Москва, 15 ноября 2007 г.
Преднамеренное исключение Московского Патриархата из православно-католического диалога лишает этот диалог всей полноты мнений и легитимности, считает представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион.
"Это уже не будет православно-католический диалог, а будет диалог Ватикана лишь с некоторой частью Православной Церкви. И я не уверен, что все Православные Церкви примут результаты такого диалога", - заявил владыка Иларион в интервью "Интерфаксу" в четверг.
По его словам, "без Русской Церкви, численность которой превышает численность членов всех остальных поместных Православных Церквей вместе взятых, будет трудно сохранять впечатление, что в диалоге участвует полнота Православной Церкви".
Таким образом собеседник агентства прокомментировал недавнее заявление сопредседателя Смешанной православно-католической богословской комиссии митрополита Пергамского Иоанна (Константинопольский Патриархат) о том, что уход Московского Патриархата с октябрьского заседания комиссии в Равенне демонстрирует лишь "авторитаризм" и "самоизоляцию" Русской Церкви, а также слова католического члена комиссии, консультанта Римской курии священника Димитрия Салахаса о том, будто данный уход "не оказывается помехой для прогресса диалога".
Делегация Московского Патриархата во главе с епископом Иларионом в октябре этого года покинула заседание в Равенне, выразив протест против участия в нем представителей т.н. "Эстонской апостольской церкви", созданной в 1996 году Константинопольским патриархатом на канонической территории Русской Церкви.
В интервью агентству владыка Иларион не исключил, что "равеннский инцидент" был "специально подстроен", чтобы, на время исключив Московский Патриархат из православно-католического диалога, "принять в его отсутствие необходимые формулировки, а затем поставить нас перед фактом: новая модель церковного устройства принята, и вы должны к ней подключаться".
По его словам, в последнее время митрополит Иоанн "начал озвучивать точку зрения, согласно которой понятие "примата чести" противоречит церковным канонам: по его мнению, каноны признают лишь один примат - реальной власти" Константинопольского Патриархата.
"Именно этим приматом он (митрополит Иоанн - "ИФ") хотел бы наделить Константинопольского Патриарха. И формат Смешанной православно-католической комиссии как нельзя более подходит для выработки такой принципиально новой модели церковного устройства", - считает собеседник агентства.
Однако Русская Православная Церковь, по словам владыки Илариона, признает за Константинопольским Патриархом "примат чести, но отнюдь не примат власти: он не имеет прямой юрисдикции над предстоятелями и епископами других поместных Церквей, а лишь занимает первое место в ряду предстоятелей, когда они собираются на совместное служение".