Из книги преподобного Нила Синайского "Путь к добродетели", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
Агафону, епископу
Люди, не зная, может быть, будущего, отчаиваются в спасении тех, которые живут до безмерности порочно. Бог же не оставляет надежды, пока не умрут они, но, взирая на последующее, тем более их увещевает и призывает.
Анастасию, епископу
Светило великой Византийской Церкви или, лучше сказать, целого мира, дивный иерей Иоанн, как прозорливый, многократно видел, что дом Господень во всякий почти час, особливо же во время Божественной и бескровной жертвы, не бывает оставляем Ангелами или лишаем их попечения. Почему, исполненный удивления и радости, наедине рассказывал о сем близким из духовных друзей своих. Как скоро иерей, говорил он, начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные силы, во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, с преклоненным долу лицом, в благоговении, великом безмолвии и молча окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства. Потом, разошедшись по всему досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся в храме епископам, пресвитерам и диаконам — всем, раздающим Тело и честную Кровь. Пишу же сие, чтобы, познав, сколько страшного в Божественной литургии, и сами, утратив сей Божественный страх, не предавались нерадению, и кому-либо другому не дозволяли во время проскомидии беседовать и шептаться, или смело подавать другим знаки, или стоять, качаясь со стороны на сторону, туда и сюда озираясь, или беспечно и запросто ходить с места на место. Ибо Господь говорит Моисею, а чрез него и всем иереям: благоговейны, а не небрежны сотворите сыны Израилевы (Лев. 15, 31).
Вевиану, епископу
Злостраданиями пресекать и приводить в бездействие возбешение плоти и воспламеняющееся в теле сластолюбие божественный апостол называет телесное упражнение. Благочестие же, говорит он, на все полезно (1 Тим. 4, 8); и оно действительно таково, потому что при содействии Божием может совершенно уничтожить страстные воспоминания и приобрести наконец постоянную чистоту ума.
Евфимию, епископу
Сатана во всякое время старается затруднить душу в стремлении к лучшему, а наиболее во время молитвы употребляет многие способы и внушает тысячи помыслов, отвращая ум от предположенного и приводя его в кружение и парение, чтобы человек с пустыми недрами отступил от Всесовершенного. Ибо в точности знает лукавый, что великие дела возможно совершить тому, кто без развлечения молится Богу, и потому каким бы то ни было, разумным или неразумным, способом усиливается привести ум в кружение. Но мы, зная это, будем противоборствовать нашему врагу и, когда станем на молитву или преклоним колена, не дозволим войти в сердце наше ни одному помыслу, белому, черному, десному и шуиему, основанному и не основанному на Писании, кроме одного молитвенного возношения к Богу и с небес нисходящего озарения и просветления в нашем владычественном [уме]. Поэтому, отринув всякий повод к развлечению, и леность, и уныние, и всякий благовидный предлог, трезвенно и с горячностью посвятим себя великому делу молитвы, которое есть корень бессмертия.
Евфимию, епископу
Бегать должно раболепства, угодливости и невоздержания в пище, но более со скромностью, с рассуждением, со страхом Божиим и с благодарностью надлежит касаться предлагаемого.
Елевферию, епископу
В день суда сами будем своими обвинителями, обличаемые собственною совестью. Поэтому в этой крайности найдем ли иную какую защиту или помощь, кроме одной веры в человеколюбивейшего Господа Христа? Вера сия великая наша защита, великая помощь, безопасность, и дерзновение, и ответ для сделавшихся безответными по несказанному множеству грехопадений. Ибо, во время нашего борения и безмерного страха, памятование о возлюбленном Владыке Христе и твердо укоренившаяся и непоколебимая вера в Него, представ, подобно некоему благоприветливому, мирному, светлому и кроткому Ангелу, отгоняют трепет и стыд, исполняют благодушия и отчужденного делают присным Богу. Поэтому в таком значении понимай те апостольские слова, смысл которых желал ты дознать, а именно: мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие... в день, когда... Бог будет судить тайные дела человеков (Рим. 2, 15, 16).
Марианну, епископу
Во всем можно находить великое домостроительство благого Владыки о рабах Его, так что, если что кажется горестным и не во всем соответствует их желанию, то и это к пользе многих домостроительствуется неудобозримою премудростию Господа, по неисследимым судам Его. Но противостань искушениям, которые ныне, наподобие бури, восстают на нас, и увенчай себя, отец, молясь обо мне.
Олимпию, епископу
Не будь жесток, чтобы не испытать на себе Божия гнева, хотя и представляется тебе, что ты пламенеешь ревностию богочестия. Ибо и блаженнейший Иона великую горячность ревности смягчил при помощи кита. Поэтому смотри и ты, чтобы за несострадательность не быть когда-нибудь преданным киту, какому-либо неожиданному и несносному искушению. А под китом разумею теперь диавола. Но чтобы не показалось, будто бы преступаю меру, перескажу кратко древнюю историю, и может быть, убедишься щадить немощных душою. Был один епископ Карп*, современный апостолам. При нем два юноши, обратившись от еллинской прелести и от внешних училищ, приступили к Церкви Христовой и по прошению сподобляются Божественного крещения. Но немедленно, дознав о сем, возросшие вместе с ними раз <...>** пренечестивые и негодные. Когда же говорил он это, вот открывается весьма страшное и поразительное зрелище. Христос снисходит с неба, и огненные змеи обращаются в бегство, а Он, с благоволением и великою кротостию появ юношу, выносит из бездны и полагает на земле, показывая сим спасение их. Ибо действительно впоследствии, обратившись, оказались великими христианами. Укоряет же Христос Карпа за угрюмость и жестокость, а равно и за то, что без сострадания с твердостью произнес проклятие. Поэтому, зная сие, епископ, не предавай немилосердно анафеме, не изгоняй навсегда из Церкви людей, по увлечению прилагающихся к нечестию, Филимона и Сосандра, но лучше, по правилам святых апостолов, отлучив от Церкви на узаконенное время, обличай, вразумляй, увещевай, понуждай, изливай на них милосердие Христово, утешай, обновляй, подкрепляй, омывай их собственными их воплями и слезами, украшай постами, просветляй многими бдениями, прикрывай молитвами, когда обнажены от богочестия по злобе диавола и по злоумышлению беззаконных людей, посевай в них добрые надежды, когда они просят, умоляют, подают милостыню и умилостивляют единого благоутробного, человеколюбивого и преисполненного щедрот Спасителя нашего Христа.
Павлу, епископу
Нимало не смущайся, когда зловредные демоны во время молитвы, наиболее распаляясь гневом, наводят на душу полчище непристойных помыслов. Ибо и самые лютые змеи наиболее раздражаются и приходят в сильнейшее движение, когда слышат произносимый на них заговор. Так, самым сильным, действенным и страшным заговором служит для демонов трезвенная молитва. И как в то время, когда какой-либо праведный и благочестивый человек приходит к одержимому духом, он в большем бывает смятении, так, когда поем псалмы и молимся, демоны, мучимые и утесняемые, как бы от нашествия на них какого-либо праведного и неприязненного им мужа, опаляемые богочестивым нашим делом, мятутся и наиболее тогда неистовствуют и, будучи не в силах сделать что-либо большее, как разжженными стрелами, мучат нас недозволенными помыслами. И если только не прекратим молитв и псалмопений, то в непродолжительном времени увидим, что они исчезнут пред нами, как дым.
Тимону, епископу
Ни в каком случае не станем умолять Бога об избавлении нас от Его обличений и наказаний и не будем отвращаться от Отца духов, чтобы за кратковременное о чем-либо нерадение и малодушие не утратить нам оное вечное, неотъемлемое, на небесах уготованное нам наследие и непрекращающееся веселие.
Ему же
Поскольку пишешь мне, что весьма угодны и приятны тебе мои писания, то прими теперь и святого Давида, который, вместо горестей настоящего века, благовествует тебе непрекращающееся радование. Ибо говорит: блажен человек, егоже аще накажеши, Господи (Пс. 93, 12); во вся дни будущие возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая (Пс. 89, 15); и: потоком сладости Твоея напоиши (Пс. 35, 9) нас, надеющихся на защиту крыл Промысла.
Филагрию, епископу
Умертви, прошу тебя, телесные свои члены; если можно, все иждивай духу, не медли вступить на путь тесный и проходимый немногими. Сделайся смиренным и возвышенным, смертным и бессмертным, земным и небесным, наследником Богу, сонаследником Христу. Да будут у тебя непрерывная молитва, благообразное, неослабное и единомудренное псалмопение, поучение в словесах Божиих, частое преклонение изможденных колен, бодрствование души и тела со слезами, очищающими привнесенную, как вероятно чувствами, скверну, вспомоществование утружденным, попечение о бедных, пища, одежда и питие им. Ибо, если найдется у тебя все это и подобное этому и ежедневно будет приумножаться и возрастать, то не праздным и бесплодным представит оно тебя Христу, Богу всяческих, в день мздовоздаяния.
Филимону, епископу
Во время приражений врага расслабевать, рассеваться, не памятовать с строгим образом мыслей о страшных судах Господних, но предаваться удовольствиям и уступать воле плоти значит упасть из решетчатого окна и заболеть самою трудною душевною болезнью, которая гораздо мучительнее телесного недуга. Ибо сказано: Охозия же упал чрез решетку с горницы своей… и занемог смертельною болезнию (4 Цар. 1, 2), то есть царственный ум пал в мысленную смерть деятельного греха.
Филону, епископу
И у самих вас достанет сил живущим в монастыре вашем дать каждому должные правила. Но поскольку в письме своем упоминали вы о пище, прося сообщить свое о сем мнение, то признаю за лучшее, так как телесное сложение бывает различно и одни больны, а другие здоровы, установить пищу неодинаковую, каждому лицу сообразную, и здоровым в удовлетворение потребности предлагать овощи грубые, а немного больным в утешение их — овощи садовые, крайне же изнемогшим и обессилившимся в подкрепление сил давать в меру и мяса.
Феодулу, епископу
Уважь хотя имя свое! Сан священства, как видно, стал правом на самоуправство, когда ты с неистовством бьешь и обираешь людей свободных, не делающих ничего худого. Где же дать место великому Павлу, который постановил закон: епископ должен быть… не гневлив... не бийца, не корыстолюбец (Тит. 1, 7)? А ты, гнусного ради прибытка, обижаешь и гонишь всех.
Продолжение следует...
|