В рамках Рождественских чтений прошла секция «Старый обряд в жизни РПЦ»

Москва, 3 февраля 2006 г.

1 февраля заседание секции «Старый обряд в жизни РПЦ: прошлое и настоящее» в рамках XIV Международных Рождественских образовательных чтений открыл епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), передает Благовест-инфо. Тема секции близка правящему архиерею епархии, на территории которой проживает много старообрядческих общин. Куратор секции – диакон Иоанн Миролюбов, доктор теологии, секретарь Комиссии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

Епископ Георгий приветствовал участников заседания, среди которых были священнослужители, представители старообрядных приходов Русской Православной Церкви, историки, филологи и издатели, специалисты по истории старообрядчества, студенты и аспиранты. Архиерей призвал к конструктивному и всестороннему изучению жизни старообрядчества и старообрядных приходов, к регулярному проведению церковно-научных форумов по этой проблематике. По его словам, это поможет «снять остроту проблемы» и достичь столь необходимого взаимопонимания в наше время.

С докладом «К созданию современной концепции старообрядных приходов РПЦ» выступил о.Иоанн Миролюбов. Он рассказал о том, как на протяжении XIX и ХХ вв. менялось отношение российского общества к старообрядчеству, которое было «одним из столпов существования России»; как в начале ХХ в. началось церковно-научное осмысление этого значения, а на Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. готовилась отмена клятв в отношении старообрядчества, но осуществить это удалось только в 1971 г. По словам о.Иоанна, современная точка зрения на старообрядчество полностью исключает отношение к нему как к «чему-то опасному для государственности», как к явлению, с которым, как в XIX в., надо бороться или вовлекать в какие-то «промежуточные формы». Сейчас нужно говорить о помощи старообрядчеству, о диалоге с ним.

О.Иоанн считает, что в современных условиях есть очевидная «внутрицерковная востребованность старины», что проявляется в тяге к традиционному укладу, знаменному пению, древним формам деревянного зодчества, использованию в богослужении древних архиерейских облачений. Это приводит к росту числа старообрядных приходов, особенно в крупных городах, где члены некоторых церковных общин сами проявляют тяготение к использованию элементов традиционной церковной культуры. Количество старообрядных приходов увеличивается и за счет старообрядческих общин (чаще – беспоповских согласий), которые переходят в лоно РПЦ, но хотят сохранить прежние особенности богослужения и старые книги. Об одном из таких приходов в Минске рассказал на заседании председатель правления прихода Вячеслав Клементьев. Подсчитать число старообрядных приходов пока не представляется возможным, т.к. их статус канонически не определен, и подобная статистика до сих пор не велась.

Как секретарь Комиссии ОВЦС МП видит перспективы старообрядных приходов? Важно, считает он, чтобы такие приходы были сегодня интегрированы в общецерковную жизнь, не изолированы от нее, но в то же время – и «не смешивались», чтобы не потерять свою идентичность. Хотелось бы видеть добрые отношения этих приходов РПЦ со старообрядческими общинами. Таким образом, все разнообразие старообрядных приходов могло бы стать своеобразным «мостом» между старообрядчеством и Русской Православной Церковью, что внесет свой вклад во врачевание ран церковного раскола XVII века. Для реализации этой концепции необходимо создать Патриарший центр древнерусской церковной культуры, где проводились бы комплексные научно-практические исследования древнерусской церковной старины, считает о.Иоанн.

Епископ Георгий поддержал идею создания такого центра, который, по его мнению, может принести большую пользу не только с научной точки зрения, но и особенно с практической – туда могут обращаться за консультацией архиереи и священнослужители, которые общаются со старообрядцами, ведут с ними диалог. «Нужна четкая, выверенная общецерковная позиция по многим вопросам, – убежден епископ Георгий. Выработке такой позиции в отношении старообрядчества поможет более широкая работа Комиссии ОВЦС МП, которая может иметь и специальные подкомиссии – по богослужению, книжности, знаменному пению и т.д.

На заседании секции прозвучал также целый ряд интересных докладов. Так, аспирант-историк Роман Майоров рассказал об истории поселения русских единоверцев в селении Майнос на территории Турции. Оказавшись в XVIII в. на канонической территории Константинопольского Патриархата, русские старообрядцы долгое время страдали из-за отсутствия священников, пока наконец во второй половине XIX в. для них не был поставлен единоверческий священник из Русской Церкви с разрешения Константинополя. С тех пор приход в Майносе стал получать из России священное миро, а священник – жалованье, что формально было прямым вторжением в дела Поместной Церкви. Однако Константинопольский Патриархат не понимал значения старого русского обряда и «не противился Русской Церкви – самой сильной из Поместных Церквей в мире», закончил Р.Майоров. Доклады активно обсуждались, и следующий выступавший – историк, главный редактор издательства «Алгоритм» Александр Знатнов поделился с Р.Майоровым информацией о последнем единоверческом священнослужителе из Майноса, который еще жив.

Сам же А.Знатнов представил доклад о типографии единоверцев, которая появилась в 1818 г. и просуществовала почти 100 лет, оставив значительный след не только в истории книгопечатания, но и в развитии богословской мысли. Типография не сразу завоевала авторитет в старообрядческой среде, но потребность в книгах возрастала, по качеству некоторые книги были даже лучше дониконовских, так как в типографии велась тщательная библиографическая работа. Постепенно старообрядцы стали покупать эти книги, выдирали из них «паспорт» или «выход» (выходные данные, напечатанные новым, «елизаветинским» шрифтом), кропили святой водой и служили по ним. Ученый призвал молодых исследователей собрать весь репертуар книг единоверческой печати и тщательно их исследовать.

Священник Алексий Гуторов, преподаватель Брянского духовного училища, сделал добротный историографический доклад, разобрав отношение к старообрядчеству в трудах известных церковных и светских историков: митрополита Макария, В.Ключевского, Н.Голубинского и других. Он рассказал также о практическом современном опыте взаимного общения своих прихожан и старообрядцев, между которыми царит уважение и понимание: старообрядцы даже присылают своих студентов учиться в Брянском духовном училище, а многие из них посещают храм РПЦ. С интересом были выслушаны и обсуждены доклады диакона Евгения Саранчи—клирика единоверческого храма, историка Владимира Карпеца, православного обозревателя Михаила Тюренкова и других.

3 февраля 2006 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×