Москва, 7 ноября 2007 г.
Священный Синод Русской Православной Церкви выступил с заявлением в связи с решением Румынской Православной Церкви об учреждении ее епархий на территории Молдавии и Украины, сообщает Служба коммуникации ОВЦС
Священный Синод с глубокой озабоченностью и скорбью воспринял известие о решении Румынской Православной Церкви учредить на канонической территории Московского Патриархата три епархии с центрами в городах Бельцы, Кантемир и Дубоссары. Этот шаг Священного Синода Румынской Церкви представляет собой попрание самих основ церковного строя, противоречит священным канонам Церкви и наносит великий ущерб как взаимным отношениям двух Патриархатов, так и православному единству в целом. Как известно, 8 правило I Вселенского Собора недвусмысленно запрещает поставлять двух епископов во граде, то есть на одну кафедру. А на учреждаемых Священным Синодом Румынской Православной Церкви новых кафедрах в Бельцах и Дубоссарах состоят законно поставленные православные епископы, и названия упомянутых городов содержатся в титулах епархиальных архиереев Православной Церкви Молдовы. В отношении же «епархии Южной Бессарабии» с кафедрой в Кантемире постановление Священного Синода Румынской Православной Церкви сообщает, что в состав ее территории входит «бывшая Белгород-Днестровская и Измаильская епархия», то есть область, находящаяся в составе Украинской Православной Церкви и имеющая епископов, именующихся по названию данных городов. Пытаясь утвердить свою власть в чужих пределах, Священный Синод Румынской Православной Церкви нарушил целый ряд священных канонов, утвержденных святыми отцами Церкви на Вселенских и Поместных Соборах. Так, согласно 2 правилу II Вселенского Собора, 8 правилу III Вселенского Собора, 13 и 22 правилам Собора Антиохийского, епископ не вправе простирать свою власть на епархию иную, а областной епископ (также и Патриарх) – на церкви за пределами своей области. Нынешнее решение Священного Синода Румынской Церкви продолжает и усугубляет антиканоничность его прежнего постановления от 19 декабря 1992 года о «возобновлении деятельности в Республике Молдова митрополии Бессарабии». Данное образование ранее было учреждено Румынской Православной Церковью в 1918 году, когда после занятия румынскими войсками области между Днестром и Прутом Кишиневская епархия, с 1813 года учрежденная Святейшим Синодом Русской Православной Церкви, была произвольно, в одностороннем порядке включена в состав Румынской Церкви под наименованием «Бессарабской митрополии», причем несогласные с таким постановлением православные архиереи были изгнаны из Бессарабии. Дважды в 1918 году Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, в своих посланиях Священному Синоду Румынской Церкви выражал решительный протест против этого незаконного деяния, призывая решить спорный церковный вопрос путем надлежащих канонических сношений между Русской и Румынской Церквами и при участии клира и церковного народа самой Кишиневской епархии, однако этот братский призыв святителя-исповедника остался без ответа. И лишь в 1940 году Кишиневская епархия была восстановлена в лоне Русской Православной Церкви. Деятельность «Бессарабской митрополии» в ведении Румынской Церкви на недолгое время была возобновлена в годы нацистской оккупации страны (1941–1944), после чего вновь вступила в свои права Кишиневская епархия в составе Русской Православной Церкви. 14 мая 1945 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Блаженнейший Патриарх Румынский Никодим обсудили на встрече в Бухаресте вопрос о статусе Православия в Молдавии, причем юрисдикционные права Русской Православной Церкви отнюдь не оспаривались, как и в последующие сорок семь лет. Это обстоятельство не оставляет сомнений в канонической противоправности решения о возобновлении деятельности «Бессарабской митрополии» в 1992 году, поскольку по истечении тридцатилетнего срока не могут возбуждаться новые споры о принадлежности приходов, согласно 17 правилу IV Вселенского Собора. Нынешнее объявление о создании параллельных епархий на территории существующих епархий Православной Церкви Молдовы и в Украинской Православной Церкви порождает серьезную тревогу у православных верующих и создает новую угрозу для межнационального согласия в регионе, где издавна совместно проживают разные народы. Особое недоумение при этом вызывает учреждение Румынским Патриархатом в составе «Бессарабской митрополии» епархии Дубоссарской и всей Транснистрии (Приднестровья), так как хорошо известно, что земли по левому берегу Днестра никогда не являлись частью исторической Бессарабии. Беспокойство народа Божия усугубляется недавними заявлениями Преосвященного Петра в средствах массовой информации о том, что он ожидает «благоприятного времени», когда «поменяются границы» и «переместятся в соответствующие украинские города» епархии Хотинская, Белгород-Днестровская и Измаильская в составе возглавляемой им «Бессарабской митрополии». В недавнее время иерархи, представляющие Русскую Православную Церковь, участвовали как в погребении Блаженнейшего Патриарха Румынского Феоктиста, так и в торжествах интронизации Блаженнейшего Патриарха Даниила, искренне разделяя и скорбь, и радость Церкви-Сестры. Выраженная в посланиях Предстоятеля Русской Православной Церкви надежда на скорое восстановление диалога, который мог бы устранить все препятствия, мешающие столь необходимому для наших пастырей и верующих полноценному сотрудничеству двух Церквей, казалось, встречала поддержку и новоизбранного Предстоятеля Церкви Румынской. Тем большую печаль и недоумение вызывает постановление Священного Синода Румынской Православной Церкви, принятое менее чем за месяц до назначенной братской встречи в Москве, на которой планировалось обсуждение широкого круга вопросов. Заявляя решительный протест против нового вторжения в свои канонические пределы, Русская Православная Церковь призывает Священный Синод Румынской Православной Церкви отменить принятые им постановления, не только разрушающие наметившиеся перспективы сотрудничества двух Патриархатов, но и неизбежно влекущие за собой хаос в мировой православной семье. В создавшейся крайне тяжелой ситуации Московский Патриархат, тем не менее, сохраняет со своей стороны приверженность диалогу, направленному на достижение церковного согласия посредством пересмотра решений Священного Синода Румынского Патриархата в свете неизменных канонов Церкви. |