Москва, 6 апреля
6 апреля 2006 года по завершении X Всемирного Русского Народного Собора в конференц-зале гостиничного комплекса "Даниловский" состоялась итоговая пресс-конференция. В ней приняли участие заместитель Главы Собора, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, заместитель Главы ВРНС, председатель Правления Союза писателей России В.Н.Ганичев, член Президиума Собора Н.Б.Жукова, член Бюро ВРНС, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин и ответственный секретарь Собора О.В.Ефимов, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП.
Комментируя по просьбе журналистов принятую на Соборе Декларацию и правах и достоинстве человека, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул, что идеи, положенные в основу документа, перекликаются с мыслью великого немецкого философа И.Канта о нравственном императиве в сердце человека. Этот факт, по его мнению, игнорируют те, кто поспешил подвергнуть резкой критике Декларацию и доклад митрополита Кирилла на открытии ВРНС, не ознакомившись ни с самим документом, ни с текстом осуждаемого ими выступления: "Когда философ Кант говорит о нравственном императиве, которым должен руководствоваться человек, это не вызывает критических отзывов ни со стороны традиционалистов, ни со стороны либералов, но когда о том же сказал православный иерарх на Всемирном Русском Народном Соборе, это было воспринято как вызов либеральной мысли и идее политкорректности".
Идея, послужившая основой принятой декларации, свидетельствует о том, что документ соответствует европейским культурным и духовным традициям, отметил председатель ОВЦС. "Ни одна страна, ни один народ не пережил в XX веке того, что вынесли наши люди. Однако после долгих лет несвободы, после страшного эксперимента, который был поставлен над нашим народом, став свободными и осознав многие неправды, которые совершались на нашей земле, мы делимся со своим народом и со всем миром философскими выводами из нашего трагического опыта. Мы формулируем идею человеческих прав и свобод, исходя из нашей истории, но находясь в культурном и духовном пространстве европейской цивилизации".
Владыка Кирилл подчеркнул, что документы Всемирного Русского Народного Собора стали важным вкладом в общественную дискуссию; его решения оказывают положительное влияние на ситуацию в стране. Многие положения документов, принятых участниками ВРНС, уже находят отражение в программах различных политических и общественных организаций. "Собор никогда не претендовал на то, чтобы его цитировали, на него ссылались, но если в программах партий и политических заявлениях различных организаций имплицитно присутствуют идеи, сформулированные Собором, мы считаем это положительным явлением", – сказал он, отметив также, что темы, которые поднимал ВРНС еще в начале своей деятельности 13 лет назад, сегодня широко обсуждаются различными общественными движениями и организациями.
В то же время митрополит Кирилл предостерег от соблазна триумфализма: "Мы со смирением оцениваем свой вклад в общественную жизнь. Наша главная задача состоит не в том, чтобы о Соборе много говорили, но чтобы выдвигаемые им идеи проникали в общественное сознание, укреплялись в нашем обществе".
Затронув тему русской цивилизации, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил, что под этим термином обозначается не только этническая общность, но и многонациональная и многокультурная цивилизация, сформированная русским народом. "Надеюсь, что заявления и решения Всемирного Русского Народного Собора будут способствовать тому, чтобы в нашей стране уважались все народы, все культуры, все религии и все языки, – сказал далее владыка Кирилл. – Мы – многонациональная общность, это особенность нашей страны, особенность нашей жизни. Никакие действия, направленные на то, чтобы исключить какой-либо народ из этой цивилизации, ослабить его влияние или поставить под сомнение его исторический вклад не будут иметь будущего, поскольку это не соответствует природе нашей общественной жизни".
Тема ксенофобии, национального радикализма была в центре дискуссии на Русском Народном Соборе, напомнил митрополит Кирилл. "Особенность русской цивилизации в ее многокультурности, в ее способности удержать в едином пространстве многочисленные этносы. Националистический радикализм может разрушить великий русский мир, построенный героическими усилиями наших благочестивых предков", – сказал владыка Кирилл.
В связи с этим он напомнил об опасности, которую представляет моральный релятивизм: "У каждого преступления есть нравственная, а точнее, безнравственная подоснова. Преступления, в том числе и те, что совершаются на национальной почве, всегда связаны с падением нравственности в обществе. Если мы раскрепощаем человеческий инстинкт, не обуздываем темные страсти, почему же потом удивляемся тому, что раскрепощенное темное начало в людях оборачивается против людей другой национальности, другой веры или другой культуры? Невозможно обеспечить в обществе локальный очаг благополучия: уничтожив мораль, нельзя добиться того, чтобы нравственные требования соблюдались в сфере национальных отношений. Если мы издеваемся над своими святынями, как это было в Москве и других городах мира, как же можем заставить людей уважать чужую нацию, не издеваться над национальными чувствами?" Своими решениями X ВРНС напоминает, что без заботы о сохранении нравственности невозможно построить общество свободных личностей. Закон без нравственной основы не работает, заявил митрополит Кирилл, приведя в качестве примера ситуацию в ЮАР, где граждане протестовали против законов, устанавливающих апартеид, поскольку они противоречили их нравственным убеждениям.
Митрополит Кирилл выразил обеспокоенность тем, что пристрастное освещение происходящих в России событий может сформировать искаженный образ России в мире. "Тем, то говорит об антисемитизме и ксенофобии в России, необходимо помнить, что именно советский солдат освободил мир от фашизма. Миллионы жизней наших воинов многих национальностей были отданы ради спасения своей страны и освобождения Европы; этой ценой было куплено в том числе и спасение еврейского народа от уничтожения", – отметил заместитель Главы ВРНС. Обвинять народ России в фашизме и антисемитизме – значит оскорблять память павших воинов, бросать тень на подвиг народа-победителя, считает он. "Я хотел бы, чтобы образ России был понятен миру. Нужно сделать все для того, чтобы злонамеренные силы не искажали этого образа", – сказал Владыка Кирилл, выразив надежду, что журналисты, которые пишут о России, способны преодолеть сложившуюся на Западе тенденцию ориентироваться только на односторонние, враждебно настроенные по отношению к ней источники информации.
По просьбе журналистов заместитель Главы ВРНС В.Н.Ганичев рассказал о движении "Добрые люди на доброй земле", съезд которого прошел в рамках Собора. В нем приняли участие более 500 человек. По его словам, главный принцип движения – творить добро, помогать нуждающимся.
Как сообщил В.Н.Ганичев, на открытии Всемирного Русского Народного Собора присутствовало более 1500 человек из многих регионов России и из-за рубежа, в пленарных заседаниях и работе секций участвовало около двух с половиной тысяч членов ВРНС. Прозвучало более 150 выступлений и докладов, в Бюро Собора поступило до 1500 комментариев и предложений.
Один из вопросов касался реакции некоторых правозащитников на решения Всемирного Русского Народного Собора. Как отметил владыка Кирилл, в Соборе участвовали представители целого ряда правозащитных организаций, а в решениях ВРНС ясно сказано о направлениях правозащитной деятельности, которые приветствуются Собором.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предположил, что отрицательная реакция на первый день работы Собора со стороны некоторых правозащитников проистекает от непонимания происходящей в рамках ВРНС дискуссии. Возможно также, что кое-кто проявляет волнение в связи с тем, что Церковь входит в ту сферу, в которой привык работать весьма ограниченный круг лиц и организаций. "Так получилось, что правозащитная деятельность в нашей стране была монополизирована людьми, разделяющими совершенно определенный взгляд на мир, человека, общество, государство. Полагаю, что в какой-то мере неудачи этого движения связаны с тем, что широкие массы людей, общественность воспринимали эту деятельность как не соответствующую их убеждениям и взглядам. Считаю, что такое дело, как защита человеческих прав, защита человеческого достоинства должна быть максимально приемлема для абсолютного большинства людей; только тогда эта деятельность будет иметь перспективу. Если же она будет связана в сознании людей с политической позицией очень небольших, а иногда даже маргинальных групп, тогда она обречена на неуспех".
По мнению митрополита Кирилла, несомненное достижение состоявшегося Собора состоит в том, что его участникам удалось сформулировать проблематику прав и свобод человека в категориях, доступных и близких абсолютному большинству населения России. "Возможно, тем самым мы открываем новую эпоху построения правового государства, в котором будет уважаться человеческое достоинство", – сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Председатель ОВЦС также отметил, что и на Западе, и в России не подвергается сомнению ценность прав человека, но наша страна, исходя из своего исторического опыта, делает акцент на нравственной составляющей этой проблемы. "Гармоничное соединение концепции прав человека с идеей нравственной ответственности даст возможность построения действительно универсальной системы ценностей, в которую будут включены как западная философская мысль, так и традиции христианства, ислама, буддизма, иудаизма, то есть великих религий, которые сформировали существующие сегодня цивилизационные модели, – заявил митрополит Кирилл. – Мы нуждаемся в такой системе прав человека, которая действительно могла бы быть стыковочным узлом между различными цивилизационными моделями. Тогда отпадает необходимость в процессе глобализации нивелировать культурные различия между цивилизациями, тогда глобализация не будет нести в себе угрозу унификации, тогда мы сохраним многообразие и красоту Божия мира".