Санкт-Петербург,
В Алексадровском зале Зимнего дворца 27 сентября открылась выставка «Лауриц Туксен. Придворный художник. Произведения из собраний Дании и России», приуроченная к перезахоронению праха императрицы Марии Федоровны из собора Богоматери в Роскилде (Дания) в Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.
Как сообщили в пресс-службе Эрмитажа, на выставке представлены шестнадцать работ Лаурица Туксена (1853 – 1927).Значительное место среди них занимают произведения,в которых Туксен запечатлел важные события истории России. «Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны» и «Коронация Николая II» — две темы, к которым художник неоднократно обращался.
Представленные на экспозиции полотна интересны тем, что дают возможность ознакомиться с различными стадиями работы художника над картиной: эскиз (на примере «Венчания» из частной коллекции в Дании), моделло («Венчание» из Эрмитажа и две версии «Коронации» из Копенгагена и Санкт-Петербурга), законченный вариант «Коронации» — шедевр Туксена из Государственного музея-заповедника «Павловск».
Центральная фигура выставки — Мария Феодоровна, дочь Кристиана IX, супруга Александра III, мать Царя-мученика Николая II — представлена на трех полотнах на сюжет «Коронации Николая II» и на этюдах к «Фреденсборгскому портрету», представляющий собой групповой портрет многих монархов Европы и насчитывающий изображения тридцати двух персонажей.
Сам «Фреденсборгский портрет» на выставке не демонстрируется, однако представлен эскиз общей композиции к нему. Кроме этого, в группу эскизов входит «Детский портрет Николая II» (1883), на котором цесаревич изображен в пятнадцатилетнем возрасте. «Портрет императора Александра III, императрицы Марии Федоровны и великого князя Михаила Александровича» (1884), на котором фигуры показаны в натуральную величину, также может рассматриваться как подготовительная работа к «Фреденсборгскому портрету».
Выставка будет открыта до 14 октября.