Из книги преподобного Нила Синайского "Путь к добродетели", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Авксентию, ходатаю по делам
Выводит на свет тень смертную (Иов. 12, 22), то есть Бог привел в ясность и всем обнаружил скрывавшееся прежде внутри естество греха. Но, слыша о естестве, не подумай, как предполагают иные, будто бы грех есть какое-то живое разумное существо. Ибо грех обыкновенно и начинается, и снова прекращает свое бытие в человеческом произволении.
Авксентию
Будучи прекраснейшим творением человеколюбивейшего Бога, Который хочет всем человекам спасения, не ропщи, не отчаивайся, но надейся улучить спасение, никак не переставая сам делать добро и никогда чего-либо видимого не предпочитая спасению души. Ибо для самых маломощных немаловажно взойти хотя на одну ступень лестницы добродетелей и стать пока сколько-нибудь выше земли.
Авлавию, нотариусу
Кто поет на ухо глухому, тот поет напрасно; и кто говорит от Писания тебе, который исполнен неразумия и при бодрствующем теле спишь, тот тратит слова.
Адриану
Просив многократно у Бога и не получив просимого, не изнемогай и не приходи в отчаяние, но, возобновив свои прошения пред Богом, неотступно приступай ко Владыке; потому что в нуждах дерзновенная неотступность предпочитается стыдливой уклончивости. Ибо по неотступности его дано ему будет сколько просит, как сказал Господь (Лк. 11, 8).
Аглаофонту, попечителю
Когда человек изнеможет наконец, смотря, что несправедливо ненавидящие и расхищающие усиливаются и делаются властелинами, когда уже утратит он надежду, не имея у себя помощника, тогда увидит и защиту, и помощь, чудесно подаваемые ему с неба. Поэтому не переставай молиться и надеяться.
Аглаофонту
Сказано: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6); и еще некто из святых сказал: бых язвен весь день моей жизни (Пс. 72, 14). Итак, чему же дивишься, видя, что святые мужи страждут различными болезнями, терпят нищету, печали и бывают презираемы.
Акиле, бывшему ипату[1]
Прежде Господня дня старайся предварить Небесного Судию и исхить себя из геенны. Если хочешь, чтобы вышний Владыка уступил тебе тысячи талантов, прости сорабу своему сто пенязей (см.: Мф., гл. 18); а сорабом твоим называю служителя твоего, потому что и у него есть Господин на небе.
Ему же
Не надобно отчаиваться и терять надежду при всяком вообще грехопадении, но надлежит сознаться во грехе и исповедаться, потому что отчаивающиеся в себе сопричисляются к нечестивым.
Акиле
Пишешь: какое продолжение времени может быть достаточным к успеху в том, чтобы не клясться. Не думаю, чтобы потребовалось десять дней для избавления себя от этой привычки. Но если и после десяти дней окажемся клянущимися, то наложим на себя наказание, и наказание весьма тяжкое, определим, чем заглаждать каждое прегрешение. Чем же именно? Тем, чтобы падшему не оставаться в падении, но в покаянии искать спасения, как Ламех, как блудный сын, как разбойник, висящий на кресте, чрез одно слово веры сделался обитателем рая.
Акилину
Если враги жизни нашей, демоны, никогда не утомляются и не перестают тревожить и искушать нас, и строить нам козни, и делать на нас нападения, то и мы должны не лениться, не унывать, не утомляться и непрестанно призывать на помощь себе досточтимое имя Христово, а сим мучить и сокрушать сокрушающих нас; потому что молитва верных — великое истязание, сокрушение и страх лукавым духам.
Александру
Знай, что чем больше болеешь ты плотью и чем более разнообразные скорби и наказания посылает на тебя Господь, тем в большей мере оказывается Он простирающим к тебе искреннюю любовь.
Алкивиаду, схоластику
Пишешь ты мне, что весьма любишь смиренномудрие и желаешь узнать способ, как достигнуть такой богочтимой благодати. Поэтому, если угодно тебе избежать этого пустого и богопротивного надмения гордыни, сделаться же обладателем блаженного дара, то не оставляй в небрежении ничего содействующего к этому, но охотно упражняйся во всем, что служит к усовершению в том. Ибо душа обыкновенно уподобляется тому, чем бывает занята; и что всегда делает, то и отпечатлевает на себе, тот вид и принимает на себя. Поэтому и наружность, и одежда, и поступь, и седалище, и пища, и постель — словом сказать, все да будет у тебя доведено до умеренности, а также и речь, и телесное движение, и беседа с ближним да клонятся больше к скромности, а не к надмению. Будь добр и кроток перед братом, незлобив перед противниками, человеколюбив и сострадателен к уничиженным, готов успокоить и утешить больных, посетить всякого человека, когда он в страданиях, трудах, скорбях, вообще никого не презирай, в разговоре будь приятен, в ответах ласков, во всем благожелателен, для всех доступен.
Амвлиху, попечителю
Для чего утруждаешь себя, человек, и утомляешь без конца? Для чего рвешься в лживую суету? Окаянным и неблаженным называется такой образ мыслей у божественного пророка. Ибо говорит: блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная (Пс. 39, 5). Разве мы сами совершаем то, что нужно для нашей жизни? Все домостроительствует Бог; и человеческое старание, если нет ему Божией помощи, по необходимости не достигает конца, Божие же домостроительство и без человеческого содействия подает совершенные блага. Поэтому доброе дело — возлюбить добро. Что же такое добро? Не то ли, чтобы, укоренившись и укрепившись в твердой и нелживой вере, всю заботу и все попечение возвергнуть на Господа?
Болезненное состояние, с крайней для тебя опасностью постигшее твое тело, по злоумышлению диавола, не было нам неизвестно, а также и то, что приключилось это с тобою по Божию смотрению, чтобы ты во всей ясности познал и неистовую злобу врага, и попечительность Христа, Который тебя, как преданного раба, скоро избавил от болезни.
Антонию, схоластику
По Божию приговору израильтянам, перешедшим Чермное море, вменяется это в крещение, хотя они и не были крещены. Так, угодно было Богу и второго по рождению Ефрема назвать первородным и предпочесть старшему Манассии, чтобы мы доискивались значения всего этого.
Ему же
После закона Моисеева показано нам введение лучшего упования, которое может приблизить нас к Богу. Итак, по слову Иакова, приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам (Иак. 4, 8). Но народ иудейский не восхотел упованием и верою приблизиться и прилепиться ко Господу, почему Давид сказал: гнев взыде на Исраиля: яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его (Пс. 77, 21, 22). Да и Сам Бог изрек также устами Исаии: народ… языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня (Ис. 29, 13).
Хотя и думаешь о себе, что ты весьма разумен, сделаешься каким-то блеющим и бессловесным, если откажешься от служения Богу, вовсе не захотев внимать Ему благопокорным слухом, между тем как охотно приклоняешь ухо к врагу, к погибели своей усердно возлюбив неестественного владыку, непрестанно выполняешь повеления его. Хорошо закон еврейский повелевает рабу, возненавидевшему свободу, провертеть шилом ухо (см.: Втор. 15, 17), как бы в знак того, что, слыша неестественным уже отверстием уха, никогда не примет он слова о свободе. Это самое, как видим, сделано и тобою, потому что стал ты вечным рабом сатаны, возлюбив его и настоящую жизнь, и не хочешь никогда, даже хотя однажды, ни послушать Божественного Писания, ни подумать о будущем веке.
Ариклу, председателю
Бог и Господь всяческих Иисус возлюбившим явление Его обетовал венец правды (2 Тим. 4, 8). Что же такое сказанный венец, как не совершенная, без сомнения, правда, и святость, и нетление, и непреложность, и бессмертие, и вечное услаждение?
Аркадию, императору
Как же желаешь увидеть Константинополь избавленным от частых землетрясений и запалений небесным огнем, когда в нем совершаются тысячи нелепостей и великой свободой пользуется порок, изгнан же из него столп Церкви, свет истины, труба Христова, блаженнейший епископ Иоанн[4]? Как же вызываешь и меня приносить молитвы о городе, колеблемом Божиим гневом и ежедневно ожидающем громовых свыше ударов, когда я сам попален огнем горести, потрясен помыслами и мысль во мне убита чрезмерностью того, что в настоящее время сделано в Византии беззаконно?
[1] Ипат — градоначальник.
[2] Комит — титул многих византийских должностных лиц. Его часто носили высшие офицерские чины.
[3] Заседатель (асессор) — в Римской империи должностное лицо, облеченное судебной
властью.
[4] Святитель Иоанн Златоуст в 404 году был
сослан в Кукуз (Армения), где пробыл два года. Оттуда был отправлен в Питиунт (Пицунду), по дороге в которую скончался в Команах