«Теперь ты можешь плакать с теми, кто плачет»

Митрополит Антоний Сурожский о двух искушениях в молитве

Утро вечера мудренее, но все же сердца разбиваются. Художник: Уолтер Ленгли Утро вечера мудренее, но все же сердца разбиваются. Художник: Уолтер Ленгли

В студенческие годы у меня были друзья-протестанты – отзывчивые, очень общительные и жизнерадостные ребята. Друг друга они называли только «братьями» и «сестрами», всегда готовы были прийти на помощь, если кто-то из их общины попадал в сложную ситуацию. При встрече они признавались друг другу в любви, а прощались всегда с поцелуями и объятиями. Они очень близко приняли слова из Евангелия «всегда радуйтесь», и это помогало им смотреть на любую ситуацию позитивно, во всем они старались видеть хорошее. Еще они всегда молились друг за друга, и их молитвенный настрой тоже был позитивным.

Все это выглядело очень привлекательно, но не всегда я могла согласиться с их убеждениями. Так, однажды мы проходили мимо новостройки, и подруга сказала:

– Один из наших братьев хочет жить в этом доме. Мы все за него молимся, он сам молится каждый день об этом. Я верю, что Господь даст ему квартиру.

– Он хочет купить в этом доме жилье? – поинтересовалась я.

– Да нет же, – улыбнулась моя знакомая, – квартиры здесь очень дорогие. У него нет таких денег. Он просто хочет здесь жить и молится об этом. Господь обязательно ему поможет.

– Очень наивно так думать, – возразила я, – мало ли чего хочется. Почему Господь должен дать ему квартиру в этом доме?

На это знакомая ответила:

– Потому что мы все верим, что это возможно, и просим Его об этом. Сказано в Евангелии: «…просите и дано будет вам» (Мф. 7: 7). И еще сказано: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 19). Мы верим, что Господь может дать нашему брату квартиру, о которой мы просим.

– Но почему именно в этом доме? – поинтересовалась я.

– А почему бы и нет? Он нуждается в жилье, он хороший человек. Мы хотим, чтобы у него была хорошая квартира, – такой был ответ.

– Но Бог не всегда дает то, о чем ты просишь, – не унималась я.

– Значит, без веры просишь, – ответила моя знакомая. – В Евангелии сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17: 19).

С момента этого разговора прошло много времени, но в моей жизни случались события, когда приходилось еще не раз мысленно к нему возвращаться. Действительно, Господь не всегда исполняет наши прошения, потому что иногда они бывают бессмысленным ребячеством, а иногда их исполнение может принести вред тебе или другим людям. Но кроме этих двух очевидных причин есть и еще одна сторона вопроса, гораздо более существенная и глубокая. Об этом подробно рассказывает митрополит Сурожский Антоний в книге «Школа молитвы»:

Когда наша молитва не получает ответа, мы сомневаемся – или в Боге, или в самих себе

«Бывает, что мы молимся Богу от всего сердца о чем-то, что со всех точек зрения как будто достойно быть услышанным, и встречаем одно молчание, – а молчание перенести гораздо труднее, чем отказ. Если Бог скажет “нет”, то со стороны Бога это будет все же положительной реакцией, а молчание есть как бы отсутствие Бога, и оно ведет нас к двум искушениям: когда наша молитва не получает ответа, мы сомневаемся – или в Боге, или в самих себе. В отношении Бога мы сомневаемся не в Его могуществе, не в Его власти сделать то, чего мы желаем, но в Его любви, Его участии. Мы просим о чем-то очень важном, а Он как будто не обращает внимания; где же Его любовь, Его сострадание? Это первое искушение».

Есть и другое искушение, о котором рассказывает митрополит Сурожский Антоний:

«Мы знаем, что, имея веру с горчичное зерно, мы могли бы двигать горами, и когда видим, что ничего не сдвигается с места, то думаем: “Может быть, это значит, что вера моя в чем-то порочна, неистинна?” Это опять-таки неверно, и на это есть другой ответ: если вы внимательно прочитаете Евангелие, то увидите, что в нем есть только одна молитва, не получившая ответа. Это молитва Христа в Гефсиманском саду».

На склоне Елеонской горы Господь останавливается в месте, где Он часто собирался с учениками. Взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Он удаляется для молитвы. Евангелисты указывают на то, что Христос три раза молился Отцу. Первый раз Он обращается с решительной просьбой пронести мимо чашу страданий: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня» (Мк. 14: 36). Ответа не было… Не получив ответа на эту молитву, Он начинает вторую, в которой изъявляет покорность воле Божией: «Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, то да будет воля Твоя» (Мф. 26: 42). На эту молитву также не было ответа. Он начинает молиться в третий раз и говорит то же слово. И вместо видимого ответа на молитву посылается ангел, который должен был ободрить Иисуса и придать Ему сил для перенесения предстоящих мук.

Митрополит Сурожский Антоний объясняет, что

«…кажущаяся неправда слов “все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Мф. 21: 22) находит ответ в Гефсиманской молитве Христа, а также отчасти у апостола Павла (Евр. 11: 36–40): Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Без сомнения, во всех этих обстоятельствах эти люди очень много молились, – молились, быть может, не об избавлении, ибо они готовы были жизнь свою положить за Бога, но о помощи; и все же им не было дано всего, чего они могли ожидать. Когда Бог видит, что у нас достаточно веры, чтобы выдержать Его молчание или чтобы принять муки – нравственные или физические – для большей полноты свершения Его Царствия, Он может молчать, и ответ на молитву будет дан лишь в конце концов, но совершенно иначе, чем мы этого ожидали».

На молитву Христа тоже был дан ответ. Но это был не непосредственный ответ Бога, Который мог бы пронести чашу мимо, о чем и молил Христос. Ответ был иной: Бог дал Христу силу принять Его волю, пострадать, совершить Свое дело, благодаря которому мир был спасен.

Страдание способно обогащать. Теперь ты можешь плакать с теми, кто плачет, ты можешь понять боль другого человека

Каждый человек в течение жизни вступает в свой Гефсиманский сад и восходит на свою Голгофу. И тогда, подобно Христу, ты молишься: «Господи, да минует меня чаша сия!» И, подобно Христу, ты не получаешь ответа на свою молитву. Ты просишь избавить от боли, но Он не избавляет, просишь исцелить тебя или твоих близких от болезни, но болезнь развивается, просишь изменить обстоятельства, но ничего не меняется. Однако именно в этот период тебе дается огромная возможность – чтобы твое сердце расширилось и почувствовало то, что чувствуют вместе с тобой тысячи, миллионы других людей на свете. Страдание способно обогащать. Теперь ты можешь плакать с теми, кто плачет, ты можешь понять боль другого человека. Когда мне встречается любящий, добрый, отзывчивый человек, тот, кто умеет слушать и слышать другого, первое, что приходит на ум: «Этот человек пережил что-то очень серьезное в жизни. Возможно, он много страдал, был чего-то лишен. И он правильно отнесся к своей боли. Именно поэтому он стал таким». Когда узнаешь человека ближе, узнаешь обстоятельства его жизни, оказывается, что так оно и было. Страдание учит любви, величию души, всепрощению, оно приближает к Богу. Это то, о чем говорит митрополит Сурожский Антоний: «Господь может молчать для большей полноты свершения Его Царства».

В Гефсиманском саду Господь претерпел тяжелейшее страдание.

«Но кто же, Господи, не нанося Тебе ран, так изранил Тебя? – вопрошает святитель Димитрий Ростовский, и сам же отвечает. – Это любовь, любовь крепкая как смерть к роду человеческому!.. Два чувства в это время боролись в святейшей душе Богочеловека, Спасителя нашего: это страх и любовь. Страх предстоящих ужасных мучений за грехи всего мира понуждает Его взывать к Отцу Небесному: “Отче, да минует Меня чаша сия!” А любовь жаждет этой чаши страданий, простирает к ней руку свою и говорит: Отче Мой!.. да будет воля Твоя! Силен страх, крепка любовь, и вот эти-то два чувства борются в Нем и обливают Его кровью!»

Господь показывает нам, как правильно преодолевать внутренний конфликт во время скорби. Человеческая природа противится скорбям, боли, смерти. Когда человеческая природа Христа обнаружила свою слабость и ограниченность, Он преодолел этот внутренний конфликт, подчинив Свое человеческое начало началу Божественному: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39). И дух Его укрепился, скорбь отступила.

А это слова святителя Филарета, митрополита Московского:

«Если и с нами случится искушение, станем пред изображением молящегося Иисуса, посмотрим на чашу, сходящую свыше, повергнемся в прах пред Отцом Небесным и скажем Ему словами Единородного Сына Его: “да мимо идет – и от нас – чаша сия; однако же не как мы хотим, но как Ты: да будет воля Твоя! И Отец Небесный услышит молитву нашу, как услышал Он моление Единородного, и спокойствие совести, тишина сердца будет для нас вместо ангела укрепляющего».

«Хочу, чтобы вы помнили, что мы всегда должны хранить неизменной свою веру и в любовь Божию, и в нашу собственную честную, правдивую веру», – говорил митрополит Сурожский Антоний.

Анна Четверикова
В статье использованы мысли и высказывания
архимандритов Софрония (Сахарова) и Андрея (Конаноса)

13 апреля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Я прощаю, потому что Ты дал мне такой закон – простить» «Я прощаю, потому что Ты дал мне такой закон – простить»
Фредерика де Грааф о митр. Антонии Сурожском
«Я прощаю, потому что Ты дал мне такой закон – простить» «Я прощаю, потому что Ты дал мне такой закон – простить»
Фредерика де Грааф о митрополите Антонии Сурожском и прощении
Грех – это болезнь. Когда у человека распад легких, мы не осуждаем его, потому что понимаем, что это болезнь. И грех – это то же самое.
Молитва в Апостольской Церкви (+ВИДЕО) Молитва в Апостольской Церкви (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Фаст
Молитва в Апостольской Церкви (+ВИДЕО) Молитва в Апостольской Церкви (+ВИДЕО)
Курс лекций о пастырстве. Встреча 7-я
Протоиерей Геннадий Фаст
«Поговори со мной на той скорости, на которой ты читал шестопсалмие», – «Я так не смогу!» – «А со Всевышним можешь?»
«Духовная жизнь – это наука» «Духовная жизнь – это наука»
Митрополит Лимасольский Афанасий
«Духовная жизнь – это наука» «Духовная жизнь – это наука»
Митрополит Лимасольский Афанасий о нечистых духах, молитве и посте
Помимо той благодати, которую мы получили от Христа, необходим и личный духовный вклад человека: молитва и пост.
Комментарии
Татьяна18 апреля 2023, 18:36
Да, протестантизм - это ересь. Но обычно протестанты об этом не знают. А Господь видит сердце человека и даёт ему по его вере.
Игорь Ковалев17 апреля 2023, 11:31
Татьяна 15 апреля//Протестанты исповедуют ересь, а ересь - это хула на Бога. Если бы Бог исполнял их просьбы, то этим укреплял бы их в ложной богохульной вере(простентатизме).Есть много случаев, когда по молитве к православным святым исполняются прошения иноверцев,но это для того,чтобы показать именно истинность Православия.
Татьяна 15 апреля 2023, 11:38
Спасибо за мудрые слова Антония Сурожского. Я думаю и протестанты, описанные в статье, с их чистой верой принимали всё от Господа, и радости и горести. Иначе они не были бы такими оптимистами. По такой искренней, детской вере, как у этих протестантов, Господь многое может дать.
Игорь Ковалев14 апреля 2023, 16:24
"Школу молитвы" Владыки Антония Сурожского смог прочитать только несколько листов и был в шоке. Полное противоречие святоотеческому учению о молитве. И примеры там , соответствующие, из молитвы инославных(католики,иудеи). Потом называл эту книгу "Школа прелести".А к словам Владыки Антония отношусь очень критически, лучше всё-таки изучать работы проверенных временем святых Отцов.
Игорь13 апреля 2023, 19:47
Интересно, а всё таки дал Бог пареньку квартиру, о которой он просил вместе с друзьями?
Маргарита13 апреля 2023, 09:49
Да. Все так и есть. Скорбь расширяет сердце, созидает в нем трещину - и сердце делается чувствительным к чужой боли. Имеется свой скромный, но - опыт. Всю жизнь была эгоистичной, зацикленной на себе, злой. И остаюсь такой, увы! Но... После некоторых нерадостных событий стала замечать, что люди вокруг больше не воспринимаются просто фоном. И помочь кому-то, и улыбнуться, и направить на другого, а не- себе. И душа наполняется тихой радостью - не сравнимой с бесконечными материальными угождениями себе. Так жизнь меняется после прихода в Церковь. Как, после этого, сомневаться, что Бог есть? Сомневаться, что Он любит нас и всем желает спастить и в разум истинный прийти?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×