Вевэ,
С субботы 29 октября по понедельник
Съезд начался с молебна, отслуженного в храме святой великомученицы Варвары протоиереем Павлом Цветковым при протодиаконах Петре Фигурек и Михаиле Верна. Работа съезда проходила в расположенном поблизости от храма зале и была главным образом посвящена диалогу между Русской Церковью Заграницей и Московским Патриархатом.
В докладе, озаглавленном «Исполнить призвание нашей Церкви», Преосвященный епископ Амвросий, напомнив смысл указа №362 святителя Тихона, патриарха Московского, рассмотрел темы переговоров исходя из перечня разногласий, изложенных Apхиерейским Coбоpом Зарубежной Церкви в 1987 году. Среди вопросов, еще полностью удовлетворительно не решенных, значатся проблема отношений Церкви и государства и проблема экуменизма. В отношении последнего Владыка Амвросий напомнил, что совещание Aвтокефальныx Православныx Церквей, проходившее в Москве в
Приходскими делегатами – священнослужителями и мирянами – были затронуты разнообразные вопросы, которые порой отражали обеспокоенность паствы быстротой идущего сближения, в то время как период разделения между двумя Церквами длился почти восемьдесят лет. В ходе обсуждения оба архиерея получили возможность высказать свои соображения по всем вопросам.
Вся работа съезда проходила в спокойной обстановке, в духе соборности, с осознанием первоочередной важности молитвы как средства достижения мира церковного.
По окончании работы съезда Женевской и Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви было принято Обращение.
«Собравшись на епархиальный съезд, мы, архипастыри, пастыри и представители паствы Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, при совершении Божественной литургии молились Господу, чтобы Он ниспослал на нас Свой мир и направлял нас по пути вспоминаемых сегодня свв. Отцев VII Вселенского Собора в нашем стремлении о «соединении всех», особенно в Поместной Русской Православной Церкви.
В самом деле, «Мы были бы безрассуднейшие из всех людей, если бы радовались расколам и сечениям в Церквах и союза между членами Тела Христова не почитали величайшим из благ», по словам Святителя Василия Великого, который также писал своему собеседнику: «Умоляю тебя: не держи долее в душе своей той мысли, что не имеешь нужды в общении с кем-либо другим!».
Вот почему, сознавая необходимость единства Тела Христова, архипастыри Женевской и Западно-Европейской епархии, святитель Иоанн Шанхайский, a затем блаженной памяти архиепископ Антоний Женевский, трудились на благо церковного мира. Вспомним слова архиепископа Антония, сказанные на III Всезарубежном соборе в Джорданвилле в 1974 году: «Единство Церкви – это не пустой звук, не праздные слова – это природа и основа ея!».
Тем не менее, если в те времена и можно было надеяться на единство Русских Православных Церквей в рассеянии, нo o переговорах с Московским Патриархатом не могло быть и речи. В самом деле, богоборческая власть старалась физически уничтожить Церковь в самой России и внести смуту в церковную жизнь за ее пределами. Поэтому общение между двумя частями Русской Церкви тогда не было желательным, как для Русской Зарубежной Церкви, так и для Церкви в России, которая таким образом лишилась бы свободного голоса, обличавшего наведенные на нее преследования.
Милостью Божиею, эти страшные гонения прекратились, и неисчислимые мученики отныне прославлены в Земле Российской. Да не будем достойны «осуждения за то, что не показали возможной попечительности о соединении Церквей со всею рачительностью и ревностью в единомыслии друг с другом и единодушии к Богу!», как еще говорил святитель Василий.
Ввиду всех вышеизложенных соображений, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей во главе с Его Высокопреосвященством Митрополитом Лавром вступил в диалог «инстинствующе же в любви» (Еф. 4,15) с иерархией Московского Патриархата.
Как бы то ни было, в подобном диалоге не может быть ни победителей, ни побежденных: возможно только торжество единственной Христовой Истины. Кроме того, в отличии от идеологий мира сего, мечтающих лишь об уничтожении противника, Церковь видит спасение только во всеобщем покаянии, таким образом, чтобы ошибки и тех, и других служили нам уроком на будущее.
Однако, единение, которого мы желаем, не может осуществиться при догматической неразборчивости – этого большого соблазна современного мира. Переговорные комиссии все-таки смогли преодолеть ряд разногласий в вопросе об отношениях между Церковью и гражданской властью. Тем не менее, хотя обе стороны и согласны исповедать единственность Церкви Христовой, которая и есть Православная Церковь, отвергая известную «теорию ветвей», вопрос об отношении к «Всемирному Совету Церквей» все еще не решен.
Диалог, следовательно, продолжится, и его результаты будут вынесены на обсуждение IV Всезарубежного Собора, который состоится в Сан-Франциско в мае 2006 года с участием всех apxиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей священства и мирян каждой епархии. После соборного обсуждения, окончательные решения будут приняты Архиерейским Собором.
В то же время часть паствы выражает свое беспокойство, вызванное ускорением процесса сближения, тогда как некоторые важные для них вопросы остаются без ответа. Они также полагают, что Провидение, через трагическую судьбу русской эмиграции, дало им свободу по совести исповедовать свою веру - этот дар, который мы все хотим любой ценой сохранить.
Мы умоляем Архиерейский Собор не оставить без внимания наше желание предупредить любые новые разделения в наших общинах. Ибо мы не забываем тех, которые отложились от нас, и молим Господа, чтобы Он излечил эту нанесенную нашей епархии рану.
Всецело радуясь продвижению диалога к сегодняшнему дню, мы не можем предвосхитить его конечный результат и, следовательно, решения, которые будут приняты Архиерейским Собором. Поэтому мы призываем нашу паству с усердием молиться Небесному Отцу, чтобы совершилась Его единственная воля. Да исправится наше моление как благоухание духовное, и да возниспослет нам Господь Божественную Благодать и Дар Святого Духа. Аминь.
Вевэ, 17/
Eпископ Вевейский Амвросий,
Управляющий Женевской и Западно-Европейской епархии
Eпископ Штуттгартский Aгапит
Клир и делегаты от мирян Женевской и Западно-Европейской епархии».