Москва,
1. Ольга, Москва: Добрый день. Граф Уваров выдвинул тезис о "Православии, самодержавии, народности". Самодержавия в России больше нет, народности, как таковой, тоже... Так ли нужен оставшийся столп? Или пора унифицироваться? А то ведь в Германии и Австрии Русскую Церковь официально "Русской Ортодоксальной" называют... У молодежи, как правило, ортодоксальность не в почете.
Владимир Легойда: Во-первых, я не совсем готов согласиться с такой постановкой вопроса. В частности, с тезисом о том, что нет народности. Во-вторых, автор вопроса, видимо, априорно предполагает, что все согласны с этим тезисом, и что если не хватает нескольких частей, то соответственно треугольник неустойчив и не нужно оставшихся одной или двух. Но на самом деле это такие отвлеченные разговоры, а больше всего хотелось бы не согласиться с последней фразой о том, что у молодежи не в почете ортокдоксальность. Потому что ортодоксальность - это форма проявления максимализма, а он именно у молодежи в почете. Просто надо правильно эту ортодоксальность преподнести.
Юрий Вяземский: Вы говорите, остался один столп, тем более надо его бережно охранять. Иначе крыша рухнет окончательно и особенно на молодежь.
2. Валентин, Москва: Иван, считаете ли Вы необходимым создание конфессиональных каналов (не только православного) насущной необходимостью? Как, по-Вашему, должно делиться эфирное время: по принципу большинства представителей того или другого направления на территории России или по принципу равноправия?
Иван Демидов: Я считаю, что телеканалы должны создаваться не государством и не Церквями, а прихожанами. Если они считают необходимым создать конфессиональный канал, все вправе проявить инициативу.
3. Илья, Подрезково : С 1917 года планомерно разрушается семья. Последний удар по ней нанесла перестройка. Никакой госпрограммы по восстановлению семейных традиций нет. Нормальная крепкая семья становится редкостью. Каким образом ваши проекты собираются освещать эту наиважнейшую проблему в разговоре с молодыми?
Владимир Легойда: Безусловно, важнейшая тема сегодня - семья - перестала быть ценностью, как почти абсолютной. Это действительно очень плохо. Если говорить о журнале "Фома", то для нас это одна из самых важных тем. Просто потому, что, если она не станет наиважнейшей в ближайшие несколько лет, то где-нибудь к году 2050 уже не с кем будет на эту тему говорить. И это уже даже не научная фантастика.
4. Виктор, Обнинск: Может ли обалдевшая молодежь, замороченная поттерами, готами, попсой, телепересмешниками, боевиками, похабщиной воспринять и принять Слово Божие и последовать за Ним?
Иван Демидов: Конечно же, может. Важно тем, кто несет это слово или как мы, сидящие здесь, ну, хотя бы пытаемся быть посредниками между теми, кто несет это слово божье и молодежью, быть настолько же соответственными по степени таланта и способности с теми, кто так в нашем информационном мире работает над поттерами, боевиками и т.д.
5. Андрей, Белгоро: Мне 24 года. 2 месяца назад крестился, очень тяжелое было детство, и жизнь у меня и сейчас нелегкая. Всю жизнь мучаюсь, для чего? Что мне этим хочет Бог сказать. Ну я не о том... Теперь действительно, когда приходит в голову гнусная мысль, крестик как бы "хлоп" меня по груди и приводит в чувства. Я начинаю верить в Господа, но не могу заставить себя ходить в храм. Зашел вчера в самый крупный собор нашего города, суета сует. Службы не было еще вечером, а то строители снуют, то бабушки пол моют, мне просто крайне необходимо было встретить кого-то из батюшек - никого не было. Я почувствовал себя таким одиноким... Заставлять себя ходить в храм, как в детстве в школу? Что делать - насиловать себя, я боюсь что так появится только ненависть у меня.
Владимир Легойда: Заставлять, наверное, себя не нужно. Надо обязательно, как мне кажется, искать. Если Вы, Андрей, напишите в нашу редакцию или просто пришлете свой адрес, я Вам обещаю, что Вам ответит батюшка, который отнесется к Вашей проблеме с большим вниманием.
6. Маша, Москва: Молодежь, выросшую в атмосфере вседозволенности, могут отпугнуть ограничения, которым добровольно подвергают себя православные - посты, воздержание, послушания и др. Здесь одними проповедями трудно будет убедить, нужны примеры из жизни. А они есть?
Иван Демидов: Я думаю, что, конечно, есть. Просто дойдите до ближайшего храма и попробуйте пожить жизнью прихода. Уверен, Вы влюбитесь в эти примеры, Маша.
Юрий Вяземский: Дорогая Маша, я только очень прошу Вас помнить о том, что христианство, на мой взгляд, это, прежде всего, радость, праздник и свобода, ни с чем не сравнимая. Но для этого иногда нужны и пост, и воздержание, и послушание, в том числе, лучшему в себе.
7. Ульяна Ж., Питер: От чего следует оберегать детей: от ТВ, боевиков и мистики, сказок, сквернословия в транспорте и на улице, компьютеров? Как это сделать в условиях доступности всего, чего нельзя?
Иван Демидов: Не уверен, что можно убедить наших детей в том смысле, что ограничить поток информации, который их окружает. Главным оберегом, скорее, может быть только явленный им родителями принцип и образ православной жизни. Этот образ и станет главной защитой, на мой взгляд.
Владимир Легойда: Есть такое очень важное понятие - вкус. Дурной вкус - это то, что нередко граничит с грехом, со злом. Мне кажется, очень важно воспитывать у детей вкус такой, который не позволит им сквернословить в транспорте и смотреть только боевики.
8. И.И., Москва: Будет ли у православных свой ТВ-канал, своя радиостанция (есть, конечно, "Радонеж", но это же глоток воды в пустыне)?
Иван Демидов: Существует с этого года православный канал "Спас", и Екатеринбург, Екатеринбургская епархия запустила телеканал "Союз". Оба эти телеканала работают пока в режиме спутникового вещания, но телеканал "Спас" уже начинает входить в кабельную сеть различных городов России.
9. Гоша, Москва: Уже давно спорят по поводу рока. Так это бесовщина или нет?
Юрий Вяземский: Если это хороший рок, дорогой друг, то от Бога. Если средненький - от человека. Если очень плохой... не будем поминать его всуе.
10. Наташа Р., Москва: Иван, как Вы сейчас оцениваете свое раннее "творчество" ведущим Музобоза?
Иван Демидов: Я очень критичен к себе в работе. Но мне не стыдно ни за один из этапов своего "творчества".
Юрий Вяземский: Я согласен с Иваном.
11. Иван Курочкин, Москва: Ваше мнение - не нужна ли реформация Православной Церкви? Не слишком ли много в ней лишних догматов, чрезмерной обрядовости? Не пора ли ей стать ближе к современности?
Юрий Вяземский: Это мое сугубо личное мнение, но я бы чтение Евангелия проводил на современном русском языке, чтобы слово Христово было понятно всем, пришедшим в храм.
Иван Демидов: Преклоняюсь перед Юрием Павловичем, категорически не согласен.
Владимир Легойда: Во-первых, во многих храмах, по крайней мере, Москвы после чтения церковно-славянского текста Евангелия священник повторяет этот же текст по-русски. Во-вторых, хотелось бы выступить защитником слова "догмат", которое в советское время стало почти ругательным, а это серьезное непонимание того, что такое религия. Догмат не может быть лишним в религии. Религия без догматов невозможна, по крайней мере, христианство. А близость современности определяется не древними догматами, которые утверждают вневременные ценности, а умением преподносить их на современном языке.
12. Света, Мытищи: Кто ваша аудитория? На кого вы ориентируетесь при подготовке ваших передач (издания)?
Юрий Вяземский: С моей аудиторией все очень просто. Моя покойная мама любила говорить: "Кто такой интеллигент?". И сама отвечала: "Интеллигент - это тот человек, который смотрит программу "Умники и умницы". Вы поняли, на что я намекаю?
Иван Демидов: По разным оценкам, в нашей стране процентов 5-8 считают себя воцерковленными православными людьми. Но 60-70% при этом называют себя православными. Телеканал "Спас" считает, что он должен сдавать экзамены тем самым 5-8%. Но главная задача - работать на те самые 60-70% для того, чтобы привести их к воротам храма и передать с рук на руки священнику.
Владимир Легойда: Журнал "Фома" - это издание, обращенное не к аудитории, а к личности. Поэтому мне сложно привести жесткие социологические параметры нашей аудитории. Позволю себе выразиться более метафорически. Журнал для тех, кому не все равно, зачем он живет, и у кого в данный момент болит прелюбопытнейший орган под названием "душа". А он, поверьте, болит у людей разных возрастов, профессий, национальностей и даже вероисповеданий.
13. Елена, Москва: Скоро Рождественский пост. В каком ключе вы планируете давать информацию по нему? И, если можно, личный вопрос - вы поститесь?
Иван Демидов: Отвечаю на личную часть 13 вопроса. Я буду поститься, дай Бог силы выдержать.
Владимир Легойда: Очень не хотелось бы давать информацию по принципу - скоро и в Думе будут поститься. "Ключ" у "Фомы" один - переживание Поста, как личного поступка. Далее - см. выше, ответ Ивана Демидова.
14. Коля, г. Мытищи: У меня ко всем вопрос: кто придумывал названия ваших СМИ?
Владимир Легойда: Название журнала "Фома" приснилось (о, ужас!) одной из сотрудниц нашего журнала. Реакция моего знакомого была такой: "Женщине? Приснилось? Ужас какой-то!". И тогда мы поняли, что лучшего названия нам не найти.
15. Ольга, Москва: На Пасху была в церкви. После крестного хода в храм начали стекаться люди, "чтобы поставить свечку". Много молодежи. Девушки в коротких юбочках, накрашенные. Молодая ухоженная женщина покрыла голову платком с изображениями египетских богов... Может, духовное разрушение стало необратимым, и Русь Православная не восстанет из руин?
Иван Демидов: Оленька, замечательно, что мало того, что пришли, но даже и голову платком покрыли. Это как раз почти гарантия, что "восстали из руин". Я часто выгляжу человеком неглубоким, но меня, правда, радуют даже бытовые привычки, тем более у молодежи, жизни рядом с церковью или, тем более, внутри ее. Просто навык проживания рядом.
Владимир Легойда: Духовное разрушение не может быть необратимым. И вообще, давайте перестанем бояться джинсовых юбок и платков с несуществующими египетскими богами.
Юрий Вяземский: У Владимира Романовича Легойда есть прекрасная книга, которая называется "Мешают ли джинсы спасению"; прочтите ее, пожалуйста... А вообще-то, Иисус Христос часто ругал фарисеев за то, что они обращают слишком много внимания на внешнюю сторону жизни, забывая о внутренней.
16. Семина Юли, Москва: Не кажется ли Вам, что на страницах журнала должно быть больше просветительских материалов, т.к. молодежь не идет в церковь скорее от незнания, чем от неверия?
Владимир Легойда: Кажется, поэтому мы и ввели целый образовательный блок.
17. Ольга, Москва: Юрий, а как часто Вы в своих передачах обращаетесь к вопросам Православия?
Юрий Вяземский: Напрямую обращаемся. В январе месяце смотрите 4 передачи, посвященные Святому Евангелию.
18. Алина, Москва: Очень хочется, чтобы в стране появился детский православный журнал. Есть ли такие планы?
Владимир Легойда: Да, мне тоже кажется, что детские православные журналы очень нужны. Есть несколько любопытных проектов. Может быть, для масштабного еще не вызрели силы. Все-таки для детей писать сложнее всего.
19. ismailov, Москва : Как решается проблема удовлетворения потребностей всех возрастных категорий аудитории канала "Спас"?
Иван Демидов: Подобная проблема решается предельно просто. У нас есть программы, которые нацелены на молодежную аудиторию, знаменитейшая программа Владимира Легойда "Русский час. Фома". Наши опыты работы с отцом Максимом Козловым и аудиторией прихода храма великомученницы Татианы при МГУ. И эту линейку программ мы собираемся расширять в следующем году. И есть, так называемые, вневозрастные программы, как публицистические, так и документальные фильмы о православии, которые, как это принято называть на телевидении, работают на все возрасты.
20. Мария Николаевна, Москва: Должен ли ведущий православного канала, на Ваш взгляд, придерживаться каких-либо ограничений (не курить, соблюдать пост) или это необязательно? Насколько работа на канале преображает ваших сотрудников?
Иван Демидов: Ведущий православного канала, если он мирянин, должен вообще вести себя прилично. Спрос с его грехов не входит в компетенцию телевизионного руководства. Но, если говорить о том, что работа на поле Православия оставляет безусловный след в уме и сердце любого, даже циничного, телепрофессионала, то это, безусловно, так. Хотя, если честно, бывают и сложные ситуации, когда ты берешь журналиста и требуешь от него разработки светских тем, а он через месяц работы на православной передаче приносит тебе исключительно православную. Но и этот период любому руководителю нужно терпеливо пережить вместе с журналистом.
21. Лада, Москва: Объясните, это в традиции Православия - тихо и смиренно творить добрые дела? Почему бы не перенять некоторый (наилучший) опыт у католиков или мусульман по работе с молодежью? Они умеют громко и эффективно проповедовать. И молодежь их слышит и слушает. Как вы считаете?
Юрий Вяземский: Мне кажется, что живая и любящая свою паству церковь должна учитывать и, если надо, перенимать все хорошие примеры. Но не стоит забывать о том, что иногда слишком громко говорящий человек и слишком выпячивающий себя проповедник больше похож на фарисея, чем на истинного христианина.
Владимир Легойда: С августа по октябрь этого года я был на двух католических форумах и могу сказать, что католики очень внимательно и с большим интересом относятся к опыту современного православного просвещения. По крайней мере, к опыту телеканала "Спас" и журнала "Фома".
22. Валерия: Владимир Романович, добрый день! Не секрет, что большинство представителей молодого поколения всем СМИ предпочитает Интернет. Какие сайты православной тематики, интересные именно для молодежной аудитории, Вы можете порекомендовать?
Владимир Легойда: Мне сложно выделить какой-то один или два сайта. Благо сегодня их довольно много, и можно найти себе портал, который будет наиболее интересен. Единственное, что меня не очень радует в православных интернет-сообществах, это обилие форумов, которые, на мой взгляд, нередко "забалтывают" серьезные темы или под православной тематикой говорят о вещах, не имеющих к православию никакого отношения.
23. Раскольникова, Берлин: Как православные СМИ должны освещать события общеполитического характера: бесстрастно или под "религиозным" углом? Есть ли какая то концепция по освещению межконфессиональных конфликтов, разногласий и т.д. Например, ситуацию сближения РПЦ и РЗПЦ, или отношения с Ватиканом.
Иван Демидов: Православные СМИ не должны ничего освещать "бесстрастно". Одно то, что ты называешься православным СМИ, подразумевает точку зрения и угол, с которого ты смотришь на события в жизни, лежит не только в религиозном поле, но и в православно-культурном, в православно-человеческом и т.д.
Владимир Легойда: Мне неизвестны СМИ, которые могут освещать какие-либо события бесстрастно или, как любят выражаться у нас, объективно. Человек по природе своей существо субъективное, и объективность в принципе мало возможна, даже в работе журналиста-информационщика. Важно, чтобы он не врал, и чтобы ценности, которые определяют его угол зрения, были серьезными и глубокими.
Юрий Вяземский: Обязаны.
24. Венгеров Антон, Краснодар: Насколько должны православные СМИ быть цензурируемыми со стороны Патриархата? Где грань?
Иван Демидов: Православные СМИ обязательно должны быть цензурируемы со стороны Патриархата. Другое дело, что в этом случае само слово "цензура" приобретает другое значение, чем то, которое оно сейчас несет в разговорах о СМИ в России.
Юрий Вяземский: Я бы эту цензуру назвал благословением.
25. Надя, Москва: Работала летом в лагере для малолетних правонарушителей. Это были дети от 7 до 18 лет с родителями-пьяницами, наркоманами и т.д. Дети живут по принципам уголовного мира, то есть "по понятиям". В эти понятия наличие ближнего, которого надо любить, явно не входят. Родителям все равно до детей, не говоря уже о религиозном воспитании последних. Нужно ли детям знать о Православии? Зачем им об этом рассказывать, если в случае перемены образа жизни они погибнут, их сожрут и растопчут их же соратники? И если все же нужно знать, то каким образом православные СМИ могут решить эту проблему? По-моему, они бесполезны в данном случае: некоторые дети газеты видят только тогда, когда в них заворачиваются переночевать на улице, не говоря про журналы и телевизор. У окружения - учителей и прочих - нет желания связываться с "волчатами" и просвещать их души, им бы удержать дисциплину или вообще заставить подобного ученика ходить в школу. В храмы они заходят поклянчить денег или еды. Взрослый человек для них не авторитет. Так что же делать?
Иван Демидов: Дорогая Надежда, трудно не согласиться с той картиной, которую Вы описали. Для меня это лишний раз показывает, что все то, что мы делаем, СМИ, образование, - это все только инструменты. Кто-то может и умеет ими пользоваться, а кто-то даже и не знает об их существовании. И конечно, передача веры - это, прежде всего, передача от сердца к сердцу. Я думаю, что то, что Вы делали летом в этом лагере, и есть главный ответ на Ваш вопрос.
Юрий Вяземский: Наденька, Вы сами противоречите, говоря, что взрослый человек для этих детей не авторитет. Если эти несчастные дети живут "по понятиям", то, значит, для них уже есть авторитет, и этот авторитет уголовный мир. Что же делать? Надо спасать этих детей. Чем ниже они опустились, чем страшнее их жизнь, тем больше их надо спасать. И прежде всего любить. И прежде всего постараться понять. И обязательно надеяться на то, что это спасение возможно. И тогда Бог нам поможет.
Владимир Легойда: Дорогая Надя, спасибо Вам большое за то, что Вы взяли на себя этот, в полном смысле слова, подвиг. Мне кажется, что проблему этих детей никакие православные или не православные СМИ решить не могут. Чтобы решить, надо жить с этими детьми, а не давать им журнальчики. СМИ могут выполнять лишь профилактическую роль в этом плане. Мне было бы интересно Ваше мнение: мне кажется, что для таких детей очень значимой и важной была бы встреча с православным священником. Я уверен, что они тонко реагируют на фальшь, и настоящий священник мог бы им действительно помочь.
26. Леонид Виноградов, Милосердие.ру: Православная вера - для всех. Надо ли отделять молодежь от остальных?
Юрий Вяземский: Дорогой Леонид, прочтите, пожалуйста, сцену в Евангелии, где в городе Капернауме Господь поставил перед Апостолами ребенка, и обратите внимание на то, что Он говорил своим ученикам... Конечно, молодежь надо отделять от остальных, потому что, как учил Христос, молодежь к Богу ближе.
27. Леонид Виноградов, Милосердие.ру : Когда, на ваш взгляд, человек вырастает из номинации «молодежь»?
Юрий Вяземский: Русский человек, дорогие друзья, - никогда. И это многое объясняет.
28. Диакон Федор Котрелев, Нескучный сад: Что надо делать, чтобы православные издания и телепередачи стали массовыми? Пока аббревиатура православные СМИ содержит противоречие - все они НЕ МАССОВЫЕ.
Иван Демидов: Массовым издание или телепрограмму делает возможность доступа для зрителей и читателей и, конечно, содержание. Я думаю, что сегодня уже делается много усилий, в том числе и Вашим изданием, отец диакон, "Нескучный сад", для того, чтобы у нашего, во многом затравленного почти столетьем зрителя или читателя, появился навык к подобному "содержанию". А что касается тиражей газет и журналов или доступных телеканалов, сейчас, конечно же, мы не в лучшей ситуации по сравнению с светскими СМИ. Но надо работать.
29. Леонид Виноградов, Милосердие.ру: Считается, что для молодежи надо специально упрощать и приспосабливать язык, на котором говорится о вере. Где граница этого применения к вкусам аудитории?
Иван Демидов: Язык молодежи, я уверен, это не упрощенный язык, это просто чуть другой язык. И на нем просто нужно научиться говорить, в том числе и о вере.
30. Ольга Беляева, ж-л "Нескучный сад": Мнение одного молодого читателя: «Молодежные СМИ делают уже взрослые люди, которые пытаются общаться с читателем как с идиотом. Это всегда чувствуется. Молодежь хочет, чтобы с ней разговаривали по-взрослому о взрослых проблемах. Не «спускайтесь» к нам, а дайте нам возможность расти!»
Иван Демидов: Ольга Беляева, я думаю, что и Вы согласны с мнением этого молодого читателя. Я всегда считал, что молодежь не должна говорить о молодежи, молодежь должна говорить о главном.
31. Анна Пальчева, ж-л "Нескучный сад": Считаете ли вы свой журнал молодежным и в чем это выражено, если да?
Владимир Легойда: Многие считают "Фому" молодежным изданием... Я бы заметил, дорогая Аня, две вещи. Во-первых, если бы мы делали собственно молодежное издание, мы бы делали его немножко по-другому, а во-вторых, мы издание для тех, кто, простите мне эту метафору, видит себя во сне 18-летним. А таких, поверьте, очень много и в поколении Ивана Демидова, и в поколении Юрия Вяземского.
32. Анна Пальчева, "Нескучный сад": Как вы себе представляете целевую группу молодежного православного СМИ: это невоцерковленная молодежь или уже церковная? Возможно сделать журнал интересным сразу для обеих категорий? Или церковной аудитории СМИ не нужны?
Владимир Легойда: Скромно скажу, что возможно, по крайней мере, наш и Ваш журналы читают обе категории. Это, безусловно, возможно, если сделать так называемое концептуальное православное издание, то есть СМИ, которое открыто не заявляет о своей православной ориентации. И последнее, давайте по возможности разрушать этот дурацкий барьер в обществе, давайте перестанем делить мир вокруг себя на своих и чужих. Любой человек есть образ Божий, а не только члены твоего прихода.
Р.S. Вообще, Аня, по старой памяти могли бы заглянуть или в редакцию, или в МГИМО.
33. Василиса, Химки: Верующим понятно, что детей вне Церкви спасти нельзя. Но как быть невоцерковленным родителям, кто поможет их детям прийти в Церковь? Обратиться к Богу?
Владимир Легойда: Дорогая Василиса, мне кажется, что вопрос спасения - это вопрос, который находится в исключительной компетенции Господа Бога. Мне бы не хотелось, чтобы мы с Вами решали за Него, где возможно спасение, а где оно абсолютно невозможно. А невоцерковленным родителям, если мы с Вами таких знаем, нужно просто помогать, только не свысока, назидательно, а искренним личным участием и безусловным уважением к их опыту.
Юрий Вяземский: Детям, прежде всего, должны помогать их родители.
34. Роман Михайлов, Москва: Не считаете ли Вы, что Ваша программа вкупе с общероссийскими и региональными олимпиадами есть самое действенное средство борьбы с коррупцией в вузах?
Юрий Вяземский: Спасибо за комплимент. Спасибо за оптимизм. Но лично я считаю, что российская коррупция непобедима. Читайте Александра Островского. Читайте Чехова, который предлагал заменить слово "коррупция" на слово "протекция".
35. Ярослав Скворцов, Москва: Владимир Романович, каким представляется Вам "идеальное" православное телевидение? Что это: самостоятельный канал (спутник, кабель, метры)? А, может, это ТВ православное по духу? Уместны ли здесь ассоциации с зарубежным медиа-опытом? И еще: можно ли с помощью телевидения (т.е. самого массового по охвату аудитории СМИ) противостоять... нет, даже не безбожию, а безверию? Или все это - утопия?.. Спасибо!
Юрий Вяземский: Глубокоуважаемый Ярослав Львович. А мне Вы побоялись задать вопрос? Спасибо за понимание.
Владимир Легойда: Я думаю, дорогой Ярослав Львович, что православное телевидение должно быть разным. Вот на нашем канале "Спас" можно найти и наш ответ MTV, и даже "наш ответ Чемберлену".
36. Ярослав Скворцов, Москва: А если попробовать чуточку переформулировать предложенную вами тему: СМИ и православная молодежь. Они "понимают" друг друга? Какое место в сознании молодого верующего россиянина, с вашей точки зрения, занимают СМИ как социальный инструмент? Насколько они ему... нужны? Спасибо!
Иван Демидов: Я считаю, что для православной молодежи СМИ (светские СМИ) нужны ровно настолько, насколько он считает себя гражданином государства. Потому что именно СМИ дают информационную картину о происходящем в стране. Говорить о понимании друг друга, мне кажется, не приходится, потому что перед светскими СМИ такой задачи не стоит, а православный молодой человек, в принципе, уже обладает навыками оценки в отборе светской информации.
37. Михаил, Ярославль: В беседе со своим приятелем как-то меня очень затронула одна иррациональность. Он верит в Бога, но если спросить его о происхождении человека, он, не обдумывая, будет рассказывать теорию Дарвина, которая, казалось бы, атеистична. Как это понять, и можно ли такого человека назвать верующим?
Иван Демидов: Михаил, если мы хотя бы на секунду представим себе, сколько сейчас в голову любого человека вбивается теорий, мыслей, идеологий, то поневоле станет страшно за каждого индивидуума. В этом и задача, в том числе и православных СМИ - помочь отделить зерна от плевел.
38. Александра Каменская, Москва: Насколько корректной, по-Вашему, является ситуация, когда курс "Религиоведение", предполагающий знакомство студентов высшего учебного заведения с основными мировыми религиями, читается преподавателем с ярко выраженными религиозными убеждениями?
Владимир Легойда: Дорогая Саша, мне предельно некорректной представляется ситуация, когда курс "Религиоведения" читает человек с ярко выраженными атеистическими убеждениями, выдавая их за подлинно научные. Изучать религию "не религиозно", методологически неверно: это все равно, что пытаться играть на скрипке, не обладая слухом.
39. Мария, Москва: Иван, недавно из СМИ узнала, что Вы планируете возглавить молодежное движение "Молодая гвардия". Подскажите, пожалуйста, каким образом можно стать членом данного движения? И не собираетесь ли Вы в связи с предстоящей деятельностью в молодежном движении закончить работу на телеканале "Спас"? С огромным уважением, Мария.
Иван Демидов: Маша, по поводу вступления в "Молодую гвардию" - в ближайшее время появится сайт этой организации, и там Вы сможете узнать поподробнее и о движении, и, конечно же, о членстве в нем. Что касается совмещения работы в качестве одного из лидеров молодежного движения и главного редактора на телеканале "Спас", то на сегодняшний день я выполняю и ту, и другую роль. Телеканал "Спас" всегда будет моим делом. Единственное, что возможно, это смена моей формальной должности на телеканале и передача ее в другие руки.
40. Земскова Елена Ивановна, Москва: У меня есть пожелание. Каждое утро я вижу у метро одного батюшку, к которому подходят люди и с ним беседуют. Однажды и я подошла, и мы с ним долго говорили о политике, но нужно было бежать на работу и пришлось прервать беседу. Разговор получился очень интересным. Вот если бы у молодежи была бы возможность напрямую и свободно общаться с пастырями, наверное, они могли бы многим помочь. А еще хотела сказать, что есть статья Сикорского о молитве Отче наш, она на меня оказала очень сильное воздействие. Ваш журнал ее публиковал?
Юрий Вяземский: Для этого существует церковь, ходите туда. Коллеги меня поддерживают.
41. Алена Ватбольская, Москва: Православие учит терпимости... сейчас очень много других различных учений и течений (рейки, дианетика, психосоматика и т.п.), которые не отрицают Бога как такового, но делают акцент, например, на языке тела (психосоматика). Запрещать, не знать это, не изучать - нельзя, запретный плод сладок. Как нужно информировать молодежь о них и нужно ли вообще это делать в православных СМИ?
Иван Демидов: Алена, я думаю, что Вы просто удивительный и по-хорошему любопытствующий человек. Но, если говорить о тех конкретных учениях, которые Вы перечислили, Вы там поосторожнее, Алена. Сильно пахнет "хиромантией". Берегите себя.
42. Александра Панкратова, Москва: Уважаемый Владимир Романович, Спасибо еще раз за интересные лекции (одно из самых ярких воспоминаний об alma mater). У меня два вопроса. Не считаете ли Вы, что в современном российском обществе, особенно в среде молодежи, преобладает негативное восприятие Церкви как исключительно политического института, не имеющего ничего общего с верой? Уместно ли говорить о православной пропаганде в поликонфессиональной стране, коей является Россия?
Владимир Легойда: Дорогая Александра, это Вам спасибо. Мне кажется более опасным и неверным, а также более распространенным восприятие Церкви, как системы запретов, тогда как Церковь, прежде всего, величайшая свобода, когда-либо дарованная человеку. Что касается второго вопроса, то говорить о Любви, Добре, Радости уместно везде и всегда. О чем же еще говорить в поликонфессиональной стране ?! :)
43. Надя, Москва: Примут ли на работу в православную журналистику человека-профессионала, но другой конфессии?
Владимир Легойда: Звоните, пообщаемся.
Иван Демидов: Надежда, от себя хотел бы сказать, лично я попытался бы честно понять, а зачем этот человек-профессионал идет в православную журналистику.
44. Принц Датский, Москва: Здравствуйте, дорогие! Как-то один мой институтский знакомый сказал, что не будет читать Рериха, поскольку это запрещено Православной Церковью. А ещё мы помним, как РПЦ выступала против показа "Последнего искушения Христа" по НТВ. И подобных примеров много... Мне кажется, что эти запреты "ничего-не-вижу-ничего-не-слышу" суть слабость Церкви. Слабость ли это Идеи?
Юрий Вяземский: Ваше сиятельство, во-первых, запрет не означает позиции "ничего не вижу, ничего не слышу"; насколько я понимаю, это активный голос. Во-вторых, РПЦ просила не показывать этот, на мой взгляд, любопытный фильм непременно во время празднования Святой Пасхи. В-третьих,.. с Вашего позволения, Вяземский Принц Русский.
Владимир Легойда: Церковь не запрещала знакомиться с творчеством Рериха.
Завершающее слово:
Иван Демидов: Дорогие наши собеседники, спасибо вам за проведенное вместе виртуальное время. Извините, коль что не так. Мы с моими коллегами постарались честно ответить на все вопросы. Очень надеюсь, что и с вашей точки зрения разговор получился.
Владимир Легойда: Было интересно, очень надеюсь, что не только нам, но и тем, кто задавал вопросы. Если у кого-то появилось желание продолжить начатый разговор, пишите нам в редакцию. Всегда рады. И до новых, надеюсь, скорых встреч.
Юрий Вяземский: Дорогие друзья, одно то, что вы задавали вопросы на столь важные темы, свидетельствует о том, что вы - умницы и умники. Заверяю вас в этом со всей ответственностью и авторитетом Первого канала.