Ставрополь, 23 сентября
За тот год, что прошел со дня теракта в Беслане, в Северной Осетии заметно увеличилось число людей, исповедующих Православие. Крещение принимают как бывшие заложники и их родственники, так и люди, физически не пострадавшие при теракте. Крестятся целыми семьями. Нередко среди обращенных можно встретить этнических мусульман, сообщает пресс-служба Ставропольской епархии.
Православие, принесенное в Аланское государство еще в 10 веке византийским патриархом Николаем Мистикой, продолжает оставаться в Северной Осетии основной религией.
В современной Осетии традиционно православными себя считают более 70 процентов жителей, в то время как этнических мусульман здесь около 20 процентов. Как заявил «ЮР» епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, количество православных верующих в Северной Осетии действительно возросло: «Если говорить шире, сегодня в Северной Осетии совершается духовное возрождение. Ведь осетины, как наследники алан, — это народ, принявший Крещение даже раньше Руси. И сегодня мы видим возвращение к христианским истокам».
Новое звучание тема религиозного самоопределения получила после бесланской трагедии. За минувший год в республике резко увеличилось количество людей, принявших православие. В Аланском Свято-Успенском мужском монастыре за один воскресный день крестятся по 25-30 человек. Храм во имя святой великомученицы Варвары находится рядом с тем местом, где раньше была первая бесланская школа. По словам настоятеля игумена Антония, люди принимают Православие целыми семьями. Среди вновь обращенных нередко встречаются этнические мусульмане.
Принятие крещения и переход в Православие из ислама начались в первые дни после теракта, прямо в больницах Беслана и Владикавказа.
«Фактически, владыка Феофан стал единственным из официальных лиц не впавшим в истерику в момент теракта. Три дня и три ночи не отходил от родственников заложников, а позже, уже после развязки трагедии, — от самих пострадавших. Боролся за искалеченные души», — делится прихожанка монастырского храма Мария. В заложниках у нее была родная племянница. «Слава богу, выжила», — тихо улыбается женщина.
Позже, по инициативе епископа была совершена и паломническая поездка матерей Беслана на Святую Землю. Семь женщин приняли крещение прямо в водах реки Иордан.
Монахи бесланского монастыря рассказывают: «Среди вновь обращенных очень много родственников бывших заложников. Выжившие дети рассказывали своим близким, как три дня плена молились и прятали крестики от боевиков, — кто во рту, кто в руке. Так, недавно крестились родственники трехлетнего Азамата Мукагова — самого маленького заложника, выжившего чудом. Год назад мальчика в безнадежном состоянии с тяжелейшим огнестрельным ранением в живот увезли в Москву. Теперь это в прошлом, Азамата приводят в храм».
По словам мусульманских лидеров, дни бесланской трагедии обнажили существующие в среде мусульманской общины Осетии проблемы. Как признался член совета Духовного управления мусульман Северной Осетии Дженгиз Туганов, активное участие архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана в судьбе заложников стало своего рода миссионерской деятельностью: «Где были представители мусульманского духовенства? Почему в дни теракта они не поддерживали людей так, как это делали представители православного духовенства?»
События в Беслане, равно как и другие террористические акты, Дженгиз Туганов определяет как части единого глобального разрушительного процесса: «Это война против ислама руками мусульман, а точнее, руками тех, кто скрывается под религиозной маской ислама».