздух холоднее, чем вверху. Забрался на шкаф, так, чтобы находиться над печкой, но не сжечь одежду, и начал читать Евангелие. Сначала что-то было для меня непонятно, потом — радостно, затем — страшно. Я дошел до момента, где говорилось, что Христа предает ученик, Христа распинают и Он умирает. Я почти плакал. Потом, конечно, прочитал, что Христос воскрес, но это как-то не отразилось сразу на моей психике. Слишком гнетущее впечатление произвело то, что Христа распинают (...). Я до сих пор помню ощущение того страшного чувства, что можно предать и распять».
Владыка Ювеналий был пострижен в монахи в довольно молодом, особенно для того времени, возрасте, — в 24 года. Каким был путь к принятию этого серьезного решения?
ИЗ ЛИЧНЫХ ЗАПИСОК МИТРОПОЛИТА
«С десятилетнего возраста я стал постоянно прислуживать при ярославских архиереях… Я стоял со свечой, а подсвечник был вдвое больше меня и казался мне тогда тяжелым. Через какое-то время у меня начались боли в спине. Обеспокоенная этим мать хотела приостановить мое церковное служение… Отец Николай Апеллесов, настоятель кафедрального собора, ответил коротко: «Володя уже не сможет оставить это служение, и не надо ему мешать».
Будущий митрополит с детства посещал храм, был близок к священнослужителям. Когда ему не исполнилось и шестнадцати лет, он написал правящему архиерею своей епархии письмо с просьбой дать направление в Духовную семинарию.
«Несколько месяцев он мне не отвечал, — вспоминает владыка, — видимо, не хотел огорчать. А дело все в том, что тогда можно было поступить в Духовную семинарию только с восемнадцати лет. Наконец мне передали мое письмо, на котором рукой архиепископа Дмитрия было написано: «Дорогой Володя, ни я, ни кто другой не может изменить существующего положения… Вот когда исполнится тебе восемнадцать лет, я дам о тебе самую лучшую рекомендацию...». Я храню это пожелтевшее письмо много десятилетий подряд. А тогда пришлось еще два года ждать. Восемнадцать мне исполнялось 22 сентября, получалось, еще год я должен пропустить. Я все равно отнес документы, и мне сказали, что формально меня принять не могут, но после двадцать второго обязательно возьмут. Так я стал учащимся Ленинградской Духовной семинарии».
С самого первого года обучения владыка Ювеналий хотел стать священником и монахом, но власти тогда не поощряли пострижение в монахи молодых людей. Он закончил семинарию, а на третьем курсе академии получил согласие на постриг. 10 октября
«Постригал меня архимандрит Никодим (впоследствии митрополит) публично, на богослужении в храме Ленинградской Духовной академии. На народ, видимо, это произвело очень сильное впечатление. Потом мне стало известно, что из Москвы пришло предписание — отныне в академии в монахи не постригать.
Весь город говорил о том, как молодой человек стал монахом. А тогда очень жесткая борьба с религией шла, и, конечно, популярность того факта, что кто-то решил посвятить жизнь Богу, властям была не нужна».
4 ноября того же года он был рукоположен во диакона, а 1 января 1960-го — во иеромонаха.
Невозможно коротко рассказать о дальнейшем служении Высокопреосвященного Ювеналия, которое он нес, исполняя послушания Священноначалия. Основные этапы пастырской, архипастырской и общественной деятельности владыки отражены на сайте Московской епархии.
Митрополит Ювеналий участвовал в работе многих церковных, государственных и международных комиссий и делегаций, владыка является почетным членом Санкт-Петербургской и Московской Духовной академий, имеет степень доктора богословия Honoris causa православного богословского факультета в Прешове (Чехия), опубликовал десятки докладов, публицистических и научных статей.
В настоящее время митрополит Ювеналий является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви (с 30 мая 1972 года), митрополитом Крутицким и Коломенским (с 11 июня 1977 года), председателем Синодальной комиссии по канонизации святых (с 11 апреля 1989 года) и т.д.
В советское время Преосвященный Ювеналий постоянно ощущал на себе гонения, которым подвергалась вся Церковь, но сейчас он предпочитает публично не обсуждать своих переживаний того периода: «Пусть они останутся в моем сознании и моей памяти, — смиренно говорит владыка.— Я вот как считаю: каждый, кто хочет служить Богу, в любое время и при любом строе может это осуществить. И думаю, что я ничем особым от других служителей Господа не отличился».
Все же о некоторых жизненных испытаниях, которые выпали на его долю, владыка однажды рассказал журналистам:
«При начале прокатившейся волны убийства священнослужителей я чуть было не открыл печальный счет: 27 сентября 1988 года на лестничной площадке около моей квартиры двое неизвестных при нападении сильно ранили меня, но Господь дал мне силы обратить их в бегство… А 15 марта 2001 года на одной из московских улиц меня сбил трактор с прицепом. Оказавшись под этой машиной, я опять чудом остался жив…
Вспоминая эти происшествия, я повторяю слова псалмопевца: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня…».
Господь уберег владыку, и сегодня трудами, молитвами и попечением митрополита Ювеналия происходит небывалое возрождение церковной жизни на Московской земле.
«Как архиерей, управляющий Московской епархией, я усердно молюсь о духовенстве, монашествующих и жителях нашего великого региона. (…) Я благодарю Господа, давшего нам радость церковного благовестия людям, чьи сердца открыты к принятию Слова Божия. Подмосковная земля вновь украсилась святыми обителями и множеством храмов; в них проповедуется святое Евангелие, в них готовит Церковь верных к Царству Божию, к вечной жизни со Христом».
В день 70-летнего юбилея мы вместе со всей паствой Московской епархии искренне и радостно поздравляем усердного и самоотверженного служителя Господа и Церкви Высокопресвященнейшего Ювеналия и от души желаем ему здравия и радости духовной на многая и благая лета.